Пресс-конференции

Пресс-конференция Ильи Дубина 25.06.2012

Стенограмма пресс-конференции директора департамента образования администрации города Омска И.В. Дубина

Е.И. Моренис

Сегодня у нас пресс-конференция директора департамента образования администрации города Омска Ильи Владимировича Дубина. Тема напрашивается, собственно говоря, сама собой — это, естественно, результаты ЕГЭ. Тем более, нам есть чем похвалиться, похвастаться. Ну, и у нас начинаются — да, Илья Владимирович? — уже выпускные вечера.

И.В. Дубин

Два дня идут уже.

Е.И. Моренис

Расскажем вам о том, каким образом у нас велась подготовка, что ждёт выпускников на Иртышской набережной, во сколько у нас начнётся традиционный фейерверк. В общем, все нюансы, которые, естественно, вас как журналистов интересуют прежде всего.

Пожалуйста, Илья Владимирович.

И.В. Дубин

Добрый день, уважаемые друзья. Я вначале несколько слов скажу, а потом — если будут какие-то вопросы на уточнение. Буквально месяц назад мы с вами здесь встречались, говорили уже об окончании учебного года, о наших планах по организации процедуры сдачи Единого госэкзамена, о планах по выпускным вечерам, по организации летнего оздоровления. Вот сегодня, спустя уже определённое количество времени, можем подвести некоторые итоги.

Начнём, конечно, по традиции с результатов, которые волнуют сегодня всех: и выпускников, и родителей, и журналистов, — это результаты единого государственного экзамена.

Если говорить в целом по процедуре. Помните, мы месяц назад говорили, что этот процесс для всех очень непростой, сложный, в том числе и для организаторов этой процедуры, я имею в виду наше педагогическое сообщество. В этой части, несмотря на все нововведения и ужесточение этой процедуры, я могу с уверенностью сказать, что с этой задачей система образования города Омска справилась. Все необходимые технологичные мероприятия были выполнены, всё прошло в штатном режиме, несмотря на ряд каких-то из ряда вон выходящих фактов, которые случались ещё в досрочные сроки проведения Единого госэкзамена, когда в Интернете оказалась одна из фотографий КИМа (контрольно-измерительного материала). Но, тем не менее, несмотря на все эти ситуации, события, Единый государственный экзамен закончен и проведён на высоком организационном уровне.

К сожалению, сегодня полный итог мы подвести не можем: по ряду предметов и по дополнительным срокам у нас ещё информация вот только-только подходит. Буквально сегодня мы её окончательно получим, но уже, скажем так, общую статистику по среднему баллу по ряду предметов подведём. Тем не менее общую картину уже нарисовать можно.

Конечно, всех волнует, как мы сдали основные предметы. Не предметы по выбору, а именно основные предметы, которые влияют на получение аттестата, — русский язык и математику.

Русский язык нас в этом году порадовал. Если говорить честно, у нас всего лишь 82 ребёнка пересдавали повторно, то есть с первого раза не сдали, не набрали нижний порог баллов. Но нас и порадовало качество, как сдали: средний показатель по русскому языку в этом году составил 59,9 балла. Это пока без обработки данных по дополнительным срокам. И средний балл прошлого года был на этом же уровне — 60 баллов. Нас порадовали наши звёздочки, наши замечательные олимпийцы, медалисты, которые подтвердили свой статус, и мы получили стобалльников: результаты на 100 баллов только по русскому языку — 11 человек. Причём нас порадовала настойчивость одной из выпускниц 26-ой гимназии, которая, получив более низкий балл, всё-таки подала на апелляцию и на конфликтной комиссии смогла доказать свою правоту. Ей было добавлено определённое количество баллов, и она была включена в наши замечательные стобалльники.

Одиннадцать стобалльников по русскому языку. Средний балл на уровне прошлого года. Поэтому в этой части мы в очередной раз подтвердили качество знаний. Я имею в виду и педагогов, которые эти знания дают, и выпускников, которые их на экзамене показывают и проявляют.

Второй предмет, который для выпускников тоже был очень важен, — это математика. И здесь, к сожалению, мы увидели очень серьёзную проблему. По итогам основной волны более 600 выпускников омских школ, это почти 10 процентов, не справились с первого раза с заданием и не набрали нижний порог. Все они получили возможность пересдать, результаты мы на сегодняшний день ожидаем. Мы надеемся, что со второго раза эти результаты будут получше, и ребята всё-таки справятся с этим заданием.

Но, подводя итоги по основным выпускникам, кто сдал, мы посчитали средний балл: он гораздо ниже, чем в прошлом году. Средний балл сегодня составляет 40 баллов; в прошлом году этот результат составлял более 47 баллов. Идёт значительное снижение. В причинах этого нам ещё предстоит разобраться. Мы не будем сейчас делать скоропалительных выводов. Непростой предмет, непростые были ситуации на конфликтных комиссиях, где дети доказывали правоту своих решений. Поэтому здесь есть ещё над чем подумать и что проанализировать. Но, тем не менее, мы поинтересовались по соседним регионам, в целом по России, как же обстоит ситуация. И знаете, не то, что мы хотим оправдаться и посмотреть, что мы не хуже остальных, но в этом году математика везде идёт с большим снижением среднего балла по всей России. Может быть, ситуация связана со сложностью самих контрольно-измерительных материалов. Ещё раз повторюсь, нам пока выводов делать не приходится. Мы поизучаем эту ситуацию, поговорим с членами экспертной комиссии и поймём, почему здесь такая непростая ситуация. На мой взгляд, уже тревогу вызывает то, ещё раз говорю, что каждый десятый выпускник с первого раза не смог набрать нижний порог баллов по математике.

Если брать предметы по выбору, ещё раз повторюсь, не все результаты мы сегодня получили, но уже могу точно сказать, мы в субботу поинтересовались: у нас стобалльников ни по обществознанию, ни по литературе, ни по географии нет, к сожалению. По литературе у нас были в прошлом году звёздочки со 100 баллами — одна выпускница 117-ой гимназии, если мне память не изменяет. Но вот в этом году нет. Но радует то, что средний балл по этим предметам находится на уровне прошлого года и позапрошлого. Он не выше и не ниже, практически идентичен и в целом подтверждает уровень знаний, который выпускники, выбравшие этот предмет, показывали в течение учебного года.

Рекорд по стобалльникам мы уже в этом году всё равно побили. Помимо русского языка, где у нас действительно очень серьёзное количество — 11 выпускников получили замечательный результат, — нас поразил ещё один предмет, мы его в кавычках для себя всегда называли провальным, каждый год всегда один из низких результатов по качеству сдачи Единого госэкзамена показывал предмет по выбору — информатика. Предмет непростой, но, тем не менее, его большое количество детей всегда выбирали и показывали достаточно невысокий результат. В этом году у нас пять стобалльников только по информатике.

Вообще, если говорить в целом, у нас в этом году 19 детей — выпускников 11-ых классов, которые получили 100 баллов по различным предметам. У нас есть и химики — два стобалльника по химии, — и есть у нас по истории. И вот пятеро выпускников по информатике набрали 100 баллов.

Считаю, что это очень серьёзный результат, очень большой прорыв. И самое главное — это не случайность. Когда мы два года назад подводили определённые итоги и анализировали, с чем всё-таки ситуация связана с низким баллом по информатике, оказалось, что разные учреждения находятся в очень разной стартовой изначальной ситуации. Разный уровень преподавания, разный уровень оснащения программного, компьютерного и так далее. Тогда мы сделали вывод, что необходимо объединять эти ресурсы — и наших звёздочек, и преподавателей (например, всем известного преподавателя 64-ого лицея), всё-таки объединять в какие-то ресурсные центры, для того чтобы выпускники омских школ, которые заинтересованы в более глубоком изучении и получении более высокого качества знаний по информатике, могли бы также по сетевому профильному принципу обучаться у этих педагогов.

Мало того, мы в летний период вот уже третий год после столь тяжёлого анализа этой ситуации стали проводить летние выездные лагеря по информатике. И как раз вот эти педагоги выезжают летом с детьми заниматься профильно дополнительно по этим предметам. Поэтому я считаю, что это абсолютно не какой не случайный результат, это действительно закономерный результат вот той непростой работы, которую мы в отношении этого предмета совместно выстраивали, объединяя все ресурсы, и кадровые, и материально-технические. Ну, а во-вторых, коллеги, я напомню, что мы уже третий год по федеральной программе для образовательных учреждений практически заново обновляем всю компьютерную технику и программное обеспечение, обучаем наших педагогов дополнительным знаниям, навыкам. Поэтому в этой части тоже происходит достаточно серьезная большая работа. Вот по математике еще раз будем смотреть, что нам в этой части тоже предстоит сделать.

Поэтому если говорить о проблемах, с которыми столкнулись в этом году… изначально мы, скажем так, не очень на нее обращали внимание, но есть более жесткие требования в отношении использования выпускниками средств сотовой связи. Вроде бы как бы думаем, ничего тут страшного нет, каждый год ребята приходили, кто-то где-то прятал, находили и как бы закрывали глаза, где-то шли навстречу. В этом году мы получили очень жесткие условия по соблюдению этих правил, процедуры, которая полностью запрещает использование или даже наличие на экзамене у выпускника средств мобильной сотовой связи. И в этом году как бы мы с вами изначально не попытались создать прецедент и обратиться к родителям через ваши каналы все-таки с просьбой оградить и защитить ребенка от соблазна использовать средства мобильной сотовой связи, мы получили достаточно большое количество недопонимания. И по большому счету это действительно для детей стало большой проблемой. Только по итогам вот этой ситуации 8 выпускников омских школ в этом году не получат аттестаты об окончании полного общего среднего образования только за то, что они были удалены с основного экзамена, предмет математика, 8 детей были удалены с этого предмета.

Почему мы так к этой ситуации стали относиться? С одной стороны мы не давали никогда аудиторным руководителям пункта приема экзамена каких-то очень жестких однозначных рекомендаций в отношении соблюдения этого требования. Но изначально вот ту ситуацию, которую мы с вами проговаривали по поводу того, что в Интернете появилась фотография КИМа (контрольно-измерительного материала), мы получили решение суда. В пятницу два аудиторных, которые допустили вот этот факт, который мы целый месяц с вами обсуждали, пытались использовать этот факт как предостережение, а не как способ кого-то наказать. Тем не менее два аудиторных, наших работника, образовательных учреждений были наказаны, и оштрафован каждый за это нарушение в размере 20 тысяч рублей. На мой взгляд, не очень справедливое решение, потому как очень сложно ограниченному человеку в правах, мы не имеем права лазить у ребенка в карманах, отбирать его личные вещи, мы понимаем, что это запрещено законом. Но теми же правилами процедуры проведения ЕГЭ мы обязаны, то есть аудиторный и руководитель пункта приема экзамена, предотвратить использование сотовой связи, Интернет, мобильной связи. Поэтому на мой взгляд это решение абсолютно неоправданно и мы будем защищать своих педагогов, стараться отстоять. Предотвратить вот этот вариант развития событий педагоги в данный момент в аудитории не могли. Но тем не менее с этого момента каждый руководитель и каждый участник организации ЕГЭ четко понимал, какую ответственность он несет. Поэтому достаточно жестко в этой ситуации руководители пункта приема экзаменов и аудиторные реагировали. Всего у нас было удалено 16 человек за использование мобильной связи. Повторюсь, что 8 из них, половина, были удалены с основных предметов, которые не позволят теперь получить аттестат.

К сожалению, попытки выпускников, скажем так, использовать эти современные средства связи, для того чтобы улучшить свой результат, приводят вот к таким печальным последствиям. На мой взгляд, абсолютно неоправданные вещи, которые необходимо, в том числе и нам теперь на будущее, учитывать в работе с родителями, где больше внимания уделять на то, что именно родитель, провожая выпускника на ЕГЭ, должен еще раз провести эту работу. Особенно обидно, когда мы анализировали, мы взяли на выбор ребенка, который был удален с основного предмета, ребенок шел на серебряную медаль, имел уже целевое направление в один из хороших вузов России. И вот зачем был этот телефон с собой, попытка его использования, ребенок в итоге остался вообще без аттестата. В Интернете уже появилось такое нехорошее выражение, как «год условно». То есть через год можно только пересдать. Уже с такими терминами начинаем сталкиваться. На самом деле очень жесткий контроль, очень жесткая ситуация. Действительно на судьбу ребенка ЕГЭ начинает влиять очень сурово. Вот эти результаты, эти запреты, эти ограничения, когда действительно потом приводит к тому, что ребенок остается без аттестата, причем ребенок, который неплохо учился, который имел багаж знаний, имел неплохие перспективы по дальнейшему обучению. Но, тем не менее, эти факты остаются.

По окончании учебного года понятно, что мы все ожидаем уже наши выпускные вечера, уже в субботу и воскресенье. Мы, конечно, стараемся каждый год ограничивать и буквально отводить 2-3 дня, не больше, на проведение выпускных вечеров. И в этом году мы отвели два основных дня — это 26-ое и 27-ое число. Завтра большая часть образовательных учреждений, 93 школы и лицея, проведут свои торжественные мероприятия по окончанию учебного года, свои выпускные балы. Но ряд учреждений по объективным причинам как всегда обращаются, и мы идем навстречу. У нас буквально 3–4 учреждения провели в субботу и в воскресенье выпускные вечера. Сегодня ряд учреждений проводит, но очень незначительный. Основная масса будет праздничные мероприятия и торжественные проводить завтра. Это еще обусловлено той датой, которую мы определили. По традиции мы всех выпускников.

И.В. Дубин

По традиции мы всех выпускников приглашаем на Иртышскую набережную, в район магазина «Океан», где завтра пройдет большая концертная часовая программа. Мы выпускников уже приглашаем с 10:15 вечернего времени посетить набережную, где уже будет работать концертная площадка. И по традиции всех выпускников в 23:00 ожидает праздничный салют. По предварительным данным к нам приедет более 3,5 тысяч выпускников. Это больше, чем половина всех выпускников 11-ых классов. Ну, понятно, что по традиции придет и большое количество выпускников прошлых лет, жители, которые рядом проживают. Вот в прошлом году у нас было более 10 тысяч человек одномоментно на набережной, когда приглашали всех на праздничный салют. В этом году мы продолжим эту традицию. Обязательно там будет установлена сценическая площадка. Будет концерт творческих коллективов молодежных наших омских вузов, нашего ДК «Звёздный», большая специальная программа, ну, и конечно, салют, который украсит… Единственное, как всегда мы поинтересовались прогнозом погоды. Несмотря на жару, на завтра всё-таки передали возможные осадки в виде дождя. Но будем надеяться, что он пройдет либо до того как барышни приедут в красивых платьях, либо после того как они уже сядут в автобус. Потому что самое главное во всем этом деле не испортить буквально за 15 минут прическу и наряды, всё остальное. Некоторые дождю рады, но вот дамы, которые очень долго готовятся к этому выпускному вечеру, понятно дождик им может настроение подпортить.

То, что касается ещё одного большого городского праздника. Это наша традиционная встреча с золотыми и серебряными медалистами. Много споров каждый год идет о том, что теперь медаль не имеет такого статуса, не дает возможность поступать и так далее, вроде как уже и дети не стремятся. В этом году, несмотря на это, мы в очередной раз подтверждаем, что эта награда для детей остается очень престижной, важной, и дети стараются достойно окончить образовательное учреждение с особым аттестатом, с золотой и серебряной медалью.

В этом году результаты нас порадовали. У нас 185 золотых медалистов и 184 серебряных. На один меньше серебра, но всегда серебра было больше. По статистике посмотреть, никогда золотые медалисты не опережали серебренников, но вот в этом году у нас золотых даже побольше получается.

И по традиции мы всех выпускников — золотых, серебряных медалистов — пригласили. Эти пригласительные будут торжественно вручены вместе с аттестатами на торжественных мероприятиях по окончанию учебного года. И 28-го числа в этот четверг наконец-то мы вновь возвращаемся в стены нашего традиционного учреждения — это музыкальный театр, мы проведем там торжественную встречу мэра города с золотыми и серебряными медалистами. Большое торжественное мероприятие. Мы к нему очень всегда серьёзно относимся и готовимся, чтобы, действительно, создать для этой нашей самой талантливой, интеллектуальной части наших выпускников очень торжественную обстановку. Музыкальный театр, на мой взгляд, располагает от входа и до зала возможностью создать такую очень хорошую торжественную, праздничную обстановку, в которой мы еще раз выделили бы заслуги этих замечательных детей и их педагогов, их родителей, которые, действительно, дали вот такие результаты по окончанию долгого, долгого пути обучения. Тоже как всегда по традиции мы планируем сделать красную дорожку, выпустить в небо голубей, еще ряд много сюрпризов. Каждый раз журналисты спрашивают, что каждый год нового в этом мероприятии? Всегда по традиции отвечаю. Каждый год в этом мероприятии новые лица, новые люди, новые заслуги, новые глаза. Вот самое главное в этих мероприятиях увидеть эти звездочки и увидеть их отношение к этому процессу.

И самое главное, у нас в этом году все наши медалисты… вот мы проанализировали, что ни какие-то там, как по традиции принято считать, ученые сухари, это очень талантливые люди во всех отношениях, которые здесь не только в качестве знаний показали свои результаты, мы проанализировали, огромное количество среди них творческих, спортивных людей, которые помимо вот этих достижений имеют еще и в разных областях… кто танцует, кто поет, кто увлекается живописью, очень много спортсменов. Поэтому разносторонняя очень интеллектуальная, творческая молодежь, которая у нас, действительно, в эту элиту вступает.

Вот так мы заканчиваем наш год. Я думаю, что мы его заканчиваем неплохо, несмотря на определенные нюансы и проблемы. И в целом, еще раз говорю, хочу отметить, что система образования в городе Омске справилась с основной задачей. Это провести на высоком уровне в штатном режиме мероприятия по организации единого госэкзамена. Соответственно, я уверен, что и праздничные, и торжественные мероприятия тоже пройдут на очень высоком уровне. С точки зрения обеспечения безопасности и правонарушений, мы в полном понимании и взаимодействии работаем с органами внутренних дел. Везде будут сопровождать и на выезд на салют, и на выезд в какие-то учреждения, где школы будут проводить не в стенах своих, в каких-то кафе, ресторанах, концертных залах проводить свои выпускные вечера, везде будут сопровождать сотрудники полиции, будут дежурить родители. Все эти вопросы проговорены. Везде будут во всех учреждениях дежурить специалисты департамента образования. Но, тем не менее, по традиции мы уже который год отмечаем, что, действительно, мероприятия проходят в очень высоком организационном уровне. И действительно, проходят не как просто застолье, очень такие активные, интерактивные мероприятия, где родители и дети, и педагоги в едином порыве в таком праздничном участвуют в различных конкурсах. Очень интересно и празднично эти мероприятия проходят.

Летняя занятость и оздоровление, когда мы тоже говорили о наших планах, сегодня можно подвести определенные итоги по первому оздоровительному сезону. Из 15 лагерей загородных, это основная наша база отдыха, это лагеря, которые координирует и контролирует городская межведомственная комиссия, только один лагерь «Химик» не был открыт на первый сезон. Там было решение суда о том, что лагерь еще не готов. Была приостановлена его деятельность по решению суда. Это ведомственный лагерь. Но, тем не менее, комиссия там с балансодержателем очень серьезную работу, и лагерь уже на сегодняшний день получил все необходимые разрешительные документы. Вот буквально сегодня, не знаю, заседание суда идет, не закончилось, мы надеемся, что суд вынесет положительное решение, и этот лагерь будет открыт, и с завтрашнего дня мы сможем также деток туда завести.

По итогам первого оздоровительного сезона мы планировали оздоровить в загородных лагерях более 3,5 тысячи детей. Оздоровили 3 124 ребенка. Чуть-чуть отклонились от плана. Но это связано с тем, что ряд лагерей отказались участвовать в программе бюджетных путевок, и имеют достаточно высокую цену. Например, лагерь «Пламя» реально имеет полную стоимость путевки на одного ребенка 18 тысяч рублей. На мой взгляд, это нереально абсолютно продать 200 путевок по такой цене. В итоге там заехало около 20 с небольшим детей вот по этой цене. Поэтому есть объективные причины, по которым, к сожалению, лагеря не выполняют полную квоту оздоровления. Но это их право, они выбирают такой путь развития.

То, что касается пришкольных лагерей. Это основная массовая форма оздоровления детей. Завершился первый оздоровительный сезон. Мы выполнили все необходимую квоту. 150 омских школ открыли свои лагеря. Все они прошли на достаточно интересном высоком уровне. Более 18,5 тысячи детей мы оздоровили. Очень большой охват детей этой формой оздоровления. Везде были организованы во фронтальном режиме практически ежедневно проверки. Очень жестко мы третий год подходим к организации питания вместе с надзорными органами, с Роспотребнадзором. Потому что это одна из, во-первых, форм оздоровления — качественное и здоровое питание. Во-вторых, это основной риск в том, чтобы превратить отдых ребенка, не дай Бог, в какое-то отравление или еще в какие-то форс-мажорные обстоятельства. Поэтому очень жесткий контроль был на этапе подготовки с поставщиками этой услуги. И очень жесткий контроль в течение проведения всего первого оздоровительного сезона.

Нас порадовало сотрудничество всех лагерей с учреждениями культуры, здравоохранения. Действительно, если обращали внимание, днем очень часто можно было видеть в центре города большое количество детей, переходящих с флажками дорогу, это все наши пришкольные лагеря ходили в ТЮЗ, музыкальный театр, посещали различные экскурсии, Омскую крепость и так далее. Поэтому программы лагерей были очень насыщенными, они проходили экспертизу. Мало того, у нас есть еще и конкурс по программам оздоровительным, развлекательным для пришкольных лагерей, где мы тоже всё из бюджета выделяем определенные средства на поддержку особо отличившихся в этом плане.

На второй сезон мы уже начинаем открывать наши пришкольные лагеря, их будет гораздо меньше. Ну и со следующей недели начнется заезд на второй сезон в загородные лагеря. Пока идет всё по плану, пока, слава Богу, всё хорошо. Ну, не всё, конечно, хорошо, всякое бывает. В выходные опять искали, два беглеца было из лагеря «Юбилейный», из «Лесной поляны». Ну, как всегда, девочка поругалась с мальчиком, обиделась, побежала домой. Нашли беглеца. Мальчик один решил ночью сам погулять по бору. Ушел куда-то, заблудился. Нашли.

Всякое бывает. Дети есть дети. Но, слава Богу, пока всё проходит, скажем так, в привычном нам штатном режиме, никаких новых проблем дети нам в этом сезоне не создают. Всё остальное мы уже знаем, со всем мы сталкивались.

Вот вкратце вся информация об итогах учебного года, уже определенных итогах и планах на первый сезон и планах на второй сезон.

То, что касается временной трудовой занятости, тоже мы говорили о наших планах, о большом интересе со стороны детей к этой программе. Первый сезон это тоже подтвердил. 2 126 детей у нас были трудоустроены на первый сезон. Они уже работают, отрабатывают. И сейчас большая активность, уже мы более 900 заявок имеем на июль. Поэтому в целом та квота, которая доведена на летний период в 3,5 тысячи мест для несовершеннолетних будет, уверен, не только соблюдена, но и перевыполнена. Мы сейчас по дополнительным средствам тоже работаем.

Ещё раз, коллеги, всех приглашаю, на самом деле это большие праздничные мероприятия. Это салют на набережной. Посмотрите на всех наших веселых, умных, талантливых, красивых выпускников. Ну и отдельно приглашаем на бал золотых и серебряных медалистов 28-го числа. Он начнется в 13.30, уже в зале будет начало. Поэтому приглашаем пораньше. Выпускники приезжают пораньше, проходят по ковровой красной дорожке. Все красивые, нарядные, умные, достойные, и мы их в очередной раз поприветствуем, скажем им огромные слова благодарности.

Если есть какие-то вопросы, уточнения, давайте пообщаемся, готов ответить.

Е.И. Моренис

Спасибо, Илья Владимирович.

Пожалуйста, «Домашняя газета».

«Домашняя газета»

Илья Владимирович, дети-медалисты — это мечта и гордость любого учителя. Есть ли какая-то статистика, какие-то данные, как город Омск в этом смысле смотрится на фоне других городов-соседей — Барнаул, Новосибирск, Кемерово?

И.В. Дубин

По количеству, нет, к сожалению, сейчас не готов сказать. Я уверен, что данные есть, мы смотрели, просто я сейчас ими не владею лично, не готов ответить. Но мы всегда тоже сравниваем как и по результатам ЕГЭ, так и по медалистам тоже смотрим сейчас. Посмотрим. Я думаю, эти данные уже есть скорее всего. Хотя может быть еще из-за результатов ЕГЭ не везде эта информация есть. Но, я думаю, что к концу недели она точно будет сравнительная, мы вам такую информацию представим.

Е.И. Моренис

Илья Владимирович, а это разные школы или всё-таки тут есть какая-то тенденция, которая зависит от учителя?

И.В. Дубин

Нет, абсолютно разные школы, и обычные… У нас есть и 100-баллники. 88-я гимназия, Октябрьский округ. Но никто никогда, уж извините, но есть, да, определённая оценка и в педагогическом сообществе, и среди родителей определенный некий статус, по ранжиру — не знаю, по какому, но тем не менее выстраивают — это крутая гимназия, эта похуже, здесь высокое качество знаний. Вот результаты ЕГЭ показывают. И результаты по золотым и серебряным медалям показывают, что зачастую вот эта выдуманная крутизна тех или иных учреждений абсолютно придумана какой-то группой людей не всегда подтверждается качеством знаний, которые мы получаем по итогам независимых оценок. Нет, это разные учреждения абсолютно. Нас это радует, что широчайший спектр и территориальности, и не везде это только гимназии и лицеи, есть обычные общеобразовательные школы, которые дают такое качество.

Нас в этом году еще, коллеги, порадовало, мы еще один показатель всегда оцениваем. В целом успеваемость, она у нас достаточно высокая — 99,7%. Это от всех 98 тысяч выпускников, кто полностью осваивает, мы имеем с первого по одиннадцатый класс, но и мы смотрим уровень успеваемости детей, которые обучаются только на 4 и 5. В этом году такое количество у нас составило 47,8%. По сравнению с прошлым годом на один процент количество детей, которые обучаются только на 4 и 5, выросло. Это достаточно высокий процент, что каждый практически второй ребенок из 98 тысяч школьников в Омске обучается без троек. Это, действительно, очень хороший высокий показатель. В сравнении с регионами он достаточно выше у нас. Но вот по медалистам посмотрим.

«Домашняя газета»

У меня еще один вопрос. Вы сказали, что мы побили рекорды по 100-баллникам. Вот на Ваш взгляд в чём секрет вот этого успеха? Это дети более сознательные стали? Либо может быть муниципалитет там какие-то программы продвигает?

И.В. Дубин

Вот по информатике могу однозначно сказать, что это результат такого очень системного программного подхода к исправлению ошибок, который мы вовремя увидели и не стали искать виноватых, как обычно бывает, а, по версии ярлыка, плохо преподают в школах этот предмет. На самом деле надо понимать, что не виноватых надо искать, а понимать причину и создавать некие условия, которые будут способствовать более высокому качеству получения знаний и, самое главное, преподнесение своих знаний. Мы должны понимать, что процедура единого госэкзамена, это ещё, как бы мы не говорили, что уже не эксперимент, но еще и не десятилетняя традиция, да? формы сдачи итогов государственной аттестации. И по-прежнему эта процедура для всех участников этого процесса, это моя точка зрения, и для педагогов, и для детей, и для родителей — это очень серьезный психологический стресс. Поэтому мы должны понимать, что ребенок идет сдавать не только выпускной экзамен, но и вступительный. И, соответственно, в этот момент решается его судьба и по окончанию учебного заведения, и по его дальнейшей перспективе продолжения обучения в высшем или среднем звене. Поэтому до сих пор это не является уже некой догмой, привычной, когда ребенок, просыпаясь там, говорит: «а, пошли на экзамен». Это действительно очень серьезная стрессовая ситуация, в которой мы еще будем находиться ни один год и, соответственно, все эти нововведения, ужесточения, этот контроль, эти попытки использовать современные средства связи, всё это будет впереди и поэтому… Всё равно я к ЕГЭ, вот это моя гражданская позиция, отношусь не как к 100-процентному способу независимой оценки знаний, которые ребенок получал в течение всего времени обучения. Не всегда это может способствовать полной объективной оценке. Это моё вот такое личное убеждение, поэтому не только на этом мы… Ну, а то, что касается заслуг 100-бальников, ну, еще раз говорю, большая лотерея, слаба Богу, что такие результаты есть. Это подтверждает, во-первых, то, что, все-таки, дети могут справиться. Да? Мы всегда спорили, сложность, там содержание этих вопросов зачастую просто невозможно. Педагог пусть попробует на 100 баллов написать. Все-таки, это, во-первых, подтверждает, тем более такое большое количество детей, что это, во-первых, вполне по силам недостижимо, ну и, во-вторых, наверное, говорит о все-таки более целенаправленной работе, потому что мы все-таки уже не первый год в ЕГЭ живем и существуем. Наверное появляются новые технологии у преподавателей для подготовки ребенка непосредственно к процедуре единого государственного экзамена. Мы понимаем, что обучать ребенка по общей программе и в общем классе — это одно, но готовить ребенка к ЕГЭ целенаправленно — это совершенно другая технология, это другой процесс. И я уверен, что год от года эти технологии будут усовершенствоваться и будут появляться новые педагоги, которые будут внедрять вот эти новые формы подготовки ребенка именно к процедуре сдачи единого государственного экзамена в этом формате. Вот, на мой взгляд, эти технологии позволяют повышать качество.

Е.И. Моренис

Пожалуйста.

«НГС-Новости», Ирина Алексеева

Скажите, пожалуйста, вот те дети, которые не сдали основные предметы, не получат аттестаты. Как они сейчас себя ведут? Потому что вот в соседних регионах, по-моему, в Красноярске был случай, когда школьник покончил собой из-за того, что он не получил аттестат.

И.В. Дубин

Давайте мы не будем такие вещи…

«НГС-Новости», Ирина Алексеева

Ну, вообще школьники понимают, что они сами виноваты в том, что они не сдали. То есть вот те, кто был удален, например, за мобильные телефоны?

И.В. Дубин

Те, кто был удалён, слава богу, не только понимает, но им внятно очень объяснили и, соответственно, приглашали тех, у кого были претензии на конфликтную комиссию, где в присутствии родителей им объяснялись эти причины. И на самом деле существует механизм такого нормального делового общения, не просто там удалили, поставили галочку и всё, и дальше с ребенком и с родителем никто не общается. На самом деле дальше вступают в диалог там и школы, и конфликтная комиссия, Рособрнадзор. Поэтому все эти вещи проговариваются и очень четко объясняется что и почему. Мы надеемся, что эту непростую ситуацию наши выпускники переживут спокойно, настроят себя на следующий год, нормально к этому отнесутся. И мы-то, еще раз говорю, были изначально все настроены на то, чтобы максимально комфортно в этих условиях сработать и максимально, ну, скажем так… Ну, вы же понимаете, что это не 16 случаев, скорее всего, что где-то были какие-то варианты, где просто педагог не увидел. Да? То есть дети разные бывают. Я уверен, что телефонов пронесли гораздо больше, но, уж извините, кого поймали в наглую, тот попался и надо отвечать за свои поступки. Это уже взрослые люди, это выпускники, тем более, пришедшие и четко ознакомившиеся с правилами. Поэтому, я думаю, что в этой части будет всё нормально. Как ведут себя выпускники? Я думаю, что они действительно расстроились и сделали для себя определенные выводы на будущее. Это самое главное, чтобы не только расстроились, но и поняли, что они для себя лично, по своей же личной, вот, извините меня, какой-то нерадивости, для себя получили. Пусть это будет примером для всех остальных на следующий год. Мы должны создавать в законодательном поле очень четкие механизмы, которые обеспечивают всем равные права, но, извините, и наказания за то, что нельзя то, что запрещено. Поэтому мы будем очень жестко в этой части работать.

Е.И. Моренис

А какие у них перспективы? Ну, удалили их, жизнь же не заканчивается на этом.

И.В. Дубин

Абсолютно не заканчивается. Они получат справку, а на следующий год они получают возможность сдать этот предмет и получить аттестат, и дальше продолжать свое обучение.

Е.И. Моренис

То есть год будут учиться списывать.

И.В. Дубин

Да, я же говорю, год условно (смеясь), как в Интернете начали уже между собой выпускники называть вот этот процесс: «Нам дали год условно, мы должны исправиться, в следующем году пересдать».

Е.И. Моренис

Пожалуйста.

«Антенна-7», Анастасия Лаврова

Скажите, пожалуйста, что касается распития спиртных напитков на выпускных балах. Вот если, например, выпускной проходит в школе. Я не знаю, сейчас проходят такие или нет, раньше были. Можно ли вот для родителей приносить спиртные напитки на территорию школы? И вот как полиция будет регулировать этот момент?

И.В. Дубин

Однозначно, кто бы в школу не приходил, в это учреждение никогда нельзя было проносить спиртные напитки и нельзя и сегодня, нельзя будет завтра. И поэтому каждый год этот вопрос нам в любом случае задают и каждый год мы на него одинаково отвечаем — ни на одном выпускном вечере в образовательном учреждении, в стенах уж точно школ, гимназий, лицеев наличие спиртных напитков недопустимо и этих фактов не было. То, что касается других заведений, где дети будут находиться и продолжать праздновать свой выпускной бал, не в стенах образовательных учреждений, это вторая неофициальная часть, там также российским законодательством запрещено употребление лицами, не достигшими 18 лет, алкогольных напитков и эта ответственность лежит также на администрации школы, на организаторах этого мероприятия. Поэтому большую работу мы проводим и с родителями. И, слава Богу, вот уже который год существует абсолютное понимание и родителей, и, самое главное, уже сложилась некая субкультура, которая просто каким-то эволюционным путем переросла из общего ожидания этого праздника с целью напиться, навеселиться вдоволь и спрятаться от родителей, ну, так было какое-то время, мы все это прошли, мы всё это прекрасно понимаем. Ну, вот еще раз повторюсь, некая субкультура абсолютного другого варианта проведения этих торжественных мероприятий уже в молодежной среде сложилась и нам, педагогам, в этом плане и родителям гораздо легче, потому как это уже некое правило внутри молодежной субкультуры сложилось и нам не приходится принимать каких-то особых там усилий педагогических для того, чтобы это воспитать в детях, что в этот день, ребята, пожалуйста, не надо. На самом деле уже дети абсолютно… Ну, их детьми то уже сложно назвать, но, тем не менее, выпускники настраиваются на это мероприятие как, действительно, на большой и торжественный праздник и у них нет там никакого желания. Во-вторых, как это всё организовано, как это проходит, да там просто вот, ну, не будет этого, одним словом. И действительно, очень всё организовано, достойно и красиво.

«Антенна-7», Анастасия Лаврова

Не будут пить.

И.В. Дубин

Не будут пить. Пить будут, выпивать не будут. Пить, я имею в виду минеральную воду, сок, газировку. Ну, родители, уж там где-то за отдельным столиком себе по бокалу шампанского, если захотят, мы уж тут на них не влияем, это взрослые люди.

«Вечерний Омск», Юлия Филоненко

Илья Владимирович, скажите, вот Вы назвали тех ребят, которые уже не смогут сдать в этом году, пересдать в дополнительные сроки, это уже решение государственной экзаменационной комиссии. То есть, всё рассмотрено, да?

И.В. Дубин

Да, конечно. Мы еще ждем результаты пересдачи математики. Если Вы хотите задать вопрос: сколько в этом году у нас детей не получат аттестат о полном общем среднем образовании? Мы еще такую цифру не готовы назвать.

«Вечерний Омск», Юлия Филоненко

Я поняла, да.

И.В. Дубин

В прошлом году у нас было 2,6 процента от общего числа выпускников и он был ниже общероссийского показателя. В этом году мы посмотрели по предварительным данным по результатам обработки ЕГЭ по основным предметам по России, я думаю, более 5 процентов выпускников может остаться без аттестата. Вот мы сейчас дождемся результатов математики по пересдаче вот этих 624 человек, получим результаты и посмотрим. Но я уверен, что в этом году количество выпускников, оставшихся без аттестатов и получивших справку по результатам ЕГЭ, будет гораздо больше, чем в прошлом году. Вот одна из причин — это вот результаты по математике. Мы прогнозируем это.

«Вечерний Омск», Юлия Филоненко

А вот, насколько мне известно, штраф, ну, какие-то санкции применяются не только к тем, кто допустил, что дети воспользовались, то есть тот, кто сидит в аудитории, смотрит, но и к самим детям. То есть у них тоже предусмотрено?

И.В. Дубин

Нет, детей никто не штрафует. Дети уже понесли, мне кажется, уже самое суровое наказание — им не зачли…

«Вечерний Омск», Юлия Филоненко

И родителей тоже никак за это не облагают?

И.В. Дубин

Нет, нет таких в Административном кодексе каких-то нормативных...

«Вечерний Омск», Юлия Филоненко

То есть основных виноватых и не наказывают, получается?

И.В. Дубин

Да мне кажется, худшего наказания… Я уверен, что каждый выпускник или родитель готов бы лучше заплатить штраф и возможность пересдать ребенку, нежели получить вот такое однозначное решение и сказать: «Всё, Ваш ребенок остался без аттестата». Да нет, Вы бы видели на самом деле, очень тяжело переживают эту ситуацию, гораздо как раз тяжелее родители, нежели дети. Да, мы наблюдали ситуацию, когда пришел на конфликтную комиссию взрослый, действительно, очень уважаемый человек и говорит: «Нет, теперь я даже не знаю, как мне коллегам, друзьям, действительно, смотреть в глаза, потому что ребенок там учился, готовился, и вот такая ситуация, когда ребенок останется без аттестата». Поэтому, действительно, родители здесь многие не в курсе и не знают, и запрещали, но, тем не менее, вот некий соблазн, некая субкультура, которая происходит в общении в блоках, в Интернетах, там подсказки различные, как воспользоваться, какой технологией, все равно наталкивает ребенка на некую подстраховку. Но, еще раз говорю, нет еще таких жестких прецедентов и такого опыта, когда четко дети знают, что в прошлом году было такое, давайте не будем. Вот этот год станет некой новой такой точкой, равная, когда показатель, пусть не очень хороший, но все равно мы должны были создать этот пример на будущее всем выпускникам. Если прошлый год не было жестких таких требований и каких-то ограничений, теперь они есть. И надо понять, что это работает. И надо понять и выпускникам, и родителям, что не надо этого делать, потому что это действительно очень серьезные необратимые последствия, которые на целый год отложат некую перспективу жизненного пути, жизненных планов ребенка. Поэтому вот будем максимально этому следовать.

«Вечерний Омск», Юлия Филоненко

Спасибо.

Е.И. Моренис

Коллеги, есть еще вопросы? Пожалуйста.

Реплика из зала

У меня, правда, не по теме пресс-конференции, если разрешите, а по поводу детских садов. Перспективы строительства нового детского сада в микрорайоне «Кристалл». И как Вы считаете, что выгодно для бюджета городского и как Вы считаете, какой вариант правильнее будет: выплачивать компенсацию, которую еще не приняли, либо же на эти деньги строить новые детские сады? Спасибо.

И.В. Дубин

Спасибо. По детским садам, по традиции. Замечательный вопрос, без него никуда. То, что касается по «Кристаллу». Перспектива строительства этого учреждения и не только его, у нас два учреждения на Левом берегу, они абсолютно реальны, понятны и конкретны, это всё вошло в план 300-летия города Омска. Я уверен, что к 2016 году эти объекты будут сданы. Там идет плановое финансирование, оформление всех документов на строительство и так далее. К сожалению, эти объекты имели очень сложности определенные при передаче их из собственности областной в город на этапе цокольного этажа и полуподвальных помещений, конструкции, которые не были законсервированы на определенное количество времени, практически были разрушены и их теперь заново перестраивают. Там полностью делается новая проектная документация. Был проведен конкурс, определена подрядная организация, кто выполняет проектные работы, к сожалению, и там они нарушили сроки. Мы с ними тоже там долго бились, я не знаю, до суда, вроде, дело не дошло, департамент строительства вроде бы дожал и получил новый проектный документ. И поэтому сейчас уже, я уверен, что и в этом году начнется активное строительство этих объектов, и «Кристалл», и 5-ый микрорайон, это касается Левобережья.

Что касается мнения по поводу принимать у нас варианты компенсации родителям, чьи дети не ходят в детский сад. Ряд регионов имеют такой опыт, мы его поизучали, абсолютно разный подход, абсолютно разные суммы, разная градация по возрасту, по социальному положению. Но моё мнение, его тоже по-разному можно воспринимать, понятно, что лучше всё-таки строить детские сады, обеспечивать полноценным дошкольным образованием, если мы говорим именно об этой форме. Не просто подтирание носов и время пребывания ребёнка под присмотром какого-то взрослого человека, важная составляющая, и мы должны понимать, детский сад — это система общего образования. Это называется дошкольное образование. Компенсация — это вынужденная мера на какой-то период времени. Мы понимаем, что за три ближайших года при всем желании мы не построим такое количество садов, ну, это мое, по крайней мере, ощущение того, что происходит сейчас, какие перспективы нас ждут. И понятно, что это должна быть какая-то временная мера, коль хотя бы для этой категории детей, которые в ближайшие три года понимают, что вырастив, они не попадут в детский сад, в любом случае какую-то компенсацию вполне закономерно было бы выплачивать родителям. Но я считал бы возможным выплачивать эту компенсацию именно по ограничению использования, как с материнским капиталом, выделяются средства — они четко направлены на ребенка, на его образование, на улучшение жилищных условий. Я считал, что, устанавливая определённую плату, компенсацию родителям, я также ограничил бы варианты использования этих средств, например, на оплату нянечки-сиделки или получения дополнительных образовательных услуг дошкольных, потому как система реагирует городская и создается все больше и больше различных образовательных негосударственных учреждений, с сомнительным, может быть, зачастую качеством, но не нам оценивать, все-таки это оценивают сами родители, но, тем не менее, система развивается и возможность дополнительных платных дошкольных услуг всё больше и больше развивается. Так вот, если принимать такие варианты, на мой взгляд, целенаправленно и логично было бы ограничивать использование, то есть компенсировать затраты родителей на содержание и обучение в таких учреждениях ребенка, а не просто огульно выплачивать там пять тысяч рублей, никак не контролируя куда эти деньги пойдут. Ну, это моё мнение, поэтому сейчас депутаты обсуждают такой вариант.

Какой вариант будет принят? Но если взять вот, к примеру, просто некую цифру, там, в две тысяч рублей, и установить её для всех 24 тысяч детей в возрасте от полутора до шести лет, ну, сами понимаете, что это несколько сотен миллионов рублей, которые лучше было бы направить на какие-то резервные вещи и создать на следующие многие-многие поколения нормальные условия для дошкольного воспитания и развития детей. Но, тем не менее, ещё раз говорю, здесь и такой, так вот надо совмещать какие-то варианты, надо думать. Пока вот как раз этим и занимаемся. Однозначного решения пока нет.

Е.И. Моренис

Ещё будут вопросы? Ну, всё тогда.

И.В. Дубин

Спасибо, коллеги, большое за внимание. Надеемся, что мы всё-таки вас увидим всех и на набережной, и на бале золотых и серебряных медалистов. Приходите.