Пресс-конференция Ильи Дубина 10.09.2012
Стенограмма пресс-конференции директора департамента образования Администрации города Омска И.В. Дубина
-
Г.Г. Назарова
-
Мы начинаем сезон пресс-конференций, начинаем его с Ильи Владимировича. Сначала я предоставлю ему слово, потом вы зададите ему свои вопросы. Формат работы — обычный.
-
И.В. Дубин
-
Хорошо. Спасибо.
Очень приятно открывается сезон. Сезон бывает разный, бывает — охоты, у нас — образовательный сезон. Значит, на этом мы открываем сезон общения с журналистами. На самом деле определили сегодня традиционные, на наш взгляд, темы для встреч на этот период времени.
Мы совсем недавно на рабочем совещании департамента и на комиссии городской подвели итоги организации летней оздоровительной кампании. Буквально в следующий понедельник я буду докладывать по этому вопросу на аппаратном совещании у мэра, поэтому, в принципе, итоги подведены, есть о чём поговорить, есть, наверное, чем похвалиться. И поэтому немножко остановлюсь на этой теме и коснёмся, конечно же, начала учебного года — первого сентября и предстоящих наших вопросов, связанных с организацией учебного процесса.
Что касается летнего оздоровительного сезона 2012 года, форм организации летнего оздоровления, временной трудовой занятости и досуга несовершеннолетних детей: мы по традиции повторили в этом году те формы, которые себя зарекомендовали с лучшей стороны. В первую очередь это организация загородных оздоровительных лагерей. Это самая эффективная форма организации оздоровления и содержательного досуга детей.
В этом году у нас не сократилось количество загородных оздоровительных лагерей, которые курирует городская межведомственная комиссия: их осталось 15. Все они, за исключением одного ведомственного лагеря «Химик», вовремя начали оздоровительный сезон. Были созданы комиссии, в которые вошли надзорные органы; соответственно, пристальное внимание уделялось подготовке загородных оздоровительных лагерей для приёма детей. По традиции уделялось внимание организации питания детей, обеспечения безопасности детей, содержательный досуг, подготовка кадров и так далее. Все лагеря, повторюсь, были приняты, только один лагерь с опозданием начал сезон. Нам удалось оздоровить на базе загородных оздоровительных лагерей более одиннадцати тысяч шестисот детей. Мы в этом году почти на тысячу детей увеличили по сравнению с прошлым годом по итогам — что касается того, сколько детей у нас получили оздоровление на загородной базе.
Никаких, слава богу, ЧП за прошедший период оздоровительной кампании в загородных лагерях не случалось. Были вопросы, связанные, конечно же, по прошлому году, когда мы наблюдали активность клеща. И в этом году весна ранняя показала, что и этот год, предстоящее лето в этой части будет в этой части достаточно тревожное. Поэтому особое внимание энтомологи уделили обследованию территорий детских оздоровительных лагерей. Своевременно была проведена акарицидная обработка, поэтому обеспечение безопасных условий со всех сторон были организованы всеми ведомствами. Из этих пятнадцати лагерей, напомню, есть наши пять муниципальных загородных лагерей. Кстати, по предварительным итогам рейтинга, который проводил Роспотребнадзор (свой внутренний оценочный рейтинг качества предоставления оздоровительных услуг), все первые три места заняли наши муниципальные лагеря, их пять из пятнадцати, остальные лагеря ведомственные.
Особое внимание, как и в прошлом году, мы уделили, конечно же, формированию педагогических отрядов, педагогических кадров. Есть у нас очень хороший опыт организации городской школы вожатского мастерства. В этом году мы немножко даже ужесточили, если можно так выразиться, требования к подбору кадров. И непросто так вожатые, прошедшие эту школу, прошедшие эти курсы, получали некие корочки и приступали к работе. Мы решили в этом году эти курсы завершить небольшим профессиональным экзаменом. И действительно наблюдали, как наши студенты готовились к этому экзамену, как серьёзно они к этому относились. Поэтому в этом году, действительно, содержанию оздоровительных и образовательных программ в загородной зоне мы уделили особое внимание, и уверен, что детям было очень интересно и комфортно в этих условиях отдыхать.
По поводу проверок. Конечно же, надзорные органы в течение всего летнего периода проводят проверки. Вот только по загородной зоне было проведено специалистами Роспотребнадзора и Госпожнадзора более 220 проверок. То есть практически ежедневно в каком-то из муниципальных или ведомственных лагерей появлялись специалисты, комиссии, которые контролировали весь процесс организации отдыха и оздоровления, начиная с питания. Буквально ещё три года назад у нас был рецидив постоянный по одним и тем же нарушениям, и мы не могли понять: вроде выявляем, учим, даём методические рекомендации, но каждый год на одни и те же грабли наступаем. В этом году, понятно, что нарушения незначительные были, но их структура изменилась. Если мы, ещё раз говорю, три года назад били тревогу, что каждый год проверяем — и никаких изменений, то в этом году практически не было ни одного нарушения по соблюдению цикличного меню, по исполнению натуральных норм по продуктам питания, то есть этих самых болевых массовых нарушений в этом году удалось избежать. Опять же, это связано с тщательным подбором специалистов, работающих в загородной зоне. Могу сказать, что эта проблема очень серьёзная, потому что это сезонные работы, и не всегда мы можем найти на этот сезон качественных поваров, организаторов питания. И, соответственно, подготовить каждый год нужно новых вожатых, нужно подготовить новых помощников вожатых, подготовить всю базу.
По загородной оздоровительной зоне. В этом году мы продолжили организацию, очень востребованные формы — такие, как палаточные лагеря и профильные смены. У нас прошёл ряд профильных смен для детей, увлекающихся техническим творчеством, прошёл слёт педагогических отрядов на базе одного из лагерей. И второй год мы реализуем такой интересный проект — палаточный лагерь на базе стационарного загородного лагеря «Лесная поляна». Мы приобрели туда комплект палаток, всего оборудования для организации такого лагеря на 100 детей. Вот четыре смены мы провели на четыреста детей за весь летний период. Опасались несколько, что не наберём такое количество ребят, тем более, они проживают совсем недалеко от благоустроенных, нормальных корпусов и, может быть, уже не столько их романтика влечёт ночевать и жить в палатках, но, тем не менее, отбоя у нас от желающих не было: все четыреста человек за четыре сезона — вот полная наполняемость каждой смены была. Поэтому данная форма продолжает быть востребованной.
Традиционный наш выездной лагерь на протяжении нескольких лет, который мы проводим для детей, которые увлекаются туризмом, — это наш лагерь «Пострелята», который проводится в необычном месте — на острове, на Иртыше, в районе Усть-Заостровки. Наверное, два года назад мы вывозили туда журналистов, кто выезжал, самые смелые, на плоту туда переплавлялись, общались с детьми. В этом году тоже две смены мы там провели. На каждой смене более 80 детей у нас отдохнуло. Смены смешанные, они носят очень, на мой взгляд, эффективный воспитательный аспект; на одной смене половина наполовину присутствуют детки, которые уже увлечены туризмом, увлечены различными экстремальными видами спорта. И к ним мы присоединяем пару отрядов детей, которых принято называть попавших в трудную жизненную ситуацию, где они совместно тренируются, и там проложена специальная туристическая тропа, установлен скалодром; сами готовят еду, живут в палатках. Очень интересный лагерь в виде робинзонады, им там достаточно комфортно и интересно было находиться. Понятно, что и пристальное внимание к организации этого лагеря, к обеспечению и соблюдению всех правил санитарно-гигиенических и норм безопасности. Мы, конечно же, тоже всё это с сотрудниками ГО и ЧС, МЧС и Роспотребнадзора проверяли: всё там тоже хорошо. Лагерь этот работал, тоже оказался очень востребованным, как и в прошлом году.
Понятно, что основная задача — получить оздоровительный эффект. Вот мы количество назвали. Как мы готовились к этому — тоже поговорили. Что в итоге мы получили? Существует независимая экспертная оценка оздоровительного эффекта. По загородной зоне специалисты Роспотребнадзора уже подвели итог: 89 процентов детей, отдохнувших в загородных оздоровительных лагерях, получили ярко выраженный оздоровительный эффект; 10 процентов получили слабо выраженный оздоровительный эффект, и менее одного процента детей не получили оздоровительного эффекта. По сравнению с прошлым годом этот показатель достаточно стабилен: он выше, чем по многим регионам. Эту статистику на прошлой неделе обсуждали на селекторном совещании у главного санитарного врача Российской Федерации Геннадия Григорьевича Онищенко. Он делает акцент перед каждым муниципалитетом и губернаторами именно на развитие этой формы оздоровления, потому что она действительно наиболее эффективна.
Следующее направление: он, к сожалению, даёт такое определение, как квазиотдых, — это пришкольные оздоровительные лагеря. Мы, конечно, не очень с этим согласны, потому как эта форма всё-таки очень востребована детьми и родителями. И по сравнению с, опять же, анализом ситуации по оздоровительному эффекту, на мой взгляд, не очень сильно отличается. По пришкольным лагерям у нас ярко выраженный оздоровительный эффект получили 69 процентов детей. Понятно, что территория города, другой воздух, но, тем не менее, почти 70 процентов детей также получают ярко выраженный оздоровительный эффект.
В пришкольных лагерях мы оздоровили более 19 600 детей. Это самая массовая форма организации оздоровления и отдыха детей и досуговой занятости. Понятно, что по традиции приоритет уделялся при формировании списков детей в пришкольные лагеря детям из многодетных семей, малообеспеченных семей. Смена проходила 18 дней. 163 образовательных учреждения на своей базе открыли лагеря. То есть, в принципе, каждый год, несмотря на то, что и Единый госэкзамен отнимает у нас почти весь июнь, и, соответственно, нужно время на подготовку образовательных учреждений, но мы стараемся выкраивать обязательно время для того, чтобы практически каждая школа у нас — 150 школ в этом году — в этот процесс включились. Не включились только те школы, у которых действительно были проблемы с пищеблоком, нужно было длительное время на их подготовку к началу нового года, и организация питания там была невозможна. Практически сто процентов школ у нас такие профильные смены — летние оздоровительные — на своей базе организовали. Понятно, что в основном это была первая смена; на второй смене только 13 учреждений смогли открыть такой оздоровительный пришкольный лагерь. И здесь мы тоже пристальное внимание уделяли качеству организации содержательных программ, был объявлен целый конкурс. Каждое образовательное учреждение защищало свою образовательную программу и досуговую для пришкольного лагеря.
По традиции, вот уже порядка трёх лет, мы сотрудничаем с городскими учреждениями здравоохранения. Несмотря на то, что сменилась их система управления — они относятся теперь к министерству здравоохранения, — тем не менее, наш проект совместный на летний период времени остался в работе. Мы привлекаем учреждения здравоохранения для того, чтобы они в летний период времени предоставляли бесплатные оздоровительные услуги для детей, посещающих пришкольные лагеря. Понятно, что полноценно заняться именно организацией здоровья детей в пришкольном лагере нам не удаётся; в большей части мы занимаемся содержательным досугом детей, но, тем не менее, режим дня, сон и правильное питание — тоже элементы оздоровления. Но есть детки, которым есть необходимость оказывать дополнительную медицинскую помощь и поддержку. Поэтому у нас с каждым детским медицинским учреждением на территории города определён перечень бесплатных услуг, такие как спелиогимнастика, корригирующая гимнастика, гимнастика для глаз, ОФП и так далее. Практически каждая детская больница, поликлиника имеет такие программы, и они нам предоставляли свои базы, своё время, своих специалистов, для того чтобы мы могли для наших детей организовать вот такие замечательные дополнительные услуги по медицинскому оздоровлению. На мой взгляд, поэтому, в принципе, и достаточно такой серьёзный показатель по сравнению с прошлым годом по ярко выраженным оздоровительным эффектам мы получили по пришкольным лагерям.
Вот основные формы по организации оздоровления и досуга. То, что касается временной трудовой занятости: тоже ничего нового в этом году мы придумывать не стали. Есть отработанный механизм и востребованная программа участия детей во временной трудовой занятости. Было определено бюджетное финансирование, заработная плата, и мы вышли на цифру 5 600 несовершеннолетних: за летний период мы получили такое количество рабочих мест. Была составлена дислокация объектов, в основном это были объекты социальной сферы — образовательные учреждения, в которых по традиции формировались трудовые отряды старшеклассников, где дети могли поработать на благоустройстве прилегающих территорий, соседних дворов, парков, скверов, озеленении нашего города. И были сформированы педагогические отряды на базе образовательных учреждений, допобразования, клубов по месту жительства, на базе учреждений физической культуры. То есть практически вся социальная сфера получила такую возможность. И соответственно, разные предложения для применения своих сил каждый молодой человек смог найти и получить. Заработная плата в этом году для детей от 14 до 15 лет за полный рабочий день со всеми доплатами составила чуть более 3 тысяч 100 рублей, для детей 15–16–17 лет там уже была зарплата почти 4 тысячи 200 рублей с этой доплатой, которую областной бюджет также выделяет к ежемесячной заработной плате ребёнка. Понятно, по традиции мы делали ежемесячное подведение итогов в этом зале. Мы чествовали лучших работников и школьных трудовых отрядов старшеклассников и ребят рабочих на дворово-досуговых площадках. Подводили итоги, награждали лучших в торжественной обстановке, выдавали трудовые книжки. То есть действительно: большая, серьёзная программа, которая очень востребована.
У нас где-то к концу июня уже заявки, которые поступали от детей и родителей, перевалили нашу квоту, то есть желающих было больше. Поэтому мы оперативно в летний период решили вопрос по выделению дополнительного финансирования. И практически вот ту цифру, которую я назвал, мы удовлетворили всех желающих, кто изъявил желание поучаствовать в программе временной трудовой летней занятости. Здесь, действительно, по заявительному принципу — отработать адресно с каждым несовершеннолетним, кто захотел поучаствовать в этой программе.
Вот так проходило наше лето. Этим мы занимались. Такие итоги мы получили. Подводили итоги Единого госэкзамена на одной из наших конференций, которая тоже нам давала пищу для размышления. Параллельно с организацией летнего отдыха организовывали ещё и Единый госэкзамен — итоговую аттестацию наших выпускников. Здесь две составляющих: одна нас очень порадовала, и нам есть чем гордиться — это наши стобалльники, это наши звёздочки, которых в этом году 20 человек. Эту информацию вы все видели, знаете её прекрасно. И есть, конечно же, то, о чём нам предстоит подумать, — это результаты единого госэкзамена по русскому языку и математике, которые являются определяющими, и, соответственно, от этого зависит, получит ребёнок аттестат или нет.
Ну, и соответственно, та тема, которая будоражила весь этот процесс, — умы многих детей и родителей, — это извечное желание каким-то образом оказать себе помощь в виде каких-то шпаргалок, используя электронные средства связи. В этом году очень чётко Рособрнадзор определил запреты и карающие меры для тех, кто будет допускать эти нарушения. И, к сожалению, как бы мы вместе с вами ни пытались эту тему обсуждать и обращаться к родителям с просьбой очень внимательно отнестись к этой процедуре, мы имели достаточно большое, на мой взгляд, количество фактов, когда были действительно грубейшие нарушения и попросту обман: пронос с собой на экзамен и попытка использования средств современной мобильной связи привели к тому, что 16 выпускников у нас были удалены с экзаменов и, соответственно, не были допущены к пересдаче. Девять из них, к сожалению, были удалены именно с русского языка и математики, что не позволило этим детям ни сдать Единый госэкзамен, ни получить, соответственно, аттестат о полном общем среднем образовании.
Мы и сейчас, наверное, об этом должны говорить, потому как, на мой взгляд, эти яркие примеры, когда действительно целые семейные драмы после этого устраивались, наверное. Мы сейчас и с коллегами-педагогами на эту тему работаем, весь год будем работать с родителями и с выпускниками, обсуждая эту тему, приводя конкретные примеры. Я уверен, что совместными усилиями мы всё-таки добьёмся понимания того, что этот вопрос очень серьезный и к нему надо действительно подходить уже по-взрослому и не пытаться использовать эти средства, не испытывать свою судьбу. Мы для себя определили, конечно же, приоритет на предстоящий год — это усилить внимание по подготовке наших выпускников к ЕГЭ именно по данным предметам — русский язык, математика. Нас очень порадовала в этом году информатика. У нас есть уже такой опыт: буквально три года назад мы получили очень плачевные результаты по этому предмету. Сели с коллегами нашего методического объединения, на эту тему подумали и приняли решение, что, действительно, нужно подключать специалистов высокого уровня: и высшие учебные заведения, и наших звёздочек-педагогов, работающих в этом направлении, через сетевое профильное обучение, используя современные средства сетевого обучения. И вот за три года мы получили такой эффект: у нас есть даже стобалльники по информатике. Это, действительно, очень здорово. И шаги, которые мы предпринимали, действительно очень эффективны. Теперь нам предстоит подумать и подключить весь свой ресурс, ресурс наших талантливых педагогов на сетевую профильную подготовку к ЕГЭ по остальным предметам, которые у нас западают.
Начало учебного года тоже мы прошли достаточно организованно. Была большая кампания по подготовке образовательных учреждений к началу нового учебного года. Огромная работа была проделана и руководителями учреждений, и большая поддержка была родительской общественности. В итоге в августе, когда комплексная проверка учреждений проводилась комиссиями, все учреждения муниципальной системы образования: школы, гимназии, лицеи были приняты и допущены к началу учебного года. 1 сентября все учреждения открыли свои двери. Несмотря на субботу, мы провели торжественные линейки для первых классов, выпускников и других наших деток.
За парты в первый класс у нас село практически такое же количество детей, как и в прошлом году: чуть более 11 тысяч 100 детей. Сейчас эти списки ещё корректируются, уточняются, но примерно мы в одних и тех же цифрах. Немножко у нас уменьшилось количество будущих выпускников: почти на 600 человек их будет поменьше. Но, в принципе, комплектование образовательных учреждений мы завершили. В последней декаде августа и в первых числах сентября большую работу по комплектованию провели.
С учётом того, что новый порядок комплектования первых классов был нами озвучен заранее и некий ажиотаж дополнительный был вызван со стороны родителей, мы ещё раз возвращаемся к этой теме и продолжаем говорить о том, что Рособрнадзором и Минобрнауки определён чёткий порядок зачисления детей в первый класс. Теперь уже официально за каждым образовательным учреждением на уровне распоряжения мэра закрепляются конкретные территории с конкретными адресами домов, и именно дети, проживающие, имеющие регистрацию по данному микрорайону, в данных домах, имеют право на первоочередное зачисление. И соответственно, в пакете документов, помимо заявления на зачисление, сегодня предоставляется оригинал, подтверждающий прописку и фактическое место проживания ребенка на данном микроучастке.
И соответственно, возникла большая проблема с нашими школами, которые раньше со всего города принимали детей. Это наши прославленные гимназии, лицеи, в которые родители стремились попасть независимо от места проживания, и там начинались определённые выяснения обстоятельств, по какой причине в этом году данная система нарушена. Мы и сейчас имеем право принимать детей, не проживающих, не зарегистрированных фактически на данном микроучастке, который официально закреплён за тем или иным образовательным учреждением, но только в том случае, если имеются свободные места после комплектования детей, проживающих на микроучастке. Такая процедура определена и во временном промежутке, то есть эта процедура проходит с 1 по 31 августа. До этого времени мы даже заявления принимать от родителей детей, проживающих на других микроучастках, не будем.
То есть определена чёткая процедура. На мой взгляд, она действительно упорядочивает данный процесс и немножко защищает наших руководителей от какого-то давления, которое было, может быть, раньше в попытках как-то своего ребёнка пристроить в тот или иной лицей, в ту или иную гимназию. Но, тем не менее, к новому порядку мы уже привыкаем. Процесс комплектования прошёл достаточно организовано, и поэтому вопросов здесь каких-то острых и тяжёлых не возникло, будем продолжать работать в этом направлении также.
По подготовке материально-технической базы образовательных учреждений к началу нового учебного года. Была тоже проделана достаточно большая работа, в том числе она идёт и сейчас. В рамках проекта модернизации мы осваиваем федеральное финансирование практически по всем направлениям жизнедеятельности образовательных учреждений, начиная с приобретения комплектов учебников для начальной школы, художественной литературы по предмету, литературы, которая обозначена для пополнения библиотечного фонда образовательных учреждений. Достаточно серьёзные средства направляются на модернизацию компьютерной техники, приобретение современных средств обучения, таких как мультимедийные комплексы, мобильные классы и так далее.
Серьёзные средства мы направляем на обеспечение современным требованиям медицинских кабинетов, коль мы постоянно возвращаемся к теме здоровья. И практически 100 процентов медицинских кабинетов наших учреждений пролицензированы. Мы стараемся обновить и довести до современного уровня ещё эту составляющую образовательного процесса.
Эксперимент мы в этом году попробовали на 10 столовых в наших общеобразовательных учреждениях: мы направили значительные средства на приобретение современного оборудования, таких как пароконвектоматы для приготовления более качественной разнообразной пищи для организации школьного питания. То есть практически по всем направлениям: не только учебный процесс мы берём, но и здоровье, питание школьников, организацию физической культуры, дополнительного образования. И, конечно, затрагиваем вопросы, связанные с энергосбережением. Это, действительно, наша больная тема. Мы самая большая социальная отрасль, которая тратит сотни миллионов рублей на коммунальные услуги. Поэтому когда встаёт вопрос об экономии тех самых ресурсов. У нас эта экономия, поверьте, выражается в очень серьёзных цифрах для бюджета, который мы потом дополнительно экономим и получаем на различные наши нужды, которых у нас тоже достаточно.
Мы в этом году большие средства направляем на замену ламп накаливания на современные энергосберегающие лампы, устанавливаем софиты другого поколения на освещение в каждом классе. Ремонтируем самые болевые наши крупные образовательные учреждения — фасады. Комплексно подходим к замене уже и пластиковых окон, и самого фасада. Большую работу проводим по подготовке к зиме.
Кстати, это впервые в этом году ещё до 1 сентября 100 процентов образовательных учреждений, — я имею в виду не только школы, а вообще всю систему муниципальных учреждений образования: детские сады, учреждения допобразования, — все 100 процентов ещё до 1 сентября мы получили акты полной готовности тепловых узлов к началу отопительного сезона. В основном эту работу завершали к 15-му, 10 сентября; здесь мы на две недели с этой работой справились раньше. Большую работу проделали, все узлы опрессованы, проведены ремонтно-восстановительные работы, получены акты полной готовности всеми теплоснабжающими компаниями. Мы очень рады, что за окном сейчас стоит такая тёплая погода, но, тем не менее, если вдруг произойдут какие-то серьёзные перемены и отопительный сезон начнётся раньше, — к приёму тепла все учреждения наши готовы.
Что касается содержания образовательной деятельности. В этом году у нас все 1-е, 2-е классы уже обучаются по новым Федеральным государственным образовательным стандартам. И в качестве эксперимента 3-й класс — у нас 11 общеобразовательных школ перешли на ФГОС нового поколения. И 5-е классы мы тоже взяли в этом году, несмотря на то, что федеральный центр не настаивал; речь шла только о параллели третьих классов, но мы тоже решили не ждать, и 19 школ города Омска, 58 классов (5-классники) перешли на новый федеральный государственный образовательный стандарт.
Очень важно включиться в эксперимент на начальном этапе, мы это уже по себе чётко поняли, будучи пилотной территорией, когда ФГОС ещё только намеревались вводить в первых классах. Мы понимали, что в этот момент действительно можно получить самую лучшую поддержку: и методическую, и финансовую регионального бюджета, федерального центра, — и, соответственно, полноценно подготовиться к массовому внедрению федеральных государственных образовательных стандартов в начальной школе в принципе.
Ещё одно нововведение. Вы все хорошо знаете, что в четвёртых классах в этом году по всей России в образовательную программу включён новый предмет — основы религии и светской этики, который теперь является обязательным предметом школьной программы для 4-го класса. Данный предмет изучается по программе один год. Его особенность то, что там не ставятся оценки ни за текущие знания, ни по итогам освоения данного курса. Но мы ожидали, наверное, даже больше внимания со стороны родителей, неких дискуссий по поводу того, как это будет происходить. На мой взгляд, внедрение этого нового предмета школьной программы прошло как-то спокойно, тихо. Наверное, это связано с очень большой просветительской работой школ, классных руководителей 4-х классов, кто уже вёл работу с родителями. Кстати, все 152 педагога, которые ведут сегодня этот предмет, прошли курсы специальной подготовки. За счёт бюджета мы приобрели весь комплект учебной литературы для всех детей. Ну, и посмотрели, что у нас выбрали дети в качестве модуля. В первую очередь, понятно, этот выбор был сделан осознанно вместе с родителями.
Там несколько модулей, порядка шести по разным религиям. В основном у нас, 80 процентов школ и детей, выбрали пока модуль «Светская этика». То есть больше сделали акцент на данное содержание. Но это не значит, что в течение года мы не можем включить любой модуль, связанный с изучением, например, буддизма или других религий. Всё это будет делаться именно по мере поступления заявок от родителей, от детей и по мере освоения данного курса образовательной программы.
Вот несколько нововведений. Возвращаясь к ЕГЭ. Очень рады мы, что уже сейчас (это тоже впервые вообще в истории организации Единого госэкзамена) по основным предметам Рособрнадзором определены минимальные баллы, то есть минимальный порог. На сайте Рособрнадзора по всем предметам эти баллы есть, определены сроки. На мой взгляд, это тоже определённую нервозность может у людей снять, у будущих выпускников, потому как в этом году мы до последнего не знали, какой минимальный порог по основным предметам будет установлен и к чему детям всё-таки идти готовиться. То есть, учитывая эту ситуацию, я надеюсь, что она вряд ли изменится: определены чёткие сроки, определены нижние пороги по баллам по основным предметам в рамках Единого госэкзамена.
Вот кратко итоги лета. Вот наше начало года, наши новшества, наши нововведения определённые, которые коснулись системы образования.
Если есть какие-то вопросы, давайте поговорим, готов ответить. Спасибо.
-
ГТРК «Омск», Ольга Светлицкая
-
На сегодняшний день, я так понимаю, начали вы сборы дополнительных заявок на санаторное оздоровление в сентябре и декабре. Где это будет проходить? И что… (неразборчиво) мероприятия будут?
-
И.В. Дубин
-
Да, ряд учреждений оздоровительных загородной зоны продолжают свою работу как санаторное оздоровление. На нашем образовательном портале и на сайте департамента образования в разделе «Отдых и оздоровление» есть телефон контактный. На сентябрь и октябрь — для нас к счастью, а для тех, кто будет эту информацию получать, — к сожалению — уже укомплектовали мы все базы загородного отдыха санаторного оздоровления. Сейчас ведём сбор заявок на ноябрь и декабрь.
Эта форма тоже очень эффективна, востребована. И очень рады, что большое количество учреждений продолжают работать в осенне-зимний период. Кстати, два наших учреждений муниципальных — «Лесная поляна» и «Дружные ребята» — имеют также свои круглогодичные корпуса, и мы тоже будем там продолжать, в том числе и профильные смены. У нас есть такой интересный лагерь для детей, увлекающихся информатикой, информационно-коммуникационными технологиями. И вот есть у нас талантливые педагоги, которые ежегодно в осенний период, особенно в момент каникул, когда происходит отдых детей, независимо от этого дети с большим желанием выезжают на природу и там проводят свои профильные встречи, смены. Туда выезжает большое количество преподавателей высшей школы. Поэтому такие профильные смены и сезонное оздоровление мы тоже будем продолжать. Телефон Снежана Александровна потом озвучит, по которому можно будет заявки такие отправлять. Это очень удобная форма через Интернет или по телефону. Ну и в департаменте у нас тоже есть, люди приходят, мы принимаем.
-
Вопрос из зала
-
Илья Владимирович, вот принцип зачисления детей не с микроучастка. Вы сказали, с 1 по 31 августа. Он носит заявительный характер либо какое-то тестирование?
-
И.В. Дубин
-
Нет. Я понимаю, к чему вопрос. Большое ещё количество учреждений, особенно наши гимназии, лицеи, используют такую форму, как либо пришкольная подготовка, либо при зачислении предлагают пройти различные курсы на тестирование, готовность ребёнка к получению данной образовательной программы. Все эти тестирования имеют право быть, но носят абсолютно добровольный характер. Любой родитель, не желающий проходить такое тестирование, имеет право отказаться от того, чтобы его ребёнок проходил данное тестирование. Отказ от прохождения данного тестирования никак не может повлиять на зачисление ребёнка. Соответственно, и принцип, вы правильно определили, носит абсолютно заявительный характер. То есть, с 1 августа следующего года мы начнём принимать заявления от родителей, дети которых не проживают на данном микроучастке, но тем не менее они планируют, что их ребёнок будет обучаться в данном учреждении, и при наличии свободных мест будут зачисляться, но не на основании какого-то отбора, связанного с оценкой готовности ребёнка к обучению в данном образовательном учреждении.
-
ГТРК «Иртыш», Анастасия Винницкая
-
Скажите, пожалуйста, проводится ли введение… (неразборчиво)… получается родители сами… (неразборчиво)…предметов или как?
-
И.В. Дубин
-
Повторюсь, что в пятых классах мы в порядке эксперимента пока ввели и, конечно же, именно с согласия родителей, с согласия педагогов, с готовности самого образовательного учреждения. Таких пилотных школ 19, 58 классов, чуть более 2 000 детей. Конечно же, набор предметов основной программы — он определён и утверждён. И в рамках федерального государственного образовательного стандарта, в том числе и для первых, вторых классов, это только кажется, что это некий такой порыв, полёт творчества. Наоборот: это стандарт, который очень чётко определён. И, в основном, когда говорили о внедрении ФГОС, все думали: а, теперь каждый будет выбирать какой-то свой предмет, набор своих предметов. Одна школа будет учить одному, другая — другому. На самом деле нет. Действительно, речь идёт о стандарте, и он чётко определён федеральными нормативными документами. И здесь мы ни вправо, ни влево шагнуть не можем.
Но есть и другой принцип, когда есть дополнительные образовательные программы, которые учреждение может определять. Ведь сегодня же, посмотрите, многие родители первоклашек до сих пор продолжают задавать друг другу вопросы: «А твой ребёнок в школу пошёл по какой программе? «Школа-2100» или по Занковской, или…?» и так далее. И у других родителей возникает вопрос: «Подождите, как же так? Мы же все пошли по новым федеральным государственным образовательным стандартам. Как же могут при наличии ФГОС ещё и учитываться вот эти наши авторские программы?».
А оказывается, абсолютно логично умещаются и авторские программы, и ФГОС, и друг друга взаимно дополняют. То есть больших каких-то глобальных перемен и революций в этой системе в начальной школе не происходит. Действительно, определяется ядро образовательных программ и чётко даётся перечень тем и знаний, которые ребёнок должен получить. А формы получения этих знаний, соответственно, коль мы говорим о разных авторских программах, могут быть совершенно разными. И методика получения стандарта знаний может быть разной. Поэтому сегодня мы говорим о том, что в пятых классах мы начинаем реализовывать просто новый подход по освоению содержания через ФГОС. Конечно же, это оптимизирует и нагрузку ребёнка. На мой взгляд, введение федеральных государственных образовательных стандартов немножко систематизирует и оптимизирует и умственную — интеллектуальную, и физическую нагрузку ребёнка, о чём мы многие годы говорили, что ребёнок сегодня современный в школе перегружен. На мой взгляд, ФГОС ещё несёт и эту функцию. Поэтому разности большой в выборе предметов в тех школах, которые перешли на ФГОС, — да? может быть, я так понимаю ваш вопрос, — её не будет. Перечень предметов будет стандартный. Но технологии и разные программы, как этот стандарт знаний будет преподноситься, осваиваться, они будут разные.
Я ответил на ваш вопрос?
-
Вопрос из зала
-
Илья Владимирович, конкретный вопрос, но немножко не по заданной теме, но родители звонят в редакцию, массово звонят. 53-й садик, Учебная, 125. Жалуются, что крыша протекает, грибок на стенах. Там что-то планируется сделать? Ремонт вроде бы был там, говорят. На первом этаже окна поставили пластиковые, а вот крышу…
-
И.В. Дубин
-
Если мы сейчас уже не сделали, то, скорее всего, в этом году не будет. У нас, к сожалению, есть такие объекты, в которых в этом году нам не всё удалось сделать, в том числе и по кровельным работам. Но, к сожалению, мы организации бюджетные, и всё делаем в рамках выделенных средств. К сожалению, мы не можем с накопившимися проблемами одномоментно справиться. Но приоритет в этом году мы, конечно же, отдавали именно ремонту кровель, ремонту фасадов, замене окон, о чём я говорил. Поэтому по 53-му садику сейчас точно не могу сказать, но скорее всего, если работы не начаты, то в этом году они уже вряд ли будут. По логике, уже ни торгов не провести, не успеть. Но на следующий год мы предусматриваем как раз эти виды работ.
Ещё нас подводят подрядчики. Может быть, 53-й садик и включён. Но у нас есть пример, когда более чем на 15 объектах конкурс выиграл один подрядчик. Мы понимаем, исходя из опыта, что, скорее всего, с большинством объектов он не справится и не доведёт работы до логического завершения. Несмотря на то, что мы проводим регулярно с ними встречи, требуем графики, общаемся, пытаемся разными способами и, может быть, где-то достаточно жёстко, и, может быть, где-то уговаривая по-разному, включаем все свои дипломатические способности. Но влияния на данных подрядчиков в рамках действующего закона и в рамках конкурсных процедур другого, как уговаривать либо грозить пальцем, у нас нет. В любом случае мы стоим перед вариантом либо расторгнуть сегодня контракт и, понимая, что мы вообще тогда ничего не сделаем, потому как ещё месяц торгов, ноябрь, зима и никакой кровли, замены окон уже, соответственно, смысла никакого нет.
Поэтому сегодня все наши силы брошены именно на то, чтобы на каждом объекте… Вот у меня есть лично у самого три объекта, на которых я сам планёрки провожу. 146-я школа, огромное учреждение, в котором подрядчик делает полностью замену окон. Там более 200, по-моему, окон надо заменить. Полностью ремонт всего фасада. Утепление, ремонт швов, покраска и так далее. 117-я школа. Таких объектов у нас много. В этом году решили, действительно, комплексно подойти. Но вот, к сожалению, опыт работы наших местных организаций, которые выигрывают эти торги, показывает, что очень сложно работать. Нарушаются все возможные графики, сроки. Понятно, что мы отслеживаем качество, но такая проблема остаётся.
А по 53-му саду надо просто уточнить. Снежана Александровна, пометь. Потому что по кровле очень много садов мы в этом году заложили. Просто если там работы не ведутся, может быть, это одна из тех подрядных организаций, которая, по-моему, 16 или 17 объектов выиграла — одна фирма.
Я задал прямой вопрос руководителю данного предприятия: «На что вы рассчитываете?». Он мне просто, честно глядя в глаза, ответил: «Да мы на всякий случай во все конкурсы заявились. Думали, авось где-то выиграем». И вот «авось» выиграли во всех. И теперь что с этим делать, они сами не знают, и отказываться не хотят. Но даже если откажутся, мы понимаем, что в любом случае мы потеряем и деньги, и время, и ничего не сделаем. Ситуация не из простых, но, тем не менее, в рамках 94-го Федерального закона мы вынуждены работать по такой схеме.
-
«Антенна-7»
-
А вот поясните, что в школе платно, а что бесплатно. За что могут с родителей брать деньги, за что не могут?
-
И.В. Дубин
-
Школа может оказывать дополнительные платные услуги согласно своей уставной деятельности, то есть преподавать дополнительное образование. Это прописано в уставе. В программе определены дополнительные образовательные услуги. Соответственно, школа может предлагать родителям дополнительные образовательные услуги. Школы предлагают за деньги организацию питания: часть за счёт бюджетных средств (6 рублей те самые), и, соответственно, полное горячее питание или завтраки — уже за счёт родителей. Сами родители могут принимать решение, и школа может предлагать оплату услуг частных охранных предприятий, что не входит в обязанности бюджета. К сожалению, мы сегодня не имеем возможности оплачивать услуги охранных частных предприятий по организации обеспечения физической охраны детей. Ну и, соответственно, школа имеет право обращаться к родителям с просьбой оказывать добровольные финансовые пожертвования на подготовку образовательного учреждения, улучшение условий обучения детей.
Но то, как вы сформулировали вопрос: на что имеет право брать, на что не имеет право брать, — не очень, мне кажется, корректно звучит. Ещё раз говорю: школа чётко имеет право предоставлять платные дополнительные услуги и, соответственно, привлекать родительские средства в рамках законодательства на нужды образовательного учреждения, на улучшение качества жизни ребёнка в школе.
Вот основные направления, по которым сегодня поступают в образовательные учреждения потоки финансовых средств от родителей, я перечислил. Большая часть школ уже сегодня за счёт родителей содержит физическую охрану частных охранных предприятий. Во всех школах абсолютно все родители сегодня помогают образовательным учреждениям при подготовке учреждений, кто-то — в виде конкретных работ, оказывая непосредственно помощь своими руками в ремонте, кто-то — в виде финансовых пожертвований, которые выделяют родители на приобретение различных материалов, мебели для детей своих, кто-то меняет пластиковые окна — сами в классе начальной школы. Родители на собрании 1 сентября принимают и такие решения. Поэтому разные направления, но тем не менее.
-
«Антенна-7»
-
А что касается платы за пользование учебниками, рабочими тетрадями? Это всё законно?
-
И.В. Дубин
-
По закону мы предоставляем бесплатные комплекты учебников только в рамках ФГОС для 1–2-ых классов. И мы за счёт бюджета для всех приобрели. То, что касается печатных рабочих тетрадей, это не входит в понятие «комплект учебников», поэтому родители, как и всегда, самостоятельно должны приобретать и обеспечивать своих детей этими необходимыми для образовательного процесса предметами.
Кроме того, по закону мы обязаны приобретать и безвозмездно передавать учебники для многодетных, малообеспеченных семей и детей-инвалидов. В полном объёме на эти цели у нас в бюджете деньги тоже заложены, мы уже приобрели. Все остальные учебники приобретаются за счёт родителей. Это законно, и это так было всегда. То есть это вправе делать учреждение. Ещё раз повторюсь: там, где у нас фонд библиотечный позволяет, мы выдаем бесплатно; там, где у нас не хватает, несмотря на то, что мы три года уже целенаправленно из всех источников выделяем очень серьёзные финансовые средства, но, тем не менее, ряд учебников ещё родителям приходится докупать.
Что касается рабочих тетрадей. Просто иногда у родителей складывается впечатление, что, когда они видят тетрадь, напечатанную уже с картинками, с текстом, им кажется, что это тоже часть учебно-методического комплекта и вроде бы как тоже учебник, поэтому её тоже должны выдать бесплатно. Но существует определённый перечень, поэтому данные печатные тетради, — а это, скорее всего, о которых вы говорите, — не входят в этот перечень, родители обязаны их приобретать.
-
«Антенна-7»
-
…(Неразборчиво) сколько у нас школ в городе, где туалеты находятся на улице?
-
И.В. Дубин
-
Одна. Школа № 111. Но я думаю, что в этом году мы решим этот вопрос. У нас уже есть определённая договорённость с привлечением разных организаций. Найдено техническое решение этой проблемы. Осталось только дело за малым — наконец-то это сделать. Думаю, что до конца этого календарного года мы там построим нормальный, тёплый туалет. К сожалению, это наша беда.
-
Вопрос из зала
-
…(Неразборчиво) детских садов… с местами.
-
И.В. Дубин
-
Я вот думал, прямо сейчас мы закончим так здорово и впервые на пресс-конференции не затронем самую больную тему.
В этом году понятно, что уже времени осталось немного. Мы в этом году реализуем наше одно из направлений — это резервные группы, которые мы ещё откопали в своей системе, наконец-то получили финансирование. В этом году мы дополнительно ещё 36 групп введём до конца года. Часть групп уже введена, часть ещё в работе. Вот это весь ресурс, который мы фактически по своей системе, без строительства, дополнительно можем освоить. Понятно, что планов у нас на будущее достаточно много. Мы сейчас очень активно с учётом новой команды администрации города, с конкретными уже предложениями и поручениями Вячеслава Викторовича Двораковского как нового мэра. Мы проработали на ближайшие два года очень серьёзные мероприятия, которые сейчас обсуждаются и с региональным министерством образования, и с региональным правительством в целом. Хотелось бы отметить, что у нас на сегодняшний день выстроены, на мой взгляд, более эффективные взаимоотношения с региональным министерством образования и действительно носят характер делового конструктивного общения, а не указания на те проблемы, которые мы и так хорошо знаем и видим, и, кроме как указаний и оценки нашей, ничего в виде поддержки нет. То сегодня мы действительно видим совместные усилия, совместные программы, совместное финансирование, совместные планы по решению этой проблемы.
В этом году у нас планируется строительство ещё одного детского сада на Левом берегу. Подрядчики, опять же, заверяют нас, что они смогут это сделать. Я очень скептически к этому отношусь, но, тем не менее, в условиях контракта это чётко написано. Заказчиком строительства данного объекта в микрорайоне «Кристалл» является департамент строительства. Конкурс проведён. Подрядная организация даёт заверение, что данный детский сад будет введён. Все остальные наши намерения остаются очень проработанными, на мой взгляд, они имеют очень чёткие адреса конкретных объектов; конкретная мощность, конкретные направления. Но помимо того, что мы планируем всё-таки говорить о новых объектах, — введение новых объектов, детских садов, — мы должны всё-таки мыслить немножко шире и использовать формы, которые сегодня позволяют без строительства и введения новых объектов всё-таки расширять возможности дошкольного образования. Речь идёт о семейных воспитательных группах. Такой опыт, к сожалению, не широко по России распространён, но, тем не менее, он есть, мы его знаем, и мы сегодня уже прорабатываем вопрос, чтобы со следующего года такие семейные группы при действующих садах создавать.
Коротко это понятно, что родитель, изъявивший желание по соседству с действующим детским садом на базе своей квартиры дополнительно взять 2–3 или 4–5 детей (сколько позволяет площадь и соответствующие требования надзорных органов) на воспитание, будет зачислен нами в данный детский сад, получать там заработную плату, получать организованное питание, прогулки детей, дополнительные образовательные услуги, а основное время пребывания ребёнка будет на базе квартиры. На мой взгляд, это хорошая, востребованная форма. Я уверен, что мы получим большой отклик. Мы уже подстраховались и разработали курсы подготовительные для данной категории родителей, которые изъявят это желание. Мы понимаем, что, помимо желания, у них должны быть определённые знания, навыки, умения. Мы не можем просто так гражданке, изъявившей желание, отдать на воспитание на весь день ребёнка; мы понимаем, что мы должны нести за это ответственность, но и самое главное — подготовить к этой работе. Поэтому совместно с одной из частных школ мы подготовили такой проект и сейчас уже получаем заявки от родителей, изъявивших такое желание, будем сейчас их готовить. И соответственно, параллельно мы готовим всю нормативно-правовую базу, которая будет регулировать создание таких семейных воспитательных групп. Это тоже одно из перспективных направлений, которое, на мой взгляд, малозатратно, во-первых, и даст определённый хороший эффект. Я уверен.
Поэтому планы у нас очень серьёзные и большие. Надеюсь, что они теперь при такой слаженной работе и администрации города, и регионального правительства всё-таки будут воплощаться быстрее, эффективнее и давать свои результаты.
-
Вопрос из зала
-
Пока семейных детских домов в Омске нет?
-
И.В. Дубин
-
Официально, ещё раз говорю, даже нормативной базы нет по созданию такой формы групп пока. Конечно, они существуют. У нас, посмотрите, по городу проедьте, достаточно большое количество вывесок различных дошкольных образовательных учреждений. Зачастую эти учреждения не имеют ни лицензии на образовательную деятельность, они носят такой стихийный характер. Со всеми учреждениями (их, по-моему, 16), которые оказывают дополнительные дошкольные образовательные услуги, имеют лицензию официальную, мы с ними со всеми встречались, прорабатывали вопрос о совместных каких-то проектах. Может быть, у них есть какие-то инициативы, встречные предложения, как муниципалитет их сегодня сможет поддержать и тем самым расширить их бизнес, и мы получим ещё дополнительные места, наших партнёров. Есть нормальный контакт, взаимопонимание, очень чёткие намерения. Мы сейчас это тоже обобщаем. И за счёт этой сферы наших коллег, наших партнёров мы тоже дополнительно что-то сделаем. Потому как и права на платные дошкольные образовательные услуги у родителей тоже должны быть. К сожалению, они и сегодня не в полной мере могут удовлетворить всех желающих как по массовости, так и по качеству. Поэтому нам там в двух направлениях ещё предстоит поработать.
-
Вопрос из зала
-
Разрешите уточнить, Илья Владимирович, вот вы сказали конкретные уже адреса. Может быть, занавеску приоткроете, какие фирмы в ближайшее время покинут здания бывших детских садов?
-
И.В. Дубин
-
Да мы тут занавеску никакую и не прячем. У нас есть четыре объекта, которые нам в собственность перешли. Мы говорили о возврате зданий детских садов, которые раньше использовались не по назначению, другими предприятиями, организациями. Вот четыре таких объекта у нас есть.
По двум мы уже работы ведём: это 2-я Любинская (бывшее здание детского сада), там когда-то находился один из филиалов высшего учебного заведения, потом это здание забрали в муниципальную собственность. Второй год мы его восстанавливаем, и надеюсь, в следующем году мы его запустим. Один объект у нас на 6-й Линии. Здание, требующее тоже полной реконструкции. Один объект на Энтузиастов. И четвёртый объект, по-моему, на Круговой. Вот четыре объекта, которые у нас уже есть в работе. По части из них идут восстановительные ремонтные работы, по остальным мы вносим это всё в ту же программу. Это те объекты, которые уже у меня сегодня есть, я имею право их восстанавливать и запускать.
У нас наконец-то реанимировались наши проекты по взаимодействию с крупными предприятиями, которые ещё имеют свою собственность и такие объекты. Мы говорили уже неоднократно о радиозаводе Попова, «Релеро», который имеет два объекта. Мы сейчас наши намерения заново проработали. Опять мы получили адекватную реакцию управления этого предприятия, которое готово продолжать с нами данное сотрудничество и передать эти объекты нам в муниципальную собственность. И мы там организуем, соответственно, два больших детских комбината.
Плюс мы сейчас разослали такие предложения крупным коммерческим предприятиям, банковским структурам, проводим встречи по каким-то совместным проектам партнёрства, которое позволяет нам создать новые места в дошкольных учреждениях. Согласитесь, не очень понятно, когда получаешь письмо от крупного предприятия, крепко стоящего на ногах, которое в жалостливой манере пишет, что у них там столько-то молодых сотрудников, столько-то мамочек молодых, и вот хорошо бы, чтобы муниципалитет помог бы устроить их детей в садик, и тогда бы мамочки вовремя приходили на работу и приносили бы больше прибыль банку или предприятию. У меня вопрос встречный этим предприятиям и банкам: а что мешает сегодня на паритетных началах создать свой ведомственный детский сад? На примере «Релеро». Вы берёте объект, а мы туда даём ставки, содержание, обеспечиваем там работу с детьми. По-моему, абсолютно логично взаимодействие бизнеса и муниципалитета по решению, а не ходить крупным предприятиям — и не самым бедным сегодня — с протянутой рукой и просить помочь устроить их детей.
Мне кажется, большая социальная активность со стороны вот таких предприятий, мы сейчас пытаемся её будировать, пытаемся на новом мотивационном уровне с ними общаться, для того чтобы руководство этих предприятий по-иному взглянуло на решение этой проблемы. Уже, кстати, многие намерения, скажем так, пока на словах. В процессе переговоров возникает нормальная реакция, то есть главное — вовремя предложить, а теперь посмотреть, как это будет работать.
Один из таких примеров пока коснулся, правда, не детского сада. Вот многие из вас, коллеги, были на открытии, вернее, торжественном введении в эксплуатацию обновлённого нашего клуба «Смена». Это в Нефтяниках наше учреждение дополнительного образования, где совместно с Омским нефтезаводом мы огромную работу провели по модернизации самого здания. И построена и введена в эксплуатацию современная хоккейная коробка с синтетическим покрытием, с освещением, со всеми требованиями современного плоскостного спортивного сооружения. Более 8 миллионов рублей предприятие вложило. Сегодня мы предложили ряд объектов по детским садам, тоже рассматриваются предложения, и есть предварительные договорённости, что и реанимация детских садов за счёт крупных предприятий на паритетных началах тоже возможно. Поэтому немножко надо расширять зоны влияния, а не только кивать на муниципалитет и говорить: «Вы нам предоставьте, а мы будем деньги зарабатывать». Такая позиция есть.
-
Г.Г. Назарова
-
Всё? Вопросы исчерпаны?
Спасибо, Илья Владимирович.
-
И.В. Дубин
-
Спасибо вам, коллеги, большое.
© 2010–2024 Администрация города Омска