Обзоры законодательства

Обзор с 10.02.2017 по 18.05.2017

Федеральный закон от 01.05.2017 № 90-ФЗ «О внесении изменений в статью 21 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации»

Изменениями, внесенными указанным Федеральным законом в статью 21 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации»:

  • исключено полномочие субъекта Российской Федерации по установлению законом субъекта Российской Федерации для муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы отдельных групп должностей муниципальной службы, ежегодного основного оплачиваемого отпуска продолжительностью, большей, чем 30 календарных дней;
  • сокращена максимальная продолжительность е жегодных дополнительных оплачиваемых отпусков муниципальному служащему за выслугу лет с 15 календарных дней до 10 календарных дней;
  • установлено, что муниципальному служащему, для которого установлен ненормированный служебный день, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день продолжительностью 3 календарных дня.

Кроме того, установлено, что для муниципальных служащих, имеющих на день вступления в силу указанного Федерального закона неиспользованные ежегодные оплачиваемые отпуска или части этих отпусков, сохраняется право на их использование, а также право на выплату денежной компенсации за неиспользованные ежегодные оплачиваемые отпуска или части этих отпусков.

При этом продолжительность ежегодных оплачиваемых отпусков, предоставляемых муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы на день вступления указанного Федерального закона в силу, исчисляется в соответствии с новыми требованиями, начиная с их нового служебного года.

Указанный Федеральный закон вступил в силу 12.05.2017.

Федеральный закон от 01.05.2017 № 86-ФЗ «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и статьи 59 и 78 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Указанным Федеральным законом внесены изменения в федеральные законы «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в части установления возможности выдачи листка нетрудоспособности в форме электронного документа (с письменного согласия пациента).

Листок нетрудоспособности в форме электронного документа, подписанный с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником и медицинской организацией, будет формироваться и размещаться в информационной системе страховщика (Фонда социального страхования Российской Федерации).

При этом медицинская организация и страхователь (работодатель) должны являться участниками соответствующей системы информационного взаимодействия.

Порядок информационного взаимодействия страховщика, страхователей, медицинских организаций и федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы по обмену сведениями в целях формирования листка нетрудоспособности будет утвержден Правительством Российской Федерации.

Указанный Федеральный закон вступает в силу с 01.07.2017.

Федеральный закон от 01.05.2017 № 83-ФЗ «О внесении изменений в статьи 30 и 34 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрено, что одним из обязательных условий контракта является срок оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги. При этом требования к конкретному сроку оплаты установлены только для контрактов, заключаемых с субъектами малого предпринимательства и социально ориентированными организациями. Этот срок не должен превышать 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке результатов исполнения контракта.

Изменениями, внесенными указанным Федеральным законом, установлен предельный срок оплаты исполненных по всем контрактам обязательств (не более 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке), за исключением случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.

Срок оплаты для контрактов, заключаемых с субъектами малого предпринимательства и социально ориентированными организациями, сокращен с 30 рабочих дней до 15 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.

Федеральный закон от 03.04.2017 № 64-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции»

Указанным Федеральным законом внесены изменения в федеральные законы «О статусе военнослужащих», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О государственной гражданской службе Российской Федерации», «О муниципальной службе в Российской Федерации», «О противодействии коррупции», «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Изменениями, внесенными в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации», установлено, что проверка достоверности и полноты сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления, проводится высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

При этом Федеральный закон «О противодействии коррупции» дополнен нормой о том, что если иное не установлено федеральным законом, граждане, претендующие на замещение муниципальной должности, и лица, замещающие муниципальные должности, представляют сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

В случае выявления в результате проверки фактов несоблюдения лицом, замещающим муниципальную должность, ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены антикоррупционным законодательством Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.

Также установлено, что сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставленные лицами, замещающими муниципальные должности, размещаются на официальных сайтах органов местного самоуправления в сети «Интернет» и (или) предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом муниципальными правовыми актами.

Кроме того, Федеральным законом определен перечень лиц, обязанных принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. В указанный перечень включены государственные и муниципальные служащие.

Также Федеральным законом уточнены нормы, устанавливающие запрет на участие лиц, замещающих муниципальные должности, а также муниципальных служащих в управлении хозяйствующими субъектами.

Так, установлено, что муниципальные служащие могут участвовать на безвозмездной основе в управлении некоммерческими организациями в качестве единоличного исполнительного органа или входить в состав их коллегиальных органов управления с разрешения представителя нанимателя. Участие в управлении политическими партиями лицам, замещающим муниципальные должности, и муниципальным служащим разрешено без каких-либо ограничений.

Федеральный закон от 03.04.2017 № 62-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Указанным Федеральным законом регулируются вопросы в сфере территориальной организации местного самоуправления в городских округах, регламентируются процедуры объединения поселений с городским округом.

Изменениями, внесенными указанным Федеральным законом в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», определение понятия «городской округ» изложено в новой редакции, в которой исключено его отождествление с понятием «городское поселение».

Так, в ранее действовавшей редакции к городскому округу относилось городское поселение (город или поселок), которое не входит в состав муниципального района. В соответствии с новой редакцией в состав городского округа могут быть включены территории нескольких населенных пунктов.

Также уточнены требования к установлению границ городских округов. Так, определено, что границы городского округа устанавливаются с учетом транспортной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех входящих в его состав населенных пунктов.

При объединении с городским округом всех поселений, входящих в состав муниципального района, муниципальный район утрачивает статус муниципального образования.

При наделении городского поселения статусом городского округа либо лишении его данного статуса, а также при преобразовании городского поселения в сельское поселение либо наоборот согласие населения будет выражаться представительными органами этих муниципальных образований.

Федеральный закон от 22.02.2017 № 19-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 20 Федерального закона «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» и статью 27 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»

Изменениями, внесенными указанным Федеральным законом в Федеральный закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», уточнены категории должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, местных администраций и организаций, несущих персональную ответственность за исполнение обязанностей в области мобилизационной подготовки и мобилизации.

В ранее действовавшей редакции была установлена персональная ответственность должностных лиц органов местного самоуправления за исполнение возложенных на них обязанностей в области мобилизационной подготовки и мобилизации. Согласно внесенным изменениям такую персональную ответственность несут главы муниципальных образований.

Кроме того, определено, что призывные комиссии по мобилизации граждан создаются решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации по представлению военного комиссара. Председателем такой комиссии, создаваемой в субъекте Российской Федерации, является высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, а председателем такой комиссии, создаваемой в муниципальном образовании, – глава соответствующего муниципального образования.

Согласно изменению, внесенному в статью 27 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», председателем призывной комиссии может быть не только заместитель главы органа местного самоуправления, но и глава муниципального образования.

Федеральный закон от 22.02.2017 № 17-ФЗ «О внесении изменения в статью 93 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Статьей 93 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» установлены случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 93 указанного Федерального закона отдельные категории заказчиков вправе осуществлять закупку товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае, если цена контракта не превышает 400 тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик может осуществить таким способом, не должен превышать 50 процентов от совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 20 миллионов рублей.

Изменением, внесенным данным Федеральным законом в статью 93 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», перечень заказчиков, имеющих в соответствии с этим основанием право закупать товары, работы, услуги у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), дополнен физкультурно-спортивными организациями.

Указ Президента Российской Федерации от 17.04.2017 № 171-ФЗ «О мониторинге и анализе результатов рассмотрения обращений граждан и организаций»

Данным Указом Президента Российской Федерации установлено, что Администрацией Президента Российской Федерации будет обеспечиваться мониторинг и анализ результатов рассмотрения обращений организаций, направленных в государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, иные организации, осуществляющие публично значимые функции, и их должностным лицам, мониторинг и анализ результатов рассмотрения общественных инициатив граждан Российской Федерации, размещенных на интернет-ресурсе «Российская общественная инициатива», а также анализ мер, принятых по таким обращениям и инициативам.

Также установлено, что государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, иные организации, осуществляющие публично значимые функции:

  • размещают на страницах своих официальных сайтов, предназначенных для приема обращений граждан и организаций в форме электронного документа, программное обеспечение (счетчик обращений), предоставляемое единственным исполнителем работ по эксплуатации инфраструктуры электронного правительства – единым национальным оператором инфраструктуры электронного правительства;
  • ежемесячно представляют в Администрацию Президента Российской Федерации в электронной форме информацию о результатах рассмотрения обращений граждан и организаций, а также о мерах, принятых по таким обращениям.

Данный Указ Президента Российской Федерации вступает в силу с 01.07.2017.

Постановление Правительства Российской Федерации от 18.05.2017 № 594 «Об утверждении Правил согласования изъятия для муниципальных нужд в целях комплексного развития территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, в границах территории, в отношении которой принято решение о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления»

Указанным постановлением Правительства Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 56.12 Земельного кодекса Российской Федерации утверждены Правила согласования изъятия для муниципальных нужд в целях комплексного развития территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, в границах территории, в отношении которой принято решение о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления.

Согласование изъятия осуществляется в отношении земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, которые предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, аренду или безвозмездное пользование гражданам или юридическим лицам.

До принятия органом местного самоуправления решения об изъятии орган местного самоуправления поселения, городского округа направляет проект решения об изъятии на согласование:

  • в случае если планируется изъятие земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества, находящихся в собственности Российской Федерации, — в территориальный орган Росимущества;
  • в случае если планируется изъятие земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, — в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Также предусмотрены основания для отказа в согласовании проекта решения об изъятии (например, в случае если на земельных участках расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и необходимые для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, в соответствии с перечнем, утверждаемым Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации).

В случае непоступления от согласующих органов уведомлений о согласовании либо об отказе в согласовании проекта решения об изъятии в установленный срок проект решения об изъятии считается согласованным.

Постановление Правительства Российской Федерации от 17.05.2017 № 577 «Об утверждении Положения о признании объектов капитального строительства, за исключением многоквартирных домов, аварийными и подлежащими сносу в целях принятия решения о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления»

Указанным постановлением Правительства Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 46.10 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждено Положение о признании объектов капитального строительства, за исключением многоквартирных домов, аварийными и подлежащими сносу в целях принятия решения о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления.

Установлено, что Положение распространяется на объекты капитального строительства, за исключением многоквартирных домов, независимо от их формы собственности, расположенные на территории, в границах которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию территории по инициативе органа местного самоуправления.

Согласно Положению объект капитального строительства признается аварийным и подлежащим сносу в случае, если по результатам оценки фактического состояния объекта капитального строительства и (или) территории, на которой расположен такой объект капитального строительства, выявлены признаки, являющиеся основанием для признания объекта капитального строительства аварийным и подлежащим сносу. Постановлением также установлен перечень таких признаков.

Положением определен порядок признания объекта капитального строительства аварийным и подлежащим сносу, включающий в себя следующие этапы:

  • формирование органом местного самоуправления перечня объектов капитального строительства, фактическое состояние которых подлежит оценке;
  • осуществление обследования фактического состояния объекта организацией, привлеченной органом местного самоуправления;
  • формирование межведомственной комиссии в целях проведения оценки фактического состояния объекта капитального строительства и (или) территории, на которой расположен такой объект.

По результатам работы межведомственной комиссией принимается решение о наличии или об отсутствии оснований для признания объекта аварийным и подлежащим сносу.

Решение о признании объекта капитального строительства аварийным и подлежащим сносу принимается органом местного самоуправления.

В случае если межведомственной комиссией принято решение о наличии оснований для признания аварийным и подлежащим сносу объекта капитального строительства, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, решение о признании объекта аварийным и подлежащим сносу принимается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; объекта, находящегося в собственности Российской Федерации — федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в отношении данного объекта. Указанные решения могут быть обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке.

Постановление Правительства Российской Федерации от 17.05.2017 № 575 «О внесении изменений в пункт 3 Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»

Изменениями, внесенными указанным постановлением Правительства Российской Федерации в Постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации», информация, которую образовательные организации обязаны размещать на официальном сайте, дополнена сведениями об обеспечении возможностей для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

На сайтах образовательных организаций должны быть размещены сведения о наличии приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья учебных кабинетов, общежития или интерната, информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей, электронных образовательных ресурсов, специальных технических средств обучения, условий питания и охраны здоровья обучающихся, а также о реализации адаптированных образовательных программ.

Постановление Правительства Российской Федерации от 12.05.2017 № 564 «Об утверждении Положения о составе и содержании проектов планировки территории, предусматривающих размещение одного или нескольких линейных объектов»

Указанным постановлением Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждено Положение о составе и содержании проектов планировки территории, предусматривающих размещение одного или нескольких линейных объектов.

Установлено, что подготовка проекта планировки территории осуществляется по внешним границам максимально удаленных от планируемого маршрута прохождения линейных объектов (трасс) зон с особыми условиями использования территорий, которые подлежат установлению в связи с размещением этих линейных объектов.

Графические материалы, входящие в состав проекта планировки территории, разрабатываются в масштабе от 1:500 до 1:5000, если иной масштаб не установлен утвержденным Положением в отношении отдельных графических материалов проекта планировки территории.

Подготовка графической части проекта планировки территории осуществляется в соответствии с системой координат, используемой для ведения ЕГРН.

Проект планировки территории должен соответствовать требованиям, установленным заданием на разработку документации по планировке территории.

Также постановлением определены состав проекта планировки территории, содержание основной части проекта планировки территории, содержание материалов по обоснованию проекта планировки территории.

Постановление Правительства Российской Федерации от 12.05.2017 № 563 «О порядке и об основаниях заключения контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

Указанным постановлением Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 16.1 статьи 34 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» утверждены:

  • Правила заключения контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства;
  • Положение о проведении технологического и ценового аудита обоснования инвестиций, осуществляемых в инвестиционные проекты по созданию объектов капитального строительства, в отношении которых планируется заключение контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства.

Установлено, что контракт, предметом которого является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, заключается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при наличии следующих оснований:

  • получено заключение по результатам проведенного технологического и ценового аудита обоснования инвестиций, осуществляемых в инвестиционный проект по созданию объекта капитального строительства, в отношении которого планируется заключение контракта;
  • решение о заключении контракта принято Правительством Российской Федерации или главным распорядителем средств федерального бюджета (по согласованию с субъектом бюджетного планирования, если главный распорядитель средств федерального бюджета не является субъектом бюджетного планирования) — в отношении объектов капитального строительства федеральной собственности, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации — в отношении объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации или главой муниципального образования — в отношении объектов капитального строительства муниципальной собственности.

Постановление Правительства Российской Федерации от 11.05.2017 № 558 «Об особенностях проведения совместного конкурса на право заключения концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем»

Указанным Постановлением Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 50 Федерального закона «О концессионных соглашениях» утверждены особенности проведения совместного конкурса на право заключения концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, право собственности на которые принадлежит или будет принадлежать муниципальному образованию (муниципальным образованиям) и (или) субъекту Российской Федерации (субъектам Российской Федерации).

Установлено, что совместный конкурс проводится с целью заключения с лицом, определенным в качестве победителя конкурса или единственного участника конкурса, нескольких концессионных соглашений в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, отдельных объектов таких систем.

Определены порядок подачи предложения о проведении совместного конкурса, порядок принятия органами местного самоуправления или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации решения о проведении такого конкурса или о невозможности его проведения, процедура проведения совместного конкурса. Для участия в совместном конкурсе заявители должны подавать единую заявку на участие, а участники совместного конкурса – единое конкурсное предложение.

Постановление Правительства Российской Федерации от 07.05.2017 № 541 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующих предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями»

Указанным постановлением Правительства Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации утверждены общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.

Органам местного самоуправления рекомендовано привести в соответствие с указанным постановлением Правительства Российской Федерации муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление из местного бюджета субсидий некоммерческим организациям, не муниципальными учреждениями, при первом внесении изменений в указанные муниципальные правовые акты, но не позднее 01.06.2018.

Постановление Правительства Российской Федерации от 05.05.2017 № 531 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582»

Указанным постановлением Правительства Российской Федерации внесены изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации».

Внесенными изменениями:

  • введен принцип учета наличия предусмотренных законодательством ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях земельных участков, для которых такие ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют;
  • установлены льготные ставки арендной платы за земельные участки, за находящиеся в федеральной собственности;
  • изменен порядок расчета размера арендной платы за находящиеся в федеральной собственности земельные участки, на которых расположены здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Ежегодный размер арендной платы за такие земельные участки будет определяться на основе рыночной стоимости права аренды (при порядке, действующем в настоящее время, размер арендной платы определяется на основании рыночной стоимости земельного участка с учетом ставки рефинансирования Банка России). При этом в отношении таких земельных участков устанавливается пятилетний срок, в течение которого не допускается изменение размера арендной платы в связи с изменением рыночной стоимости права аренды.

Постановление Правительства Российской Федерации от 22.04.2017 № 485 «О составе материалов и результатов инженерных изысканий, подлежащих размещению в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, государственном фонде материалов и данных инженерных изысканий, Едином государственном фонде данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, а также о форме и порядке их представления»

Указанным постановлением Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 41.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждены:

  • положение о составе материалов и результатов инженерных изысканий, подлежащих размещению в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, государственном фонде материалов и данных инженерных изысканий, Едином государственном фонде данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении;
  • правила представления материалов и результатов инженерных изысканий, подлежащих размещению в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, государственном фонде материалов и данных инженерных изысканий, Едином государственном фонде данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении.

Указанным постановлением Правительства Российской Федерации установлено, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, физические и юридические лица независимо от их организационно-правовой формы, являющиеся заказчиками работ на выполнение инженерных изысканий, в течение 5 рабочих дней со дня получения материалов и результатов инженерных изысканий представляют их копии:

  • в орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, применительно к территориям которых подготовлены материалы и результаты инженерных изысканий, — для размещения в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности;
  • в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление функций оператора федеральной государственной информационной системы территориального планирования, — для размещения в федеральной государственной информационной системе территориального планирования;
  • в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры и градостроительства, — для размещения в государственном фонде материалов и данных инженерных изысканий;
  • в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, а также в области мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, — для размещения в Едином государственном фонде данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении.

Постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.2017 № 402 «Об утверждении Правил выполнения инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории, перечня видов инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории, и о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г. № 20»

Указанным постановлением Правительства Российской Федерации в соответствии со статьей 41.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации утверждены:

  • Правила выполнения инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории.
  • Перечень видов инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории.

Данными Правила выполнения инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории установлены:

  • случаи выполнения инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории;
  • задачи, для решения которых осуществляется выполнение инженерных изысканий;
  • порядок определения достаточности материалов инженерных изысканий.

Постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.2017 № 389 «О порядке признания проектной документации повторного использования экономически эффективной проектной документацией повторного использования»

Указанным постановлением Правительства Российской Федерации в соответствии со статьей 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации утверждены правила признания проектной документации повторного использования экономически эффективной проектной документацией повторного использования, которыми:

  • установлен порядок выбора проектной документации с учетом целесообразности ее повторного использования при подготовке проектной документации применительно к аналогичным по назначению и проектной мощности объектам капитального строительства;
  • утверждены форма сведений о проектной документации повторного использования и перечень документов, подтверждающих такие сведения, порядок их представления для рассмотрения, сроки и порядок принятия решения о признании проектной документации повторного использования экономически эффективной и основания для отмены такого решения, а также положения, касающиеся размещения сведений и документов в интернете;
  • предусмотрены переходные положения, определяющие особенности реализации порядка признания проектной документации повторного использования экономически эффективной до начала ведения единого реестра заключений.

Решение о признании проектной документации повторного использования экономически эффективной проектной документацией повторного использования принимается Минстроем России.

Выбор проектной документации с учетом целесообразности ее повторного применения осуществляет Минстрой России, который направляет застройщику (техническому заказчику), обеспечившему подготовку такой документации, требование о представлении сведений о проектной документации повторного использования и документов, подтверждающих достоверность содержащихся в ней сведений.

Заказчик обеспечивает предоставление документов в течение 10 рабочих дней со дня получения требования. В случае если подтверждающие документы включены в единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, заказчик предоставляет сведения о них. Сведения и документы предоставляются заказчиком с использованием официального сайта Минстроя России в сети «Интернет». Минстрой России вправе истребовать у заказчика и (или) органов исполнительной власти или организаций, выдавших заключение государственной экспертизы проектной документации или заключение о достоверности определения сметной стоимости строительства, дополнительные материалы, подтверждающие достоверность представленных заказчиком сведений и подтверждающих документов.

Постановление Правительства Российской Федерации от 20.03.2017 № 315 «О внесении изменений в Правила осуществления контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

С 01.01.2017 на закупки государственных и муниципальных унитарных предприятий распространяются положения Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в том числе касающиеся контроля в сфере закупок товаров (работ, услуг).

В целях реализации положений указанного Федерального закона постановлением Правительства Российской Федерации внесены изменения в Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров (работ, услуг), утвержденные постановлением Правительства от 12.12.2015 № 1367.

Внесенными изменениями, установлено, что закупки государственных и муниципальных унитарных предприятий, осуществляемые за счет средств субсидий, которые им предоставляются из федерального бюджета на капитальные вложения в объекты федеральной собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в федеральную собственность, на капитальные вложения в объекты государственной собственности субъекта Российской Федерации (муниципальной собственности) или приобретение объектов недвижимого имущества в собственность субъекта Российской Федерации (муниципальную собственность), подлежат государственному контролю.

Постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.2017 № 269 «Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории»

Положениями статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, вступающими в силу с 01.07.2017, установлено, что подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной, в том числе если планируются строительство, реконструкция линейного объекта. При этом если размещение линейного объекта планируется осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для размещения такого линейного объекта не требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов, подготовка документации по планировке территории не требуется. Также установлено, что Правительством Российской Федерации могут быть установлены иные случаи, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории.

Указанным постановлением Правительства Российской Федерации установлен дополнительный перечень случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта подготовка документации по планировке территории не требуется.

Постановление Правительства Российской Федерации вступает в силу с 01.07.2017.

Постановление Правительства Российской Федерации от 27.02.2017 № 232 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

Указанным постановлением Правительства Российской Федерации внесены изменения:

  • в постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме»;
  • в постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность»;
  • в постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»;
  • в постановление Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» и др.

Изменениями, внесенными указанным постановлением Правительства Российской Федерации, регулируются:

  • порядок предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО;
  • порядок установления платы (повышающего коэффициента к установленному размеру платы) за коммунальную услугу по обращению с ТКО;
  • порядок заключения и содержание договора о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО.

Кроме того, определено, что региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливаются, в том числе, в зависимости от размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, а места накопления ТКО включены в перечень имущества общего пользования, подлежащего содержанию собственниками помещений. Сбор и вывоз твердых бытовых отходов при этом исключен из состава содержания имущества общего пользования собственников помещений.

Постановление Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 № 169 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды»

Указанным постановлением Правительства Российской Федерации утверждены правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды.

В соответствии с указанными правилами предоставление субсидий из федерального бюджета осуществляется на основании соглашения между федеральным органом исполнительной власти и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, содержащего в том числе следующие обязательства субъекта Российской Федерации:

  • обеспечить разработку органами местного самоуправления — получателями субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации проектов муниципальных программ на 2017 год в установленные сроки;
  • обеспечить утверждение не позднее 31.12.2017 органами местного самоуправления поселений, в состав которых входят населенные пункты с численностью населения свыше 1000 человек, муниципальных программ на 2018–2022 годы, предусматривающих благоустройство всех нуждающихся в благоустройстве общественных территорий, а также дворовых территорий и реализацию таких программ в установленные в них сроки;
  • обеспечить не позднее 01.11.2017 в рамках реализации утвержденной государственной программы субъекта Российской Федерации на 2017 год проведение общественных обсуждений и утверждение (корректировку) органами местного самоуправления правил благоустройства поселений, в состав которых входят населенные пункты с численностью населения свыше 1000 человек, с учетом методических рекомендаций, утвержденных Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, и другие обязательства.

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 13.04.2017 № 711/пр «Об утверждении методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов»

Данным приказом в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержу государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 № 169, утверждены методические рекомендации для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов.

Указанные методические рекомендации разработаны в целях оказания методологического содействия органам местного самоуправления при подготовке ими в рамках реализации полномочий, предусмотренных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», правил благоустройства территорий городских и сельских поселений, городских округов, внутригородских районов.

В методических рекомендациях изложены основные принципы, подходы, качественные характеристики и показатели, рекомендуемые к применению при подготовке правил благоустройства территорий в целях формирования безопасной, комфортной и привлекательной городской среды.