Пресс-конференции

Пресс-конференция Екатерины Спеховой 05.10.2015

Видеоверсия пресс-конференции

Стенограмма пресс-конференции директора департамента образования Администрации города Омска Е.В. Спеховой

    Е.В. Спехова

    Уважаемые коллеги, добрый день. В начале хотелось бы поздравить всех омских педагогов с этим замечательным праздником. В этом году праздник отмечается в 50-й раз, то есть это юбилейная дата. Праздник отмечает не только педагогическое сообщество, но и все мы, потому что каждый знаком и с дошкольным образовательным учреждением, и со школой. В любом случае каждый из нас вспоминает своего первого учителя, как его привели в первый раз в школу.

    У нас на сегодня в дошкольном образовании порядка 14 тысяч воспитателей, которые работают сегодня в 184 дошкольных образовательных учреждениях. Это около 15 тысяч педагогических работников, которые работают в общеобразовательных школах и в учреждениях дополнительного образования. Ежегодно мы принимаем молодых педагогов. И если брать статистику за последние три года, то это порядка 300 молодых педагогов, традиционно набор начинается у нас с 15 августа. Так и этот год тоже не стал исключением: 297 молодых педагогов пришли работать, из них 183 человека пришли работать в школы — и гимназии, и лицеи, то есть в общее образование. 82 человека пришли в дошкольные образовательные учреждения и 32 человека в учреждения дополнительного образования.

    Из этой массы 297 человек 186 молодых педагогов имеют высшее профессиональное образование и остальные педагоги — это выпускники наших педагогических колледжей либо колледжей с педагогической специализацией, которые в настоящее время в основном все продолжают обучение, и в принципе над этим мы тоже очень активно работаем.

    Самый важный вопрос, который нам всегда задают, насколько закрепляемость кадров есть в наших образовательных учреждениях и насколько молодые педагоги остаются с нами? Но с 2006 года есть городская программа «Социальная поддержка молодых специалистов», где молодым специалистам выплачивается единовременное пособие, ежемесячное пособие, если они предоставляют пакет документов.

    Сейчас я не буду перечислять его полностью, всё это есть и на сайте департамента образования, и на сайте администрации, а также есть на сайтах всех образовательных учреждений. И при приёме на работу молодого педагога, он тоже знакомится вот с этим пакетом документов, что он может его предоставить и получать соответствующую надбавку. Надо сказать, что порядка 87% держится на протяжении трёх лет, там буквально 1-2% есть плюс либо минус — это закрепляемость молодых кадров. То есть это люди, которые остаются всё-таки в сфере образования. С этого года мы активно работаем с Омским государственным педагогическим университетом. И вообще считаем, что мы должны быть неразрывно с ними связаны, потому что они те люди, которые готовят для нас педагогов и должны идти в ногу со временем.

    Новый федеральный государственный образовательный стандарт заставляет нас думать немножечко по-другому, поэтому мы открыли базовые предметные кафедры Омского государственного педагогического университета. Каждый факультет открыл свою кафедру, то есть мы определили в городе школы, это порядка 15 школ, в которые тоже в ближайшее время мы сможем пригласить и средства массовой информации, чтобы показать как они будут работать. Для чего мы их отрыли? Для организации в первую очередь педагогической практики и во вторую очередь — профессионального становления наших школьников. То есть и углублённое изучение тех или иных предметов, кафедра которого располагается на базе этого образовательного учреждения.

    У нас есть и педагогические классы, которые мы тоже открыли с текущего года, и это не значит, что уже весь класс, например там 9, 10 или 11, полностью называется педагогический класс. Нет. Здесь идёт вопрос о сетевом обучении. Это элективы либо факультативы, где дети уже нацелены на педагогические профессии в дальнейшем. И вот буквально сегодня мы вновь обсуждали эту тему с ректором Омского государственного педагогического университета и говорили о том, что возможно они внесут даже некие поправки в своё положение о поступлении, о зачислении, и ребятам, которые закончат педагогический класс, может быть будет увеличено количество баллов. Там на один-два балла — это дозволительно вузу, и вузы это принимают самостоятельно.

    Молодых педагогов, которые пришли к нам в учреждение, мы постоянно пытаемся поддерживать, традиционно это учителя-новаторы, которые закреплены за каждым молодым педагогом. Мы понимаем, что молодёжи нужно ещё какие-то молодёжные тусовки, какая-то иная ещё жизнь. Поэтому у нас есть и городской конкурс профессионального мастерства «Открытие», где каждый молодой педагог может блеснуть своими талантами, может показать то, на что он способен, как он может двигаться вперёд, какие достижения, что бы он хотел узнать.

    Мы делаем объединяющие выезды этих педагогов, чтобы проводить не просто в классе, в школе, на их привычном рабочем месте, в детском саду, но отдельно выезжаем с ними и за город на различные турслёты для проведения методических семинаров; для того чтобы они узнавали друг друга — тогда им будет уже работать легче, когда они могут начать дружить своими классами. Потому что в основном все педагоги у нас, которые работают в школах, являются и педагогами – классными руководителями.

    На протяжении нескольких лет у нас проводится городской конкурс инновационных проектов. Если говорить про прошлый учебный год, то 58 бюджетных образовательных учреждений представили 82 проекта инновационных по различным номинациям. И комиссия у нас конечно же всё это проверяла, и 51 проект был признан действующим, и данные образовательные учреждения получили свидетельства о том, что этот проект может быть реализован. Проекты есть как долгосрочные, так и проекты на один год. Конечно, сейчас мы говорим уже о том, что необходимы долгосрочные проекты, для того чтобы получать какие-то результаты. Есть у нас и в этом году, кстати, этот конкурс тоже уже стартовал и в настоящее время сейчас мы собираем заявки.

    Среди педагогов проводятся конкурсы профессионального мастерства. И ежегодно мы выбираем победителей в трёх номинациях: педагог общеобразовательного учреждения, учреждений дошкольного образования и дополнительного образования. Эти конкурсы по-своему и называются: «Учитель года», «Воспитатель года» и конкурс для педагогов дополнительного образования в рамках «Солнечного круга».

    Есть у нас педагоги, которые ежегодно становятся победителями и обладателями премий в рамках приоритетного национального образовательного проекта. Так в этом году у нас 4 педагога стали победителями. И уже вышел приказ, в ближайшее время мы разместим его на сайте. Я могу назвать из каких школ эти педагоги. Это гимназия № 26 — учитель химии Настащук Людмила Васильевна, это лицей № 25 — учитель начальных классов Фризен Юлия Борисовна, гимназия № 19 — учитель начальных классов Александрова Татьяна Валентиновна, гимназия № 140 — учитель начальных классов Рычкова Анна Георгиевна. Вот эти люди, которые в 2015 году стали победителями национального проекта «Образование».

    Я уже говорила перед началом нового учебного года, что в этом году мы вступили уже полностью… на начальной ступени обучения у нас все школьники переведены на новый федеральный государственный образовательный стандарт. Обучающиеся 5-е классы в полном объёме также переведены. В 19 школах города Омска реализуются пилотные проекты в 6, 7 и 8-х классах по внедрению новых федеральных государственных образовательных стандартов. А новый федеральный государственный образовательный стандарт — это не только новшество для наших учеников, это не только мониторинги, которые мы проводим, но в первую очередь это кадровые изменения, учитель должен здесь начать сам с себя. Поэтому большое внимание мы уделяем подготовке, переподготовке, повышению квалификации среди наших педагогов.

    Постоянно идёт и замена наших педагогов непосредственно на учебном процессе, потому что всех педагогов невозможно отправить только в каникулярный период на повышение квалификации. Но появились наши социальные партнёры, которые готовы проводить выездные семинары и курсы непосредственно на месте в образовательном учреждении. В основном это мы практикуем в дошкольных образовательных учреждениях, когда у нас есть тихий час, когда у нас деток можно уложить спать и младший воспитатель останется непосредственно в группе и будет наблюдать за этим процессом. А в это время наши педагоги смогут в течение полутора часов заниматься и тем самым в течение месяца – полутора также набирают себе повышение квалификации. Потому что федеральные государственные образовательные стандарты пришли не только в школу, но и в дошкольные образовательные учреждения.

    «Коммерческие вести», Ольга Умова

    Я не совсем поняла по кафедрам, можно уточнить? То есть каждый факультет открыл кафедру, как называется кафедра, получается?

    Е.В. Спехова

    Есть кафедра физики, кафедра естественнонаучных дисциплин, кафедра математики и так далее. То есть у нас есть школы с углублённым изучением отдельных предметов, есть лицеи, гимназии и у них всё равно есть какая-то специализация, когда они уже с кем-то сотрудничали. Для того чтобы усилить этот компонент, для того чтобы привлечь педагогов вузов непосредственно к изучению того или иного предмета, мы определили эти школы по приоритетности, и педагогический университет открыл там свои кафедры.

    Это значит, что студенты этого факультета будут приглашаться туда на практику и практика эта будет практически беспрерывная, которая будет в течение всего учебного года идти, что поможет нашим студентам в своём становлении профессиональном. А для наших детей силами педагогов той или иной кафедры будут организованы бесплатные факультативные занятия уже именно с углублённым изучением того или иного предмета.

    Голос из зала

    Екатерина Витальевна, у меня вопрос по ситуации. Вот все силы сейчас направлены на то, чтобы сократить очередь в детские сады. И вот в детском саду № 72 из одной группы хотят сделать две путём снесения стены и переорганизации пространства. Я знаю, что родители обращались к вам, они боятся, что может быть их детям плохо от того, что здание рухнет. Что Вы им ответили? И требуется ли такая реорганизация?

    Е.В. Спехова

    В этом году у нас проводятся ремонтные работы в 23 действующих образовательных учреждениях, в том числе порядка 12 дошкольных образовательных учреждений, год постройки примерно с 1981 по 1986. И тогда, вы помните, что это тоже был пик рождаемости 1983 год у нас, строились детские дошкольные образовательные учреждения, в которых в группах не предусматривалось спален. То есть групповая ячейка состояла не так, как мы с вами привыкли сейчас, что есть игровая комната, есть спальное помещение, есть приёмное отделение и есть санузел. У этих групп есть только игровая, которая потом модернизируется в спальню: это были либо раскладушки, в то время в 80-е это были раскладушки, сейчас у нас есть кровати-трансформеры, которые можно использовать также для дневного сна детям, есть игровая комната и есть санузел.

    Так вот, когда в 90-е годы количество мест в дошкольных учреждениях… мы не нуждались в них, тогда мы наоборот и прорубили дверь между, так скажем спальней и игровой комнатой, сейчас мы эту дверь наоборот закладываем, мы не убираем никаких стен. Поэтому мы не меняем никакого проектного сооружения, и здание никак не может разрушиться. Мы наоборот восстанавливаем, так скажем, участок дверного проёма: снова закрываем и делаем две полноценные группы, которые будут состоять только из игрового помещения, по площади это довольно большие группы.

    Мы предложили родителям посмотреть несколько вариантов, причём с этими родителями мы ведём переговоры ещё начиная с мая. Поэтому первоначально мы сделали в этом детском саду одну группу, то есть одну группу мы уже модернизировали, разъединили. Попросили их посмотреть, для того чтобы они убедились, что на самом деле и кровати-трансформеры встали так, что остаётся место для игрового пространства. Наверное, это не идеальный вариант, но в связи с тем, что у нас есть ещё очерёдность и количество детей ежегодно растёт, это замечательно, это хорошо, что рождаемость у нас всё идёт вперёд и вперёд, поэтому это была вот такая вынужденная мера. Поэтому с родителями мы проговорили. Ремонтные работы мы планировали начать с завтрашнего дня. Подрядная организация уже выиграла торги, торги состоялись, если я не ошибаюсь, 22 сентября. Мы должны на месяц приостановить деятельность группы.

    На этот период всем детям, которые ходят сейчас в эту группу, мы предоставляем места либо в этом же учреждении, потому что мы его не закрываем. Все работы будут выполняться в пятницу после того, как уйдут дети. За субботу, воскресенье мы проветриваем помещение и снова начинаем работать. Во время ремонта первой группы мы полностью модернизацию произвели на пищеблоке и в прачечной, поэтому эти работы уже выполнены. Поэтому в течение 30 дней мы попросили родителей всё-таки отнестись к нам с пониманием. Если у кого-то было желание перейти в другие дошкольные учреждения Ленинского или Центрального округа, мы предложили им такую возможность.

    Голос из зала

    Есть ли в наших школах дефицит кадров сегодня? Второй вопрос. Средняя зарплата педагога? Средний возраст педагогов в омских школах?

    Е.В. Спехова

    Дефицит кадров имеется. Несмотря на то, что молодые педагоги к нам приходят, возвращаются педагоги, которые когда-то ушли из нашей отрасли, мы всё-таки испытываем дефицит в кадрах. По школам в основном всегда на начало учебного года. В 2014-2015 учебном году мы открыли на 38 классов больше в первые классы, в этом году на 50 ещё больше. Это означает, что в любом случае нам нужны учителя начальных классов. Это был самый большой дефицит в летний период 2015 года. Но на сегодняшний момент мы решили этот вопрос, хотя нельзя сказать, что идеально решили. Потому что некоторые педагоги, конечно, с согласия педагога, ведут два класса, начиная в первую и во вторую смены.

    Мы заинтересованы в том, чтобы у педагога был у каждого отдельный класс, потому что это внеурочная деятельность, которая должна проходить во второй половине дня, и хотелось бы, чтобы это был один педагог, который постоянно оберегал этих детей и был вместе с ними, и дети чувствовали поддержку педагога. На втором месте у нас были учителя иностранных языков. Это, наверное, тоже не секрет. И мне кажется, что это на протяжении всего времени, сколько существует педагогика, учителя иностранных языков всегда были в дефиците. И третье место, как ни странно, в этом году занимали учителя математики.

    Хотя когда мы начали разбираться, оказывается, в классическом университете отменили педагогическую специализацию. И поэтому также мы встречались с ректором, прорабатывали эти вопросы. Ну, я считаю, всё равно для такого количества выпускников, которые дают даже технические специализации, как математиков, физиков, в классическом университете, наверное, нет столько работы в городе, а мы готовы их принять в школы, но, естественно, со своей специализацией. Если говорить о средней заработной плате, то у педагогов школ она ориентировочно 26 тысяч рублей. У педагогов дошкольных образовательных учреждений — 24-25, педагоги дополнительного образования — от 21 до 23 тысяч рублей. Но вот здесь есть одна оговорка, что это заработная плата при нагрузке до 24-х часов, не менее 24-х часов. А мы знаем, что вообще педагогическая нагрузка и ставка считается у педагога 18 часов. Ну, соответственно, при 18-ти часах и заработная плата будет меньше.

    Средний возраст педагогов. Несмотря на то, что молодые педагоги к нам приходят, у нас всё равно в настоящее время остаётся средний возраст по школам от 45 до 48 лет, в дошкольных образовательных учреждениях от 48 до 51 года. В учреждениях дополнительного образования текучесть: приходят молодые педагоги, особенно если они приходят на творческие специализации, ищут себя, находят потом, и вот здесь по закрепляемости самый низкий процент. Поэтому там очень много молодых педагогов, но средний возраст по допобразованию не назову сейчас.

    Голос из зала

    В начале учебного года на августовской конференции говорилось о том, что сейчас во главу угла ставится воспитательная работа. Но при такой нагрузке, я понимаю, что проблема не только нашего города, проблема, наверное, для страны: какие возможности у педагогов для кружков, для дополнительных занятий различных с учениками, где не только знания дополнительные, как мы понимаем, но вот именно работа воспитателей, что раньше было в советское время это один из плюсов?

    Е.В. Спехова

    Приоритетом в этом году мы ставили задачу, что это реализация концепции воспитательной работы на территории Российской Федерации — та, которая была принята. Мы определили для каждого образовательного учреждения свои приоритетные направления. Есть планы работы. То, что касается какой-то дополнительной нагрузки, если мы говорим, что в то время когда мы учились, то у нас были свои кружки, секции, когда наши же педагоги вели дополнительно. Сейчас это бывает крайне редко. Сейчас к нам заходят только учреждения дополнительного образования, а в основном наши педагоги работают только на факультативах, элективах и так далее. То есть так мы расширяем учреждения допобразования, увеличиваем там количество ставок, ну, либо этого педагога устраиваем ещё и в учреждения дополнительного образования.

    Кстати, здесь нам хорошо, наверное, так помогло, мы можем вспомнить с вами, что в прошлом году для того, чтобы открыть дошкольное образовательное учреждение, мы перевозили Кировский дом творчества. И частично перевозили его в школу № 28, которая располагается буквально на одном микроучастке. Так вот я хочу сказать, что педагоги нашли полное взаимопонимание. Сейчас у них есть слаженная работа. И педагоги школы, и педагоги допобразования теперь работают на одно общее дело — это и реализация наших стандартов (федеральных, государственных) и организация воспитательной работы. То есть совместные мероприятия, когда родитель абсолютно понимает хорошо, что я привёл ребёнка с утра в школу, он покушал (а сейчас у нас во всех общеобразовательных учреждениях есть горячее питание, то есть обед ребёнок может приобрести самостоятельно, и на это мы настраиваем наших поставщиков продуктов питания), а после обеда может, не выходя из данного образовательного учреждения, пойти на кружки, секции. И такую работу мы активно проводим.

    Мы заводим учреждение дополнительного образования непосредственно в школу. Так, например, в этом году мы завели Городской детско-юношеский центр непосредственно на территорию школы № 63. Это второе здание, которое раньше занимала 7-я средняя общеобразовательная школа. В настоящее время мы решаем вопрос о совместной деятельности учреждения допобразования, это Советский Дом пионеров, Центр дополнительного образования «Смена» и школы № 32. У нас там появились свободные площади и свободные помещения, мы готовы их занять. И мы уверены, что детей тогда будет гораздо больше. И в ближайшее время ещё будем рассматривать вопрос о совместной деятельности школы № 91 и Центра дополнительного образования «Амурский».

    «12 канал», Анна Кокорина

    Подскажите, пожалуйста, о проблемах можно говорить бесконечно, но чем сегодня гордится образование? Имеется в виду, каков статус учителей, сколько их? Есть ли заслуженные учителя России и так далее?

    Е.В. Спехова

    По цифрам я Вам не скажу. Сегодня их количество ещё приросло. Мы вручали шесть Знаков Почёта нашим педагогам образовательных учреждений. Ежегодно около 100 человек получают звание Заслуженный учитель либо Заслуженный деятель в сфере образования как на уровне Российской Федерации, так и на уровне региона, то есть Омской области. Нам, конечно, есть чем гордиться. Сегодня мы открывали очередной раз городскую Доску Почёта работников муниципальной системы образования Омска. 26 педагогов ежегодно мы размещаем на Доске Почёта. Ровно через месяц мы будем вносить в Книгу Почёта лучших работников образования, а это ещё 10 человек.

    Но как бы есть и наши педагоги, которые участвуют в различных конкурсах. Мы это всегда освещаем в средствах массовой информации, по крайне мере направляем эту информацию, потому что мы, на самом деле, гордимся этими педагогами. Это педагоги, которые участвуют в различных конкурсах на уровне Российской Федерации. Да, многие конкурсы — заочные, в которых нужно поучаствовать с помощью сети Интернет. Но для этого педагог всё равно выкладывается. Есть и педагоги, которые в прошлом году приняли участие в конкурсе своих собственных сайтов, своих собственных блогов. И среди омских педагогов есть тоже свои победители.

    Наши педагоги очень легки на подъём. В субботу мы проводили совместно с МЧС России по Омской области и совместно с УМВД по городу Омску такой замечательный праздник для наших педагогов по безопасности жизнедеятельности «Бери пример с учителя», где учителя соревновались и в оказании первой медицинской помощи, и в тушении пожара, и в установлении детского кресла; учителя соревновались в фигурном вождении автомобиля. Одно из условий было, что это должны быть педагоги… Хочу вам сказать, что первоначально мы задумывали это мероприятие для педагогов предмета ОБЖ, но когда я пришла и увидела те команды, которые сформировались, я поняла, что 18 мужественных девушек, в основном они были либо учителя физической культуры и спорта, ну и, естественно, ОБЖ, либо это были учителя начальных классов, которые самые лёгкие на подъём.

    В этом году мы очень гордились, когда на Первом городском фестивале школьного спорта директор 123-й школы несла факел и зажигала этот факел, потому что именно команда 123-й школы стала победителем и привезла с России золотой значок ГТО. Мы тоже воодушевились этой идеей. И 30 сентября провели первую городскую спартакиаду среди директоров школ, победил Октябрьский округ. Мне даже немножко страшно было, что как они дальше будут потом работать, и встанут ли они наутро после того, как сдадут все нормы ГТО.

    «12 канал», Анна Кокорина

    Вы говорите о том, чтобы молодые кадры оставались, для них устраиваются тусовки. А есть ли преемственность поколений? Вот эти мэтры образования, ведут ли они мастер-классы? Вот в этом есть какая-то привязка?

    Е.В. Спехова

    Конечно. Методические объединения, которые существуют, как правило, ими руководят учителя-старшисты. И мы проводим и открытые уроки, мастер-классы. И вот в этом году, например, мы изменили форму проведения совещаний для руководителей общеобразовательных учреждений. Теперь раз в месяц мы будем по окружному принципу выбирать школу, в которую будут приезжать все директора, знакомиться именно с этой школой. Все педагоги, начиная от молодых педагогов, педагогов-стажистов, будут показывать свои мастер-классы, своё умение и навыки, что они могут предложить для того, чтобы потом это уже транслировать на уровень города.

    Голос из зала

    Екатерина Витальевна, мы много говорим о ФГОС, а есть ли промежуточные результаты от новых стандартов? Может быть, они как-то отражаются уже на детях?

    Е.В. Спехова

    Конечно, результаты уже отражаются на детях. В прошлом году во всех четвёртых классах прошёл мониторинг. И вот тогда многие средства массовой информации написали, что четвероклассники сдают единый государственный экзамен. Это так не называется. Это просто федеральный мониторинг по основным предметам. Были выбраны предметы: математика, чтение и природоведение. Это были одни школы. И математика, русский и тоже либо природоведение, либо основы истории. Это уже мы сами на уровне города проводили. Потому что мы решили, что мониторить только те школы, которые были пилотными, а это 19 школ, наверное, не всегда будет правильно, потому что, на самом деле, начиная с 2008 года очень много труда было в это вложено, и проведено много методических семинаров. И первоначально гимназия № 76 была такой опорной площадкой, на которой всё это базировалось.

    Новый Федеральный государственный образовательный стандарт — это и новый учебный план, я вам уже говорила, и новые подходы, и учитель должен по-новому как-то идти к детям. Я хочу сказать, мониторинг все обучающиеся четвёртых классов прошли очень хорошо, то есть у нас нет показателей ниже 68 баллов. Это очень хороший показатель. В среднем мы выше, чем средний показатель по России. Но мы вовсе не расслабляемся и не говорим, что у нас всё хорошо, мы понимаем над чем нужно работать. У нас пока западают такие метапредметные связи, так скажем. Потому что когда ребятишки перешли из четвёртого в пятый класс, те школы, которые пилотные, то есть там это уже было апробировано, и там у нас вроде никаких загвоздок нет, а вот там, где школы были не апробированы, то стали появляться вопросы, потому что мы это видим на методических объединениях.

    И мы решили, что нужно больше делать открытых занятий и показывать педагогов, которые уже перешли на новые стандарты, которые учатся работать по-новому. А самое главное в новом стандарте заключается в том, что там ребёнок должен уметь делать всё от и до на уроке, от постановки цели и задач этого урока до получения им результата непосредственно. Самое главное, что на протяжении вот тех многих лет, когда мы готовим детей к единому государственному экзамену, многие из нас забыли о том, что ребёнка нужно ещё и научить говорить. Мы учим ребёнка решать правильно тесты, мы учим ребёнка правильно отвечать на вопросы, а вот от рассуждения, к сожалению, мы немножечко отошли. Новый стандарт нас на это поворачивает. Ну и то, что с прошлого года мы начали писать сочинение как допуск к единому государственному экзамену, я думаю, что это тоже даст свой толчок в образованности наших детей.

    Голос из зала

    Педагоги должны работать по-новому, а в вузах учат работать по-новому? Может быть, новые стандарты и для молодых педагогов…

    Е.В. Спехова

    Да, в этом тоже есть небольшая проблема. К сожалению, когда в прошлом году мы наложили два стандарта — тот, по которому мы должны обучать детей и тот, по которому готовят педагогов — они не совпали. Это уже стандарты пятого поколения для вуза. И вот тогда мы и пришли к тому мнению, что в обязательном порядке нужно выходить с инициативой самому ректору в Министерство образования и науки уже Российской Федерации и менять свой учебный план. Нужно его поменять в том, чтобы наши студенты со второго курса выходили на педагогическую практику, потому что у них первый, второй курс идёт ознакомительная практика. Но в школах за рутиной дел педагог, которому дали на ознакомление студента не всегда правильно реагирует. И это мы тоже понимаем. И здесь берём на себя, что нужно ещё больше усилить эту работу. Самое главное, что если они выйдут не на пассивную, а на активную практику, если мы будем давать им проводить хотя бы не уроки, а внеурочные мероприятия, факультативы либо закрепим класс за этим человеком, наверное, он вместе с этими детьми будет расти и будет уже понимать, что такое вообще стандарт и чему учат детей в школе.