4.4. Обоснование предложений по территориальному планированию, этапы их реализации

В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации территориальное планирование является основным средством управления процессами развития территории муниципального образования и представляет собой деятельность по разработке системы взаимосвязанных документов территориального планирования, градостроительного зонирования и документов по планировке территории, создаваемых для обеспечения устойчивого развития территории города Омска.

В документах территориального планирования определяются критерии и условия обеспечения перспективного развития территории муниципального образования, сохранения природных ресурсов, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, защиты территорий от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, сохранения культурного наследия.

Согласно действующему законодательству документы территориального планирования, градостроительного зонирования, документация по планировке территории являются основой регулирования земельных отношений.

Поскольку генеральный план, правила землепользования и застройки, а также документация по планировке территории являются документами, определяющими стратегию оптимального развития муниципального образования, органы местного самоуправления в соответствии с действующим российским законодательством должны располагать указанной документацией. Перечисленные документы являются обязательными для исполнения всеми участниками градостроительной деятельности.

Генеральный план как документ долгосрочного планирования реализуется совокупностью краткосрочных и среднесрочных мероприятий, взаимосвязанных по срокам, финансированию и организации работ.

Проект реализации генерального плана выполняется в соответствии с действующим Градостроительным кодексом в течение 3-х месяцев после его утверждения.

Как следует из долгосрочной программы формирования в перспективе урбанизированного каркаса расселения, приоритетным центром развития региона остается по-прежнему город Омск в составе малой омской агломерации.

В настоящей редакции генерального плана на расчетный срок до 2025 года численность населения определена до 1200 тыс. человек.

Тем не менее, город Омск обладает как производственным, так и территориальным потенциалом для дальнейшего развития в более отдаленной перспективе.

Только в современных границах города Омска, при выносе действующего аэропорта в район села Федоровка (к северу от города), с учетом необходимой реконструкции ветхого и морально устаревшего жилого фонда в правобережной части, потенциально можно расселить 1500–1600 тыс. человек.

При этом полностью, в качестве стратегического резерва, сохраняется южное направление развития города как наиболее благоприятное в экологическом плане.

Предпосылки градостроительного развития города Омска как областного центра субъекта Российской Федерации определяют:

  • выполнение городом Омском функций областного центра, в том числе путем создания условий для размещения и функционирования в городе региональных органов государственной власти, для проведения региональных и государственных мероприятий, для развития комплексов и систем городской инфраструктуры, обслуживающей и региональные нужды;
  • выполнение городом Омском функций делового, промышленного, культурного и научного центра регионального значения путем создания условий для функционирования и развития региональных организаций науки, культуры, высшего и среднего специального образования, предприятий, выполняющих государственный оборонный заказ; для развития инфраструктуры предпринимательской деятельности и современного бизнеса; для сохранения, реставрации и воссоздания объектов культурного и природного наследия;
  • исторически сложившееся единство природного комплекса, хозяйственного комплекса, системы расселения и поселений, систем транспортной и инженерной инфраструктуры Омской области, в том числе исторически сложившаяся роль города Омска как центра Омской области;
  • наличие общности интересов жителей города Омска и Омской области, осуществляющих свою жизнедеятельность в едином регионе;
  • взаимодополняемость потенциалов города Омска и Омской области в создании благоприятной для населения Омской области среды жизнедеятельности и условий его устойчивого развития — потенциала города Омска для обеспечения рабочих мест, обслуживания, образования, культурных функций; потенциала Омской области для воспроизводства природных ресурсов, отдыха и туризма, строительства жилья, развития системы расселения и поселений.

Генеральный план города Омска и мероприятия по его реализации разрабатываются на долгосрочный период, продолжительность которого в современных российских условиях принимается обычно равной 15–20 лет.

Долгосрочное проектирование необходимо для проведения долгосрочного планирования развития города, перспективной земельной политики и определения крупномасштабных мероприятий, которые не могут быть оправданы в рамках краткосрочного и среднесрочного проектирования.

В условиях быстро меняющихся социально-экономических обстоятельств в стране и в мире генеральный план и мероприятия по его реализации носят характер общего ориентира, определенность и точность которого уменьшается по мере удаления во времени от стартовой сегодняшней ситуации. В условиях реального бюджетного финансирования необходимо периодически корректировать планы мероприятий по составу, параметрам, срокам и т.д.

Каждые 5 лет следует осуществлять корректировку генерального плана (его актуализацию), которая равносильна разработке нового генерального плана. При этом проект вновь делается на срок 15–20 лет, так что осуществляется регулярный сдвиг дальнего проектного горизонта, и весь этот непрерывный процесс можно назвать следящим проектированием.

При хорошо продуманной и организованной автоматизированной системе проектирования актуализация генерального плана не требует больших трудозатрат и затрат времени.

Важным элементом системы долгосрочного градостроительного проектирования является система мониторинга, реализуемая службой мониторинга. Первой задачей системы мониторинга является отслеживание мероприятий по реализации генерального плана, анализ отклонений по срокам и другим параметрам и передача актуальной информации в систему проектирования.

Реально существующим элементом системы мониторинга является ведение дежурного плана, на котором фиксируются все намеченные к строительству объекты и отслеживается их текущее состояние. Необходимо отслеживание динамики функционирования и развития всех городских подсистем, характеристики которых используются при проектировании генерального плана: населения (в том числе — половозрастной и имущественной структуры), производства (в том числе — реального функционирования предприятий), структуры занятости и структуры подвижности населения, миграционных процессов (в том числе — маятниковых миграций), экологии, инженерного обеспечения, улично-дорожной сети и системы транспорта, системы культурно-бытового обслуживания населения, систем образования, здравоохранения и спорта, научных и проектных учреждений и т.д.

Для сбора и обработки этих данных нужна служба мониторинга, оснащенная необходимым оборудованием, компьютерной техникой и квалифицированными кадрами. Структура баз данных, отслеживаемых системой мониторинга, должна находиться в полном соответствии со структурой баз данных системы проектирования генерального плана города, которая, в свою очередь, должна быть изначально ориентирована на автоматизированный процесс проектирования.