Правовые консультации

Об организации стоянок во дворах

Во дворе нашего многоквартирного дома организовали стоянку. Земля в собственности жильцов. Какие существуют ограничения для организации стоянок около жилых домов?

С каждым днем неуклонно растет количество автомобилей на дорогах нашего города, параллельно с этим растет дефицит парковочных мест. Так, на сегодняшний день вопрос об организации парковок во дворах многоквартирных домов является весьма актуальным. Вместе с тем на законодательном уровне до сих пор так однозначно и не решен вопрос о правилах парковки машин во дворах домов, что способствует нарастанию напряженности между жильцами. Согласно Постановлению Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения» (далее — правила дорожного движения) «парковка (парковочное место)» — специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения. «Стоянка» — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.

Анализируя вышеуказанные понятия, можно сделать вывод, что «парковка» — это специально оборудованное место для совершения действия — стоянки автомобиля, а «стоянка» — это само действие. Земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом с элементами озеленения и благоустройства, принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности (пункт 1 статьи 36 Жилищного Кодекса РФ) или - публично-правовому образованию (РФ, субъекту РФ: республике, краю, области, городу федерального значения, автономной области, автономному округу, а также городскому, сельскому поселению и т.д. (статья 124 Гражданского кодекса РФ; пункты 3, 4 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»). При этом собственники помещений в многоквартирном доме владеют и пользуются этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме (пункт 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010). Решение о том, как использовать участок, на котором расположен многоквартирный дом, принимается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.

Вместе с тем общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ в состоянии, обеспечивающем, в частности, доступность пользования земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом (пункт 10 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491). Статьей 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» определено, что с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета он переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, в связи с чем акт органа местного самоуправления о предоставлении такого земельного участка не издается.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса РФ принятие решения о том, как можно использовать придомовую территорию, в том числе введение всевозможных ограничений, относится к исключительной компетенции собрания собственников. При этом для принятия решения необходимо получить более 2/3 голосов, и, согласно положениям части 5 статьи 46 Жилищного кодекса РФ, оно является обязательным для всех собственников помещений, в том числе и для тех, которые не принимали участие в голосовании. Следовательно, установка ограждений, шлагбаумов на придомовой территории, использование такой территории для парковки транспортных средств, снос ограждающих конструкций, благоустройство территории с целью размещения площадок для парковки автомобилей должны осуществляться по решению собственников помещений в многоквартирном доме.

Ограничения для парковки во дворах многоквартирных домов предусмотрены правилами дорожного движения. Так, в частности, правилами дорожного движения запрещается:

  • стоянка во дворах автомобилей с работающим двигателем;
  • стоянка грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн вне специально отведенных мест;
  • парковка автомобилей ближе пяти метров от мусорных контейнеров;
  • движение автомобилей по пешеходным дорожкам и тротуарам;
  • парковка автомобилей на газонах и тротуарах, кроме мест, обозначенных соответствующими дорожными знаками;
  • оставлять машины во дворах там, где они препятствуют движению другого транспорта и пешеходов;
  • заграждать проезд во двор.

За все вышеперечисленные нарушения ПДД предусматривается наложение штрафа. Кроме того, при организации парковки должны быть соблюдены правила расположения парковочных мест.

Так, в соответствии с таблицей 7.1.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» разрыв от фасада жилых домов и торцов с окнами до открытой автостоянки в зависимости от вместимости машин должен составлять:

  • с вместимостью 10 машин и менее не менее 10 м;
  • с вместимостью 11-50 машин не менее 15 м;
  • с вместимостью 51-100 машин не менее 25 м;
  • с вместимостью 101-300 машин не менее 35 м;
  • с вместимостью свыше 300 машин не менее 50 м.

При расположение парковок со стороны торцов жилых домов без окон разрыв от фасада здания до открытой автостоянки в зависимости от вместимости машин должен составлять:

  • с вместимостью 10 машин и менее не менее 10 м;
  • с вместимостью 11-50 машин не менее 10 м;
  • с вместимостью машин 51-100 не менее 15 м;
  • с вместимостью машин 101-300 не менее 25 м;
  • с вместимостью свыше 300 машин не менее 35 м.

Таким образом, неправильное размещение парковки, можно обжаловать в соответствующие инстанции (пожарную, санитарную инспекции, администрацию населенного пункта и т.д.).

Кроме того, согласно Правилам благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска, утвержденным решением Омского городского Совета от 25.07.2007 № 45 (далее — Правила), в садах, парках, скверах и других местах общего пользования, имеющих зеленые насаждения, запрещается осуществлять остановку, стоянку транспортных средств на газонах и других участках зелёных насаждений (статья 125 Правил).

В соответствии со статьей 64 Кодекса Омской области об административных правонарушениях права по составлению протоколов о вышеуказанных административных правонарушениях делегированы должностным лицам органов местного самоуправления. На территории города Омска правом составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 32 Кодекса Омской области об административных правонарушениях, наделены должностные лица администраций административных округов города Омска.

Ведущий специалист департамента городского хозяйства Администрации города Омска И.Ю. Базылюк