Город
 

Сибирь. Омск. С любовью
Экскурсия для омичей и гостей города

За один день не обойти и не объехать все знаковые, памятные и красивые места Омска. Поэтому мы выбрали связный в пространстве города маршрут, на котором нам встретятся интересные объекты — свидетели драматических и славных исторических событий, этапов развития города, замечательных судеб, связанных с Омском. С помощью этой схемы можно выбрать и собственный маршрут — исходя из своих интересов и свободного времени.

 

Устье Оми

Нашу виртуальную экскурсию мы начнём у места, где в 1716 году высадился казачий отряд под командованием подполковника Ивана Бухгольца. Здесь, на левом берегу Оми, была построена первая Омская крепость. Как нетрудно догадаться, название ей было дано по имени реки: Омь на языке сибирских татар — «тихая, тишайшая».

 
1. Пушка на стрелке Оми и Иртыша. 1996 2. Памятный знак в честь основателей Омска «Держава». Скульптор Василий Трохимчук. 1997 3. Речной вокзал. Архитекторы Т.П. Садовский, С.Л. Михайлов, А.А. Пекарский. 1963–1964
1. Пушка на стрелке Оми и Иртыша. 1996
 
332 Кб
2. Памятный знак в честь основателей Омска «Держава». Скульптор Василий Трохимчук. 1997
 
305 Кб
3. Речной вокзал. Архитекторы Т.П. Садовский, С.Л. Михайлов, А.А. Пекарский. 1963–1964
 
334 Кб

Дом Батюшкина

Пешком до особняка — около 5 минут (примерно 360 метров).

На Иртышской набережной стоит красивый особняк, построенный в стиле эклектики, модном в начале XX века, — дом К.А. Батюшкина. В нём в 1918–1919 годах располагалась квартира Верховного правителя России адмирала А.В. Колчака. Сегодня в особняке разместился Центр изучения истории Гражданской войны, в котором экспонируются документы эпохи (из фондов Исторического архива Омской области).

В Омске немало мест, связанных с именем адмирала, волею судеб ненадолго оказавшегося на вершине власти. Наш город почти на год стал столицей белой России, здесь сосредоточились органы российской власти и иностранные военные миссии.

 
4. Особняк К.А. Батюшкина (Центр изучения истории Гражданской войны). Архитектор И.Г. Хворинов (?). 1901–1902 5. Над Иртышом 6. Иртышская набережная. Архитекторы Е.А. Степанов, П.В. Радищев, А.И. Юмакаев и др. 1950–1960-е, реконструирована в 2008
4. Особняк К.А. Батюшкина (Центр изучения истории Гражданской войны). Архитектор И.Г. Хворинов (?). 1901–1902
 
427 Кб
5. Над Иртышом
 
358 Кб
6. Иртышская набережная. Архитекторы Е.А. Степанов, П.В. Радищев, А.И. Юмакаев и др. 1950–1960-е, реконструирована в 2008
 
463 Кб

У Вечного огня

Пешком до сквера — около 7 минут (примерно 540 метров).

От особняка Батюшкина мы поднимемся к скверу Борцов революции на улице Ленина. Это мемориал красноармейцам и венгерским интернационалистам, воевавшим в наших краях за советскую власть. Омская земля обильно полита кровью. Сегодня мы не делим на своих и чужих жертв той братоубийственной войны.

 
7. Памятник Борцам революции. Скульптор Николай Виноградов. 1923 8. Памятник венграм-интернационалистам. Скульптор Фёдор Бугаенко. 1967 9. У Вечного огня в сквере имени Борцов революции
7. Памятник Борцам революции. Скульптор Николай Виноградов. 1923
 
217 Кб
8. Памятник венграм-интернационалистам. Скульптор Фёдор Бугаенко. 1967
 
447 Кб
9. У Вечного огня в сквере имени Борцов революции
 
454 Кб

Дворцовая площадь

Пешком до собора — около 5 минут (примерно 400 метров).

Генерал-губернаторский дворец — один из корпусов Омского музея изобразительных искусств. В 1918–1919 годах — канцелярия и кабинет Верховного правителя России А.В. Колчака и Совет министров Российского правительства, а годом позже — штаб 5-ой Армии М.Н. Тухачевского. Дворец исторически ограничивает одну из сторон бывшей Дворцовой площади, по другой стороне которой стоит здание классической архитектуры — Омский кадетский корпус, а в центре — Свято-Никольский казачий собор (до революции в нём хранилось легендарное знамя дружины Ермака).

 
10. Дворец генерал-губернатора Западной Сибири (Омский музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля). Архитектор Ф.Ф. Вагнер, инженер К.Е. Лазарев. 1862 11. Сибирский (Омский) кадетский корпус. Проект архитектора А.Д. Захарова. 1826. Архитектор Э.И. Эзет. 1879 12. Свято-Никольский казачий собор. Проект архитектора В.П. Стасова. 1833–1840
10. Дворец генерал-губернатора Западной Сибири (Омский музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля). Архитектор Ф.Ф. Вагнер, инженер К.Е. Лазарев. 1862
 
328 Кб
11. Сибирский (Омский) кадетский корпус. Проект архитектора А.Д. Захарова. 1826. Архитектор Э.И. Эзет. 1879
 
499 Кб
12. Свято-Никольский казачий собор. Проект архитектора В.П. Стасова. 1833–1840
 
159 Кб

Городская скульптура

Пешком до Дон Кихота — около 5 минут (примерно 450 метров).

За зданием концертного зала в Театральном сквере в 2010 году установлена скульптура в честь русских святых Петра и Февронии Муромских. Это место паломничества влюблённых и молодожёнов.

Городская скульптура в Омске разнообразна по стилистике. Напротив муромских святых, возле старинного здания Омского юридического института, установлена статуя Фемиды. У стоящего по другую сторону от сквера театра для детей и молодёжи — Омского ТЮЗа — омичей и туристов приветствует поднятым копьём благородный Дон Кихот на Росинанте. Обе скульптуры выполнены в оригинальной узнаваемой манере известного омского мастера.

 
13. Пётр и Феврония Муромские. Скульптор Сергей Норышев. 2009 14. Фемида. Скульптор Александр Капралов. 2007 15. Дон Кихот. Скульптор Александр Капралов. 2000
13. Пётр и Феврония Муромские. Скульптор Сергей Норышев. 2009
 
409 Кб
14. Фемида. Скульптор Александр Капралов. 2007
 
334 Кб
15. Дон Кихот. Скульптор Александр Капралов. 2000
 
374 Кб

Первая Омская крепость

Пешком до центра площади — около 5 минут (примерно 400 метров).

От ТЮЗа пройдём к Театральной площади. Это территория, на которой была расположена первая, деревянная Омская крепость. Теперь здесь высится оригинальное по архитектуре здание музыкального театра, своим причудливым силуэтом напоминающее музыкальный инструмент. Рядом с ним — построенное в конце XIX века здание городской думы (нынешнего Омского городского Совета). Над Омью, в том месте, где когда-то стоял красивый храм пророка Илии, на протяжении долгих десятилетий высится памятник вождю пролетариата. Это место сменило несколько названий: Ильинская горка (по названию храма, стоявшего тут), Пушкинская (1937), Ленинская… Из-за проходящих здесь массовых мероприятий это место в нашем городе ещё называют Красной горкой.

 
16. Музыкальный театр. Архитекторы Д.Е. Лурье, Н.Н. Стружин, Н.Н. Белоусова. 1981 17. Городская дума (Омский городской Совет). Архитекторы Н.Е. Вараксин, Г.С. Бартковский. 1897, 1905 18. Площадь Ленина. Скульптор Фуад Абдурахманов. 1957
16. Музыкальный театр. Архитекторы Д.Е. Лурье, Н.Н. Стружин, Н.Н. Белоусова. 1981
 
286 Кб
17. Городская дума (Омский городской Совет). Архитекторы Н.Е. Вараксин, Г.С. Бартковский. 1897, 1905
 
231 Кб
18. Площадь Ленина. Скульптор Фуад Абдурахманов. 1957
 
261 Кб

У Юбилейного моста

Пешком до часовни — около 6 минут (примерно 500 метров).

Вернёмся на улицу Ленина и перейдём по Юбилейному мосту через Омь, Омку — как её называют омичи. Слева от нас — нарядная Серафимо-Алексеевская часовня (неорусский стиль), заново отстроенная в створе улицы Партизанской.

На углу Партизанской и Любинского проспекта — замечательные строения старого «белого города»: в дореволюционное время — гостиница «Россия» (гостиница «Октябрь») и кинематограф «Кристалл-палас», в котором сейчас находится Органный зал Омской филармонии.

 
19. Серафимо-Алексеевская часовня. Проект Александра фон Гогена. 1908; снесена в 1927. Проект В.А. Десятова; восстановлена в 1994 20. Гостиница «Россия» («Октябрь»). Архитектор И.Г. Хворинов. 1906 21. Кинематограф «Кристалл-палас» (Органный зал Омской филармонии). Архитектор Ф.А. Черноморченко. 1916, реконструирован в 2002
19. Серафимо-Алексеевская часовня. Проект Александра фон Гогена. 1908; снесена в 1927. Проект В.А. Десятова; восстановлена в 1994
 
220 Кб
20. Гостиница «Россия» («Октябрь»). Архитектор И.Г. Хворинов. 1906
 
462 Кб
21. Кинематограф «Кристалл-палас» (Органный зал Омской филармонии). Архитектор Ф.А. Черноморченко. 1916, реконструирован в 2002
 
411 Кб

Вдоль по Любинскому

Пешая прогулка по проспекту — около 6 минут (примерно 500 метров).

Любинский проспект — историческое название, возвращённое этой части улицы Ленина. Перед нами Омск купеческий конца XIX — начала XX веков. Единый архитектурный ансамбль построенных в стиле эклектики зданий стал визитной карточкой исторического Омска. Это была самая благоустроенная улица, и хозяевами на ней были известные в городе купеческие фамилии.

 
22. Московские торговые ряды. Архитектор О.В. фон Дессин. 1904 23. Омские куранты. Специальная мастерская башенных часов М.П. Пушкарёва (Стрелецкая слобода, Московская губерния). 1911 24. Магазин Шаниной. Архитектор И.Г. Хворинов. 1898
22. Московские торговые ряды. Архитектор О.В. фон Дессин. 1904
 
440 Кб
23. Омские куранты. Специальная мастерская башенных часов М.П. Пушкарёва (Стрелецкая слобода, Московская губерния). 1911
 
195 Кб
24. Магазин Шаниной. Архитектор И.Г. Хворинов. 1898
 
309 Кб

Образы для сувениров

Внимание прогуливающихся привлекает городская скульптура Любинского проспекта. Здесь можно сфотографироваться с улыбающимся в усы Городовым, посидеть на садовой скамеечке рядом с мечтательницей Любочкой — скульптурным образом реального исторического лица, юной супруги генерал-губернатора Гасфорда, — подмигнуть сантехнику Степанычу, высунувшемуся из люка прямо посреди тротуара на чётной стороне проспекта. Изображения этих скульптур — популярнейшие сюжеты омских сувениров.

 
25. Городовой. Скульптор Сергей Норышев. 2011 26. Любочка. Скульптор Сергей Норышев. 1999 27. Степаныч. Скульптор Сергей Норышев. 1998
25. Городовой. Скульптор Сергей Норышев. 2011
 
356 Кб
26. Любочка. Скульптор Сергей Норышев. 1999
 
237 Кб
27. Степаныч. Скульптор Сергей Норышев. 1998
 
359 Кб

Памятники градостроительства

Пешком до кирхи — около 7 минут (примерно 550 метров).

Улица Либкнехта — бывшая Гасфордовская — мимо красивых строгих зданий в стиле модерн выведет нас на просторную Партизанскую, в направлении второй Омской крепости.

На улице Партизанской расположен ряд памятников градостроительства федерального значения: это, например, здание коммерческого училища в стиле модерн, бывшая лютеранская кирха в стиле барокко и старейшее из сохранившихся каменных зданий Омска — гауптвахта.

 
28. Коммерческое училище (Омский аграрный техникум ОмГАУ). Архитектор Ф.А. Черноморченко. Скульптор Владимир Винклер. 1916 29. Лютеранская кирха во имя святой Екатерины (музей Управления внутренних дел). 1790–1792 при генерале Г.Э. фон Штрандмане, реконструировано в 1972 30. Гауптвахта (Областной военкомат). 1781–1785
28. Коммерческое училище (Омский аграрный техникум ОмГАУ). Архитектор Ф.А. Черноморченко. Скульптор Владимир Винклер. 1916
 
309 Кб
29. Лютеранская кирха во имя святой Екатерины (музей Управления внутренних дел). 1790–1792 при генерале Г.Э. фон Штрандмане, реконструировано в 1972
 
187 Кб
30. Гауптвахта (Областной военкомат). 1781–1785
 
192 Кб

Омский узник

Пешком до Тобольских ворот — около 5 минут (примерно 500 метров).

Это место для омичей связано с именем русского классика — Фёдора Михайловича Достоевского, отбывавшего в Омском остроге четырёхлетнюю каторгу. Через Тарские ворота он был ввезён вместе с товарищем по кружку Петрашевского, поэтом С.Ф. Дуровым, в острог в 1850 году; через Тобольские ворота каторжан гоняли на работы на берег Иртыша. На полпути между ними сейчас — памятник Достоевскому.

 
31. Тобольские ворота. 1792 32. «Достоевскому». Скульптор Сергей Голованцев. 2001 33. Тарские ворота. Построены в 1792, разрушены в 1959, восстановлены в 1991
31. Тобольские ворота. 1792
 
299 Кб
32. «Достоевскому». Скульптор Сергей Голованцев. 2001
 
211 Кб
33. Тарские ворота. Построены в 1792, разрушены в 1959, восстановлены в 1991
 
408 Кб

В новой крепости

Вторая Омская крепость начала возводиться на правом берегу Оми в конце 60-ых годов XVIII века. Крепость опоясывали земляной вал и ров, она была хорошо укреплена. Первым каменным сооружением на её территории стал Воскресенский собор, снесённый в советские годы (1958–1959). Ряд построек крепости сохранились; в настоящее время ведётся их реконструкция.

 
34. Иртышские ворота. 1790-ые; разрушены в 1930-ых, восстановлены на старом фундаменте в 2010–2011 35. В культурно-историческом комплексе «Омская крепость» в праздничные дни проходят массовые гулянья омичей. 2012 36. Панорама крепости от Иртыша
34. Иртышские ворота. 1790-ые; разрушены в 1930-ых, восстановлены на старом фундаменте в 2010–2011
 
169 Кб
35. В культурно-историческом комплексе «Омская крепость» в праздничные дни проходят массовые гулянья омичей. 2012
 
394 Кб
36. Панорама крепости от Иртыша
 
345 Кб

С именем русского классика

Пешком до памятника — около 5 минут (примерно 340 метров).

Омск, увиденный глазами Достоевского, — непригляден и хмур. «Записки из Мёртвого дома», написанные классиком по воспоминаниям о каторге, — полный драматизма художественный документ. «Если б не нашёл здесь людей, я бы погиб совершенно», — признавался он в письме к брату.

Позднее бывший каторжанин Достоевский как довольно известный уже в те годы писатель был вхож в дом коменданта Омской крепости А.Ф. де Граве. В комендантском доме сегодня располагается литературный музей. На барельефе на фасаде здания надпись: «В этом доме бывал великий русский писатель Фёдор Михайлович Достоевский».

Есть в Омске ещё один памятник Достоевскому — выполненный в чёрном металле, он стоит в небольшом уютном сквере у драмтеатра. Рядом с этим местом и располагался Омский острог.

 
37. Дом коменданта Омской крепости (Омский государственный литературный музей имени Ф.М. Достоевского). 1799 38. Барельеф на здании литературного музея. Скульптор Дмитрий Манжос. 1971 39. «Крест несущий». Скульптор Александр Капралов. 2000
37. Дом коменданта Омской крепости (Омский государственный литературный музей имени Ф.М. Достоевского). 1799
 
285 Кб
38. Барельеф на здании литературного музея. Скульптор Дмитрий Манжос. 1971
 
151 Кб
39. «Крест несущий». Скульптор Александр Капралов. 2000
 
408 Кб

Пристанища муз

Пешком до театра — около 7 минут (примерно 550 метров).

Одно из красивейших зданий Омска — Омский государственный академический театр драмы. В его нишах установлены бюсты русских классиков, выполненные чешским скульптором В.Ф. Винклером — военнопленным периода первой мировой войны. А над крышей театра вознёсся Крылатый Гений — оригинальная работа талантливого чеха была утрачена в конце 1930-ых, но в 1987 году по старым фотографиям скульптуру воссоздал Сергей Голованцев. В годы Великой Отечественной войны на сцене Омской драмы работал Театр им. Евг. Вахтангова.

Напротив драмтеатра стоит главный корпус Омского областного музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля. Знаменитый художник родился в Омске, здесь ему установлен памятник работы Михаила Ногина.

Собрание художественного музея в Омске — богатейшее за Уралом: русская иконопись, скульптура, живопись и графика от античности до современности.

На высшей точке улицы Ленина — Любинском проспекте — стоит заново отстроенная на месте снесённой часовня Иверской иконы Божией Матери.

 
40. Городской театр (Омский государственный академический театр драмы). Архитектор
И.Г. Хворинов. 1904 41. Городской торговый корпус (Омский областной музей изобразительных искусств
  имени М.А. Врубеля). Архитектор А.Д. Крячков. 1911–1914 42. Часовня Иверской иконы Божией Матери. Архитектор круга Г.С. Вершинина,
  архитектор реконструкции М.М. Хахаев. 1867, восстановлена в 1997
40. Городской театр (Омский государственный академический театр драмы). Архитектор И.Г. Хворинов. 1904
 
376 Кб
41. Городской торговый корпус (Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля). Архитектор А.Д. Крячков. 1911–1914
 
320 Кб
42. Часовня Иверской иконы Божией Матери. Архитектор круга Г.С. Вершинина, архитектор реконструкции М.М. Хахаев. 1867, восстановлена в 1997
 
210 Кб

На весах мироздания

Пешком до мэрии — около 5 минут (примерно 400 метров).

С другой стороны здания музея изобразительных искусств над прохожими философской загадкой возвышаются весы мироздания. «Динамическое равновесие» — так назвал свою работу омский скульптор.

Сквер за музеем официально носит имя Дзержинского, но омичи знают его как сквер напротив Омской мэрии. В центре его в 1950-ых установлен фонтан с каскадными чашами. Через дорогу от сквера — украшенное барельефами старинное здание, один из корпусов администрации города Омска. Скульптурная композиция на его фасаде представляет собой вариацию сюжета античного мифа о боге времени Хроносе.

 
43. «Динамическое равновесие». Скульптор Александр Капралов. 1999 44. Фонтан в сквере имени Дзержинского. 1950-ые 45. Дом Русско-Азиатской компании (Администрация города Омска). Архитектор
  Ф.А. Черноморченко, скульптор Владимир Винклер. 1917
43. «Динамическое равновесие». Скульптор Александр Капралов. 1999
 
417 Кб
44. Фонтан в сквере имени Дзержинского. 1950-ые
 
432 Кб
45. Дом Русско-Азиатской компании (Администрация города Омска). Архитектор Ф.А. Черноморченко, скульптор Владимир Винклер. 1917
 
458 Кб

Приметы времени

Пешком до собора — около 8 минут (примерно 700 метров).

Уравновешивая Омск старинный и современный, на улице Интернациональной стоит один из архитектурных символов нашего города — пожарная каланча. Мимо неё мы проходим от площади Победы к зданию в стиле модерн (с элементами мавританского стиля) — когда-то в нём располагалась контора акционерного общества «Эльворти».

Время насыщено разнообразными сюжетами, и оно же расставляет всё по своим местам. Финальная точка нашей экскурсии — величественный Успенский собор. Он был заложен цесаревичем Николаем Александровичем (будущим императором Николаем II) во время его путешествия в 1891 году, в советские годы — снесён. Сегодня собор снова высится на центральной площади Омска.

 
46. Пожарная каланча. Архитектор И.Г. Хворинов. 1915 47. Дом акционерного общества « Эльворти» (офис «Внешторгбанка»). Архитектор Л.А. Чернышёв.1913 48. Успенский кафедральный собор. Архитекторы Э.Ф. Виррих, М.И. Шухман, Н.Е. Вараксин. 1898; снесён в 1935, восстановлен в 2007
46. Пожарная каланча. Архитектор И.Г. Хворинов. 1915
 
262 Кб
47. Дом акционерного общества « Эльворти» (офис «Внешторгбанка»). Архитектор Л.А. Чернышёв.1913
 
340 Кб
48. Успенский кафедральный собор. Архитекторы Э.Ф. Виррих, М.И. Шухман, Н.Е. Вараксин. 1898; снесён в 1935, восстановлен в 2007
 
429 Кб

Что ещё можно посмотреть в Омске

Великий Транссиб

Важнейшим фактором для развития старого Омска стало строительство Транссибирской магистрали. Вместе с налаженным судоходством по Иртышу это позволило сделать Омск крупным транспортным и торгово-промышленным узлом в Западной Сибири.

Железнодорожный мост, построенный в конце XIX века по проекту выдающегося русского инженера-строителя Н.А. Белелюбского, прослужил 100 лет, и лишь сравнительно недавно на его надёжных опорах были заменены мостовые пролёты.

В знак особого значения железнодорожного транспорта для Омска и в связи с 170-летием железных дорог России на станции «Омск-Пассажирский» на вечную стоянку определён старый паровоз.

 
49. Железнодорожный мост через Иртыш. Проект инженера Н.А. Белелюбского.
1895–1896; достроен в 1935; реконструирован в 2001–2007 50. Железнодорожный вокзал, станция «Омск-Пассажирский». 2006 51. Паровоз серии Э Р (Э реконструированный). 1953. Пассажирский вагон. 1938.
  Установлены в 2007
49. Железнодорожный мост через Иртыш. Проект инженера Н.А. Белелюбского. 1895–1896; достроен в 1935; реконструирован в 2001–2007
 
439 Кб
50. Железнодорожный вокзал, станция «Омск-Пассажирский». 2006
 
434 Кб
51. Паровоз серии Э Р (Э реконструированный). 1953. Пассажирский вагон. 1938. Установлены в 2007
 
353 Кб

Рядом с Достоевским

На улице Гусарова памятной табличкой и скромным портретом классика отмечено место острожного госпиталя, в котором лечился Фёдор Михайлович. Госпитальный комплекс и сегодня действует. На его территории отреставрирована церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в псевдорусском стиле.

Ещё одно знаменитое имя, связанное с Омском, — Чокан Валиханов — учёный, путешественник, видный казахский просветитель, офицер Российской армии и разведчик. Он был дружен с Ф.М. Достоевским: после освобождения из острога писателя познакомила с Валихановым дочь декабриста И.И. Анненкова Ольга.

 
52. Окружной военный госпиталь на улице Гусарова. 1870-ые 53. Церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Омском военном
  госпитале. По проекту архитектора А.И. фон Гогена. 1904–1906 54. Памятник Чокану Валиханову возле консульства Республики Казахстан. Скульптор
  Азат Баярлин. 2004
52. Окружной военный госпиталь на улице Гусарова. 1870-ые
 
361 Кб
53. Церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Омском военном госпитале. По проекту архитектора А.И. фон Гогена. 1904–1906
 
340 Кб
54. Памятник Чокану Валиханову возле консульства Республики Казахстан. Скульптор Азат Баярлин. 2004
 
566 Кб

Деревянное кружево

Деревянная архитектура Омска XIX — начала XX веков интересна прежде всего разнообразным декором. Дом сибирского хозяина должен быть крепким, надёжным. Но и красивым: многие дома были любовно украшены резьбой, причудливыми архитектурными элементами. Некоторые из сохранившихся до наших дней старинные деревянные дома отданы под музеи и культурные центры.

 
55. Дом Ф.Ф. Штумпфа на бывшей Плотниковской улице (Дом-музей народного
художника России Кондратия Белова, ул. Ч. Валиханова). 1910-ые 56. Особняк семьи Кабалкиных (Музей «Либеров-центр», ул. Думская). 1911 57. «Дом с драконами» на бывшей Кирпичной улице (ул. Мичурина). 
Начало XX в.
55. Дом Ф.Ф. Штумпфа на бывшей Плотниковской улице (Дом-музей народного художника России Кондратия Белова, ул. Ч. Валиханова). 1910-ые
 
427 Кб
56. Особняк семьи Кабалкиных (Музей «Либеров-центр», ул. Думская). 1911
 
324 Кб
57. «Дом с драконами» на бывшей Кирпичной улице (ул. Мичурина). Начало XX в.
 
300 Кб

Омск — белая столица

Этот высокий статус нашего города просуществовал всего около года, но остались свидетели омской столичности на его улицах.

Так, здание Омского государственного университета путей сообщения в прошлом — Управление Омской железной дороги (1917). В 1918–1919 годах — ставка Колчака и министерство путей сообщения Российского правительства. Статуи на фасаде аллегорически изображают различные службы железной дороги: путь, тягу, движение и администрацию.

Здание судебных установлений на Соборной площади: в нём располагались Омская судебная палата и высший судебный орган того времени — Правительствующий сенат.

Здание Госбанка: именно здесь, в Банковском переулке, хранилось легендарное «золото Колчака» — золотой запас Российской империи.

 
58. Управление Омской железной дороги (Омский государственный университет
  путей сообщения). Архитектор Ф.И. Лидваль, скульптор Владимир Винклер.
1917 59. Здание судебных установлений (Законодательное собрание Омской области).
  Архитектор В.А. Прусаков. 1917 60. Здание Госбанка (Омское отделение Центробанка РФ). Архитектор Н.Е. Вараксин. 1902
58. Управление Омской железной дороги (Омский государственный университет путей сообщения). Архитектор Ф.И. Лидваль, скульптор Владимир Винклер. 1917
 
455 Кб
59. Здание судебных установлений (Законодательное собрание Омской области). Архитектор В.А. Прусаков. 1917
 
264 Кб
60. Здание Госбанка (Омское отделение Центробанка РФ). Архитектор Н.Е. Вараксин. 1902
 
254 Кб

Судьба страны — судьба города

В годы Великой Отечественной войны в Омск было эвакуировано около 200 промышленных предприятий, 60 госпиталей, десятки учебных заведений, театры и музеи. За счёт эвакуированных численность населения города возросла вдвое. Многие прибывшие сюда во время войны связали свою дальнейшую судьбу с Омском.

Город-труженик, город-сад — так называли Омск на протяжении десятилетий.

 
61. Парк Победы. Архитектор Н.А. Ковальчук, скульптор Дмитрий Рябичев.
  1975 62. Памятник труженикам тыла. Скульптор Сергей Норышев. 2010 63. Памятник солдатской матери Анастасии Ларионовой. Скульптор Сергей Голованцев.
  2002
61. Парк Победы. Архитектор Н.А. Ковальчук, скульптор Дмитрий Рябичев. 1975
 
176 Кб
62. Памятник труженикам тыла. Скульптор Сергей Норышев. 2010
 
323 Кб
63. Памятник солдатской матери Анастасии Ларионовой. Скульптор Сергей Голованцев. 2002
 
369 Кб

Вечные ценности

Омские храмы, их золотые купола притягивают взгляды. Сохранилось несколько церквей старой постройки, в которых не прекращались службы и в годы советской власти.

Ачаирский Крестовый женский монастырь расположен за городом. С 1937 по1953 годы он был одним из «островов» сталинского ГУЛага. Сегодня монастырь возрождён; на его территории есть святой источник.

 
64. Крестовоздвиженский собор. Проект архитекторов К.Е. Лазарева и Ф.Ф. Вагнера.
1865–1870 65. Церковь во имя святого Николая Чудотворца. 1911–1913 Ачаирский крестовый женский монастырь. Основан в 1905; возрождён
  в 1992,
  восстановлен в 1998 — 2000-ых
64. Крестовоздвиженский собор. Проект архитекторов К.Е. Лазарева и Ф.Ф. Вагнера. 1865–1870
 
313 Кб
65. Церковь во имя святого Николая Чудотворца. 1911–1913
 
347 Кб
Ачаирский крестовый женский монастырь. Основан в 1905; возрождён в 1992, восстановлен в 1998 — 2000-ых
 
319 Кб

Красота сибирской природы

Омск находится на юге Западной Сибири, в лесостепной зоне — посередине между дремучей тайгой и казахстанской степью. Континентальный климат дарит нам полноценные четыре времени года: суровую зиму, короткую, но дружную весну, жаркое лето и богатую золотую осень. Мы любим свой край и всегда рады показать гостям его необыкновенную красоту.

 
Реликтовый сосновый бор в Чернолучинско-Красноярской курортной зоне Белка — абориген сибирских лесов и частая гостья населённых пунктов Берега рек и озёр юга Западной Сибири — отличные места для отдыха
Реликтовый сосновый бор в Чернолучинско-Красноярской курортной зоне
 
409 Кб
Белка — абориген сибирских лесов и частая гостья населённых пунктов
 
414 Кб
Берега рек и озёр юга Западной Сибири — отличные места для отдыха
 
273 Кб

Автор экскурсии — Елена Завьялова.

Особую благодарность за авторские фотографии для экскурсии выражаем фотохудожнику Владимиру Кудринскому.

Владимир Фёдорович Кудринский родился в 1947 году в Омской области. Фотографией увлёкся в юности; сделал фотодело своей профессией, окончив Омский технологический техникум. С 1973 года член Союза журналистов. Первая персональная выставка прошла в 1976 году, первый фотоальбом издан в 1993-м. С 1991 года — член Союза фотохудожников России и бессменный руководитель его Омского отделения. Участник многочисленных выставок различного уровня, автор двух десятков художественных фотоальбомов.

Также благодарим авторов фото: Олега Деркунского, Елену Климову, Николая Кривича, Андрея Кудрявцева, Людмилу Левенец, Бориса Метцгера, Дмитрия Рудакова, Владимира Сафонова, Бориса Сухорукова.