Правовые консультации

О необходимости книги жалоб в торговой точке

Покупал в магазине возле дома фрукты, чек мне не дали, но дома выяснилось, что меня «обвесили». Когда я пришел обратно в магазин, книгу жалоб мне предоставить отказались, сказав, что такой нет. Телефон хозяина или время, когда он бывает, также не сказали. Как быть в этой ситуации? Должна ли быть книга отзывов в магазине? Есть ли ответственность за ее отсутствие?

Отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О защите прав потребителей», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом в соответствии с Федеральным законом «О защите прав потребителей» потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Действующим законодательством установлены следующие виды ответственности продавцов за нарушение прав потребителей: административная, уголовная и гражданско-правовая. В частности, обвешивание потребителей при реализации товаров является административным правонарушением, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц – от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных указанной статьей КоАП РФ, уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции) и Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области. По вопросу о необходимости наличия в магазине книги отзывов следует отметить, что в соответствии с пунктом 8 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55, продавец обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется покупателю по его требованию.

За нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров статьей 14.15 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от трехсот до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц – от одной тысячи до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей. В рассматриваемом случае протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных указанной статьей КоАП РФ, уполномочены составлять должностные лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области.

Следует также отметить, что внеплановые проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров проводятся территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в том числе при нарушении прав потребителей в случае обращения граждан, права которых нарушены (Административный регламент исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров, утвержденный приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 16.07.2012 № 764).

При этом обращениями граждан являются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления (статья 4 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).

В рассматриваемом случае читателю, чьи права нарушены, следует обращаться в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области (644001, Омск, ул. 10 лет Октября, 98; (3812) 32-60-32, (3812) 32-60-28, (3812) 32-60-30, «горячая линия» (3812) 32-60-26, электронная почта rpn@55.rospotrebnadzor.ru) и (или) полицию с жалобой.

Главный специалист управления программ развития и правового обеспечения департамента городской экономической политики Администрации города Омска Елена Еременко