Пресс-конференции

Пресс-конференция Сергея Синдеева 20.12.2010

Стенограмма пресс-конференции директора департамента городской экономической политики Администрации города Омска С.В. Синдеева

Е.И. Моренис

Добрый день, уважаемые коллеги. Как обычно, в конце года принято подводить итоги, так что подведём их сегодня на пресс-конференции и мы.

Напоминаю, что сегодня пресс-конференция Сергея Викторовича Синдеева, директора департамента городской экономической политики. Тема нашей пресс-конференции — тарифы и цены нынешнего года и прогнозные планы на 2011 год.

Пожалуйста, Сергей Викторович.

С.В. Синдеев

Спасибо. Я, как обычно, хочу предложить такой формат работы: я по заявленной теме в двух словах информацию вам предоставлю, потом буду готов ответить в рамках отведённого времени на ваши вопросы, которые возникнут, в том числе и по деятельности департамента городской экономической политики по другим направлениям.

Итак, сегодня я бы хотел начать с того, что произошли принципиальные отличия в порядке формирования и установления тарифов на коммунальные услуги не только у нас в городе Омске, но и по всей стране. На 2010 год и до 2010 года муниципалитет устанавливал тарифы на холодную и горячую воду, водоотведение соответственно, устанавливал размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма — именно муниципального и государственного жилого фонда.

Тарифы на электрическую и тепловую энергию, розничные цена на газ и тогда устанавливала, и сейчас устанавливает Региональная энергетическая комиссия. Приоритетной задачей в прошлом году при установлении тарифов Администрацией города Омска являлось ограничение темпа роста тарифов при сохранении и надёжности, и качества снабжения потребителей коммунальными услугами. И хотя предельные индексы Региональная энергетическая комиссия установила в прошлом году 25 процентов, или 125 процентов, на холодную воду и водоотведение с учётом инвестиционных надбавок, — а мы знаем о том, что у нас есть инвестиционные программы, которые реализуют предприятия коммунального комплекса, — рост тарифов вместе с инвестнадбавкой на холодную воду составил в 2010 году 9,1 процента, на горячую воду — в среднем по городу 10,5 процента. И в среднем рост тарифов на коммунальные услуги в городе Омске в 2010 году находился в пределах 10 процентов по всем остальным показателям.

Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, подчёркиваю, для граждан-нанимателей, проживающих в государственном или муниципальном жилом фонде, в прошлом году произошёл в пределах от 2,6 процента до 9,8 процента, то есть мы уложились и здесь в 10 процентов соответственно. Разница эта обусловлена различным уровнем благоустройства того помещения, которое наниматель арендует для проживания.

При установлении тарифов на 2011 год, как вы, наверное, уже знаете, произошло перераспределение полномочий. Ситуация изменилась, и к полномочиям Региональной энергетической комиссии отнесено установление тарифов на холодную воду, на горячую воду и водоотведение, а также утилизация, захоронение твёрдых бытовых отходов. То есть на 2011 год эти тарифы уже устанавливает Региональная энергетическая комиссия.

Приказом РЭК от 30 ноября 2010 года установлены тарифы на холодную воду и водоотведение для населения по максимально предельному индексу — 15 процентов, который установлен на уровне Российской Федерации. Тариф на холодную воду составит без НДС и надбавки инвестиционной 10 рублей 52 копейки за кубический метр, на водоотведение — 8 рублей 49 копеек. Здесь остаётся ещё некое перекрёстное субсидирование (вы понимаете, наверное, о чём я говорю, да? Население платит меньше, чем другие потребители), которое окончательно будет устранено для обеспечения получения софинансирования по 185-му Федеральному закону на капитальный ремонт жилья в 2012 году. То есть мы выйдем на ноль: сколько будут платить другие потребители, столько будет платить и население.

Таким образом, при сохранении надбавок по холодной воде и по водоотведению в инвестиционную программу не так давно были приняты изменения Омским городским Советом. Вы тоже были свидетелями этого мероприятия. Надбавки инвестиционные остались в тех же значениях, которые существовали или были приняты в 2008 году. На водоподачу и на водоотведение надбавки сохраняются: на холодную воду — 0,48 копеек за кубометр, на водоотведение — 1 рубль 22 копейки. То есть тот тариф, который я назвал, плюс надбавка, плюс НДС для населения является как раз платой за оказание этой услуги. В квитанциях к оплате, если представить себе усреднённый показатель по городу Омску, за холодную воду омичи будут платить сумму 12 рублей 89 копеек за кубометр, а за услуги водоотведения — 11 рублей 24 копейки.

К полномочиям администрации города по-прежнему относится установление размера платы за наём жилого помещения, социальный наём, который является муниципальным или государственным, в рамках представленных полномочий. Принято постановление Администрации города Омска от 23 ноября 2010 года № 1127-п «О плате за содержание и ремонт жилого помещения» на 2011 год. В соответствии с федеральным законом предельный индекс для величины этой платы не устанавливался, но, тем не менее, рост в 2011 году по данному виду услуги составит от 9 процентов до 13,3 процента — в зависимости от уровня благоустройства арендуемого жилья (многоквартирного дома, имеется в виду). По домам, занимающим наибольший удельный вес по площади жилых помещений, рост платы будет следующий: для 9-этажных домов с внутридомовым газовым оборудованием это будет 11,9 процента; для 5-этажных домов, соответственно (там населения поменьше; услуга оказывается примерно в таком же объёме, с ВДГО, я имею в виду), рост составит 13,3 процента. Вот это верхний, скажем так, индекс.

Какие параметры основные оказали влияние при определении величины этой платы? Ну, в первую очередь, и предприниматели здесь много рассказывают, и вы об этом много пишете, изменился подход с 2011 года к плате социального налога, отчислениям в Пенсионный фонд, и так далее, и тому подобное: произошло увеличение с 26 до 34 процентов. Естественно, управляющие компании — это те же хозяйствующие субъекты, и мы при установлении величины платы учли этот показатель для тех работников, которые на предприятиях работают. Увеличилась стоимость вывоза ТБО за счёт того, что внутри этой стоимости лежит тариф на утилизацию твёрдых бытовых отходов, который вырос для населения по сравнению с предыдущим годом: там, по-моему, от «перекрёстка» они выходили, 63 процента рост составил.

Увеличилась стоимость обслуживания внутридомового газового оборудования. С чем это связано? Вроде оборудование не поменялось, да, но изменились общегосударственные подходы к обслуживанию газового оборудования. Если раньше газовые плиты обслуживались один раз в три года, то сейчас обслуживающая организация должна проводить эти работы один раз в год. Соответственно, не просто так мы взяли и посмотрели затраты у Горгаза и Облгаза. Да, они представили ещё в прошлом году (правда, с опозданием) заключения независимых экспертов, имеющих на это дело лицензию. И в результате мы учли в этом году их потери прошлогодние, учли рост, скажем так, их затрат, и этот показатель внутри платы увеличился на 22,3 процента.

Хочу напомнить и обратить ваше внимание вот на какой момент. Я вёл речь о величине платы за обслуживание для нанимателей жилых помещений муниципальных и государственных. Все управляющие компании во взаимоотношениях с остальными жителями используют договорные отношения. То есть жители собираются на общем собрании, приглашают управляющую компанию, определяют перечень услуг, объём оказания услуг. В случае если согласие в этом плане с управляющей компанией имеется, определяют за базовую стоимость той или иной услуги параметры, установленные мэрией, и заключают договор на обслуживание своего жилья в соответствии с таким перечнем услуг и с такой стоимостью за их выполнение.

Понятно? Да? То есть для собственников жилых помещений эта величина не является обязательной и догмой. Если управляющая компания будет диктовать условия, что вот, муниципалитет установил такую стоимость за обслуживание жилья, то это ещё не факт, что она такой должна быть. Жителям города Омска необходимо посмотреть перечень услуг, которые оказываются. А если нет газового оборудования в доме, почему управляющая компания выставляет такой тариф?

Все консультации жителям дадут специалисты департамента городской экономической политики: у нас есть специальное управление, я его так называю — по тарифам. Руководитель управления здесь присутствует — Дмитрий Степанович Ващинин.

В ежедневном режиме горячая линия работает уже три недели. За неделю порядка 30–50 обращений мы от жителей города Омска получаем и даём устные, при необходимости — письменные ответы. И при необходимости запрашиваем у той или иной управляющей компании материал, в соответствии с которым установлена в квитанции какая-то цифра, какой-то норматив, и ведём разъяснительную работу, для того чтобы жители нашего города, собственники жилых помещений, могли свои взаимоотношения с управляющими компаниями отрегулировать.

Ну, и ориентировочно размер платы за коммунальные услуги, за содержание и ремонт жилого помещения для проживающих в 2-комнатной квартире 9-этажного дома, — это где-то 50 квадратных метров, два человека, — получающих тепло от ТГК-11, увеличится в 2011 году на 320 рублей, или 12,3 процента по отношению к 2010 году.

Вот краткая информация по тарифам. Жители, у которых доля расходов на оплату жилого помещения и коммунальные услуги в совокупном доходе семьи превышает 22 процента, могут обращаться за субсидией на оплату коммунальных услуг. Это региональная прерогатива — улица Братская, дом 13. Областной центр жилищных субсидий, социальных выплат и льгот ведёт эту работу с той частью населения, которая имеет право на предоставление такой субсидии.

Следующая тема — цены на продукты питания.

В первую очередь она наиболее актуальна была в этом году в связи с определёнными и экономическими, и экологическими, и природными условиями. Хочу сказать, что в соответствии с постановлением Правительства Омской области от 15 июля 2010 года № 530 департаментом городской экономической политики, как, впрочем, и до выхода этого постановления, ведётся еженедельный мониторинг цен на основные продукты питания.

Единственное, что по результатам издания этого постановления мы расширили перечень продуктов, по которым ведём мониторинг: с восьми, по-моему, — да, Михаил Юрьевич? — до двадцати пяти основных продуктов. Мониторим более десяти в каждом округе предприятий торговли, в том числе муниципальные, немуниципальные рынки, сети, магазины шаговой доступности. Мониторим ситуацию с ценами. Причём не только так: пришёл, ценник посмотрел, — а руководство магазина предоставляет документы, на основании которых получает товар. То есть мы видим отпускную цену на тот или иной вид товара, видим стоимость, которая указана в ценнике, можем определить торговую надбавку. Такой мониторинг еженедельно мы проводим и информацию направляем в два органа государственной власти — это министерство экономики Омской области и министерство сельского хозяйства, — для того чтобы там специалисты могли исполнять свою функцию государственного регулирования цен на территории, в том числе и города Омска.

Анализ средних цен на продукты питания, которые сложились в городе Омске во второй половине 2010 года, показывает следующее. Основная тенденция: за 11 месяцев более чем в два раза выросли цены на крупу и овощи. Ну, по сути, это объяснимо. Объяснимо тем, что погодные условия в этом году были такими, что урожая по основным культурам, даже такого, какой был в прошлом году, нет. И рынок соответственно отыгрывает, по основным его законам, как раз моменты, связанные с ценообразованием, в первую очередь — у производителей сельскохозяйственной продукции.

Весь 2010 год цены на мясо оставались неизменными, а в начале декабря начали расти на говядину и на свинину. Что послужило причиной? Исходя из того анализа, который мы проводим, контактируя с муниципальными районами, сейчас есть возможность на ярмарках всё это посмотреть. Есть там представители районов, которые торгуют собственным мясом, мы с ними разговариваем. Резкое подорожание кормов — вот это причина роста цен на мясо в декабре. Весь год цены были так, более-менее, а сейчас сельхозтоваропроизводители отмечают, к примеру, рост цен на ячмень в два с половиной раза. Соответственно, это легло в основу роста цен.

В связи с неблагоприятными погодными условиями в других регионах, сопровождающимися пожарами, наводнениями, произошёл резкий подъём цен на подсолнечное масло у нас, в Омске. Площади посевов подсолнечника, как вот справочку мне подготовили, в 2010 году в связи с неблагоприятными погодными условиями сократились на 700 тысяч гектаров — это всё по России. И, соответственно, из урожая подсолнечника 2010 года возможно произвести 1,9 миллиона тонн масла, тогда как внутренние потребности рынка — 2 миллиона 100 тысяч тонн. Соответственно, недостающее будет закупаться. Это уже государственные функции регулирования цен, поставок и так далее, и государственная функция антимонопольной службы — отслеживать, насколько правильно складываются взаимоотношения поставщиков, оптового звена, розничного звена торговли по установлению цен.

По молоку. В среднем в середине августа цена на молоко повысилась на полтора рубля и продолжала расти до сентября. Потом произошла стабилизация небольшая, и началось постепенное снижение. Это то, что результаты мониторинга показывают. По данным Росстата, в текущем году валовой надой молока снизился за 10 месяцев на 1,7 процента. То есть стало меньше молока по всей Российской Федерации по отношению к аналогичному периоду 2009 года. И это, как считают аналитики, основная причина того роста цен, который произошёл. Потом определёнными мероприятиями, в том числе на территории города Омска, и с нашей стороны в том числе, этот процесс был стабилизирован.

По сахару. Мы все знаем, что собственного сырья для производства сахара в России всего 30 процентов, 70 процентов — это импорт сырья. Соответственно, здесь играет роль конъюнктура мировых цен — это основная причина происходящего на территории России роста цен на сахар. С начала октября и по настоящее время цена на сахар снижается, это мы тоже наблюдаем в рамках мониторинга.

По муке. Рост цен на зерно — соответственно, рост цен на муку, всё взаимосвязано. Здесь меры какие? В первую очередь, очень действенные меры, как и по всей стране, — создание регионального фонда зерна, которое по фиксированной цене отдаётся в переработку; переработчик выпекает и реализует хлеб определённого сорта, доводит до магазина розничного тоже по фиксированной цене. И на этом этапе мониторинга мы включаемся в работу, смотрим, чтобы, получая хлеб по установленной региональным правительством цене, торговые сети и розничные объекты торговли не превышали торговой надбавки, которая оговорена, — для того чтобы покупатель мог приобрести хлеб по определённой цене. Увеличило отпускную цену зерна региональное правительство — соответственно, произошло увеличение и стоимости булки хлеба (в первую очередь хлеб пшеничный имеется в виду).

По яйцу. Цены на куриные яйца выросли в конце августа в связи с подорожанием, опять же, зерновых культур. Ну, составляющая понятна: корм — птица — продукт. Корм дороже — и продукт на выходе тоже, соответственно, подорожал.

Ну, по маслу, наверное, тоже понятно. Да? Молоко, масло — это увязано. Рост цен на молоко — соответственно, рост цен и конечного продукта молочной переработки.

По ржаному хлебу вернусь, наверное. Вот тут информация у меня есть: на 20 копеек пшеничный хлеб в конце ноября в цене подрос.

По оценке Минэкономразвития, рост потребительских цен на крупу гречневую продолжится ещё. По крупе можно сказать, что на сегодняшний день дефицит гречневой крупы — в размере от ста до двухсот тысяч тонн; это от 25 до 44 процентов общего объёма потребления в Российской Федерации. Про причины я уже говорил — это неурожай. Тем не менее, получается, что в Сибирском регионе мы выглядим неплохо по цене на гречку: она у нас даже чуть ниже, наверное, чем на Алтае, как ни парадоксально, потому что гречку из Казахстана мы завозим, там она подешевле. Ну, качество продукта — здесь уже вопрос другой.

Цены на гречку ещё в течение нескольких месяцев, как Минэкономразвития предполагает, будут расти, но в конечном итоге есть надежда на стабилизацию. Почему? Потому что хорошо поработала антимонопольная служба — не только на территории города Омска, на территории Омской области, на территории всей России. У нас, вы знаете, взысканы штрафы с десяти поставщиков за необоснованное завышение. Там тоже хитрая такая штука; я немножечко разбирался, беседовал с руководителями оптовых предприятий. Есть закупленная гречка по более низкой цене; поступила новая гречка — взяли, остатки тоже наценили и продали, за что получили штраф. Сейчас такого не делают. И по пшену ситуация уже немножко другая. Но, тем не менее, рост за август — декабрь по пшену тоже 85 процентов. Причина та же самая.

Во второй половине года резкий подъём цен на овощи начался в связи с тем, что закончились запасы предыдущего года, а запасы этого года пошли по другой цене. Причина, наверное, всё та же. Цена на картофель выросла с 11 рублей, которые были в июле, до 17 рублей, которые в августе. Сейчас — уже 20 с лишним рублей на рынке; на ярмарках его просто уже нет, потому что там реализовывать его, наверное, не совсем удобно.

Опять же, по потребности: если говорить о стране, потребность в картофеле составляет около 29 миллионов тонн, в том числе 12 — на семена и переработку. А урожай — 22 миллиона тонн против 31 в прошлом году, и импортировано уже в Россию около 4 миллионов тонн картофеля. На сегодняшний день на федеральном уровне эта проблема тоже решается.

При этом хочется отметить, что средний уровень цен на продовольственные товары первой необходимости в городе Омске на 10–30 процентов ниже, чем в других регионах Западной Сибири, в других городах-миллионниках. На 30 ноября свинина с костями в Омске стоит около 160 рублей за килограмм, в Новосибирске — 184 рубля, в Тюмени — более 200 рублей. Эти данные есть в пресс-релизе; я попросил, чтобы вам их предоставили. Я думаю, вы воспользуетесь цифрами, которые у нас есть.

Инфляция в этом году, кстати, почти не отличается от предыдущего: 0,5 в Омске. Да, если по другим городам посмотреть: в Тюмени — 0,6, в Новосибирске — 0,7. То есть спрос потребительский отрегулировал и этот показатель.

Это вот, скажем так, в коротком изложении моменты, которые были заявлены сегодня в основной теме. Готов ответить на ваши вопросы.

Е.И. Моренис

Спасибо, Сергей Викторович. Пожалуйста, «Комсомольская правда», Роман Лендел.

«Комсомольская правда», Роман Лендел

Сергей Викторович, сразу оговорюсь, вопрос у меня по коммуналке, но не по муниципальному жилью — по частному. В редакцию к нам обратились читатели, которых обслуживает ЖКХ «Сервис». Им квитанция пришла октябрьская. И как раз здесь написано, что ЖКХ «Сервис» делает предложение по структуре и размеру платы за содержание жилья на будущий год. Тут много строчек, с 7,86 до 9,46 они предлагают поднять плату в обычных пятиэтажках с газом. И вот такая интересная приписка: «В случае непредоставления с вашей стороны в срок до 12 декабря иных предложений, утверждённых решением общего собрания, указанная структура, размер платы является согласованной и подлежащей к исполнению сторонами договора». Вот насколько правомочны действия управляющей компании, когда они говорят: мы вот вам предложили, общее собрание вы не провели, будет у вас плата такая?

С.В. Синдеев

Я скажу, что это неправильно, на мой взгляд. С точки зрения 212-го Федерального закона не так это делается, и выставлять такое условие не вправе управляющая компания. Если жители Омска получают такую квитанцию, они могут смело идти, ну, думаю, сначала резонно прийти в управляющую компанию, сказать, что, ребята, вы тут хулиганите, давайте мы организуемся, проведём и так далее. Если на это не пойдут, то есть контрольно-надзорные органы, которые за данным процессом обязаны осуществлять надзор: в первую очередь это прокуратура. Прокуратура, суд эти вопросы разрешит, и разрешать эти вопросы необходимо. Со своей стороны могу сказать, пользуясь случаем, через вас попрошу проинформировать о том, что департамент городской экономической политики (управление я уже определил, ответственный сидит здесь, координаты он вам даст, которые можно будет разместить на страницах ваших изданий) готов оказывать содействие в разъяснении, может быть, даже в какой-то первичной подготовке документов: обращения, заявления в надзорные органы для устранения таких вещей.

«Комсомольская правда», Роман Лендел

Хочу уточнить: общее собрание, действительно, порой бывает непросто собрать, если нет кворума…

С.В. Синдеев

Его необязательно собирать, это можно сделать в заочной форме. То есть здесь собраться всем, я понимаю, не реально. Даже в моём небольшом доме, где 33 квартиры и 30 процентов — это, наверное, наниматели жилья, мы не всегда можем собраться для решения вопроса. Поэтому есть заочная форма, которая вполне применима. В любом случае, здесь лучше прибегнуть к советам специалистов.

«Комсомольская правда», Роман Лендел

По крайне мере, если никакой формы голосования не было — ни заочной, ни общего собрания, — управляющая компания в одностороннем порядке не может повышать тариф?

С.В. Синдеев

Не имеет права. Но если человек на это согласился, заплатил — всё, оферта принята. Здесь очень много тонкостей, и в первую очередь надо консультироваться с юристом.

«Комсомольская правда», Роман Лендел

То есть это рассчитано и на правовую неграмотность нашего населения?

С.В. Синдеев

Да, на низкую правовую грамотность. Я Вам скажу, что замечаю, осуществляя контроль и выезжая на приёмы ежемесячно в КТОСы: к моему в том числе удовольствию, вопросы от населения ставятся уже в более предметной и грамотной форме. То есть население на сегодняшний день становится грамотным и считает те рубли и копейки, которые платит за коммунальные услуги. В первую очередь очень много вопросов по местам общего пользования, по отоплению.

По данному вопросу я отвечаю, что управляющая компания права повышать тариф не имеет. Общее собрание можно проводить в заочной форме, а если управляющая компания не исполняет, тогда — суд, прокуратура.

«Комсомольская правда», Роман Лендел

А телефон можете назвать горячей линии?

С.В. Синдеев

Дмитрий Степанович, телефон назовите свой.

Д.С. Ващишин

24-03-71.

Е.И. Моренис

Ещё вопросы, пожалуйста.

«Вечерний Омск», Евгения Карасёва

Сергей Викторович, вот по поводу роста цен хотела уточнить. Вы говорите, что Минрегионразвития прогнозирует, что в ближайшее время, в частности, на гречку будут цены расти. Они какие-то цифры называют, может быть, в процентах, сколько составит рост?

С.В. Синдеев

Я, к сожалению, не располагаю аналитикой в полном объёме, на сегодняшней пресс-конференции цифр у меня здесь под рукой нет, но берусь предположить, из чего делается такое заключение. Так же, как по картофелю, есть объём потребления, который был в предыдущем году: у Минрегионразвития существует информация об объёме поставок и цене поставок, потому что там идёт закупка, контролируются цены и прочие, прочие вещи. И в результате простейших аналитических вычислений мы смотрим, когда у нас достигнет рынок насыщения, когда цена, немножко поколебавшись, сделав две-три операции, остановится на определённом уровне. Более предметно сказать, к сожалению, не могу. Если есть необходимость, могу специалистам поручить, они Вам информацию найдут. Но я думаю, что это не секрет, и в Интернете Вы эту информацию можете найти самостоятельно.

ГТРК «Иртыш», Галина Журова

Скажите, пожалуйста, в своё время подписывали соглашение с предпринимателями, в том числе торговыми предприятиями, где договаривались, что будут регулировать, согласовывать и цены на продукты питания первой необходимости. Это соглашение действует, даёт какой-то эффект?

С.В. Синдеев

Спасибо за вопрос. Я хотел бы немножко поправить Вас. Муниципальное образование или Администрация города Омска как субъект права в соответствии с федеральным законодательством не имеет права заключать соглашений с хозяйствующими субъектами, а 381-ый Федеральный закон о торговой деятельности на территории Российской Федерации впрямую запрещает муниципальным образованиям вмешиваться в процесс ценообразования.

Поэтому тот документ, в котором мы договорились, называется меморандум. Этот меморандум не несёт определённых договорённостей с непосредственным контролем и санкциями по их исполнению. То есть Администрация города Омска заявила о готовности рассказывать о положительном опыте торговых организаций, которые не ограничивают цены, а применяют конкретную торговую надбавку для определённого перечня продуктов питания. Подписанты у нас (Михаил Юрьевич, я не ошибаюсь?) — порядка 20 организаций на сегодняшний день.

Реплика из зала

(Неразборчиво.)

С.В. Синдеев

Надо уточнить. С Союзом торговли их там гораздо больше.

Они говорят о чём? Вот мы получаем от поставщика, допустим «Вимм-Билль-Данна», молоко жирностью 2,5 по цене 16 рублей за литр (я говорю отвлечённо, без привязки к конкретике). Мы на это молоко заявили, что будем применять торговую надбавку не более 10 процентов. Они устанавливают 7 процентов и запускают это в сеть. А в рамках нашего мониторинга мы видим, как это всё происходит. И соответственно, накладываем перечень организаций, которые с меморандумом согласились и приняли участие в его реализации. И об этом рассказываем омичам.

ГТРК «Иртыш», Галина Журова

Ну, а как Вы считаете, есть эффект?

С.В. Синдеев

Я считаю, что эффект есть. В первую очередь это, безусловно, наши омские сети: «Килограмм», это «Наш магазин» по определённому набору продуктов. Здесь надо понимать, потому что сеть «Наш магазин» — это не самая дешёвая сеть по продуктам питания. Но по определённому набору продуктов, входящих в перечень, который определило нам министерство экономики Омской области: молоко 2,5% жирности там достаточно дешёвое. Сейчас не готов назвать, сколько, потому что в голове нет цифр. Если говорить о каких-то других моментах, для каких-то иногородних сетей: «Холидей», «Холди-дискаунтер», «Лента», АШАН», — в этих сетях тот перечень продуктов, по которым ими было заявлено, что они будут сохранять торговую надбавку, на сегодняшний день исполняется. Если бы кто-то не исполнил, мы бы не преминули проинформировать вас в первую очередь пресс-релизом о том, что вот такая сеть свои намерения не исполняет, — может быть, и по каким-то объективным причинам в том числе. Я думаю, что этот механизм действенный, и на сегодняшний день он работает.

«Вечерний Омск»

Сергей Викторович, можно сразу уточнить по этому меморандуму? Тогда же шла речь о том, что его будут подписывать ещё и производители, в частности «Манрос» назывался, Омская макаронная фабрика, ещё ряд. Не подскажете, как там ситуация?

С.В. Синдеев

Мы работу ведём. Торговая сеть применяет упрощённо торговую надбавку: получил по три — продал по три пятьдесят. Здесь всё видно и прозрачно. А для того, чтобы такой механизм сделать удобным для понимания у производителя, нужно учесть гораздо больше параметров, определяющих эту добавочную стоимость. Ну, наверное, есть сложности у них, поэтому мы сегодня пока, к сожалению, не получили твёрдого согласия. Но работа продолжается. В первую очередь — с макаронной фабрикой: там мы ближе, наверное, к конечному результату.

«Комсомольская правда»

Вопрос по поводу ярмарок, которые в пятницу-субботу работают. Звонок поступил буквально за пять минут до того, как я вышел сюда, в администрацию, поэтому детали не успел уточнить. Звонила женщина, которая говорит, что работала ярмарка подобная где-то в районе Лесного проезда. И недавно она прекратила работать. Бабушки эти зашли в магазин, который находится на той площади, где ярмарка располагалась, им там сказали: «Ну что, бабки, выгнали мы вашу ярмарку, теперь её здесь нет». Не можете прокомментировать?

С.В. Синдеев

В районе Лесного проезда, скорее всего, это комплекс «Миллениум». Там смотрите, какой парадокс, на мой взгляд. Если так заявляют торговцы, то это не от большого ума, по большому счёту.

Я приведу контрпример по «Сити-Центру». Ярмарка постоянно работает у «Сити-Центра» на Звездова. Я на этой площадке был на прошлой неделе, не в субботу и пятницу, а на неделе. Продают колбасу «Сибирские колбасы». Тоже было не тепло. Колбаса дубовая, замёрзшая, ледяная, со всеми этими железками, верёвками и так далее. Стоит очередь. Я думаю: что за дела, в чём прикол? Подошёл, попросил, мне показали батончик колбасы. Я посмотрел — 179 рублей килограмм, срок реализации заканчивается послезавтра. Захожу во «Fresh-Рынок», который в «Сити-Центре». «Сибирские колбасы», 179 рублей — та же самая колбаса с обрезанными кончиками, произведена позавчера, срок реализации — два месяца. Как этот парадокс объяснить? То, что на улице, — то доступней. Срабатывает, наверное, ментальность нашего населения, тот менталитет, который заложен. Рынок: здесь всё свежее, и так далее, и тому подобное.

Поэтому основной конфликт интересов предпринимателей, стоящих в торговом комплексе «Миллениум», и предпринимателей, которые выстраивались около торгового комплекса, заключался в следующем. Стоит предприниматель, торгует куриным мясом на рынке. Выезжает, платит арендную плату за место, проходит лабораторию на рынке, платит небольшие деньги, но платит. И он стоит и продаёт, допустим, по 130 рублей килограмм куриной грудки, произведённой Сибирской птицефабрикой в Омском районе.

У меня есть фотография замечательная, я вам её потом как-нибудь покажу. Стоит на улице предприниматель, «Омские продукты — омичам»: грудки куриные — Швейцария, окорочка куриные — Нидерланды. Цена ниже, безусловно, потому что он не платит арендную плату, весов у него нет тех поверенных, за которые надо заплатить, лабораторию он не проходил на рынке. Он продаёт на пять рублей ниже. К кому пойдут люди? Первый раз пойдут туда. Придут домой, разморозят эту курицу, потом вернутся на эту ярмарку, будут искать организаторов ярмарки для того, чтобы они помогли этот продукт сдать тому, кто его реализовал.

Это частный случай. И вот как раз конфликт интересов в ценовой политике. Мясо то же стоит внутри, стоит снаружи — то же мясо, цена одинаковая. Человек подошёл, на улице купил, вовнутрь не пошёл. Здесь как бы мы не нашли понимания, наверное, и с администрацией, хотя администрация выходила и говорила предпринимателям, стоящим на улице: «Заходите вовнутрь, мы вам бесплатно всё предоставим. За лабораторию надо только заплатить. Торгуйте здесь. Тем более что сыр на улице резать нельзя. Здесь весы у меня возьмёте, три рубля стоят; режьте, пожалуйста, взвешивайте, продавайте». Но предприниматели среагировали немножко реакционно.

Были высказывания некоторых должностных лиц: вот там конфликт, кто-то убирал, кого-то выгоняли и так далее, и тому подобное.

Нет, мы просто посмотрели, что этот конфликт вполне мог во что-то перерасти и, переговорив с администрацией этого комплекса, не найдя не то что понимания, а не найдя возможности удовлетворить их какие-то пожелания, взяли и перенесли эту площадку. Население… Ну, к сожалению, не учтёшь чаяния каждого.

Хотя примеры есть другие. По Авиагородку, тот же Левый берег. Приходит ко мне девушка на приём. Причём записалась на приём, пришла к моему советнику. Советник мне звонит, говорит: «Сергей Викторович, вот женщина подошла…» Ну, есть время, давайте: в чём дело? Она говорит: «Вот я пришла с благодарственным письмом на имя мэра, на Ваше имя. У нас была ярмарка около «Алладина». Сейчас ярмарку собираются закрывать, потому что там есть какие-то проблемы». Давайте перенесём. Решили вопрос. Нашли место. От «Алладина» теперь она в 150-ти метрах. Да, Михаил Юрьевич? Торгуют точно так же, работает площадка.

Я поинтересовался, что за дела. Поеду, посмотрю. Тоже есть фотография в телефоне. Сазан на улице — замерзший, некрасивый, цена — 112 рублей за килограмм. Мясо порубленное: видно, что порубили где-то в лаборатории; его качество не определишь, потому что на нём клейма не увидишь. Его где-то порубили, вот оно лежит, промышленная рубка и так далее. Но здесь мы не специалисты — привлекаем городской Центр по профилактике и лечению животных: они смотрят, расписываются нам на разрешении — вставай, торгуй. Захожу в торговый комплекс «Алладин», внизу фотографирую. Сазан — 112 рублей килограмм, мясо — 160. Точно такое же. Смысл держать там эту площадку? Да, люди стоят на улице, вовнутрь не идут. Ну, конкурировать — так конкурируйте по-другому. Взяли, перенесли в другое место, работает там площадка.

Может быть, и там есть смысл, Михаил Юрьевич? Давайте посмотрим. Если есть востребованность — с КТОСами поработайте, если есть востребованность — давайте поставим где-то внутри, не нарушая СанПиНов, площадку организуем и попросим предпринимателей поторговать. Пусть отработает администрация Кировского округа.

Такие есть небольшие парадоксы иногда в части этих ярмарок.

«Комсомольская правда»

Ну, я сам как потребитель столкнулся с тем, что, да, обещали: приедут крестьяне с мясом, молоком с подворий и прочее. Но на самом деле, когда пришёл… Сначала пришёл в обед; может, подумал, ничего не осталось? В следующий раз, думаю, утром схожу, проверю. Те же самые птицефабрики, те же самые производители, которые, опять же, я знаю точки (чтобы не рекламировать, называть не буду), где гораздо дешевле. Я просто понять хочу: не едут — не интересно или как?

С.В. Синдеев

Это надо у предпринимателей спрашивать. Я Вам могу сказать, только основываясь на тех данных, которые у меня есть. Вы понимаете, что каждое торговое место занимается на основании заявки и разрешения. Всех тех, кто не по заявке и не по разрешению, в соответствии с постановлением правительства Омской области мы просто вынуждены оттуда убирать, привлекая к этому органы внутренних дел. Не имеешь право — уйди, пожалуйста. Мест не хватает — всё, иди на другой площадке становись, где есть возможность.

Анализ показывает, что у 70 процентов торгующих на этих площадках есть по две, по три точки на розничных рынках, в том числе и на муниципальных. 70 процентов. Ну, я тоже не буду называть, чтобы не рекламировать, но, тем не менее, цифра вот такая. И динамика роста цен за последние три недели на рынках показывает — вот параметры я обозначил, а здесь надо ещё 5 процентов прибавить, то есть на улице цена растёт. Опять же, спрос порождает предложения. Люди стоят — значит, цену можно немножко прибавить, ведь не пойдёт же человек куда-то что-то проверять.

Поэтому, когда мы вопрос на прошлой неделе рассматривали на рабочей группе у мэра, мэр дал поручение организовать на доске документации, которая стоит на каждом из мест проведения ярмарок, размещение информации о стоимости того же самого товара, который реализуется здесь, в близлежащих торговых объектах розничной торговли и на рынках, которые находятся на территории этого микрорайона. Мы такую работу проведём. Посмотрим, как в этом направлении будет дальше двигаться потребитель.

А пока работаем для того, чтобы учесть интересы жителей. Ну, востребованы эти ярмарки, от этого мы никуда не денемся. Я говорил уже, наверное, самая главная причина — это ментальность. Потому что или человеку ехать две остановки до рынка, или выйти, пройти 100 метров к этой ярмарке — ну, наверное, выбор будет за вторым вариантом. И купить там, может быть, даже свежее мясо, у тех 30 процентов, которые приезжают частники. Он приехал, показал ветеринарное заключение врача, тут же, может быть, не совсем в пределах санитарных норм, на колоде это мясо разрубил, извините, на колене, продал свежее, не замороженное. Житель купил, все довольны.

Но таких немного. И для того, чтобы это можно было делать, и молоко покупать, сейчас мы поработаем. Я думаю, первая такая ярмарка будет работать на Гуртьева, на телевизионном заводе, и на Входном. Там присмотрели помещение, где можно в более-менее нормальных условиях продукты реализовывать. То есть не замёрзнет хлеб, не превратится в камень, не замёрзнет молоко, сметана, которую привезут колхозники. Хотя вот всё то молоко, которое реализуется на площадках, реализуется двумя субъектами. Все 12 площадок — два субъекта, которые вывозят на эти площадки бочки с молоком. И ещё один, Калачинский, по-моему, молочный комбинат, который продаёт молоко в пакетах. Но молоко в пакетах там не дешевле, чем в магазине. Я убедился буквально вчера, покупая с супругой мясо на Центральном рынке. Тот же самый Калачинск, та же самая цена. Всё то же самое.

Ещё вопросы, пожалуйста.

«Вечерний Омск»

Сергей Викторович, раз уж по теме закончили, можно на отвлечённый? По поводу рынков, точнее их приватизации, ещё точнее — акционирование, которое на следующий год запланировано. Можно Вас попросить поподробнее объяснить саму схему акционирования, и какой пакет будет оставлен в администрации? Предполагается, что контрольный пакет? Там уже известны цифры какие-то? Спасибо.

С.В. Синдеев

Я понял вопрос. Спасибо. Здесь я хочу вот что сказать. Я не буду раскрывать этот вопрос, вот по полочкам раскладывать принципиально, потому что это не моё направление. Есть департамент имущественных отношений. Вот там — конкретика с показателями и так далее. Как участник рабочей группы Омского городского Совета, в которой формировалось решение о дальнейшей судьбе муниципальных рынков, скажу свою точку зрения.

Во-первых, все эти четыре рынка в 2009 году выставлялись на аукционе и не были проданы. Это говорит о каком-то коммерческом интересе? Да? Но! Тем не менее существуют требования 271-го Федерального закона — рынок может функционировать вне капитального здания, строения, сооружения до 1 января 12-го года. Времени осталось не-мно-го. Если брать Ленинский рынок, к примеру, то процентов, наверное, 60 торговых мест предоставляется на улице. Это с 1 января 12-го года делать будет невозможно. Для этого что нужно сделать? Построить капитальное здание, строение, сооружение, как это написано в законе. Что уж к ним отнести — это вопрос архитектуры.

Для этого нужны деньги, и деньги немалые, да? Если мы говорим, к примеру, о Центральном рынке: для того чтобы всю небольшую территорию Центрального рынка с учётом реконструкции сделать, привести в соответствие с законом, нужно 500 миллионов рублей. Это подсчёты очень и очень примерные — не менее 500 миллионов рублей. Бюджет города Омска, мы с вами знаем, доходная часть — 12 миллиардов. 500 миллионов и 12 миллиардов — сопоставимые цифры.

Департамент имущественных отношений предложил схему акционирования. Есть некое имущество, которое стоит энное количество денег. Сколько оно стоит — это определит независимый оценщик, лицензированная квалифицированная организация, которая будет на конкурсной основе к этому процессу привлечена. Пока есть балансовая стоимость. Определится администрация со стоимостью, внесёт это всё в казну и предложит — войти в состав акционеров (естественно, это будет открытое акционерное общество) всем желающим: предпринимателям ли, которые работают на этом рынке, инвесторам, которые на территории этого рынка уже что-то построили (торговый комплекс «Апельсин» — Ленинский округ, есть по Советскому округу какие-то примеры, да?), другим заинтересованным структурам — вложить ещё определённое количество денег, для того чтобы выполнить требования закона.

Однозначен подход, что 51 процент акций этого акционерного общества будет принадлежать муниципалитету, для того чтобы контролировать все процессы и вопросы, связанные с работой этого акционерного общества: и по ценообразованию, и по порядку предоставления торговых мест и так далее.

Хотя эти вопросы, если честно, у меня особого беспокойства не вызывают. Вы мало об этом говорите, но я хотел бы заострить внимание. Вы же знаете, какой первый объект был продан и кому у нас на территории города Омска в качестве рынка? Назвать? «Казачья слобода». Я не буду называть фамилий, вы об этом прекрасно знаете, но на сегодняшний день — это самый эффективный рынок, универсальный, на котором идёт самая бойкая торговля, в первую очередь — сельхозпродукцией. И сегодня управляющая розничным рынком компания сдаёт третью очередь капитальных сооружений уже на территории этого рынка, развивая территорию. Чем создаёт условия для торговли сельхозтоваропроизводителей, других предпринимателей и прочее, прочее, прочее. Вот, так скажем, пример эффективного управления.

По всем остальным четырём муниципальным рынкам, вы знаете, у меня ещё сомнение, что кто-то найдёт в себе силы вложить там по 500, по 700 миллионов рублей в течение ближайшего времени. Это тоже большая работа, которую сейчас ведёт департамент имущественных отношений, мы пытаемся через министерство сельского хозяйства привлечь кого-то заинтересованных, и так далее.

В продолжение этого вопроса ещё скажу, что на сегодняшний день в городе Омске существует два участка, выделенных под строительство сельскохозяйственных рынков, на один из которых с главами двух муниципальных образований заключён договор на использование этого участка на 25 лет. Но, однако же, там как рынка не было 5 лет назад, так его и до сих пор нет. И поползновений никаких тоже в эту сторону не осуществляется, потому что это достаточно серьёзные затраты. И, наверное, можно более эффективно использовать денежные средства, которые поступают в бюджет. В первую очередь, на социальные нужды, на капитальный ремонт жилья и так далее.

Е.И. Моренис

Сергей Викторович, в продолжение этой темы. Часто у нас сейчас такие замерзшие, с красными щеками продавцы, почему-то с «Торгового города». Их очень любят записывать некоторые наши каналы, обеспокоенно говорят о том, что однозначно, как только продадут рынки, цены там сразу увеличатся. На эту тему какая-то статистика у нашего департамента городской экономической политики есть?

С.В. Синдеев

Ну, безусловно. Мы, используя добрую волю и наши хорошие взаимоотношения с руководством управляющих розничными рынками компаний, частных рынков, в том числе Первомайского, «Казачья слобода», «Миллениум», получаем информацию о цене продуктов, которые там реализуются, и о цене услуг, которые там предоставляются. Сопоставляем их с теми значениями, которые в обязательном порядке получаем с муниципальных рынков. Я вам скажу, что это всё, практически, одинаково. Отклонения — 1–2 процента.

Не хотел бы останавливаться на каких-то конкретных цифрах по Первомайскому рынку по определённым причинам, но, проводя, опять же, рабочую группу, Мэру города Омска предпринимателями Первомайского рынка в этом зале была высказана претензия. «Виктор Филиппович, — было сказано предпринимателем, — Вы же нас-то поотстаивайте, поотстаивайте наши интересы. Что же жители города Омска узнают неправду про то, как мы здесь работаем?» Я понимаю недовольство некоторых предпринимателей, я не говорю, что они все такие, как работающие на Левобережном рынке.

Фамилии называть не буду, приведу пример.

Ко мне некоторое время ходили представители этой Ассоциации рынков: «Вот нам надо уменьшить аренду в 10 раз, мы тут умираем, у меня ипотека». Думаю: наверное, да, давайте поработаем. Посмотрели, пришли к какому-то знаменателю: единый налог на вменённый доход, пошли навстречу. Это было в восьмом году. А потом, думаю, дай-ка я разберусь с этим предпринимателем. А на какой системе налогообложения работает эта женщина? Вы знаете, когда я всё это дело посмотрел, мне стало смешно. Эта женщина, которая ходила и вот здесь била себя в грудь, называла себя радетелем за бизнесменов и тому подобное, — она оплачивала налог 320 рублей в год! Законным путём оформив это торговое место на дочь-инвалида.

Поэтому я бы хотел, чтобы мы разговаривали на одном и том же языке с точки зрения профессионализма. Что такое ценообразование, как складывается вообще цена товара на том рынке, на этом рынке и так далее. Когда с тем же предпринимателем, который приходит и говорит, что вот, мне тяжело, начинаешь разбираться, начинаешь ему задавать вопросы… А сейчас это частенько происходит в Центре поддержки предпринимательства, я иногда туда заезжаю, когда есть свободное время, пытаюсь наблюдать. Когда ему начинаешь задавать вопросы: «А ты не пробовал ассортимент поменять? Чем торгуешь?» «Да, вот, китайскими переносками, лампочками и так далее». Я говорю: «Так ты понимаешь, их тебе несут назад?» «Да, несут». Я говорю: «А сколько их у тебя? Объём?» «Ну, где-то, — говорит, — миллиона два» — рублей у менялы в китайских лампах. «Ты же их продаёшь, тебе несут». «Да, — говорит, — я устал». «Ну, продай их по 15 копеек, купи нормальные германские фотодиоды и попродавай их, попробуй. Там только добавочная стоимость будет другая». Человек начинает задумываться. Я говорю: «Вот сидят специалисты. Ты им свои параметры какие-то дай. Они тебе помогут рассчитать что-то, какой-то бизнес-план худо-бедно составить. Ты придёшь, ещё какую-то субсидию получишь. Не здесь, так в Фонде поддержки предпринимательства, и как-то из этой ситуации выберешься».

К сожалению, не более 20 процентов на это готовы. Не показывают, как правило, реальных цифр ведения своего бизнеса, а кричат, что им кто-то должен чем-то помочь. А кто и чем — это уже не их задача.

Е.И. Моренис

Лотерейный билет, как минимум, отказываются покупать.

С.В. Синдеев

Да. Лотерейный билет купить отказываются, как в том анекдоте.

Е.И. Моренис

Коллеги, есть ещё вопросы? Спасибо тогда.

С.В. Синдеев

Спасибо.