Пресс-конференции

Пресс-конференция Светланы Шенфельд 16.05.2011

Стенограмма пресс-конференции директора департамента жилищной политики Администрации города Омска С.А. Шенфельд

И.К. Майнгардт

Пресс-конференция директора департамента жилищной политики Администрации города Омска Светланы Аркадьевна Шенфельд. Тема пресс-конференции обозначена так: «Итоги реализации государственных жилищных программ за 2010 год и в текущем 2011 году». Для начала предоставим слово Светлане Аркадьевне, затем — ваши вопросы. Напоминаю, что необходимо включать микрофон, представляться и называть своё издание. Пожалуйста, Светлана Аркадьевна.

С.А. Шенфельд

В рамках заявленной темы я вам напомню о тех программах, которые на сегодняшний день реализуются Администрацией города Омска, в частности, в жилищной сфере — департаментом жилищной политики. Одним из основных программных, главных направлений является обеспечение жильём детей-сирот. Наверное, все знаете о том, что обеспечение жильём детей-сирот — это расходные обязательства субъекта Российской Федерации, в данном случае Омской области. У нас существует правовая база, которая определяет передачу государственных полномочий органа местного самоуправления, в данном случае Администрации города Омска. В связи с этими полномочиями мы ведём списки детей-сирот, ставим их на учёт, признаём нуждающимися, формируем заявки для финансирования. Соответственно, получаем финансирование из областного бюджета и приобретаем жилые помещения для предоставления детям-сиротам по договору социального найма. Те из них, кто имеет право на приватизацию, в дальнейшем могут приватизировать данные жилые помещения. Эта работа ведётся у нас с 2007 года.

Я хочу вам сказать, что за весь период с 2007 по 2011 год нами было реализовано 226 миллионов 347 тысяч рублей. Это деньги, которые были выделены из областного бюджета. По годам максимальный пик пришёлся, максимальное количество обеспечения жильём, на 2010 год — 63 квартиры были нами приобретены. До этого в 2009-ом было 38, ранее 33 и так далее. И на этот год нам были предоставлены денежные средства, достаточные для приобретения 63 квартир. Хочу вам сказать, что основная-то работа, конечно, начинается вестись во втором квартале, ближе к концу года нам выделяются ещё дополнительные средства из областного бюджета, из федерального бюджета. Я так понимаю, что при перераспределении этих средств между другими субъектами.

На сегодняшний день из этих 63 жилых помещений 11 нами уже приобретены, распределены, и сейчас готовятся документы на предоставление детям-сиротам. То есть постановление и оформление договоров соцнайма. Следующие квартиры находятся у нас на регистрации в УФРС. Потому что только после того, как мы в муниципальную собственность их приобретём, то после этого можем их распределять. И ещё на 44 жилых помещения у нас заявка согласовывается в минобразования. Это обязательное условие, потому что деньги областные, федеральные. Может быть, кто-то из вас краем уха слышал, что произошли буквально на днях изменения в 94-ФЗ, то есть это осуществление государственных муниципальных закупок. В связи с этим нам пришлось пересогласовывать заявку, вот сейчас она у нас согласуется, и мы тоже будем размещать заявку на приобретение этих квартир. Также, наверное, знаете, сейчас изменилось законодательство, и приобретение квартир осуществляется в электронном виде на электронных торгах. Это и сокращает срок. В какой-то мере, может быть, не все ещё пока поставщики услуг, в данном случае продавцы квартир, готовы к такой форме работы, но у нас всё равно сохраняется право приобретения квартир у единственного поставщика. Те 11 квартир, которые мы уже приобрели (то есть понятно, что торги состоялись), мы приобрели у единственного поставщика. Условия предоставления — 33 квадратных метра каждому сироте. То есть если раньше согласно законодательству мы приобретали жилое помещение в зависимости от состава семьи, то вот уже второй год областное законодательство изменилось, и квартиры приобретаются в размере от 33 квадратных метров. Это, как правило, однокомнатные квартиры, они могут быть и больше размером, 42–44 бывает, но цена у них неизменная: цена остается та, которую нам установил минстрой (цена квадратного метра).

Кстати, у нас комиссия по распределению квартир детям-сиротам достаточно открытая. Если кому-то из вас когда-то захочется посмотреть непосредственно, как идёт механизм процедуры распределения приобретённых квартир, пожалуйста, вы можете заранее предупредить пресс-центр, и мы вас пригласим на заседание этой комиссии, и вы уже, так сказать, посмотрите воочию, как всё это происходит.

Следующий достаточно актуальный на сегодняшний день вопрос — это обеспечение жильём ветеранов Великой Отечественной войны. Тоже вы знаете, что эту работу мы ведём с 2006 года. Сначала ветераны Великой Отечественной войны у нас не были отделены от иных категорий граждан, таких, как инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов. Они у нас все шли одним списком. Но после того как вышел Указ Президента № 714, то есть начиная с 2009 года ветераны выделены в отдельную категорию. По ним идёт несколько отличный от других участников этой программы порядок обеспечения жильём. Сумма свидетельства, которая выдается им на руки, — 990 тысяч, она неизменна для города Омска. И на сегодняшний день с учётом девятого, десятого и одиннадцатого годов мы выдали свидетельства 1 050 ветеранам. То есть это количество тех, кто по городу Омску реализует своё право на жилые помещения путём приобретения жилья.

Как вы понимаете, имея в наличии свидетельство на 990 тысяч рублей, многие ветераны либо на эту сумму приобретают жильё (это, как правило, однокомнатные квартиры), либо родственники или они сами докладывают свои собственные средства и приобретают квартиры большего размера. Но государство гарантирует им предоставление этого почти миллиона для того, чтобы они могли решить свой жилищный вопрос. Этого им достаточно для приобретения квартиры.

На сегодняшний день 388 ветеранов поставлено на учёт, списки направлены в минтруд для обеспечения их свидетельствами, и ещё 17 ветеранов у нас собирают документы для участия в этой программе. Хочу сказать, что мы еженедельно рассматриваем на жилищно-бытовой комиссии порядка 7–10 заявлений ветеранов о постановке на учёт и о принятии участия в этой программе. Как правило, все они сейчас признаются нуждающимися и ставятся на учёт.

В Омскую область (может быть, вы слышали) ожидается поступление следующего денежного транша: это федеральные деньги, порядка 350 миллионов. На сегодняшний день мы обеспечили свидетельствами ветеранов, которые по постановке на учёт датируются 12 ноября прошлого года. Причём они там идут пофамильно, и по букве Р мы закрыли. Опять же, говорю, не мы, а минтруд и минстрой формируют списки с учётом общего состояния дел по всей области. Так вот, город Омск «закрывается» 12 ноября.

Сейчас из этих 350 миллионов, которые планируются для поступления в Омскую область, планируется порядка 108 свидетельств на ветеранов городских. Каким годом будем закрывать, пока не знаем. После того как списки будут утверждены, соответственно, будут переданы документы.

Процедура такая: минтруд, минстрой согласовывают списки, нам передают свидетельства, мы вручаем их ветеранам. Причём мы организовали эту работу с учётом уже практики сложившейся. Там, где есть представители у ветеранов, то есть внуки, дети, они приходят к нам в департамент, и мы, соответственно, вручаем им под расписку при наличии доверенности эти документы. А там, где ветеран ни на кого доверенность не передал, то есть там, где он сам получает это свидетельство, то либо это происходит путём вручения в торжественной обстановке Мэром города Омска с председателем городского Совета (в этом актовом зале неоднократно это проходило), либо мы с помощью округов развозим эти свидетельства по домам и вручаем на дому. Вы сами понимаете, ветераны люди уже пожилые, им трудно передвигаться, трудно перемещаться, поэтому свидетельства доставляются им на дом.

Кроме того, понимаем, что на рынке сейчас не такое большое количество квартир, которые можно было бы реализовать за эту сумму. Есть определённая договорённость с некоторыми строительными компаниями, которые именно для этой категории граждан либо снижают цену квадратного метра для приобретения жилья в новостройках, либо дают рассрочку от 3 до 5 лет. Вот я знаю, что по ветеранам войны прошлого транша цена на квартиры снижалась от 100 до 300 тысяч рублей.

Как правило, ветераны, которые ожидают сейчас получение этого свидетельства, уже заранее, конечно, ищут варианты приобретения жилья. И у нас очень часто и на приёме, и в письмах один только вопрос стоит: когда? То есть когда придут деньги? Когда следующая категория ветеранов сможет приобрести жильё?

Следующая категория — это молодые семьи. Тоже, наверное, вы уже слышали, что на территории Омской области, города Омска обеспечиваются жильём молодые семьи. Это либо семейная пара с детьми, либо без детей, либо это одинокий родитель в возрасте до 35 лет с ребёнком. В связи с тем, что в декабре прошлого года были внесены определённые изменения в федеральную целевую программу «Жилище», где подпрограмма идёт «Молодая семья», были несколько изменены условия участия молодых семей в этой программе. В частности, в размере процента собственных денежных средств, которые они должны иметь для добавления к социальной выплате для приобретения жилья. Также по возможности использования этих денежных средств, в том числе с учётом материнского капитала, который выдаётся при рождении второго ребёнка. То есть некоторые изменения были внесены.

Так как этот вопрос находится в компетенции субъекта Российской Федерации — Омской области, — то федеральный закон определил, что на территории каждого субъекта областным законодательством должен быть отрегулирован порядок участия в этой программе. На сегодняшний день мы уже два обращения направили в адрес правительства Омской области о том, чтобы они как можно быстрее внесли изменения в постановление правительства, регулирующее данный вопрос. Потому что к нам тоже обращаются молодые семьи с просьбой, чтобы мы приняли у них пакет документов для участия в программе на следующий год. Но пока без этой правовой базы мы не можем принимать документы, хотя основные позиции сохранены: то есть возраст 35 лет, совместное проживание, наличие собственного дохода и так далее. Кроме того, внесён ряд ещё других изменений, которые необходимо отрегулировать на правовом уровне. Вот уже на согласовании эти документы. Ожидается, что в ближайшее время они вступят в законную силу, и мы сможем работать полноценно и с этой категорией граждан.

Хочу сказать, что по итогам работы 2006 года (как вы знаете, ФЦП «Жилище» действует с 2006 года) на территории города Омска было освоено 79 миллионов 763 тысячи рублей на эту категорию граждан. Это с учётом ещё и тех дополнительных средств, которые выделяются молодой семье — участнице программы при рождении следующего ребёнка.

Пик приобретения жилых помещений по данной категории пришёлся на 2008 год: это было 61 свидетельство, 59 квартир было приобретено. К сожалению, после этого периода, в 2009–2010 годах, на город Омск пришлось всего соответственно 6 и 7 свидетельств.

Может быть, у вас тоже будут вопросы по этому: сейчас много обращений идёт от тех молодых семей, которые в прошлом году были участниками программы, и в бюджете были заложены на них деньги, в том числе софинансирование идёт из бюджета города Омска. Это 19 семей. Но в последний момент правительство Омской области изменило своё решение, в бюджет Законодательным собранием были внесены изменения, и остались денежные средства только на 7 семей. Несмотря на то, что бюджет города Омска готов был финансировать в объёме четырёх миллионов, но областной бюджет сократил свои размеры финансирования на эту категорию, и в программе осталось только 7 семей. То есть 12 молодых семей остались у нас без улучшения жилищных условий. Будем надеяться, что в этом году после внесения изменений в нормативные акты мы вернёмся к вопросу о том, чтобы на эту категорию было как можно больше средств выделено. Потому что на сегодняшний день по городу 752 молодые семьи заявились на участие в данной программе на получение денежных средств.

Следующая программа охватывает четыре категории граждан, называется она «Обеспечение жильём отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством». Это военнослужащие, переселенцы, Крайний Север и пострадавшие от радиации — чернобыльцы так называемые.

Уволенные с военной службы. У нас вообще почему-то федеральное законодательство очень любят менять в конце года — самый насыщенный период, когда вносятся какие-то изменения в федеральное законодательство. Так вот, в декабре прошлого года было внесено изменение в категорию граждан «граждане, уволенные с военной службы». И было установлено, что теперь они получают не государственные жилищные сертификаты, — как вы все помните, ГЖС знаменитые, когда на всю семью предоставлялись денежные средства для приобретения жилья, — а им будет предоставляться социальная выплата по аналогии с ветеранами Великой Отечественной войны. Либо они будут принимать участие в новом строительстве с финансированием этой работы за счёт федеральных средств, либо им будет приобретено жилое помещение на вторичном рынке, и оно будет предоставляться по договору социального найма либо по договору в собственность. Хочу сказать, что на сегодняшний день с 2006 по 2010 год реализовано 244 миллиона 706 тысяч для этой категории граждан. К сожалению, на 2011 год финансирование ещё не определено, но наибольшее количество военнослужащих приобрело жилые помещения в 2007 году — это 47, в 2008 году — 54. И, может быть, вы уже слышали, что в позапрошлом и в прошлом году шло распределение: на территории города Омска Минобороны было приобретено 115 квартир в новых домах «Стройбетона». И вот, наконец-то, 78 квартир были распределены, поступили документы из Минрегиона на эту категорию граждан. Вот и последние 17 мы в скором времени получим тоже, предоставим гражданам в собственность.

То есть это уже первая ласточка, скажем так, первая партия военнослужащих, которые приобретают сразу готовые жилые помещения. Не сами подыскивают себе, не деньги получают, реализовывают сертификаты, а вот она — готовая квартира. Они прошли, выбрали, посмотрели, какие-то замечания, может быть, высказали строителям, может быть, сразу готовы были переехать — им было предоставлено жилое помещение.

Следующая категория — это граждане, которые подверглись воздействию радиации. К сожалению, на этот год только один участник этой программы получит денежные средства, а всего у нас таких 45 человек в программе. Но эта цифра — 45 — будет увеличиваться, потому что Конституционный суд высказался за неконституционность ограничения, которое было установлено федеральным законодательством: об участии в этой программе только тех, кто встал на учёт до 1 января 2005 года. Эта норма теперь убрана, и поэтому все участники ликвидации радиационных катастроф, которые будут признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, без ограничения сроков постановки на учёт, будут признаваться участниками данной программы. Поэтому я думаю, что после того как у нас эта категория граждан заявится и будет поставлена на учёт, станет участниками программы, возможно, и денежные средства на эту категорию будут выделены в большем размере, в достаточном объёме.

Граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера. По городу Омску 12 человек таких сейчас стоят на подпрограмме; на этот год выделен один сертификат. Он достаточно объёмный — это 2 миллиона 263 тысячи рублей. К сожалению, только один в планах. В прошлом году вообще не было ни одного участника этой программы.

И вынужденные переселенцы. За них хочу порадоваться, потому что в планах на этот год 33 вынужденных переселенца получат денежные средства для приобретения жилья. По сравнению с прошлыми годами: было всего 15, 14, 2, один был, но вот в этом году — 33. Всего участников у нас 177. Скажем так: 33, конечно, не закрывают полный объём потребности, но это всё-таки достаточно большая доля. И хочу сказать, что за весь период, с 2006 года, реализации этой программы на территории города было реализовано 393 миллиона.

Вот это основные программы в жилищной сфере, которые определены ФЦП «Жилище». Ну и, как вы знаете, есть ещё так называемая программа, хотя это несколько программ, — это обеспечение жильём граждан в результате сноса аварийного жилья. Город Омск участвовал в двух программах областных: это 2008 и 2009 года. Всего по этим программам было расселено 92 и 16 домов. Программы эти закрыты, то есть они выполнены.

К сожалению, в прошлом году город Омск не мог участвовать в программе расселения жилья, потому что законодательством было определено, что за счёт денег Фонда может быть расселён только тот дом, который признан аварийным до 1 января 2007 года, а на территории города таких домов уже не было — мы их закрыли ещё в 2006 году. И была ещё оговорка такая, что реализация этих средств, которые выделяются Фондом содействия ЖКХ, может быть направлена только на малоэтажное строительство. Город Омск также не мог участвовать в этом направлении. Но когда в декабре прошлого года внесли изменения в 185-ый Федеральный закон и неоднократно, я так понимаю, многие субъекты Российской Федерации обращались, что такое ограничение по дате признания дома аварийным необъективно, изменили дату признания дома аварийным до 1 января 2010 года.

И, может быть, тоже вы слышали, что теперь существует единая база аварийных домов, которая размещена в сети Интернет, она размещена на сайте, все регионы. Туда мы забивали в прошлом году базу всех наших аварийных домов, то есть теперь на уровне федерации известно о фактическом состоянии аварийности на территории всех субъектов Российской Федерации, всех регионов и, соответственно, идёт распределение федеральных средств, в том числе и в соответствии с потребностью, которая существует на региональном уровне. Так вот, теперь в этой базе аварийности по городу Омску числится 324 многоквартирных жилых дома. Это наша потребность городская в федеральных средствах для сноса аварийных домов и расселения граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Мы сформировали наши потребности, но деньги выделяются на область. Понимаете, федерация работает с регионом, а регион уже распределяет средства по муниципальным образованиям. И город Омск, несмотря на то, что он административный центр, несмотря на то, что он миллионик, всё-таки является 32-ым муниципальным образованием на территории Омской области. И на него распространяются все те же нормы и правила, как на любое муниципальное образование.

Нами была сформирована заявка на потребность. В феврале и в апреле мы направляли в правительство Омской области заявки на финансирование из фонда денежных средств, при этом Мэром города Омска была дана гарантия того, что доля софинансирования городского бюджета будет соблюдена, будет определена; для этих целей все денежные средства будут предусмотрены в бюджете города Омска. Но мы просили, чтобы нам определили эту долю софинансирования, чтобы нам определили, какая часть из того большого пирога, который придёт на Омскую область, досталась городу и, соответственно, горожане тоже могли бы претендовать на расселение аварийного жилья. К сожалению, официального ответа на наше обращение мы не получили. А вот, опять же в Интернете, благодаря прессе, я прочитала в четверг о том, что в среду на правительстве были утверждены основные параметры этой программы на этот год, и город Омск остался без копейки. Общая фраза прозвучала о том, что город якобы не выполнил каких-то условий, и поэтому его обошли, но официально нам так никто и не пояснил, какие же условия мы не выполнили. Если бы мы не выполнили каких-либо условий, то, уверяю вас, Фонд никогда бы ни одной копейки не спустил бы Омской области, потому что четко очень, жестко отслеживается исполнение и реализация предыдущих программ. И насколько я знаю, когда представители Правительства Омской области ездили в Фонд, то мы участвовали в подготовке отчета в доли города, всё было замечательно и хорошо. Если же, скажем так, нас попробуют обвинить в том, что мы не всех людей расселили из аварийных домов по предыдущей программе, действительно у нас на сегодняшний день 11 семей еще не переехали, не переселились. Но это те 11 семей, которые отказываются переезжать в те квартиры, которые закупил для них Минстрой. В данной ситуации опять же то, что Правительство Омской области приобрело для этих категорий граждан за деньги Фонда, то было им предложено. Однако граждане отказываются переезжать в эти жилые помещения. Кто-то мотивирует этажностью, кто-то территориальностью, кто-то качеством жилья, кому-то нужна не однокомнатная 40 метров, а двухкомнатная 60. Разные есть основания. Все эти вопросы сейчас рассматриваются в судах. То есть где-то судьи становятся на сторону граждан, где-то наоборот отказывают им, но в настоящий момент, скажем так нормальная ситуация, она существует во всех субъектах. Я сама присутствую при селекторных совещаниях с Цициным и слышу какие проблемы существуют на территории других муниципальных образований, других субъектов, это присутствует у всех. Поэтому это нельзя рассматривать как основание для отказа городу Омску в участии в данной программе.

И говоря о том, что наибольшее количество аварийного жилья все-таки находится именно на территории города, и самое ветхое жилье несоответствующее уровню технического и санитарного состояния, которое находится в городе, нельзя же его сравнивать с теми Большими Уками там или Знаменкой. В настоящий момент я думаю, что этот вопрос еще не закрыт, постараемся решить этот вопрос с расселением аварийного жилья. Я думаю, что возможно какие-то меры будут предприняты к тому, чтобы все-таки получить деньги Фонда на расселение аварийного жилья ветхого.

Ну и еще одна программа есть у нас, которую ведет именно город Омск, то есть она не входит ни в ФЦП «Жилище», она не затрагивается федеральным законодательством, это чистая инициатива Администрации города и Мэра города Омска — это обеспечение жильем молодых специалистов. Несмотря на такие тяжелые, трудные времена, которые, я не скрываю от вас, существуют у нас сейчас в связи опять же с расселением, возникшей потребностью, необходимостью в расселении аварийного жилья, в связи с необходимостью решения судебных вопросов, связанных с обязанием Администрации города Омска предоставлять жилые помещения, мы всё равно продолжаем вести эту программу по предоставлению жилья молодым специалистам. На сегодняшний день предоставлено уже 53 жилых помещения за весь период действия этой программы. И на сегодняшний день сформированы списки этого года по тем молодым специалистам, которые будут обеспечиваться жильем. Хочу сказать, что, да, может быть не в том объеме, в котором нам бы хотелось, мы направляем жилье этой категории граждан. Мы понимаем, что молодой специалист, приходящий в муниципальную бюджетную сферу, это, скажем так, золотое наше будущее, и поэтому по мере наших возможностей мы продолжаем обеспечивать их жильем. Ну, а кроме жилья, конечно, они получают и надбавку к своей заработной плате и подъемные, много, скажем так, у них по нашей программе, она большая программа, всевозможных приоритетов, но департамент жилищной политики занимается обеспечением их жильем.

Последнее распределение квартир было сделано к Новому году в прошлом году. Молодым специалистам были вручены сертификаты на квартиры в новом доме, который строится по улице 12 Декабря.

Ну вот видите, я вам подробненько рассказала о наших программах. Если есть какие-то вопросы, давайте, я постараюсь на них ответить.

И.К. Майнгардт

Пожалуйста, коллеги, вопросы. Напоминаю, включайте микрофон, представляйтесь.

«Домашняя газета», Алексей Никишин

Светлана Аркадьевна, вот 324 дома, которые в базе по аварийному жилью содержаться, они как по городу распределены?

С.А. Шенфельд

Ну, сами понимаете, основные дома у нас, конечно, приходятся на Советский, Кировский, Ленинский округа. Кировский — это Старый Кировск. Ленинский и Советский. Несмотря на то, что в предыдущих программах тоже основная масса домов расселялась именно Ленинский и Кировский округа, но всё-таки там наибольшее количество аварийных домов. Есть, конечно, и в Центральном округе знаменитая Пушкина, 133, корпус 4. Есть, конечно, еще и аварийные дома, которые являются памятниками культуры. Но там мы их не можем тронуть со сносом, там только реконструкция возможна. Но а вы знаете, по большому счету человеку, который проживает в аварийном доме, и мне как директору департамента всё равно в каком округе находится этот дом. Главное, чтобы была возможность переселить людей и не допустить опасности обрушения или еще чего-то в таком доме. Потому что когда приходят люди на прием, то, я сегодня проанализировала, у меня за этот год, у меня ближайший прием будет только в среду, а вот считайте за четыре месяца этого года на личном приеме я приняла больше 100 человек. И вот мой советник готовил мне анализ, я посмотрела, где-то около 50 процентов это именно граждане, которые пришли с вопросами о расселении аварийного жилья. То есть я для себя как бы определяю, что всё-таки одна из основных проблем у нас на территории города это всё-таки аварийное жилье.

«Домашняя газета», Алексей Никишин

Сколько семей в этих 324 домах?

С.А. Шенфельд

Около 8 тысяч. Это даже, знаете, у нас сейчас под категорию аварийных попали даже большие многоэтажки, 4–5-этажные, то есть там, где под 60 квартир. То есть это не маленькие дома, где были раньше, вот мы расселяли 4-квартирные, 12-квартиные, бараки, которые вообще одноэтажные длинные. Но теперь под эту категорию попадают и многоэтажные дома.

И.К. Майнгардт

Пожалуйста, ещё вопросы.

Журнал «Недвижимость», Ирина Алексеева

Вот уточнить немножко по поводу тех домов, которые памятниками являются. Было предложение, чтобы снимать с них статус памятника, чтобы можно было расселить. Вот с каких-то домов снят этот статус?

С.А. Шенфельд

К сожалению, нет. Для того чтобы здание ушло из категории памятника или обследованных с точки зрения включения в реестр памятников, это всё теперь защищено очень жёстко федеральным законодательством, сделать это всё очень непросто. И этой работой вообще занимается Министерство культуры Омской области. Мы неоднократно обращались с тем, чтобы… «ребята, ну давайте подойдем объективно к исторической значимости того или иного объекта и не будем делать граждан заложниками вот этого правового статуса памятника». Может быть вы знаете, у нас такой памятник как Учебная, 78, он у нас признан аварийным, он у нас расселяется уже невзирая на то, что есть там деньги, нет денег. То есть мне осталось в этом доме две квартиры, которые еще не расселены. Не расселены они потому что граждане переезжать в то, что мы им предлагаем. Вот все мы люди взрослые здесь, на объективность. Если человек занимает комнату, комнату, не квартиру, 8,8 метра, ему предлагается 16,9, а он говорит: «Нет, я хочу однокомнатную квартиру в центре города». Мы не можем ему предложить таких вариантов, потому что это будет просто разбазаривание муниципального жилищного фонда, тем более он собственник, то есть он несет бремя содержания своей собственности. Ну, несмотря на то, что он в судах проиграл все дела, но он не расселяется из этого памятника. Ну а у меня стоит задача всё-таки, чтобы в этом доме не осталось ни одного проживающего.

С памятниками ситуация осложняется еще и тем, что когда мы… даже вот на этой Учебной, 78 столкнулись, когда мы начали рассматривать различные варианты как же нам всё-таки отселить людей из аварийного этого дома, ну понятно, те, кто проживает по муниципальному найму, те — в муниципальные квартиры, а те, кто проживают собственники, то жилищное законодательство предусматривает для них 32-ю статью. Это выкупная цена. И несмотря на то, что эти памятники может быть и в центре города находятся, но выкупная цена их невелика, и, конечно, люди не соглашаются на выкупную цену. Но иногда есть необходимость идти чисто по Жилищному кодексу, только с выкупной ценой. К сожалению, федеральное законодательство определяет, что выкуп жилого помещения и изъятие жилого помещения в памятниках допускается только органами регионального значения. То есть наш департамент имущественных отношений, который уже собаку съел на этой процедуре, к памятникам подойти не может с этим вопросом. И наши обращения в Минкультуру пока остались без ответов.

Ну как бы проблема снята, город расселил Учебную, ну а что дальше будет… Всё-таки мы пытаемся достучаться до Министерства культуры. Вот завтра у нас планируется проведение совещания по памятникам, правда оно будет маленечко в другом направлении, в направлении приватизации муниципальных квартир в зданиях-памятниках, потому что тоже проблема, тоже определённые есть ограничения федеральные, мы обязаны соблюсти права гражданина на приватизацию, но при этом у гражданина, как у будущего собственника, появляется обязанность по сохранности этого имущества. Вот будем определяться всё-таки, как же мы дальше будем жить с памятниками на территории нашего города. Планирую и ещё раз, скажем так, задать вопрос касаемо аварийных памятников.

И.К. Майнгардт

Пожалуйста, ещё вопросы есть?

Новости, Ирина Гальцева

Скажите, пожалуйста, есть ли какое-то общее количество омичей, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, которые имеют на это право по всем программам, цифра?

С.А. Шенфельд

Конечно. Как и старый Жилищный кодекс, так и новый Жилищный кодекс, он продолжает содержать в себе нормы, определяющие порядок постановки гражданина на учет для признания его нуждающимся. Потому что вот эта как бы исходная очередность, на сегодняшний день это около 22 тысяч человек на территории города Омска, эта очередность, она позволяет гражданину участвовать в тех или иных программах, решать свои иные какие-то вопросы, связанные с жильем. Потому что первое, что любой нормативный документ, регулирующий предоставление того или иного варианта решения жилищной проблемы, первым пунктом записано состоит ли человек на учете нуждающихся в жилых помещениях. Это обязательное условие. И вот из этого большого котла, из этого большого списка мы начинаем… Вот как по ветеранам. Ветеран может стоять пятым, двадцатым, двухтысячным и так далее. Но эту категорию выбрали из этого списка, выделили на ее деньги и обеспечили жильем. Как по инвалидам, он тоже может стоять первым, двадцатым, тридцатым и так далее, но эта категория инвалиды, на нее пришли целевые деньги из Федерации. Мы также их выбрали из этого списка по дате постановки и предоставили. Поэтому мы добросовестно продолжаем относиться к вопросу о ведении этой очередности, хотя мы все реально понимаем, что теперь у нас в государстве изменился принцип обеспечения жильем населения, то есть теперь у нас программно-целевой метод, как мы все любим говорить. Хотя раньше у нас люди получали согласно простой очередности общего списка. Может быть ваши мамы, дедушки еще успели получить свои первые квартиры вот по этому порядку. Теперь у нас программно-целевой метод. Но всё равно при любом вопросе, касающемся предоставления жилья той или иной категории, даже молодым специалистам. Казалось бы, эта программа наша, мы можем установить любые правила для предоставления квартиры. Но главным стоит — состоит ли молодой специалист на учете? с какого времени он состоит? в какой период времени он будет обеспечиваться? То есть это является наиглавнейшим, наиобязательнейшим правилом.

«Антенна-7», Алёна Бензик

Светлана Аркадьевна, к нам не раз обращались люди, которые рассказывали о том, что они на очереди на получение или улучшение жилищных условий стояли, допустим, 36-ые, а через год они стали 587-ые. Как так случается?

С.А. Шенфельд

Это не случается, это законодательство определило. Списки велись всегда по округам. Окружные администрации вели списки на территории своего административного округа. Потому что, опять же возвращаясь в советские времена, я говорю, что строительство велось по окружному принципу. Например, я стою в Советском округе, моя очередь движется, и я получаю квартиру на территории Советского округа. Или, например, Кировский округ у нас очень хорошо развивался, Левобережье строилось, и те, кто стояли в списке Кировского района тогда еще, получали жилье на территории Кировского района и соответственно двигались быстрее. Такая несбалансированность прав гражданина, никто же не виноват, что я живу в Советском, а он живет в Кировском, в 2005 году, когда с 1 марта Жилищный кодекс вступил в новой редакции, он определил, что теперь нет больше ведения учета и списков по различным территориям одного муниципального образования. Список этот теперь будет вестись единым по всему муниципальному образованию. У нас муниципальное образование — это город Омск. Он состоит из пяти административных округов. И поэтому после введения в действие этой нормы мы больше не имели право вести отдельные списки по округам, мы объединили их в один единый список по городу Омску. И если, например, да, человек стоял 30-ым, но по Советскому округу, то с этой же датой постановки на учет, например с 80-го года, он по этой же дате перешел в единый общий список 80-м годом. Но кроме него на эту дату встали ведь люди и из других округов. Поэтому, конечно, у него теперь стал не 30-ый номер, а трехтысячный или трехсотый. Но вы знаете, когда граждане к нам обращаются с таким вопросом, ко мне тоже очень часто приходят такие обращения, особенно когда человек длительное время не проходил перерегистрацию, то есть последний раз при постановке на учет встал на учет, там еще год-два приходил на перерегистрацию, а потом больше не появлялся. А потом вдруг сейчас, услышав про такое количество программ и про возможность решить свои жилищные проблемы, он приходит и удивляется. Ну, во-первых, мы выясняем за этот период времени, когда он не проходил перерегистрацию, а не утратил ли он право на жилое помещение. Ну, самый классический пример — это получил наследство или купил что-то, а потом продал, то есть был период, когда он уже должен был быть сняться с учета, но он об этом не заявился (непонятно) не представил. А потом ему объясняем и показываем, что вот список общий, как я говорю, на 22 тысячи человек. У Вас дата такая? Да, дата такая. Можете посмотреть, впереди Вас стоит раньше подавший на учет? Раньше. За Вами позже? Позже. Нет нарушений? Нет нарушений.

Ну и потом, вы знаете, я уже говорила об этом, могу повторить, только в другом ракурсе, сейчас не важно уже каким в очереди стоит человек, главное, что он стоит в этой очереди и что он имеет какие-то льготы или относится к какой-то категории граждан, которую на сегодняшний момент государство признает приоритетной в улучшении жилья, и выделяет на эту категорию денежные средства. У нас ветераны Великой Отечественной войны вот сейчас, в связи с этим Указом, они, сами понимаете, вот 10 ноября прошлого года встали на учет и уже получили свидетельство и уже улучшают жилищные условия, мы их снимаем с очереди. А человек, который не относится к этой льготной категории, но который стал еще в 80-м году, он продолжает стоять в этих списках. Поэтому сейчас принципиально не важно какой ты по дате стоишь, важно чтобы ты стоял, чтобы у тебя были документы все в порядке, ты не утратил право стоять на очереди и чтобы ты относился к определенной категории. Вот это главное.

«Антенна-7», Алёна Бензик

Тогда еще такой вопрос. Что касается детей-сирот. Мне известно, что в настоящее время у приставов находится больше сотни исполнительных листов к мэрии, которые, как бы ни обидеть, обидела сирот своим вниманием. Вот как обстоят дела с исполнительными листами?

С.А. Шенфельд

Я начала свое выступление с того, что обеспечение детей-сирот жилыми помещениями — это обязанность субъекта Российской Федерации. И мы исполняем только государственные полномочия в рамках переданных нам финансовых средств. Если Вы следите за этим вопросом, то, наверное, Вы знаете, что сейчас, после того как началась эта большая интенсивная работа судей, связанная с тем, что очень много детей-сирот обращается по этому вопросу в суды, Администрация города Омска обратилась в суд о признании методики, по которой рассчитываются денежные средства тому или иному муниципальному образованию, не соответствующей закону. И так как это было обжалование закона Омской области, то данный вопрос рассматривался областным судом, по первой инстанции. И областной суд подтвердил, что, действительно, закон Омской области в части определения методики расчёта денежных средств является соответствующим нормативным актом. Я, к сожалению, не знаю, обжаловало ли это решение правительство, наверное, должно было обжаловать, потому что понятно, что их это решение не может удовлетворить, не может устроить. Но, во всяком случае, уже существует судебная практика по другим регионам, где методика расчёта финансовых средств должна планироваться не от возможности бюджета, а от потребности. Вот если бы это правильно было сделано, законно сделано и в прошлые годы, позапрошлые, в этом году, то, наверное, вот этих бы судебных решений, о которых вы говорите, об этих обиженных граждан этой категории, не возникло. Я разговаривала с судебными приставами и получила такую информацию, что всего две области в Российской Федерации, в которых есть проблемы с детьми-сиротами, в том числе в Омской области, к сожалению.

«Антенна-7», Алёна Бензик

То есть, несмотря на то, что суд обязывает… признает Вас виновными, Вы говорите, что не виноваты, виновата область?

С.А. Шенфельд

Что Вы, суд не признает нас виновными.

«Антенна-7», Алёна Бензик

А как же исполнительные листы…?

С.А. Шенфельд

Вот чувствуется, что Вы в гражданско-правовом законодательстве не слишком сильны. Дело в том, что формулировка судей, решение судов звучит так: «обязать Администрацию города Омска предоставить жилое помещение Иванову Ивану Ивановичу за счёт средств субвенций Омской области». Можно обязать предоставить жилое помещение только администрацию города, потому что, во-первых, она исполняет государственные полномочия, на неё возложенные, а второе — заключение договора соцнайма осуществляет орган местного самоуправления. Поэтому иного суд и не может написать. Но то, что суд пишет «за счёт средств субвенций», вот те судебные решения, которые на сегодняшний день не исполнены, они не являются нашей бедой или нашей виной, потому что мы доказали в суде, что мы и не можем их исполнить, потому что субъект — Омская область, субъект Российской Федерации не выдал нам достаточного количества субвенций для приобретения жилья. Всё, что нам выдаётся, мы до копейки расходуем, приобретаем, выдаём. У нас очень много контролёров и надзирающих органов за нами в этом направлении: и прокуратура, и Минфин, и Минобразование. Если, например, вот как вы высказались это было бы нашей виной, нашей ответственностью, я вас уверяю, за такое количество судебных решений я, как минимум, лишилась бы уже должности. А сами понимаете, что при наличии вины никто бы не стал разговаривать с нами: «А почему вы это не исполнили?» Не исполнили, значит виноваты. Но в данной ситуации мы не даром же пошли в суд и доказали в суде, что нам выделены средства в недостаточном количестве, а причина в том нормативном документе, который сейчас существует в Омской области, это методика расчёта. И ещё раз говорю, что эта практика признания такой методики неправомерной, незаконной, нас и прокуратура поддержала, кстати говоря, в этом судебном процессе было два представителя областной прокуратуры, они тоже дали заключение о том, что, да, это не соответствует закону. И поэтому сейчас будет решаться вопрос либо изменять методику и соответственно приведут её в соответствие с законодательством и нам будет выдано достаточное количество средств, и мы приобретём квартиры, и закроем тему с детьми-сиротами, потому что стыдно, честно говоря, когда сирота и так обездоленный судьбой и ещё и в силу каких-то наших действий не может решить свой жилищный вопрос. Либо, если, скажем так, Омская область сочтёт это возможным, она отзовёт свои государственные полномочия у города и будет реализовывать их сама. Ну и тогда все исполнительные листы будут предъявлены к ней.

«Антенна-7», Алёна Бензик

Ещё один вопрос. Однажды депутаты предлагали расформировать муниципальное предприятие «Городской жилищный центр». Как на сегодняшний день обстоят дела у этого муниципального предприятия? Из-за его дефицитности.

С.А. Шенфельд

Я помню, я поняла. Действительно. Так как это муниципальное учреждение, то оно в своей деятельности отчитывается и показывает, так скажу, свою эффективность, результативность, обоснованность существования, да? потому что там 10 человек штатных единиц. Соответственно, это зарплата, содержание и так далее. Ну, хочу напомнить, что это учреждение теперь называется казённым учреждением, в связи с законодательством изменилось название. Цель его — это формирование политики платы за соцнаём, взимание платы за соцнаём, ведение базы муниципального имущества, работа с населением вот по этим направлениям, консультирование и так далее. Когда вот этот вопрос возник, я как бы так уже детально прямо рассказываю, когда этот вопрос возник, прошло всего полгода с момента создания этого учреждения, то есть это был период формирования, становления, приучения населения к этому виду платежа, к пониманию того, что есть такой ещё орган, куда можно обратиться или который может предъявить претензии, требования и так далее.

Последний мой отчёт, вот я с периодичностью в полгода отчитываюсь на комитетах городского Совета, вот последний мой отчёт, мы уже показали, что эффективность сбора платы за проживание в муниципальном жилищном фонде составляет 83 процента, то есть понятно, что мы уже приучили население к тому, что за то, что ты проживаешь в муниципальном имуществе, надо платить. Да, это три рубля двадцать копеек за квадратный метр, без учёта надбавок, ну, у многих, так сказать, есть льготы, и освобождение, и так далее, всё равно, даже при наличии вот всех освобождений, составляет 83 процента. И содержание этого нашего муниципального учреждения в три раза дешевле дохода, который у нас подпадает по бюджету. То есть депутаты признали наличие и работу этого учреждения удовлетворительной, даже были высказаны предложения положительной признать, но этот вопрос по-прежнему остаётся на контроле и с периодичностью раз в полгода я буду ещё раз отчитываться, и доклад, что работа ведётся. Я, конечно, понимаю, что плата за соцнаём будет снижаться в объёмах, потому что увеличивается количество приватизированных квартир, соответственно объём муниципального имущества сокращается, соответственно и доходность сокращается. Кроме того, увеличивается количество льготников, потому что, например вот, граждане, признанные малоимущими, освобождаются от платы. Граждане, проживающие в аварийном доме, освобождаются от платы. С принятием каждого аварийного дома, да, то есть мы, соответственно, уменьшаем доходность. Но всё равно, у нас остаются должники, с которыми продолжают работать в судебном порядке, у нас выявляются ещё муниципальные помещения, о которых раньше мы даже не знали, ведомства передают нам, то есть, он тоже приобретает статус муниципального жилья. Поэтому вот на этом балансе мы и продолжаем работать.

«Антенна-7», Алёна Бензик

Существовала такая проблема, что не было полной базы приватизированных муниципальных квартир. На сегодняшний день решена эта проблема?

С.А. Шенфельд

Ну, я уже маленечко затронула этот вопрос. Когда, ну, не секрет, скажем так, предприятия когда разваливались, они оставляли свой жилищный фонд бесхозным, бесхозяйным. У нас есть такая проблема в некоторых микрорайонах. Как только департамент имущественных отношений принимает этот жилищный фонд в муниципальную собственность, они приобретают статус муниципального имущества, они пополняют базу. Или, например, это уже как бы глобальный такой, целыми жилыми массивами приходит к нам в муниципальную собственность муниципальное имущество. Или, например, граждане приватизировали жилое помещение ещё когда БТИ, ЦТИ этим занималось, то есть ни когда департамент этим занимался, то есть мы не знаем этих сведений, этих данных, но не принесли в своё домоуправление, в лицевых счетах не внесли изменения о том, что они оказывается уже приватизировали муниципальное жилье и, соответственно, освобождаются от участия в нашем муниципальном фонде. Поэтому да, эта работа продолжается, так называемая «чистка муниципальной базы» и она, конечно, сейчас уже в меньшем объёме, но всё равно продолжает иметь место, потому что как только человеку приносят квитанцию, он вспоминает вдруг, да нет, я вроде давным-давно уже приватизировали. Приходит и разбирается, приносит региструшку о том, что да это его собственность, и ему возврат денег осуществляется или, например, если там за какой-то период времени он ещё оставался муниципальным, а потом приватизированным, то делается перерасчёт. Ну, эта работа текущая, в ней никогда не может быть поставлена точка, просто она… Вот я, каждый понедельник у меня аппаратное проходит в департаменте, и директор этого муниципального учреждения отчитывается, показывает сколько за неделю внесено изменений в запись по базе и в связи с чем, в связи с тем, что льготник, в связи с тем, что ушло приватизированное, в связи с тем, что выявлены как бесхозяйные и поставлены на учет и включены в муниципальный фонд.

«Антенна-7», Алёна Бензик

У меня последний вопрос. Можно непосредственно прокомментировать такую ситуацию, когда дома уже не существуют на карте, но они есть? И второе, когда наоборот, домов уже не существует и где прописывать на пепелище?

С.А. Шенфельд

Вы знаете, всё, что связано с картой города, ну, наверное, вопрос опять же не ко мне, я картой города не занимаюсь. Всё, что касается прописки, это тоже вопрос УФМС — Управления Федеральной миграционной службы. Поэтому на этот вопрос я Вам не готова ответить и не моя это компетенция комментировать такие факты, если они у Вас есть. Если Вы имеете в виду дом на Сажинской, да? то госпоже Андреевой я доказала, что этот дом существует, на него документы есть, и после того, как я направила весь пакет документов, она больше ко мне перестала обращаться, если Вы конкретно данный факт имеете в виду.

И.К. Майнгардт

Пожалуйста, еще вопросы.

«Антенна-7», Алёна Бензик

Позвольте уточнить? Из 22 тысяч нуждающихся, в этом году сколько людей получат жилье?

С.А. Шенфельд

Ну, вот давайте с Вами посчитаем. Из этого списка уйдут: дети-сироты, на которых будут приобретены квартиры, ветераны Великой Отечественной войны, молодые семьи, военнослужащие. Ну, вот цифры я Вам называла, вот Вы их все вместе сложите, это будет то количество граждан, которое в этом году будет обеспечено жильем и, соответственно, уйдет из этого списка. Потому что, еще раз обращаю Ваше внимание, что на сегодняшний день обеспечение жильем осуществляется программно-целевым методом.

«Антенна-7», Алёна Бензик

А молодые семьи все-таки будут обеспечены? Вот я не совсем поняла, тут проблема с документами, с документацией.

С.А. Шенфельд

Да, ну конечно, не может быть такого, чтобы… У нас списки по молодым семьям они формируются до первого сентября каждого года, предшествующего году предоставления субсидии. Ну, вот на сегодня, конечно, май уже, по-хорошему, мы с января месяца должны уже были собирать пакеты документов и формировать списки, ну, еще раз говорю, срок стоял в Правительстве 12 мая, подготовки этого документа. Мы направили еще одно письмо с просьбой, чтобы поторопились, потому что, Вы знаете, вот очень грустно всегда бывает, когда, вот в частности мне, например, когда моя работа зависит еще от кого-то, на кого я не могу повлиять. Вот если бы, например, это была моя компетенция, да я бы субботу-воскресенье посидела, написала бы этот закон, согласовала с кем надо, зная, что от этого действия стоит судьба вот тех семисот молодых семей. Но я не понимаю, когда от, ну, скажем так, чиновника, да, какого-то уровня зависит вот такая проблема, а он не исполняет свои функции. Но я еще раз говорю, в декабре месяце внесли изменения в Федеральный закон. А сегодня уже май. И я вот в среду опять на личном приеме на своем буду, краснея, объяснять очередной молодой семье, что я не могу рассмотреть ее документы, принять пакет документов, потому что у меня нет правовой базы.

«Антенна-7», Алёна Бензик

То есть Вы пока не принимаете эти документы?

С.А. Шенфельд

Нет, пока мы таких документов не принимаем. Мы консультируем, мы проверяем, ну, как бы … Мы же понимаем, что основные позиции сохранятся. И поэтому чтобы человек уже приблизительно понимал, а стоит ли ему вообще собирать документы, а стоит ли ему надеяться на эту программу. Поэтому мои специалисты два раза в неделю принимают такую категорию граждан, предварительно с ними прорабатывают ситуацию. Ну, вот, например, самый такой классический вариант, когда семья (муж, жена и ребенок), а прописаны в разных местах — одни у своих родителей, другие у своих родителей. Мы такую молодую семью не можем поставить на учет, они должны быть прописаны в одном месте. И мы их консультируем и говорим: «Ребята, вот сейчас у нас появится правовая база, мы примем ваши документы, но вы до этого времени быстренько успейте вот эту проблемку решить». Или, например, молодая семья, не зарегистрирован брак, живут в гражданском браке, уже дети есть, нет регистрации, мы говорим: «Ребята, да, вы по всем параметрам скорее всего подойдете, но вы вот эту проблемку решите с регистрацией брака, чтобы мы могли официально вас признать молодей семьей и поставить на учет». Поэтому работа вот в рамках наших возможностей, мы не останавливаемся ни на один день, мы продолжаем с ними работать. Но еще раз говорю, есть позиции, скажем так, на которые я повлиять не могу. Вот я не могу повлиять на ситуацию с детьми-сиротами, как бы мне этого сильно ни хотелось. Я не могу… Нет средств, не дает область нам достаточных средств, чтобы обеспечить всех детей-сирот жильем. Хотя то, что зависит от департамента, мы делаем, ну, говорю же, невзирая тан ни на время, ни на свободное, ни на состояние здоровья, ни на что. То есть да, нам пришли деньги, мы тут же их — заявки, согласование, размещение на сайте, работаем с риэлторами, с застройщиками, что дайте нам квартиры такие-то, качество проверяем. Всё, что зависит от нас, да, это конечно. Ну, вот говорю, бывает очень обидно, что иногда ситуация, которая неподвластна.

«Антенна-7», Алёна Бензик

И по поводу аварийного жилья, о переселении, все-таки когда вопрос решится? Дата какая-то, можете уточнить?

С.А. Шенфельд

Ну, вот о том, что город Омск остался за рамками программы, стало известно в среду.

«Антенна-7», Алёна Бензик

Это я знаю. А когда вот решится вопрос? Будет он участвовать или нет?

С.А. Шенфельд

Я думаю, что этот вопрос руководство Администрации города должно решить в кратчайшее время.

«Антенна-7», Алёна Бензик

Более конкретной даты нет пока?

С.А. Шенфельд

Нет, потому что мы пока ищем варианты и способы решения этой проблемы.

«Антенна-7», Алёна Бензик

Спасибо.

И.К. Майнгардт

Коллеги, мы уже 50 минут работаем. Может быть, уже дадим отдохнуть…

С.А. Шенфельд

Нет, если есть вопросы, я так редко с вами встречаюсь, но я знаю, что вопросов много. Вообще, вы знаете, у меня сейчас есть такое счастье, скажем так, большое, у меня есть пресс-секретарь, вот, Наталья, которая действительно вот пресс-секретарь, то есть ни человек, который занимается попутно этой работой, а занимается целенаправленно. Поэтому, вот я вас приглашаю, официально приглашаю, у меня в среду будет прием, пожалуйста, на эту среду можете посмотреть, какая категория граждан приходит, какие вопросы задаются и какие ответы они получают. Если кому-то из вас интересна какая-то узкая тема или какой-то узкий вопрос, ну, связан с фамилией какой-то или с какой-то конкретной ситуацией, которую вы на страницах своих изданий там освещали. То есть я готова встретиться с вами персонально по этой ситуации, разложить ее по полочкам. Мне кажется, вам тоже интересно не однобоко эту ситуацию знать со стороны жалобщика, да, а, ну, достаточно объективно, знать ее еще и со стороны органа, который эту жалобу рассматривает или исполняет. Поэтому, ну, я всегда говорю, достаточно я открытый человек для прессы, поэтому, пожалуйста, если есть какие-то вопросы… Единственное, у нас есть определенные правила, то есть все ваши контакты помимо вот такой пресс-конференции, через пресс-секретаря, через нашу службу, департамент информационной политики. Поэтому, если есть какая-то тонкая конкретная тема, я готова повстречаться и пообщаться.

И.К. Майнгардт

Так, ещё вопросы есть?

Всё, спасибо, Светлана Аркадьевна.