Правовые консультации

Ответственность за размещение рекламы на остановках общественного транспорта

Какая ответственность предусмотрена за размещение рекламы на остановках общественного транспорта? Законно ли размещение рекламы на транспортном средстве и внутри салона транспортного средства?

Отношения в сфере рекламы регулируются Федеральным законом «О рекламе», которым допускается распространение наружной рекламы с использованием остановочных пунктов движения общественного транспорта с соблюдением требований данного закона.

Ответственность за нарушение требований к размещению наружной рекламы предусмотрена статьями 14.3 и 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

Частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных указанной статьей, уполномочены составлять д олжностные лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (пр. Карла Маркса, 12а, тел. (381-2) 32-06-96).

Статьей 14.37 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за установку и (или) эксплуатацию рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и эксплуатацию, а равно установку и (или) эксплуатацию рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных указанной статьей, уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции).

Следует отметить, что статьей 174 Решения Омского городского Совета от 25.07.2007 № 45 «О правилах благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории города Омска» запрещено размещение плакатов, объявлений и иной информационно-печатной продукции на зданиях, сооружениях, нестационарных торговых объектах, некапитальных нестационарных сооружениях (в том числе остановочных навесах), ограждениях, рекламных конструкциях, опорах освещения, линий электропередачи и контактной сети.

Ответственность за нарушение данной нормы предусмотрена статьей 32 Кодекса Омской области об административных правонарушениях в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до ста тысяч рублей.

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных указанной статьей, уполномочены составлять д олжностные лица администраций административных округов города Омска:

  • администрация Кировского административного округа города Омска (ул. Профинтерна, 15, тел. (381-2) 55-51-53);
  • администрация Ленинского административного округа города Омска (пр. Карла Маркса, 62, тел. (381-2) 41-96-90);
  • администрация Октябрьского административного округа города Омска (ул. Л. Чайкиной, 1, тел. (381-2) 32-20-62);
  • администрация Советского административного округа города Омска (ул. Красный Путь, 107, тел. (381-2) 24-16-44);
  • администрация Центрального административного округа города Омска (ул. Герцена, 25, тел. (381-2) 25-05-16).

Федеральным законом «О рекламе» также предусмотрена возможность размещения рекламы на транспортных средствах и с их использованием с соблюдением требований данного закона.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона «О рекламе» размещение рекламы на транспортном средстве осуществляется на основании договора, заключаемого рекламодателем с собственником транспортного средства или уполномоченным им лицом либо с лицом, обладающим иным вещным правом на транспортное средство.

При этом реклама, размещенная на транспортных средствах, не должна создавать угрозу безопасности движения, в том числе ограничивать обзор управляющим транспортными средствами лицам и другим участникам движения, и должна соответствовать иным требованиям технических регламентов.

Федеральным законом «О рекламе» запрещается использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций, в том числе переоборудование транспортных средств для распространения рекламы, в результате которого транспортные средства полностью или частично утратили функции, для выполнения которых они были предназначены, переоборудование кузовов транспортных средств с приданием им вида определенного товара.

Также запрещается размещение рекламы на транспортных средствах:

  • специальных и оперативных служб с предусмотренной требованиями технического регламента определенной цветографической окраской;
  • оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов;
  • федеральной почтовой связи, на боковых поверхностях которых расположены по диагонали белые полосы на синем фоне;
  • предназначенных для перевозки опасных грузов.

Законом не допускается распространение звуковой рекламы с использованием транспортных средств, а также звуковое сопровождение рекламы, распространяемой с использованием транспортных средств.

За нарушение требований Федерального закона «О рекламе» к размещению рекламы на транспортных средствах и с их использованием статьями 14.3 и 14.38 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

Так, в частности, частью 4 статьи 14.38 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за размещение на транспортном средстве рекламы, создающей угрозу безопасности дорожного движения, в том числе рекламы, ограничивающей обзор лицу, управляющему транспортным средством, и другим участникам дорожного движения, в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных указанной статьей, уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции) и Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области.

Главный специалист организационно-правового отдела департамента транспорта Администрации города Омска Татьяна Бородина.