Фотоальбомы

Победа: «Полет» из Омска

История военного Омска зачастую известна нам по очеркам и воспоминаниям ветеранов. Между тем, тяжелейшая и одновременно насыщенная жизнь горожан того времени отражена в фотодокументах, сохранившихся до нашего времени. В первую очередь речь идет о предприятиях и заводах, выпускавших военную продукцию. Среди них — завод № 166 — ныне ПО «Полет», получивший омскую прописку в первый военный год.

Завод № 166 появился в нашем городе в июле 1941 года: он был создан на базе нескольких местных и эвакуированных из Москвы предприятий. Здесь работали главные конструкторы Андрей Туполев и Сергей Королев. Как и весь Омск, «Полет» ковал Великую Победу. В сложнейших производственных, кадровых и бытовых условиях здесь в годы войны было выпущено 3 800 самолетов Ту-2 и Як-9. Первый омский Ту-2 заводчане вывели на испытания уже 15 декабря 1941 года. Первая машина Як-9 была собрана в начале 1943 года. На Яках производства завода № 166 доблестно воевали французские летчики легендарного полка «Нормандия — Неман».

Несмотря на «бронь», освобождающую от призыва на фронт, 123 работника предприятия — все добровольцы — сложили свои головы на полях сражений Великой Отечественной войны. За образцово выполненное задание по производству боевых самолетов 2 июля 1945 года завод № 166 был награжден Орденом Трудового Красного Знамени, а 321 работник удостоен орденов и медалей.

Полную военную историю уникального омского предприятия можно увидеть в совместной программе администрации Омска и «12 канала» «Наша Победа. Омичи в тылу и на передовой».

Фото цитируются по изданию: Высота «Полета». Исторический очерк. — Омск: Издательство «ЛЕО», 2001. — 432 с.

 
Фронтовой бомбардировщик Ту-2 КБ А.Н. Туполева выпускался на заводе № 166 с декабря 1941 по октябрь 1942 года. Производство модернизированных Ту-2Н было возобновлено  в 1945 году и продолжалось по 1950 год Один из флагманов производства — Як-9 — в полете над Москвой Французские летчики полка «Нормандия–Неман» 303-й истребительной дивизии воевали на Яках производства завода № 166
Фронтовой бомбардировщик Ту-2 КБ А.Н. Туполева выпускался на заводе № 166 с декабря 1941 по октябрь 1942 года. Производство модернизированных Ту-2Н было возобновлено в 1945 году и продолжалось по 1950 год
 
151 Кб
Один из флагманов производства — Як-9 — в полете над Москвой
 
165 Кб
Французские летчики полка «Нормандия–Неман» 303-й истребительной дивизии воевали на Яках производства завода № 166
 
241 Кб
Сборка центропланов Ту-2 в цехе № 28, июнь 1942 года Окончательная сборка самолетов Ту-2 в цехе № 4, 1942 год Сборка самолетов Як-9 в 1942–1945 годах
Сборка центропланов Ту-2 в цехе № 28, июнь 1942 года
 
224 Кб
Окончательная сборка самолетов Ту-2 в цехе № 4, 1942 год
 
248 Кб
Сборка самолетов Як-9 в 1942–1945 годах
 
255 Кб
Справка, освобождающая от квартплаты и гарантирующая охрану личного имущества работников, командированных с заводом № 156 из Москвы в Омск Очередной номер заводской многотиражной газеты «Сталинец» от 1 мая 1943 года Докладная записка за подписью А. Н. Туполева  — единственный подлинный автограф в архиве завода № 166
Справка, освобождающая от квартплаты и гарантирующая охрану личного имущества работников, командированных с заводом № 156 из Москвы в Омск
 
156 Кб
Очередной номер заводской многотиражной газеты «Сталинец» от 1 мая 1943 года
 
218 Кб
Докладная записка за подписью А. Н. Туполева — единственный подлинный автограф в архиве завода № 166
 
267 Кб
Саманный насыпной барак — обычное жилье для работников завода тех лет Образцовая комната женского общежития Нары в заводском бараке
Саманный насыпной барак — обычное жилье для работников завода тех лет
 
169 Кб
Образцовая комната женского общежития
 
190 Кб
Нары в заводском бараке
 
187 Кб
Токарь-карусельщик И.С. Григоров — «тысячник»: выполнял месячное задание на 1000 нормо-часов. До войны Иван Григоров изготавливал детали крепежа к звездам башен московского Кремля — о нем был снят документальный фильм «Звезда Ивана Григорова» Комсомольско-молодежная бригада фрезеровщиков Б.С. Морозова цеха № 
14, 1943 год В 1942 году С.Ф. Рожков пришел на завод учеником медника-трубогибщика (фото из личного дела молодого рабочего), позже был начальником производства завода
Токарь-карусельщик И.С. Григоров — «тысячник»: выполнял месячное задание на 1000 нормо-часов. До войны Иван Григоров изготавливал детали крепежа к звездам башен московского Кремля — о нем был снят документальный фильм «Звезда Ивана Григорова»
 
176 Кб
Комсомольско-молодежная бригада фрезеровщиков Б.С. Морозова цеха № 14, 1943 год
 
196 Кб
В 1942 году С.Ф. Рожков пришел на завод учеником медника-трубогибщика (фото из личного дела молодого рабочего), позже был начальником производства завода
 
83 Кб
Стройплощадка завода: приходилось одновременно возводить цеха и налаживать производство График наращивания производства Як-9 на заводе в военные годы Здание заводоуправления, ноябрь 1943 года
Стройплощадка завода: приходилось одновременно возводить цеха и налаживать производство
 
187 Кб
График наращивания производства Як-9 на заводе в военные годы
 
100 Кб
Здание заводоуправления, ноябрь 1943 года
 
197 Кб
Вручение переходящего Красного знамени Государственного комитета обороны заводу № 166 в 1944 году. Митинг Номер многотиражной газеты «Сталинец», сообщающий коллективу о награждении завода № 166 в июле 1945 года Орденом Трудового Красного Знамени, а также о награждении орденами и медалями 321 работника предприятия Доска передового производственного опыта в военные годы
Вручение переходящего Красного знамени Государственного комитета обороны заводу № 166 в 1944 году. Митинг
 
183 Кб
Номер многотиражной газеты «Сталинец», сообщающий коллективу о награждении завода № 166 в июле 1945 года Орденом Трудового Красного Знамени, а также о награждении орденами и медалями 321 работника предприятия
 
218 Кб
Доска передового производственного опыта в военные годы
 
202 Кб
Основоположник советской космонавтики, академик, дважды Герой Социалистического Труда Сергей Королев (1907–1966), в 1941–1942 годах — сотрудник эвакуированного из Москвы КБ А.Н. Туполева, принимал участие в организации производства и сборке самолетов Ту-2 Директор завода № 166 Леонид Соколов среди награжденных работников предприятия, лето 1945 год Летчик-испытатель самолетов Ту-2 Алексей Перелет (1914–1953), его именем названа улица на Левобережье
Основоположник советской космонавтики, академик, дважды Герой Социалистического Труда Сергей Королев (1907–1966), в 1941–1942 годах — сотрудник эвакуированного из Москвы КБ А.Н. Туполева, принимал участие в организации производства и сборке самолетов Ту-2
 
102 Кб
Директор завода № 166 Леонид Соколов среди награжденных работников предприятия, лето 1945 год
 
190 Кб
Летчик-испытатель самолетов Ту-2 Алексей Перелет (1914–1953), его именем названа улица на Левобережье
 
117 Кб