Пресс-конференции

Пресс-конференция Екатерины Спеховой 24.03.2014

Видеоверсия пресс-конференции

Стенограмма пресс-конференции директора департамента образования администрации города Омска Е.В. Спеховой

Л.В. Сажина

Здравствуйте, коллеги. Сегодня мы будем говорить с директором департамента образования администрации Омска Екатериной Витальевной Спеховой о межмуниципальном форуме, который пройдёт в нашем городе в четверг–пятницу. Узнаем, почему он называется межмуниципальным. По количеству гостей со всей России, наверное, можно назвать его всероссийским. Начнём с вводной информации, которую озвучит Екатерина Витальевна.

Е.В. Спехова

Уважаемые коллеги, добрый день. На самом деле, составляя план работы департамента на 2014 год, мы решили внести в него вот такое мероприятие, которое назвали Первый Омский межмуниципальный форум «Будущее растим сегодня».

Форум будет включать в себя несколько мероприятий педагогической направленности. Зачем и почему мы его проводим? В первую очередь, вы знаете, что с 1 сентября 2013 года вступил в силу новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». И новый закон, конечно же, диктует нам те изменения, которые должны сейчас произойти до января 2016-го года. Изменения не могут произойти, не могут родиться просто так, на голом месте. Поэтому мы должны в любом случае всё это обсуждать, решать совместно.

Мы предполагаем, что в форуме примет участие около 400 человек, и это только в первый день его работы. Люди будут приглашены на пленарное заседание. Пленарное заседание мы тоже планируем проводить нетрадиционно: не планируется и не предполагается никаких докладов, будут только приветственные слова наших почётных гостей.

Ожидается присутствие на форуме Мэра города Омска Вячеслава Викторовича Двораковского. Ждём Министра образования Сергея Григорьевича Алексеева. А также будет гость из Москвы — Александр Михайлович Соломатин. Сейчас он работает в «Академкниге», в издательстве. О том, что будет представлять «Академкнига», расскажу чуть позже.

Конечно же, мы не забываем о молодых специалистах. Как-то на пресс-конференции вы уже задавали вопрос о том, каков наш кадровый потенциал и как мы привлекаем молодых специалистов. Нами была создана общественная организация молодых педагогов, её возглавляет молодой учитель истории, который стал у нас в прошлом году победителем конкурса «Открытие».

Почему форум межмуниципальный? Сразу отвечаю, почему не назвали всероссийским, хотя мы ждём гостей из Новосибирска, из Бийска, к нам приедут гости из Москвы, Санкт-Петербурга. С нашими коллегами из Екатеринбурга будем сотрудничать в дистанционном режиме, у них в это время будет тоже проходить своё подобное мероприятие, есть ряд секций, которые мы планируем провести дистанционно. То есть они послушают, что происходит у нас, и мы увидим, что происходит у них.

Организация всероссийского мероприятия — это, наверное, не наши полномочия, это больше полномочия региональных властей, а мы решили пригласить муниципалитеты. Мы даже не рассчитывали на прибытие гостей из других регионов. Как гостеприимные хозяева мы, естественно, пригласили всех, но думали, что разговор получится с педагогической общественностью Омска и Омской области. То есть мы приглашали районные муниципальные комитеты по образованию либо управления образования, у всех они по-разному называются.

Основная цель нашего форума — обсуждение актуальных проблем, которые сейчас возникают. Это и профессиональные стандарты педагогов, о чём мы говорим, и независимая оценка качества образования. Не останется в стороне и дистанционное образование, конечно. Мы эту форму уже давно развиваем. А также профильное образование. Большое внимание будет уделено воспитанию нашего подрастающего поколения, поэтому форум так и называется — «Будущее растим сегодня». Будем работать под девизом: «Обновлённое образование сегодня — успешное будущее завтра».

Мы пригласили приёмные семьи. На этой секции восемь муниципальных районов Омской области будут представлять нам свою работу по созданию приёмных семей. По статистике количество приёмных семей в городе Омске растёт, прирост, можно сказать, есть уже постоянный. Конечно же, обсудим и вопросы работы социально-психологических служб.

На одном из последних совещаний губернатор Омской области Виктор Иванович Назаров дал поручение создать службы медиации во всех образовательных учреждениях не только города, но и Омской области. Мы тоже к этому готовимся. Уже проведены установочные семинары и для руководителей наших образовательных учреждений, и для заместителей по воспитательной работе. На форуме мы тоже хотим обсудить создание служб медиации. Мы, естественно, хотим, чтобы эти в этих службах трудился не только наш педагогический персонал, но и работало волонтёрское движение. Эта форма стала уже немного забываться, о ней очень активно говорили в начале 2000-х годов, равный обучает равного, когда есть волонтёрские отряды. Этот момент мы тоже будем обсуждать.

Во второй день форума будет работать 27 площадок. Это и диалоговые площадки, и круглые столы, и фокус-группы, и различные семинары, научно-практическая конференция. Кроме того, в рамках нашего же форума пройдёт защита воспитательных программ среди муниципальных оздоровительных лагерей. Эту тему мы также включаем в Форум, потому что педагогическое пространство должно быть единым.

Эти 27 площадок будут располагаться в различных образовательных учреждениях Омска, где уже непосредственно школы будут делиться наработанным опытом в области существующих проблем. Школы, которые являются инновационными площадками, будут принимать в работе также активное участие.

Форум даёт возможность презентовать свою работу всем участникам процесса и всему педагогическому сообществу. Мы начали планировать мероприятие ещё в декабре 2013-го года, о своих идеях рассказали всем образовательным учреждениям, некоторые были уже готовы предложить свои программы, которые мы рассмотрели и создали диалоговые площадки. Очень бы хотелось, чтобы наш форум получился именно открытым к диалогу. Мы не хотим, чтобы работа свёлась только к зачитыванию докладов или к каким-то обучающим семинарам, потому что есть ряд актуальных проблем, которые ждут решения. Законодательство ждёт от нас принятия определённых решений в данном направлении, появления каких-то новых форм работы.

В рамках форума будет проходить выставка, куда приглашены различные специалисты в сфере образования с учебно-наглядным оборудованием. В Омске я ещё ни одного детского сада не знаю, в котором используется, например, интерактивный пол либо интерактивные стены. Мы видели интерактивные доски, интерактивные столы: дети могут работать на них, выполнять задания, не нужно там ничего писать, подходить к доске, они двигают рукой по столу, а запись отображается на доске. В рамках форума нам представят целый интерактивный пол, 12 квадратных метров. Конечно, интересно будет посмотреть, как это работает и работает ли это вообще, а самое главное — как мы это можем применить у себя в образовательных учреждениях для развития дошкольников.

Кроме того, тема электронных учебников. Она не нова, конечно. Мы многое слышим об этом. Есть уже ряд регионов, в которых электронные учебники уже вошли в практику. Будут присутствовать компании, которые предложат нам свои электронные учебники, расскажут, презентуют их работу. Я ранее говорила про «Академкнигу», как раз один из их мастер-классов в рамках выставки и в рамках нашего форума — презентация интерактивного учебника. Устройство, конечно, должно быть безопасно для обучающихся. Это, должно быть, не просто скачанный в PDF-формате файл. Ребёнку должно было интересно, ведь электронный учебник появился не только для того, чтобы облегчить нелегкую сумку, но и чтобы всё-таки повысить престиж образования: ребёнку всегда будет интереснее искать информацию в интерактивной форме. Это позволяет нам ввести кое-какие виды электронных учебников.

Вот основные моменты, которые будут представлены на форуме. Мы всех вас приглашаем. Приглашаем посетить нашу выставку. Мы не раскрываем пока всех секретов о том, что там будет. Но, я думаю, будет очень интересно. Мы сами очень волнуемся, я говорю это искренне, потому что такое грандиозное мероприятие в роли руководителя департамента готовлю впервые. На наших плечах лежит большая ответственность. Мы собираемся обсуждать всё новое, что есть сейчас в сфере законодательства в рамках образования, и, конечно, на нас висит такая ответственность, что мы не можем ошибиться, потому что люди будут смотреть на нас, они будут с нами работать. Поэтому мы надеемся на объединение всей педагогической общественности.

Если коротко, то всё.

Алёна Бензик, «Омская телевизионная компания»

Скажите, пожалуйста, столь грандиозное событие откуда финансируется? И сколько будет потрачено денег?

Е.В. Спехова

Из бюджета города Омска у нас, к сожалению, никаких средств не выделено. Участие в форуме для педагогов, которые не являются руководителями площадок, платное. Вся информация указана в наших информационных письмах. Письма размещены на официальном сайте департамента образования. В плату входит участие в форуме, получение сертификата об участии, раздаточный материал. По итогам форума мы планируем напечатать сборник научно-практических статей по темам, которые будут обсуждаться на форуме. Сборник будет потом подарен каждому участнику.

Форум будет проходить у нас на базе вновь открывшейся школы номер 24, которая располагается в Кировском административном округе. Поэтому материальная база для проведения такого мероприятия у нас есть. Во-первых, в школах сейчас каникулы. А во-вторых, когда мы презентовали школу, мы говорили, что до 1 сентября в школе обучается всего 120 учеников. Даже, если бы мы взяли не период каникул, всё равно площадок школы было бы достаточно.

Алёна Бензик, «Омская телевизионная компания»

И ещё один вопрос. Вы сказали, что не хотели бы, чтобы мероприятие было составлено из скучных семинаров, докладов. А что будет являться результативным итогом столь прекрасного форума?

Е.В. Спехова

Я думаю, что результативным итогом станет разработка каких-то локальных нормативных актов, которые, возможно, будут и на уровне департамента образования. Мы планируем, например, обсуждать критерии эффективности образовательных учреждений. В настоящее время это очень актуально. Мы должны выставить некие рейтинги по новому закону об образовании, там их обсудим. Скорее всего, получится некий документ, который мы сможем потом утвердить нашим приказом либо иным каким-то нормативным актом.

Как я уже говорила, законодательство вносит что-то новое в нормативно-правовую деятельность непосредственно каждого образовательного учреждения. Так вот, чтобы не делать каких-то типичных ошибок, мы хотим эти нормативы как раз и обсудить. Это и приём в первые классы, и семейное образование. Для нас сейчас это очень актуально, потому что постоянно появляются какие-то новые методические рекомендации. Только обсуждая это всё вместе с коллегами, мы сможем прийти к правильному выводу, чтобы ни в коем случае ребёнок не пострадал.

Алёна Бензик, «Омская телевизионная компания»

Если я не ошибаюсь, то, в принципе, все эти вопросы разбираются на курсах повышения квалификации у педагогов, которые они проходят периодически. Зачем нужен форум? И чем он отличается от курсов повышения квалификации, если это всё педагогам и так разъясняют?

Е.В. Спехова

Курсы повышения квалификации… Во-первых, у нас сейчас очень много этих курсов повышения квалификации. Ничего плохого сказать про них не хочу, но мы не ставим себе целью обучение педагогов. Именно те знания, которые они получили на курсах (а курсов у нас огромное количество, даже есть несколько институтов), они должны свести воедино и выработать ту самую правильную стратегию, по которой мы должны работать.

Вопрос из зала

Важна обратная связь от педагогов. Помимо того, что мы знаем, говорим, мы хотим выслушать предложения, чтобы стандарты работали на детей.

Е.В. Спехова

Дело всё в том, что доклад можно прочитать. Мы можем его опубликовать, можем дистанционно его послушать и так далее. А здесь будут работать диалоговые площадки. В споре рождается истина, особенно если педагоги будут обсуждать актуальную для них в настоящее время проблематику.

Вопрос из зала

Екатерина Витальевна, форум первый, то есть будет и второй?

Е.В. Спехова

Мы надеемся, что это вообще станет традиционным событием. Очень бы хотелось, чтобы ежегодно в период мартовских каникул мы подводили какие-то предварительные итоги учебного года. Мы будем проводить форум на пороге четвёртой четверти, заключительной, и в любом случае за первые три четверти уже подведен некий итог работы: что у нас получилось, что не получилось, какие перспективы нужно выстроить на будущее. Если мероприятие пройдет хорошо, если найдём отклик у коллег, то будет, наверное, второй, третий, может быть, и десятый форум.

Вопрос из зала

Может, одного раза недостаточно, чтобы обсудить все вопросы, проблемы, встретиться, поговорить?

Е.В. Спехова

Двух дней может быть и недостаточно, чтобы всё это обсудить. Если посмотреть программу форума, ее можно найти на официальном сайте городской администрации, мы актуализировали ряд тем. Для этой работы двух дней, мы считаем, будет достаточно. Сначала замахнулись и хотели вложить в эти два дня ещё большее количество мероприятий, но потом подумали, что перегружать участников тоже, наверное, не стоит. Помимо этого нового мероприятия, у нас ведь есть текущая работа, например, методические семинары, запланированные традиционные, они всё равно будут. Мы даже планировали, что проведём совместно традиционную конференцию в 82-й школе, даже в пресс-релизе у нас об этом написано, но потом, когда участники озвучили желание посетить побольше площадок, мы не стали перегружать программу форума.

Л.В. Сажина

Коллеги, есть ещё вопросы?

Вопрос из зала

В пресс-релизе говорится, что там также будет обсуждаться привлечение инвестиций, будут привлечены представители бизнеса. С какой целью и насколько актуально привлекать инвестиции? Что имеется в виду? Потому что, я так понимаю, уже всё законно, да?

Е.В. Спехова

Да. Например, тот же проект «Электронный учебник» или проект «Безопасная школа». Вы знаете, что сейчас проект «Безопасная школа» мы реализуем в сотрудничестве с нашими социальными партнёрами, да? Например, установка турникетов в наших образовательных учреждениях. Проект полностью финансируется за счёт инвестора, если говорить о «Безопасной школе», родители несут затраты только на пластиковую карточку, которую ребёнок может приобрести.

В девятой гимназии реализуется проект — питание по карточкам, когда ушли из обихода деньги. Ребёнок рассчитывается карточкой. Кстати, этот эксперимент работает примерно в течение месяца, то есть с марта он отработал и понравился всем, мы опрашивали и родителей, и детей, и персонал пищеблоков. Это удобно для всех: не надо искать сдачу, например, а родители получают СМС о потраченных ребенком деньгах, могут пополнять карту. По этой карточке в другом месте, например, в соседнем магазине, купить чипсы невозможно, карта действует только на территории образовательного учреждения. Родители знают, что ребёнок точно купит безопасный для здоровья продукт.

Например, еще проект «Робототехника», который мы планируем реализовывать в 120-й школе и привлекаем инвесторов, готовых в реализацию проекта сделать финансовые вложения, в том числе методические и информационные ресурсы.

Вопрос из зала

А что это за проект?

Е.В. Спехова

Это проект связан с инженерией, инженерные специальности у нас сейчас не совсем популярны среди детей. Но спрос на специалистов есть. Поэтому дети на уроках самостоятельно изобретают роботов, а для этого обязательно должны быть хорошие знания в области физики, математики, логики и так далее. В рамках этих предметов дети что-то изобретают, подключают. Там есть человечки, машинки, самолётики, робототехника и всё, что с этим связано, оно движется, дети задают специальные программы и так далее.

В первую очередь, конечно, мы говорим о профессиональной ориентации. Если дети прошли этот курс, то технический университет без студентов по данным специальностям не останется. Да и детям очень интересно. Вот такой проект сейчас реализуется на базе 120-й школы в Советском административном округе, а также на базе областной станции юных техников.

Вопрос из зала

А вот этот опыт с карточками по питанию... Вы как-то планируете дальше реализовывать его в других школах?

Е.В. Спехова

Я думаю, что да, в планах есть. Будем рассказывать родителям об этом опыте, но не сами, а дадим возможность сделать это родителям девятой гимназии, рассказать о плюсах и минусах. А мы в свою очередь будем разговаривать с инвестором-поставщиком автоматов о том, чтобы реализовывать проект в дальнейшем и в других общеобразовательных учреждениях.

Часто учащиеся на перемене пытаются добежать до соседнего киоска или магазина недалеко от школы, чтобы купить себе шоколадку, чипсы, кириешки и ещё что-то. Если родители кладут деньги ему на карточку, такой возможности уже не будет — он карточкой рассчитывается. Проблема отпадет, особенно для начальной школы, когда у детей нет наличных карманных денег.

Вопрос из зала

А сколько это стоит?

Е.В. Спехова

Вообще это всё было бесплатно. Нам это всё поставили. Только родители кладут деньги на карточку, и расчет идёт с этой карты.

Вопрос из зала

То есть за оборудование не платили?

Е.В. Спехова

Нет, ничего. Абсолютно ничего не платили.

Л.В. Сажина

Вопросов больше нет? Спасибо большое, Екатерина Витальевна. Ждём всех на форуме.

Е.В. Спехова

Да, спасибо, приходите, пожалуйста.