Пресс-конференция Светланы Шенфельд 18.03.2013
Стенограмма пресс-конференции директора департамента жилищной политики Администрации города Омска С.А. Шенфельд
В.В. Гашеев
Добрый день. Сегодня на ваши вопросы ответит директор департамента жилищной политики Администрации города Омска Светлана Аркадьевна Шенфельд.
Работу построим традиционно: сначала небольшое сообщение, а потом ответы на вопросы.
С.А. Шенфельд
Сегодня я постараюсь уделить вам максимальное время и ответить на все вопросы, которые вас интересуют. Если будут частные вопросы, я готова их записать.
Общая позиция нашего департамента шестой год не меняется. Самая актуальная на сегодняшний день тема — расселение аварийного жилья. Я всегда подчеркиваю, что проживание гражданина в некомфортных условиях не так страшно и не так проблематично, как проживание в условиях небезопасных. Поэтому, если кто-то проживает в условиях, которые просто хочет улучшить путем увеличения жилплощади или повышения комфортности, скажу сразу — это не приоритет в условиях, когда рушатся дома и есть серьезная угроза жизни. Сегодня все возможные силы администрации сконцентрированы именно на этом направлении. С чем это связано? В этом году продолжается финансирование данной государственной программы и в Омскую область поступило 842 миллиона 354 тысячи рублей.
Не так давно прошло совещание, участие в котором приняли представители минстроя. На нем было оговорено, в каком порядке, в каком процентном соотношении эти деньги будут разделены. Средства будут делиться пропорционально заявленному количеству аварийных квадратных метров. На территории города сейчас чуть более ста тысяч квадратных метров аварийного жилья, на территории муниципальных районов области — 75 тысяч квадратных метров. Как видите, доля финансирования несколько больше. Мы высчитали: порядка 57 процентов от общего заявленного поступления денег будет определено на город Омск. И из тех процентных соотношений, которые на сегодняшний день уже просчитал департамент финансов, вышло, что доля области — 368 миллионов рублей, а доля города — 19 с половиной миллионов. Это первый год.
Вся программа будет рассчитана на три года. В следующем году предусмотрена приблизительно такая же сумма. И порядка 300 миллионов — на последний 2015 год. Мы постараемся включить в программу максимальное количество аварийных домов: чей срок постройки еще дореволюционный; процент износа наибольший; все квартиры принадлежат муниципалитету; дома, признанные аварийными еще в 2007 году. Как вы уже поняли, существует определенная градация в оценке домов, включаемых в программу в первоочередном порядке.
На сегодняшний день на территории города признаны аварийными 369 домов. Почему я говорю именно об этом количестве домов? Потому что изменениями 185-го федерального закона было предусмотрено продление деятельности фонда до 2016 года, а до 2015 года, то есть в период трехгодичной программы, должны быть расселены все дома, признанные аварийными до 1 января 2012 года. Следовательно, это обязанность субъекта расселить все дома до 2015 года, в том числе при помощи денег фонда. Я подчеркиваю: в том числе. Поскольку на тот объем аварийного жилья, который на сегодняшний день уже есть, этих средств, конечно, недостаточно. По нашим подсчетам необходимо около четырех миллиардов денежных средств, а нам выделили 1 миллиард 900. Поэтому параллельно с областной программой, которая будет предусматривать софинансирование трех бюджетов, мы запланировали городскую программу, которая так и называется «Строительство жилья в целях расселения аварийных жилых домов». Она также предусматривает расселение граждан из аварийных домов, в том числе и тех, которые не попадают под условия программ, потому что, еще раз подчеркиваю, приоритет расселения до 2015 года — это те дома, которые признаны аварийными до 1 января 2012 года.
Но мы продолжаем признавать дома аварийными. Поток не останавливается. Порядка 23 домов, которые уже не попадают в данную программу, в прошлом году признаны аварийными. Поэтому работа в первую очередь будет нацелена на эти дома.
Конечно, кроме средств фонда и бюджета, мы изыскиваем собственный ресурс из муниципального жилищного фонда, который также предоставляем гражданам из аварийных домов. Это наша так называемая инвентаризация, о которой вы тоже, наверное, много слышали. Те два провальных года, когда нам ни копеечки не приходило из других бюджетов, мы спасались именно тем, что усилили роль инвентаризации в своей деятельности. Мы либо выявляли свободные пустующие квартиры, либо выселяли незаконно проживающих граждан в квартирах, либо переводили в муниципальную собственность жилье, либо активно сотрудничали с теми гражданами, которые сдавали нам жилье, получая государственные сертификаты. Мы пополняли свободный муниципальный жилищный фонд.
За прошлый год 57 таких квартир было предоставлено гражданам за пределами рамок существующей программы. И, как вы знаете, в прошлом году мы расселили 27 домов, предоставили порядка 208 квартир. Все это было в рамках программы за деньги фонда.
Мы подготовили достаточно подробный пресс-релиз, поэтому я не буду останавливаться на цифровом показателе. Из него вы сможете почерпнуть необходимую информацию.
Хочу сказать, что помимо работы по расселению аварийного жилья, у нас по-прежнему ведется работа со спецфондом. В этом году она коснулась работников здравоохранения. В горсовете обсуждался этот вопрос: мы пытались жилые помещения, которые были в свое время предоставлены работникам здравоохранения, работникам бюджетной сферы по спецфонду, перевести в областную собственность, чтобы граждане, которые там проживали, продолжали в них проживать на тех же условиях. Но потом нам было предложено пересмотреть данную концепцию. И на сегодняшний день мы с некоторыми из работников здравоохранения заключаем договоры коммерческого найма, то есть переводим их в другой статус. А в отношении тех, кто не может себе позволить перейти на коммерческий наем, мы внесли предложение о внесении изменений в 430-е решение Омского городского Совета для того, чтобы за данной категорией бывших работников бюджетной сферы сохранить муниципальное жилье. Мы посчитали, что это и гуманно, и правильно, потому что работники здравоохранения никуда не делись, они по-прежнему обслуживают горожан, поэтому в отношении них мы сохранили право на пользование муниципальным жильем.
Далее о проблеме приватизации. Не буду скрывать, мы были несколько разочарованы в той ситуации, которая сложилась у нас с приватизацией. Когда звучал угрожающий срок — 1 марта 2013 года — и был нездоровый ажиотаж, мы старались этот процесс урегулировать с той позиции, чтобы дать максимальную возможность каждому желающему сдать документы, чтобы никто не остался за пределами этого срока. Поэтому у нас включилась ночная смена, как я говорю, «вторая вахта». В наш департамент были прикомандированы сотрудники других структурных подразделений, потому что сил охватить такое количество желающих у нас не было. Как только пробил час икс, и президент объявил о продлении приватизации (произошли соответствующие изменения в законе), к нам больше не стоят очереди из желающих. Продление сроков приватизации было мотивировано именно большим количеством желающих. И у меня тут возникает закономерный вопрос: где же вы, те желающие, ради которых второй раз меняется федеральный закон? Куда же вы все попрятались? Почему вдруг все перестали приватизировать жилье? Я, конечно, утрирую ситуацию, но некоторое разочарование все же присутствует. Потому что мы уже второй раз переживаем такой ажиотаж. Первый был в 2007 году, когда возникла угроза по остановке приватизации. В 2009 году мы уже знали, что в 2013 году будет повтор. Могу процентов на 90 гарантировать, что в 2015 году повторится то же самое.
Стандартно у нас ведется работа по учету граждан при постановке на учет и работа по Федеральной целевой программе «Жилище». Это обеспечение социальными выплатами таких категорий граждан, как ветераны Великой Отечественной войны, молодые семьи, участники боевых действий, инвалиды боевых действий, переселенцы из районов Крайнего Севера, чернобыльцы, военнослужащие. Здесь полностью идет федеральное финансирование. Исключение составляют лишь молодые семьи: там есть небольшая доля городского бюджета.
Хочу сказать, что в прошлом году достаточно активно федерация финансировала эти категории граждан. В этом году мы уже получили средства и на ветеранов Великой Отечественной войны (первый транш был приурочен к 23-му февраля), и на инвалидов, и на переселенцев, осталось их распределить. В скором времени вы, наверное, услышите о вручении свидетельств этим категориям граждан. А ветераны уже ждут второго транша.
Какие вопросы вас интересуют?
Вопрос из зала
Давайте еще раз уточним цифры. Вы говорили о 57 процентах…
С.А. Шенфельд
Да. Давайте я вам по цифрам прямо скажу: 57 целых 47 сотых — это процент…
Вопрос из зала
Сумма получается тогда?
С.А. Шенфельд
Сумма? Из 842 миллионов к нам придут 484 миллиона 111 тысяч 595 рублей. Я вам называю цифры, которые уже рассчитал наш департамент финансов.
Вопрос из зала
(Неразборчиво).
С.А. Шенфельд
Нет, это первый транш. На первый год.
Вопрос из зала
На 2013 год?
С.А. Шенфельд
Да, на 2013–2014 годы. Потому что деньги, полученные в этом году, мы должны реализовать до 31 декабря 2014 года. Это условия программы. Вот это будут фондовые деньги. К этим средствам добавляется софинансирование областное и городское. Здесь будет всего 387 миллионов 847 тысяч 330 рублей. А внутри эти деньги делятся в пропорции 95 и 5, областная доля — это 368 миллионов 454 тысяч 963 рубля, городская — 19 миллионов 392 тысяч 366 рублей. Это данные департамента финансов, я на них ориентируюсь.
Я получила эту информацию буквально на прошлой неделе. И теперь понимаю, что в зависимости от объема финансирования мне нужно будет для первого этапа этой программы (2013 и 2014 годы) сформировать предложения. Объемы финансирования рассчитывались из цены, установленной минрегионом: 29 400.
Концепция, выработанная сейчас в администрации города, несколько отличается от той, которая была в прошлом году. Если помните, в прошлых программах мы приобретали жилье либо путем участия в долевом строительстве, когда дом был готов на 70 процентов, и мы после ввода дома в эксплуатацию покупали там жилье уже как дольщики, либо мы покупали уже готовое жилье у застройщика. В декабре прошлого года мы так закрывали программу: 13 домов расселяли. В этом году приоритеты будут на стороне строительства.
Сейчас прорабатывается вопрос о том, чтобы заказчиком выступил департамент строительства. Мы будем закладывать деньги в объемах минрегиона, потому что бюджет, как вы знаете, на этот год очень сжатый и средств у нас недостаточно. Мы будем искать подрядчика, который за эти деньги будет вести строительство.
Департамент строительства в свое время делал расчеты и пришел к выводу: разница между стоимостью квадратного метра на покупке и на строительстве составляет полтора раза. То есть строительство дешевле в полтора раза. Поэтому, чтобы в этот раз мы затратили как можно меньше средств, но расселили большее количество домов, мы делаем приоритетным собственное строительство. На сегодняшний день департаментом архитектуры выбрано несколько площадок под строительство. Сейчас проводится работа по определению коммуникаций.
По какому направлению мы пойдем: будем вести многоэтажное строительство или малоэтажное? Это зависит от того, как мы выполним условия 14-й статьи 185-го федерального закона. Если со счетчиками на территории города будет все в порядке, мы этот барьер преодолеем.
Конечно, мы все понимаем, что приоритет надо отдавать многоэтажному строительству. Строить малоэтажки на территории города Омска — это, как есть на золотой тарелке, потому что земля очень дорогая. И разбазаривать ее на малоэтажное строительство можем себе позволить только в очень ограниченном количестве зон. Поэтому строительство многоэтажных домов более эффективно и экономично. И расселить можно гораздо больше граждан. Но все будет зависеть от того, как мы сработаем по счетчикам.
Вопрос из зала
Какие перспективы?
С.А. Шенфельд
Департамент городского хозяйства отвечает за это направление. Насколько я знаю, у нас почти 95 процентов закрыты по счетчикам электроэнергии, около 30-ти процентов — на воду, чуть больше 20-ти — на тепло.
Департамент городского хозяйства заверяет нас, что заключит договоры с поставщиками услуг, соответственно, с разбивкой графика установки этих счетчиков. Во всяком случае, пока у департамента городского хозяйства не было опасений, что работа эта не будет сделана. В этом случае мы пойдем на многоэтажное строительство, тогда работа будет идти легче.
Если по каким-то причинам, не дай Бог, мы не сможем справиться с этой задачей, значит, будем расселять граждан в малоэтажные дома. Но все равно это не снимает с нас обязанности устанавливать приборы учета. Эта работа должна идти параллельно. 185-й закон нас подстегнул делать это быстрее.
«Радио России», Максим Копоненко
Светлана Аркадьевна, расскажите, пожалуйста, как сейчас обстоит ситуация с домами, которые признаны аварийными по решению суда? Из какого фонда они будут финансироваться?
С.А. Шенфельд
На сегодняшний день порядка 135 таких решений у нас имеется. Но среди них есть своя очередность по дате вынесения судебного решения и, соответственно, по дате возбуждения исполнительного производства. Не по всем домам, правда, но есть. Конечно, мы будем в программу включать и эти дома. Здесь мы «завязаны» не потому, что кто-то быстрей добежал до суда и оказался более ретивым. Нет. Как правило, эти дома действительно объективно находятся в самом плачевном состоянии. И мы понимаем, что если уж человек, не дожидаясь, пока администрация найдет деньги и его переселит, был вынужден обратиться в суд, и суд такое решение вынес, то эти дома мы, конечно, также в первую очередь поставим на расселение.
Но от того, появится больше или меньше «судебных» домов, количество денег не увеличится. Поэтому все, кто дошел до суда, расселяться будут так же, как и все — по тем же нормам, по тем же правилам, по той же программе. Поэтому ничем он не выделяется, не отличается от всех других.
«Радио России», Максим Копоненко
Но, тем не менее, в очереди он будет стоять раньше?
С.А. Шенфельд
Смотрите, до 2015 года мы все дома должны расселить. Своими ли средствами, за счет ли программы…
Давайте я вам на примере расскажу, в чем разница. Приходят ко мне на прием граждане и спрашивают: «Что нам выгоднее — чтобы вы нас включили в программу или чтобы вы нас расселили за пределами программы?». Я им говорю: «Давайте разберемся. Например, если мы будем включать вас в программу даже на самый ближайший транш, то максимально близко вы будете расселены либо в конце этого года, либо к середине следующего. Потому что пока мы закупим, пока мы в долевую войдем, пока мы построим. Деньги освоения мы должны закрыть 31 декабря 2014 года. Если вы пойдете по программе в новые дома (и еще неизвестно, на какой территории города), то это будет середина или конец 2014 года. Если вы согласитесь, что вам срочно нужно расселиться и не хотите ждать, то вы пойдете на расселение в те дома, которые мы выделим из инвентаризации. То есть это будет вторичка. Но это будут уже обустроенные микрорайоны, уже обжитые дома, и будет это в ближайшее время».
И многие говорят: «Нет, нет. Не надо нам вашей программы. Не хотим мы ваши отдаленные территории. Где вы там построите? На 10 этаж нас там загоните. Да, он будет новый. Да, он будет современный. Но там не будет ни садика, ни школы, ничего (например, «Амурский-2»). Мы готовы пойти на вторичку. Микрорайон уже обжитой: вот магазины, вот садики, вот школа, вот первый этаж, мы привыкли…». Поэтому все зависит от гражданина.
Хочу сказать, что при формировании программы мы, конечно, обязательно будем проводить собрание собственников. Нанимателей мы спрашивать не будем, пусть они нас простят. А в отношении собственников мы обязаны по закону провести общее собрание и спросить: «Согласен ли ты, собственник, участвовать в программе и, соответственно, менять потом свою собственность на новую квартиру и переезжать туда, где мы тебе укажем?». И, если все собственники соглашаются, то дом включается в программу. Но, если хоть один собственник не согласится, то весь дом вылетает из программы. У нас были такие ситуации, когда люди отказывались, и никакие соседские мольбы или наши уговоры не могли на них повлиять.
А что касается нанимателей, скажем так, закон не обязывает нас спрашивать у них согласия. Даже если несколько человек отказываются от переезда в новые квартиры, переехать их обяжет суд. С нанимателем вопрос решается проще. Они обязаны переехать.
«Радио России», Максим Копоненко
Скажите, а сколько в этом году таких «судебных» домов будет расселено? Известно уже?
С.А. Шенфельд
Сегодня у нас 135 решений, но это не 135 домов. Это меньше, потому что есть несколько решений в одном доме. Я думаю, что мы должны всех их включить. При этом мы будем смотреть объемы финансирования на каждый дом. Поэтому сказать сейчас, что все стопроцентно пойдут в этот транш, я не могу, потому что зависит это от многих факторов. Но то, что мы максимально будем включать в программу именно судебников — это сто процентов.
Создана специальная комиссия, возглавляет которую Елена Николаевна Бреер, наш курирующий заместитель мэра. В нее входят главы округов, представители других структурных подразделений. Объективность и прозрачность будут соблюдены.
Приблизительный срок формирования программы — середина апреля. Утверждать программу планируется после майских праздников. Участвует не только город, там и другие муниципальные районы присутствуют. Поэтому мы поставили задачу: к середине апреля программу сформировать. Очень много работы связано с технической документацией, с обновлением сведений о жилых помещениях, о нанимателях, о собственниках.
Часто возникают ситуации, когда граждане начинают массово прописывать к себе родственников или делить свое имущество на доли, забывая, что при расселении это никакой роли не играет. А потом начинаются скандалы — я тут собственник двух метров, дайте мне отдельную квартиру и так далее. Необходимо будет провести определенную разъяснительную работу.
Хочу отметить еще такой момент: закон предусматривает возможность предоставления выкупной цены. То есть не новой квартиры, а выкупной цены тем собственникам, которые имеют уже в собственности другое жилое помещение, пригодное для проживания. Например, человек имеет несколько квартир, понятно, что он в данном аварийном доме не проживает. Он сдает ее, например, а живет в нормальной благоустроенной квартире. Так вот в этой ситуации мы имеем право не квартиру предоставлять за счет сноса аварийного жилья, а предоставить выкупную цену. И в этом направлении мы тоже будем общаться. Будем выяснять, что и у кого в собственности есть, и, возможно, этим способом будем экономить бюджетные деньги. Но пока все эти вопросы на обсуждении.
Последние изменения в 185-м законе непрозрачно показывают — экономьте деньги, ищите альтернативные варианты и инвестиционные составляющие. Например, сегодня для нас актуальна работа по проведению аукционов на предоставление застроенных территорий. Что это такое? Это наша бывшая регенерация. Когда мы предоставляем земельный участок с аукциона, то обязываем инвестора расселить аварийные дома на данной территории. То есть мы не вкладываем сюда ни копейки. Но, в то же время, инвестор заинтересован в том, чтобы освободить земельный участок, расселить людей с этой территории, улучшить их жилищные условия. Причем, как правило, инвесторы улучшают жилищные условия граждан данной категории, переселяя их в соседние дома. С этой стороны, и людям удобно — они остаются на той же территории, где жили раньше, и муниципалитету выгодно — нет бюджетных затрат.
«Радио России», Максим Копоненко
Скажите, пожалуйста, сколько у нас все-таки в городе квартир муниципальных, которые нужно приватизировать? И почему, на ваш взгляд, исчезли очереди? Почему граждане так резко отказались?
С.А. Шенфельд
Скажем так: это внутренние политические течения. Что мы наблюдали? Очередь. Мы заходим в здание. Идем, как сквозь строй. Слышим: «Тысяча двухсотый! Тысяча двести первый!». Мы в панике! Тысяча двести человек уже в очереди! Нужны дополнительные рабочие места, нужна ночная смена! А потом в ночную смену слышим: «Я двухсотый». А впереди уже никого нет. Было ощущение, что риэлторы, которые вели эти очереди, искусственно их же и создавали. А сейчас кто-то спокойно собирает документы, а кто-то говорит: «Еще посижу, подожду».
На сегодняшний день Городской жилищный центр, который собирает плату с найма и ведет базу муниципального имущества, имеет четырнадцать с половиной тысяч объектов квартир. Мы ориентировались на эту составляющую. Но мы понимаем, что из этих четырнадцати тысяч реальны лишь тысяч десять, потому что кто-то не имеет права на приватизацию, кто-то не хочет приватизировать. У кого-то нет права на приватизацию в силу того, что неправильно оформлены документы на вселение.
Во время ажиотажа мы связывались с нашими коллегами из других регионов. Оказалось, что там объемы неприватизированного жилья многократно выше. Но я не скажу, что в Омске проблемы нет. Сейчас есть другая проблема — мы за два месяца собрали объем документов для оформления договора, равный объему за весь прошлый год. Теперь весь этот объем документов мы должны обработать за два месяца.
«Радио России», Максим Копоненко
Скажите, пожалуйста, есть какое-нибудь преимущество, если живешь в муниципальном жилье?
С.А. Шенфельд
Смотря что вы считаете преимуществом. Например, если человек состоятельный и ему нужно чтобы жилье было в обороте (он мог кредит под него взять или продать, чтобы улучшить свои жилищные условия с доплатой) то, конечно, ему приоритет — приватизация однозначно. А если, скажем, бабушка и дедушка живут вдвоем на пенсию, то им приватизация грозит: повышением налога, установкой всех приборов учета за собственный счет, содержанием этого жилья и так далее. Все, что связано с собственностью на жилье. И они говорят: «Да зачем нам это надо? На наш век хватит. Нет, нам ничего не надо, мы будем жить, как есть».
Были случаи, когда граждане предлагали забрать их приватизированную квартиру в муниципальную собственность. Тогда приходится разъяснять людям, что свое право на приватизацию они уже реализовали. И получить обратно в собственность жилье после того, как мы установим все приборы учета и сделаем капремонт, уже не получится.
«Радио России», Максим Копоненко
Спасибо.
«Вести-Омск», Нелли Безбородова
Можно вопрос не по теме? Есть проблема с жителями на улице Совхозной, где ипотека. Их выселяют.
С.А. Шенфельд
Я хорошо знаю эту ситуацию. Дело в том, что когда эти граждане заселялись в тот дом, они подписали договор аренды. При этом они не могут подтвердить это документально. Из разговоров следует, что они якобы сдали муниципальное жилье, для того чтобы получить квартиры большей площади, и подписали эти договоры аренды. Я допускаю, что люди были юридически неграмотны и их обманули. Или они на что-то рассчитывали, но в тот период допустили роковую ошибку.
Все уже было рассмотрено в суде. И, несмотря на некоторые судебные, скажем так, опечатки, граждан я понимаю — они цепляются за каждую соломинку. Говорят: «Это вот явно необоснованное, незаконное решение, на этом основании оно подлежит отмене». Нет, оно не подлежит отмене на основании того, что был неправильно, скажем, написан номер постановления: не 995, а 998. Это всего лишь опечатка. Она не влияет на суть решения проблемы.
Кстати, кто-то из средств массовой информации обвинил администрацию в том, что она не занимаемся этой проблемой. По-моему, я единственная, кто вот так глубоко занимался этой проблемой.
Мы сдвинули ситуацию с мертвой точки. Я переговорила с их представителем и предложила варианты, как приостановить выселение. При помощи органов внутренних дел в рамках уголовного процесса отследить и оценить сделки по продаже этих квартир, поскольку там фигурировали одни и те же фамилии. И, если представитель этих граждан сможет доказать вот в том процессе, что есть нарушения и будет назначена проверка, то тогда это уже будет основанием для приостановки выселения людей из квартир, а может быть и отмены всех судебных состоявшихся решений, как по вновь открывшимся обстоятельствам. Вот такой ход движения сейчас возможен.
Но сейчас очень много зависит от самих граждан (от того, какие документы они представят от представителей) и от правоохранительных органов. Это уже в рамках уголовного преследования. Все, что было проверено в рамках гражданско-правовых отношений, уже было испробовано. Поэтому мне пришлось их консультировать, как подойти с другой стороны и решить их проблему.
Как мне показалось, когда мы были на приеме у губернатора, они поняли, что для них это единственный возможный вариант. Пикеты проблему не решают, а только создают неприятный ажиотаж.
К сожалению, отследить, как решается их вопрос сейчас, я не имею никаких возможностей. У них есть представитель, достаточно грамотный юрист, который и будет их вести дальше. Но хочу сказать, если до сих пор никого еще не выселили, значит, что-то решается у них положительно.
«Вести-Омск», Нелли Безбородова
На сегодняшний день они сами делали независимую экспертизу? Фиксировали факты мошенничества?
С.А. Шенфельд
Да, мне говорили, что было письмо из какого-то федерального агентства по мошенничеству. Как раз мы на него и упирали. Потому я и предлагала не ждать, а идти на прием в УВД, добиваться контроля.
Хочу вам сказать, что в этом доме 51 или 53 квартиры, а проблемы остались только с девятью. Все остальные решили эту проблему. Кто-то приватизировал, кто-то выкупил, кто-то остался на аренде. Пострадала только пятая часть жильцов.
Ситуация сложная. Но нет безвыходных ситуаций. Всегда есть какое-то решение проблемы. Легко ли, трудно ли, собственными силами либо силами правоохранительных органов, но проблему нужно решать.
«Вести-Омск», Нелли Безбородова
В случае выселения, город поможет?
С.А. Шенфельд
К сожалению, нет. Когда они были у меня на приеме, я сразу сказала: «Не опускайте руки и не обольщайтесь, что если завтра вас вдруг выселят из квартиры, то город тут же вам предоставит благоустроенное жилье». У города, во-первых, нет такого жилья. Во-вторых, у города нет оснований. Никто из них не состоит на учете в качестве нуждающегося. Поэтому у меня даже нет оснований решать вопрос о предоставлении им муниципального жилья.
«Бизнес-Курс», Олеся Мельник
А сколько именно денег выделяется на строительство жилья? И нет ли у вас сложностей с покупкой?
С.А. Шенфельд
На строительство жилья из бюджета города не деньги никогда не выделяются. Потому что строительство жилья не является задачей муниципалитета. Но в этом году в рамках программы переселения граждан из аварийного жилья было заложено 8 миллионов для введения ПИРов. Это первоначальные проектно-изыскательские работы. Потому что строительство многоэтажного дома — это очень большой и трудоемкий процесс.
И в этом году департамент строительства планирует только провести проектно-изыскательские работы. Сумма на строительство в последующие годы будет зависеть от того, какой план и проект они представят в этом году. Но это у нас идет все в рамках вот этой конкретной программы. Сами по себе просто так мы ничего не строим. Есть деньги фонда, есть задача, есть ресурсы — этим мы и ограничены. Если бы на первом этапе я определила, какими суммами нужно будет оперировать, то это будут уже те объемы, в которые войдут строительные работы, которые будут осуществлять у нас подрядчики под контролем департамента строительства. Поскольку это единственное структурное подразделение, которое у нас что-либо понимает в строительстве. Оно будет заказчиком, контролером и, скорее всего, через него пойдут все средства. Еще раз повторяю, что эти деньги должны быть освоены до 21 декабря 2014 года.
Вопрос из зала
А как проводится инвентаризация?
С.А. Шенфельд
Хороший вопрос. Инвентаризацией мы занимались до этих тяжелых времен, по мере поступления информации от КТОСов, от граждан, от старших по домам, от округов. Когда граждане к нам приходят с просьбой приватизировать жилое помещение, мы вдруг выясняем, что он самозахватчик. И мы вместо того, чтобы заключить с ним договор, быстренько оформляем документы им же представленные в суд и быстренько его выселяем. Работа ведется по разным направлениям.
Но как одну из приоритетных задач мы инвентаризацию никогда не выделяли. На последнем аппаратном совещании, когда я выступала именно в связи с потребностью в жилых помещениях, на это был сделан особый упор. И вот на сегодняшний день мы меняем структуру департамента жилищной политики. Обратились в департамент финансов с просьбой согласовать нам дополнительные штатные единицы в наш городской жилищный центр. Это не муниципальные служащие, это вот наш Городской жилищный центр, который занимается сбором платы за снос-найм. Мы сейчас делаем вторым главным его направлением — именно проведение инвентаризации муниципального жилищного фонда. По принципу планомерной, целенаправленной, всесторонней инвентаризации жилищного фонда. Это работа с управляющими компаниями; это обследования, выявления; это вскрытие пустующих квартир; это сбор документов, техническая составляющая, то есть формирование готового продукта, который передается в департамент жилищной политики для распределения, в том числе и аварийного, и по судебным делам.
Большая часть этой работы посвящена составлению и подготовке технических документов. Потому что на каждый объект, на каждую квартиру, прежде чем ее распределить, необходимо составить кадастровый план, техпаспорт, зарегистрировать в юстиции.
Кроме того, затратная составляющая инвентаризации — это ремонтные работы. Мы все понимаем, что брошенные квартиры находятся в убитом состоянии. И хорошо, если кто-то готов взять эту квартиру без отделки, без ремонта. А если человек не в состоянии привести квартиру в порядок? Тогда необходимы бюджетные затраты. Этим сегодня занимается департамент городского хозяйства. Мы согласовываем сметы, а он через 94-й федеральный закон ищет подрядную организацию и соответственно делает ремонт. Поэтому инвентаризация — это как бы отправная точка. Выхлоп на конечный результат по времени, по деньгам достаточно затратный.
Но все равно, как вы видите, мы в год дали 51 квартиру. Теперь мы надеемся, что те дополнительные руки, которые появятся в нашем бюджетном учреждении, в городском жилищном центре, будут работать планомерно, целенаправленно и все-таки мы «почистим» город.
Часто граждане говорят, мол, там пустая квартира стоит, а муниципалитет не принимает мер. Мы почти обо всех квартирах знаем. В нашей базе порядка 700 квартир. Но не факт, что конкретная квартира муниципальная. Не факт, что там не прописаны несовершеннолетние дети. Не факт, что она вообще принадлежит городу. Есть много вот таких факторов, которые необходимо отработать, оценить, заплатить.
Вот эта работа сегодня является основным направлением нашей деятельности. Раз нет денег, значит, будем искать в муниципальном фонде.
В.В. Гашеев
Если вопросов больше нет, то всем спасибо.
С.А. Шенфельд
Спасибо вам. Всего доброго.
© 2010–2024 Администрация города Омска