Пресс-конференции

Пресс-конференция Ильи Дубина 31.01.2011

Стенограмма пресс-конференции директора департамента образования Администрации города Омска И.В. Дубина

Е.И. Моренис

Сегодня у нас пресс-конференция директора департамента образования Администрации города Омска Ильи Владимировича Дубина. Тема нашей пресс-конференции — основные направления развития городской системы образования в 2011 году. Пожалуйста, Илья Владимирович.

И.В. Дубин

Спасибо. Ещё раз всем добрый день. Конечно, направлений, в которых работает наш департамент в части развития муниципальной системы образования, достаточно много, но по традиции я знаю, какие в основном вопросы интересуют средства массовой информации, наших жителей. Поэтому коротко остановлюсь именно на них.

В основном мы в этом году в части поддержки инновационных форм развития муниципальной системы образования ставку делаем на наши традиционные механизмы, которые дают достаточно мощный, серьёзный эффект. И результат — это конкурсная поддержка как самих учреждений, которые внедряют инновационные образовательные программы, так и, конечно же, наших педагогических кадров — молодых специалистов, опытных педагогов. Для этого в текущем году мы планируем провести достаточно большую систему конкурсов. Они так и называются: конкурсы отбора по поддержке инновационных образовательных учреждений — и, соответственно, педагогических работников, также активно внедряющих инновационные образовательные программы.

Эти конкурсы не новые, мы их начали реализовывать ещё в 2008 году, но анализ показывает, что конкурсы очень востребованы, они эффективны. В 2008 году всего лишь 32 учреждения заявились из всей системы образования в этот конкурс, а конкурс даёт учреждению-победителю достаточно хороший, мощный стимул — именно материальный. Победители получают — каждое учреждение — по миллиону рублей. В прошлом году таких учреждений (только участников этого конкурса) стало 72. В этом году уже заявки мы начали принимать, видим, что достаточная активность возрастает от учреждений.

Напомню, уважаемые коллеги, что в рамках этого конкурса сохранена социальная справедливость, и в нём могут принимать участие, в отличие от федеральных конкурсов, все учреждения образования, не только общеобразовательные школы, гимназии и лицеи. Мы акцент сделали именно на дошкольное образование и на учреждения дополнительного образования. В рамках федеральных конкурсов такие ограничения есть, и там могут принимать участие только общеобразовательные учреждения.

В муниципальном конкурсе принимают участие все типы и виды учреждений. Это очень серьёзная поддержка и дошкольных учреждений, которые также сегодня очень активно внедряют инновационные образовательные программы. И примером тому — наша гордость: в прошлом году именно учреждение дошкольного образования, наш детский сад «Ёлочка» стал победителем Всероссийского конкурса дошкольных учреждений специализированного вида. То есть он признан лучшим в России.

И, конечно же, нам не надо забывать учреждения дополнительного образования, которые также сегодня показывают очень серьёзные результаты и в части внедрения новых образовательных технологий, и сами педагогические кадры нас радуют. У нас тоже здесь есть победитель Всероссийского конкурса, который называется «Сердце отдаю детям», — Евгения Комаровская, наш работник учреждения дополнительного образования; она также стала победителем Всероссийского конкурса.

Кроме этого, мы запланировали конкурсные процедуры по поддержке наших передовых педагогов. Их активность с каждым годом тоже увеличивается. Мы понимаем прекрасно, что грядущие перемены во всей системе образования Российской Федерации в связи с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов, в связи с переходом на новые типы учреждений потребуют от всего педагогического сообщества, города Омска в частности, больших усилий по внутренней настройке каждого педагога на эти стандарты, на эти изменения.

На сегодняшний день нам важно поддержать тех новаторов, тех активистов, которые в этой части очень серьёзно уже работают сейчас. Конкурс лучших педагогических работников, внедряющих инновационные образовательные технологии, в этом году также сохранён. Напомню, что 50 победителей в рамках этого конкурса ежегодно определяются из муниципальной системы образования. Опять же, повторю, что здесь не только учителя-предметники, но и педагоги-психологи, воспитатели, помощники воспитателей дошкольных учреждений, педагоги-логопеды и музыкальные работники. То есть все категории педагогических работников всех типов и видов учреждений также имеют право принимать в этом конкурсе участие.

Сумма поддержки остаётся в этом году прежней — по 100 тысяч рублей получит каждый победитель в рамках этого конкурса. И, конечно же, мы сохраним те традиции, которые заложили в прошлом году, не только по материальным, но и моральным стимулам наших коллег — уважаемых педагогов, молодых специалистов.

Год учителя для нас стал залогом новых традиций — это и те конкурсные процедуры, и те мероприятия, которые были реализованы по решению педагогической общественности. Это и наша Доска почёта педагогических работников муниципальной системы образования (вот уже через месяц будет обновляться), и Книга почёта работников муниципальной системы образования, и ряд других, скажем, моральных стимулов, которые по решению совета руководителей образовательных учреждений, по решению совета ветеранов педагогического труда в прошлом году были реализованы. Они будут продолжаться и в этом году.

И, конечно же, наше ноу-хау прошлого года, которое мы начали, — наш самый массовый, всеобъемлющий конкурс педагогических работников «Призвание». Он в этом году будет также реализован. Его суть очень простая: в каждом образовательном учреждении, несомненно, есть свои лидеры, свои звёздочки, свои новаторы, на которых нам действительно нужно делать сегодня ставку как на кадровые точки роста, позволяющие с оптимизмом смотреть в будущее, на те перемены, на те инновации, которые будут внедряться и в этом, и в следующем году в системе образования. Этот конкурс призван определить и поддержать в рамках конкурсных процедур в каждом образовательном учреждении таких наших звёздочек. Каждый победитель, помимо признания со стороны педагогической общественности, также получит материальную поддержку: в рамках призового фонда каждый победитель получит ещё по 50 тысяч рублей.

Кроме этого, конечно же, мы обязательно будем продолжать традицию конкурсов, связанных с поддержкой молодых педагогов. Это тоже одно из стратегических направлений, в котором будет работать департамент. Для нас очень важно, потому что буквально ещё три года назад меньше 150 молодых специалистов всего приходило в нашу систему при потребности в почти 300.

Мы понимали, что без каких-то кардинальных перемен, без каких-то решений, которые поддержат молодых педагогов, приходящих в нашу систему, нам не обойтись. И та программа социально-экономической поддержки молодых кадров, которые приходят работать в нашу отрасль, дала определённый эффект. В позапрошлом году цифра 252 молодых специалиста уже для нас была показательной. В прошлый учебный год, то есть 2009–2010, к нам пришло уже 272 молодых специалиста. Но, самое главное, мы ещё и отслеживаем процент закрепляемости молодых кадров. Раньше мы видели, что приходит около 200 человек, но после первого года работы мы понимали, что отсев идёт достаточно большой. Практически 50–60 процентов молодых педагогов после года работы в системе образования, к сожалению, покидали наши учреждения. Сейчас процент закрепляемости молодых педагогических работников, которые имеют стаж до трёх лет, достаточно высок: это 92 процента. То есть практически все молодые педагоги остаются работать в системе.

Мы продолжим в этом году систему экономических мер по поддержке молодых педагогов. Это и те самые подъёмные средства в размере единовременной выплаты в 20 тысяч рублей. Конечно же, это дополнительные ежемесячные доплаты от двух с половиной до полутора тысяч рублей разным категориям работников там, где мы испытываем определённую потребность, особенно в дошкольных учреждениях. Мы на сегодняшний день практически до минимума сократили количество вакансий воспитателей, что было основной нашей проблемой ещё 3–4 года назад.

Мы продолжаем поддержку в рамках конкурса, который пользуется большой популярностью среди молодых педагогов, — «Открытие». Он достаточно длительный по времени, яркий, интересный, привлекает очень много молодых талантливых педагогов. Есть конкурс по поддержке наших педагогов-стажистов по всем предметам учебного плана. Мы не оставляем вопрос, связанный с подготовкой решения кадрового вопроса по нашим руководителям. У нас достаточно высокий средний возраст руководителей образовательных учреждений, и вопрос подготовки молодых современных руководителей в системе образования для нас также актуален. Для этого также есть система мероприятий конкурсного отбора, поддержки, в рамках которой мы выявляем потенциальных руководителей в будущем, — это конкурс «Лидер в образовании».

Помимо этого, для самих учащихся общеобразовательных учреждений у нас запланированы большие конкурсные мероприятия в течение года, которые нам позволяют также системно работать и с одарёнными детьми. Господин Калина, замминистра образования Российской Федерации, когда приезжал, изучал опыт работы с одарёнными детьми, нас поправил: не очень корректно говорить «одарённые дети», хотя и в федеральных программах именно так звучит это понятие. Но мы согласились, что правильно говорить «проявившие свою одарённость». Наверное, каждый ребёнок по-своему одарённый в чём-то. Важно нам создать условия, в рамках которых он свою одарённость проявит и будет развивать дальше.

Так вот, система конкурсных мероприятий, которые каждый год пополняются, также достаточно эффективно работает в части выявления одарённых детей, их поддержки. Нам очень отрадно смотреть, как побеждают наши воспитанники, и не только общеобразовательных учреждений, но и системы дополнительного образования. Только из этой системы, из учреждений допобразования, в прошлом году на региональных и всероссийских конкурсах более трёх тысяч воспитанников приняли участие. И практически 30 процентов, то есть более тысячи, стали победителями, лауреатами. Практически ни один другой регион таким похвастаться не может — и массовостью, и качеством участия в этих крупных всероссийских конкурсах.

Важно, что многие конкурсы, которые сегодня создаются и обновляются, также имеют новые форматы. Если два года назад мы начинали реализацию информационно-коммуникационных технологий и проектов, и там всего лишь 500 детей на начальном этапе принимали участие, то сейчас количество участников конкурсов в формате телекоммуникационных технологий достигает 20 тысяч человек. То есть современные технологии мы также используем в конкурсном процессе. Это позволяет и расширить круг детей, и, соответственно, сделать конкурс более интересным, отвечающим современным интересам наших школьников.

Конкурсных процедур достаточно много. Ещё раз говорю: они все направлены в целом на решение тех задач, которые мы обозначили вначале.

Что касается вопросов, связанных с окончанием учебного года. Понятно, что один год начинается, календарный, а учебный — вот-вот, уже скоро, не за горами, его окончание. И всех волнуют вопросы, связанные с организацией сдачи Единого государственного экзамена. Как он будет проходить в этом году, как готовится муниципальная система с точки зрения организации этого сложного процесса, как готовы наши педагоги и дети.

Вот уже буквально на следующей неделе, 11 февраля, объявлена официальная дата проведения единого городского родительского собрания. Это традиционная форма работы, когда все родители приглашаются вместе с детьми, выпускниками 11-х классов, и обговариваются все вопросы, связанные с организацией, технологией, примерными сроками, нововведениями по технологии сдачи Единого государственного экзамена. Это единый день для всех образовательных учреждений в городе. Единственно, время корректируется в каждом учреждении, в основном это, конечно, вечернее время, когда родителям наиболее удобно.

Что касается регламентов, они практически не претерпели серьёзных изменений. Регламентирующие документы для нас остались руководящими с прошлого года. В этом году единственные ужесточения приняты в части использования мобильной связи. То есть полный запрет определён на наличие в кабинете, где будет осуществляться сдача Единого госэкзамена, средств мобильной связи. Также есть определённое ограничение по вычислительной технике, по калькуляторам там, где их разрешено использовать: на физике, химии, математике. Остальное не изменилось. Два основных предмета: русский и математика — и, конечно же, 12 предметов по выбору. Вся эта технология будет сохранена. Мы надеемся, каких-то серьёзных перемен уже за это время не произойдёт. Для всех это будет плюс большой, потому что технология достаточно отработана.

У нас ни в прошлом, ни в позапрошлом году не было никаких серьёзных эксцессов, связанных с какими-то нарушениями этого сложного процесса. Наши педагоги, которых мы определили руководителями пунктов приёмов экзаменов, помощниками пунктов, все также проходят очень серьёзную подготовку, отбор. Поэтому я уверен, что процедуры, которые мы начали сейчас, будут отработаны, а уже к 1 марта мы должны собрать со всех заявления — с выпускников этого года и прошлых лет — по выбору предметов, которые они будут сдавать. К 1 марта мы должны сформировать уже и муниципальный список по ЕГЭ. Понятно, что наши выпускники и их родители сохраняют право за собой менять выбранные предметы, но, тем не менее, общая картина у нас к середине марта должна сложиться. Примерные сроки также в этом году пока определены, как и в прошлом году, с 27 мая по 15 июня. Поэтому надеемся, что каких-то серьёзных изменений не произойдёт и по срокам. Это также будет удобно нашим выпускникам.

Что касается мероприятий, связанных с развитием материально-технической базы образовательных учреждений, — этот вопрос также для нас является планомерным. Мы многое сделали в этой части за последние 5 лет, но хвастаться здесь не будем, говорим лишь о том, что выполняем текущие ремонтные работы по поддержке инженерных сетей. В этом году порядка сорока миллионов рублей в бюджете заложено только на эти цели.

Мы обеспечили выполнение федерального закона, который до 1 января текущего года обязал все муниципальные учреждения образования полностью обеспечить приборами учёта всех видов энергии. Достаточно сложно было бы это сделать за этот период, если бы не занимались этим планово последние три года. Это приборы учёта тепла, приборы учёта электрической энергии, приборы учёта воды и так далее. Мы полностью с этой задачей справились.

Это позволит нам действительно очень мощно работать в части экономии бюджетных средств по коммунальным услугам. Это для нас очень большая статья расходов. Поэтому задача здесь выражается не просто в исполнении закона, а в получении достаточно серьёзных материальных ресурсов, которые мы можем перераспределить. В прошлом году мы сэкономили очень большие средства в части использования коммунальных ресурсов, которые были направлены, перераспределены на другие нужды, в первую очередь на ремонтные работы, на восстановление резервных групп в детских садах и так далее. То есть этот ресурс достаточно для нас мощный, эта программа очень эффективно работает.

Что касается мероприятий, связанных с увеличением доступности дошкольного образования, с увеличением количества мест в системе дошкольного образования, — этот вопрос наиболее острый и актуально стоит всегда на повестке дня всех наших встреч, совещаний и так далее. Мы очень много сделали. Понятно, что к этой цифре можно по-разному относиться с точки зрения критики, анализа и так далее, но, тем не менее, за четыре года работы мы создали почти 200 дополнительных групп. Это практически более четырёх тысяч дополнительных мест в муниципальной системе дошкольного образования.

И, конечно же, у нас стоят определённые планы на текущий год. Они достаточно мощные и действительно позволят только в этом году создать почти две тысячи дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях. Это не только та технология, о которой мы в последнее время очень активно рассказываем также в средствах массовой информации, а именно — создание дошкольных групп на базе помещений общеобразовательных учреждений. Это только одна из технологий, один из этапов решения этой проблемы. Он не самый большой и массовый, но, тем не менее, мы его также используем и в этом году работу продолжим.

Но основная задача — в этом году завершить полностью восстановление резервных групп в системе дошкольных учреждений. Продолжить работу по модернизации и перепрофилированию зданий филиалов общеобразовательных школ (начальная школа), которые есть у нас сейчас и где вполне безболезненно дети могут перейти в здание основной школы, и использовать эти помещения уже для дошкольного образования. И, соответственно, у нас есть ряд отдельно стоящих зданий, которые переданы в муниципальную собственность. Мы их тоже в этом году планируем полностью отремонтировать, перепрофилировать и создать на их базе полноценные дошкольные образовательные учреждения.

В целом эти четыре направления позволят нам увеличить количество мест в детских дошкольных образовательных учреждениях более чем на две тысячи.

Конечно же важно, что и строительство новых учреждений в этом году запланировано. В этом году запланировано начало строительства пристройки к 4-ому детскому саду в СибНИИСХозе, о котором тоже много говорили. В этом году завершится работа по экспертизе проектно-сметной документации, самого проекта и определено начало непосредственно работ по строительству данной пристройки.

Наш Левый берег сегодня прирастает жителями, и там проблемы наиболее остро складываются в рамках программы 300-летия города Омска. Там в этом году заложено начало строительства двух объектов в 5-ом микрорайоне, микрорайоне Кристалл; также там планируется начать строительство двух больших детских комбинатов в этом году. В следующем году — завершение строительства; это также нам дополнительно даст увеличение мест в дошкольных учреждениях.

Сейчас большая работа ведётся по анализу всех зданий бывших детских садов, которые использовались ранее не по назначению и необязательно находятся в собственности у города. Есть хороший пример, мы о нём уже говорили, взаимного сотрудничества с частными формами собственности: это здания в микрорайоне Релеро. Эти здания по суду признаны собственностью завода имени Попова. Но есть договорённость с руководством этого предприятия о том, что данные помещения будут предоставлены муниципалитету для организации именно дошкольного образования. То есть сам завод берёт на себя обязательства по выполнению там ремонта и всех санитарных правил и норм, пожарной безопасности, подготовки этих объектов недвижимости к организации работы с детьми. Муниципалитет берёт на себя обязательство обеспечить там работу кадрового персонала, то есть полностью организовать услуги дошкольного образования. Такая форма тоже вполне приемлема. Я думаю, что появятся и новые предложения.

И, конечно же, мы полностью пересмотрим всю систему бывших детских садов, которые сейчас используются не по профилю, а там находятся спортивные школы, школы искусств, художественные школы, библиотеки. Мы также полностью готовим предложения на следующий год по перепрофилированию данных объектов недвижимости в муниципальную собственность именно под услуги дошкольного образования. Ресурс на этот и следующий, 2012 год у нас определён достаточно большой. Поэтому в плановом режиме наша задача эти мероприятия выполнять.

Касаемо нынешней ситуации, которая всех волнует, — по карантину, по ОРВИ, по гриппу: ситуация также находится на ежедневном контроле. Прошлый год нас очень хорошо научил и хорошо нас потренировал в части внедрения оперативно-карантинных мероприятий, утренних фильтров и так далее. В принципе, мы очень хорошо в прошлом году научились, и в этом году эти мероприятия уже начались.

Если говорить в целом, общего решения о закрытии всех образовательных учреждений на карантин в городе Омске на сегодняшний день не принято. Это прозвучало на прошлой неделе на заседании областной противоэпидемической комиссии, на которой была рассмотрена оперативная информация по состоянию заболеваемости детей в общеобразовательных учреждениях, в дошкольных учреждениях. В среднем по городу на пятницу она выглядит так: чуть больше 23% детей не посещают общеобразовательные учреждения именно по причине заболевания ОРВИ и гриппом. Соответственно, эпидемический порог не превышен, но мы приняли решение, и у нас на сегодняшний день уже закрыто общеобразовательных учреждений 63 — полностью закрыты на карантин 63 школы. Это там, где действительно порог эпидемический превышен.

И мы работаем по технологии, которая также была на комиссии областной одобрена: это локальное закрытие классов и групп в дошкольных учреждениях на карантин. То есть там, где в классе количество заболевших детей превышает эпидемический порог, мы закрываем не всё образовательное учреждение, а именно данный класс на карантинные мероприятия.

По дошкольным учреждениям на пятницу: у нас полностью закрыто всего 9 детских садов. Здесь ситуация складывается более положительно: всего 15 с небольшим процентов детей не посещают дошкольные учреждения именно по причине заболевания ОРВИ и гриппом.

Что касается дошкольных учреждений, здесь активную позицию заняли родители. Многие стараются этот опасный период пересидеть дома с детьми. Поэтому количество детей, которые не посещают сегодня дошкольные учреждения, больше именно не по причине заболевания, а просто по решению родителей. Мы это решение поддерживаем и также вводим локальные мероприятия (карантин) по закрытию отдельных групп, где эпидемический порог (заболевших детей) превышен.

В целом, ещё раз повторю, решения общего по городу Омску о закрытии всей системы образования на карантин нет. Уже с завтрашнего дня с карантина выходят некоторые учреждения, которые ещё 10 дней назад после выхода с каникул сразу же закрывались. Этот процесс будет перманентный, ещё раз повторю: мы его держим на контроле. Введена система утреннего фильтра, рекомендован масочный режим, ограничено проведение культурно-массовых, спортивных мероприятий. Понятно, что полностью их запретить мы не можем — всё-таки уже начался месячник военно-патриотической работы, но рекомендована классная, кабинетная система проведения данных мероприятий. Попросили родителей ограничить своё присутствие в стенах образовательных учреждений — встречают детей на улице. Все эти мероприятия у нас используются, и понимание среди всех категорий, с кем мы работаем, здесь есть.

То, что касается изменения в системе образования. У нас произошло увеличение количества учреждений. У нас прибавилось три загородных лагеря: переданы в систему образования «Иртышские зори», «Лесная поляна» и лагерь имени Гагарина. Теперь все муниципальные загородные лагеря находятся в структуре департамента образования. Прибавилось, понятно, новых проблем, новых задач, но, тем не менее, нам это знакомо: два оздоровительных загородных лагеря уже были в нашей системе. Мы эту работу активно начинаем уже сейчас.

Ещё одно направление, которое мы в конце прошлого года начали активно реализовывать, включившись в экспериментальную работу регионального министерства образования: с их поддержкой мы начали реализовывать новый эксперимент в части инклюзивного образования, работы с инвалидами, детьми, которые обучаются на дому. Начинали не очень активно этот процесс, то есть вели очень большую, серьёзную подготовительную работу с родителями, с самими детьми.

В чём заключается его суть? Один из предметов учебного плана ребёнок изучает в интерактивной форме, то есть не с посещением педагога на дому, а используя современные технологии, современное оборудование, обучается в онлайн-режиме. На сегодняшний день у нас 99 таких детей определено, которые уже получили в рамках федеральной программы специальный комплект современного оборудования, начиная с компьютера, веб-камеры, современных технологий, программ, видеокамер, различных мобильных комплексов по физике, химии — в зависимости от того, какой предмет выбирает тот или иной ребёнок.

Эта технология становится всё более и более востребована. Если мы начинали достаточно трудно, многих приходилось убеждать, что это несложно, это интересно, то сегодня мы видим увеличение заявок, и пока региональное министерство нам не отказывает и поддерживает. Пока все 100% детей и родителей, которые изъявили желание обучаться по этой форме, полностью обеспечены материально-технически и, с нашей стороны, педагогическим составом. Поэтому мы надеемся, что в следующем году эта работа будет продолжена.

Уже практически каждый третий ребёнок-инвалид, который обучается на дому, включён (наверное, даже экспериментом это не хочется называть) вот в такую форму интерактивного обучения на дому. Это, конечно же, открывает совершенно другие возможности. Это не индивидуальная работа с ребёнком на дому, это более интересная форма, позволяющая получать более широкий спектр знаний и привлекать дополнительные информационные ресурсы. Вот это тоже одно из наших приоритетных направлений на будущий год.

Что касается летней занятости, оздоровления — это тоже для нас очень серьёзный приоритет. Мы будем говорить более подробно о нём непосредственно перед началом летних каникул. Но те формы и направления работы, которые мы традиционно реализовывали, будут сохранены в полном объёме и увеличены в части количественных показателей. Это самое главное. Пришкольные лагеря — самая массовая и эффективная форма оздоровления наших детей. И, конечно же, система загородных лагерей, о которых я сказал. Кстати, три из этих лагерей работают в круглогодичном режиме. Мы в период зимних каникул там продолжали работу по организации различных форм обучения детей — выездные зимние школы и так далее. То есть тоже достаточно эффективно эта система используется.

Конечно же, трудовая занятость, без который мы уже не представляем летние каникулы. Всё большее и большее количество подростков изъявляет желание работать в этой программе, зарабатывать деньги и приносить пользу своей школе или городу в целом, работая на озеленении.

Вот основные задачи, основные параметры. Может быть, не обо всём мы сегодня поговорили. Но, тем не менее, у нас есть время, мы можем поработать в режиме вопросов, я постараюсь на них ответить.

Е.И. Моренис

Спасибо, Илья Владимирович. Пожалуйста, коллеги.

«Антенна-7», Марина Ларикова

Илья Владимирович, совсем недавно в Омске проходила голодовка, как и во всей России, посвящённая нехватке мест в детских садах. Скажите, почему в Омске департамент образования никак не отреагировал на это, хотя в других городах есть примеры?

И.В. Дубин

Сказать «никак не отреагировал»… Ну, во-первых, мы знали об этом. Мы знали всех участников. Предложили встретиться, пообщаться, ещё раз выдать информацию.

Голодовка проходит, люди определили такую форму изъявления своей воли. Отреагировать, по-вашему, мы должны были как? Присоединиться, отговорить их? Мы отреагировали. Мы сказали, что готовы к общению. Ещё раз говорю, что есть вся информация об очереди каждого ребёнка, родителя, который принял участие в этой форме всероссийского протеста, против этой проблемы. Наша реакция — всегда мы готовы к общению, готовы поделиться информацией, нашими планами.

«Антенна-7», Марина Ларикова

Хорошо, спасибо.

Е.И. Моренис

Ещё, пожалуйста, вопросы.

«Город55», Татьяна Стужук

Хотела уточнить по дошкольному образованию. Вы сказали, что уже есть несколько отдельных зданий, которые будут преобразованы в ближайшем будущем. Я хочу знать: в каких округах они, сколько их?

И.В. Дубин

В каждом округе, практически, у нас такие есть. Первое здание, по которому мы начали работу, и был видеосюжет на одном из телеканалов, — это 2-я Любинская, 9а, это Кировский округ. Только на это здание у нас в бюджете предусмотрены достаточно большие средства, порядка 45 миллионов рублей. Здание старое, его придётся полностью восстанавливать, приобретать туда оборудование. У нас есть два здания в Советском округе: на Энтузиастов и Круговой. Эти адреса конкретные, они есть прямо в плане, в программе. Если они вас интересуют, мы вам сможем сделать выдержку из программы и представить конкретные адреса, потому что не все я улицы помню, не все дома сейчас на память смогу озвучить. Но я уверен, что они будут появляться ещё.

Я вам примеры назвал, что, возможно, будут предложения по использованию совместных каких-то объектов недвижимости. У нас появилась сейчас технология, когда мы здание филиала школы, 142-ая школа, это в Октябрьском округе, — это бывшее здание детского сада. Это не здание филиала школы как таковой, просто в далёкие 90-ые годы, когда демографическая ситуация была совершенно другой, мы сохранили это здание и передали его для обучения начальной школы. Это 13-групповой детский сад, огромный детский сад, со своей территорией, которая полностью сохранена: сохранены все прогулочные участки, веранды и так далее. Мы его в этом году уже восстановили: в конце 10-го года мы эту работу начали, и вот буквально в конце следующей недели мы планируем запустить там семь групп. Мы полностью там восстановили пищеблок, приобрели современное оборудование, полностью восстановили медицинский блок, изолятор и отремонтировали пока семь групп.

При посещении этого объекта мы переговорили с руководителем образовательного учреждения. Он сказал, что безболезненно переведёт всю начальную школу в основное здание, нынешняя ситуация ему это позволяет. Я думаю, что мы приняли абсолютно правильное решение — продолжить работу по реконструкции всего этого здания, открытию там 13 групп полноценных. Там есть отдельное прекрасное помещение спортивного зала, актового зала, то есть получится современный полноценный детский комбинат на 350 мест. Практически он решит вопросы дошкольного образования очень большого, густонаселённого микроучастка по улице Кирова. Поэтому в планах у нас появился ещё один объект, который мы будем дорабатывать, доделывать.

Практически в каждом округе такие есть. Вот сегодня мы будем опять посещать Октябрьский округ и рассматривать вопрос; пока он будет только обсуждаться, решение не будет принято — пока, по крайней мере. Один из объектов на Кордных, тоже здание бывшего детского сада, сейчас будет нам передаваться. Мы по нему также выезжаем рассматривать вопрос под организацию дошкольного образования. Поверьте, мы сейчас все возможные ресурсы, которые есть, именно для расширения сети дошкольного образования будем использовать.

Поэтому главное — второй вопрос. Это достаточно финансовоёмкий процесс. Понятно, что он несравним абсолютно по средствам, которые необходимы на строительство объекта, начиная с нулевого цикла, от выделения земельного участка, и полностью строительства отдельного объекта недвижимости с коммуникациями и так далее. Это порядка 250 миллионов рублей — один детский сад, к примеру, на 220 мест. Так вот, вся технология, которую мы предлагаем на этот год, она практически адекватна этой цифре, то есть 250–260 миллионов рублей. Но она позволит создать не 220 мест, а две тысячи мест. Согласитесь, это в 10 раз дешевле, быстрей, эффективней, поэтому важно использовать всё.

Многие говорят нам: «Почему вы не предлагаете строительство детских садов?» Потому что есть другой ресурс, который более быстро можно реализовать, он более экономически выгоден и даёт совершенно другой эффект по количеству мест, которые мы можем ввести за эти сроки и за эти деньги. Но, тем не менее, вопросы строительства дошкольных учреждений, я говорил, продолжают реализовываться. Три объекта уже запланированы, в этом году начало строительства, и оно будет продолжаться. В основном это Левый берег, где активно сдаётся жильё, увеличивается количество населения, внутренняя идёт миграция. И, конечно же, возрастает количество детского населения, которое имеет большую востребованность в дошкольном образовании. Поэтому эту работу будем проводить. Адреса мы вам передадим.

Е.И. Моренис

Пожалуйста, ГТРК «Иртыш».

«Вести»-Омск», Галина Журова

Насколько я знаю, в своё время бывали случаи, когда детские сады отдавались семьям, где есть приёмные дети. И, если я не путаю, в районе Рабиновича такая семья получила бывший сад в распоряжение. Деликатная ситуация получается: не их решение, не они виноваты. Деньги потрачены. Вот как в таких ситуациях с такими семьями быть? Не пострадают они?

И.В. Дубин

Нет. По приёмным семьям однозначно — нет. В районе Рабиновича не знаю, но вот в районе 20 лет РККА — там действительно у нас две приёмных семьи, занимающих здание бывшего детского сада. Но это маленькие здания, 2-групповых детских садов, которые были нетиповые абсолютно. Использовать их сейчас, по современным санитарным правилам и нормам, практически невозможно, так как в своё время была урезана территория. И самое главное — конструкция этих зданий не отвечает современным требованиям санитарных правил. Поэтому эти помещения, мы считаем, используются по профилю. В основном это те же самые детки дошкольного возраста, их количество достаточно большое.

Две семьи Николаевых, которые у нас на 20 лет РККА занимают здание бывшего детского сада, воспитывают достаточно большое количество приёмных детей. С учётом того, что одних выпускают и берут новых, идёт постоянный процесс, и уровень, скажем так, семейного дошкольного образования, мне кажется, абсолютно высокий. Мы хорошо знаем этих людей, их действительно можно считать полными, полноценными семьями. Мы никак к ним не собираемся добираться, пока есть совершенно другие ресурсы. Они действительно наши коллеги, партнёры, мы их не будем касаться.

Е.И. Моренис

Пожалуйста, ГТРК «Иртыш», радио.

ГТРК «Иртыш», Марина Левицкая

У меня вопрос по новому образовательному стандарту. В начале этого учебного года часть классов в некоторых школах перешла…

И.В. Дубин

Да, 11 омских школ.

ГТРК «Иртыш», Марина Левицкая

Можно о результатах говорить каких-то?

И.В. Дубин

О результатах говорить, наверное, рано, потому что учебный год ещё не прошёл. Но эта проблема многих волнует. Вчера на одном из центральных каналов был короткий сюжет. Очень интересно смотреть, как обсуждают это коллеги в Москве. Руководители общеобразовательных учреждений высказывали своё мнение, отдельные педагоги. Но самое важное для нас, руководителей из системы образования, для учителей: само появление понятия «стандарт» в наше время больших перемен очень нас радует. Вопрос — как каждый регион и каждая муниципальная система к этому готовы.

Конечно же, мы находимся в разных экономических, кадровых условиях. Если говорить о городе Омске, мы в качестве эксперимента постарались войти в эту работу максимально рано, чтобы и обкатать эти формы, чтобы уже понимать эту технологию не на словах, а по факту. Понять и увидеть те зоны риска, в которые мы можем попасть, и затем их предвидеть.

Вот, с 1 сентября мы в 11 общеобразовательных учреждениях первоклашек приняли уже по программе нового Федерального государственного образовательного стандарта. Соответственно, до этого мы целый год готовили для этой работы наших педагогов начальной школы. Мы работали очень много с родителями, которые принимали активное участие в разработке базовой и образовательной программ. То есть мы получаем не только стандарт для начальной школы, мы получаем ещё и возможность учитывать индивидуальные особенности каждого образовательного учреждения. Пока, на сегодняшнем этапе, более 40 первых классов этих 11 учреждений у нас очень спокойно обучаются по новым Федеральным образовательным стандартам. Мы на них не то чтобы, сказать, обкатываем, смотрим, как эксперимент пойдёт дальше; мы отрабатываем эту методику. Потому что с 1 сентября этого года нам нужно будет всю начальную школу, всех первоклашек переводить на эту систему. Поэтому основная задача наша в этот период — большая работа по подготовке педагогического персонала для работы в новых условиях.

Как правильно вопрос задали, на этом этапе мы пока не видим стандартов для среднего звена и старшего звена. То есть к чему мы будем двигаться дальше. Но я уверен, что в этом году эти стандарты появятся и для среднего, и для окончательного звена общего образования. Мы уже сможем видеть преемственность.

Федеральные стандарты внедряются для начальной школы. Также определены, только немножко по-другому называются, федеральные требования для дошкольного образования. И для нас это очень важно, чтобы всё же вопросы преемственности, подготовки по единым программам наших дошколят и поступления в школу также были направлены на решение одной задачи, и мы все работали по одним и тем же стандартам. Поэтому относиться к этому имеют право и педагогическая общественность, и родители, и сами дети по-разному.

Но, ещё раз говорю, ключевое слово, для нас определяющее, — это «стандарт». Нам это даёт определённую уверенность в том, что мы будем сохранять и традиции советской школы, российской школы, и учитывать современную ситуацию как в разрезе каждого региона, так и в отношении конкретного учреждения.

Я думаю, что мы, наверное, сделаем в ближайшее время выездную пресс-конференцию на базе одной из школ. Потому что коллегам, думаю, интересно будет по факту пообщаться с детьми, с родителями, с педагогами тех классов, где уже эта программа работает. Думаю, нам будет полезно через средства массовой информации передать в таком формате информацию всем остальным, кто сегодня много об этом читает, узнаёт, слушает, но у кого больше остаётся вопросов, чем ответов.

И, конечно же, определённая внутренняя какая-то опаска у родителей, которым предстоит в этом году вести детей в первый класс, остаётся. Поэтому, наверное, это будет очень хорошей формой, где мы более подробно расскажем, чем отличалась учёба детей-первоклассников в прошлом году в этой, например, школе, гимназии, лицее, и первоклашек, которые пошли уже по новым Федеральным образовательным государственным стандартам. И на примере это будет проще объяснить и показать.

То, что касается Федерального закона 83, который тоже все долго обсуждают: «как это повлияет, что образование станет платным?» Слава богу, большая разъяснительная, просветительская работа в этой части свои итоги и результат принесла. И уже меньше и меньше мы звонков на горячую линию получаем, связанных с переходом на бюджетные учреждения. Мы в этой части определились, работу эту ведём, но переходный период достаточно большой. В течение этого года мы всё-таки, наверное, решение примем.

Ряд учреждений активных: и детские сады, и школы, и лицеи — обратились к нам с заявлением о том, что они готовы попробовать себя реализовать в части автономных учреждений. Поэтому мы ещё будем продолжать думать и работать в этом направлении. Но, тем не менее, здесь, слава богу, тоже всё спокойно и ясно стало. Многие родители поизучали эти вопросы, мы им поотвечали на их вопросы. Здесь ситуация более или менее выглядит спокойно. Миф о том, что при переходе на новую форму образовательного учреждения полностью станут образовательные услуги платными, наконец-то пропал и, практически, уже изжил себя. Так что в этой части у нас тоже пока всё по плану и всё спокойно.

Е.И. Моренис

«12-ый канал», пожалуйста.

ГТРК «Омск», Ольга Ерошенко

Илья Владимирович, понятно, что вопрос заработной платы педагогов довольно сложный. Региональное министерство образования озвучивало информацию, что есть сложности с формированием штатов, вернее не с формированием, а оптимизацией, то есть появлением так называемых неэффективных расходов в образовании. Называлась сумма — более ста миллионов. Как Вы прокомментируете эту информацию? И что будет сделано в этом году, то есть будет ли какая-то реакция?..

И.В. Дубин

Спасибо за вопрос. На самом деле очень хочется прокомментировать вопрос, который звучит как неэффективные расходы. Такое понятие действительно существует. Оно определено в указе, по которому оценивается эффективность деятельности региональных субъектов по реализации своих полномочий, в том числе и по образованию.

Количество школ в городе Омске многие-многие годы не менялось: количество зданий, их площадь. Да, менялось в ту или иную сторону количество учеников, соответственно, наполняемость классов, классов-комплектов и так далее. Менялось количество педагогического персонала, но практически никогда не менялось количество людей так называемого вспомогательного персонала, неосновного, по которому критерию сегодня и оценивается неэффективный расход.

У меня тогда возникает вопрос. Вот сколько было положено на это количество зданий, эти площади дворников, сторожей, техничек и других работников обслуживающего персонала — на сегодняшний день всё это называется неэффективными расходами по отношению к количеству педагогического персонала. Могу вам с уверенностью сказать, что по этому же нормативу количество учителей, которых мы можем принять ещё в систему образования, — практически две тысячи человек. Почему-то не озвучивают, что по нормативу количество учителей в городе Омске на сегодняшний день меньше почти на две тысячи единиц. Мы и не собираемся раздувать штаты педагогов, потому как считаем, что мы очень эффективно комплектуем сегодня классы, и педагогического персонала у нас достаточно. А по отношению к этой цифре, соответственно, у нас практически на 800 ставок больше обслуживающего персонала.

Но тогда у меня вопрос: а кто же будет эти наши здания, площади, помещения обеспечивать, содержать в надлежащем состоянии? Опять за счёт родителей вводить эти ставки? Мы однозначно получим тот самый эффект. Поэтому понятие «неэффективные расходы», на мой взгляд, не очень корректно здесь выражается, потому как мы деньги, выделенные на заработную плату, на фонд оплаты труда, никуда на другие цели не тратим. Мы действительно оплачиваем труд педагогов и труд вспомогательного персонала.

Что мы планировали сделать? Вы назвали цифру — 100 миллионов рублей. Ещё полтора года назад эта цифра, по расчётам, которые утверждены в методике (это очень формальные расчёты, которые просто определены методикой, — соотношение ноль пятьдесят три основного персонала к вспомогательному), составляла 180 миллионов рублей. И мы провели очень, на мой взгляд, жёсткую оптимизацию. Мы действительно все лишние ставки, без которых и детский сад, и общеобразовательная школа могут обойтись, на сегодняшний день практически вдвое сократили. Но, уважаемые коллеги, всему есть предел. И на сегодняшний день, чтобы избежать этих неэффективных расходов и довести эту ситуацию до нуля в рублях, я должен сократить по отрасли образования 800 ставок вспомогательного персонала. Это практически парализует работу многих учреждений. У нас не будет ни рабочего по обслуживанию здания, ни электрика, ни технички, ни сторожа, ни дворника. На мой взгляд, это абсолютно абсурдная ситуация.

Поэтому вопрос неэффективных расходов остаётся открытым. Мы мероприятия различного рода рассматриваем, в том числе аутсорсинга. Ведь самое главное: никто не говорит, что эти работники не нужны. Просто сумма, выделяемая на оплату этого персонала, должна проходить по другой статье экономической классификации. Это внутренние проблемы. Могу одно сказать, что выделенные на заработную плату деньги тратятся только на заработную плату и никуда больше. Неэффективность их, да, с одной точки зрения просматривается. Но мы рассматриваем несколько вариантов решения проблемы, активно их обсуждаем с министерством образования Омской области. Думаю, в ближайшее время мы найдём выход и из этой сложившейся ситуации. Но ещё раз говорю: вопрос стоит именно так — по методике, эта неэффективность существует.

Е.И. Моренис

Ещё есть вопросы? Пожалуйста, «Город 55».

«Город55»

Минобрнауки в связи с терактом выпустил приказ об ужесточении пропускного режима в образовательных учреждениях. У нас с этим делается уже?..

И.В. Дубин

Однозначно, не отреагировать на эти вещи мы не могли. И каждый раз, когда случаются в нашей стране, к сожалению, подобные трагические события, мы ещё раз возвращаемся к вопросу защищённости наших детей. На прошлой неделе мы собрали совещание с обслуживающими организациями нашими, которые обеспечивают, скажем так, вневедомственную охрану быстрого реагирования всех общеобразовательных учреждений. Напомню, что абсолютно все школы, детские сады, учреждения допобразования и даже загородные лагеря обеспечены кнопкой тревожного вызова вооружённой охраны. Это очень затратные мероприятия, но они очень эффективны.

У нас два очень крупных монополиста, которые работают на этом рынке. Это организация охраны, которая работает при УВД Омской области, их предприятие, и одно из частных предприятий — «Правоохранительный центр». Мы подвели итоги работы за прошлый год. И в рамках этой чрезвычайной ситуации ещё раз вернулись к своевременности и правильности работы в этом направлении. У нас сегодня существует норматив, по которому в течение трёх минут после нажатия кнопки и срабатывания на пульте этих охранных предприятий сигнала приезжает вооружённый наряд охраны, который действительно обучен (мы это проверяли, и наш опыт даже распространялся в Москве) отрабатывать в том числе вопросы, связанные с подготовкой антитеррористических, всех контртеррористических мероприятий.

То, что касается пропускного режима. Конечно же, у нас нет турникетов, у нас не закрытое учреждение. В любом случае, всё зависит здесь, опять же, от человеческого фактора. Мы обратились к нашим руководителям, дежурным по сменам, дежурным педагогам, к вахтёрам ещё раз — внимательно работать на пропуске. Мы практически ограничили доступ — здесь родители нас поддерживают — внутрь здания родителей. То есть приводят детей, заводят в коридор и оставляют там. Конечно, первоклашек мы ещё пускаем, но практически всех этих родителей, бабушек, дедушек педагоги, дежурящие на входе, и вахтёры знают в лицо. Поэтому самое главное здесь, ещё раз говорю, — бдительность ежедневная. Нельзя сегодня к этой проблеме вернуться, успокоиться через неделю, опять потерять бдительность.

Поэтому и в прошлом году контролирующие органы держали нас в постоянном напряжении, когда нам подкладывали сумки, пытались пройти разного рода подозрительные и не очень подозрительные люди в наши помещения. Могу сказать одно — во всех абсолютно ситуациях работа персонала каждого учреждения признана адекватной, удовлетворительной. Надеюсь, что мы и в будущем будем так же активно работать в части безопасности наших детей.

Сейчас больше, я уверен, будет решений родительской общественности по внедрению физической охраны, то есть дежурных за счёт родителей. И таких учреждений у нас уже более 60-ти, в которых за счёт родительской платы — сами родители принимают решение — на вахте, на входе в школу дежурят представители частных охранных структур. На мой взгляд, это тоже даёт определённый эффект, но ещё раз повторюсь: это решение родителей. Пока же самое главное — чтобы наш педагогический персонал и сами дети очень внимательно относились друг к другу и к тем, кто посещает наши образовательные учреждения. К сожалению, других методов защиты у нас на сегодняшний день нет и в ближайшее время не предвидится. Может быть, в большем объёме нам требуется видеонаблюдение и так далее, но, как показывает практика, эти вещи не срабатывают, если сами люди внимательно друг к другу не относятся и в общем порядке к этому одинаково не подходят.

Меры, которые мы приняли, — это все необходимые совещания, ещё раз изданные распорядительные документы, — все организационные мероприятия в этой части проведены.

Но самое главное, ещё раз повторюсь, чтобы внимание к этой проблеме не ослабевало. И те проверки, которые были регулярны и будут продолжаться, уверен, сейчас, держат нас всегда, и я думаю, что это правильно, в постоянном внимании к этой проблеме.

Е.И. Моренис

Коллеги, время нашей пресс-конференции подходит к концу. Есть ещё у кого-то какие-то вопросы?

И.В. Дубин

Спасибо огромное. Я думаю, что моё предложение по поводу изучения новых стандартов на базе наших конкретных учреждений будет активно вами воспринято. Думаю, что в ближайший месяц, в феврале, мы предложим вам посетить такое учреждение. Спасибо.