Пресс-конференция Светланы Шенфельд 09.06.2014
Стенограмма пресс-конференции директора департамента жилищной политики администрации города Омска С.А. Шенфельд
В.В. Гашеев
Сегодня мы проводим нашу традиционную пресс-конференцию. Представляю вашему вниманию директора департамента жилищной политики администрации города Омска Светлану Аркадьевну Шенфельд.
Тема пресс-конференции — приватизация жилых помещений и инвентаризация жилищного фонда на территории города Омска.
Светлана Аркадьевна, предлагаю построить работу традиционно: сначала сообщение, а потом ответы на вопросы.
С.А. Шенфельд
Сегодня из всех направлений работы департамента жилищной политики затронем всего два — приватизацию и инвентаризацию жилищного фонда.
Что касается приватизации, уже более 20 лет эта процедура осуществляется в России. Каждый раз перед объявлением окончания приватизации наступает день, когда граждане вдруг вспоминают, что у них осталось ещё муниципальное жильё, которое бы они хотели приобрести в собственность.
На сегодняшний день департамент занимается этой работой с 2006 года совместно с департаментом имущественных отношений, и самостоятельно с 2007 года. За этот период времени на территории города Омска уже приватизировано 32 тысячи квартир. Я опускаю период, когда этой большой плодотворной работой занималось ещё бюро технической инвентаризации.
На сегодняшний день, по данным нашего городского жилищного центра, ещё остаётся порядка 14 тысяч жилых помещений, которые находятся в муниципальной собственности, и граждане не реализовали своё право на их приватизацию. Хочется, конечно, верить, что все желающие и все имеющие право на приватизацию его так или иначе уже реализовали. Но, как показывает практика, по окончанию периодов приватизации резко увеличивается количество желающих сдать документы на заключение договора безвозмездной передачи в собственность муниципального жилья. Вы помните, такая ситуация у нас возникала в конце 2012 — начале 2013 года. Наверное, это был беспрецедентный случай, и, я не побоюсь даже сказать, один из единственных в России, когда мы были вынуждены перейти почти в круглосуточный режим работы, организовали прием в дополнительных окнах, посадили специалистов в период с 6 до 12 ночи. Мы постарались максимально обеспечить право граждан на возможность сдать документы на приватизацию.
Как вы знаете, очень большую «помощь» здесь оказывали гражданам риэлтерские службы, создававшие никому не нужный ажиотаж. И всё-таки мы с этой проблемой справились.
Хочется надеяться, что граждане, которые не приватизировали своё жильё, всё-таки отвлекутся от сезонных работ на дачах, от каких-то своих проблем и своевременно принесут нам документы, чтобы не ставить в трудное положение самих себя и нас, чтобы не повторилась ситуация конца 2012 — начала 2013 года.
На сегодняшний день процедура приватизации регламентирована нормативными актами очень чётко. Производится эта процедура через службу одного окна, расположенную на первом этаже здания администрации, то есть максимально удобно для граждан. Можно осуществить запись на приём лично или по телефону. Процесс ожидания в очереди у граждан занимает не более 5–10 минут. Сама процедура приватизации, по закону, занимает не более двух месяцев. Но, как правило, мы стараемся сделать чуть раньше: примерно на неделю–полторы. Бывают исключительные случаи, которые у нас оговариваются особо. Например, если граждане массово получили жилые помещения по договорам социального найма, мы для них делаем так называемый «зелёный» коридор. То есть они не стоят в очередях, не записываются в порядке общей очереди. Мы для них открываем отдельное окно, где специалист в оговоренное время ведет прием документов на приватизацию в особом режиме. Соответственно и приватизацию мы тоже делаем по ускоренной схеме, потому что понимаем, люди не 20 лет тянули с приватизацией жилья, они только что получили новые квартиры, поэтому, чтобы они успели реализовать своё право и могли это жилое помещение учитывать в гражданско-правовом обороте, мы делаем приватизацию в особом порядке.
Есть, конечно, случаи когда граждане уходят в армию, когда ложатся на длительные сроки в больницу, когда уезжают за границу, словом, есть такие особые обстоятельства, когда человеку необходимо заключить договор приватизации в срочном порядке. Здесь у нас действует правило по отдельному заявлению при наличии уважительной причины. И мы, как правило, выдерживаем срок от месяца до двух, то есть всё равно договор делается немного быстрее.
На сегодняшний день, уже имея достаточный опыт заключения таких договоров, мы столкнулись с рядом проблем, которые решаются только в судебном порядке. Некоторые граждане тоже с этим сталкивались. На предварительных приёмах мы разъясняем, что не сможем оформить квартиру в собственность, потому что у гражданина нет соответствующих документов: он может подтвердить свое право на жилое помещение только свидетельскими показаниями. Но свидетельские показания в наших административных регламентах приниматься во внимание не могут. Объективно мы понимаем, что человек, наверное, уже долгое время — больше 10 лет, 15 лет — живёт в этой квартире, прописан, осуществляет все платежи, правомерно пользуется жильём, но подтвердить своё право на вселение он не может по ряду причин. Либо у него документы были неправильно оформлены, либо вообще не оформлены своевременно. В этой ситуации мы рекомендуем гражданам обращаться в суды и на основании судебных решений приватизировать жилое помещение. Это не говорит о том, что гражданин плохо подготовил документы. Это не говорит о том, что чиновники заставляют гражданина бегать по судебному кругу. Нет. Это нормальная процедура, нормальная ситуация, когда человек, который не может подтвердить своё право документально, подтверждает его в судебном порядке.
Есть граждане, которые по ряду своих личных мотивов, семейных обстоятельств, каких-то ситуаций не могут собрать весь свой состав семьи, имеющий право на приватизацию, и соответственно подать совместно документы. Приватизация — это единый договор для всех членов семьи либо граждан, которые проживают в данном жилом помещении на законных основаниях, зарегистрированы, в том числе несовершеннолетние дети. Необходимо соблюсти процедуру единства мнений, единства желания для того, чтобы эта квартира ушла в собственность всей семье. В этой ситуации мы также вынуждены отказывать, если хоть один из членов семьи возражает либо противопоставляет себя желанию остальных, или по каким-то причинам не изъявляет желание, не даёт отказа от приватизации. Поэтому в данной процедуре часто случаются отказы.
Ещё одно обстоятельство. Человек изъявил желание на приватизацию, но, не дождавшись срока подписания договора, скоропостижно или по возрасту скончался. В этой ситуации имущество, которое ещё не перешло к нему в собственность, формально является наследственной массой, однако мы в этой ситуации отказываем. Наследники этого имущества, которые имеют право наследования по закону или по завещанию, решают данный вопрос также в судебном порядке.
Это основные моменты, когда в приватизации может быть отказано. Во всех остальных случаях милости просим — специалисты готовы профессионально рассмотреть, дать любую консультацию и, соответственно, подготовить документы на приватизацию.
Часто задаётся вопрос: «А нужна ли приватизация?». На приёмах граждане часто спрашивают, нужна ли она с практической точки зрения. Приватизация влечёт за собой права собственности с обязанностями собственника: по содержанию, по налогам, сейчас также по вопросам внесения дополнительных платежей за капитальный ремонт и так далее. Важно понимать, что, обладая чем-то, имея определенные права, мы всегда имеем и дополнительные обязанности. В этой ситуации я всегда отвечаю таким образом: когда мы что-то оформляем в собственность, у нас всегда гораздо больше прав, чем обязанностей, потому что это позволяет нам быть свободным на рынке недвижимости. Это позволяет нам быть более активными в вопросах обслуживания и содержания своей собственности. Это позволяет нам урегулировать каким-то образом отношения со своими наследниками и близкими родственниками. И, кроме того, собственность всегда может быть облечена в финансовую составляющую, денежную составляющую. То есть это нам даёт какую-то гарантию финансовой стабильности. Разложив все «за» и «против», хочется ещё раз подчеркнуть, если человек имеет право на приватизацию, но еще не реализовал его, если у него есть имущество, которое он может приватизировать, то обязательно нужно задуматься, как можно быстрее прийти к нам и реализовать своё право.
В пресс-релизе есть два проекта федеральных законов, которые на сегодняшний день размещены на сайте Госдумы. Часто задаются вопросы о том, будет ли продлена приватизация, как на это смотрит президент. Так вот на сегодняшний день есть только два законопроекта. Один оптимальный: о том, чтобы вообще убрать срок приватизации, сделать её бесконечной, постоянной. То есть при любых обстоятельствах, когда бы человек ни захотел, он будет иметь право на приватизацию.
Второй законопроект касается определённого круга лиц, которые на сегодняшний день не могут получить в социальный найм жильё, например, дети-сироты (вы знаете, что в отношении них законодательство изменилось) но на момент получения жилья по договору социального найма у них тоже должно быть право на приватизацию.
Какой окончательный вариант будет принят к 1 марта 2015 года, даже загадывать сложно, потому что в вопросах приватизации всегда все неожиданно.
Что касается инвентаризации жилищного фонда, последние несколько дней в средствах массовой информации была подана информация о том, что в администрации города имеется большое количество нераспределённых жилых помещений, перешедших в фонд после смерти нанимателей. Действительно, в администрацию города налоговыми органами передан достаточно большой, объёмный информационный пакет, в котором содержится более 700 адресов квартир. Я говорю о квартирах, потому что мой департамент занимается именно жилыми помещениями, но там есть также земельные участки и другие объекты, которые облагаются налогом на недвижимость физических лиц.
Как вы знаете, налог недвижимость физических лиц является составной частью налоговой доходной базы городского бюджета. И поэтому мы совместно с налоговыми органами заинтересованы в том, чтобы все граждане, которые обладают какой-либо налоговой базой, платили этот налог добросовестно, своевременно и в полном объёме.
Когда налоговая инспекция проводит такую работу и выявляет умерших собственников, естественно, возникают вопросы: вступили ли в права наследники, добросовестно ли наследники будут уплачивать налоги. Если наследников нет, имуществом может стать выморочным и может быть передано в муниципальную собственность, а также распределено согласно жилищному законодательству.
Итак, из общей базы, которую нам передала налоговая инспекция, основная масса — это просто недобросовестные наследники, которые либо не оформили наследственное имущество, либо не подали сведения о нем и не уплатили налог. Конечно, в этом объёме будет, наверное, процентов 5–7 квартир, где на самом деле нет наследников. Согласно определённой процедуре, это имущество будет передано в муниципальную собственность. Эта процедура длительная, очень кропотливая, требующая большого внимания, потому что если недобросовестно провести проверку, принять в муниципальную собственность имущество, потом может появиться наследник и претендовать на это имущество.
Но еще хуже может получиться, если жилье уже было распределено нуждающимся — возникает конфликт интересов. Поэтому к данной работе на сегодняшний день привлечены два департамента — жилищной политики и имущественных отношений. Только в случае того, когда будет доказано, что наследников нет, имущество будет передано в муниципальную собственность. Только с этого момента оно может быть распределено гражданам, согласно жилищному законодательству. Сами понимаете, процедура длительная. Эта работа продлится около года. Надеемся закончить её успешно.
Теперь, что касается инвентаризации вообще. Работа с базой является составной частью большой процедуры инвентаризации жилищного фонда города Омска. Делаю акцент на жилищном фонде, потому что мы только в процессе проверки этого имущества определяем, муниципальное ли оно и может ли оно быть муниципальным. Таким образом, мы инвентаризируем весь жилищный фонд города Омска.
Инвентаризация производится по заявочному принципу, то есть информация поступает из разных источников. Мы не делаем сплошных проверок по всему городу, потому что это просто невозможно. Информация актуализируется ежедневно, поэтому работа ведётся по заявлениям заинтересованных лиц, граждан, организаций, каких-то сообщений, обращений граждан, жалоб, сообщений в прессе и так далее, то есть информация из всех источников скапливаются в одном месте — в нашем департаменте.
После того, как эта база у нас появляется, мы начинаем проводить проверки и сортировать муниципальные и немуниципальные жилые помещения, а также отмечать, кто в них прописан, кто живёт, на каком основании живет (ордер, вселение и так далее), площадь, техническое состояние. Эта огромная работа проводится в департаменте. У нас есть отдел, специалисты которого осуществляют выездные проверки, работают с управляющими организациями, с участковыми полиции, с другими приглашёнными заинтересованными специалистами. Только когда по жилому помещению нет никаких вопросов, оно может быть направлено на распределение и предоставление гражданам.
Данная работа тоже регламентирована. Утверждён регламент взаимодействия структурных подразделений по инвентаризации жилищного фонда города Омска. В эту работу вовлечены департамент жилищной политики, департамент имущественных отношений, большую работу проводят главы административных округов, потому что именно они лучше всего владеют ситуацией на территории. Также участие в данной работе принимают органы территориального общественного самоуправления, управляющие организации, сами граждане. Для желающих подать информацию анонимно разрабатывается возможность подачи интерактивного заявления на сайте администрации Омска. Можно анонимно сообщить информацию по телефону. Главное — получить информацию любым способом, дальше мы её обрабатываем своими методами.
Эта работа освещается в средствах массовой информации. Пользуясь случаем, хочу довести до сведения граждан, незаконно проживающих в муниципальном жилье в надежде, что этого никто не узнает и не отследит, факт все равно вскроется. Например, когда граждане придут подавать документы на ту же приватизацию жилого помещения, мы проверяем всё досконально: квартиру, граждан, основание вселения, проживания, перепланировки, самовольного захвата и так далее. Бывает, человек сам добровольно пришёл и принёс нам все документы, а вместо договора о приватизации собственности он получает иск на выселение. Сколько верёвочке не виться, конец всё равно будет.
Когда-то инвентаризация, наверное, будет закончена. Я думаю, когда приватизация закончится, оставшийся пласт муниципального жилья мы сможем проверить досконально.
Вот такая работа ведётся у нас в этих двух направлениях. Если есть вопросы, я готова ответить на них.
В.В. Гашеев
Спасибо, Светлана Аркадьевна. Коллеги, ваши вопросы. Просьба, представляться.
«Антенна-7»
Что можете сказать о приватизации земли под многоквартирным домом?
С.А. Шенфельд
Приватизация земли под многоквартирным домом является местом общего пользования, то есть собственностью человека, но оформляется ещё отдельно. Этим вопросом занимается департамент имущественных отношений. Департамент жилищной политики этими вопросами не занимается. Как юрист могу рассказать процедуру оформления, но в департаменте имущественных отношений могут ответить на ваши вопросы более детально и подробно.
«Антенна-7»
Эта процедура не отменяется?
С.А. Шенфельд
Дело в том, ещё раз повторюсь, по Жилищному кодексу, земельный участок под домами относится к местам общего пользования. А места общего пользования и так принадлежат собственнику этого многоквартирного дома. Вопрос только в том, будет ли оно оформлено документально, в каких размерах, в каких объёмах, на каких условиях и как скоро.
«Вечерний Омск», Мария Серебрякова
Скажите, пожалуйста, а по инвентаризации есть какие-то средние цифры? Сколько за год или за какой-то другой период появляется жилья?
С.А. Шенфельд
В прошлом году из 500 квартир, которые мы обработали, перешло в муниципальную собственность 109 квартир.
Инвентаризация важна, чтобы навести порядок в жилищном фонде, чтобы жилые помещения были заняты правомерно. Дело в том, что у муниципалитета сейчас нет доходных источников, которые были бы направлены на покупку квартир или строительство жилья. Застройщики нам ничего не передают. Часто в прессе мелькает устаревшая информация о том, что 10 % отчисляется застройщиками в пользу администрации безвозмездно и бесплатно. Нет, это сказки. Никто никогда муниципалитету бесплатно ничего не отдаёт, все строят свой бизнес на паритетных началах.
Но всё равно решение проблем граждан, нуждающихся в жилье, должно на чём-то базироваться. Бюджет не может себе позволить, например, приобретать на рынке квартиры, чтобы обеспечить жильём внеочередников. Не секрет, что граждане годами стоят в очереди на жильё, особенно те, которых мы называем внеочередниками. В первую очередь, конечно, это граждане, которые страдают определёнными заболеваниями, проживание с которыми в одной комнате запрещено законом. Им и членам их семей необходимо создать благоприятные условия для дальнейшей жизни. Они обращаются в суды и в ста процентах случаев выигрывают процесс. Мы здесь даже в какой-то мере их поддерживаем и правильно направляем. Нам необходимо исполнять такие судебные решения и в срочном порядке, во внеочередном, предоставлять жилые помещения. Но где нам взять такой источник жилых помещений? Конечно, основной источник — это выявленные в ходе инвентаризации квартиры, в которых при необходимости был сделан ремонт.
Иногда, если в семье есть больной ребёнок, но семья нормальная, полноценная, с папой и старшими братьями, мы предлагаем им жилые помещения без косметического ремонта. Сами понимаете, квартира могла стоять долгое время, могла быть выявлена после пожара, после трупа, после длительного пользования бомжами, поэтому, конечно, состояние квартиры не очень хорошее. Но люди понимают, что главное — получить стены, а дальше они уже смогут вложить свои средства и приспособить жильё под себя. В сложившейся ситуации, конечно, все наши инвентаризационные квартиры идут на исполнение судебных решений.
Второе направление, как вы знаете, — это переселение граждан из аварийного жилья. В настоящее время реализуется программа по расселению аварийных домов. В 2013 году выделены деньги на расселение 91 аварийного дома, в этом году будем расселять в новые хорошие дома, которые строятся. Есть граждане, которые не попали под программу переселения в 2013 году, но дальнейшее проживание в аварийном доме для них опасно, там рушатся стены, валятся потолки, балки. В этой ситуации в срочном порядке, понимая, что человек не дождётся своего решения по программе, мы также предлагаем им эти квартиры, выявленные в ходе инвентаризации.
Честно скажу, не все соглашаются, потому что, действительно, квартиры бывают страшные, могут находиться далеко, это не самое лучшее жильё. Но граждане, которые адекватно относятся к ситуации и понимают, что были бы стены, а обои наклеить всегда можно, они правильно подходят к этой ситуации. Они с удовольствием берут жилплощадь и тем самым решают свои жилищные затруднения. Те, кто требует, чтобы им предоставили всё лучшего качества и учли все пожелания, ждут программы. Там государственное финансирование, там сроки, там будут новые квартиры, но где они будут и когда они будут, четко прописано только в программе.
В.В. Гашеев
Коллеги, есть ещё вопросы?
«Московский комсомолец в Омске», Валерия Калашникова
Вопрос по поводу завершения сроков бесплатной приватизации. Предположим, принят документ, по которому сроки будут ограничены. Дальше приватизация будет возможна на платной основе, правильно?
С.А. Шенфельд
Понятие «приватизация» предполагает бесплатную основу. Всё, что касается оплаты — это уже купля-продажа. Бесплатная приватизация будет определена только федеральным законодательством. Если говорить о платной основе, то это уже выкуп. Ведутся разговоры о том, что будет возможность выкупить по инвентаризационной стоимости, или можно будет выкупить по остаточной стоимости, или по среднестатистической стоимости. Разговоров вокруг этой темы ведется много, но прецедентов пока ещё не было. Какое решение примет Государственная Дума после
1 марта 2015 года, увидим в прессе.
В.В. Гашеев
Ещё вопросы есть, коллеги? Если вопросов нет, Светлана Аркадьевна, большое спасибо за подробную информацию. Коллеги, спасибо. Всего доброго.
© 2010–2024 Администрация города Омска