Взаимодействие органов местного самоуправления и юридических лиц при подготовке документов для государственной регистрации прав муниципальной собственности на вновь построенные объекты недвижимого имущества, в том числе на объекты инженерной инфраструктуры

В период с 2006 по 2009 годы отмечается увеличение объема работы департамента имущественных отношений по государственной регистрации права муниципальной собственности на недвижимое имущество, включая жилые помещения, нежилые помещения, строения, сооружения, земельные участки, а также вновь построенные объекты недвижимого имущества. Это связано, прежде всего, с проведением инвентаризации муниципального недвижимого имущества, переформированием муниципальных земельных участков, а также вводом в эксплуатацию новых объектов недвижимого имущества для развития городского хозяйства.

Эффективная эксплуатация, надлежащее обслуживание, рациональное использование и распоряжение вновь построенными и реконструированными объектами недвижимости, в том числе объектами инженерной инфраструктуры, возможно только при наличии государственной регистрации права муниципальной собственности на них. Успех решения этой задачи зависит от тесного взаимодействия органов местного самоуправления и юридических лиц при подготовке документов для государственной регистрации прав.

В процессе строительства объектов недвижимого имущества задействованы инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица. Их совместная деятельность регулируется действующим законодательством, в том числе Гражданским, Земельным, Градостроительным кодексами РФ, федеральным законом от 25.02.1999 № 39-РФ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» и иными правовыми актами. В соответствии со ст. 219 ГК РФ, уже созданный и принятый заказчиком объект недвижимости до момента государственной регистрации не имеет собственника. Соответственно, никто не несет бремя содержания имущества. Оперативное и своевременное оформление прав муниципальной собственности, а также рациональное использование средств бюджета зависит от четкого взаимодействия органов местного самоуправления и юридических лиц, осуществляющих строительство и ввод в эксплуатацию.

Государственная регистрация права муниципальной собственности в соответствии с федеральным законом от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации) на созданный объект недвижимого имущества осуществляется на основании документов, подтверждающих его создание. Начиная с отвода земельного участка (заключения договора аренды на земельный участок), предоставленного под строительство объекта, и заканчивая выдачей разрешения на ввод его в эксплуатацию, процесс создания и реконструкции объектов недвижимого имущества, в том числе объектов инженерной инфраструктуры, сопровождается документальным оформлением правоотношений его участников. Заказчиком от имени муниципального образования, как правило, выступает Муниципальное унитарное предприятие «Управление капитального строительства города Омска» либо департамент строительства Администрации города Омска. В зависимости от формы собственности на предоставляемые под строительство земельные участки заказчик тесно взаимодействует со структурными подразделениями Администрации города Омска, государственными учреждениями и юридическими лицами. Так, для осуществления строительства отвод земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, производится департаментом архитектуры и градостроительства, а заключение договоров аренды на такие участки – департаментом имущественных отношений. Предоставление неразграниченных земельных участков осуществляется Главным управлением по земельным ресурсам Омской области. В случае, когда застраиваемый земельный участок граничит с земельными участками, находящимися в собственности иных лиц, при необходимости по соглашению сторон устанавливается сервитут (предоставление права ограниченного пользования соседним участком), который в обязательном порядке подлежит государственной регистрации.

Возведение новых объектов недвижимости, в том числе объектов инженерной инфраструктуры, является затратным и дорогостоящим мероприятием. Финансирование строительства может производиться как за счет средств местного бюджета, так и путем капитальных вложений инвесторов, отношения с которыми осуществляются на основе договора и (или) муниципального контракта. В соответствии с федеральным законом от 25.02.1999 № 39-РФ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», инвесторы имеют равные права на владение, пользование и распоряжение объектами капитальных вложений и результатами осуществленных капитальных вложений. В зависимости от источников финансирования либо весь объект регистрируется по праву муниципальной собственности, либо заключается соглашение об определении долей в праве. Так, строительство объектов инженерной инфраструктуры микрорайона «Кристалл» осуществлялось при совместном финансировании Омской области и муниципального образования город Омск, поэтому на эти объекты в настоящее время регистрируется доля города в праве общей долевой собственности.

В соответствии с местными нормативными актами ввод в эксплуатацию осуществляется департаментом строительства. Таким образом, при строительстве муниципальных объектов осуществляется взаимодействие департамента имущественных отношений, департамента строительства, департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, Муниципального унитарного предприятия «Управление капитального строительства города Омска», Главного управления по земельным ресурсам Омской области.

В период с 2008 года по настоящее время департаментом имущественных отношений зарегистрировано право муниципальной собственности на 60 вновь построенных (реконструированных) объектов. Среди них такие важные городские проекты как:

  • реконструкция городской больницы № 12 под родильный дом, расположенный по адресу: ул. Герцена, 69 – 14 объектов.
  • строительство крытого футбольного поля с искусственным покрытием (на территории стадиона «Красная звезда»), расположенного по адресу: ул. Масленникова, 142/1 – 6 объектов.
  • строительство крытого катка с искусственным льдом, стадион «Энергия» (Ледовая арена им. Вячеслава Фетисова), расположенного по адресу: ул. 8 Восточная, 22 с инженерными коммуникациями по адресу: ул. Челюскинцев, 98 корп. 2 - 11 объектов.
  • реконструкция строения бывшего кинотеатра «Художественный» под Органный зал, расположенный по адресу: ул. Партизанская 4, в котором город Омск имеет долю в праве общей собственности.
  • строительство общеобразовательной школы с бассейном и инженерными коммуникациями, расположенной в 14 Военном городке – 8 объектов.
  • реконструкция здания по ул. К. Либкнехта/ ул. Музейная, д. 3/4 для размещения муниципального учреждения здравоохранения «Городская поликлиника № 1».
  • строительство инженерных коммуникаций в микрорайоне «Кристалл» и «Микрорайоне № 5».
  • реконструкция бывшего детского сада, расположенного по адресу: микрорайон «Крутая Горка», ул. Российская, д. 19, для работников социальной сферы – 20 объектов.