Обзоры обращений граждан

Здесь публикуются наиболее острые вопросы, волнующие горожан, — вместе с развернутыми ответами, которые даются структурными подразделениями муниципалитета. Персональные данные авторов обращений не раскрываются.

О несогласии с увеличением количества незаконных маршрутных такси на дорогах города Омска

На маршрутах города много незаконных маршрутных такси. Почему у нас в городе не соблюдается закон о перевозке пассажиров?

Официальный ответ

Обратите внимание, что информация актуальна на дату публикации.

Обращение о несогласии с увеличением количества незаконных маршрутных такси на дорогах Омска рассмотрено в департаменте транспорта Администрации города Омска.

К сожалению, органы местного самоуправления не наделены достаточными полномочиями по регулированию вопросов в области предпринимательской деятельности.

Федеральным законом «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» предусмотрено два вида регулярных перевозок пассажиров:

  • перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок. Данный вид перевозок осуществляет муниципальный пассажирский транспорт города Омска;
  • перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок. Данный вид перевозок на территории города осуществляют индивидуальные предприниматели и юридические лица немуниципальной формы собственности.

Таким образом, перевозки пассажиров в режиме маршрутного такси закреплены законодательно на федеральном уровне и запрет на осуществление данной деятельности органами местного самоуправления не может быть установлен.

В рамках реализации полномочий органов местного самоуправления по организации транспортного обслуживания населения на территории муниципального образования, предусмотренных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в Омске принят ряд муниципальных правовых актов, регламентирующих деятельность перевозчиков, в том числе перевозчиков немуниципальной формы собственности.

Постановлением Администрации города Омска от 12 ноября 2010 года № 1068-п «Об организации пассажирских перевозок в осенне-зимний период 2010–2011 годов и оптимизации функционирования муниципального пассажирского транспорта на территории города Омска» помимо маршрутов муниципального транспорта (автобусов, троллейбусов, трамваев) утверждено 77 маршрутов маршрутных такси с общим количеством подвижного состава 1255 единиц.

Проведены открытые конкурсы среди перевозчиков немуниципальной формы собственности, по результатам которых департаментом транспорта Администрации города Омска заключены соглашения об организации маршрутов.

Вместе с тем количество маршрутов и микроавтобусов, работающих в городе, превышает утвержденные Администрацией города Омска нормативы.

Более двух тысяч транспортных средств осуществляют маршрутные перевозки пассажиров без участия их владельцев в конкурсном отборе, без заключения соглашения об организации маршрута с департаментом транспорта Администрации города Омска. В результате возрастает нагрузка на улично-дорожную сеть.

В 2008–2009 годах государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия» (далее — СибАДИ) проводился мониторинг проблемы пассажирских перевозок в Омске с целью подготовки новой городской маршрутной сети пассажирского транспорта. В ходе обследования проведен анализ насыщенности транспортом практически всех маршрутов городского пассажирского транспорта, провозные возможности муниципального и частного пассажирского транспорта, загруженность основных городских магистралей, движение пассажиропотока.

По результатам исследований СибАДИ в настоящее время сформирована и подготовлена на утверждение коммерческая маршрутная сеть.

Утверждение и организация работы по новой маршрутной сети позволит:

  • обеспечить потребность абсолютного большинства жителей города в транспортных услугах (подвижности населения) с учетом спроса на маршрутные такси;
  • рационально перераспределить объем перевозок между муниципальным и коммерческим транспортом;
  • снизить загрузку улично-дорожной сети города (в частности центральных магистралей города, остановочных пунктов, разворотных площадок);
  • улучшить экологическую ситуацию в городе Омске;
  • понизить уровень аварийности на пассажирском транспорте;
  • наладить взаимодействие с перевозчиками немуниципальной формы собственности в части улучшения культуры обслуживания пассажиров, поддержания порядка на улично-дорожной сети.

В целях упорядочения деятельности перевозчиков всех организационно-правовых форм и форм собственности Администрацией города Омска 24 ноября 2010 года принят муниципальный правовой акт, регулирующий порядок допуска перевозчиков к осуществлению перевозок пассажиров транспорта общего пользования по маршрутам регулярных перевозок коммерческой маршрутной сети в городском сообщении.

После утверждения новой коммерческой маршрутной сети в январе–феврале 2011 года будет проведен очередной открытый конкурс среди перевозчиков на право заключения договора об организации и осуществлении перевозок пассажиров по регулярным маршрутам коммерческой маршрутной сети в городском сообщении на территории Омска.

Кодексом Омской области об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение муниципальных правовых актов города Омска, регулирующих перевозочную деятельность на территории муниципального образования.

Специалистами департамента транспорта Администрации города Омска в 2010 году проводились рейды по выявлению нарушителей в рамках муниципального контроля, в ходе которых составлено 3 959 протоколов об административной ответственности на граждан за нарушение установленных органами местного самоуправления в пределах их компетенции Правил организации транспортного обслуживания населения на территории Омска, а именно:

  • без схемы маршрута, утвержденной организатором пассажирских перевозок, либо с использованием схемы маршрута, выданной на другое транспортное средство;
  • без действующего расписания движения транспорта по маршруту регулярных перевозок, согласованного с организатором пассажирских перевозок;
  • по маршруту регулярных перевозок, не утвержденному Администрацией города Омска.

Протоколы об административных правонарушениях переданы для рассмотрения и принятия мер в административные комиссии административных округов города Омска.

Департаментом транспорта Администрации города Омска и в дальнейшем будет продолжена работа по выявлению нарушений Правил организации транспортного обслуживания населения на территории Омска.