Пресс-конференции

Пресс-конференция Ильи Дубина 29.08.2011

Стенограмма пресс-конференции директора департамента образования Администрации города Омска И.В. Дубина

Видеоверсия пресс-конференции

Е.И. Моренис

Уважаемые коллеги, на этой неделе у нас состоится долгожданное событие — 1 сентября. Дети наши пойдут в первый и последующие классы, поэтому совершенно естественно, что у нас сегодня пресс-конференция директора департамента образования Ильи Владимировича Дубина. Мы сегодня будем говорить обо всем, что связано с 1 сентября, с подготовкой школьников к новому учебному году. Как обычно, вначале несколько слов Илья Владимирович скажет, а потом, пожалуйста, — ваши вопросы. И не забывайте представляться. Спасибо.

И.В. Дубин

Спасибо. Ещё раз добрый день, уважаемые коллеги.

Прежде чем говорить о начале учебного года, по традиции хочется сказать пару слов о том, как мы провели лето, как отработала система образования в летний период.

Для нас традиционно это время только кажется каникулярным. Наша задача остаётся достаточно серьёзной — по организации летнего досуга, оздоровления детей, временной трудовой занятости.

В муниципальной системе образования, как мы уже знаем, у нас находится пять загородных оздоровительных лагерей. Все они находятся в структуре департамента образования. В этом году мы своевременно запустили все лагеря, провели в каждом лагере четыре оздоровительных сезона. И только на базе наших пяти муниципальных загородных лагерей нам удалось организовать отдых более чем для 3 600 детей.

Это наиболее, скажем так, серьёзная форма оздоровления, отдыха детей, которая даёт серьёзный положительный оздоровительный эффект, но она не самая массовая. Мы сами понимаем, что огромное количество детей остаётся в летний период в городе, и мы обязаны организовать их досуг, оздоровление, правильное питание, ну и, конечно же, самое главное — содержательный отдых. Поэтому все общеобразовательные учреждения в летний период — 149 общеобразовательных учреждений, — в течение первой смены на своей базе организовали лагеря дневного пребывания. И во втором сезоне нам удалось поработать, ещё и в июле: 16 образовательных учреждений ввиду того, что учреждения были уже практически подготовлены, смогли организовать и второй сезон пришкольного оздоровления.

Если говорить об охвате детей, то здесь нам удалось даже перевыполнить плановые цифры. Планировалось оздоровить и охватить этой формой организацией досуга и оздоровления 18 тысяч детей; мы оздоровили почти 19 тысяч детей — 18 900 с небольшим. Поэтому эта форма организации летней занятости остаётся очень востребованной, и она на самом деле очень эффективна. Мы провели в этом году достаточно серьёзный анализ оздоровительного эффекта, так вот: результаты показали, что более 80% детей получают ярко выраженный оздоровительный эффект даже от такой формы оздоровления, как пришкольные лагеря.

Было организовано достаточно качественное, полноценное оздоровительное питание. Мы в этом году очень активно отработали с департаментом здравоохранения, с муниципальной системой здравоохранения: у нас практически 100% детей, посещавших пришкольные лагеря, посетили и учреждения здравоохранения. Они занимались лечебной физкультурой, оздоровительной гимнастикой, дыхательной гимнастикой и так далее. То есть те центры здоровья, которые есть в муниципальной системе здравоохранения, в этом году летом нам предоставили свои услуги, для того чтобы дети могли в течение оздоровления в пришкольном лагере посещать эти заведения, то есть получать дополнительные оздоровительные услуги.

Следующее направление для нас также остается актуальным — это временная трудовая занятость детей, несовершеннолетних в летний период. Из года в год желание ребят поработать в летнее время и заработать свои личные средства плюс оказать помощь городу остаётся — желающих очень много. В этом году мы всех желающих, а это более 5 400 детей, приняли на работу. Большая их часть, конечно же, трудилась при образовательных учреждениях — это школьные трудовые отряды старшеклассников. По традиции, они занимались своими делами. И, конечно же, ряд школьников работал в клубах по месту жительства, на дворовых досуговых площадках — наш замечательный городской педотряд и так далее.

Более двухсот проверок в течение лета мы провели вместе с надзорными органами — Роспотребнадзором, Госпожнадзором, с прокуратурой. В этом году как никогда пристальное внимание было всех служб и надзорных органов к качеству организации этого процесса, вплоть до того, как отправляются дети в лагерь, как они размещаются, всё ли там нормально с организацией питания, кто будет заниматься организацией досуга и так далее. Большое количество проверок. Но на самом деле результаты всех проверок показали состоятельность системы организации летнего отдыха и оздоровления. Достаточно качественно этот процесс прошёл. У нас буквально завтра, вот прямо перед 1 сентября, последний выезд — из лагеря «Дружные ребята». Последняя профильная смена заканчивает, я имею в виду загородное оздоровление. То есть вплоть до последнего дня августа мы проводим это оздоровление.

То, что касается временной трудовой занятости: мы решили продолжить эту программу. Среди ребят появилось желание поработать и в течение учебного года, в осеннее время, и такая возможность законодателем определена. Дети смогут по два часа в день после учёбы также работать на тех объектах, где они работали и летом. Соответственно, уже за половину той заработной платы, которую они получали. Но, тем не менее, желающие есть, и эта программа будет продолжена. Деньги на реализацию этой программы также уже в бюджете запланированы, поэтому мы сейчас собираем заявки. Только из общеобразовательных учреждений в последние дни августа мы получили уже более двухсот заявок от несовершеннолетних, желающих поработать в этом направлении.

Ну и, конечно же, 1 сентября — начало учебного года. Подготовка образовательных учреждений, которую мы начали ещё после окончания учебного года. Но она сдерживалась и организацией процедуры Единого госэкзамена, и организацией в массовом порядке, практически на базе всех учреждений, летних оздоровительных лагерей.

Подготовка учреждений шла планово. Если говорить о цифрах, мы в этом году только из бюджета города Омска потратили на подготовку общеобразовательных учреждений к началу нового учебного года 160 миллионов рублей. Достаточно приличная сумма, которая позволила нам решить очень многие вопросы, которые не один год копились. Не каждый год удаётся их все решать, но, тем не менее, год от года мы решаем всё больше и больше задач, связанных с подготовкой образовательных учреждений. Нам удалось только в этом году отремонтировать более 40 кровель в образовательных учреждениях. Огромную работу провели по электротехническому оборудованию, общестроительные работы. То есть весь перечень работ, который основывался на предписаниях надзорных органов, выполнялся.

Комиссионно традиционно была проведена приёмка общеобразовательных учреждений. В состав комиссии входили наши коллеги из Роспотребнадзора, представители МЧС, Госпожнадзора, представители прокуратуры и так далее. Достаточно комплексная была проверка готовности учреждений.

На сегодняшний день все учреждения образования готовы к началу учебного года, 1 сентября все они откроют двери и встретят всех своих замечательных детей. В этом году за парты у нас сядут более 97 тысяч учеников. Если касаться первоклассников, нас радует тенденция роста количества детей, которые придут в 1-ый класс: в этом году их будет уже 11 тысяч 340 детей. Это даже больше, чем в прошлом году. Для нас и прошлый год был тоже очень показательный и радостный в этом плане; мы и в этом году прирост почти на 200 учеников по первоклассникам получим.

Всех, конечно же, волновало ещё с весны этого года, — я имею в виду не только педагогов, но и родителей первоклассников, — как, чем будут заниматься дети в 1-ом классе в связи с переходом на новый Федеральный государственный образовательный стандарт. Перед системой образования стояла очень серьёзная задача — подготовить в такие достаточно сжатые сроки весь педагогический состав; и не только кадровый потенциал нашей системы, но и подготовить сами учреждения, кабинеты в соответствии с требованием новых федеральных образовательных стандартов.

Надо сказать, что город Омск был в числе пилотных проектов, и 11 общеобразовательных учреждений города Омска работали ещё с прошлого учебного года в качестве пилотных по внедрению Федеральных государственных образовательных стандартов для начальной школы. И мы показали достаточно серьёзный результат в целом по России. И у нас была возможность на базе этих учреждений готовить и других наших коллег для работы уже по новым федеральным образовательным стандартам.

На сегодняшний день все учреждения — абсолютно 100% — и все первоклассники, пришедшие в этом году в школу, будут обучаться уже по новым стандартам. Для этого созданы все необходимые условия, повторюсь: и кадровые, и материально-технические, — и этот процесс обеспечен. Уверен, что внедрение ФГОС для начальной школы в первых классах в массовом порядке пройдёт достаточно стабильно, эффективно, и, самое главное, дети и родители не заметят каких-то трудностей в подготовке к школе и, конечно же, непосредственно в обучении в 1-ых классах.

То, что обсуждается очень долго: о том, как же это будет выглядеть для следующих классов, — то со следующего года мы также начнём внедрение ФГОС уже и для среднего звена, и для старшей школы. Сейчас стандарты эти дорабатываются федеральным министерством, поэтому перспективы наши на внедрение ФГОС только в начальной школе не закончены, конечно, будем работать и дальше.

Мы традиционно провели нашу августовскую педагогическую конференцию, наш традиционный педагогический совет. Сначала приняли участие в областном педсовете и определились с приоритетами развития региональной системы образования на предстоящий учебный год. И вот в прошлую пятницу мы провели свою традиционную городскую педагогическую конференцию.

Тематика была достаточно непростая для нас: всё-таки мы привыкли обсуждать более близкие нам вопросы, связанные с педагогическим направлением, с методической работой. В этом году федеральным министерством была определена достаточно непростая тематика — это законодательное обеспечение модернизации системы образования. Понятно, что есть общие тенденции развития законодательства в системе образования, но будут существовать и региональные модели, и в том числе муниципальные модели обеспечения законодательной части развития системы образования, в частности, её модернизации.

Но, тем не менее, могу сказать, что конференция прошла достаточно интересно, насыщенно. Мы привлекли достаточно большой круг партнёров, которые сегодня работают в плоскости правотворчества, которые нам определили вектор, по которому мы будем развиваться в течение этого учебного года, основные проблемы. Ну и, конечно же, самое главное — мы получили очень серьёзную консультативную, методическую поддержку от наших партнёров, которые будут помогать сегодня обеспечивать как раз законодательное поле для развития наших образовательных учреждений.

Очень широко сейчас обсуждается уже, скажем так, практически несколько вариантов основополагающего закона, который будет влиять на развитие образования, — это закон «Об образовании». Очень активно всё педагогическое сообщество города Омска принимало участие в обсуждении этого законопроекта. В очередной раз мы рассматривали основные статьи этого проекта закона, который будет утверждён в 2012 году и уже с 2013 года станет для нас основанием для работы.

Что отметили участники конференции, все педагогические работники? Сегодня проходят педагогические советы в учреждениях образования, где отмечают самое главное: наконец-то создаётся законодательное поле, которое определяет нам новые перспективы, новые пути развития, задаёт нам новые задачи, которые действительно меняют отношение и к системе образования, и к условиям, в которых должны обучаться дети. Но самое главное, что к этим законам появляются проекты, которые обеспечивают реализацию этого законодательства не только с точки зрения готовности системы образования, именно кадрового потенциала, а с точки зрения помощи развитию материально-технической базы. То есть национальный проект «Модернизация образования» подкрепляет этот законодательный документ конкретным финансированием. Только в этом году из федерального бюджета в рамках проекта «Модернизация системы образования» только город Омск, наш муниципалитет, получит почти 122 миллиона рублей до конца этого календарного года.

Конечно же, мы должны были проделать очень серьёзную работу и комиссионно принять решение, каким образом будут распределены эти финансовые ресурсы. Поэтому на сегодняшний день направление расходования этих средств, вплоть до мелочей, согласовано с региональным министерством образования. Здесь мы активно участвуем в рабочей группе и определили ряд ключевых направлений, которые поддержало уже и московское, федеральное Министерство образования. Мы планируем, опять же, для внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов обеспечить все общеобразовательные учреждения, всех первоклассников современной необходимой для образовательного процесса ростовой мебелью, которая отвечает всем требованиям СанПиНа. Часть средств будет направлена из этих 122 миллионов рублей, для того чтобы все 159 школ получили такие комплекты необходимой мебели для каждого первоклассника. Вплоть до конторок — это такие рабочие зоны, на которых ребёнок может стоя работать в учебном процессе.

Конечно же, не обойдёмся без современного компьютерного оборудования, без оргтехники. Более 30 миллионов рублей будет направлено на приобретение современных технических средств обучения. 17 кабинетов химии, физики, биологии, ОБЖ будет приобретено для наших профильных сетевых школ, которые станут базой для учеников не только этих школ, но и включат детей по сетевому принципу из других общеобразовательных учреждений.

Вопросы инклюзивного образования мы также учли. На базе нашей школы-интерната № 2 мы хотим организовать центр для работы с детьми, имеющими серьёзные нарушения в развитии. Также будут необходимые оборудование, учебные материалы, наглядные пособия приобретены.

Что касается сетевого обучения. Важный показатель вообще в системе развития образования и модернизации на федеральном уровне — это количество сетевых школ. Мы понимаем, что система образования в любом городе не может одинаково развиваться из-за ряда причин. И всегда есть школы, имеющие более высокий кадровый, научный, методический потенциал, но мы хотели бы, и это тенденция общая в развитии образования, чтобы эти школы были максимально открыты для других участников учебного процесса. Поэтому мы поставили перед собой задачу: уже в этом году семь школ появятся по сетевому обучению. Опять же, на эти средства мы приобретём специальное оборудование, и педагоги этих школ, имеющие колоссальный опыт работы с одарёнными детьми, по дополнительным специальным программам смогут в режиме онлайн работать и для детей из других школ. То есть их потенциал, их качество образовательного процесса станет доступным для более широкого круга учеников.

Вопросы развития физической культуры. Мы давно обсуждали эти вопросы — введение третьего часа урока физкультуры. Опять же, новые стандарты для первоклассников. Конечно же, многие годы в системе образования (мы общаемся с коллегами), везде практически, внимание именно этой составляющей уделялось достаточно мало. И мы в этом году решили из федеральных бюджетных средств по проекту «Модернизация» направить более 20 миллионов рублей на обновление материально-технической базы наших спортивных залов, физкультурных залов, на приобретение спортивного инвентаря, игрового оборудования, лыжных комплектов и так далее. Нас коллеги тоже поддержали на конференции, одобрили. Практически, казалось, такое узкое направление, но его на самом деле давно всем не хватало, и это направление остаётся очень важным и востребованным.

Мы хотим создать в этом году на базе наших образовательных учреждений 25 медиатек. Понятно, что школьная библиотека остаётся достаточно традиционным местом, где ребёнок в основном получает комплекты учебников, какие-то дополнительные хрестоматии, набор литературы, не более и не менее. Но, тем не менее, школьные библиотеки, а самое главное уровень школьных библиотек в последние годы показывает достаточно высокий потенциал. Школьная библиотека может превратиться в дополнительный центр получения знаний именно на территории школы. Вот таким образом мы определили. У нас проходят и конкурсы среди библиотекарей, и работник библиотеки нашей общеобразовательной школы два года назад становилась победителем на Всероссийском конкурсе. Поэтому у нас есть очень хорошие традиции, очень хороший потенциал.

25 медиатек будет создано на базе 25 общеобразовательных учреждений, где также будет приобретён специальный носитель, современные технологии, где дети уже в доступной, интересной интерактивной форме, природосообразной современному человеку, будут получать дополнительные знания.

Ну и, конечно же, первоклассники; опять же, возвращаемся к ним. Понимаем, что обеспечить новые стандарты нужно максимально уже в начале этого года. Есть такой достаточно сложный предмет — «Окружающий мир», который требует колоссальных затрат на обеспечение реализации учебного плана. Поэтому порядка 37 миллионов будет направлено на приобретение наглядного оборудования для первоклассников по предмету «Окружающий мир». Мы уже с вами летом выезжали на базу одной из школ, 75-ой гимназии, где подробно давали описание, показывали предметы, которые входят в набор этого учебного курса. Теперь у нас есть возможность всё это приобрести в массовом порядке для всех общеобразовательных учреждений, для всех первых классов.

И ещё рад направлений. Мы обязательно учли подготовку и повышение квалификации педагогических кадров. Порядка 800 тысяч рублей мы направляем на подготовку наших педагогов.

И самое главное — мы должны идти в ногу со временем. Вопрос энергосбережения традиционно поднимается и перед системой образования. А для нас эта проблема очень актуальна: коммунальные расходы у нас достаточно большие. Я имею в виду общую сумму объёма платы коммунальных услуг. Ну, сами представляете: у нас более 560 зданий общей площадью 1 миллион 200 тысяч квадратных метров. Понятно, что когда мы смотрим на экономию в разрезе одного детского сада, плата кажется маленькой, но когда мы видим в целом цифры сумм, которые мы тратим, и возможности по экономии, для нас эти ресурсы очень важны. Поэтому в рамках системы модернизации есть такое направление, как энергосберегающие технологии. Три миллиона рублей выделено из федерального бюджета на приобретение энергосберегающих ламп, специальных датчиков, которые будут включать свет на движение. То есть мы переходим на такое современное развитие, которое нам позволит экономить ещё и бюджетные средства, выделяемые на коммунальные расходы.

Вот такой проект нас ждёт уже до конца этого года. Мы планируем, что до конца октября — начала или середины ноября мы уже приобретём запланированные материальные средства по реализации данного проекта и докажем свою состоятельность. Потому что в следующем году сумма, выделяемая на реализацию проекта «Модернизация образования», будет практически утроена на каждый регион. Поэтому нам предстоит в достаточно авральном порядке сейчас поработать и подготовиться к началу реализации второго этапа этого серьёзного проекта.

Традиционно первого числа все учреждения встречают на линейке своих учеников. Мы все, конечно же, поедем поздравить наших коллег — все сотрудники департамента, работники администрации посетят торжественные линейки.

Вопросы безопасности — тоже очень важный момент, который всегда, по традиции, обсуждается в начале года, в конце учебного года, при проведении последнего звонка, выпускных вечеров. У руководителя УВД по Омской области состоялось селекторное совещание, эти вопросы рассматривались в целом по региону. По городу Омску принято решение: 31 августа специальные наряды полиции проведут полное обследование всех зданий. И 31-го числа в ночь все объекты образования будут взяты под круглосуточную охрану на 1 сентября. Кроме этого, будут дополнительно усилены посты полиции ДПС, участковой службы, инспекторов по делам несовершеннолетних. Будут скорректированы маршруты движения и дежурства ГИБДД. Сотрудники будут работать вблизи образовательных учреждений на подъездах, на подходах. В этом году огромную работу провели по установке дополнительных знаков, нанесению разметки пешеходных переходов, дополнительных знаков «Осторожно, дети!», по укладке искусственных препятствий.

Что касается пожарной безопасности. Инспектора Госпожнадзора провели достаточно серьёзную проверку. Мы протестировали все имеющиеся системы обеспечения пожарной безопасности: все они находятся в рабочем состоянии. Все объекты, требующие огнезащитной обработки, — у нас ряд учреждений имеют ещё ввиду древности своей постройки и чердаки, и деревянные перекрытия, — все они были обработаны необходимыми составами.

По электротехническому комплексу все необходимые измерения были также проведены. Все работы были выполнены вовремя. С этой точки зрения у специалистов МЧС и Госпожнадзора вопросов к учреждениям образования не возникает. Поэтому наша задача — обеспечить безопасность детей.

И самое главное — начать по традиции организованно, торжественно и празднично учебный год. И я уверен, что он будет успешным в целом для системы образования, и мы в очередной раз покажем и успехи наших детей, и успехи наших педагогов. А мы только на конференции наградили более 45 наших педагогов, которые были удостоены почётных званий и регионального министерства, и федерального Министерства образования и стали победителями крупных региональных и общероссийских конкурсов.

Вот у меня в целом вся информация. Если есть какие-то вопросы по этой теме, готов ответить.

Е.И. Моренис

Спасибо, Илья Владимирович.

Я, если позволите, хотела бы уточнить. Вот Вы много сейчас внимания уделили новым образовательным стандартам. Есть у нас такое замечательное направление — это поддержка школ-миллионеров и конкурс, который у нас ежегодно проводится. В связи с этими новыми образовательными стандартами, какие-то есть новые требования к тем, кто будет принимать участие в конкурсе, какие-то изменения будут вводиться или нет?

И.В. Дубин

Пока могу сказать так: Федеральный государственный образовательный стандарт только вводится. Ведь мы определяем победителей по результатам качества образовательного процесса. Говорить сегодня о том, как повлияет ФГОС на качество образовательного процесса, мы не можем. И показать, соответственно, за год какой-то результат тоже не очень логично, потому что при защите своих проектов и получении гранта учреждение всё-таки показывает, анализирует результат за последние три года, чтобы показать, насколько стабилен этот успех, его динамику.

Поэтому в последующем году, потому что миллионеры этого года уже определены и в ближайшее время уже будем подводить итоги, мы изменения в условия конкурса и определение победителей вносить не будем. А уже через год, наверное, это будет логично, тем более, когда ФГОС станет неотъемлемой частью всех ступеней образования.

Е.И. Моренис

Единственное, наверное, что можно сказать с абсолютным убеждением, — это то, что, скажем так, всё выше и выше эти новые стандарты, всё сложнее они. Эти миллионы, которые получают школы, наверное, лишними-то точно не будут.

И.В. Дубин

Как могут быть лишними средства, которые направляются на наших детей и на повышение интереса к образованию? Нуждаемость учреждений — самое главное не это. Вот вы поймите правильно, что и в новом Федеральном законе «Об образовании» закладываются юридические основания для финансирования образовательных учреждений, то есть эти посылы будут однозначно.

Несмотря на то, что многие мифы существуют, и все говорят, что новый федеральный закон определит образование платное — не платное и так далее, надо понимать одно: федеральное законодательство будет гарантировать 100% сохранение бесплатного образования в том виде, в котором есть и сейчас. Изменений никаких в этой части не будет. Но изменяется немножечко подход к финансированию образовательных учреждений. Помимо того, что мы определились, и в городе Омске все образовательные учреждения будут так же находиться на бюджетном финансировании, но уровень субсидий дополнительных будет определяться как раз на основе данных по организации качества образования, в том числе внедрению инновационных процессов образования. Поэтому сам принцип финансирования совершенно по-другому теперь должен мотивировать учреждения.

Сложившаяся система конкурсов в городе Омске уже подготовила наших коллег-руководителей к тому, что нельзя сидеть и ждать — дадут тебе деньги или не дадут. Нужно работать над проектами, нужно доказывать свою состоятельность, показывать и участвовать во всех конкурсах, привлекая дополнительные ресурсы. Это одно из условий законодательства, подход и принцип вообще в организации финансирования образовательных учреждений — я имею в виду дополнительного, — помимо бюджета.

И мы теперь, в принципе, можем с уверенностью говорить, что эти юридические направления уже на практике нами реализуются. Ничего страшного не произойдёт: здесь мы будем работать в таком же режиме.

Е.И. Моренис

Спасибо.

Пожалуйста, коллеги, вопросы.

«Омск-Информ», Мария Гавриленко

Я задам, наверное, уже больной вопрос по поводу оснащения первоклашек одним учебным комплектом учебников. Скажите, когда дети получат учебники?

И.В. Дубин

Я уже, наверное, третий раз отвечаю. Никак не могу понять, что в этом отношении не понятно, вроде достаточно доступно всегда говорю.

По СанПиНам: коллеги уважаемые, я хочу, чтобы вы понимали, что наличие двух комплектов учебников для первоклассников — это рекомендуемые СанПиНом нормы. И поэтому, когда речь идёт об обеспечении первоклассников учебниками, мы говорим о том, что мы приобретём каждому ученику, пришедшему в 1-й класс, необходимый комплект учебников. Максимальное их количество уже приобретено, и дети получат по основным предметам эти учебники уже к 1 сентября.

Но часть средств, поступивших из регионального бюджета на эти цели, на приобретение учебников, — достаточно большая сумма пришла, — поступила лишь ближе к середине августа. Соответственно, потратить их самостоятельно, по самозакупу, мы не имеем права по закону. Поэтому объявлены традиционные процедуры по торгам, которые закончатся, к сожалению, в середине сентября. Соответственно, мы получим дополнительные учебники — не по основным предметам (речь сейчас идёт именно об азбуке, русском языке, математике и так далее), — мы получим учебники по музыке, физкультуре, окружающему миру, то есть дополнительный набор учебников, к середине сентября. Ими также будут обеспечены все первоклассники.

Многие родители задают вопрос: вот мы в апреле, в мае, когда уже пришли на комплектование, приобретали для своих деток учебники самостоятельно. Так вот, этот второй комплект учебников и останется у них дома, их ребёнок сможет ходить в школу с пустым ранцем, имея и в учебном классе комплект учебников, и дома комплект учебников. Поэтому речь о приобретении за счёт бюджетных средств из какого-то там уровня второго комплекта никогда не шла. По первому комплекту вопрос будет решён к середине сентября, но основные учебники по основным предметам дети уже получат к первому сентября в школе.

По учебникам в целом. По закону мы обязаны обеспечить бесплатным комплектом учебников детей из многодетных семей. В этом году 100% многодетных семей обеспечены учебниками. Конечно же, и дети-инвалиды также не остаются без внимания: для этой категории нам также удалось полностью решить этот вопрос.

Если в целом говорить, то порядка 22 миллионов рублей в этом году было направлено только на приобретение и пополнение учебного фонда школьных библиотек. Огромное количество учебных пособий мы приобрели за счёт бюджета. Часть из них, ещё раз повторюсь, в рамках конкурса поступит только в сентябре. Но это на учебном процессе никак не отразится, поэтому здесь проблем нет.

«Омск-Информ», Мария Гавриленко

Скажите, а вот если родители не купили этот второй комплект учебников?

И.В. Дубин

Рекомендую им это сделать.

«Омск-Информ», Мария Гавриленко

Допустим, несколько детей. У нас была ситуация, что у девушки несколько детей учится, двое детей, но им просто тяжело.

Е.И. Моренис

Все в первом классе учатся?

«Омск-Информ», Мария Гавриленко

Нет.

И.В. Дубин

Бюджетного финансирования на приобретение второго комплекта учебников для первоклашек не предполагается. Деньги, выделенные из областного бюджета, рассчитаны только на один комплект учебников.

«Омск-Информ», Мария Гавриленко

Этот один комплект он может брать домой? Я это имею в виду.

И.В. Дубин

Пожалуйста, это никто не запрещает. Просто мы говорим, что второй комплект нужен по СанПиН, потому что достаточно много учебников в первом классе, и придётся носить ребёнку тяжелый ранец.

Никто не говорит, что если есть только один комплект, он должен оставлять его в школе и ни в коем случае не носить домой. Нет. Конечно же, эти учебники будут им использоваться, просто ребёнку придётся носить тяжёлый портфель. Вот и всё. У кого есть два комплекта, тот будет ходить только с тетрадками, со сменной обувью в школу, используя учебники школьные там, а дома — свои. Это просто СанПиН несколько упрощает жизнь ребёнку и делает его ношу, — я имею в виду физическую, которую несёт, не ношу знаний, — немножко легче.

Е.И. Моренис

ГТРК «Иртыш», пожалуйста.

«Вести»-Омск, Галина Журова

Вот Вы уже сказали, что 1 сентября и накануне будут меры предосторожности приниматься, наряды полиции дополнительные и так далее. А в целом, что касается работы антитеррористической в течение всего учебного года каждый день: что уже делается? Что будет делаться? Что планируется? Спасибо.

И.В. Дубин

Всё, что сделано, слава богу, сделано не на один день и надолго.

Самое главное: не мы определяем, какие меры антитеррористической защищённости нужны или не нужны, хотим мы это или не хотим. Есть на то решения наших специальных комиссий, которые существуют и при правительстве, и при городской администрации — антитеррористические комитеты, которые издают соответствующие распоряжения, и мы по ним работаем.

Согласно этим документам мы должны были обеспечить все общеобразовательные учреждения: не только школы, но и наши детские сады, загородные лагеря, учреждения дополнительного образования — кнопкой экстренного вызова вооружённых нарядов милиции. Мы решили эту задачу стопроцентно: все они работают, все они обслуживаются. К сожалению, эти кнопки иногда срабатывают, приходится, особенно в летний период, когда на территории наших учреждений заходят разные компании, сделать какие-то неприятные нам вещи. Иногда приходится вызывать вооружённые специальные организации при УВД, частные охранные предприятия, с которыми заключаются договоры, поэтому эти кнопки работают.

Конечно же, в характеристику антитеррористической защищённости входят и заграждения, за которые нас очень много и долго критиковали. «Надо», «не надо» — есть решения комитетов, которые мы обязаны выполнять. К сожалению, не все ещё общеобразовательные учреждения обеспечены современным стандартным ограждением по периметру, но они все огорожены, 100%. Довести до одинаковых стандартов, которые утверждены решением этих комитетов, нам пока не удалось — это перспектива следующего года. Но более 60% учреждений мы обеспечили современным ограждением, которое также повлияло на ограничение доступа посторонних лиц на территорию школы.

Мы всегда говорим и в процессе проверок с нашими коллегами из надзорных органов обсуждаем, что техника техникой, ограждение ограждением, но зачастую именно человеческий фактор определяет быстроту реакции, правильность поведения и вообще эффект, если, не дай бог, случится чрезвычайная ситуация. В этой части у нас запланировано огромное количество различных курсов, семинаров для преподавателей, детей, родителей, которые мы проводим в течение всего года. И на самом деле они существуют в очень интересной игровой форме, мы их называем «объектовые тренировки по эвакуации детей». Раньше им это не очень нравилось, теперь это всё превратилось в достаточно интересную игру, поэтому они просят даже почаще проводить такие мероприятия.

Самое главное: мы работаем с детьми и персоналом, как им себя вести, именно на примере конкретных ситуаций. Нам не дают спокойно жить и наши коллеги из ФСБ. Иногда они искусственно подкладывают без предупреждения на территории наших учреждений какие-то предметы: коробки, сумки — и смотрят на то, через какое время они будут обнаружены, как поведёт себя персонал. Могу сказать с гордостью, что такие проверки мы все достойно пережили. И, по определению надзорных служб, реакция и поведение персонала и детей были адекватны инструкциям, которые существуют. Помимо этого, у нас в каждом образовательном учреждении есть наглядная агитация. Вспомним наше прошлое советское: наглядность эта всегда делала своё дело. Во всех учреждениях у нас есть специальные уголки «Терроризм — угроза обществу», которые напоминают и в картинках, и в тексте, как правильно себя вести при возникновении каких-либо чрезвычайных ситуаций.

Конечно же, всех волнует вопрос физической охраны непосредственно. Повторюсь, что это решение родителей, и больше 60 учреждений имеют физическую охрану в течение учебного процесса. Эта охрана осуществляется за счёт средств самих родителей, из бюджета деньги никогда не выделялись — ни из федерального, ни из регионального, ни из местного. И это не является основной функцией образовательного учреждения, поэтому мы не возражаем против такой формы. Но, опять же повторюсь, это решение родителей, это их желание и средства.

Но уже больше 60 учреждений у нас имеют физическую охрану. Родители сами определяют организацию, с которой заключают договор, и во время учебного процесса, помимо дежурного администратора и вахтёра, в школе ещё дежурит профессиональный охранник. Пока оценить, насколько это эффективно работает, очень сложно, но, слава богу, у нас не возникает каких-то серьёзных чрезвычайных ситуаций, которые могли бы показать, хорошо, плохо это, нужно — не нужно. Повторюсь, это решение родителей.

«Вести»-Омск, Галина Журова

Уточнить можно? Что касается учёбы: это в каждой школе проводится? И кто проводит такую учёбу?

И.В. Дубин

Да, в каждом образовательном учреждении проводим и мы сами, и огромное количество таких лекций и семинаров проводят специалисты МЧС — очень активно с нами работают во всех этих мероприятиях. Есть специальные отделы пропаганды при УВД, ГИБДД, которые также не выходят из наших учреждений. Очень интересные программы, очень интересные люди, которые это делают, поэтому всё это в достаточно природосообразной для детей форме проходит, не просто как назидание очередное: «Ай-ай-ай, надо себя вести так!». Очень интересные наглядные материалы, очень интересные формы преподнесения информации.

А объектовые тренировки проводим мы сами вместе с нашими педагогами. Мы только в этом году обучили более 200 наших коллег, выдали им специальные удостоверения, которые позволяют им сегодня этим заниматься. Правоохранительный центр нам помог такую работу провести. Мы каждый год какие-то вносим дополнительные мероприятия, не успокаиваемся.

Е.И. Моренис

Пожалуйста, «Антенна-7».

«Антенна-7», Марина Ларикова

Илья Владимирович, я буквально на прошлой неделе была в 49-ой школе. Насколько мне известно, туда были выделены деньги в этом году на капитальный ремонт. Однако школа не остекленена, там не будет проведена замена вентиляции взамен вышедшей из строя, и даже в классах идёт ремонт за счёт средств родителей и силами учеников. Вопрос: везде ли в этом году именно так шла подготовка к новому учебному году? И может ли школа, в которой разбитые стёкла, не работает система вентиляции, считаться готовой к новому учебному году?

И.В. Дубин

Спасибо. А когда Вы были в 49-ой школе? Вы говорите, что вентиляция не работает.

«Антенна-7», Марина Ларикова

На прошлой неделе буквально.

И.В. Дубин

Работа по восстановлению вентиляции завершена. Сейчас идёт работа подрядчика по ремонту всех санузлов в этом учреждении. Абсолютно вся система канализации заменена. Сейчас идут отделочные работы по всем трём этажам в туалетах для мальчиков, для девочек. Отремонтирована кровля. Замена стёкол будет произведена до 1 сентября.

По этой школе мы огромный объём работы сделали. Но, к сожалению, два конкурса подрядчики у нас не выигрывали, почему мы и затянули с подготовкой именно этой школы. По результатам торгов, — к сожалению, пришлось дважды проводить торги, — никто не заявлялся, поэтому с определением подрядной организации закон не дал нам быстрее это сделать. К 10 сентября там все работы будут практически завершены.

Считать школу неподготовленной из-за двух разбитых стёкол… Ну, не мне решать — есть комиссия, и готовность образовательного учреждения не я лично определяю. Конечно, не дело работать учреждению — здравоохранения, образования, другому — с разбитым стеклом, поэтому эти вопросы будут решаться.

Что касается ремонта кабинетов, где учатся дети. Ещё раз повторю: про площадь наших учреждений вы, наверное, слышали. Эти 160 миллионов рублей, которые в этом году выделены, направляются на такие очень острые для учреждений вопросы, как кровля, вентиляция, система канализации, общестроительные работы, без которых нет смысла делать и внутренние работы. Могу сказать, что по традиции косметические ремонты в кабинетах всегда делают и родители; помогают, и за это им огромное спасибо, и старшеклассники. И я, когда ходил в школу, с удовольствием со своим отцом приходил в те наши советские замечательные годы, с которыми всегда принято сравнивать, мы делали ремонт, ремонтировали парты, красили плинтус, пол и так далее. Поэтому спасибо родителям за то, что они делают.

«Антенна-7», Марина Ларикова

Можно сразу второй вопрос на эту же тему? Вот по 108-ой школе. Как так получилось, что Роспотребнадзору, если не ошибаюсь, пришлось подавать в суд, чтобы были устранены нарушения в школе?

И.В. Дубин

Эта практика существует в виду законодательства, потому как сейчас, если инспектора надзорных служб выявляют нарушения, которые не были устранены ранее, то инструкции обязывают их подавать исковые заявления. Если раньше они ограничивались предупреждением и определяли срок устранения этих предписаний, то современные инструкции, изменившиеся правила обязывают их подавать в судебные инстанции.

Поэтому у нас сейчас достаточно большое количество идёт судебных тяжб, которые мы вынуждены посещать. Но, слава богу, есть понимание, и мы получаем отсрочки на реализацию этих мероприятий, выполняем их. Судебная практика стала для нас новой объективной реальностью, в которой система образования теперь будет существовать. Мы к этой процедуре уже готовы и в этой части тоже работаем, проблем не видим. Есть решение суда — обязаны его выполнять. Было предписание надзорных органов — также были обязаны его выполнять.

«Антенна-7», Марина Ларикова

Но ведь Вы вроде подавали кассационную жалобу на эту тему? То есть Вы были не согласны устранять нарушения?

И.В. Дубин

Почему? Мы подавали жалобу кассационную на предоставление отсрочки исполнения.

К сожалению, те сроки, которые нам устанавливают решением суда, — например, устранить нарушение, которое носит капитальный характер, и иногда даже требуется приостановление образовательной деятельности, чтобы учреждение закрыть на время ремонта, — совершенно неадекватные. Поэтому мы по всем решениям суда сегодня имеем отсрочки и до конца этого года, и до середины следующего года.

В суде мы объясняем, доказываем. Могу простой пример привести, когда нас обязали обработать косоуры (это лестничные марши) огнезащитным составом. Нам в суде даже приходилось объяснять, почему это нельзя сделать во время учебного процесса. Мы приводили даже химический состав этого материала, которым обрабатываем: приглашали специалиста, который в суде объяснял, что обрабатывать косоуры этим составом невозможно, когда находятся в здании дети, и они как минимум две недели не должны после обработки туда заходить. Соответственно, суд дал нам отсрочку на весь летний период, и в каникулы мы смогли это сделать.

То есть приходится даже до таких ситуаций нам доходить, разбираться, чтобы объяснять. Таких примеров достаточно много.

«Антенна-7», Марина Ларикова

Спасибо.

Е.И. Моренис

«Вечерний Омск», пожалуйста.

«Вечерний Омск», Екатерина Кудрявцева

Илья Владимирович, а вот в связи с введением федерального стандарта и обсуждением Закона «Об образовании». Педагоги сами на конференциях говорят, какие трудности у них на данный момент существуют, и наверняка эти трудности связаны с разногласиями с родителями. То есть родители, может быть, не все понимают, что ждёт их детей, и у многих, наверное: «Прежде всего моему ребёнку будет сложнее учиться теперь». Вот так это или нет? И что говорят педагоги?

И.В. Дубин

Разделю Ваш вопрос на две части. По поводу самого документа — самого главного для нас — это Закона «Об образовании». Педагоги с надеждой ждут новое издание и принятие этого документа. Ничего не пугает, наоборот, понимаем, что закон, вышедший в свет в 1996 году, отражал совершенно другие реалии экономического, социального, политического развития нашей страны.

Поймите правильно, ведь эти перемены и эти инновации, эксперименты уже не первый год в системе образования, но основополагающий закон о них никак не говорит. Ведутся споры вокруг Единого госэкзамена и других важнейших систем оценки знаний детей. Внедрение новых Федеральных образовательных стандартов пока на уровне каких-то отдельных правовых актов, а сам Федеральный закон не менялся.

Самое главное, поймите правильно, что уже третья редакция Закона «Об образовании» практически скорректирована с учётом 11 тысяч пожеланий со стороны педагогов Российской Федерации. На официальном сайте, на котором велось обсуждение, и, в принципе, на тех мероприятиях, которые мы уже в течение полутора лет проводим по обсуждению нового проекта Федерального закона, 11 тысяч отзывов было принято, и они практически были все учтены. То есть на каждую статью закона по сотне поправок вводилось именно от наших коллег: от руководителей учреждений, от педагогов. Поэтому к этому закону все спокойно относятся; его уже многие знают практически, обсуждают, видят там изменения, которые необходимо было увидеть.

А то, что касается опасений насчёт готовности педагогов, Вы правильно сказали, самое главное опасение сами же и сформулировали — это незнание предмета каких-то нововведений среди родителей. Вот эти риски остаются — что родители больше рассуждают, нежели узнают. Поэтому наша задача — больше вести просветительской работы с родителями. По ФГОС со всеми родителями первоклассников неоднократно мы встречались на родительских собраниях: апрель-май, в течение лета, — где разжёвывали, рассказывали. Конечно же, после этих встреч пропадает ощущение страха, потому что мы боимся всегда чего? Чего меньше знаем, в чём мало разбираемся. Поэтому наша задача сегодня — с родительской общественностью проводить как можно больше открытых мероприятий, на которых рассказывать о нововведениях, об изменениях, об инновациях, которых не надо бояться, их надо принимать и к ним готовиться.

По поводу отношения педагогов к внедрению нового. Ну, всегда оценки неоднозначны. Вспомните, когда ЕГЭ мы вводили, сколько было разных мнений. Но ведь на сегодняшний день мнение в омских школах уже однозначно, и никаких споров и уж тем более каких-то скандалов по этому поводу у нас, слава богу, нет. Поэтому, я считаю, что мы не то чтобы успокаиваемся, но эволюционным путём входим в эту систему.

Омские школы всегда становятся участниками экспериментальных площадок, на базе которых мы эти технологии отрабатываем заранее, до внедрения в массовое производство, если грубо говорить. Поэтому мы заранее видим сложности, риски, с которыми нам придётся столкнуться и среди коллег-педагогов, и в ученической среде, и среди родителей, поэтому мы заранее уже можем прогнозировать, на что нам свои усилия нужно направить.

А в целом отношение очень спокойное, никакой революции по этому поводу у нас ни в мыслях, ни в действиях нет и не предвидится.

«Вечерний Омск», Екатерина Кудрявцева

Резюмируйте от себя: детям будет учиться что — сложнее?..

И.В. Дубин

Интереснее.

Это понятие очень непростое: легко или сложно? Учиться никогда не бывает легко: получать знания, как и вообще делать любую работу. А получать знания — это тоже великий труд, уж тем более — их давать.

Мы всегда говорим, что система образования должна работать на мотивацию ребёнка; ребёнку должно быть интересно в виду его психологического состояния, в виду его возрастных особенностей, в виду развития окружающего мира, социальной среды и так далее.

Ведь появление в школе компьютера — это не дань моде или какое-то желание создать мобильные компьютерные классы. Мы должны понимать, что ребёнок — 3-ий, 2-ой класс, — он дома уже практически всю информацию черпает из компьютера, из ноутбука; у него уже существуют некие стереотипы получения информации. И, приходя в пустой класс и видя там указку и журнал, соответственно, ребёнок не имеет той мотивации и интереса к образовательному процессу, нежели когда он видит знакомую вещь, с которой он уже легко обращается. И иногда даже интерактивная доска гораздо больше послушна, ею больше владеют сами ученики, нежели современный учитель. Поэтому вот создание природосообразной среды и развитие современных технологий должно приходить в образовательную часть.

Резюмируя по Вашему вопросу: должно быть интересно. А интерес возникает и таким путём: не только словом учителя, но и с дополнительными ресурсами, которые ребёнку надо создавать.

«Вечерний Омск», Екатерина Кудрявцева

Спасибо.

И можно ещё один вопрос я задам? В связи с тем, что учреждения переходят на новую систему финансирования в следующем году, они становятся более автономными — и детские сады, и школы, — да?

И.В. Дубин

Нет, не становятся они автономными. Ни более, ни менее, могу точно сказать.

«Вечерний Омск», Екатерина Кудрявцева

Будет ли у них больше свободы? И в чём она будет?

И.В. Дубин

Вот пока 94-ый Федеральный закон никаким образом не скорректирует это… Опять ко всем нашим бедам и проблемам возвращаюсь. Могу сразу сказать, коллеги: все учреждения системы образования города Омска, переходя на новый 83-ий Федеральный закон, будут бюджетными, и финансирование всей основной программы будет бюджетным, и самостоятельности в расходовании средств практически никакой не появляется.

Существует Федеральный закон, который определяет расходование средств по разным направлениям. Меньше 100 тысяч — самостоятельно договор заключают. Любая копеечка больше — это торги, электронный аукцион, открытый аукцион и так далее.

Поэтому самостоятельность в принятии решений у руководителя как сейчас есть в составлении сметы, так и будет. Увеличить бы денег больше руководителям — тогда у них самостоятельности больше появится. Поэтому в этой части изменений глобальных для учреждения в ближайшее время не ожидается.

Пока мы не созрели для перехода на статус автономных учреждений, но коллегам своим мы сказали: кто решит и докажет свою состоятельность, — я имею в виду, руководителям образовательных учреждений, — мы готовы комиссионно рассмотреть решение. Но это решение должно быть взвешенным. И это не лично решение руководителя, это должно быть решение трудового коллектива, которое должно быть ещё и обосновано. Мы готовы такие заявления рассматривать об автономности образовательных учреждений.

Но пока таких посылов мы не получали. Я думаю, что следующий год в этой части будет для нас переломным, и ряд учреждений образования всё-таки заявит о своей потребности выйти в статус автономных образовательных учреждений. Посмотрим, как будет развиваться эта ситуация. Пока сложно прогнозировать.

Е.И. Моренис

Ещё одна «Антенна-7», пожалуйста.

Служба информации ТРК «Антенна-7»

Илья Владимирович, помимо новых образовательных стандартов, сейчас широко обсуждаются новые санитарные требования, которые вступят в силу 1 сентября, если я не ошибаюсь. Там достаточно большой перечень, не буду их перечислять. Скажите, сколько образовательных учреждений Омска соответствуют всем новым санитарным требованиям? Общероссийская статистика, которая примерно (она в «Коммерсанте») говорит о том, что только треть российских школ соответствует.

И.В. Дубин

Мне очень сложно сказать, насколько: на 100% соответствует. Я думаю, что эта общероссийская статистика немножко лукаво выглядит.

Внедрены СанПиНы год назад, не 1 сентября: это дополнение к СанПиНу. Новые СанПиНы пришли нам год назад, мы уже как настольную книгу эти СанПиНы имеем. Учреждения постройки 60–70-ых годов в одночасье, даже за один год, при всём желании и золотых дождях с небес не могут соответствовать стопроцентно современным СанПиНам: даже в виду архитектурно-планировочных решений, прирезанной территории, этажности и так далее.

Новые СанПиНы касаются в основном зданий, и мы этот вопрос обсуждали с представителями Роспотребнадзора. В полном объёме эти санитарные правила и нормы будут применяться к вновь строящимся и вводимым объектам на этапе проектирования.

И это очень важно. Сейчас мы ведём достаточно активное строительство на Левом берегу и дошкольных учреждений, и общеобразовательных учреждений. Так вот, на сегодняшний день мы уже целый месяц в процессе обсуждения со специалистами Роспотребнадзора согласовываем на этапе проектирования. Да, нам достались какие-то цокольные этажи. Но на этапе проектирования, чтобы правильно спроектировать эти здания, мы согласовываем каждый шаг, каждый этаж, каждый проём, размер и так далее — именно по новым СанПиНам. Только вот важно, что именно при строительстве, чтобы при введении новых объектов нам не пришлось потом что-то переделывать и менять.

А что касается, насколько отвечают требованиям: конечно, на мой взгляд, ни одно образовательное учреждение сегодня (я имею в виду построенные даже в 80-ых годах) на 100% не может отвечать. Но есть требования, которые носят рекомендательный характер; есть требования, которые носят обязательный характер. Поэтому на сегодняшний день все ресурсы направляются на устранение предписаний, которые носят капитальный характер, являются обязательными. Мы работаем в этом направлении. Это даже касается посуды и всего остального.

Принимая в закон новые федеральные стандарты, мы понимаем, что без дополнительных финансовых ресурсов и поддержки не обойтись. То есть федеральный закон выходит — должна быть и федеральная программа по реализации этого закона. А здесь нас «радуют». Принимается новый закон, принимаются новые проекты, стандарты — тут же появляется проект модернизации системы образования, где все без исключения регионы России и города получают серьёзнейшее финансирование из федерального бюджета. Принят СанПиН на федеральном уровне — ни один регион, ни один город не получил ни копейки в бюджет дополнительно на решение вопросов и этих проблем, которые новый СанПиН предписывает нам.

Поэтому вот такая тенденция: есть закон — и есть проект по его реализации, и самое главное — финансовое обеспечение. Ещё бы к СанПиНам такую программу ввели бы — мы были бы очень рады. Но пока ситуация такая.

Е.И. Моренис

Спасибо.

Пожалуйста, ещё раз «Вечерний Омск».

«Вечерний Омск»

По детским садам. Сколько детских садов, групп, дошкольных групп откроется в следующем году?

И.В. Дубин

В каком? В 2012-ом, Вы имеете в виду?

«Вечерний Омск»

Да.

И.В. Дубин

Мы ещё в этом планируем открыть.

«Вечерний Омск»

Ну, в общем можете назвать цифру?

И.В. Дубин

Мы уже в этом году 1 070 мест дополнительно ввели.

Очень странно, кстати. Я как бы не за себя — просто знаю, сколько коллег у меня и в департаменте занимаются, и кто только в этот процесс не включён — и департамент строительства… А всегда говорят: вот город, администрация не делают…

Очень странно. Мы каждый год вводим не одну тысячу дополнительных мест. И причём на протяжении уже последних пяти лет одни этой проблемой занимаемся — я имею в виду городская администрация, городской бюджет. Ниоткуда нет никакой поддержки. Очень много критики, очень много разговоров вокруг этой темы. Чего говорить? Давайте усилия объединять да помогать, проблема-то общая: дети одни, страна одна, город один, регион. Мы как-то хотим крайнего найти, а не проблему решить.

И очень хочется иногда встать и сказать: спасибо тем, кто действительно этот вопрос решает. И строители, и подрядчики, и родители — все, кто заинтересован. Вот в этом году уже только своими силами мы 1 070 мест ввели. Ещё дополнительно 19 групп планируем в этом году открыть. Много, мало — да не в этом дело. Идёт огромное движение.

Надо либо сидеть, и думать, и говорить: нет денег и не будем делать. Но зато когда мы открываем детский сад где-нибудь на 100 мест и весь год об этом красиво говорим и рассказываем — вот это большой труд, это большое достижение. А когда мы 1 000 мест создали, пусть без открытия отдельного здания красивого, современного, но за меньшие гораздо деньги, — этого процесса никто не видит.

Поэтому у нас есть планы до конца следующего года, и вопросы эти мы постоянно решаем, делаем. Но всё-таки надеемся, рассчитываем очень на новое движение — наш «Народный фронт», который также эту проблему везде поднимает, что всё-таки появится и федеральная программа, поддерживающая крупные муниципалитеты, где эта проблема действительно очень острая. И решить её только одним местным бюджетом, — мы все понимаем, что это огромные и серьёзные деньги, — решить её будет невозможно.

Е.И. Моренис

Причём проблема общефедеральная, не просто города Омска.

И.В. Дубин

Я могу сказать: наши соседи — Новосибирск, мы часто с ними общаемся, звоним; у них — в два раза больше очередь. Но я всегда удивляюсь, почему настолько спокойно там эта проблема, в отличие от нас, озвучивается. У нас — прямо беда какая-то. Мы только говорим и говорим о ней с утра до вечера. Казалось бы, от разговоров здесь ничего не должно измениться, но поговорить на эту тему мы только и любим. И как-то там всё это достаточно спокойно — я имею в виду социальное спокойствие, не то, что надо опустить руки: если никто не приходит, по телевизору тебя не ругают — и делать ничего не надо. Просто не привносится какой-то ажиотаж и нервозность в отношения людей с властью… Хотя очередь, ещё раз повторю, гораздо больше — практически в два раза. В Калининграде — огромнейшее количество.

Ладно, бог с ним, сколько очередь. Это везде проблема. Темпы какие? То есть, общаясь с коллегами, мы видим, что мы делаем гораздо больше, быстрее, качественнее. Спасибо пока никто не сказал, кроме благодарных родителей. Для нас это важнее.

Е.И. Моренис

«Антенна-7», пожалуйста.

«Антенна-7»

По поводу темпов. Мэр города Омска публично заявлял, что до 2012 года проблема с детскими садами в Омске, в принципе, будет решена. Вы успеваете к срокам?

И.В. Дубин

Посмотрим. Есть время, стараемся.

«Антенна-7»

Не так много — пять месяцев осталось.

И.В. Дубин

Подождите, почему? Нет — в течение 2012 года. План есть до конца 2012 года. Вы неправильно считаете: у нас есть ещё год и четыре месяца.

«Антенна-7»

Но Вы так заявлять смело не можете?

И.В. Дубин

В последнее время я не могу вообще что-то смело заявлять, вернее, очень сложно что-то смело заявлять. Я должен делать то, что мне положено делать на своём месте, и решать эту проблему. И я за неё отвечаю. Поэтому, коль уж задача поставлена и я здесь работаю, я должен с ней справляться и выполнять. У меня других вариантов нет. Будем работать.

«Антенна-7»

Удачи.

И.В. Дубин

Вот спасибо большое за пожелание.

Е.И. Моренис

В программе увидим, какую удачу Вы нам желаете.

Пожалуйста, «Антенна-7».

«Антенна-7», Антонина Бобинова

Илья Владимирович, такой вопрос. Планируете ли Вы открытие дополнительных групп дошкольных в бывшем детском саду № 96?

И.В. Дубин

Да.

«Антенна-7», Антонина Бобинова

Когда? Назовите тогда сроки. И скажите, как Вы решите вопрос с родителями: будут ли они допущены в новое здание? Я имею в виду — детской художественной школы «Модерн». Спасибо.

И.В. Дубин

В смысле «допущены»? Мы их приглашаем. Я, правда, не очень понимаю… Ладно, когда кто-то говорит… Я сам неоднократно был на собраниях с родителями, и Вы там с камерой были, всё это снимали, видели. Я сам неоднократно приглашал даже на этапе до того, как начали делать ремонт: вы пройдите, скажите, где вас что не устраивает, где вы хотите то, пятое, десятое…

И правда, нечего уже об этом говорить.

«Антенна-7», Антонина Бобинова

Год прошёл. Давайте, может быть, по-новому встречу организуем с ними?

И.В. Дубин

Да там 2 сентября будет линейка. Какую встречу? С кем? Там 400 родителей. Все, кто хотел, туда уже пришли.

2 сентября там линейка. Все дети и родители придут туда и начнут учиться в этом здании. Мы ни от кого не закрываем двери. Двери открыты.

«Антенна-7», Антонина Бобинова

То есть 2 сентября можно будет всем прийти, пройти посмотреть кабинеты?

И.В. Дубин

Конечно, там будет линейка торжественная. Там дети придут. Там уже переехали все педагоги, они расставляют свои вещи. Сейчас мы там асфальтируем подходы, делаем там всё, чтобы им было комфортно. Стоят две новых муфельных печи и всё остальное.

«Антенна-7», Антонина Бобинова

Просто пока там ведутся ремонтные работы, строители не очень хотят, чтобы родители мешали. Это понятно.

И.В. Дубин

Какие родители? Кто туда ходил, и кого не пустили? Дайте мне этого человека, я посмотрю ему в глаза.

«Антенна-7», Антонина Бобинова

Фамильно? Хорошо, я Вам скажу его.

И скажите, когда откроют в 96-ом саду и на сколько мест?

И.В. Дубин

Мы планируем до конца этого года всё-таки эти работы завершить. Необходимые средства мы уже изыскали. Все четыре группы, которые занимала бывшая студия «Модерн», обязаны мы запустить. Всё-таки цель была двоякая: и там группы открыть, и школу перевести. Поэтому никто не говорит, что откроется с момента перевоза школы в новое здание.

Единственное — конкурсные процедуры; опять же — как сработает подрядчик… Мы не можем сами сегодня завести любую организацию, начать эти работы в долг или ещё как-то. Есть закон, мы его соблюдаем. Но до конца этого года максимально мы должны все работы выполнить, чтобы, например, после январских каникул эти группы уже запустить. Поэтому работы там начнутся.

Е.И. Моренис

Час мы уже работаем. Пожалуйста, ещё один вопрос.

И.В. Дубин

Значит, интерес есть у людей.

«Омск-Информ», Мария Гавриленко

Хотела бы спросить, как идёт подготовка именно к отопительному сезону в учебных заведениях. Потому что в прошлом году также были подготовлены к 1 сентября, но, когда наступили морозы, часть детских садов, групп в детских садах оказались не готовы, и пришлось закрывать.

И.В. Дубин

Что это закрывать?

«Омск-Информ», Мария Гавриленко

В 165-ом, 44-ом.

И.В. Дубин

Это нас подвели теплоносители, которые нам подавали не ту температуру.

Нет, по поводу подготовки учреждений к зиме могу сказать, что мы каждое утро проводим штаб. Этот вопрос у нас также практически на ежедневном контроле. Осталось шесть учреждений, которые не получили акты полной готовности системы отопления к началу отопительного сезона. Хотя мы идём с опережением графика, у нас ещё есть время. На сегодня уже четыре учреждения эти акты получают, и завтра у нас проходят опрессовку ещё два учреждения. Поэтому к 1 сентября все 100% учреждений пройдут необходимую процедуру проверки опрессовки системы отопления.

Мы в этом году — только силами своих аварийных бригад: у нас при департаменте есть и такая система, где работают мужики — слесаря, сварщики. Мы своими силами проделали огромнейшую работу, где нам не надо ждать никаких конкурсов и так далее: мы выезжаем, сами делаем, варим, меняем трубы, стояки, промывку делаем, помогаем учреждениям в экстренном порядке все эти вопросы решать. Все счётчики тепла, все необходимые ремонтные работы мы провели. Могу с уверенностью сказать, что к отопительному сезону мы готовы. Ну а зима, как Вы сами говорите, всегда всё расставит на свои места и покажет, насколько наша готовность была…

Ещё раз повторюсь: существуют другие проблемы, которые почему-то всегда складывают на наше учреждение. Ну ладно, в тонкости вдаваться не буду, это уже терминология. Но в основном это не наша проблема, не наша вина. К сожалению, те теплоносители, которые сегодня есть, подведённые к нашим учреждениям, сегодня имеют совершенно другую нагрузку. Вы сами видите: раньше детский сад один стоял в этом микрорайоне, и вокруг стояло три 9-этажки. А сейчас на эти же места посажены ещё 10 домов, которые практически на эти же сети (неразборчиво) и садятся. Соответственно, и расход другой, и там есть проблемы, которые касаются не только отопительной системы наших учреждений непосредственно. Но мы готовы.

Радио «Сибирь», Ольга Жукова

Скажите, а вообще, в принципе, детские сады в этом году ремонтировались? Как это всё проходило?

И.В. Дубин

Ремонтировались, как и образовательные учреждения, именно по предписанию.

Коллеги, могу вам сказать очень просто, как делятся сегодня те финансовые средства, которые есть. Вот сколько бы мы ни говорили — на всех, не на всех, — есть предписания, и эти предписания носят либо капитальный характер, когда если мы их не выполнили — нас либо закроют, либо мы сами не сможем образовательный процесс вести — ответственность не позволит. Либо нам действительно нужно распылять эти средства на то, чтобы везде потолки побелить. Поэтому все деньги мы расходуем именно по такому принципу: сначала — первоочередные, связанные с такими глобальными серьёзными предписаниями. Всё, что остаётся, направляем на поддержку тех учреждений, где это ещё немножечко терпит.

Если сказать, что нам достаточно денег, всегда хватает в системе образования, — ну, сами же понимаете, что это будет лукавство. Но я могу сказать, что эти 160 миллионов рублей, которые в этом году направлены, нам хватило для того, чтобы практически решить глобальные вопросы, связанные с подготовкой учреждений.

Если по детским садам, то могу сказать, в этом году мы впервые три миллиона рублей выделили только на приобретение игрушек, учебных пособий, различных канцтоваров и так далее — чисто для детских садов, именно на эти цели. Могли бы тоже их направить на какие-то ремонтные работы, но пора и эту часть материально-технической базы улучшать в садах. Поэтому всё готовится, и детские сады в том числе: для них такое же начало учебного года.

Е.И. Моренис

Коллеги, есть ещё вопросы? Тогда спасибо большое всем.

И.В. Дубин

Спасибо большое. 1 сентября ждём в наших учреждениях с вашими новостями, сюжетами и радостными улыбками детей.