Пресс-конференции

Пресс-конференция Светланы Шенфельд 17.10.2011

Стенограмма пресс-конференции директора департамента жилищной политики Администрации города Омска С.А. Шенфельд

Видеоверсия пресс-конференции

Е.И. Моренис

Сегодня пресс-конференция Светланы Аркадьевны Шенфельд — директора департамента жилищной политики Администрации города Омска.

Для тех, кто не знает, напомню, что 19 ноября исполняется 5 лет с момента образования департамента жилищной политики.

Тема сегодняшней пресс-конференции: «Итоги работы департамента за девять месяцев 2011 года».

Порядок проведения пресс-конференции прежний: сначала Светлана Аркадьевна ознакомит вас с какими-то основными достижениями, позициями на данный момент. Ну, а затем — ваши вопросы. И, как обычно, прошу вас представляться, фамилию называть, средство массовой информации. И не забывайте микрофон включать. Спасибо.

С.А. Шенфельд

Мы задержали пресс-релизы, потому что мы добавили в них наиболее подробную информацию с учётом пятилетнего срока нашей деятельности, и, конечно, то, что сделано нами в 2011 году, потому все цифры и основные показатели, информацию вы можете взять из пресс-релиза. Ну, а я хотела бы вначале некоторые позиции акцентировать на них внимание, а потом, по традиции, отвечу на все ваши вопросы.

Хочу сказать, что, действительно, пятилетний срок, пятилетний юбилей мы отмечаем в этом году. То есть в 2006 году впервые жилищная политика была выделена в отдельное, самостоятельное направление деятельности Администрации города Омска. Всегда жилищная политика существовала, это не значит, что её раньше не было, просто ей было придано особое направление. Это связано было и с изменением федерального законодательства. Как вы помните, новый Жилищный кодекс в полной мере вступил в свои права. Был принят ряд федеральных программ, связанных с обеспечением жильём отдельных категорий граждан. Поэтому необходимость была в создании специализированного структурного подразделения, которое ведёт эту работу от лица Администрации города Омска.

Основные направления деятельности департамента — они неизменны были с первого дня создания. Эта работа связана с обеспечением жильём отдельных категорий граждан, таких как ветераны, инвалиды, военнослужащие, дети-сироты, молодые семьи и так далее.

Основная доля финансирования, конечно, приходится на государство, то есть это федеральные средства, частично — областные средства, и по такому направлению, как молодые семьи, — это средства городского бюджета.

Кроме того, наш департамент занимается вопросами приватизации жилья. Все мы, наверное, помним тот напряжённый момент, когда у нас было объявлено о прекращении приватизации, и вот тогда особенно большое количество времени было посвящено максимальной реализации прав граждан на приватизацию жилья. Ну, сейчас ситуация немного стабилизировалась, до 2013 года ещё целый год, поэтому ситуация спокойная. И такие направления деятельности, как предоставление жилья для бюджетников, для малоимущих граждан, по-прежнему ведение учёта, списков очередников, расселение аварийного жилья, предоставление комнат в коммунальных квартирах. То есть все вопросы, связанные с жильём на территории города Омска. Я имею в виду жильё, которое находится в муниципальном жилищном фонде.

Неоднократно уже вами поднимался вопрос, связанный с деятельностью нашего судебного отдела. Это работа по защите интересов граждан, в том числе и соседей при выселении некоторых граждан из жилых помещений муниципального жилищного фонда. Это и представление интересов в судах и в защиту граждан, и в защиту муниципалитета как такового, когда происходит выселение из жилых помещений граждан, которые самовольно их захватили. Ну, и также большая работа, связанная с подготовкой проектов правовых актов, нормотворческой деятельностью и так далее.

Ещё хочу обратить ваше внимание, что цифровой материал мы постарались дать вам наиболее полно в пресс-релизах. Но основное в цифровом показателе это, конечно, наша работа, связанная с программами и такой категории граждан, как ветераны Великой Отечественной войны. Хочу сказать, что городские ветераны, проживающие на территории города Омска, уже более 1 140 человек, улучшили свои жилищные условия. Последние 178 ветеранов были обеспечены свидетельствами на приобретение жилья в этом году. Но хочу сказать, что на сегодняшний день ещё более 500 ожидают этой поддержки от государства.

Акцентирую ваше внимание, что это именно обязанность государства — обеспечение жильём такой льготной категории, как ветераны Великой Отечественной войны. Администрация города Омска в этой ситуации лишь подтверждает их права и, соответственно, формирует документы для того, чтобы они могли реализовать своё право. Ну и, по последним данным, 657 миллионов рублей ожидается на Омскую область поступлений именно для этой категории. В конце октября — начале ноября мы готовимся к этому событию. На сегодняшний день, по предварительным данным, ещё около 200 ветеранов до конца года получат свидетельства.

Как вы знаете, наверное, слышали из федеральных средств массовой информации, эта работа будет продолжена и в 2012 году, как я понимаю, до того момента, пока все ветераны не будут обеспечены жилыми помещениями в силу необходимости, нуждаемости и такой особой категории.

Ну, и особое направление нашей деятельности — это обеспечение жильём детей-сирот. Тоже достаточно озвученная на страницах средств массовой информации тема. На сегодняшний день более 500 детей-сирот, которые стоят на учёте по городу Омску имеют право, претендуют на получение жилья, но, как уже неоднократно говорилось, средства для приобретения для них жилых помещений выделяются из областного и федерального бюджетов. В этом году как никогда, может быть, в силу предыдущих событий, было много выделено денежных средств для обеспечения жильём именно городских детей-сирот, то есть им 63 жилых помещения уже предоставили, на сегодняшний день ещё 38 жилых помещений разместили заявку на приобретение. Но всё равно по-прежнему большое количество детей-сирот остаётся нуждающимися в жилье. На сегодняшний день это около 115 только исполнительных листов у нас находится. Но, как мы все помним, несмотря на то, что ответчиком по данным вопросам выступает Администрация города Омска, потому что на сегодняшний день она наделена полномочиями по осуществлению государственной функции, но по-прежнему идёт обязанность бюджета Омской области по финансированию данной работы, потому как, ещё раз подчёркиваю, это государственные полномочия, которые мы исполняем в силу поручений, определённых в законе Омской области.

И ещё такой блок направлений нашей деятельности — это аварийное жильё. Тоже часто задают вопросы, куда будем расселять граждан, потому что жильё ветшает. Это наследство, которое досталось нам от прежних времён. Потому что, действительно, жильё ветшало быстрее, чем собственники занимались его ремонтом и поддержанием в надлежащем техническом состоянии. Но, как вы знаете, по программам, которые были предусмотрены Федеральным законом, 108 домов мы расселили. На сегодняшний день ожидают расселение, то есть официально признаны аварийными и подлежащими сносу около 400 домов, из них 324 могут быть расселены в соответствии со 185-ым Федеральным законом, то есть это дома, которые признаны аварийными до 1 января 2010 года. Именно в отношении этих домов мы неоднократно, уже второй год, пытаемся получить финансовые средства за счёт областной программы, то есть региональной программы расселения аварийного жилья. На следующий год мы также будем предпринимать всё зависящее от нас, для того чтобы хоть какое-то финансирование поступило на жителей, проживающих на территории города Омска. Ну и, кроме того, учитывая, что всё равно для расселения нуждающихся из аварийных домов только на сегодняшний день требуется уже порядка 4 миллиардов, мы понимаем, что ни один бюджет не сможет поднять такую сумму в ближайшее время. Поэтому по поручению мэра города Омска была подготовлена программа расселения аварийного жилья, которая формируется именно за счёт бюджета города Омска, и такая программа будет в ближайшее время принята и вынесена на обсуждение депутатов городского Совета для утверждения финансирования в бюджете города Омска.

Хочу сказать, что, несмотря на то, что второй год ни копеечки федеральных, областных средств не поступает в город Омск, мы всё равно предпринимаем меры к расселению аварийного жилья. На сегодняшний день уже порядка 142 квартир было предоставлено из муниципального жилищного фонда. То есть вы понимаете, что если у нас нет никаких отчислений от застройщиков, очень часто тоже задают вопросы: вот весь город в стройках, весь город в подъёмных кранах, а жилья почему-то нет у муниципалитета. Ну, потому что всё это частные стройки, частное жильё; это дольщики, которые вложили свои деньги. И поэтому город сам не строит, и городу никаких отчислений от застройщиков не поступает.

Поэтому те квартиры, которые мы сейчас предоставляем жителям из аварийного жилья, — это то, что мы имеем в нашем муниципальном жилищном фонде, то есть там, где нам либо сдают жильё, люди выбывают в другие муниципальные образования. Либо мы в результате инвентаризации выявили жилые помещения, брошенные гражданами, приводим их в надлежащее санитарно-техническое состояние; либо это квартиры, где граждане в силу естественных жизненных причин скончались, либо родственники сдают нам жильё. То есть это тот небольшой кусок муниципального жилищного фонда, который оказался свободным для решения каких-то муниципальных нужд.

Понятно, что мы всё жильё сейчас направляем именно на расселение аварийного жилья, то есть прекратили предоставление жилья и по очередям, и по другим программам, потому что мы понимаем, что когда нет крыши над головой или когда существует угроза безопасности проживания в жильё, то это самая первоочередная наша задача. Поэтому, кроме того, из бюджета города Омска выделены были 50 миллионов рублей для приобретения квартир целевым образом для расселения аварийного жилья. На сегодняшний день 20 квартир уже предоставлено, остальные находятся сейчас в реализации. Принято решение мэром приобрести ещё 26 квартир: это всё из резервного фонда, из бюджета города Омска. Ну, и дано поручение департаменту строительства провести перепланировки и переводы из нежилого помещения в жилое: то есть уже порядка 20 жилых помещений мы ждём на конец года для расселения.

Но всё равно, вы понимаете, что те цифры, которые у вас указаны и которые озвучены, те меры, которые мы принимаем в силу своих возможностей, недостаточны для решения этой большой проблемы. И, конечно, без федеральных денег, без поддержки государства ни один муниципалитет с этой задачей справиться не может.

Немножко коснусь приватизации. Все уже слышали, что сейчас у нас открылась такая услуга населению, как Одно окно. Просто замечательная, если на эмоциях говорить, замечательная служба, потому что очень многие вопросы сейчас — не только с департамента жилищной политики — со многих департаментов сняты. Особенно при вопросах, когда гражданин собирает достаточно объёмный пакет документов для решения своих жилищных проблем, в том числе для решения вопросов приватизации жилья, постановки на учёт, участия в программе, иных каких-то вопросов, связанных с жильём. Служба одного окна сейчас организована таким образом, что восемь услуг, восемь вопросов, восемь направлений деятельности департамент жилищной политики осуществляет через эту структуру. То есть там идёт целевой, скажем так, обобщённый сбор документов.

Некоторые документы, которые раньше гражданин собирал сам в наших же структурах или в государственных, в федеральных структурах, теперь готовит Служба одного окна. Это улучшило и нашу работу, облегчило гражданину его задачу решить свои жилищные вопросы, но и, скажем так, вопрос стал прозрачным, доступным, открытым.

Я почему говорю про Службу одного окна? Потому что она расположена прямо напротив моей приёмной, и, скажем так, находясь на рабочем месте, я тесно общаюсь с теми гражданами, которые пришли в Службу одного окна, с теми вопросами, которые обсуждаются по линии жилищной политики, поэтому рассматриваю как самого ближайшего своего помощника эту структуру.

Это основные направления нашей деятельности. Давайте, если есть какие-то вопросы, мы ещё пообсуждаем. Единственное, у меня к вам просьба. Если у вас есть какие-то конкретные случаи, я имею в виду по фамилиям, по адресам и так далее, вы можете их оставить в записке со своими контактными телефонами. Мои специалисты подготовят информацию, я лично с вами созвонюсь и всё вам сообщу. А с вами пообщаемся о каких-то общих вопросах, связанных с жилищной политикой на территории города Омска.

Е.И. Моренис

Спасибо, Светлана Аркадьевна.

Коллеги, пожалуйста, ваши вопросы.

«Вечерний Омск», Екатерина Кудрявцева

Вот что касается приватизации. Служба одного окна. Теперь человек может абсолютно обойтись без риэлторов, без помощников таких, которым нужно платить деньги, то есть он может всё сделать самостоятельно? И сколько времени у него потребуется?

С.А. Шенфельд

Например, чтобы прийти в Службу одного окна, ему достаточно, наверное, часа. То есть он приходит, берёт талончик, приходит первый раз для консультации. Когда подходит его очередь, он консультируется у специалиста, ему выдают перечень документов, которые он должен собрать. И из этого перечня теперь он должен представить только те документы, которые касаются его лично. То есть это паспорт, свидетельства о рождении детей — то есть то, что касается его непосредственно. А всё, что касается информации, содержащейся в УФРС или в департаменте имущественных отношений, — эти справки Служба одного окна готовит сама. То есть он только оплачивает услугу в УФРСе через Службу одного окна, и за этими документами он уже не ходит по кабинетам департамента имущественных отношений, на Орджоникидзе уже не ездит. Всё это находится в одном месте.

Если он сдаёт полный пакет документов, то приватизация осуществляется в течение двух месяцев. Сейчас у нас не такой большой объём, поэтому, как правило, мы это делаем гораздо быстрее.

Если у гражданина возникают такие жизненные ситуации, например, с переездом, с больничным, с командировкой, он пишет заявление, указывая, что просит ускорить приватизацию, и совершенно бесплатно мы делаем её гораздо быстрее — в те сроки, которые гражданин просит. Но это бывает нечасто, поэтому для нас это большого напряжения не составляет. Ещё подчёркиваю: никаких дополнительных средств для этого платить не надо, то есть это всё в рамках текущей работы департамента.

«Вечерний Омск», Екатерина Кудрявцева

Спасибо.

Е.И. Моренис

Ещё вопросы, пожалуйста.

С.А. Шенфельд

Вопросов нет.

Всегда бывают вопросы о молодой семье. Сейчас у нас идёт реализация 18 свидетельств по молодой семье. Может быть, кто слышал: с прошлого года несколько изменились требования федерального законодательства. Если раньше больше финансирования выделялось каждой молодой семье, то теперь необходимо, чтобы она подтвердила свою финансовую составляющую, свою финансовую возможность оплатить до той субсидии, которая определяется Федеральным законом. К сожалению, не все молодые семьи обладают возможностью доплатить до этой денежной субсидии, и поэтому не так много молодых семей у нас на следующий год подали заявление в эту программу.

Вы, наверное, помните ситуацию, когда в прошлом году у нас предварительно 19 семей было заявлено как участники этой программы получатели свидетельства, но в последний момент, уже после даты сдачи документов, Правительство Омской области определило для города Омска только семь сертификатов. И, соответственно, 12 семей у нас не попали в программу, не успели сдать документы и выпали из ситуации. Поэтому нам приходилось с ними объясняться по этому вопросу.

Те, кто наиболее настойчивы были, обратились с просьбой в Правительство Омской области, чтобы всё-таки для них выделили дополнительные средства, учли вот этот момент, который случился в прошлом году не по вине самих семей, не по вине Администрации города Омска, но пока положительного решения достигнуто не было.

Но всё-таки в этом году нам дали 17 — то есть не 6, не 7, как было в предыдущие два года, — а дали 17 свидетельств на город. Но при этом 36 процентов софинансирования возложили на бюджет города Омска. Ну, слава богу, в бюджете города Омска есть те средства, они были выделены безоговорочно, поэтому все 17 семей, надеемся, получат новое жильё до конца года.

Е.И. Моренис

Светлана Аркадьевна, а вот в этом году было, по-моему, два или одно судебное заседание, в результате которого были выселены граждане. Что это были за судебные заседания, в связи с чем было принято такое решение?

С.А. Шенфельд

Да, в этот год около 25 судебных решений было принято по инициативе Администрации города Омска, связанных с выселением из жилых помещений. Хочу сразу сказать, что в данном случае департамент жилищной политики обращается в суды с выселением граждан — это как самая крайняя, самая последняя мера, когда никакие доводы, никакие законодательные обоснования, правовые позиции уже не достучались, скажем так, до сознания гражданина.

В основном это бывают ситуации, когда устанавливается, что гражданин незаконно проживает в жилом помещении — никаких документов, подтверждающих его право на вселение, нет. Кроме того, когда были ему предложены альтернативные варианты узаконивания проживания в жилом помещении, он отказался от решения данной проблемы в добровольном порядке.

И мы всегда, когда обращаемся в суды, конечно, эту ситуацию со всех сторон прорабатываем, для того чтобы посмотреть: а если всё-таки будет положительное решение, то есть если всё-таки суд выселит гражданина в пользу администрации, то не окажется ли данная семья на улице? То есть — есть ли у неё возможность решить свои жилищные проблемы самостоятельно? И действительно, когда на суде рассматривали данный вопрос, судья — он тоже человек; несмотря на то, что юрист; он ещё при этом и гражданин, — всегда выясняет обстоятельства для принятия такого решения. И, несмотря на то, что были у нас громкие судебные процессы, связанные с выселением даже семей с несовершеннолетними детьми, но, как потом окончательно выяснилось, у этих граждан были, скажем так, запасные варианты, запасные аэродромы. И понятно, что они обращались за помощью в средства массовой информации и в суде пытались отстоять свою позицию, потому что проживание в муниципальном жилье было более комфортно, чем то, что они имели. А когда начинаем по сути разбираться, выясняется, что гражданам ранее предоставлялось жилое помещение, но они его каким-то образом отчуждали — продали, отказались от приватизации в пользу одного из членов своей семьи. Или им предоставляли жилые помещения, они вселяли туда своих родственников, а сами остались незаконно проживать в муниципальном жилье.

Поверьте, когда суды выносят такие решения, особенно, когда эти решения признаются правомерными на уровне кассационной или надзорной инстанций, то там все обстоятельства проверены многократно. И очень часто, когда граждане начинают обращаться в средства массовой информации, они очень однобоко представляют информацию — только ту, которая интересна им. А если взять судебное решение, там подробно всё изложено, вся мотивировочная часть, все основания, объективные и субъективные позиции. Ну и потом, знаете, мы говорим, что у нас судебная власть — это третья власть, третья сила. Если она признаёт правоту одной из сторон, значит, наверное, она имеет на это право.

Е.И. Моренис

А были среди таких дел, может быть, дела, связанные с тем, что люди ведут асоциальный образ жизни, давно не платят за квартиру?

С.А. Шенфельд

Да, конечно. При выселении есть же два, скажем так, основания для выселения и два варианта решения этой проблемы.

Есть выселение с предоставлением другого жилого помещения, но только меньшей площади. Это связано с тем, что граждане не платят коммунальные платежи, ведут, как Вы говорили, асоциальный образ жизни, при этом у них нет уважительных причин для неоплаты. То есть это трудоспособные, здоровые мужчины или женщины, которые просто не хотят работать и не хотят, скажем так, оплачивать те услуги, которые им предоставляются. В этой ситуации они выселяются с предоставлением другого жилого помещения, по площади гораздо менее того, что они занимают. Но при этом никто не снимает с них обязанности погасить долги за прежнее жильё. И когда граждане переселяются в жилое помещение, где 6 метров на члена семьи предоставляется: как правило, это бывают комнаты в общежитиях или маленькие гостинки, то всё равно поставщики услуг предъявляют к ним требования о возмещении тех долгов, тех понесённых ими затрат по предоставлению коммунальных услуг с прежнего жилья.

Но есть, конечно, ситуации, как я уже говорила, когда муниципалитет по обращениям старших по домам либо представителей КТОСов в защиту целого подъезда или целого дома обращаются к нам, чтобы мы решили вопрос о выселении дебошира, или, скажем так, асоциального человека и переведении его либо в другое жилое помещение, либо отселении его к родственникам, либо ещё каким-то образом. Были у нас такие достаточно громкие дела, и пресса тоже их освещала.

Но, опять же, скажу, у нас нет целевой направленности в этой работе. Я почему, даже когда говорила об основных направлениях нашей деятельности, об этом не упомянула? Потому что это штучные ситуации, которые возбуждаются, скажем там, изначально, как правило, не по инициативе администрации, а в связи с обращением кого-то к нам. И мы — уже просто тот механизм, который может обратиться в суд для решения этой проблемы.

Е.И. Моренис

Спасибо.

Коллеги, ещё вопросы есть какие-то? Обычно у нас в адрес департамента жилищной политики всегда очень много запросов и как-то активна пресса, а сегодня нет — в связи с переменой погоды, наверное.

С.А. Шенфельд

Вы знаете, действительно, мы очень много работаем с прессой ещё в таком направлении: может быть, видели на сайте администрации, на странице департамента — очень много мы размещаем сейчас информации новостной, очень много информации в виде пресс-релизов. Поэтому, может быть, скажем так, подпитана пресса нашей работой, нашей деятельностью. Ну, и когда к нам обращаются какие-то средства массовой информации в рамках Закона «О средствах массовой информации», мы также даём объективные, подробные ответы. Даже когда публикации в прессе идут односторонние, скажем так, без объективного отражения позиции, мы стараемся направить свои реплики, свои комментарии, для того чтобы не складывалось впечатление только с одной стороны. Потому что истина — она всегда двусторонняя.

Е.И. Моренис

Светлана Аркадьевна, вот всегда в поле зрения администрации города предоставление квартир молодым специалистам. Как вот эта работа ведётся?

С.А. Шенфельд

Я уже начинала говорить о том, что у нас первостепенная задача в этом году — это всё-таки расселение граждан из аварийного жилья, поэтому те источники, которые у нас всегда были для обеспечения жильём, конкретными квартирами молодых специалистов, они, конечно, теперь были задействованы на другую категорию — на аварийное жильё. И это объективно. Одно дело, когда у тебя вообще нет крыши над головой, а другое дело, когда твоя крыша может рухнуть на тебя и на твоих детей.

Но всё равно эту программу мы не оставляем без внимания. На сегодняшний день разрабатываются предложения о том, как всё-таки запустить механизм и найти другие источники для реализации этой программы. Возможно, это будет предоставление не готового жилого помещения, а денежных средств для его приобретения. Потому что мы, когда исполняли эту программу — предоставления жилья молодым специалистам, — столкнулись с такой проблемой, что мы жильё предоставляем там, где оно есть, а некоторые молодые специалисты — как правило, это молодые люди — не хотят переезжать в те жилые помещения, которые им предоставляют. Либо не нравится им местоположение, либо им не нравится этажность, не нравится качество квартир, а свои деньги они вкладывать не хотят.

Есть разные проблемы, и зачастую мы сталкивались с ситуацией, когда молодые специалисты отказывались от тех жилых помещений, которые им предлагались. Поэтому было принято решение — просмотреть альтернативные варианты: может быть, мы будем предоставлять им беспроцентные финансовые ресурсы, и они будут сами уже приобретать жилое помещение, где посчитают нужным. Кто-то — поближе к родителям, кто-то — поближе к месту работы; кто-то — в новом доме, кто-то — во вторичке. Это будет уже их, так сказать, вопрос. Главное, чтобы эти деньги были целевым образом израсходованы, и, соответственно, они исполнили свои обязательства — 10 лет проработать в муниципальной бюджетной сфере.

На сегодняшний день в связи с формированием бюджетов в таких, как, наверное, уже знаете, тяжёлых ситуациях на следующий год, сейчас решается вопрос, в каком объёме и в каком режиме эти денежные средства будут предоставляться. Ну, ещё я говорю: либо рассматриваются варианты предоставления и возможности участвовать в строительстве муниципальных жилых помещений, либо путём перевода из нежилых, либо ещё каким-то способом, — но, во всяком случае, готового жилья молодым специалистам на сегодняшний момент мы не предоставляем. То есть мы сейчас рассматриваем возможность их участия в решении своей жилищной проблемы с помощью администрации города.

Е.И. Моренис

Спасибо.

Коллеги, есть ещё вопросы?

С.А. Шенфельд

Ну, я очень рада, что вопросов нет. Это значит, что всем всё хорошо понятно, все всё хорошо знают. Значит, мы хорошо работаем со средствами массовой информации.

Е.И. Моренис

Да, видимо, так.

Что ж, тогда спасибо.

С.А. Шенфельд

Спасибо.