Пресс-конференции

Пресс-конференция Олега Осинского 29.10.2012

Видеоверсия пресс-конференции

Стенограмма пресс-конференции директора департамента транспорта администрации города Омска О.И. Осинского

О.И. Осинский

Всех рад вас видеть здесь. Готов ответить на все вопросы. По времени до пяти часов готов беседовать, если у кого-то есть желание. Хочу, чтобы все вопросы были заданы и получены достоверные ответы, чтобы потом, в дальнейшем, не было каких-то передёргиваний. Поэтому готов на откровенный разговор. Готов рассказать обо всём, что сегодня происходит, что будет в ближайшее время, какая перспектива дальнейшая в нашем городе не только по обслуживанию и перевозкам пассажиров, а улично-дорожной сети; ну, и ряда вопросов, которые будут возникать у вас в целом.

Что сегодня происходит? Мы сегодня реформируем систему управления городским пассажирским транспортом в нашем городе. Начали мы с департамента транспорта. На сегодняшний день у нас в департаменте транспорта сокращено 22 человека, в том числе из высшего состава трое: заместитель, два начальника отдела — со своими отделами и ещё ряд специалистов. Также прошло сокращение у нас, — я бы даже сказал, не сокращение, а оптимизация численности для улучшения системы управления, — в «Центртрансе» (это структура, которая у нас управляет перевозками), диспетчерской службе — там 31 человек. «Пассажирсервис» (это организация, которая централизованно закупает нашим предприятиям и является агентом) — 12 человек. И в самих предприятиях — 687 человек. Итого получилось — 751 человек. Это управленцы, инженерно-технические работники и вспомогательные служащие. Основной персонал — водители и кондукторы — они не пострадали, а более того, мы продолжаем приём на работу этих сотрудников. Система организации производства меняется в наших предприятиях. На сегодняшний день вы уже знаете, что с 1 октября не существует 9-го пассажирского предприятия: автобусы переданы в другие предприятия, перераспределены и успешно работают на улицах нашего города.

Что касается частного извоза. На сегодняшний день мы находим компромиссы между перевозчиками и администрацией. Я считаю, что только диалог с бизнесом поможет решить наши проблемы. Та ситуация, которая на сегодняшний день в городе создалась с перевозками, усугубляется из года в год, усугубляется по известным причинам, поскольку автомобилизация населения растёт. У нас сегодня в городе примерно 250–245 автомобилей на тысячу человек. В Европе эта цифра примерно 600–700 машин на тысячу человек, в Москве примерно — 500 машин. Поэтому понятно, куда мы идём. Да? Пока 600 не будет, мы все не успокоимся. Автомобиль для нас, пока ещё для многих, является роскошью, а не средством передвижения. Поэтому процесс, когда мы будем пересаживаться на общественный транспорт, думаю, произойдёт не в ближайшее время. А как показывает опыт всех цивилизованных стран, все сначала накатались, потом в пробках настоялись, а потом пересели на общественный транспорт.

Ближайшая передача, которая была на центральном телевидении про город, недели три назад, — про Сеул — как это там происходило. В 1995 году Сеул стоял, 16 процентов населения передвигалось на общественном транспорте. На сегодняшний день Сеул двигается, и 60 процентов населения передвигается на общественном транспорте.

Мы не исключение. Понятно, что лучше учиться на ошибках чужих. Но, ещё раз говорю, все идут примерно по одному пути.

Поэтому: что сегодня происходит? Никакого сокращения «газелей» не происходит; будет постепенное высвобождение и замена подвижного состава малой вместимости на автобусы большей вместимости. «Газель», точнее, автобус 32105 и модификации его, — этот автобус (автомобиль) предназначен для перевозок пассажиров в режиме маршрутного такси. Что маршрутное такси подразумевает под собой? Это перевозка пассажира из одной точки в другую без остановок, без подсадки, только на высадку. Вот эта машина приспособлена и предназначена для этих перевозок. Свою функцию, конечно же, она выполняет немножко в другом смысле. Вы видите, что он останавливается для подбора пассажиров. Высаживать он, действительно, может в любом месте, если это не нарушает Правил дорожного движения. Хотя ряд городов у нас привели это в соответствие. Ближайший — Екатеринбург, где маршрутные такси останавливаются только в остановочных карманах, тем самым не создают проблем для движения всего транспорта, транспортного потока.

На сегодняшний день, действительно, на некоторых центральных магистралях пассажироперевозящий транспорт достигает 50 процентов в потоке транспорта. Это не сложно, посмотрите: вот Карла Маркса, это типичный пример. В районе «Голубого огонька» до 70 процентов пассажироперевозящий транспорт в общем потоке достигает, а перевозки пассажиров всё равно остаются напряжёнными, потому что не теми объёмами мы располагаем на сегодняшний день: забиваем улицы нашего города, а проблема остаётся нерешенной.

Арифметика очень простая. «Газель» длиной 5 метров 80 сантиметров или 6 метров, две «газели» — это 12 метров. 12-метровый автобус — это 120 пассажиров; в «газели» мы перевозим с вами совершенно другое количество — 26 человек.

Я не говорю, что это будут автобусы все большой вместимости. У нас есть маршруты, и их большое количество, где останутся автобусы просто большей комфортности, лучшей комфортности, но в режиме маршрутного такси будут продолжать ездить. Эта селекция на протяжении трёх лет будет происходить. Вы, наверное, в городе уже видели автобусы по комфорту лучше «газелей». Это микроавтобусы (мы их называем), но на самом деле там 23 места плюс можно пройти стоя к месту своему. Это «форды», это «мерседесы», это корейские автомобили. Вообще линейка весьма распространённая и очень большая. На сегодняшний день даже наши отечественные производители позволяют довольно-таки широко выбрать модель того или иного автобуса.

На сегодняшний день у предпринимателей, конечно, существует ряд проблем по приобретению подвижного состава, по его обслуживанию. Мы все эти проблемы решаем пока успешно. То положение, проект решения городского совета, которое сегодня в городском совете находится, действительно, весьма и весьма переработан. Поэтому мы не стали писать, что это изменение и дополнение к 369-му решению; решили написать документ совершенно другим, в другом стиле. Там действительно изложена позиция администрации совершенно в другом направлении. Мы сегодня говорим предпринимателям, что мы с вами сотрудничаем и вас слышим. И он действительно отличается кардинально, потому что убраны практически все препоны, те, которые создавались для конкурсного отбора. То есть на предварительном этапе, даже когда предприниматель сдаёт документы, должен был выполнить ряд условий. На сегодняшний день эти все условия отсутствуют, из 11 критериев (это уже непосредственно, когда он попал на конкурс) остались четыре критерия. И то там вопрос по одному критерию остаётся: возможно, мы его тоже уберём, — по количеству нарушений; решим с ГАИ, транспортной инспекцией — потому что мы понимаем, что это тоже не является барьером. Предприниматель буквально перед конкурсом может открыть новую лицензию на другое лицо и прийти с совершенно чистой совестью.

Поэтому, ещё раз говорю, это мы уже с депутатами будем говорить. Всё остальное, действительно, подразумевает под собой предложение для предпринимателей, очень длинный контракт. На сегодняшний день мы в России не встречали такого контракта десятилетнего. Понимаем, что, чтобы приобрети автобус, необходимы длинные деньги, необходимы длинные контракты. Десятилетний контракт, конечно, позволит окупить автобус большей вместимости. Причём предлагаем лояльные условия. Этому предпринимателю сегодня предлагается прийти со своим существующим автомобилем и в течение трёх лет заменить его на среднюю вместимость, а средняя вместимость — это от 16 мест. Понимаете? Это ещё маршрутное такси, но уже автобус более вместительный. Вообще пассажироперевозящий транспорт — весь, который работает в городе, — он должен подходить под критерии: захожу в полный рост, еду с комфортом, мне безопасно. Ещё раз повторяю: эти машины, которые нас сегодня обслуживают, могут использоваться только на маршрутных такси. Мы, конечно, привыкли загибаться и заходить в эту машину, идти по салону непонятно как и садиться на место. Мы говорим, что это комфортно. Я не понимаю такой комфорт, когда на тебя давит потолок, полтора метра высотой от пола. Ну, считаю, что это маршрутное такси, не более того. Поэтому сегодня предпринимателям предлагается… Ну, если вы видите, публикаций в прессе нет жёстких, и критики со стороны предпринимателей. Это говорит о том, что мы активно с ними работаем. У нас, действительно, дверь открыта, они к нам приходят — приходят все, кто угодно, — мы с ними садимся, беседуем. На письма отвечаем; если мы видим, что человек не понимает, приглашаем его, беседуем, продолжаем. И когда видим, что понимание есть, — движемся дальше. Поэтому тот документ, который в городском совете был действительно обсуждён с предпринимателями, на сегодняшний день является в том числе и выражением их воли.

Поэтому, ещё раз повторяю: это будет 3, 6 и 10 лет. Три — это для «газелей»: меняешь на автобус средней вместимости; шесть — это средняя вместимость и десятилетний контракт для того, кто всё-таки решил приобрести автобус большой вместимости. Где же они будут обслуживаться? Обслуживаться они будут в 9-ом пассажирском, если приобретут большой автобус. Это предприятие на сегодняшний день присоединено к 7-му пассажирскому. Мы оставляем там всё, начиная от авторучки директора; у нас за столом компьютеры, всё-всё-всё абсолютно оборудование. Это предприятие, я думаю, запустится, в следующем году уже будет обслуживать частных перевозчиков. Поэтому все кривотолки, которые идут в отдельной прессе о том, что будет продано, ещё кому-то передано: ничего никто не будет продавать и никуда передавать. Мы с депутатами обговорили, договорились, что оно будет вот именно в таком состоянии находиться. И решение даже о том, присоединять его к 9-му или нет, принимали депутаты. Поэтому ни о какой продаже не может идти речь, продажу всё равно должны одобрять депутаты. А мы, ещё раз говорю, мы проговорили, в каком состоянии это предприятие должно остаться.

Ну, вот коротко о том, что сегодня произошло уже.

Теперь хочу поговорить о том, что в ближайшее время нас ждёт. Действительно, город перегружен. Проблемы с перевозками пассажиров обостряются. Я не собираюсь лукавить. И вот таблетки волшебной у меня нет, какого-то плана, который бы по мановению там или жестом каким-то запустили и все проблемы решили, — тоже нет, все программы долгосрочные.

Действительно, проблемы с перевозками пассажиров существуют и обостряются из года в год. И я сейчас не скажу чего-то нового, и не является это секретом: это связано с пробками в нашем городе. Я буквально на прошлой неделе собирал всех диспетчеров, начальников смен, и мы беседовали о том, что происходит в городе. Опоздание автобусов к концу смены достигает двух часов. То есть, если автобус должен сделать шесть рейсов, он делает за день пять кругорейсов. Это неперевезённый пассажир не только у муниципального транспорта — то же самое происходит и у частного транспорта.

К сожалению, улицы так быстро не расширяются, как приобретается подвижной состав нашими жителями. Действительно, за последние два года 100 тысяч машин было дополнительно приобретено. И действительно, благосостояние нашего населения растёт, и ничего с этим не поделать. Я уже сказал, у нас сегодня примерно в стране в целом 250 автомобилей на тысячу населения, а в мире это где-то 550, в Европе это 600–700 машин. Поэтому к этой цифре мы придём, обязательно придём, на это у нас всё есть. А улицы — да, мы будем их расширять, мы будем поперечники строить, мы будем дублеры строить. Но, тем не менее, все страны мира проходили через это. Это будет проблема.

Поэтому на сегодняшний день ряд мер намечен администрацией города, таких, как «Дорожная карта», таких, как создание в администрации города, точнее, в департаменте транспорта отдела организации дорожного движения (его сегодня нет в городе). Эти люди будут заниматься безопасностью организации дорожного движения. Хотя бы светофорные объекты, перекрёстки, знаки и всё остальное — вот это всё нужно приводить в систему. И улучшить пропускную способность нашего города даже в данной ситуации возможно реально. Если мы перейдём на автобусы большей вместимости, мы разгрузим город, реально разгрузим. Если мы в течение трёх лет из трёх автобусов малой вместимости сделаем один… Это что получается? Тринадцать на три — тридцать девять. Да? Даже если пятьдесят мест будет, мы тем самым и провозную способность увеличим, если даже это ПАЗ будет. Ну, не тот, который вы представляете, линейка даже Павловского автобусного завода сегодня представляет двенадцать автомобилей, причём прекрасные автомобили современные. Я их только на картинках видел. И это тоже разгрузит город.

Что мы сегодня предлагаем? Действительно, касаемо муниципального транспорта и перехода на зимнее расписание. Мы с 1 ноября переходим на зимнее расписание движения. Предлагается ряд изменений.

Конечно, изменения нужно кардинальнее проводить, потому что те эксперты, которые сегодня в городе работали, приезжали к нам, — «Ленгипрогор» (институт), — они, конечно, удивлены той маршрутной сетью, которая в нашем городе существует. Она действительно социальная, реально социальная. У нас действительно можно с Московки добраться до Нефтезавода без пересадки. У нас действительно можно с 12-рублёвым тарифом это осуществить. В остальных городах намного сложнее эти вещи обходятся, потому что дублирование маршрутов идёт очень серьёзное, и причём — в достаточно большом количестве; а также дробление маршрутов. У нас пассажиропотоки сложились, будем так говорить, уже годами, и мы их пересматриваем. Причём у нас есть научное обоснование этого, но мы пока ничего с этим не делаем, потому что мы понимаем, что это будет вызывать социальную напряжённость, а точнее, взрыв, потому что те люди, которым это будет нравиться или будет подходить для них, они, как правило, молчат; а те люди, которых не устраивает это, — они, конечно же, взрывают нам все телефоны и мозги в том числе. Поэтому мы будем идти к этому планово и постепенно.

И первое, что мы предлагаем, — с 1 ноября, закрыть маршрут № 1и — это инвалидный. Можно сейчас здорово, конечно, в прессе это осветить, как мы к инвалидам относимся, но я скажу вам правду. На сегодняшний день маломобильные группы населения (вот статистика за сентябрь месяц, хотя у нас есть и годовая) осуществляют поездки 12,4 человека в час на всех автобусах, а на 1и — 10,2. И причём — по всем категориям. Это говорит о том, что маршрут-то мы создали, и получилось так, что вроде как должен был он решить проблему всех инвалидов. Но как-то вот получилось оно у нас не совсем, будем так говорить, социально, поскольку интервал движения почти час на этом маршруте, плюс он прошёлся практически по всем районам города: начиная с Гашека (Московка) — через Нефтяники — на Левый берег. А маломобильное население сегодня активно пользуется всеми маршрутами, потому что у нас сегодня 20 процентов автобусов — действительно автобусы для маломобильных групп населения, с низким полом.

Сегодня мы активно пропагандируем сайт «Мой маршрут». Можно в поисковике просто «Мой маршрут» забить, и выйдет этот сайт. Действительно, вы можете сегодня определить номер машины — инвалидная она, не инвалидная, — подобрать график, уехать на любом маршруте, не надо ждать 1и. Тем более, 55 минут — это, конечно, стресс для любого человека. А в обеденный перерыв, с 9-ти до 12-ти, — это в два раза больше интервал, вы понимаете, два часа. Поэтому мы говорим о серьёзных вещах.

Я не хочу лукавить: маршрут, видимо, открывался с какой-то другой целью. Но на сегодняшний день эксплуатировать эти вопросы на таком маршруте, мы считаем, нецелесообразно. Эти машины пойдут на маршруты номер 47, 53, 85, 82. Тем самым сократятся интервалы на маршрутах, где действительно необходимо возить пассажиров активно сегодня.

Ещё раз повторюсь; я хотел бы, чтобы вы поняли, что я хочу сказать. Сегодня на самом деле мы можем перевозить маломобильные группы на большем количестве маршрутов. Действительно, сегодня наш пассажир может определить свой график движения, подобрать этот автобус. Если вы пользуетесь этим сайтом, вы уже знаете; сегодня, действительно, активно мы его пиарим. Буквально: мы уже раздаём флаеры с проездными билетами; дальше начнём в автобусах рассказывать о них. Потому что сегодня соблюдение графика движения — это главная проблема в нашем городе. Графики движения не соблюдаются — я никому не открою секрет, — потому что уже утром наши автобусы, выходя в 6 утра, сталкиваются в 8 утра с пробками колоссальными. Графики поехали, они сдвигаются до вечера. Там уже не расписание, там уже каша. Поэтому я сегодня призываю воспользоваться этим сайтом и действительно выбирать себе автобус по фактическому прибытию. Это реально: можно сегодня по фактическому прибытию уехать. Когда мы будем соблюдать расписание? Ну, когда у нас будут выделенные полосы. Когда у нас будут выделенные полосы? Когда, наверное, мы остальным участникам движения организуем нормальное передвижение, я имею в виду остальных — легковые автомобили.

Сегодня Москва возвращается. У них этот проект, можно сказать, громко провалился. Девятнадцать улиц у них было с выделенными полосами, сегодня шесть осталось. И то, я думаю, до весны и эти не останутся. Не готова Москва оказалась к выделению полос для пассажироперевозящего транспорта. И там сегодня активно работают над комплексной схемой транспортной, также как и мы в городе работаем над этим. Но ментальность наших людей нужно здесь учитывать, мы не Европа. Ну, идём к этому…

Следующий маршрут. Закрываем маршрут номер 65. На этом маршруте два автобуса на сегодняшний день эксплуатируется. Этот маршрут связывает улицу Крупской с Партизанской через Левый берег, Лукашевича, через 7-ую Северную по Герцена. Этот маршрут надо было ещё пять лет назад закрыть, когда мы 94-ый маршрут с Первого кирпичного пустили через метромост на улицу Крупской. И жителям с Крупской на сегодняшний день быстрее добираться по этому пути. Буквально на два километра короче путь на Герцена, нежели на 65-ом. Две машины работает на 65-ом маршруте с интервалом 60 минут. Час, понимаете? То есть мы растаскиваем, размазываем по городу вот такими маршрутами интервалы и полагаем, что перевозки осуществляются на данном участке достаточно комфортно. Но мы же понимаем, мы все взрослые, зачем лукавить: 60 минут интервал — это не интервал, это спецподача больше. Поэтому эти две машины уходят на 96-ой маршрут; там же остаются по Лукашевича, оттуда же идут с Крупской. Интервал на 96-ом маршруте сокращается с 22 минут до 15 минут. Улучшаем.

Мы закрываем 257-ой маршрут. 257-ой маршрут — это одна машина, которая работает с Бархатовой, идёт по Нефтяникам. Когда-то этот маршрут открывался как компенсация трамвайному маршруту, который ходил через нефтекомбинат на ТЭЦ-3. Помните, такой трамвай когда-то ходил мимо СибАДИ по Заозёрной? У «Кристалла» у него была конечная. Помните, да? Нет? В 96-ом году, по-моему, закрыли этот маршрут. И открыли 257-ой маршрут. Вот 257-ой маршрут: на сегодняшний день осталась одна машина. То есть народ стал передвигаться по-другому. И ни у кого не хватает силы воли закрыть этот маршрут. Интервал — 96 минут. Да, он стал немного социальным, потому что его в итоге крутили, крутили и закрутили аж на 8-ую колонию. Это между «Пластмассом» и заводом СК по Красноярскому тракту. Никогда туда автобусы не ходили. Люди всегда до Красноярского тракта добирались сами. Там 900 метров. На сегодняшний день эта колония, конечно, пишет во все инстанции. Но это областные перевозки, это епархия области. Мы в область написали два письма. Получили два ответа, что нецелесообразно возить работников колонии туда. Действительно, для города это накладно. Эта машина уходит на маршрут номер 22, и интервал сокращается с 15 до 13 минут.

Закрыть маршрут номер 57. 57-ой маршрут открывался по просьбе Первокирпичного. Из Первокирпичного он шёл в Нефтяники по 24-ой Северной, далее — мимо мебельной фабрики. Вот здесь было самое интересное: он шёл по Красноярскому тракту. Непонятно, почему по Красноярскому тракту; видимо, всё-таки должен был перевозить пассажиров с улицы Малиновского. Но Красноярский тракт сегодня безлюдный, без остановок. Вы понимаете, да? Мы, конечно же, понимаем, что автобусы должны ходить там, где их люди ждут. Поэтому эти машины 57-го маршрута ставим все на 29-ый маршрут. И 29-ый продлеваем до Первокирпичного, сокращаем интервал с 18 до 15 минут. И имеем письмо уже с Первокирпичного о том, что, да, это лучший вариант.

Но в то же время мы понимаем, что всё-таки есть люди, которые пользуются этими автобусными маршрутами (пускай это несколько человек), и они сегодня, конечно, нам звонят, пишут письма, угрозы. Но, я ещё раз говорю: не бывает без боли ничего. Поэтому мы сознательно это делаем. Я понимаю, я всю меру ответственности чувствую на себе, причём ни с кем не собираюсь разделять её. Но это делаю сознательно — для улучшения перевозок в целом большей массы людей. Кстати, интервал у этого маршрута был 34 минуты. Представляете? Утром с 9-ти до 12-ти он удваивался, поскольку обед — час. Сегодня эти машины будут работать на 29-ом маршруте. 29-ый маршрут реально востребован: между Амурским и Нефтяниками идёт связь.

Закрываем маршрут номер 98, это посёлок Магистральный. Этот посёлок находится в Старом Кировске — по Семиреченской в конец. Высвобождающиеся машины ставим на маршрут номер 19 — он оттуда же идёт. Добавляем ещё две машины на этот маршрут. Суммарно было в посёлке Магистральном четыре машины, теперь будет шесть машин; интервал становится 27 минут, не 70, как раньше был. Мы людей начинаем возить с таким серьёзным, хорошим интервалом. Но есть, ещё раз повторяю, конечно же, жалобы от населения, потому что, оказывается, есть люди, которые ждут 58 минут и потом всё-таки уезжают на железнодорожный вокзал. 19-ый маршрут не пойдёт на железнодорожный вокзал: он на Ленинградской площади повернёт налево по Маркса, и дальше по 10-летию — в Чкаловский посёлок. Вот как сложилась его схема. Поэтому тем людям, которые ждали всё-таки 98-ой, придётся на Ленинградской площади делать пересадку. Улучшаем маршрут для основной массы, но понимаем, что кого-то всё-таки мы задеваем.

9-ый маршрут автобуса. Дальше пошли изменения. Мы меняем схему движения: он теперь пойдёт не по объездной дороге вокруг аэропорта пустой, где нет пассажиров, а он пойдёт через Старый Кировск, через диспетчерскую по Суворова. По-моему, там на мониторах должно сейчас быть у вас отображено. Есть? Поэтому это улучшение, конечно, для жителей Старого Кировска.

66-ой маршрут. Мы пять машин из девяти укорачиваем: они пойдут до 25-ой Линии, разворачиваться будут на 10-летии и возвращаться будут опять по Омской на улицу Партизанскую. Тем самым мы сокращаем здесь интервал, причём прилично сокращаем: с 20 минут до 5–10 минут в часы пик, поскольку за 25-ой Линией, вы знаете, находятся базы. Крайне низкий пассажиропоток; отдельно есть небольшие поселения с крайне низкой плотностью населения, потому что это частный сектор. Для тех людей мы оставляем четыре машины с чётким расписанием. Машины поставим новые, лучшие экипажи, чтобы они чётко ходили по времени. Всё-таки основная наша задача — перевозить людей по Омской, потому что там у нас выросли дома девятиэтажные. Там нужно возить уже, конечно, с нормальным интервалом людей, поэтому интервал там будет сегодня с 20 минут сокращён до 5–10 минут.

Также мы меняем схему этому маршруту. Этот маршрут сегодня мы ухудшаем жителям Омской: мы их не будем теперь довозить до Торгового центра и поворачивать здесь с Интернациональной на улицу Ленина, потому что это серьёзная опасность. Мы создаём, действительно, тут серьёзные, колоссальные проблемы. Вы обращали, наверное, внимание, кто автомобилист, как у нас большой автобус пытается здесь этот кульбит выполнить. Это тоже было сделано, видимо, для улучшения перевозки пассажиров. Я согласен, что им было бы удобнее пересаживаться на «Туристе», но с точки зрения безопасности это, конечно, тяжёлый поворот.

Забыл сказать вам про 57-ой маршрут. На Красноярском тракте поворот на улицу Менделеева — это, конечно, тоже очень-очень опасно. И в большей степени мы думали об этом, когда закрывали этот маршрут, потому что идут тяжёлые грузовики транзитные, и вот автобус должен через встречную полосу перейти на улицу Менделеева. Там нет светофорного регулирования вообще. Поэтому, чтобы беда не случилась, мы это убираем. Когда существуют такие противоречия со встречным движением у автобуса, это чревато серьёзными последствиями. На перекрёстке, где есть светофорное регулирование, мы понимаем, скорость движения транспорта другая. Даже если случится дорожно-транспортное происшествие, последствия будут, конечно же, намного ниже. Поэтому 66-ой возвращается на свою прежнюю схему.

18-ый маршрут. Это единственный маршрут, который связывает Привокзальный посёлок с центром города. И он, конечно, ходил всегда до центра города и обслуживал людей, которые находятся в Привокзальном посёлке. Был продлён на Левый берег до Солнечного; тем самым он стоит в пробках на Левом берегу, а люди с Привокзального посёлка добраться никак не могут. Возвращаем мы его до кинотеатра «Маяковский», тем самым сокращаем интервал движения. Увеличиваем количество машин на этом маршруте и достойно возим наших пассажиров с Привокзального посёлка.

Продлеваем схему 95-му маршруту в межпиковое время до «Меги». 35-ый тоже продлеваем до «Меги» в межпиковое время. В часы пик они будут возить только жителей микрорайона номер 12.

У нас было больше изменений; мы отказались от части изменений до весны, потому что их было чрезвычайно много. Мы почувствовали напор со стороны населения и решили процесс этот немножко растянуть. Но мы и далее будем работать над маршрутной сетью. Мы сегодня понимаем, что ряд маршрутов у нас просто растянут в сферу каких-то политических движений. Таких, как, допустим, посёлок Биофабрика, социальный центр «Пенаты». Он с Карла Маркса переехал на Биофабрику, и мы вынуждены были туда пустить 19-ый маршрут, причём отдельное количество рейсов. Сегодня туда ходит, 28 рейсов делает, 58-ой маршрут. Знаете, что такое Биофабрика? Это по 10-летию за виадуком слева. Там от конечной до 10 лет 600 метров. Вот мы туда 28 автобусов отправили. А люди в это время автобусы ждут на наших магистралях. Таких поселений у нас ещё есть несколько.

Я завтра приглашаю на три часа активистов, и мы будем постепенно всё-таки уговаривать их, что им нужно ходить на 10 лет Октября и уезжать на любом виде транспорта. Не мучить нас, не мучить себя. Потому что мы не можем сегодня выдержать то расписание, которое там есть.

Они звонят нам. И сегодня звонят: вот автобус на столько-то пришёл позже. Да, мы понимаем, потому что это пробки. Там активную позицию люди заняли. Я понимаю, что когда что-то запускаешь, потом закрывать очень сложно. Мы действительно открывали для «Пенатов» 19-ый, причём несколько рейсов. На сегодня жители привыкли и требуют движение автобусов там. Увеличиваем интервал движения, продлевая их туда. Увеличиваем длину пробега — 3 километра туда и обратно. И этим самым ухудшаем перевозки пассажиров для всех оставшихся жителей 10-летия, Красного пути, Интернациональной, Гагарина, Химиков и всех остальных ради населения этого посёлка.

У нас действительно есть районы в городе, которые не охвачены серьёзно, причём не охвачены десятилетиями, где действительно можно и нужно решать, как обслуживать этих людей; уже давно настало время. Но вот такие отростки, как Биофабрика, ещё ряд поселений, конечно же, мы будем решать в другой плоскости.

Проблема возникала у них из-за отсутствия тротуаров, дорог, освещения. Сегодня туда пришла инфраструктура. Освещение уже есть, тротуар сделаем. Надо, конечно, этим людям передвигаться, идти на 10 лет Октября и уезжать на любом виде транспорта, потому что там освещение неплохое. Ну, это предыстория, мы в зиму, конечно, этого делать не будем.

Я ещё раз говорю: мы сейчас будем готовить население, готовить другие посёлки. Задача общественного транспорта — перевозить по основным магистралям, перевозить с хорошими интервалами, качественно доставлять. Когда мы начинаем растаскивать пассажирский транспорт по углам, в итоге это больно для всего города получается. Вы, надеюсь, это понимаете. Есть, конечно, посёлки такие, как, допустим, сельхозинститут: никогда не просит. Они бы вообще там шлагбаум поставили, закрылись. Хотя там идти им по полтора километра. Но никогда у нас ни одного, вот я сколько работаю, письма не было с просьбой. Ни разу. Ну, а есть — вот прямо до дома, и всё. И здесь — разворотную.

Ещё раз говорю: люди разные. Комфорта хотят все.

Я немножко волнуюсь, но, тем не менее, готов отвечать на любые ваши вопросы, в том числе и нелицеприятные. Пожалуйста, задавайте.

ГТРК «Иртыш», Никита Смирнов

Олег Иванович, скажите, пожалуйста, среди горожан, в журналистском сообществе уже упорно ходят давно слухи, что мэр Двораковский собирается отдать транспорт муниципальный в частные руки. Вот насколько эта информация вообще правдива? И ждать ли нам как пассажирам вот этого факта? Спасибо.

О.И. Осинский

Нет, она не имеет под собой никакой почвы. Более того, мы с мэром говорим о том, что муниципальный транспорт есть, будет и должен быть. Потому что власть понимает, что управлять перевозками в городе можно только тогда, когда у тебя есть какая-то серьёзная доля. Если мы отдаем всё частному перевозчику: вы представляете себе вот такую страшную вещь — 100% транспорта принадлежит частным перевозчикам, — они придут с тарифом в 30 рублей. Вы ничего не сделаете. Вы скажете «нет» — они остановят транспорт, скажут: «У меня водители не поехали». Все пойдут пешком.

Вообще, вы знаете, даже проблемы ЖКХ и какие-то другие проблемы не так страшны, как проблемы общественного транспорта. Когда-то у нас, в 90-е годы, были активные забастовки в муниципальных предприятиях, когда город останавливался — вот это самое страшное. Когда человек не может до вокзала добраться, в больницу, в школу. Да никуда! Понимаете, есть расстояния пешеходной доступности, как бы соизмеримые, а есть расстояния, которые невозможно преодолеть никак без общественного транспорта, поэтому это серьёзнейшая проблема. И город, и власть понимают это. Это как кровь в наших жилах, реально.

И мы действительно рассматриваем вопрос приобретения подвижного состава в следующем году, мы действительно рассматриваем вопрос повышения тарифа. Ни для кого не секрет, и не хочу из этого делать какой-то тайны: действительно, в следующем году тариф будет выше, и я надеюсь, что значительно. Вообще у меня мысли такие, что тариф должен быть экономически обоснованным. В этом году 800 миллионов из бюджета города отдаём нашим транспортникам. Муниципальные 800 миллионов, 10% бюджета. А можно было эти деньги потратить на тротуары, ещё на какие-то вещи, правда?

Причём интересная закономерность: в городах, у которых и бюджеты побольше, у них и тарифы повыше. То есть, казалось бы, можно из бюджета выделить денежные средства. Нет, там другая логика, по-другому работает экономика. В Екатеринбурге 23 рубля проезд с 1 октября, знаете? И пенсионеры ездят, все ездят.

У нас вообще уникальная ситуация в городе сложилась, у нас не прошла же монетизация. Мы единственные в стране остались, у которых монетизация не прошла. У нас 27 категорий льготников ездит в автобусах. Двадцать семь. Практически могу на память большую часть перечислить. У нас школьники — за одну треть проездной билет или полцены в автобусе, у нас пенсионеры — половина стоимости проездного, студенты — половина стоимости. Это городская льгота. Теперь пошли областные, федеральные: все ветераны — бесплатно. Любые ветераны — войны, труда. Многодетные семьи: три ребёнка и более — тоже бесплатно, и так далее. То есть действительно, слои населения незащищённого оказались защищёнными. Поэтому повышение тарифа считаю целесообразным — это оздоровит экономику города. Потому что такие деньги на следующий год — ну, просто я не знаю, — смысла нет тратить на общественный транспорт. Эти деньги лучше потратить на приобретение подвижного состава, понимаете? Но тогда тариф должен быть экономически обоснованным.

Сегодня наши муниципальные предприятия перевозят пассажиров по реальной стоимости 16 рублей. 4 рубля за каждого пассажира город доплачивает. За каждого пассажира: бизнесмена, не бизнесмена — 4 рубля доплачивает. Это вот какая-то асоциальная даже функция города. Представляете, какая сумма денежных средств тратится? Ну, что такое сегодня 12 рублей, давайте подумаем. Сколько сегодня бутылка минералки стоит, жвачка, кока-кола? Под тридцать и за тридцать, а проезд — 12. Я уже не говорю про молоко и всё остальное. Вот эта бутылка минералки сколько стоит?

Реплика из зала

Она бесплатна.

О.И. Осинский

Здесь бесплатно, в ларьке — за 20 рублей.

ГТРК «Иртыш», Никита Смирнов

Скажите, но вот это повышение тарифов, планируемое на автобусы, оно же повлияет тогда на повышение тарифов в «газелях», я так понимаю?

О.И. Осинский

Безусловно, конечно. Я не буду приводить примеры стоимости ещё в других городах, мы живём в нашем городе. Я знаю, что за рубежом очень дорого проезд стоит, в цивилизованных странах. Поэтому, когда нам говорят: «В Германии посмотрите, какие красивые автобусы, трамвайчики ходят»… А вы знаете, сколько в Лондоне проезд на метро? 15 фунтов. Вы можете себе представить, что такое 15 фунтов? Это 30 долларов.

Реплика из зала

Но у них и доходы другие.

О.И. Осинский

А у нас и доходы будут другие, когда мы 800 миллионов отдадим в город. Это рабочие места, это заработные платы, а эти люди ещё вернут налогами.

Вот эта куцая политика приводит к таким бюджетам. То есть надо платить за всё полным рублём. Вот у меня такое понимание. Конечно, меня могут депутаты поправить, возможно, и мэр меня поправит, но у меня понимание такое, что нужно платить за то, что ты получаешь. А функция обслуживания, если она на сегодняшний день у нас, будем так говорить, неадекватная, у нас есть выбор — есть частный перевозчик. Мы будем за эти же деньги выбирать, на том транспорте ездить или на этом транспорте. Поэтому, если всё получится, через три года у нас в городе останется мало-мало-мало маршрутных такси; они будут ездить только по тем маршрутам, где действительно низкие пассажиропотоки. В центре города будут передвигаться автобусы средней и большой вместимости, пробки у нас на какое-то время пропадут.

Но я ещё раз говорю: мы всё равно приобретаем автомобили, в это время следом будет поспевать личный транспорт. Но мы должны к этому времени ещё расширить ряд магистралей, поперечников сделать большое количество, и тем самым улучшить перевозки в нашем городе.

Г.Г. Назарова

Коллеги, продолжаем. Евгения Сальникова, «Коммерческие вести».

«Коммерческие вести», Евгения Сальникова

Олег Иванович, прокомментируйте ситуацию конкретно между газелистами Геворгяном и Артемьевым. Чем это вызвано, на Ваш взгляд, на самом деле, и что департамент предпринял для урегулирования ситуации?

О.И. Осинский

Вопрос очень простой, ответ ещё проще — они укрупняются. Причём конфликты возникают не только здесь, и не обо всех вы знаете. Они понимают, что контракт на 10 лет не позволит дальше укрупняться. Поэтому, если у меня сегодня 2 машины, у меня попытка завладеть или договориться с десятью, и зайти с десятью машинами, понимаете? Потому что я понимаю, что рынок потом будет каким-то образом ограничен и будет регулироваться. Поэтому чем быстрее мы конкурс проведём (это ответ на вопрос), тем быстрее всё закончится. А мы конкурс хотим провести буквально в 2–3 дня. А депутаты, слава богу, вы же видите, понимают, какой процесс происходит в городе, какие процессы идут. И как эти процессы регулируют, они тоже, к счастью, понимают.

«Коммерческие вести», Инна Сальникова

То есть когда конкурс ориентировочно может пройти?

О.И. Осинский

Вот Вы знаете, не хочу загадывать, потому что, когда скажу, обязательно по-другому получается. Но если всё получится, Вы же видите, что мы на городском Совете первое чтение прошли, осталось одно чтение. Если во втором чтении проходим, то потом процедура простая — объявление конкурса. Через 30 дней принимаем документы, проводим конкурс, и, возможно, у нас этот процесс пройдёт быстро-быстро.

«Коммерческие вести», Евгения Сальникова

Но Вы всё-таки встречались с Геворгяном и Артемьевым? Они просили о встрече?

О.И. Осинский

Да, я встречаюсь с ними активно. С Артемьевым дважды встречались один на один у меня в кабинете. Это процесс укрупнения, ещё раз говорю. Хотя оба они отрицают, что ими инициированы эти вещи, и не только ими.

Я серьёзно говорю: сегодня идут эти процессы, приходят люди, звонят, встречаются. Мы же, когда начали об этом говорить, активизировали и другую часть населения, которая не думала раньше приобретать автобусы. Они сегодня активно тоже в поиске. Но мы приглашаем на конкурс всех тех, кто сегодня участвует в перевозках. Вот моя задача сегодня — чтобы все, кто на рынке есть, все пришли, все поучаствовали.

И когда нам говорят, что конкурс будет практически на документы, это не так. Потому что есть маршруты более доходные, есть менее доходные. Вот на эти более доходные будет желающих очень много, понимаете? Но мы оставляем место для всех. То есть то количество мест, которое мы определили, их хватит всем. Но мы не рассчитываем на тех людей, которые просто захотят приобрести автобусы и прийти участвовать в конкурсе. Но такие тоже будут, поэтому, возможно, придется увеличивать.

Сегодня наша правовая база государства слаба в этом отношении в вопросах регулирования. Сегодня государство позволяет приобрести автомобиль, получить лицензию, нарисовать схему — и, пожалуйста, ездите. Наши рычаги тоже существуют, но они не такие активные, потому что это не федеральные закон, это местные законы. В «Аргументах и фактах» в последнем номере министр транспорта сказал, что они внесли в Госдуму ужесточающие законы по регулированию по количеству и по всему остальному. Но когда это случится, пока сложно сказать. Поэтому ещё раз говорю: мы с бизнесом разговариваем и договариваемся. Если раньше у нас была позиция такова, что нужно провести конкурс, отсеять какое-то количество автомобилей, и куда-то они растворятся — может, на луну уедут. Никуда никто не поедет, бизнес очень активный. Понимаете, никто с деньгами расставаться не будет, тем более, когда они свои. Поэтому мы сегодня это понимаем и говорим: ребята, давайте, идём мирно, участвуем, заключаем договоры. У нас тогда правовое поле появляется: у него ответственность наступает, у меня ответственность наступает, и мы в течение трёх лет всё-таки переходим на автобусы большей вместимости. Но это уже в рамках правового поля, понимаете?

Г.Г. Назарова

«Вечерний Омск».

«Вечерний Омск», Мария Серебрякова

Вы затронули тему льгот, а проездные будут ли сохранены или введены единые транспортные карты какие-то?

О.И. Осинский

Следующий вопрос… Безусловно, конечно, в миллионом городе нужно оставлять документ, который позволил бы нашему пассажиру ездить с пересадками. Мы тем самым уравниваем всех, кто живёт где-то и ему необходимо двигаться с пересадками. Конечно же, это проездной билет, он остаётся. Мы сегодня прорабатываем вопрос, и активно. Есть такое желание, допустим, к концу следующего года перейти на другие формы оплаты проезда в нашем городе. Нужно двигаться вперёд.

Мы действительно сегодня испытываем колоссальные проблемы с кондукторским составом, с отсутствием его. Потому что действительно очень тяжело. Я бы, по сути, не нашёл, кроме шахтера, может быть, ещё. Труд действительно очень тяжёлый. Это сквозняки, это эмоциональные всевозможные встряски, это конфликты в салоне автобуса. Это вот такая атмосфера конфликтная целый день, поэтому тяжесть работы накладывает свой отпечаток, и людей действительно у нас сегодня не хватает.

У нас не хватает сегодня водителей. У нас на маршрутных такси сегодня укомплектованность один, единица: по одному водителю на машину. Это проблема. Мы о ней не говорим никому, а у нас она есть. Поэтому сегодня автобусов-то тоже, количество «газелей» меньше стало. Вы не заметили? Замечаете? Их меньше становится. А вечером в 12 часов уже вообще нет «газелей». Потому что один водитель — ему же нужно выспаться, завтра выехать.

Что с этим делать? А с этим только одно — больше автобус ставить. А тогда два водителя, две «газели» поставили — один большой автобус, 50 мест. Не такой, как у нас городской, 120 мест или сочленённик под 200 мест, а хотя бы средней вместимости. Я понимаю, что всё познается в сравнении, нужно показать что-то, хотя бы такие, как на «Триумф» ездят. Видели? Тоже средняя вместимость автобуса, но там уже человек 60 без проблем: 20 сидят, остальные стоят в час пик. Час пик закончился — все только сидят. Это комфортное передвижение, не согнувшись, и безопасно.

Вы обратите внимание, у нас любой легковой автомобиль при столкновении с «газелью»: её переворачивает, у неё центр тяжести выше. Это маршрутное такси, это небезопасно. Мы сколько людей не убивали бы, вы понимаете, ничего с этим поделать не можем. И когда интерактивное голосование было по второму каналу (я, конечно, доволен, что оно прошло так), но я расстроен, что там людей достаточно большое количество голосовало, что надо «газели» оставить. Надо их оставить, но они должны занимать определённую рамочку небольшую, и не более того. У нас в автобусе за всю историю пассажирских перевозок ни одного трупа не было внутри салона. Чего мы не сбивали, какие бы там дома не сносили, все люди целы внутри. Травмы были. Потому что этот автобус спроектирован так. У нас переворачивались автобусы, на ОПХ «Омское» переворачивался автобус лет шесть назад, гололёд был, прямо в кювет. Все вышли, не смяло ни кабину, ничего. Вверх ногами лежал автобус — вышли, все живы и здоровы. Что бы было, если бы «газель» туда улетела? Лепёшка. Этот автобус не рассчитан для перевозки. И мы сегодня понимаем, и завод это понимает, завод уже выпускает машину другую. Но мы понимаем, что горячо прикипели и полюбили эту машину, но она очень опасна. Правда, опасна.

«Антенна-7», Анна Рыбина

Олег Иванович, а подскажите, что у нас вечером с муниципальным транспортом происходит? Вот час пик закончился, и буквально в 8 часов не дождаться автобуса, троллейбусы в депо идут, автобусов нет или очень редко.

О.И. Осинский

Да, я вот только что говорил про 800 миллионов из городского бюджета, можно работать до 12 ночи, и ещё 800 миллионов платить из бюджета. Это Вы не получите, остальные люди не получат.

Если бы ситуация примерно была в 1991 году и сегодня, это шоковая бы была ситуация. Вот это сползание идёт из года в год, всё ниже, ниже. Мы говорим, вечером нужно передвигаться на других автомобилях, меньшей вместимости, по пассажиропотоку. То есть мы перевозим в часы пик, а потом мы снимаем автобус, потому что это очень, очень и очень дорого. Автобус стоит примерно 850 рублей в час. Понимаете? Причём это себестоимость, вот просто себестоимость. Очень дорого.

Поэтому, конечно же, мы сокращаем количество автобусов на линии, тем самым экономим денежные средства. У нас все потоки изучены. У нас даже машины есть, 24 машины, которые оборудованы сенсорными датчиками, они автоматически считают в режиме реального времени. Мы все потоки знаем: где? когда? в какое? Поэтому да, как поток падает, он резко падает вечером, и снижается. Поэтому что могу посоветовать? Я действительно Вам предлагаю, попробуйте «Мой маршрут» вечером. Можно и в 9 часов вечера уехать: наберите, выберите себе автобус, выйдите по времени, там фактическое время прибытия идёт — и уедете на этом автобусе. Просто выходить на остановку сегодня и ждать — я вам серьёзно заявляю, что мы не гарантируем исполнения расписание в вечернее время. Я даже не то что не гарантирую, я говорю, что они не выполняются. Потому что средняя скорость заложена у автобуса 18 километров в час. Так, Юрий Анатольевич?

Юрий Анатольевич

19 километров .

О.И. Осинский

19 километров в час. Вы где-нибудь видели в час пик, чтобы автобус со скоростью 19 километров в час ехал? 2–3 километра в час. Мы же, стоя на остановке, подошёл автобус, сели в автобус, он закрыл двери, и мы продолжаем стоять и сидеть в нём, мы же никуда не едем. Та же самая «газель»: мы её ждём полчаса, вот она подъехала, мы сели в неё и смотрим на эту остановку, рядом стоим. Движения нет. Всё стоит. У нас, видите, ещё такая интересная вещь существует: общее начало рабочего времени и окончание оно в одно время происходит. В социалистические времена эти вещи регулировались. Реально. Регулировались властью. И я это помню: аграрный институт начинал учёбу в 8:15, СибАДИ — в 8:30, Политех — в 8:45, и пошли все сдвижки. Заводы также работали. «Полёт» и Баранова в разное время начинали работать. То есть это всё сдвигалось. Сегодня все комфортно начинают в одно время и заканчивают в другое. Мы даже как-то, Игорь Анатольевич, у Маяковского: мы писали письма что-то в 200 с лишним организаций. Мы изучили работу этих организаций и были шокированы: они все в 9 начинают, в пять заканчивают или в шесть заканчивают. Мы говорим: «Как же так?». Мы им написали письма — и речному училищу, и банкам, и всем: «Ребята, ну давайте вот так, вот так и вот так». Это ещё была Белова администрация. По-моему, от 90% ответов даже не получили, типа нас послали.

Ну, а потом, как с этим справиться потоком, когда в шесть все вышли на остановки? Вот теперь нас вот так — раз и увезите. Как это можно сделать? Да никак! Вот и стоим. Я комфортно доезжаю: утром в семь, вечером — после восьми. Пусто. Вообще — вших! Моментально. Но мы же не хотим, а по сути-то получается то же самое. По сути, я приезжаю домой, жена вот только зашла, но она-то добирается с шести. Я говорю: «Ну, дорогая, поработай подольше». Дома те же самые вопросы, как и у всех, и никуда от них не деться.

В выходные комфортно. Я в выходные передвигаюсь на общественном транспорте. Каждое воскресенье езжу в бассейн, в субботу в бассейн на общественном транспорте. Комфортно, утром рано. Ну, а в будние дни — конечно, это сложно.

«РЕН ТВ» Омск», Анастасия Кузнецова

Скажите, пожалуйста, что касается сокращения маршрутов, 98-ой меня интересует в частности. Планируется ли тогда альтернатива частных, может быть, перевозчиков? Маршрутки там поставить до ж.-д. вокзала, раз люди возмущаются, раз им нужен этот маршрут до ж.-д. вокзала, чтоб без пересадок. Спасибо.

О.И. Осинский

Маршрутка есть, по-моему, до ж.-д. вокзала.

«РЕН ТВ» Омск», Анастасия Кузнецова

Говорили, что нет. Нет маршрутки.

О.И. Осинский

Нет? Тогда только пересадка. За месяц было 4 машины суммарно, теперь 6.

«РЕН ТВ» Омск», Анастасия Кузнецова

Но надо человеку всегда только на ж.-д. вокзал. Им нужно именно туда, потому что там «Арлекин», цирк, вокзал. Они привыкли за 10 лет. Дети там уже учатся у них. А сейчас им ставят 19-ый, продляют до Биофабрики, до Романенко. Им туда не надо. Они говорят: «Зачем нам туда? Если нам туда не надо совсем! Мы 10 лет детей возим к цирку».

О.И. Осинский

Я понял. Но поверьте, вот те люди, которые говорят, что надо, и изучение нашего потока говорит, что туда надо больше. Если бы было желание больше, точнее, если бы был пассажиропоток больше, на вокзал нам и короче. Реально короче. На вокзал быстрей бы обернулись. Но людям туда надо. Вот так сложился пассажиропоток. Причём эти обследования проводились ещё СибАДИ, деньги администрация платила. Это было, буквально, три года назад мы получили заключение. И там есть чёткие, тогда было сплошное обследование пассажиропотока в нашем городе, и вектор — вот туда. Понимаете? Я ещё раз говорю, что мы не ставим себе целью, что мы должны удовлетворить всех. Так не получится. Но если оставлять этот 98-ой: у них вот, интересная вещь, у них два маршрута ходит, и оба никакие. Ну, как можно с такими интервалами — по часу?! Это уже спецподача какая-то. Интервал должен быть комфортный не более 15 минут.

«РЕН ТВ» Омск», Анастасия Кузнецова

Они привыкли выходить, они говорят: «Мы будильник заводим. Мы знаем, что он один раз в час ходит».

О.И. Осинский

Это утром — один рейс. Днём расписание не выполняется.

«РЕН ТВ» Омск», Анастасия Кузнецова

Они говорят, что выполняется.

О.И. Осинский

Днём не может оно выполняться из-за пробок. (Легкий смех в зале). Правда! Мы даже те маршруты, которые…

Г.Г. Назарова

Их интересует, чтобы в школу.

О.И. Осинский

Утром, да? Утром первый рейс, который выходит из парка, — его ничего не сдерживает. Он первый рейс делает туда.

Ну, что я могу сказать? Вы знаете, без ошибок не бывает. Даже если это ошибка, я извинюсь, и мы исправим. Но мы изучим пассажиропоток. Мы реально будем смотреть, сколько людей выходит на площади, вот здесь. Сколько движется в сторону ж.-д. вокзала. Мы всё посчитаем. Посчитаем, и если всё-таки мы правильно поступили, а я считаю, что правильно, потому что у нас изучен пассажиропоток, то мы не отменим, не примем другого решения. Растаскивать больше не будем маршруты. Будем консолидировать их. Будем делать нормальные интервалы. Будем людей просить ездить с пересадками.

У них вот реально проблемы нет. Вышли на Ленинградской площади — здесь просто масса транспорта идёт на вокзал! Просто секунды даже какие-то! Прыгай в другой автобус — и ты уже на вокзале, чем ждать целый час. Я этого не понимаю. Там же машины ещё ломаются, и она может не быть утром.

Что? (Вопрос с места, неразборчиво). Проездной билет, почему? Они все с проездным. Старый Кировск ездит с проездными, потому что у них всегда пересадка. Они приезжают, у Ленинградской площади всегда выходят в большом количестве и поехали. Это пересадка. Поэтому я уверен, что там проездной есть. Это просто желание ехать без пересадки. Я понимаю.

Ещё вопросы?

«РЕН ТВ» Омск», Анастасия Кузнецова

Какая-то, может быть, модель бралась у других регионов, городов маршрутной сети? Изучался какой-то опыт?

О.И. Осинский

Маршрутная сеть, та, которая сформирована в нашем городе, мы её наложили на частную сеть. Дальше мы будем планомерно, медленно её приводить в соответствие. Но очень медленно, на это уйдут годы.

Некоторые депутаты даже говорят: «Олег Иванович, у Вас есть научная маршрутная сеть?» Я говорю: «Есть». «Мы давайте её сделаем.» Я говорю: «И на уши город поставим». Представляете, мы утром вышли, вот спасибо! — всё поехало по-другому. Зато наукой обосновано, всё классно.

Действительно, перевозки пассажиров более пяти километров невыгодны. У нас есть ряд городов, когда мы сталкиваемся, говорят — в Новосибирске 15 рублей тариф. В принципе, тариф такой небольшой. Но расстояние, к примеру, от нефтекомбината до Московки вам обойдётся в 30 рублей. У них тарифные участки. И таких городов много. Омск — он без тарифных участков. У нас можно сесть в Лукьяновке на 8-й троллейбус и за 12 рублей до Московки доехать. За 12 рублей! Такого себе не позволяет ни один город в нашей стране. Когда к нам приехал «Ленгипрогор» 5 лет назад, — да, Игорь Анатольевич? — они просто в шоке были. Они говорили: «Это что? Вы что тут придумали? Это даже не социально! Это асоциально». А? Коммунизм, да. Потому что такие тарифы.

Г.Г. Назарова

Но волна негодования будет велика.

О.И. Осинский

Да.

Г.Г. Назарова

Вы к этому готовы, морально и физически?

О.И. Осинский

Вы знаете, мы же не делаем из этого секрета. Вы сейчас напечатаете, да? — секрета в этом нет. Мы уже месяц в автобусах во всех разместили объявления, уже месяц — и волна уже стихла практически до нуля. Мы со всеми побеседовали, всех, кого надо, пригласили. Мы не делали из этого секрета. Вот так закрыли глаза, думаем: первого запустимся, вдруг пронесёт. Да не пронесёт.

Реплика из зала

Подождите, ещё 1 ноября не наступило.

О.И. Осинский

Да, теперь поедут. Если вы заметили, ухудшения-то прошли по отдельным категориям, а в целом-то улучшение получается. Мы же эти машины, высвободившиеся, направили на другие маршруты и улучшили там, и что-то перекрыли. Если 57-й ходил до первого кирпичного с интервалом 34 минуты, то теперь мы посылаем на первый кирпичный другой автобус, с интервалом 9 минут. Есть разница для них? Так же в Нефтяники, даже дальше. Неужели эти люди не будут нам благодарны? Понятно, что кто-то там, который у Красноярского тракта ждал этот автобус 34 минуты, а в час пик, я не знаю, как можно ждать по времени этот автобус, наверное, он будет во все колокола звонить. Но тысячи людей будут благодарны. Поэтому нам нужно отсеять это.

Есть же люди, которые целенаправленно один и тот же звонит человек, да? Плюс соседей своих просит, друзей — ну, активный. Поэтому, когда мы вычисляем, что идёт с одного угла звонок, а мы создаём мнение, что это была масса людей, и мы, наверное, были неправы. Когда начинаем изучать, то это вообще не проблема. Нам говорят: «Как не проблема? Там такой ажиотаж». Да какой ажиотаж? Нет никакого ажиотажа. Давно пора.

Да, я ещё раз говорю. Я осознаю, более того, я ни с кем не собираюсь делить свою ответственность. Если мы где-то и ошиблись в чём-то, то значит будем исправлять ситуацию. Но у нас путь один. В целом, вы же видите, что происходит у нас в городе — проблема с перевозками. Где взять автобусы? Автобусы есть. Они просто рассредоточены, растянуты. Вот эта маршрутная сеть — вот этих маршрутов, которые я вам называю, многих из них не было даже в социалистические времена, когда с перевозками было нормально. Не было 57-го, не было 257-го, не было 1И — этих маршрутов не было. Это было сейчас придумано. Причём где взяли машины на маршрут 1И, скажите мне, пожалуйста? С действующих маршрутов! Там увеличили интервал. Где взяли машины на маршрут 57? Его три года как открыли или год. Игорь Анатольевич?

Игорь Анатольевич

Чуть больше года.

О.И. Осинский

Чуть больше года. Где взяли эти машины, пять? С маршрутов сняли! Вы понимаете? Там, где люди их ждали, сняли, сюда поставили. Ну, для решения каких-то проблем. Мы возвращаем эти машины, возвращаем на те маршруты, где они работали.

Г.Г. Назарова

Как будет развиваться в городе ситуация с электротранспортом? Трамваи, троллейбусы.

О.И. Осинский

С электротранспортом. Трамвай — однозначная позиция — остаётся в городе, но не в том объёме, в котором он был представлен в 80-ые годы. Трамвай должен передвигаться, однозначно, по обособленному пути. Если развитие его и будет, то только по обособленным трамвайным путям, то есть не в потоке машин.

Лукашевича, да? Долго говорим об этой улице. Мы можем хоть завтра открыть движение. Там, буквально, нужно положить один пролёт. Когда строили подземный переход у «Арены», там сняли один пролёт рельс. Положим и поедем. Но смысла нет этого делать. Потому что закрыли этот маршрут не из-за пешеходного перехода и чего бы там ни было. Мы там стояли, мы не ездили. Там трамваи стояли реально, потому что ДТП посторонние, ДТП с участием трамвая. Не дай бог, с участием трамвая, там просто были очень тяжёлые последствия. Вот что такое — идут трамваи не по обособленному пути. И когда начались простои максимально, до 4-х часов, мы пустили параллельно автобусный маршрут номер 90 и проголосовали. Мы действительно с людьми беседовали, у нас есть опросы социологические. И люди сказали: «Оставьте нам автобусы». Причём 85 процентов сказали: «Закрывайте этот трамвай».

Буквально на прошлой неделе у меня было общество активное «За трамвай». Вот они у меня были, мы поговорили. Ну да, они соглашаются. Без вопросов. Сидел директор ГЭТ, я говорю: мы за ночь пустим трамвай. Но кому он нужен там? Мы опять убивать людей будем там. Понимаете? Потому что несутся-то по трамвайным путям. А эта железяка тяжёлая, там ничего не остаётся от машины, от людей, когда сталкиваются.

Трамвай должен идти, он во всём мире идёт по обособленному пути, понимаете? Он должен идти, вот, к примеру, мост видели, «горбатый» его называют, Октябрьский. Выделен, бетонными блоками отгорожен. Вопросов нет. И где он идёт, трамвай, обособлено. Очень удачный маршрут соединяет, например, Ленинский округ («двоечка») и Октябрьский. Просто удачный маршрут. Он сам себе идёт, никого не трогает. Мы сейчас там километр пути меняем, 15 лет не меняли. Вот меняем, уже 500 метров поменяли. Вагоны для него ремонтируем. Вот уже в этом году третий вагон капитально отремонтируем и пустим туда. Вот эти, как по Богдана Хмельницкого он идёт, в середине, обособленный. Нет вопросов к нему, не возникает вопросов. Но когда он идёт в потоке с автомобилями — это беда! Это всегда беда. Понимаете?

И когда нас это не касается, мы думаем: классно, трамвай, ты должен ходить. Зачем мы его убираем? Но когда мы действительно видим, что мы там творим… А вы знаете, что с мостом происходит? Почему там сплошную линию разметки нарисовали, чтобы не выезжали на трамвайные пути на мосту? Потому что температура, особенно вот сейчас время, асфальта на проезжей части и на части трамвайных путей разная! Потому что трамвай — там жёлоб и материал, который амортизирует, заложен. И остывают трамвайные пути на мосту медленнее. И когда получаются перепады, а перепад обязательно, потому что это мост, его продувает температура асфальта там, где движется транспорт, к примеру, минус 10, а вот там может быть и ноль, потому что пока он остынет. Вот эти перепады всегда случаются, особенно утром. Люди летят, разворачивают, на встречную выкидывает. Думают, что на рельс наехал. Не на рельс ты наехал — разные температуры вот здесь. Поэтому как оставлять такие трамвайные пути по центру моста? Дальше убивать людей? Там постоянно случается. Причём там серьёзные последствия. Вылетает машина на встречную, скорости серьёзные. Поэтому не оголтело, а разумно подходить к этим вещам.

Сегодня обсуждаются вопросы и метротрамвая, и лёгкого трамвая, и просто трамвая. И 24-ю Северную соединить с Нефтяниками. Но, опять же, по обособленному пути это должно быть. Поэтому вопросы по Лукашевича можно поднимать и дальше, но никто этого не сделает, ни один чиновник. И я этого тоже не сделаю.

Г.Г. Назарова

А троллейбусы, которые бывает, как встанут дружным рядом, и невозможно ни повернуть, ни проехать?

О.И. Осинский

Вопрос очень хороший. Откровенно, троллейбусы должны быть. Но по центру города, действительно, возникают серьёзные ситуации. Особенно сейчас. Вот смотрите, что произойдёт зимой, вот сейчас, когда первый снег пойдёт. Сцепление с дорогой ухудшится. Скорости упадут ещё. Пробки увеличатся ещё. Потом начнутся снегопады. Будет заужена проезжая часть, ещё отвал. То есть ситуация будет ухудшаться, да ещё троллейбус встанет. И в итоге останется одна полоса даже на Маркса и на Гагарина. Вот такие картины, которые ждут нас в ближайшее время. Никуда от этого не деться. Но троллейбус — экологически чистый вид транспорта. Поэтому троллейбусу быть.

И на сегодняшний день мы работаем над этой концепцией. Нам осталось меньше месяца. Мы должны мэру представить концепцию развития городского электрического транспорта в городе Омске. Концепцию представим мэру, мэр, если согласится, утвердит. Потом мы вам её отдадим на обсуждение.

Но не собираюсь я с вами заигрывать. Там, где мешает трамвай, троллейбус движению основного транспорта, и мы не будем видеть там перспектив расширения улиц, потому что есть улицы, которые ну никак не расширить. Есть такие города в Европе, которые никак не расширить. Но как же там решают проблему пробок? По-всякому. В том числе — ограничивая передвижение какого-то вида транспорта или закрывая вообще для всех, и делая пешеходными эти улицы. Возможно, и у нас такое будет. Маркса уже расширять негде, если только дома сносить. Поэтому, как будет дальше, не готов сейчас сказать. Не хочу вас обманывать и говорить: «Троллейбусу в городе Омске быть всегда». Не знаю, не знаю. Не на всех магистралях, возможно.

Г.Г. Назарова

Они такие страшные (смех в зале). Они реально страшные.

О.И. Осинский

Холодные зимой.

Г.Г. Назарова

Крашенные-перекрашенные на сто рядов.

О.И. Осинский

Троллейбус дороже. Смотрите. Если троллейбус брать с точки расходов чисто по троллейбусу, он, да, экономически выгоден. Но когда начинаешь считать те службы, которые обслуживают — контактный провод, вот эти все опоры, которые стоят в центре города, они у нас на балансе (в городском электротранспорте, в ГЭТе), вот это всё начинаешь считать — он получается дороже. Плюс он сам по себе дороже, реально он стоит дороже автобуса. Трамвай ещё дороже. Поэтому вот эти вещи — трамвай, троллейбус — они дорогие, особенно в Сибири. Дорогие вещи.

А никто никогда не думал: а что же в Екатеринбурге трамвай ходит, а в Омске не ходит? А у нас грунты как гуляют! Вас большинство здесь девушек, а мужиков, которые пожили и наблюдают за этими вещами зима-лето, — или вы тоже наблюдаете? — как играет… Не общественный транспорт. Я говорю про грунты. И вот он трамвайный путь на наших грунтах тяжёлых, поэтому они разрушаются, поэтому у нас, практически, ежедневные сходы трамваев с линии. Надо больше денежных средств.

Реплика из зала

Вот поэтому трамваи по дороге и ходят. И это проблема большая.

О.И. Осинский

Не везде. Есть и много обособленных. А у них беда: у них 60 процентов трамваев в Екатеринбурге, трамвайное движение. Есть города, которые приняли это решение и вынесли; Воронеж закрыл трамвайное движение в городе. Но у нас будет: будет Ленинский округ, у нас будет Богдана Хмельницкого, у нас будут те магистрали, где трамвай идёт по обособленному пути (Маршала Жукова, Лермонтова) — однозначно остаётся, и ни у кого не возникает вообще вопросов по этим улицам. Амурский посёлок — это всё будет в трамваях. Но центральные магистрали — нет, конечно же.

Вопрос из зала

Скажите, будут тогда на Лукашевича убирать пути?

О.И. Осинский

Я думаю, да.

Вопрос из зала

А вопрос времени?

О.И. Осинский

Когда реконструкция будет Лукашевича, их уберут. Реконструкция Лукашевича планируется в 2014 году. На Лукашевича планируется, другое дело, подземные переходы строить. А также планируется подземные переходы строить на центральных магистралях. Даже не с точки зрения увеличения пропускной способности улиц, а с точки зрения безопасности пассажиров. Понимаете? Потому что сейчас днём, вечером в пробках и не понять, нужен он или не нужен. Всё стоит, идешь между этими машинами. И до следующего светофора всё стоит, всё стоит в пробке. А ночью? Когда безумцы носятся по городу. Так спустился себе, перешёл спокойно. Или в выходные дни, когда нужно останавливать движение, чтобы перейти улицу, и ты думаешь: опасно это или безопасно? Всегда опасно ступать на проезжую часть ногой, очень опасно. Особенно на магистралях, где 4 полосы, не по две: то есть по одной в каждом направлении — это ещё более-менее. Ты видишь: машина остановилась, другая не будет, и оттуда видишь и ты переходишь. А когда три-четыре! Через эти магистрали я никому не рекомендую ходить. Проще искать какой-то регулируемый пешеходный переход, где есть светофор.

Реплика из зала

На Масленникова есть подземные переходы, и каждый месяц там сбивают.

Г.Г. Назарова

И все идут через дорогу.

О.И. Осинский

Сверху, да?

Реплика из зала

На СибАДИ то же самое.

О.И. Осинский

Бегают сверху. Это культура.

Реплика из зала

Это природа человеческая.

О.И. Осинский

Чувство риска, да? Кто не рискует, тот… А почему?

Реплика из зала

Ну, быстрей вроде как. По прямой.

О.И. Осинский

Так это может: раз — и ногу сломал. И «быстрее» на два месяца.

Реплика из зала

Это стратегия. Люди вот перед собой.

О.И. Осинский

О сегодняшнем дне?

Реплика из зала

Да.

О.И. Осинский

Понятно.

Г.Г. Назарова

Всем спасибо.