О порядке проведения проверок по обращениям граждан органами Роспотребнадзора
С 01.01.2017 вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Так, например, основанием для проведения внеплановой проверки органами Роспотребнадзора теперь будет нарушение прав потребителей в случае обращения граждан, права которых нарушены, только при условии, что заявитель обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены.
Иными словами, при обращении в органы Роспотребнадзора о защите своих потребительских прав заявитель должен будет подтвердить соблюдение предварительного претензионного порядка обращения к хозяйствующему субъекту, со стороны которого, по мнению заявителя, были нарушены его права.
При этом указанное требование не распространяется на обращения граждан, связанные с причинением либо угрозой причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, возникновением либо угрозой возникновения чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, когда в обращении указывается на нарушения требований санитарного законодательства (СанПиНов и др.) и законодательства о техническом регулировании, предварительное обращение гражданина к юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю не требуется.
Кроме того, обращения и заявления, не позволяющие установить обратившееся лицо, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.
В случае, если изложенная в обращении или заявлении информация может являться основанием для проведения внеплановой проверки, должностное лицо органа государственного контроля (надзора) при наличии у него обоснованных сомнений в авторстве обращения или заявления обязано принять разумные меры к установлению обратившегося лица.
Обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.
Если после начала соответствующей проверки выявлена анонимность обращения или заявления, явившихся поводом для ее организации, либо установлены заведомо недостоверные сведения, содержащиеся в обращении или заявлении, по решению руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) предварительная проверка, внеплановая проверка прекращаются.
При этом орган государственного контроля (надзора) вправе обратиться в суд с иском о взыскании с гражданина, в том числе с юридического лица, индивидуального предпринимателя, расходов, понесенных в связи с рассмотрением поступивших заявлений, обращений указанных лиц, если в заявлениях, обращениях были указаны заведомо ложные сведения.
Старший помощник прокурора города Омска, юрист 1 класса Е.Ю. Лизунова
© 2010–2024 Администрация города Омска