Правовые консультации

Жалоба на действия банка

Как пожаловаться на банк, который отказывается провести операцию?

Когда гражданин открывает вклад, оплачивает услуги или проводит другую операцию через банк, он хочет быть уверен, что его деньги оказались в надежных руках и все действия со стороны банка выполнены в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства. Однако не всегда действия банков соответствуют ожиданиям клиентов или закону. В этом случае следует помнить, что банк — это юридическое лицо, поэтому если его услуги не соответствуют стандартам или незаконны, то всегда можно подать жалобу на банк.

Отношения между банком и клиентом (плательщиком), при осуществлении самой распространенной банковской операции — расчете платежными поручениями, выстраиваются на основании положений статей 863-865 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ). Ответственность банка за неисполнение или ненадлежащее исполнение платежного поручения установлена статьей 366 ГК РФ. Так, банк несет ответственность перед плательщиком в соответствии с общими положениями возникновения ответственности за нарушение обязательств, предусмотренными Главой 25 ГК РФ.

В случаях, если неисполнение или ненадлежащее исполнение платежного поручения имело место в связи с нарушением банком-посредником или банком получателя средств правил перевода денежных средств или договора между банками, ответственность перед плательщиком может быть возложена судом на банк-посредник или банк получателя средств, которые в этом случае отвечают перед плательщиком солидарно. Банк плательщика может быть привлечен к солидарной ответственности в указанных случаях, если он осуществил выбор банка-посредника.

Кроме того, если нарушение правил перевода денежных средств или условий договора повлекло несвоевременный перевод денежных средств, банки обязаны уплатить проценты в порядке и в размере, которые предусмотрены статьей 395 ГК РФ. Также банки несут ответственность за неправомерное удержание денежных средств, уклонение от их возврата, иной просрочки в их уплате. При указанных нарушениях подлежат уплате проценты на сумму долга, размер которых определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

Необходимо отметить, что банк вправе отказать в проведении операций с денежными средствами, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Если вы считаете отказ от проведения операции с денежными средствами, в связи с тем, что у банка имелись основания полагать, что денежные средства добыты преступным путем или направлены на легализацию доходов, незаконным, вы можете обратиться в Центральный банк Российской Федерации (далее — Банк России) в порядке, установленном в Указаниях Банка России от 30 марта 2018 года № 4760-У «О требованиях к заявлению, составе межведомственной комиссии, порядке и сроках рассмотрения межведомственной комиссией заявления и документов и (или) сведений, представленных заявителем, порядке принятия решения по результатам такого рассмотрения и порядке сообщения межведомственной комиссией о принятом решении заявителю и финансовой организации» (далее — Указания).

Так, главой 1 Указаний регламентировано, что заявитель после получения от кредитной организации, профессионального участника рынка ценных бумаг, страховой организации (за исключением страховой медицинской организации, осуществляющей деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страхового брокера, управляющей компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, кредитного потребительского кооператива, в том числе сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива, микрофинансовой организации, общества взаимного страхования, негосударственного пенсионного фонда, ломбарда (далее — финансовая организация) сообщения о невозможности устранения оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе от проведения операции или об отказе от заключения договора банковского счета (вклада) вправе направить в межведомственную комиссию заявление об обжаловании данного решения финансовой организации.

Заявление должно быть адресовано межведомственной комиссии и содержать сведения и документы согласно приложению 1 к Указанию (сведения, включаемые в заявление физического лица, и прилагаемые к нему документы) или приложению 2 к Указанию (сведения, включаемые в заявление индивидуального предпринимателя или физического лица, занимающегося в установленном законодательством российской Федерации порядке честной практикой, юридического лица, иностранной структуры без образования юридического лица, и прилагаемые к нему документы). Заявление также может содержать иные сведения и документы, имеющие значение для заявителя при рассмотрении межведомственной комиссией заявления.

Заявление должно быть направлено заявителем либо его представителем (с приложением документов, подтверждающих полномочия представителя) для рассмотрения межведомственной комиссией в Банк России на бумажном носителе посредством почтовой связи либо в электронном виде посредством использования раздела «Интернет-приемная Банка России» на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В случае если отсутствуют основания для оставления заявления без рассмотрения по существу, указанные в пункте 3.1 Указаний, заявление должно быть направлено в уполномоченный орган в срок не позднее четырех рабочих дней со дня поступления заявления в Банк России для рассмотрения межведомственной комиссией.

Полученные от заявителя и финансовой организации документы и сведения подлежат изучению межведомственной комиссией. По решению председателя межведомственной комиссии либо лица, председательствующего на заседании межведомственной комиссии, при рассмотрении заявления на заседании межведомственной комиссии может присутствовать заявитель и (или) его представитель.

Межведомственная комиссия имеет право принимать решение по результатам рассмотрения заявления и документов и (или) сведений, представленных заявителем, в заочной и в очной формах.

Заседание межведомственной комиссии должно проводиться в очной форме в следующих случаях:

  • при наличии разногласий между представителями Банка России и представителями уполномоченного органа по существу решения межведомственной комиссии, которое должно быть принято;
  • по решению председателя межведомственной комиссии либо лица, председательствующего на заседании межведомственной комиссии.

По результатам рассмотрения документов и сведений, полученных от заявителя и финансовой организации, межведомственная комиссия готовит проект мотивированного решения об отсутствии оснований, в соответствии с которыми указанной финансовой организацией ранее было принято решение об отказе, либо проект мотивированного решения межведомственной комиссии об отсутствии оснований для пересмотра решения, принятого финансовой организацией.

Представители уполномоченного органа в течение трех рабочих дней со дня получения проекта решения межведомственной комиссии должны рассмотреть проект решения межведомственной комиссии и направить представителям Банка России мотивированное заключение о согласовании либо несогласовании данного проекта.

В случае согласования представителями уполномоченного органа проекта решения межведомственной комиссии решение считается принятым и должно быть подписано председателем межведомственной комиссии либо лицом, председательствующим на заседании межведомственной комиссии. Межведомственная комиссия должна направить сообщения о принятом решении заявителю и финансовой организации.

Глава 5 Указаний содержит порядок сообщения межведомственной комиссией о принятом решении заявителю и соответствующей финансовой организации.

Так, сообщение о принятом решении должно быть направлено заявителю и финансовой организации в течение трех рабочих дней со дня принятия решения. При этом каждое сообщение о решении межведомственной комиссии должно быть направлено отдельным письмом. Сообщение о решении должно быть направлено Банком России.

Сообщение о решении межведомственной комиссии заявителю должно быть направлено по электронной почте в случае поступления от него заявления посредством использования раздела «Интернет-приемная Банка России» на официальном сайте Банка России или по почтовому адресу заявителя в случае поступления от него заявления на бумажном носителе.

В связи с тем, что в силу положений Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами законодательства Российской Федерации, нормативных актов Банка России, осуществляет защиту интересов вкладчиков и кредиторов, вы можете направить заявление в Банк России и по иным основаниям, например, если полагаете, что банк нарушает условия принятия вклада, безосновательно отказывает вам в выдаче банковской карты или не предоставляет иные банковские услуги.

Кроме того, помимо обращения с заявлением в Банк России, граждане и организации имеют право на обращения в следующие инстанции, в зависимости от совершенного банком правонарушения.

Например, если при обслуживании вы столкнулись с грубым или некорректным поведением, если нарушены условия заключенного договора либо услуги предоставлены не в полном объеме или в ненадлежащий срок, а также в иных подобных случаях, когда не имеется признаков прямого нарушения закона необходимо обратиться с претензией на имя руководителя филиала или в головной офис банка.

Ответ на вашу жалобу, вне зависимости от того, какие правила действуют в банке, должен быть отправлен не позднее чем через 10 дней с момента вручения претензии.

Если претензия не дала желаемого результата следует обратиться в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее — Роспотребнадзор), так как банк оказывает услуги, а значит, его деятельность подпадает также и под действие Закона РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей». Составляйте письменную жалобу и отправляйте в отделение Роспотребнадзора в вашем регионе. Следует сказать, что в соответствии с действующим законодательством, результат рассмотрения жалобы должен быть вам направлен не позднее чем через 30 дней с момента получения государственным органом вашего заявления.

Заявления граждан могут также быть рассмотрены Федеральной антимонопольной службой или Федеральной службой по надзору в сфере связи.

В Федеральную антимонопольную службу вы можете обратиться в случае, если банком было нарушено антимонопольное законодательство или законодательство о рекламной деятельности, а также, в случае если банк навязывает вам приобретение услуг, в которых вы не нуждаетесь.

В Федеральную службу по надзору в сфере связи необходимо обращаться в тех случаях, когда банк нарушает порядок обработки и хранения персональных данных гражданина.

Каждый гражданин также имеет право на обращение в прокуратуру, которая осуществляет надзорные функции в отношении всех юридических лиц, служб и органов.

Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по надзору в сфере связи, прокуратура осуществляет рассмотрение обращений граждан в течение 30 дней с момента их получения.

Информацию подготовила консультант отдела правового обеспечения департамента контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска Мария Алексеевна Яковлева.