Пресс-конференции

Пресс-конференция Радмилы Мартыновой 02.02.2015

Видео пресс-конференции

Стенограмма пресс-конференции директора департамента общественных отношений и социальной политики Администрации города Омска Р.М. Мартыновой

    Г.Г. Назарова

    Сегодня у нас рассматривается вопрос предоставления муниципальных грантов некоммерческим организациям. Радмилу Михайловну особо представлять не надо, я думаю, вы все её прекрасно знаете.

    Р.М. Мартынова

     Уважаемые коллеги, я тоже вас очень рада видеть. Сегодня у нас замечательный повод для встречи и общения. Я не преувеличиваю. 30 января стартовал очередной конкурс среди некоммерческих организаций по разработке и выполнению общественно полезных проектов на территории города Омска в 2015 году. Нам привычней с вами использовать название «конкурс муниципального гранта», поэтому я вначале сформулировала полное его название — так, как звучит в постановлении Администрации города Омска. Но в нашем общении я предлагаю использовать формулировку «конкурс муниципальных грантов».

    Поэтому мы сразу хотели бы обозначить, что такое грант сам по себе. То есть это открытая и публичная деятельность, которая должна принести какую-то определённую, очевидную общественную пользу. Хочу обратить внимание по поводу игры слов «грант» и «субсидия». По сути, грант — это единовременная субсидия. Поэтому с юридической точки зрения используется у нас сегодня формулировка «субсидия». Но мы прилагаем определённые усилия и хотели бы, чтобы привычное в народе название «муниципальный грант» появилось и в нашем нормативном документе. Может нам удастся это сделать.

    Что хотелось бы сказать? Во-первых, для того, чтобы вам облегчить в определённом смысле сегодняшнюю нашу встречу, мы вам представили информационные материалы, которые наверняка содержат ответы на подавляющее большинство ваших вопросов. Кроме того, уважаемые коллеги, мы сегодня вас рассматриваем проводниками наших идей, нашего конкурса. И будем очень рады, если вы нам поможете ещё шире в информационном пространстве осветить всю нашу деятельность, касающуюся деятельности конкурса муниципального гранта. Вначале я бы хотела вот о чём сказать.

    Мы в преддверии двух больших юбилейных дат: 70-летие Победы в Великой Отечественной войне и совсем уже скоро 300-летие города Омска. Мы хотели бы, чтобы эти даты стали дополнительным стимулом для общественной гражданской активности для представителей некоммерческих организаций. И этому есть определённое подтверждение, потому что у нас есть практика, мы накануне подготовки очередного конкурса грантов проводим «круглые столы», проводим интернет-опрос на сайте «Вечернего Омска» и пытаемся выяснить наиболее интересные или востребованные номинации в нашем конкурсе. 2014 год не стал исключением.

    Мои коллеги в конце года провели большую организационную работу по получению обратной связи и от наших участников конкурса и просто от жителей города Омска. Нас интересовал главный вопрос — какие из представленных номинаций представляются наиболее актуальными с точки зрения жителей города Омска. И, конечно же, самое большое количество голосов получили номинации, которые посвящены подготовке к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, и номинация «Навстречу 300-летию города Омска».

    Хочу сказать, что в тройке лидеров есть очень важная и достаточно молодая номинация, которая посвящена вопросам гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений. Это номинация у нас, коллеги, только второй год присутствует в перечне. И она уверенно лидирует в тройке второй год по интересу к ней, по востребованности и соответственно по представлению в эту номинацию тех или иных проектов.

    Если говорить вообще о теме номинаций, раз мы о них заговорили, у вас в информационном листе они тоже опубликованы. Наверное, стоит отметить, что по сравнению с 2014 годом количество номинаций стало меньше. Их стало 9. Если кто внимательно следит за нашей деятельностью, в прошлом году их было 12. Почему так произошло? Во-первых, это результат нашей совместной работы в рамках «круглого стола». Мы его проводили с приглашением не только представителей некоммерческих организаций, но и представителей нашего депутатского корпуса Омского городского Совета. Путём такого обсуждения, споров и предложений мы выработали вот такой подход, что некоторые номинации были укрупнены либо объединены. И в этом были свои объективные причины, основания. Мы с этим согласились. В свою очередь для участников конкурса станет несколько удобнее участвовать, потому что номинации получили такое очень качественное деление по тематикам.

    Ещё важно отметить, что и финансовое распределение, то есть распределение денежных средств между номинациями, оно тоже изменилось. У нас произошло увеличение денежных средств на те самые приоритетные номинации, которые посвящены мероприятиям в связи с подготовкой к 70-летию Победы, в связи с 300-летием города Омска. И есть некоторая такая градация софинансирования, чуть больше, чуть меньше, в зависимости от тех номинаций, где поступает наибольшее количество проектов. Конечно, коллеги проанализировали ежегодную степень активности наших руководителей общественных организаций. Мы отмечаем стабильно высокий интерес к номинации, связанной с развитием спорта, по месту жительства в том числе. Поэтому, естественно, что это легло в основу того, чтобы вот такое получилось перераспределение денежных средств.

    Я начала с темы юбилея. Но у нас есть наш юбилей. В 2015 году конкурсу муниципального гранта исполняется 10 лет. Мы считаем, что это дополнительный повод для нас. Это повод в более глобальном формате подвести итоги нашей деятельности, проанализировать все наши успехи или может быть какие-то нереализованные идеи. Почему это произошло. Для нас это повод отметить активных участников конкурса. И я особенно хотела бы подчеркнуть, что мы планируем отметить и деятельность представителей средств массовой информации по степени активности освещения нашей деятельности в рамках предоставления муниципального гранта.

    Я думаю, что этот юбилейный год будет отличаться от традиционных конкурсных лет. Потому что, во-первых, у нас, наверное, в этом году появится большое торжественное мероприятие, посвящённое очень значимому для нас юбилею. Хочу сказать, что в недрах именно нашего департамента, правда, в разные годы он имел разные названия, будем так, в недрах департамента общественных отношений родилась идея конкурса муниципального гранта. И среди нас с вами есть коллеги, я бы хотела показать на них направо рукой, которые работают в этом направлении с самого первого года, с момента основания конкурса. Вот такие у нас ещё сегодня интересные подробности.

    Уже сейчас мы начали собирать отзывы о нашей совместной работе. Собираем предложения, потому что за все годы конкурс муниципальных грантов не был на 100% схож с предыдущим конкурсом. Потому что менялись условия положения, менялись номинации, расширялись возможности для участников конкурса. Естественно, мы за эти годы накопили уникальные информационные и методические материалы, уникальное количество проектов и идей наших неравнодушных граждан и общественных организаций. В таком виде ежегодно оформляются итоги реализации грантов за предыдущий год. Так вот это выпуск № 8 о конкурсе муниципального гранта за прошлый год. И он вот такой вот толстенький, большой и очень содержательный. И для сравнения, наверное, будет интересно. Вот это самый первый выпуск по итогам 2006 года. Наверное, это один из наглядных примеров, уважаемые коллеги. Конечно же, речь идёт о том, что финансирование грантов в разные годы менялось. Если конкурс муниципального гранта начинался с суммы годовой в миллион рублей, то вы знаете, что 2014-2015 год эта сумма равняется 25 миллионам рублей. Это годовая сумма на реализацию тех проектов, которые станут победителями конкурса.

    Наверное, вам будет интересно узнать, что подобные конкурсы существуют, наверное, в большинстве регионов Российской Федерации. Но без ложной скромности можно сказать, что омский опыт по-своему уникален и неповторим. Во-первых, я бы сказала, это касается масштабов проведения конкурса. И сумма финансирования — это не единственный определяющий элемент. Потому что по количеству участников в прошлом году у нас было 340 претендентов на победу, из них 179 стали победителями конкурса. То есть для города-миллионника это очень серьёзные масштабы работы. И есть смысл сказать, что за все годы, а мы уже будем о 10-летии практически говорить, на территории города претендовали на победу 2 тысячи проектов. Я сейчас округляю, и если кому-то надо, я скажу более точную цифру. Из них половина — 943 проект — стали победителями конкурса. Думаю, у нас ещё будет время, и я с удовольствием расскажу, вот только на примере 2014 года, что нам удалось сделать по итогам проведения конкурса муниципального гранта.

    Что ещё очень важно: 340 организаций — много это или мало? Для нас очень важно, что порядка 70 организаций — это вновь пришедшие, то есть те организации, которые ни разу не участвовали в конкурсе, которые не имеют или не имели такого опыта. И такое ежегодное пополнение в пределах 50-70 организаций. Наверное, будет интересно узнать… я когда сказала, что 30 января стартовал конкурс 2015 года, он стартовал с такого большого, масштабного семинара. С одной стороны, это событие традиционно готовится моими коллегами. Но, наверное, в этом году было беспрецедентное количество участников, в зале у нас присутствовало порядка 370 человек.

    Кто участники этого информационного семинара? С одной стороны, это те руководители общественных организаций, которые имеют опыт сотрудничества. Это общественные организации, работающие с ветеранами, с инвалидами, работающие в сфере территориального общественного самоуправления. Это профсоюзные организации, благотворительные фонды различные, в том числе и при муниципальных и немуниципальных учреждениях.

    Очень было интересно наблюдать: у нас присутствовал несколько предпринимателей, которые узнали о проведении конкурса и пришли подыскать себе социальных партнёров для реализации совместных проектов. Для нас это было интересно. Кроме того, прямо во время этого информационного семинара-совещания некоторые организации договаривались и определялись объединиться в реализации каких-то одноимённых или тематических проектов. Получилась ещё и площадка по обмену опытом, потому что вопросы, а их было очень много, было очень много отдельных предложений, они звучали в практической плоскости. И явно звучали от тех организаций, которые имеют определённый опыт участия в конкурсе. И даже сформулировали некоторые предложения по совершенствованию работы, что мы, конечно же, приветствуем.

    И в плане открытости этого конкурса и широты информирования. Я уже сказала, что мы с удовольствием используем сегодняшний формат нашей встречи. Но это не единственная наша возможность. Потому что традиционно мы в открытом доступе размещаем информацию на официальном сайте Администрации города Омска в разделе нашего департамента общественных отношений и социальной политики. Предварительно коллеги направили свыше полутора тысяч подобных информационных писем по тем адресам, по которым зарегистрированы некоммерческие общественные организации. Используем ресурс окружных газет и интернет-ресурсы, которые берут нашу информацию для дальнейшего распространения.

    Наверное, с точки зрения разнообразия форм информированности у нас здесь более-менее всё в порядке. Но я всегда говорю, что нет предела совершенству. Я хочу отметить большое внимание средств массовой информации по итогам 2014 года позволило нам получить большой интерес на информационном семинаре, который прошёл 30 января. И если кто-то из присутствующих к этому приложил руку, то я, пользуясь возможностью, хотела их поблагодарить за это внимание. Потому что, по сути, мы вместе делаем одно большое, социально значимое дело.

    Ну, и самое, конечно, главное, грант — мы нацеливаем наших участников на реальные дела, на выполнение социального заказа от наших жителей. Несколько слов о том, как удалось реализовать гранты в 2014 году. Я буду говорить тезисно, не углубляясь в подробности, но я думаю, уважаемые коллеги, у вас сформируется определённая картинка масштабов этой работы. Так вот по итогам 2014 года социальная копилка города Омска пополнилась новыми социальными объектами и мероприятиями.

    В частности, был создан музей под открытым небом — это уникальный парк живой истории. На Иртышской набережной, вы знаете, были установлены уличные тренажёры. Это тоже частично результат реализации социально значимого проекта. Организована экспедиция по местам сражений в Великой Отечественной войне. Открыт мемориальный комплекс нашему земляку Фугенфирову. Восстановлено и благоустроено пять парков и скверов, если будет необходимость, я потом прокомментирую, о каких именно площадках идёт речь. Построено, восстановлено и отремонтировано 6 хоккейных коробок. Подготовлено к печати и издано шесть книг, в основном они, посвящены истории города Омска. Издано 30 учебных пособий, обучающих, познавательных по самой различной тематике. Создано, вот эту цифру я хотела бы особо отметить, 17 музеев и музейных комнат. Конечно же, здесь можно прокомментировать и вполне понятно, что в преддверии 70-летия Победы, в 2014 году особенно активно проводилась эта работа. И вот результат, он в таком, ну, в очень хорошей показательной цифре. Было создано три интернет-сайта для развития общественного движения, в том числе и территориального общественного самоуправления. Проведено десять массовых городских праздников и мероприятий. Проведено 57 мероприятий для развития массового и профессионального спорта. Более 100 мероприятий были посвящены вопросам гражданственного и патриотического воспитания. Проведено два смотра-конкурса. Эти смотры-конкурсы у нас объявляли ветеранские организации, и они тоже были посвящены вопросам работы с подростками, с молодёжью, музейное движение.

    Более двадцати мероприятий было проведено с участием инвалидов в целях их социализации, реабилитации. Но в качестве подробных примеров хотелось бы сказать, что созданы четыре центра и комнаты для инвалидов, которые оснащены современными средствами реабилитации. На мой взгляд, это с одной стороны, очень точечная, индивидуальная работа, с другой стороны, крайне необходимое, востребованное. 23 омича с рассеянным склерозом получили современные индивидуальные средства реабилитации. Было проведено более 150 мероприятий, которые были посвящены каким-то конкурсам, КВНам, конкурсам профессионального мастерства, различным выставкам. Ну и вот этот список можно продолжать и продолжать, ну, наверное, хотелось бы закончить цифрой — более 420 экологических акций было проведено на территории города Омска и на самых разных объектах. Ну и, наверное, ещё один приведу пример. Был создан банк данных в сети Интернет «Справочник добросовестных организаций для омских потребителей». Это достаточно редкий опыт и мы очень рады, что его удалось реализовать в рамках конкурса грантов 2014 года.

    Г.Г. Назарова

    Пожалуйста, коллеги. Вопросов нет. Тогда, пожалуй, вопрос задам я. Как осуществляется ввод проектов? И по каким критериям они оцениваются? Как Вы определяете, что вот эта музейная комната нужна, а вот эта не нужна?

    Р.М. Мартынова

    Думаю, что есть смысл сказать несколько слов о нашей конкурсной комиссии. Комиссия утверждена постановлением Администрации города Омска, то есть это серьёзный документ, который, по сути, обязывает членов комиссии в таком серьёзном и ответственном режиме проводить работу по оценке поступающих на конкурс проектов. В комиссии у нас 21 человек. В основном это представители, руководители тех же некоммерческих организаций. Но по обязательному условию руководители этих организаций не принимают участие в конкурсе текущего года, чтобы сохранить объективность.

    Кроме того, в этом году у нас в составе три депутата Омского городского Совета, чему мы очень рады, потому что считаем, что они наши коллеги и партнёры в этой работе и не менее нас заинтересованы в том, чтобы такой конкурс проводился и результаты его были как можно более осязаемы. Остальные члены комиссии — это представители тех или иных структурных подразделений Администрации, которые в состоянии профессионально оценить содержание проекта, востребованность его, ну и, конечно же, может быть, дать какие-то рекомендации потом уже по реализации. Ну, например, если этот проект направлен на развитие дворового спорта, то, понятно, у нас есть представитель, а точнее, руководитель департамента по делам молодёжи, физической культуры и спорта, представители департамента культуры, архитектуры, городского хозяйства, в общем, все те структурные подразделения, которые могут нам дать качественную оценку представленных проектов.

    Безусловно, существуют критерии. Один из генеральных критериев — это востребованность со стороны наших жителей данного проекта и реальность его реализации, если можно так сказать. Потому что можно напридумывать всё, что угодно, но когда подходит этап реализации проекта, а у тебя уже на расчётном счёте определённая сумма из бюджета города Омска, ну, во-первых, практически назад пути нет, реализовывать нужно качественно, и тут перед руководителем могут возникнуть препятствия. Этим вопросам в том числе и был посвящён наш информационный семинар. Мои коллеги пытались призвать будущих участников конкурса реалистично подходить к тем проектам, предварительно проводить обсуждения, если это детская площадка — проводить собрания на том или ином жилом доме и договариваться с жителями, нужна ли им эта площадка, нужна ли она в таком виде, который предлагается и готовы ли они осуществлять в дальнейшем за ней уход. Естественно, важным условием является то, что средства, получаемые из бюджета города Омска на реализацию гранта, это не единственные средства. Обязательно должны быть привлекаемые средства. Это могут быть собственные средства, если, ну, может быть, у организации есть какие-то там членские взносы или, может быть, какие-то там привлечённые, это могут быть средства партнёров, инвесторов, предпринимателей, которые готовы включиться в реализацию этого проекта, то есть, стать партнёрами.

    Г.Г. Назарова

    А какое-то процентное соотношение средств субсидий и средств непосредственно организаций существует?

    Р.М. Мартынова

    Ну, обязательного такого условия нет, но если вы претендуете, допустим, на 500 тысяч рублей из бюджета, а у вас на расчётном счете десять рублей, то члены комиссии, наверное, скептически отнесутся к этому проекту. Ну, во-первых, если вы обратили внимание, в разделе номинаций есть колонка «максимальная сумма на реализацию проекта». Опять же, это не значит, что организация, претендующая на победу, получит именно такую сумму. То есть, это некий потолок для нас, как для членов комиссии, за который мы заступить не имеем права. Но в то же время члены комиссии могут предложить сократить запрашиваемую сумму финансирования и обосновать это, например, может быть недостаточно прописанной сметой, либо, например, что эти затраты уже у кого-то учтены и нет смысла на это тратить бюджетные деньги.

    Самый сложный ответственный период — период рассмотрения проектов. Вот представьте, что мы с вами члены комиссии, вспомним, в прошлом году поступило 340 проектов, он имеет определённый, естественно, такой объём каждый проект, и члены комиссии обязаны не просто ознакомиться, они обязаны проанализировать, дать оценку, причем, в письменном виде направляется нам оценка, либо с рекомендациями, либо с замечаниями, либо с положительной оценкой вот данного проекта. Думаю, вам интересно будет узнать, что мы приветствуем, когда к проекту руководители организаций прикладывают рекомендательные письма, отзывы, ну, например, от круга тех людей, которые в будущем станут благополучателями. Это тоже для нас определённое основание, что это кому-то нужно, что это востребовано, и полдела сделать ту же площадку, важно, чтобы она потом жила своей жизнью, поддерживалась в надлежащем состоянии. Вот это тоже очень важный критерий.

    Вопрос из зала

    Какие проекты ожидаются в рамках 70-летия Победы?

    Р.М. Мартынова

    В рамках 70-летия, я думаю, будут проекты на приведение в порядок мемориальных мест и объектов, отчасти эта работа уже была проведена в рамках гранта 2014 года. И мы намеренно максимально возможно сдвинули сроки проведения конкурса или старта конкурса к началу года, потому что понимаем, что денежные средства на реализацию этих проектов нужны, конечно же, не 9 мая, а гораздо раньше. Поэтому мы планируем, что о победителях конкурса мы узнаем уже, ну, максимум, где-то к середине апреля, чтобы начать уже финансировать в первую очередь проекты, направленные на подготовку к 70-летию. Но, опять же, это не моя мысль, это, в общем-то, уже сформулированная мысль в стенах Администрации, что ведь весь 2015 год он идёт под эгидой 70-летия Победы, и 9 Мая эти мероприятия не закончатся. Будет огромный, практически протяжённостью весь календарный год цикл мероприятий патриотической направленности. И если что-то по каким-то причинам не будет сделано к 9 Мая, ничто не мешает руководителям организаций продолжить реализацию этих проектов в течение 2015 года.

    «Омская телевизионная компания»

    Я знаю, что в 2014 году победителям в одной из номинаций было Ветеранское братство с их проектом «Музей». Так ли это?

    Р.М. Мартынова

    Это так. Кроме того, мне посчастливилось побывать на торжественном открытии музея. Я хочу сказать, что этот проект достаточно длительный по срокам реализации, то есть это не начало и не конец. Потому что мы были на открытии одной из музейных комнат и мы знаем, в том помещении, где предоставлена возможность размещаться музею, ещё, как минимум, две комнаты в состоянии ремонта, и как раз эта общественная организация планирует в этом году за счёт средств гранта продолжить работу по расширению этих музейных комнат, оборудованию их по последнему слову, что называется. Но предварительно им нужно провести ремонт вот этих помещений. Ребята очень стараются, привлекают инвесторов, просто неравнодушных граждан, сами вкладываются. Интересная организация, перспективная, поэтому, я думаю, что у них всё получится.

    «Омская телевизионная компания»

    А вот эти помещения, получается, за счёт средств гранта?

    Р.М. Мартынова

    Это муниципальные помещения. И я считаю, это очень правильно было сделано, потому что, музей — это то, что должно жить всегда, на мой взгляд, независимо от того, что происходит в обществе. Поэтому, естественно, мы ставили задачу, чтобы этот музей сохранился в стенах этого здания, а, тем более, учреждение это — центр по работе с детьми и молодёжью, то есть это учреждение молодёжной политики. Мне кажется, такое соседство оно более чем удачно.

    Коллеги, цифры я умышленно не называю, во-первых, мне очень хочется, чтобы, если вы ими будете пользоваться, чтобы вы их брали из первоисточника. И нам очень важно, чтобы не было никаких игр с этими цифрами, каких-то неточностей. Поэтому мы постарались вам всё это передать в руки.

    Г.Г. Назарова

    Спасибо, Радмила Михайловна. Наша встреча окончена.