Пресс-конференции

Пресс-конференция Сергея Синдеева 11.10.2010

Стенограмма пресс-конференции исполняющего обязанности директора департамента городской экономической политики Администрации города Омска С.В. Синдеева

Е.И. Моренис

Добрый день, уважаемые коллеги, начинаем пресс-конференцию исполняющего обязанности директора департамента городской экономической политики Сергея Викторовича Синдеева. Тема нашей сегодняшней пресс-конференции – продовольственная безопасность, социально-экономическое развитие города в текущем году. Впору уже за девять месяцев подводить какие-то предварительные итоги. Мы пойдем по традиционной схеме: вначале несколько слов скажет Сергей Викторович, потом, пожалуйста, задавайте вопросы, которые вас интересуют. Просьба, представляться: называть свою фамилию, имя и то средство массовой информации, которое вы представляете. Спасибо.

С.В. Синдеев

Добрый день. Пару слов по первой обозначенной теме – продовольственная безопасность. Эта работа велась нами активно всегда. Сейчас акцент сделан, видимо, на этом вопросе с учетом скачков ценовых параметров некоторых видов продукта. Достаточно серьезное внимание уделяется этому на всех уровнях власти, и на федеральном тоже. Вот буквально на прошлой неделе полномочный представитель Президента Российской Федерации по Сибирскому федеральному округу видеоконференцию по этому поводу проводил. Омский регион и город Омск, мы все-таки являемся определяющим на территории Омской области субъектом по вопросу потребительских цен на продукты питания. Город Омск на сегодняшний день занимает лидирующие позиции не по росту цен, а именно по сдерживанию цен. Что делается для этого в городе Омске?

Я уже сказал, что работа велась постоянно. У нас созданы совещательные органы под руководством мэра. Такие вопросы в период нестабильности рассматривали в рамках деятельности рабочей группы по антикризисным мероприятиям. И есть у нас постоянно действующая рабочая группа, которая рассматривала вопросы реализации 271 федерального закона на территории города Омска. Это вы знаете, да? Закон 381 «Об организации торговой деятельности на территории Российской Федерации», определяющий порядок деятельности розничных рынков, вступил в силу не так давно. В рамках работы объединенной рабочей группы вопросы уровня цен, мероприятий по обеспечению жителей возможностью приобретать по доступным ценам качественные товары на территории города Омска рассматривались.

Под моим руководством или в рамках департамента городской экономической политики работает комиссия по решению вопросов, связанных с созданием условий по обеспечению жителей услугами торговли, общественного питания, платными услугами. Работает межведомственный совет по защите прав потребителей. В рамках деятельности координационного общественного совета у нас действует секция по защите прав потребителей. За девять месяцев мы одиннадцать раз мы собирались и, наверное, большее время обсуждали вопросы ценообразования и защиты прав потребителей.

Правительством Омской области разработана программа, вы знаете об этом. Она уже действует в течение октября месяца. В рамках этой программы мы в соответствии с планом, который опять же мы разработали, опубликовали, мэр города Омска его утвердил, мы организуем социальные акции – ярмарки под названием «Омские продукты – омичам». На сегодняшний день достаточно серьезная работа в этом направлении проделана, двадцать семь площадок подготовлены. Они готовы принимать сельхозтоваропроизводителей. Находятся они в местах, максимально приближенных к жилью. Поверьте, серьезная работа была проведена, то есть мало того, что мы их привели в порядок, немножечко почистили, даже где-то подасфальтировали, подвели электричество, оборудовали возможность сбора и вывоза отходов, проработали вопросы пожарной безопасности, проработали вопросы охраны общественного порядка, но и двадцать семь площадок предложили сельхозтоваропроизводителям. Напрямую обратились к главам муниципальных образований, поработали с Министерством сельского хозяйства, Министерством экономики Омской области. Первые итоги можно подвести по этой акции. В прошедшие выходные, в пятницу-субботу на восьми площадках такие торговые места были предложены для сельхозтоваропроизводителей. Но пока, на мой взгляд, не совсем активно, как это было продекларировано, ведут себя товаропроизводители. Занято на площадках всего порядка 45–50% торговых мест. Из двадцати семи занято восемь. Сам лично объезжал в пятницу, субботу и смотрел. По личному ощущению скажу, что работает, наверное, три в полном объеме. Первая – это площадка на проспекте Мира, 96. Намоленое место, как говорят, раньше там был небольшой социальный рыночек. Тем не менее, эта площадка пустовала перед торговым комплексом «Холдинг Дискаунтер», но сейчас она активно работает. Активно работает площадка перед «Кристаллом», активно работает площадка у ДК «Железнодорожник». Почему они работают активно? Потому что большинство из расположившихся там торгующих организаций – это сельхозтоваропроизводители. Из Тавричанки хлебобулочные изделия очень хорошо пользуются спросом, потому что реально на 10–12% дешевле весь ассортимент. Активно в Нефтяниках предприниматели предлагают рыбу с наших озер, живую рыбу, причем, очередь выстраивается за ней. И достаточно хорошо один из фермеров, у которого есть небольшой завод по переработке молока, свою продукцию реализует.

Электрифицированы все места, предоставлены необходимые условия, вплоть до того, что туалеты там стоят. Но, к сожалению, мы наблюдаем пока, что заявилось сто пятьдесят сельхозтоваропроизводителей на восемь площадок, а приехало всего сто два, из которых семьдесят четыре – это сельхозтоваропроизводители. Ну, опять же, львиная доля здесь – это фабрика «Сибирская», птицефабрика, ООО «ОША», «Компур». И 15% – это ЛПХ, которые приезжают с собственным мясом. Для мяса время еще не пришло. Будем надеяться, что в перспективе будем более предметно выходить. Сегодня этот вопрос обсуждали. Мэр дал указание главам округов, чтобы напрямую с сельхозтоваропроизводителями их по привлечению для участия в этой акции поработать. Думаю, что в ближайшее время, наверное, увеличится объем. Но, тем не менее, в начале своего выступления я сказал, что работа целенаправленная ведется. Для сравнения скажу. По сельхозярмаркам губернским данные с 2009 года по сегодняшний день: в 2009 году в это же время было организовано и проведено 239 ярмарок, в этом году мы организовали и провели 356 ярмарок. Есть разница, да? Чувствуете? Реализовано в 2009 году 223 тонны мяса, 199 тонн колбасы, 444 тонны молока и молочной продукции, 354 тонны мяса птицы, 1801 яйцо, – видите, какая точная статистика, – и 285 тонн овощей. Если по 2010 году говорить, то это 303 тонны мяса, 202 тонны колбасных изделий, 422 тонны молока, 622 тонны мяса птицы, что практически в два раза больше, 2624 штук яиц и 394 тонны овощей. Вот такие данные по губернской ярмарке. Здесь, наверное, стоит обратить внимание, что достаточно серьезно увеличен объем реализации сельхозтоваропродукции на рынках города Омска.

Нам удалось убедить в этом году Министерство сельского хозяйства в том, чтобы губернские ярмарки проводились не только на муниципальных рынках. Было внесено изменение в постановление Правительства, еще шесть частных рынков нами привлечено к этой работе. Традиционно мы провели в этом году наши сезонные ярмарки «Золотая осень» и «Весенний сад». По «Золотой осени» есть итоги. Опять же мы расширили формат, приблизили максимально эти торговые площадки к жителям. На четырех площадках провели эти ярмарки, 225 торговых точек было организовано. В 2009 году их было 196. Тоже есть разница небольшая. Отмечаем, что приняло участие в ярмарках девять муниципальных районов Омской области. Производители сельхозпродукции могли реализовать на этих ярмарках семена, урожай. Были иногородние участники. Количество их увеличилось в этом году. Были люди из Барнаула, из Новосибирска, из Липецка приехали, мед привезли, из Екатеринбурга, даже из Московской и Свердловской областей были сельхозтоваропроизводители на этих ярмарках.

Ну, по губернским ярмаркам я сказал. По ценам на продукты питания я уже говорил, что видеоконференцией было отмечено, что мы лидирующие позиции занимаем практически по всем параметрам того перечня продуктов, который рассматривается. Хочу вот на что обратить внимание? Есть определенные исследования. У вас, наверное, есть данные, что население города Омска отмечает рост цен, опасается перспективы роста цен. Цифры – упрямая вещь. Если мы сравним, допустим, стоимость муки на территории города Омска. В 2009 году она стоила 20 рублей 60 копеек, сегодня она стоит 17 рублей 70 копеек, то есть на 2,9 меньше. Да, рост есть с начала года. Но параметры тоже можно сопоставлять. Такая же картина с мясом птицы – 111,90 стоило в прошлом году, 109,80 – в этом году. Крупа манная – 20,50 и 17,80 стоит в этом году. Но пшенная крупа подорожала: 20 рублей 10 копеек стоила в прошлом году, 22,90 – в этом. Колебание идет на молоко на 3,4 рублей по сравнению с прошлым годом. Средняя стоимость молока нежирного 2,5% – 20 рублей 50 копеек.

Чем объяснить эти скачки? В первую очередь, безусловно, это природные условия, ажиотажный спрос. По гречке мы, наверное, знаем ситуацию. Комментировать я здесь не буду. Хочу сказать, что на сегодняшний день крупный производитель гречки у нас – это Алтайский край. Там отпускная цена выше практически на 40 рублей на сегодняшний день для оптового звена. Соответственно в рознице мы получаем то, что имеем на сегодняшний день. То же самое с молоком. Отпуская цена сельхозтоваропроизводителей, производителей молока, для молочных комбинатов была увеличена, поэтому рост цен в магазине мы и наблюдаем. Мы опасались, прогнозируя, что с картофелем будет более проблемная ситуация. Но на сегодня пока ситуация достаточно стабильная. Хотя, конечно, если вернуться к этим акциям социальным, не совсем понятна позиция сельхозтоваропроизводителей. Но не собственно производителей. Лично наблюдал на площадке у «Кристалла»: стоит два рабочих места, с машин торгуют картофелем по 14 рублей и 15 рублей. По 14 рублей продает производитель из Тары, сам лично вырастил, по 15 рублей – перекупщик из Черлакского района, так он ни мешка и не продал. А в Кировском округе в прошлые выходные у одной из торговых сетей магазина стоит сельхозтоваропроизводитель – 16 рублей за килограмм. Захожу в магазин – 14 рублей 50 копеек. Вот вам, пожалуйста, разница, да? Кто и как работает.

Наверное, по продовольственной безопасности я закончу. Хочу сказать, что на сегодня мы завершаем согласование, сейчас с бюджетом стыкуем программу развития торговли в городе Омске. До конца года она будет принята. Программа на 5 лет. Мы тоже уже о ней говорили. Мы ставим перед собой цель – в рамках тех нормативов, которые нам установит федерация и регион, обеспечить норму минимальную населения по торговым площадям. Понятно, о чем я говорю, да? Устанавливается норма: столько-то, на такое-то количество населения, на такой-то территории должно быть столько-то квадратных метров торговой площади. На сегодня в городе Омске этот параметр в общем и целом порядка 410–415 кв. м на тысячу человек населения. Но за счет того, что 381-й закон наложил на муниципалитет такие обязательства, как составление и утверждение схемы временных объектов торговли, мы к этому готовы. Проект постановления администрации уже запущен, согласовывается. Но пока, к сожалению, мы не получили ни с федерального уровня, ни с регионального уровня тех норм нормативов, которые мы должны будем этим постановлением обеспечить. Пока мы провели мониторинг. Все эти временные объекты торговли, которые расположены на территории города Омска, находящиеся на муниципальных и не разграниченных государственных землях, нам известны. Постановление мы готовы издать. На сегодняшний день оно проходит согласование. По продовольственной безопасности я, наверное, больше ничего говорить не буду. Если зададите вопросы, я постараюсь на них ответить.

Перейду к информации о состоянии экономики города Омска на сегодняшний день. Предварительные итоги у нас есть. Хочу сказать, что статистика эта, в общем-то, это тоже достаточно большая работа. Показатели, о которых я буду говорить, касаются работы за девять месяцев. Что-то подводится за полгода, что-то подводится через каждый квартал.

На экономическое развитие города в 2010 году по-прежнему оказывали влияние некоторые негативные факторы, в том числе внешние. В то же время в текущем году в городе Омске возобновился рост промышленного производства, наметилась стабилизация и развитие других отраслей экономики. Мы отмечаем рост промышленного производства на 6,6% за январь-август 2010 года к соответствующему периоду прошлого. За 2010 год прирост промышленного производства оценивается в объеме 7,5%, в том числе в обрабатывающих производствах 7,8, производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 5,1%. Очень существенный показатель с точки зрения экономики. Вы понимаете, да? Активизируя все производственные процессы, стали больше потреблять энергоресурсов. Это уже хорошо.

Инвестиции в основной капитал, несмотря на то, что в первом полугодии этот показатель у нас идет с сокращением на 5,1%, но по прогнозу, я думаю, что к концу года мы выйдем на увеличение с ростом на 2,5% по итогам 2009 года, по соотношению. Этот показатель связан с тем, что инвестиции произошли. На сегодняшний день они осваиваются. Вот такой объемчик к концу года, наверное, получим.

Пока неважно дела обстоят в строительстве. Объем работ по этому виду деятельности сократился почти на 10% – 9,3%. Ввод жилья на август месяц – 133,6 тыс. кв. м. Прогноз до конца года специалисты дают по городу Омску – 400 тыс. Если сравнивать показатель 133,6 с прошлым годом, то это на 16,1% выше. То есть и здесь наблюдается рост, несмотря на сокращение объемов работ. Отрадно, что на сегодняшний день мы констатируем увеличение прибыльных организаций. Сумма прибыли, полученная за семь месяцев, составила 12,6 млрд. рублей – на 8,4% больше, чем в прошлом году.

По налогам интересная ситуация. На 1 августа объем поступлений в бюджеты всех уровней, со всех налогоплательщиков, которые зарегистрированы и работают в городе Омске, составил 39,1 млрд. рублей. Прирост мы здесь наблюдаем такой – 25,5% по такому же периоду в прошлом году. При этом распределяются налоги с территории: 31,6% – это федеральный бюджет, прирост туда ушел, или 9,5 млрд. рублей и 23,7% – это региональный бюджет, консолидированный, или 29,7 млрд. рублей и 4,4% –это увеличение только доли, которая поступает в муниципальный бюджет в общем объеме 4 млрд. рублей.

В первом полугодии 2010 года несколько оживился потребительский рынок. По объему услуг в январе-июне увеличение произошло на 0,5%. По итогам года мы ожидаем стабилизацию роста на 2,4% реализованных товаров и на 1% платных услуг населению. Оживлению потребительского рынка также способствует увеличение доходов населения и улучшение ситуации с ростом заработной платы. Среднемесячная заработная плата на июль 2010 года по городу Омску составляет 18 тыс. 401 рубль. Увеличение по сравнению с прошлым годом на 12,6%. Прогноз на конец года – 18 тыс. 900 рублей. Думаю, по году 9,9% рост заработной платы произойдет.

Сводный индекс потребительских цен, это мы говорим об инфляции – 5,6% на сегодняшний день. Почему такой невысокий? Потому что покупательная способность в течение года росла. Видимо, покупательной активности у населения не было. Как правило, активно, динамично этот показатель изменяется во втором полугодии, в последнем квартале. Я думаю, по прогнозу можно говорить об инфляции в 7,2% и 0,2% процента на конец года.

По безработице у нас очень хорошая ситуация, лучшая, наверное, в Российской Федерации и в городе Омске. В начале года показатель был 0,8%. Сейчас мы наблюдаем 0,53%. Идет снижение таких показателей. Наверное, в России такого больше нет нигде.

И не очень радостная статистика, но она характерна для города Омска. В январе-августе 2010 года родилось 9 тыс. 6 человек, что на 4% больше, чем в прошлом году. В прошлом году родилось 8 тыс. 662 человека. При этом количество умерших выросло на 3,0%. Естественная убыль сократилась с 877 до 833, но, тем не менее, еще присутствует 5% естественной убыли у нас. Если такая тенденция будет сохраняться, то к концу года мы подойдем к общей численности населения города в 1 млн. 126,7 тыс. человек.

Хотел пару слов сказать о нашей работе по реализации и претворению в жизнь плана 300-летия основания города Омска. Знаковое событие произошло. Вы все присутствовали на оргкомитете. И, на мой взгляд, две основные цифры, которые там были озвучены, они в протоколе есть – это 3,2 млрд. рублей, которые город Омск, именно город Омск получит по финансированию в рамках 185-го Федерального закона. Здесь Виктор Филиппович в своей пресс-конференции говорил, я не буду, наверное, акцентировать внимание. Но основную проблему за счет этих денежных средств по ремонту лифтового хозяйства в городе нам, наверное, удастся решить. И переселение жилья, на что 700 млн. рублей предназначено, поможет этот вопрос каким-то образом сгладить.

По реконструкции уличной дорожной сети. Вторая цифра, которую я имел в виду – это 600 млн. рублей. 600 миллионов рублей именно на реконструкцию дорог, то есть это финансирование в рамках плана 300-летия. Это не в рамках денежных средств, которые предназначены для реконструкции и ремонта дорог, выделяемых из федерального бюджета для всех регионов, это отдельно. Там мы планируем получить 687 млн. рублей на капитальный ремонт дорог в виде субсидий бюджетных кредитов. Сейчас мы уже заявочки подготовили и направили. А вот по 600 млн. решение принято. Решение положительное. Почему с такой уверенностью говорю? 6 октября к нам телефонограммой поступил запрос, мы сейчас готовим все документы для представления бюджетной заявки на эту сумму, на долгосрочные контракты на 2011–2013 годы. Для сравнения. В течение последних трех лет в этом направлении мы достаточно серьезно поработали, я имею в виду Администрацию города Омска. Всего, если говорить о том, что из федерального бюджета для Сибирского федерального округа выделяется 5 млрд. рублей, а городу Омску, соответственно, 28% от этой суммы. Больше выделяется только городу Новосибирску. Все остальные: Барнаул – 13,8%, Тюмень – 6,4%.

Как бы такие основные параметры я вам рассказал. Давайте еще пару слов скажу по адресной инвестиционной программе. Закончили формировать изменения в адресную инвестиционную программу. Сейчас согласование проходит в структурных подразделениях проекта на 2011 год и плановый период 2012–2013 год. Общий объем ассигнований на 2011 год – 299 млн. рублей, на 2012 год – 295 млн. рублей, на 2013 год – 300 млн. рублей. Вы понимаете, что это плановый период. При формировании проекта адресной инвестиционной программы приоритетными направлениями определены расходы инвестиционного характера, которые обеспечивают строительство объектов в рамках плана подготовки к 300-летию города Омска. Также проектом предусматриваются расходы на строительство детских садов и школ в микрорайоне «Кристалл», в 5 микрорайоне – поликлиники по ул. 70 лет Октября, женской консультации в 3-м планировочном районе, а также нескольких крытых катков. По школе в микрорайоне «Кристалл» уже достигнута договоренность с Министерством образования Российской Федерации. Софинансирование из федерального бюджета предполагается 126,8 млн. в рамках этой программы. На Левобережье строится 2 детских сада. Техническая готовность этих объектов 18,40%. Для завершения строительства необходимо 267 млн. рублей. В проекте адресной инвестиционной программы они учтены. В настоящее время подготовлены и проходят согласование бюджетные заявки на софинансирование на 2012–2013 годы. Мы понимаем, да, что 2011 год мы сделали в 2009 году, а 2012–2013 делаем сейчас. Работа эта практически завершена. Я думаю, что к концу года все то, что мы спланировали, вся заявочная кампания будет проведена без срыва. Ну, наверное, все. Я больше ничего вам говорить не буду. У вас в пресс-релизе, я видел, информация представлена, по прогнозам до конца года цифры есть, поэтому готов ответить на ваши вопросы.

Е.И. Моренис

Сергей Викторович, прежде чем коллеги зададут вопрос, я хотела все-таки еще раз уточнить про телефонограмму, которую мы получили, на 600 млн. рублей. Предусмотрены эти деньги на программу на 2011–2013 годы, которую мы формируем сейчас?

С.В. Синдеев

Речь идет о реконструкции и о капитальном ремонте дорог. Объекты сейчас определяются, мы готовим заявочки. Ну, наверное, это будет. Нет, я не буду ничего говорить, Мэр примет решение, потом мы озвучим.

Е.И. Моренис

Спасибо. Коллеги, пожалуйста, ваши вопросы.

Обозреватель «Вечерний Омск», Евгения Карасева

Сергей Викторович, вот по поводу площадок в рамках программы «Омские продукты омичам» хотела уточнить, насколько вообще там платно. Бесплатно предоставляются места фермерам и предпринимателям. И вот вторая часть вопроса. 19 площадок, насколько я правильно поняла, они сейчас не востребованные стоят. Какова их судьба все-таки, перспективы развития вот этих площадок? Спасибо.

С.В. Синдеев

Сразу скажу, что арендная плата не взимается. Если есть необходимость предпринимателю подключиться к электрической энергии – холодильник, например, установить, то плата, безусловно, взимается, от 40 до 60 рублей за два дня. Причем, предприниматель никуда не ездит, специалист департамента собирает деньги и едет в «Омскэлектро», оплачивает, приезжает специалист и подключает. Тут никаких вопросов не возникает.

По количеству площадок. Вообще их на сегодняшний день у нас заявлено 40, не считая 15, которые рядом с торговыми комплексами, с рынками существующими. На 40 площадках возможно организовать торговлю. Но 27 на сегодняшний день уже отработали. То есть «Омскэлектро» вытащило кабель, повесило распределительный щиток, куда можно воткнуть вилку. Управление благоустройства округа навело порядок на территории, выровняло бордюрчики, поставило там контейнеры для вывоза мусора, при необходимости установит биотуалет. Эти площадки сформированы с учетом требований безопасности антитеррористических мероприятий и т. д. Все эти схемы согласованы, на сегодняшний день их 27.

Вот не востребованы, Вы сказали, 19, да? Ну, я думаю, что мы будем более активно на прямой контакт выходить с сельхозтоваропроизводителями, опыт такой есть у глав округов. В первую очередь в Ленинском округе, я знаю, там активно работает с сельхозтоваропроизводителями руководство округа. Я думаю, что при наличии активности со стороны сельхозтоваропроизводителя они смогут воспользоваться этими площадками.

Е.И. Моренис

Еще вопросы, коллеги.

«Домашняя газета», Татьяна Мастерских

Сергей Викторович, скажите, пожалуйста, а вот в рамках опять же безопасности, на этих рынках предусмотрена какая-то санитарная проверка продуктов?

С.В. Синдеев

Это функции контрольно-надзорных органов. Интересно смотреть, когда приезжаешь на эту площадку, сразу выстраивается персонал: представитель департамента городской экономической политики, представитель Администрации города Омска, представитель ветеринарно-санитарной службы, представитель Министерства сельского хозяйства – они все на месте. Ну, естественно, все это проверяется. И на площадках даже вынуждены были кому-то отказывать в предоставлении места на основании того, что не было документов на мясо, по крайней мере. Естественно, такие вопросы как взвешивание на одних и тех же весах мяса сырого и мяса копченого, вареного тоже не допускается. Постоянно находится представитель, постоянно этот вопрос контролируется, эти вещи пресекаются на месте, на каждой из площадок.

«Бизнес-курс», Юлия Стрельская

Вот у меня такой вопрос. Во сколько обошлось городу оборудование площадок? И все-таки, что будет, если сельхозпроизводители не проявят активности, не придут на эти площадки. Что с этими площадками будет дальше?

С.В. Синдеев

А эти площадки не специально предназначены, понимаете, эта площадка просто подготовлена. Ну, стоит дом, с торца дома есть стоянка для автомобилей, мы эту стоянку используем, но на эту стоянку, я говорю, подведено электричество, как минимум, и стоит уже контейнер для вывоза мусора. Но будет она использоваться дальше как стоянка. Не приедет сельхозтоваропроизводитель, значит, наш житель города Омска не купит на этой площадке ничего. Ну, а сельзозтоваропроизводитель не заработает денег. Если есть, конечно, у него потребность, у сельхозтоваропроизводителя. Пока мы очень, скажем так, скрупулезно контролируем или мониторим, не контролируем, а мониторим, наверное, количество торговых мест. В соответствии с 271 Законом Администрация города Омска наделена полномочиями устанавливать конкретное количество мест на каждом универсальном розничном рынке. Эта работа была сделана, количество мест установлено и теперь администрации округов проверяет то, как используются эти торговые места. На сегодняшний день на муниципальных рынках, могу сказать, 1200 таких мест, они используются в зависимости от дня недели. В будние дни, наверное, где-то 500–550, а в выходные, ну, 600–670, а остальные не востребованы. Ну, может, еще время не пришло, по крайней мере, насколько я осведомлен в сельхозтоваропроизводстве, производство мяса, массовый забой в ЛПХ будет чуть позже, где-то, наверное, под конец октября, в ноябре. Мы готовы к тому, чтобы предоставить возможность сельхозтоваропроизводителю без перекупщиков приехать в город Омск и продать свое мясо омичам, но только при наличии ветеринарного заключения. Да, мы с вами помним про «Дарину» и про все, что там было неприятного с этим процессом, связанного. Вот такой ответ.

«Бизнес-курс», Юлия Стрельская

Понятно. Просто, Вы, действительно, говорите о том, что да, возможно будет массовый забой, что эти рынки будут наполняться. Но, может быть, у сельхозпроизводителей нет потребности напрямую продавать?

С.В. Синдеев

Пока мы ее не видим. Потребность, может быть, и есть, но возможности нет, на мой взгляд. Возможности нет. Мы эту тему поднимали на заседании рабочей группы по 271 Закону. Интересный разговор состоялся с руководителем одного из сельскохозяйственных рынков, это рынок «Профи», что по десятилетию, туда к ТЭЦ-5. Сельскохозяйственный рынок, имеющий разрешение, имеющий помещение для организации ветеринарной и лаборатории и т. д. и т. п. на сегодняшний день на 90% пустой. Они держали определенное время там и оборудование, и специалистов для того, чтобы можно было пройти экспертизу мяса, еще каких-то животных продуктов. Но не востребовано было, невыгодно – и отказались. Парадокс. Готовы предоставлять бесплатные торговые места, на рынке предоставляются бесплатные места. Рядом их же предприятие автотранспортное, они за счет этого предприятия содержат рынок. Они обратились к нам, когда еще создавали его, это было, наверное, года четыре назад. Но вот за те годы, которые я здесь работаю, мы неоднократно пытались вывести их на конкретного сельхозтоваропроизводителя в Калачинском, в Марьяновском районе, на Министерство сельского хозяйства. Но пока не заинтересован сельхозтоваропроизводитель лично торговать. Там же должен быть продавец, карточка продавца, всякие эти бирочки и все остальное прочее, что должна обеспечить торгующая организация: прилавок, в конце концов, если торгуешь мясом, по крайней мере, холодильный прилавок должен быть. Но это затраты. На рынке так: приехал, встал, торгуешь. А на таких площадках надо вести все с собой. Тоже есть издержки. Не все готовы, видимо. Может быть, как-то подвинется эта ситуация.

Но вернусь к тому, о чем мы говорили с директором рынка. Абсолютно верная мысль, что раньше была развита система потребкооперации, когда заготконтора, грубо говоря, проезжала, скупала у населения сельского мясо по нормальной установленной цене и потом через сеть, которая имелась в Облпотребсоюзе, это мясо реализовывала. На сегодняшний день такой деятельности нет. Сегодня у нас рыночная экономика. Ну, рынок, наверное, может быть, какие-то условия диктует. Мы договорились. Сейчас Центр поддержки предпринимательства изучает этот вопрос. Бизнес-планчик какой-нибудь накидаем, кому-нибудь предложим реализовать его, а может быть, сами управляющие и этот рынок «Профи-компания» пойдут каким-то другим путем и через заготовительные предприятия свой рынок наполнят.

Е.И. Моренис

Пожалуйста, радио «ГТРК «Иртыш».

Радио «ГТРК «Иртыш», Марина Дубицкая

Вот, возвращаясь к ярмарке «Омские продукты омичам». Существует ли какое-то расписание, то есть график работы, будут ли постоянными эти ярмарки или будут объявления, что на этих выходных, а что на следующих?

С.В. Синдеев

Понятно. Я хотел бы начать с чего? Существует постановление Правительства Омской области № 160-п, в соответствии с которым эта работа проводится. Администрация города Омска в рамках этого постановления выступает организатором ярмарки. Мы на сегодняшний день составили и утвердили у Мэра города Омска план. План этот опубликовали на официальном сайте Администрации города Омска. В соответствии с этим планом организуем работу. 27 площадок сегодня звучало. Мы планируем их предоставлять по пятницам и субботам еженедельно в режиме с 10 до 18 часов. Разрешение выдает департамент городской экономической политики, отдел развития потребительского рынка. Процедура упрощена, я не знаю, куда дальше двигаться: предприниматель заявку подает по телефону, на него регистрируется, выписывается разрешение, человек от департамента стоит на площадке, приезжает предприниматель и показывает документы, получает разрешение, устанавливает оборудование на том торговом месте, которое за ним зарезервировано в схеме. Место № 5, допустим. Предлагается торговать такому-то, такому-то ЛПХ и т. д. Ответил на вопрос?

Е.И. Моренис

Пожалуйста, еще вопросы.

Вопрос из зала

Вот к вопросу о меморандуме, о сдерживании цен. Сейчас в нем 7 продуктов, да? Насколько я знаю, будет ли какая-то работа тоже с этими организациями?

С.В. Синдеев

Уже не 7. На сегодняшний день я бы назвал цифру 15. Мы ее пока еще вот так не обнародовали, не опубликовали, потому что не со всеми подписантами меморандума до конца определились. Я уже сказал о том, что мы расширяем. Мы некоторое время назад говорили о намерениях создать дисконтную систему. Но вот сейчас, поработав с сетями как нашими, так и с федеральными и с межрегиональными сетями, наверное, мы пойдем немножко по другому пути, потому что достаточно сложное администрирование этой системы. Если это будет муниципальная дисконтная карта, она должна быть адресная. Посчитайте студентов, посчитайте. Ну, достаточно затратный проект и, наверное, проще будет, наверное, изучив, а мы это уже сделали, опыт наших соседей-коллег, пойти по другому пути. Я думаю, что в магазинах либо будут организованы отделы, где будет реализовываться набор продуктов по сниженным ценам за счет каких-то других, либо это будет, ну, не отдел, наверное, потому что есть же какие-то нормативы по выкладке товаров, внутрикорпоративные нормативы в различных сетях, ну, по крайней мере, какими-то ценниками они будут обозначены. Но мы будем иметь возможность просматривать весь, скажем так, процесс ценообразования на эти продукты и определять тот размер на торговые надбавки, которые применяет торгующая организация. Естественно, будем привлекать общественность к этому. С вашей помощью будем освещать эти процессы.

Вопрос из зала

Срок действия этого меморандума ограничен?

С.В. Синдеев

Он не ограничен. Мы работу ведем. И я должен сказать, что, наверное, в ближайшее время количество подписантов увеличится. Пока могу констатировать то, что подписанты на сегодняшний день, это те, которые уже есть: «Алпи», допустим, вернее, не «Алпи», извиняюсь, а «Ашан», наши сети: «Наш магазин», «Астор». У них торговый дом «Альвард». Мы у них постоянно, еженедельно вместе с общественными организациями и самостоятельно через округа получаем документы, которые подтверждают их намерения, озвученные в меморандуме. И торговая надбавка на 7% и 10% на те продукты, которые перечислены, ими соблюдается.

«Антенна-7», Алена Бензик

По поводу сдерживания цен. Можно еще раз примерно озвучить то, на какие продукты, которые повышались в цене, удалось снизить цены?

С.В. Синдеев

Я бы сказал, что нам удалось удержать на все: где-то – больше, где-то – меньше. Я озвучил, что на сегодняшний день мы констатируем, что мука, мясо птицы стоит дешевле, чем стоило в это же время в прошлом году. Это результат? Я думаю, что да.

Мероприятия. Я сегодня сказал, что продолжать будем в том же духе и стиле. Насколько это положительно? Ну, омичи, наверное, должны оценить, думаю, и оценят. Если говорить, что конкретное мероприятие позволило на какой-то вид продукции эту цену снизить, ну, наверное, это было бы неправильно. Почему? Есть 381-й Закон и в 381-м Законе напрямую сказано, что муниципальная власть не имеет права договариваться с кем-то о конкретных каких-то действиях и диктовать эти условия. То есть впрямую нам это делать запрещено, поэтому мы не договариваемся. Мы как Администрация города Омска декларируем, что цену надо сдерживать. Меморандум – форма очень хорошая. Торговые организации говорят: «Да, мы тоже считаем, что это должны мы делать так». И делают. А мы просто отслеживаем и придаем этому общественный резонанс.

Как одна из мер. Как оценить эффективность, допустим, создания новых торговых точек, предприятий, той же ярмарки социальной «Омские продукты омичам». Мы говорим о том, что 27 мест готовы. 27 умножим, давайте, на 15 – среднее количество торговых мест получим. Достаточно серьезное количество – 400 торговых мест даем. Дополнительных 400 торговых мест. На сегодняшний день занято 108 было. Значит, что? В принципе, люди могут прийти и купить. Ну, не пойдут в магазин, конкуренция будет, естественно, будет снижаться цена. Рыночная экономика именно об этом и говорит. Пока у нас нет на сегодняшний день активного желания у сельхозтоваропроизводителей прийти поторговать. Оптовики, перекупщики – тут не вопрос. Где же я наблюдал? В Кировском округе в прошлые выходные на ул. Дианова «Главросрыба» торгует палтусом, минтаем. Это вот и есть сельхозтоваропроизводитель на нашей ярмарке. Да, безусловно, это хорошо, человек пришел, человек купил, пришел и купил дешевле в этом месте. Ну, насколько сельхозтоваропроизводитель готов туда идти, не знаю.

Может быть, я еще не ответил на Ваш вопрос, давайте, может, уточняющий какой-то вопрос задайте. Я не совсем привязывал бы так конкретно. Сделали шаг вперед – перешагнули канаву, здесь так не оценишь. На сегодняшний день общая ситуация по городу Омску, по динамике цен достаточно ровная. В сравнении с другими регионами у нас самая низкая потребительская корзина по стоимости.

Вопрос из зала

Я вот смотрю, допустим, на повышение розничной цены в среднем за сентябрь на некоторые продукты. Сдерживание не удается?

С.В. Синдеев

Вот сдерживание-то удается. Мы что обеспечиваем? Наша договоренность с торговыми сетями заключается в чем? Применение фиксированной торговой надбавки. Если поставщик увеличивает цену, то торгующая организация свою торговую надбавку не увеличивает. Но если реально в производстве на сегодняшний день производство хлеба дорогое, потому что мука выросла почти в 4 раза у производителя – а кто отпускает эту муку, кто ее продает? – значит, булка хлеба по себестоимости будет больше, а вот торговая надбавка останется постоянной.

Вопрос из зала

Вы в последний раз, когда были в магазине, когда покупали за сколько гречку и молоко?

С.В. Синдеев

Я, к сожалению или к счастью, сам в магазин не хожу. У меня есть такая шутка: у меня мясо вырастает в морозилке, хлеб – в хлебнице. Есть супруга, которая обеспечивает нашу семью этими вещами. По роду своей деятельности в пятницу, субботу я все площадки объезжал, при случае заходил в магазин, сопоставлял. Но не на конкретно какие-то продукты. В связи с чем Ваш вопрос был задан, скажите?

Реплика из зала

Интересно просто.

Вопрос из зала

А можно узнать? В начале 2009 года департаментом имущественных отношений в мэрию был предоставлен отчет о том, что муниципальные рынки – это самое выгодное предприятие из всех муниципальных. А какова причина продажи и выставления рынков на аукцион из оставшихся? Их 4, если не ошибаюсь, но могу ошибаться. Их дальнейшая их судьба какова?

С.В. Синдеев

Здесь надо рассматривать этот аспект не так просто, как Вы ставите вопрос. Вот есть прибыльное предприятие, самое прибыльное из всех муниципальных предприятий. А как оценить уровень рентабельности этого предприятия? Да, заработали не 1 млн., а 5 млн. рублей. А хватит этих 5 млн. для того, чтобы выполнить требования 271 Федерального закона – с 1 января 2012 года использовать только капитальные здания, строения, сооружения? Для того чтобы реконструировать центральный рынок, надо 500 млн. рублей. 500 млн. рублей из бюджета взять и отдать. И если даже Центральный рынок приносит 4 млн. прибыли в год, то за какое количество лет будет окупаемость этих вложений? Насколько это эффективно? Ну, наверное, не эффективно иметь один показатель.

Второй показатель – профильные расходы. Есть непрофильные. Профильные активы и непрофильные. 131 Федеральный закон говорит: «От непрофильных активов муниципальная власть должна избавляться». Ну, непрофильный актив. Сам закон обязывает муниципалитет идти по такому пути. И вот все разговоры о том, что как бы в дальнейшем муниципальный рынок стал не муниципальным, перестал нести социальную функцию, они не состоятельны. У нас какой самый первый рынок был продан в городе Омске и когда? Казачий рынок. Он продан еще более десяти лет назад. Самый эффективный рынок на сегодняшний день, а для сельхозтоваропроизводителя – торговый комплекс. По объему вложений, по обороту, по той же арендной плате, по перспективам развития – самый эффективный рынок. Я думаю, что говорить о том, что рынок не муниципальный, что он перестал быть рынком, наверное, неправильно.

На сегодняшний день по тому же комплексу Первомайскому… Ну, «Миллениум» давайте возьмем, чтобы как-то деполитизировать этот момент. На сегодняшний день в Кировском округе самая дешевая стоимость арендной платы для сельхозтоваропроизводителей, которые приезжают и торгуют внутри рынка. Разве это плохо? Они первые установили оборудование, которое позволяет делать следующие вещи: сидит фермер, продет мясо, подходит бабушка и говорит: «Хочу фарш» – тут же перемололи: «Бабушка, пожалуйста, получайте фарш». Разве это плохо? Это хорошо. Эффективный собственник никогда не обременен какими-то социальными задачами, а муниципалитет решает в первую очередь, наверное, социальные задачи. Основная задача муниципалитета – это обеспечить комфортное проживание на определенной территории людям, создать условия для организации этих процессов. Ну, чем, наверное, мы и занимаемся. У меня все по этому вопросу.

Вопрос из зала

А можно в продолжение вопроса по одному из наиболее прибыльных рынков, по «Торговому городу»? В едином государственном реестре мы нашли некое ООО «Торговый город», которое, судя по всему, сейчас активно принимает участие, даже подменяет как-то функции «Торгового города». Хотелось бы знать насколько город осведомлен о существовании этого ООО, что это за ООО и что дальше будет с «Торговым городом»?

С.В. Синдеев

Вопрос, наверное, не по адресу. Все то, что касается взаимоотношений с хозяйствующими субъектами по использованию земельных участков – это департамент имущественных отношений. Исходя из того, что на сегодняшний день рынок «Торговый город» существовал как МУП «Торговый город», то такой организации сегодня нет. Об этом я знаю. Я знаю, что все то, что связано с организацией деятельностью управляющей розничным рынком компании на этой территории.

Извините, мэр срочно вызывает меня к себе с материалом. Если дождетесь, вернусь, отвечу.

Е.И. Моренис

Будете ждать? Коллеги, я предлагаю на этом закончить пресс-конференцию. «Бизнес-курсу» предложено дослушать ответ. Или как, Сергей Викторович, мы Вас будем ждать на пресс-конференцию?

С.В. Синдеев

Если у вас есть желание, просто не знаю, насколько меня мэр продержит.

Е.И. Моренис

Предлагаю на этом закончить. В общем, на основные вопросы Сергей Викторович, по-моему, дал исчерпывающие ответы. «Бизнес-курс», если есть желание, Ирина Безъязыкова Вас сведет.

С.В. Синдеев

Подождите меня в приемной, я подойду, мы с Вами договорим.

Е.И. Моренис

Подождете у Ирины, дослушаете ответ.

С.В. Синдеев

Спасибо большое за внимание, за вопросы, которые вы мне задали. Всего доброго.