Новости

Предпринимателям напоминают о необходимости маркировки товаров

Омичи могут самостоятельно проверить легальность приобретаемого товара, получить информацию о месте, дате и времени его производства. В Российской Федерации с 2017 года поэтапно внедряется единая цифровая система маркировки товаров.

В департаменте городской экономической политики Администрации города Омска рассказывают, что именно эта система позволяет получить оперативную и достоверную информацию о движении товаров и бороться с незаконным оборотом продукции.

Координатором проекта со стороны государства выступает Минпромторг России. Проект создается в формате государственно-частного партнерства на базе единого оператора — Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ).

В настоящее время национальная система маркировки товаров включает обувь, лекарства, товары легкой промышленности (одежда, белье и постельные принадлежности), инвалидные коляски, меховые изделия, духи и туалетную воду, шины и покрышки, фотокамеры и фотовспышки, молочную продукцию.

Специальные двухмерные цифровые коды Data Matrix генерирует ЦРПТ. Код состоит из четырех групп данных: обязательные данные от производителя (GTIN и серийный номер), а также обязательные данные от оператора (ключ проверки и электронная подпись). Он наносится на упаковку, ярлык или товар. Данные передаются в систему «Честный знак».

Товаропроизводителям и импортерам необходимо зарегистрироваться в системе «Честный знак», а затем заказывать коды и вводить их в оборот, печатая прямо на упаковке товара либо наклеивая на упаковку наклейку. Дистрибьютор или продавец для получения кодов также регистрируются в системе «Честный знак» (необходима квалифицированная электронная подпись – УКЭП) и приобретают специальный сканер штрихкода, который считывает коды Data Matrix, а далее сканируют все поступающие товары, подлежащие маркировке.

Покупатель может проверить легальность товара (получить информацию о месте, дате и времени производства товара, сроке годности, данные о процессе перехода товара от собственника к собственнику, дате и месте продажи), отсканировав код с помощью мобильного приложения «Честный знак».

За реализацию продукции из перечня обязательной маркировки без кода предприятиям, должностным лицам индивидуальным предпринимателям грозят штрафы и конфискация товара.

За производство товара без маркировки для организации штраф – от 50 до 100 тыс. руб., для должностных лиц или индивидуальных предпринимателей – от 5 до 10 тыс. руб. Продажа без маркировки наказывается штрафами для юридических лиц – от 50 до 300 тыс. руб., для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей – от 5 до 10 тыс. руб. Также штрафы предусмотрены для продавцов, если маркировка есть на товаре, но отсутствует в чеке: предприятию от 5 до 10 тыс. руб., должностным лицам и индивидуальным предпринимателям – от 1,5 до 3 тыс. руб.

Контроль за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). В нашем регионе это Управление Роспотребнадзора по Омской области (644001, Омск, ул. 10 Лет Октября, 98. Тел. 32-60-32, 32-60-28, 32-60-30).

В 2021 году по итогам контрольно-надзорных мероприятий Управлением Роспотребнадзора по Омской области за нарушения требований маркировки в сфере оборота обувных товаров составлено 30 протоколов об административных правонарушениях по статье 15.12 КоАП РФ, духов и туалетной воды – 10, шин – 7, легкой промышленности – 40.

По данным федерального оператора системы маркировки – ООО «Оператор – ЦРПТ» в системе маркировки от Омской области зарегистрированы: 1 147 организаций торговли, импортеров и производителей обуви (из них 91,6 % (1 051 ед.) – организации, осуществляющие розничную продажу обуви); 285 организаций торговли, импортеров и производителей шин и автопокрышек (из них 78,6 % – 224 ед.) – организации, осуществляющие розничную продажу данных товаров); 1676 организаций торговли, импортеров и производителей товаров легкой промышленности (из них 91,1 % – 1 527 ед.) – организации, осуществляющие розничную торговлю).