Пресс-конференции

Пресс-конференция Ильи Дубина 30.08.2010

Стенограмма пресс-конференции директора департамента образования Администрации города Омска И.В. Дубина

Е.И. Моренис

Сегодня у нас пресс-конференция директора департамента образования Администрации города Омска Ильи Владимировича Дубина. Понятно, что в эту среду, 1 сентября, начинается новый учебный год, поэтому тема задана этим главным событием. Сегодня мы рассмотрим основные задачи системы образования в новом учебном году. Пожалуйста, Илья Владимирович.

И.В. Дубин

Спасибо. Добрый день, уважаемые коллеги. Очень правильно задана тема. Скоро 1 сентября. Всех волнует начало учебного года, волнует степень готовности к новому учебному году образовательных учреждений. Сегодня уже 30 августа. Понятно, что на сегодняшний день мы должны иметь полную картинку того, как готовы учреждения, все ли они примут детей 1 сентября, сколько вообще детей пойдет в первый класс, сколько предполагается одиннадцатиклассников, какова динамика и какие изменения грядут в системе образования в предстоящем учебном году. Мы все эти вопросы обсуждали в субботу в прямом эфире телепередачи «Как жить будем?» И на прошлой неделе состоялось основное наше установочное корпоративное мероприятие – это августовская педагогическая конференция. Такие конференции проходят по всей России в конце августа. Это самое знаменательное для педагогической общественности мероприятие, на котором мы подводим итоги уходящего года, ставим задачи на предстоящий учебный год.

То, что касается подготовки образовательных учреждений. В течение всего лета мы эту работу планомерно вели по всем направлениям. Основные направления – это подготовка материально-технической базы, содействие антитеррористической защищенности, создание безопасных условий нахождения детей в образовательных учреждениях, вопросы повышения качества образования через комплектование учебно-наглядным оборудованием, современными компьютерными технологиями и, конечно же, организация школьного питания.

Комиссионная проверка образовательных учреждений и приемка в этом году проходила немножечко раньше. Мы себе установили срок, поскольку посмотрели, что по итогам проверки комиссия всегда обнаруживает какие-то мелкие замечания, недочеты, а когда у нас остается один-два дня, конечно, мы не успеваем. В этом году наши коллеги, которые принимают участие в приемке школ – это специалисты Роспотребнадзора и государственного пожарного надзора. Они немножко раньше вышли, они не участвовали в комиссионной проверке. Для нас это было даже удобней, потому что после их визита мы получили от них конкретные замечания. Когда пошла наша комиссия департамента образования, то мы уже обращали внимание именно на устранение тех замечаний, которые выдвигали надзорные органы. И у нас, действительно, с 20 августа появилось достаточно времени на то, чтобы эти замечания устранить.

У нас с первого раза комиссией не принято было 40 учреждений из 166. В первое посещение комиссией только 40 учреждениям были вынесены какие-то мелкие замечания, а остальные были приняты с первого раза. Это очень хороший результат, поверьте мне, по сравнению с предыдущими годами. На аппаратном совещании, которое прошло час назад, я у мэра докладывал о готовности образовательных учреждений. На сегодняшний день все 166 учреждений общего образования готовы к приемке детей. Это подтвердил заместитель руководителя федеральной службы территориального управления по Роспотребнадзору. На сегодняшний день все замечания устранены, все учреждения готовы. Здесь, конечно же, надо отдать должное нашим коллегам, руководителям образовательных учреждений, всему педагогическому коллективу и, конечно же, родителям и тем детям, которые участвовали в подготовке школ, территорий, благоустройстве, ремонте и т. д.

Мы проверяли все абсолютно. Не только состояние внешнего косметического ремонта, но и пожарную безопасность. Еще раз смотрели работу системы оповещения людей о пожаре, еще раз проверяли работу тревожных кнопок сигнализации, еще раз проверяли вопросы, связанные с антитеррористической защищенностью, подготовкой людей, документов.

Комплектование на сегодняшний день завершается. По нашим данным в этом году первоклассников будет больше на 500 человек. 10,5 тыс. первоклашек сядет за парты. А вот то, что касается одиннадцатиклассников, наших выпускников, то здесь идет заметное сокращение. Сказываются демографические процессы, динамика по демографии. К сожалению, в этом году мы на 1,2 тыс. выпускников получаем меньше. Если в прошлом году их было 6,5 тыс. человек, то в этом году уже будет 5,3 тыс. выпускников. То есть вузы уже сейчас начинают задумываться: «А кто же будет поступать?» Их все меньше и меньше. Но то, что касается средней и начальной школы, то мы видим, что там динамика уже идет на увеличение количества детей. Поэтому в этой части, слава Богу, наши перспективы на предстоящее время более благоприятны.

На сегодняшний день укомплектованность кадрами общеобразовательных учреждений составляет 99%. Осталось закрыть ряд небольших вакансий, которые также в текущем режиме, я думаю, до 15 сентября будут закрыты.

Что касается организации школьного питания. При приемке учреждений особое внимание комиссия уделяла подготовке школьных столовых. Сами понимаете, с чем это связано. Дети все большее и большее количество времени находятся в образовательном учреждении, соответственно, все большее число детей пользуются услугами горячего организованного питания. Поэтому мы, конечно же, проводим ревизию подготовки школьных столовых. В этом году 45 учреждений образования провели реконструкцию школьных пищеблоков. Это очень серьезная работа по предписаниям Роспотребнадзора. Что это нам дает? У нас сегодня 139 школ имеют возможность работать на сырье по овощам. То есть у нас практически идет цеховое деление, есть возможность готовить не из полуфабрикатов, а из свежих овощей. Это увеличивает количество блюд в меню, появляются свежие салаты и т. д. Мы себе ставим задачу на предстоящий год охватить горячим питанием около 70% детей. Конечно, если говорить о том, почему 70%, а не, например, 80%, хотя школьные столовые могут сегодня по своей готовности обеспечить все 100% детей, то есть все 98 тыс. учеников омских школ обеспечить полноценным горячим питанием: завтраками, обедами и полдниками. Но мы сами понимаем, что это зависит только от желания самих детей и их родителей.

Еще три года назад, когда мы начинали, всего 38% детей посещали школьные столовые и получали организованное горячее питание. И те мероприятия, которые мы проводили в рамках программы, они были рассчитаны на модернизацию оборудования, то есть на замену современным технологическим оборудованием, что повлекло другое качество приготовления блюд, другой ассортимент. Все это привело к динамичному росту количества детей, которые в школьную столовую идут и там питаются. Здесь еще большая заслуга родителей, потому что мы в прошлом году акцент сделали на работу с родителями, внедрили такую форму как столовая для родителей. Мы делали не открытый урок в школе для родителей, а делали такое открытое посещение школьной столовой, где поставщик этой услуги, организующий питание в данной школе, приглашал родителей, родительский комитет и представителей родительской общественности, а сами родители дегустировали, смотрели на то, в каких условиях дети едят. Согласитесь, редкий родитель заходит в школьную столовую. Обычно идут либо в класс, либо в учительскую, либо к директору в кабинет, либо в спортивный или актовый зал на соревнования, или на какие-то торжественные мероприятия. А в школьную столовую заглядывают достаточно редко, только если на выборах идут купить какую-нибудь булочку. Поэтому такая форма работы оказалась очень оправданной. Именно после вот этих просветительских мероприятий с родителями значительно увеличилось количество детей в столовой. Очень много значит мнение родителей в части того, что они дома скажут своему ребенку, отправляя в школу, что там надо питаться, там нормально и вкусно кормят, что деньги родители дают именно на эти цели. Это очень много значит.

То, что касается обеспечения учебно-наглядными пособиями, оборудованием и т. д. Более 12 млн. рублей в этом году из разных уровней бюджета было направлено на приобретение новых учебно-наглядных пособий, комплектование кабинетов физики, химии, лабораторного оборудования. Более миллиона рублей мы направили в этом году на приобретение спортивного инвентаря: мячей, скакалок, стандартного оборудования для проведения уроков физкультуры. Достаточно большое количество нам удалось купить для того, чтобы обновить материально-техническую базу для проведения уроков физкультуры.

По готовности учреждений к приемке 1 сентября у нас все готово. 1 сентября пройдет День знаний. На мероприятиях будут вручены 80 именных сертификатов на получение стипендии Мэра города Омска. Мы эту практику внедрили совсем недавно. По итогам обучения за прошлый год мы будем на линейках 1 сентября торжественно приветствовать детей омских школ и вручать именные сертификаты на именную стипендию Мэра города Омска.

То, что касается нововведений, о которых все достаточно много говорят, боятся, ждут, анализируют, пытаются узнать, получить как можно больше информации. В основном это связано с введением новых государственных федеральных образовательных стандартов. Мы на передаче в прошлую субботу очень подробно об этом говорили, обсуждали, на конференции об этом говорили. Мы пытаемся использовать любые возможности в общении с прессой, чтобы успокоить родителей омских школьников. В этом году пока пройдет эксперимент, он будет касаться только начальной школы и только первоклассников. Он пройдет только в одиннадцати омских школах, по итогам подготовительной работы определенных и согласованных с региональным Министерством образования. В одиннадцати муниципальных образовательных учреждениях, где только первоклассники, то есть те, кто придут в школу впервые, они будут в качестве эксперимента обучаться не по программам основным, а по новым программам федерального государственного образовательного стандарта. К 2012 году мы должны будем перевести на эти новые образовательные стандарты всю начальную школу.

И опять же здесь возникает вопрос у родителей. Если ребенок в этом году пошел во второй класс, если он учится по базисному учебному плану, то как через два года он будет переходить? Значит, все эти программы будут нарушены? Нет. Все те, кто начальную школу начал по базисному учебному плану, они начальную школу так и закончат. А все те, кто с этого года будет приходить и вступать в этот эксперимент, они и будут обучаться в начальной школе по новым федеральным государственным образовательным стандартам.

Всех всегда интересует то, в чем основное отличие, чем будет отличаться эксперимент. В корне меняется подход. А самое главное – кто способен сегодня по этим стандартам учить. Абсолютно логичные и правильные вопросы. Первое, что мы сделали при подготовке этих одиннадцати учреждений, мы почему именно эти школы отбирали. Материально-техническая база, оснащенность этих учреждений учебным оборудованием, современными образовательными технологиями не являются определяющим фактором. Для нас важно, что педагогический коллектив способен перейти на преподавание по этим новым стандартам. Этих педагогов мы специально готовили. Приезжала рабочая группа представителей из Москвы на базе института повышения квалификации, который теперь называется институтом развития образования, проводилось огромное количество семинаров, курсов повышения квалификации. На сегодняшний день педагогический коллектив начальной школы этих учреждений абсолютно готов к преподаванию по новым федеральным государственным образовательным стандартам.

Что они подразумевают? Основной принцип реализации полного учебного дня на базе школ – это интеграция дополнительного образования и появление очень четких воспитательных функций, о которых много говорили. Наконец-то споры по поводу того, что школа должна делать – воспитывать или обучать, будут прекращены. Именно новые федеральные государственные образовательные стандарты устанавливают очень четкие функции образования, воспитания и дополнительного образования. По системе «Школа полного дня» ребенок и каждое образовательное учреждение, перешедшее на эти стандарты, получает как минимум десять обязательных часов в неделю на дополнительное образование ребенка. То есть как минимум два часа в день при пятидневной учебной неделе. Соответственно увеличивается и количество пребывания ребенка в школе. И школа получает возможность использовать услуги дополнительного образования. В этой части у нас, кстати, нет проблем, потому что у нас система допобразования достаточно развита. Уже на сегодняшний день 32 тыс. учеников омских школ получают услуги допобразования именно в стенах своего образовательного учреждения. У нас есть специалисты школ искусств, домов творчества, спортивных школ, которые имеют возможность уже работать на базе общеобразовательных учреждений и предоставлять эти услуги.

То, что касается самой методики преподавания. Как меняться будет эта ситуация. Если при существующей фундаментальной системе школьного образования основой все-таки была выдача определенного набора тем по каждому предмету, а потом уже определение по существующей системе бальной оценки качества усвоения знаний, то при реализации этих стандартов основной принцип совершенно другой. И он нацелен именно на то, чтобы научить ребенка получать знания и применять их на практике. То есть преподаватель выступает уже не в роли начетчика и лектора в большей степени, а именно учителя, который обучает ребенка, повышая его мотивацию к получению знаний, используя методики преподавания по тем или иным предметам, направленные именно на самостоятельное получение знаний. И там гораздо больше и системней происходит оценка усвоения этих знаний именно через мероприятия, в которых ребенок показывает то, как он эти знания может применить. Не просто выйти к доске и отчитаться, у кого хорошая память, тот отчитался и все, а как ребенок может их применить на практике. Зачастую это можно проверить в некоторых случаях раз в месяц диктантом, изложением или контрольной работой. То здесь совершенная система оценки качества полученных знаний и умение их применять на практике будет изменена. Но, еще раз говорю, мы вот как начнем с 1 сентября в одиннадцати школах этот эксперимент, то обязательно будем проводить там открытые уроки и для родителей не только этих школ, и других, конечно же, будем приглашать вас, коллег наших, которые смогут на практике транслировать и более подробно разъяснять то, как будут работать механизмы, что ничего страшного в этом нет.

Абсолютно правильную мысль выражал и Виктор Филиппович, и многие педагоги, кто присутствовал на передаче в субботу о том, что при этих переменах никаких революций больших происходить не будет. И все эти перемены, и эксперимент очень плавно будут внедряться. И именно омская система образования, муниципальная система к этим переменам готова. Мы уже сейчас работаем над тем, что все педагоги начальной школы омских школ начальных классов уже проходят практику, уже проходят курсы повышения квалификации. То есть наша основная задача – это не подготовить кабинеты, классы, там ничего не изменится, как были те же парты, так и останутся, а самое главное, чтобы у нас были готовы к этим переменам наши педагоги. Согласитесь, каждый из нас знает, проработав 10–15–20 лет, у нас в хорошем смысле вырабатываются стереотипы, которые достаточно сложно поломать, которые мы даже получили в процессе своего образования и в школе, и обучаясь на педагога. Поэтому перед нами это стоит основная задача.

То, что касается подведения итогов лета. В этой части мы очень хорошо отработали и перевыполнили те планы, которые мы условно планировали, исходя из того, что до нас было доведено задание по обеспечению отдыха на базе пришкольных лагерей. Мы в этом году более 18,5 тыс. детей оздоровили на базе пришкольных оздоровительных лагерей. Те, кто участвовал с нами в объезде, в пресс-туре имели возможность посмотреть то, как эта форма работает. И она на сегодняшний день очень востребована. При первом изучении этой потребности мы в феврале, когда опрос проводили, получили 17 тыс. заявок, а когда эту работу начали, то уже 18,5 тыс. родителей изъявили желание использовать эту форму в качестве оздоровления своего ребенка. Поэтому мы все абсолютно заявления приняли, всех детей этой формой охватили. И летняя оздоровительная кампания, на мой взгляд, прошла очень успешно. Специалисты Роспотребнадзора отмечают высокий уровень и эффект оздоровления, а это действительно комплексный подход, а не просто ребенок пришел, какое-то время побыл в школе, поиграл, побегал, попрыгал.

Последнее время пристальное уделяется внимание именно степени оздоровления ребенка. То есть его данные замеряются в начале сезона и в конце смены. И этот оздоровительный эффект выражается в определенных измерениях, которые медики проводят. Мы достигли очень хорошего оздоровительного эффекта за счет правильной организации питания, режима дня, оздоровительных процедур. В этом году мы также использовали потенциал медицинских учреждений, которые на базе школ в течение летнего период предоставляли широкий спектр медицинских оздоровительных услуг. Это и массажи, и дыхательная гимнастика, и гимнастика для глаз, которые не требуют какой-то серьезной материально-технической базы, а требуют просто опытного врача, который с детьми позанимается и, действительно, научит их тем вещам, которые они смогут использовать в обычной жизни. Поэтому мы с этой задачей не просто справились, а, действительно, достигли очень хороших результатов.

Что мы ждем от предстоящего учебного года? Конечно же, сохранения уровня успеваемости наших учеников, а результаты ЕГЭ опять в этом году показали, что мы очень хорошо выглядим на общероссийском фоне. Мы практически одинаково выглядим с нашими детьми из школ региона Омской области. Поэтому мы порадовались в этом году, что у нас увеличилось количество тех, кто набрал 100 баллов. Мы эту статистику представляли. У нас появились стобаллники по новым очень тяжелым, спорным в части оценивания результатов предметам, например, таким как информатика. Поэтому результаты ЕГЭ в очередной раз подтвердили очень хороший уровень подготовки детей омских школ к этой форме государственной итоговой аттестации. Поэтому основные задачи, которые мы перед собой ставим на предстоящий учебный год – это все-таки сохранить ту систему, использовать максимально свой ресурс по внедрению всех федеральных экспериментов. Именно на первом этапе это принципиально важно сделать. Сами понимаете, что если мы начинаем участвовать в любом федеральном эксперименте, то на первом его этапе мы получаем не только новый статус, но и всю поддержку: и финансовую, и методическую и т. д. Конечно, имеем возможность заранее отработать эти механизмы, избежать каких-то рисков, которые в дальнейшем будут выявлены. А если мы будем в эти эксперименты входить не достаточно подготовленными, а в 2010 году массово начнем переходить, не имея какого-то ситуативного опыта работы по этим федеральным стандартам, соответственно, у нас получается и больше рисков, и менее поддержки и финансовой, и методической. Поэтому мы своих коллег настраиваем на инновационные процессы, которые сейчас идут в образовании. И все конкурсы, которые мы проводим, они подтверждают, что омские педагоги, руководители омских школ используют, несомненно, абсолютно любые возможности поучаствовать в тех или иных грантах, в конкурсных процедурах, получить не только признание, но использовать материальную помощь.

Только за три последних года муниципальная система образования с помощью участия в конкурсах и грантах дополнительно привлекла средств на сумму 93 млн. рублей. Согласитесь, коллеги, очень серьезный стимул не рассуждать о том, надо это делать или не надо, хорошо ли участвовать в конкурсах, вообще стоит ли усилия какие-то прикладывать? Это, действительно, очень большая напряженная работа всего педагогического коллектива, начиная от подготовки документов, заканчивая анализом своего опыта, представление, защита его, показ результатов и т. д. А не просто – заявился, пришел, походил красиво и победил. Это очень напряженная работа.

Когда еще три года назад мы все эти конкурсные процедуры начинали, в том числе и муниципального уровня, мы видели, что не такое большое количество учреждений готово принимать в этом участие. А вот сейчас, когда люди почувствовали, что это очень серьезный ресурс мотивационный и финансовый, для того, чтобы свои инновационные процессы поддерживать, мы видим то, насколько активность увеличивается. В этом году в три раза уже увеличилось количество участников всех муниципальных конкурсов, начиная с конкурсов школ-миллионеров. В этом году заявилось 72 учреждения, заканчивая самими педагогами, которые участвуют в конкурсе на лучшего педагога. Также они получают очень серьезную материальную поддержку из муниципального бюджета в размере 100 тыс. рублей. Статистика показывает, что региональная и муниципальная системы образования не просто готовы участвовать, а иметь колоссальный опыт, который оценен победами в этих грантах и конкурсах именно как инновационный опыт по работе с детьми.

Мы в этом году обсуждали механизмы поддержки детей на конференции, когда формулировали задачи для наших педагогов, наших коллег, работающих в школах, формулировали вопросы, связанные с поддержкой одаренных детей или детей, которые проявили одаренность, как нас поправил заместитель министра федерального Министерства образования господин Калина, когда приезжал этим летом в Омск. На примере лицея № 64 мы показывали опыт по работе с одаренными детьми, а он нас поправил. Говорит: «Как вы можете определить ребенок одаренный или не одаренный?» Мы говорим: «А как тогда?» Он говорит: «Вот я, человек опытный, формулирую так – этот ребенок проявил одаренность, а тот не проявил одаренность, вы ее не развили». Поэтому мы теперь выражаемся правильно, говорим – «поддержка детей, проявивших одаренность».

Мы в этом году хотим использовать опыт работы омских школ, которые очень активно выстраивают свою деятельность с привлечением научного потенциала омских высших учебных заведений. У нас уже много таких базовых школ, которые сотрудничают с педагогическим университетом, с классическим университетом, с техническим университетом и т. д. Такая форма сотрудничества показывает, что именно в этих школах, которые привлекают научный потенциал работников высшей школы, работа по поддержке детей, которые проявили одаренность, гораздо больше. Поэтому мы планируем в этом году расширить и увеличить количество школ, лицеев и гимназий, которые будут активно сотрудничать с омскими вузами. И сами высшие учебные заведения сегодня, конечно же, тоже в этом заинтересованы, чтобы все-таки представить свой вуз в борьбе за всего лишь 5300 выпускников, которые у нас предполагаются в этом году. Поэтому такая форма работы и поддержка одаренных детей дает свой хороший эффект.

Еще одна из форм, которую мы сегодня рекомендуем нашим коллегам – это организация профильных лагерей. И у нас такая возможность есть. В течение лета мы две смены провели с одаренными детьми. И в осенние, и в зимние каникулы мы также будем организовывать эти выездные школы на базе нашего загородного лагеря в Чернолучье «Дружные ребята». Уже запланировано много таких смен. Они очень эффективно работают в части поддержки одаренных детей. Как раз туда мы и приглашаем педагогов вузов, крупных специалистов в области математики, физики, химии и т. д. В условиях такого анклава дети занимаются с преподавателями в течение всего дня. Там настолько интересно и творчески выставлен процесс, что сами дети говорят, что они буквально за две недели здесь получают такой ресурс для развития своей одаренности, которого и за год обучения иногда нет возможности получить. То есть очень эффективная форма работы.

Если говорить о задачах на предстоящий год, то это омоложение кадров, о котором мы всегда говорим. Здесь работает целая программа. В этом году мы также ожидаем, что в нашу систему придет более 200 молодых специалистов. Это плановые цифры, которые каждый год выполняются и перевыполняются. Вся система поддержки молодых специалистов в текущем году будет сохранена.

О том, что нас ждет в части поддержки педагогической общественности. Вот мы в этом году летом подвели конкурс среди лучших школ-миллионеров. Уже подведены итоги, определены победители: 10 школ, 7 детских садов и 3 учреждения дополнительного образования. В октябре эти учреждения уже получат софинансирование. Сейчас все их бизнес-планы составлены, победители известны, вручены гранты. И ко Дню учителя мы подведем итоги поддержки омских педагогов, которые получат по 50 тыс. рублей. Это 50 омских педагогов.

Кроме этого, знаете, что в этом году объявлен самый главный для нас, самый значимый конкурс «Призвание», который пройдет в каждом образовательном учреждении. Все 375 учреждений имеют сегодня возможность определить лучшего в своем учреждении. И такая активная работа началась с мая. В течение всего летнего периода эта работа велась. И вот сейчас в сентябре-октябре ко Дню учителя финальные этапы этих конкурсов пройдут в каждом образовательном учреждении, и мы получим 375 победителей этого масштабного нашего корпоративного конкурса. Каждый победитель получит 50 тыс. рублей. 18 млн. рублей из городского бюджета выделено на эти цели для того, чтобы и морально, таким широким конкурсным движением, и материально серьезно поддержать наших омских педагогов. Не только школ, еще раз повторюсь, а всех учреждений: и учреждений дополнительного образования, и учреждений дошкольного образования. Поэтому для нас этот конкурс очень важен. Мы опасались, что вот в этой конкурсной борьбе немножко обострится ситуация, что в коллективах какой-то разлад начнется. Нет, наоборот. Эта конкурсная процедура, напротив, коллективы стала сплачивать. И мы увидели, что заявок в коллективах бывает до 10. Работает 30 человек, а заявилось на конкурс 30. То есть очень серьезный интерес у коллег, люди с удовольствием в этом конкурсе участвуют, они его приняли. Я думаю, что мы его в следующем году еще чем-нибудь наполним.

То, что касается дошкольного образования. Очень много в последнее время обсуждается вопрос нехватки мест в детских садах. У всех возникают такие вопросы: что мы делаем? что мы будем делать? какими темпами мы движемся? И вот новшество, о котором мы еще не говорили, но уже многие слышали. Еще один из резервов, ресурсов нашей системы образования – это возможность использовать помещения омских школ, гимназий, лицеев под организацию дошкольных групп старшего возраста, то есть групп предшкольной подготовки.

На сегодняшний день такая программа уже есть. И программа имеет очень четкие параметры и количественные, и финансовые, и качественные. Только в этом году, то есть до конца 2010 года в рамках этой программы мы планируем на базе общеобразовательных школ открыть 36 групп для детей дошкольного возраста. На сегодняшний день эти учреждения определены. Все они комиссионно обследованы специалистами Роспотребнадзора. Мы получили по каждому помещению заключение, что там возможно сделать при выполнении определенных работ в части реконструкции, ремонта, приобретения необходимого оборудования и т. д. На сегодняшний день работа уже начата, думаю, что не позднее, чем 5 сентября, ну, завтра при объезде мэр установит дату. Уже на базе 148 школы мы откроем одну группу, в которую пойдут дошколята, то есть дети, которые не посещали детский сад.

Тридцать шесть групп. Много это или мало? Да, это 700 мест. Коллеги, согласитесь, что это достаточно большое количество детей, когда речь идет об очереди в 7 тыс. мест детей, то есть уже 10% детей от этого количества устроено. Это первый шаг. И это только одно из направлений, которое даст вот такой результат. Мы сейчас полностью изучаем возможность использования помещений наших школ. Еще раз говорю, это не ситуативное наше действие в порыве того, чтобы как-то этот демографический ажиотаж снизить в части нехватки мест в детских садах, нет. Эти помещения ближайшие 7–8 лет с учетом нынешней демографической ситуации использоваться не будут. А то многие могут рассуждать так – а, вы сегодня в школе это помещение забрали, его отремонтировали, сделали там детский сад, а через 2 года туда пойдут школьники, им не хватит мест, вы опять этот детский сад будете закрывать. Нас иногда критикуют за это. Нет, коллеги, как минимум 7–8 лет эти помещения школе не будут нужны для учебного процесса. Мы это четко просчитывали с учетом нынешних родившихся детей на этом микроучастке, с учетом застройки, очень внимательно к этому относились. Это не помешает выстроить учебный процесс даже в рамках внедрения нового федерального государственного образовательного стандарта. Поэтому это только начало, мы над этим будем работать и дальше.

Только в этом году на эти цели, на эти 36 групп будет выделено более 60 млн. рублей. Согласитесь, коллеги, это очень такая разумная цифра. Открытие 36 групп – это 3 детских сада, каждый из которых вмещает 12 групп. Сад из 12 групп – это, практически, самый большой детский сад, который есть. Так вот, чтобы построить такой детский сад, нужно 350–400 млн. рублей. Один! А мы за 60 млн. откроем по мощности, по емкости практически три таких детских сада, не практически, а ровно 36 групп, то есть три детских сада. Поэтому для нас и временной аспект здесь очень важен – мы на это потратим всего 4 месяца, и финансы, которых и так в бюджете города Омска на многие вещи не хватает. Поэтому в этой части это ноу-хау мы будем использовать, развивать в следующем году. Резерв у нас уже есть. Мы продолжаем работать по анализу использования этих помещений со многими учреждениями образования: школами, гимназиями, лицеями. Самое главное, что мы получаем совершенно отремонтированное новое помещение с новым оборудованием, кроватками, игрушками и т. д. Весь комплекс вопросов там решается. Вот такие задачи, коллеги. Вот такое начало нашего учебного года. Вот такие наши планы, такие перспективы. Постарался я, может, очень коротко, по всем направлениям затронуть вопрос. Если есть какие-то вопросы, давайте их пообсуждаем, я поотвечаю.

 

Е.И. Моренис

Спасибо, Илья Владимирович. Пожалуйста, коллеги, вопросы ваши. «Вечерний Омск».

Газеты «Вечерний Омск», «Обозреватель», Евгений Зайцев

По поводу конкурса «Призвание». Вопрос такой. Как будут определяться победители? По каким критериям они будут оцениваться и кто будет оценивать?

И.В. Дубин

Очень хороший вопрос, особенно, касающийся того, кто будет оценивать. По поводу критериев. Мы разработали положение, скажем так, универсальное для всех учреждений, базовое. Мы его разрабатывали не сами, не специалисты департамента. Была создана рабочая группа, в состав которой вошли представители совета руководителей образовательных учреждений. У нас есть такая организация, в которую входят уважаемые и заслуженные руководители наших учреждений. Именно они, скажем так, разработали основу этого положения. Но каждое образовательное учреждение, а мы речь ведем о том, что конкурс охватывает все учреждения, разработали свое положение об этом конкурсе на основании типового. Оно не сильно отличается, но разница для школы, лицея, гимназии или детского сада должна быть, учитывая то, кто там работает: воспитатель, преподаватель лицея или нянечка.

Критерии четко прописаны в этом положении. Конечно же, в основном они определяют результативность работы того или иного специалиста: преподавателя-предметника образовательного учреждения, старшего воспитателя, педагога дополнительного образования, тренера-преподавателя. С учетом специфики их работы эти положения очень четко содержат критерии оценки участника конкурса.

А вот кто будет определять победителя, здесь мы очень долго спорили. Понятно, что это утвержденный приказом состав конкурсной комиссии каждого учреждения, в которую обязательно входит представитель профсоюзной организации школы. Но мы постарались за всеми учреждениями закрепить еще и специалистов департамента не как председателя комиссии, который будет определяющий голос иметь, нет, нам интересен именно процесс и с точки зрения контроля за соблюдением этих положений, и с точки зрения анализа. Конкурс очень масштабный, он впервые проводится, может вызвать очень много споров, недовольств и т. д. Посмотрим, вперед забегать не будем. Но чтобы мы могли четко представлять, коллеги из департамента образования закреплены за десятью образовательными учреждениями. Они тоже поучаствуют, поприсутствуют на заседании конкурсной комиссии. Посмотрит на то, как представляют себя участники, как принимаются решения. Но решение принимает конкурсная комиссия из состава работников каждого образовательного учреждения, подчеркиваю, своего. И туда мы рекомендовали ввести специалистов из высших учебных заведений, родительских комитетов, то есть составы конкурсных комиссий очень разнообразны, а не только состоят из работников учреждения. Там и родительская общественность, и председатели родительских комитетов, и председатели фондов развития, то есть те, кто активно работает с этими учреждениями. Достаточно широкий круг, который будет оценивать победителей.

Газеты «Вечерний Омск», «Обозреватель», Евгений Зайцев

Еще вопрос. Вот когда Вы говорили о закупке учебно-наглядных пособий, вы имели в виду учебники, какие-то там карты или компьютеры?

И.В. Дубин

Нет. То, что касается учебников. На это были выделены отдельные средства. Здесь мы получили возможность приобрести новые комплекты учебников. Вы знаете, что мы бесплатно должны обеспечить всех детей-инвалидов, всех детей из многодетных семей. Более 2 млн. рублей мы потратили на приобретение новых учебников, а вот та сумма, которую я называл, здесь речь идет об оборудовании – это кабинеты физики, химии, лабораторное исследовательское оборудование и, конечно же, о чем Вы говорили: карты, наглядные пособия. Это именно не учебные материалы каждому ребенку, это именно лабораторное оборудование для специализированных кабинетов.

То, что касается кабинетов информатики. У нас на сегодняшний день приходится 38 детей на один компьютер в школе. Норматив, который мы установили себе на этот год – это 35 детей, то есть мы хотим снизить количество детей на одно машиноместо. Поэтому в этом году в рамках программы «Электронный Омск» мы предусмотрели средства на образовательные учреждения – это 4,5 млн. рублей, на которые мы планируем закупить необходимое количество компьютеров, чтобы достичь этого критерия по нашей программе. Вообще планы у нас на ближайшее время – к 2012 году сократить количество детей на один компьютер до 30. Многие инновационные учреждения, которые опять же имели возможность приобрести компьютерную технику, оборудование за счет привлеченных грантов, уже давным-давно этот порог перешли. У нас есть и учреждения, где и по 20 детей на один компьютер. Представляете, да, что это такое? Это не только кабинет информатики, это вообще количество компьютеров, используемых в образовательном процессе для каждого ребенка. Это очень серьезный показатель, который переступает все нормативы, который установлен даже федеральными стандартами. Таких школ у нас много. Поэтому в этом направлении мы тоже будем работать.

Е.И. Моренис

Илья Владимирович, я хотела бы Вас немного вернуть к новым образовательным стандартам. Некоторые родители беспокоятся, что при увеличении количества часов совсем не будут видеть своих детей, что они будут уходить утром рано и поздно возвращаться. Можно нарисовать один день ребенка в школе при новых образовательных стандартах?

И.В. Дубин

Коллеги, надо не забывать, что федеральные образовательные стандарты вводятся в качестве эксперимента только в начальной школе. Это максимум пять уроков и два часа дополнительных занятий. Поэтому после обеда ребенок как был дома, так и будет дома. Но, если мы говорим об этих двух дополнительных часах, о дополнительном образовании, то возникает вопрос о том, как они будут формироваться. Например, в действующей школе есть кружок хореографии, изобразительного искусства, оригами и т. д. И дети выбирают. Это не значит, что все 60 или 70 учеников начальной школы однозначно должны два часа в день отсидеть на этих кружках, студиях и секциях. Речь об этом не идет. Речь идет о том, что мы сейчас уже начинаем формировать в работе школ заказ родителей на дополнительные образовательные услуги. И сколько таких направлений будет, столько должно появиться программ в школе, дополнительных образовательных услуг, начиная с изучения иностранного языка, заканчивая хореографией, физическим развитием, спортивными секциями и т. д.

У всех возникает вопрос – откуда это возьмется? Коллеги, я еще раз говорю, у нас ресурс для этого есть огромный, потенциал большой. 65 тыс. детей уже охвачено услугами дополнительного образования. Но это не значит, что если ребенок уже ходил и ездил, например, в студию городского дворца творчества и занимается в ансамбле «Мечта», что он должен там бросить и два часа заниматься в школе, нет. Будут учитываться индивидуальные особенности каждого ребенка. Те, кто получает услугу дополнительного образования вне стен школы и не хочет менять свое место, он и будет эти два часа получать в зачет образовательной программы, получать за счет того, что занимается там. Если ребенок нигде не занимается, мы будем обязаны включить его в этот образовательный процесс в рамках школы. То есть пять уроков и два часа дополнительных на занятие дополнительным образованием, соответственно, ребенок весь день в школе находиться не будет.

Понятие «полный день» подразумевает, что ребенок без отрыва, без времени на переезды, а ведь, согласитесь, что не все родители имеют возможность отвести или отвезти ребенка, не все доверяют, чтобы в 1–2 классе ребенок поехал куда-то на другой конец города в спортивную секцию, в учреждение дополнительного образования, в студию какую-то. Не все родители могут позволить отпустить ребенка, не все бабушки способны его сопроводить. А здесь родитель очень спокоен и будет знать, что после занятий ребенок имеет возможность прямо здесь, в школе, после перемены, покушав, отдохнув, получить уроки дополнительного образования по тем программам, которые сами родители будут заявлять и нам дополнять. Опять же в этой части логично задать вопрос о том, что будет с платностью или бесплатностью образования. Новый 83-й федеральный закон говорит, что учреждения поделятся на три тип, не будет никаких платных уроков в школе. Федеральный государственный образовательный стандарт, Конституция Российской Федерации, закон об образовании говорят о том, что полное общее среднее образование в России является бесплатным. В этих спорах наконец-то поставится точка. Ключевое слово в этих федеральных государственных образовательных – стандарты. Эти стандарты, утвержденные на уровне государства, выдаются в стенах школы, лицея, гимназии, дошкольного учреждения, в учреждении дополнительного образования бесплатно, то есть за счет государства. А все остальное, что пожелают получить родители в стенах этого учреждения, будет являться дополнительной образовательной услугой, и на основании их спроса школа будет формировать предложение и представлять это как платную дополнительную услугу. Только этот закон определяет, и это самое главное, что все учреждения муниципальной системы образования останутся бюджетными, то есть будут финансироваться за счет бюджета: и зарплата, и содержание. Ни одно учреждение системы образования до 2012 года, это я могу сказать с уверенностью, не перейдет на автономную систему учреждения, не войдет в этот статус. Пока мы эти вопросы даже не рассматриваем.

Е.И. Моренис

Илья Владимирович, а можно уточнить? Два часа дополнительного образования – это значит, что ребенок час будет танцевать, а час рисовать или он два часа будет делать что-то одно?

И.В. Дубин

Нет, конечно. Два часа невозможно. В любом случае это будут разные направления и по видам деятельности. Скорее всего, мы здесь однозначно акцент делаем, и родители нас в этом поддерживают, на физическом развитии ребенка. И один из часов дополнительных услуг будет нацелен на использование технологий, сберегающих здоровье, на физическое развитие ребенка, а второй час будет использоваться на творческое развитие, на интеллектуальное развитие. Согласитесь, нелогично будет после учебного дня еще нагружать ребенка, например, занятиями по английскому языку. Мы будем все-таки акцент делать на творческое развитие и физическое здоровье ребенка. И родители нас в этой части поддерживают. Говорят, мы найдем, где ребенка нагрузить знаниями, и школа достаточно это делает, нас волнует больше творческое развитие ребенка: хореография, вокал, изобразительное творчество, прикладное творчество. Направлений здесь очень-очень много. И они появляются все новые и новые. Акцент будем делать на это.

Е.И. Моренис

Еще один вопрос. Вы сказали, что сейчас главная цель этих образовательных стандартов – это научить ребенка получать знания и их использовать. А какие формы будут способствовать желанию ребенка самостоятельно эти знания получить?

И.В. Дубин

На словах это очень сложно передать. Я даже не найду слов, чтобы это объяснить. Давайте мы договоримся так. Мы в конце сентября или в начале октября пригласим коллег-журналистов на один из открытых уроков, на котором эти различия будут видны. Мы все недавно помним свою школу: как стоял педагог, что он нам вещал, какова была моторная плотность урока, сколько времени отводилось на выдачу материала, как учителем оценивалось усвоение материала, какая форма опроса предполагалась – письменная, устная и т. д. Мы увидим здесь совершенно другую структуру урока, поэтому на словах это очень сложно сказать. Большую часть занятий ребенок будет выполнять некое задание, а не просто являться пассивным слушателем, получающим информацию.

Почему образование называется полное общее среднее? Много слов в этом названии. Входит один педагог в класс и видит как минимум 25 детей. Как можно одному педагогу, выдавая одинаково для всех информацию, быть уверенным, что 25 разных детей, с разным уровнем развития интеллекта, с разной способностью усвоения материала, с разными возможностями, одинаково за это время, за эти 45 минут воспримут и усвоят этот материал? Мы действительно можем дать общее образование. А вот эта форма обучения нацелена совершенно на другое. Видя то, как ребенок справляется с выполнением тех или иных заданий, у учителя появляется больше возможностей помогать тем, кто не успевает, более адресно подходить к тому ребенку, кому требуется более пристальное внимание, видеть то, как каждый ребенок справляется с той или иной задачей. Эта форма действительно индивидуального подхода к развитию личности ученика. Но, главное, мы еще говорим и о воспитании. Наконец-то эта функция очень четко прописана. Для нас очень важно, что и педагоги, и родители повернулись к этой функции. Мы должны воспитывать наших детей. С помощью опять же своего примера. Мы в этом году рекомендовали нашим коллегам в школах проводить для себя, работников школ, гимназий, лицеев, семинары по риторике, семинары по культуре поведения, общения. Согласитесь, что любая деталь педагога, начиная от внешнего вида, умения говорить, умения общаться, поведения, она тоже имеет воспитывающий потенциал, поэтому на это тоже будем делать акцент.

Е.И. Моренис

Спасибо. Коллеги, пожалуйста. «Коммерческие вести».

«Коммерческие вести», Максим Дубовский

Илья Владимирович, мой вопрос будет касаться дошкольных образовательных учреждений, не всех даже, а частных. Дело в том, что сейчас многие частные учреждения арендуют площади бывших муниципальных детских садов. Там срок – один год, а сейчас уже…

И.В. Дубин

Уже не многие.

«Коммерческие вести», Максим Дубовский

Да, и сейчас пересматривается аренда. Многие детские учреждения вынуждены искать другие помещения.

И.В. Дубин

Могу сказать, что не сейчас. В этой части я абсолютно честен и не испытываю угрызений совести. В мае 2007 года меня назначили на должность директора департамента образования. И одной из проблем, в которую я сразу окунулся на тот момент, имея только одного ребеночка и не думая, что ему надо идти в детский сад – я не знал, что в городе есть такая проблема. Когда я окунулся, а в первой почте увидел, что из 100 писем 99 –это вопросы, связанные с нехваткой мест в детском саду, с просьбой предоставить место, я понял, что с этим надо что-то делать. И мы начали очень активно искать пути решения.

Мы начали с анализа того, что у нас имеется в существующей системе, все ли хорошо, все ли детские сады выполняют свою функцию. Я собрал всех арендаторов, работающих не по профилю, а там кто-то книжный магазин имел или зубопротезную поликлинику. Мы их в этот же год вежливо оттуда попросили, а после окончания договора не стали его с ними продлять. А эти помещения стали восстанавливать под дошкольные группы. С теми же, кто вел профильную деятельность и арендовал помещения, которые длительное время были заброшены, а детский сад, действительно, не имел возможности привести их в порядок, был разговор такой: «Коллеги, до вас очередь дойдет в последнюю очередь. Вы – наши друзья, наши партнеры, вы делаете нужное дело. Но в течение трех лет я планово дойду до вас и получу средства из бюджета. И до этого времени вас никто там, извините за грубое слово, трогать не будет. Вы будете работать. Но, согласитесь, как только у бюджета появится возможность за свои деньги восстановить эти группы и пустить туда детей, стоящих на очереди в этот детский сад бесплатно, а не к вам за 12 тыс., то ищите себе помещения другие». На это было дано три года. Пусть сегодня придет кто-нибудь и попробует в глаза мне сказать, что вчера я позвонил и сказал, что, мол, все, ребята, до свидания, вам два дня, 48 часов на депортацию. Не было такого. Три года назад всем четко была поставлена задача. Многие из них этим процессом занялись и стали подыскивать помещения. И на тот момент в городе еще были такие помещения, их можно было использовать, переоборудовать. И многие с нами очень мирно расстались, сказали спасибо. Некоторые сидели и не верили, что муниципалитет все-таки дойдет до этой проблемы. На мой взгляд, основная причина в том, что они не доверяли нашим планам, не думали, что мы так серьезно к этому подойдем. Пришло время. Мы сказали: «Ребята, мы договаривались. Я никого не выгоняю. У вас заканчивается договор, вы, извините, идите и ищите себе другое помещение, а здесь не магазин откроется, а дошкольная группа». И что здесь нелогичного, что здесь непонятного? На мой взгляд, все очень ясно, понятно и, самое главное, это было заранее сделано. Это было спрогнозировано и выдано этим частным предпринимателям.

Я согласен, что очень удобно, очень выгодно взять в действующем саду, у которого есть лицензия, есть медицинский кабинет, столовая, взять в аренду только группу и, пользуясь всем остальным, не платя за школьную столовую, за актовый зал, в котором проводятся занятия, за физкультурный зал. Здесь очень много нюансов, коллеги. И ни один из предпринимателей, а я еще раз говорю, что готов вызвать на любую встречную дуэль, не найдет ни одного аргумента в части того, что сегодня не бизнесом занимаются. Если есть желание, действительно, заниматься развитием дошкольного образования частного, пожалуйста, идите, ищите помещение, и мы предлагаем эти помещения. Мы предложили отдельно стоящее здание, помещение, которое у нас было на проспекте Мира в Нефтяниках. Мы знали, что все равно надо поддерживать опытных людей в этом бизнесе. И мы предложили. Мы не частично группы отдали, мы отдали все здание с территорией в долгосрочную аренду не на один год, понимая, что предприниматель будет вкладывать серьезные деньги, вплоть до 10 млн. рублей. Ему нужно быть уверенным, что он их вернет и будет дальше работать. Поэтому вот таких примеров единицы.

Я могу сказать точно, что за три года моей работы в департаменте в качестве руководителя ко мне только один человек пришел с просьбой: «Помогите мне построить новый детский сад. Я хочу сделать его частным и построить». Таких обращений не было больше. Мало того, мы наблюдаем, что наши уважаемые застройщики, которые нам красиво в рекламе рисуют, что мы вот сдадим микрорайон, обращайтесь, тут будет детский сад, школа и т. д. Покажите, где? Реклама квартир говорит, что рядом будет детский сад, но ни один застройщик, получивший возможность комплексной застройки микрорайона, еще не построил ни одной школы, ни одного детского сада. А дома вводятся и продолжают вводиться. Поэтому еще раз говорю, коллеги, ни одно крупное предприятие, которое стоит очень твердо на ногах в городе, согласитесь, а такие есть, никто даже не поднимает этот вопрос. Все скинули только с себя этот баланс и освободились от этой социалки, как они называют, неэффективных расходов. А теперь они, имея по 15 своих детских садов в еще недалеком прошлом, мне говорят: «Илья Владимирович, а ты бы нам для деток наших работников места в своих детских садах сделал». Вот их подход.

Мы все живем в одном городе, у всех одни и те же дети. Поэтому мы очень рассчитываем на то, что все-таки руководители предприятий, бизнес-структуры повернуться к этой проблеме не в качестве критиканов, а все-таки будут конструктивные предложения, объединение усилий здесь возможны. И такие примеры есть. Мы в ближайшее время все-таки планируем использовать одно из помещений, которое не нам принадлежит, а одному из заводов на паритетных началах. Они его ремонтируют под детский сад, восстанавливают, а мы обеспечиваем там работу и содержание кадрами, программой, детьми. Вот тоже один из вариантов.

Есть у завода помещение. Не надо содержать там ставки, оплачивать труд. Сделайте его как детский сад, а мы его уже обеспечим необходимыми работниками, обеспечим содержание и все остальное. Поэтому в этой части ресурсы тоже есть. И сейчас мы пересматриваем вопросы, связанные с муниципальной собственностью, особенно там, где располагаются заведения, работающие не по профилю. Сложно будет вести разговор. Их тоже не на улицу выгонишь. Вот простой пример сейчас обсуждается. В одном из муниципальных детских садов находится муниципальная студия развития детей творческого развития «Модерн». Тоже начинают скандальные ситуации возникать. Четыре группы они занимают, коллеги. У меня в этот детский сад может вместить 100 детей. Четыре группы – это 80 детей, а если немножко с преувеличением, то мы как раз всю очередность снимем. Четыре группы. Я их не на улицу выгоняю, поскольку студия творческого развития – это мое учреждение муниципальное. Да, ради Бога, рядом от этого здания, ровно через 500 м мы предлагаем отдельно стоящее помещение, в которое предлагаем им перейти. И они будут там отдельно занимать площадь в два раза больше, своя территория. Пожалуйста, приходите. Я же там не магазин хочу открыть, не биллиардный клуб. Они четыре группы занимают. И упираются. Мы внутри даже своей системы получаем внутреннее противоречие какое-то. Конфликт интересов здесь никакой не возможен. Очень сложно. И я говорю тем родителям, которые пытаются выяснять отношения: «Вы с кем воевать собрались? С мамочками с колясками, которые ждут очередь в этот детский сад, Не со мной». Поэтому у всех свои интересы. Ну, еще раз говорю, здесь такая тонкая материя. Я про частный бизнес. По-моему, я ответил вам очень ясно.

«Коммерческие вести», Максим Дубовский

Еще, Илья Владимирович, такое дело. Вот Вы сказали, что те помещения, которые освободятся, будут ремонтироваться и заниматься муниципальными детскими садами. То есть в бюджете на это деньги заложены?

И.В. Дубин

Да, уже в этом году мы таких четыре помещения имеем. Адреса конкретные и конкретные суммы на эти помещения уже внесены в городскую целевую программу развития, которая утверждена постановлением Администрации города Омска. Это серьезный документ, в котором не просто адрес указан и год когда мы вводим, но и средства из бюджета. То есть в этом году мы планируем до конца года одно из таких помещений сдать. Может, два.

Сейчас Виктор Филиппович сказал: «Давайте попробуем изыскать ресурс». Значит, все-таки два помещения. В Октябрьском и Советском округе мы планируем восстановить два бывших детских сада, которые нам удалось забрать, они пустовали долгое время. Конечно, там большие финансовые затраты нужны, в среднем от 15 до 20 млн. рублей надо на восстановление одного такого учреждения. Согласитесь, это гораздо дешевле, чем строить. И меньше времени на это нужно. Поэтому вот такую работу мы ведем. И однозначно любой адрес по восстановлению такого сада будет за собой нести и адресное финансирование, которое в программе будем закладывать.

«Коммерческие вести», Максим Дубовский

Спасибо.

Е.И. Моренис

Еще, пожалуйста, коллеги.

«Ореол-пресс», Елена Кудрявцева

Вы сказали, что благодаря внедрению нового стандарта Омск получил какую-то поддержку от федерации. Можно уточнить, на что именно пошли эти средства и сколько составляет сумма?

И.В. Дубин

Сумму общую я не знаю. Сейчас не готов сказать. Средства пошли на повышение квалификации, то есть на оплату тех московских педагогов, которые приезжали. Возможность поучаствовать в семинарах, все это для педагогов омских школ, которые вошли в этот эксперимент, абсолютно бесплатно. Конечно же, это и новые учебники, по которым будут внедряться эти стандарты, и все оборудование, наглядные пособия. Все это приобреталось за счет не муниципальных средств, а за счет средств федерации, за счет участия в этом эксперименте.

Еще об одной идее я вам, коллеги, забыл сказать. В этом году мы как о практике много говорили об инклюзивном образовании, то есть включении в образовательный процесс детей с ограниченными возможностями. В этом году опять же в качестве федерального эксперимента 24 семьи города Омска дали согласие. Мы здесь говорим о том, что не мы должны определить и назначить, что вот тот или иной ребенок с ограниченными возможностями будет участвовать в программе, а родители, то есть 24 семьи дали свое согласие на участие в этом эксперименте.

На сегодняшний день мы из федерального бюджета получили средства, вернее не средства, а оборудование на укомплектование учебного места на дому для ребенка с ограниченными возможностями и педагога на своем рабочем месте. Выделены линии Интернет, скайп, компьютеры и т. д. Есть возможность в режиме он-лайн общаться ребенку дома, получать образование с помощью общения через скайп с преподавателем. Это не просто дистанционная форма обучения – пришло задание, выполнил, отправил, а здесь именно будет идти живое общение. Все знают, что такое скайп, web-камера, поэтому здесь будет идти прямое общение. 24 семьи дали согласие. Они войдут в этот эксперимент уже с 1 сентября. Поэтому мы за этим будем следить, внимательно наблюдать. О ходе эксперимента, о результатах работы также будем делиться с вами. Этот тоже одно из направлений.

Е.И. Моренис

Еще, пожалуйста, коллеги, есть вопросы? Можно считать, что вопросы исчерпаны. Спасибо.

И.В. Дубин

Коллеги, я в заключение хотел бы всех поздравить, потому что очень много есть праздников личных: дни рождения, в армии кто-то служил, а вот 1 сентября – это праздник для всех. Все с удовольствием вспоминают то, как первый раз в первый класс пошли, да и потом еще 10 лет каждый раз в первый раз приходили. Поэтому я вам желаю, чтобы ваши знания все вам обязательно в жизни пригождались. Ну, а у кого есть маленькие детки свои, детки друзей, племянники, братишки, сестренки, чтобы им в омских школах, в омских садах училось и занималось хорошо, и чтобы наши омские педагоги были самые лучшие. Всех с Днем знаний! Спасибо.