Пресс-конференции

Пресс-конференция Михаила Расина 27.04.2015

Стенограмма пресс-конференции директора департамента по делам молодежи, физической культуры и спорта Администрации города Омска М.С. Расина

Г.Г. Назарова

Приступим?

М.С. Расин

Конечно. С удовольствием.

Г.Г. Назарова

Уважаемые коллеги, добрый день. Мы очень рады вас всех здесь приветствовать.

Сегодня с Михаилом Семеновичем, который не нуждается в особых представлениях, будем говорить о велодвижении. Сезон уже начался. Предстоит много интересных событий, мероприятий.

Процесс традиционный: Михаил Семенович нам все расскажет, а вы потом зададите вопросы. Спасибо.

М.С. Расин

Уважаемые представители средств массовой информации, я с большим удовольствием буду говорить о том, какими идеями живет наш департамент. Это связано с реализацией велоконцепции на территории Омска, с безбарьерным велодвижением.

Может быть, мы желаем больше, чем можем сделать. Но в любом случае мы делаем и стараемся делать все проекты и программы, которые курирует наш департамент. Это также касается использования велосипеда в качестве средства передвижения. В большей степени это, конечно, относится к социальным программам, и в меньшей — к спорту. Но мы хотим реализовать этот проект в рамках сферы молодежной политики, потому что катаются на велосипедах люди разных возрастов.

Когда подростки или молодые люди берут велосипеды, выезжают на дороги и тротуары, мы все это видим. Все стараются обезопасить свою поездку, для того чтобы не столкнуться, не удариться, не сбить. Поэтому проблемы безопасности существуют, и мы хотим их разрешить в этом году.

Что я хотел бы сегодня вам рассказать? Прежде всего, на сегодняшний день у нас есть четыре блока велосипедных дорожек, которые мы используем для общего катания. Они расположены вдоль Иртышской набережной, на территории парка культуры и отдыха имени 30-летия ВЛКСМ, на территории парка в Советском округе и на Зеленом острове. Мы за ними ухаживаем, обустраиваем дальше. Протяженность этих велосипедных дорожек составляет 15 километров.

Но дальнейшее развитие нашего велосипедного движения будет связано с проектом «Иртышская набережная — территория здоровья», согласно которому спортивная часть набережной будет продлена по всей ее территории.

Сейчас, наверное, вам будут показаны слайды проекта нашей набережной.

Протяженность трассы по набережной Иртыша будет в пределах 10 километров. Должен вам сказать как опытный физкультурник, что 10 километров — это хорошая дистанция, чтобы прокатиться и получить нагрузку. Это хороший объект для занятий физической культурой и спортом. Не для организации гонок, конечно, а для самостоятельных занятий населения.

Хочу отметить, что дальнейший рост физкультурно-спортивной практики и организация здорового образа жизни будут связаны с теми условиями, которые мы должны создать. У нас никогда не хватит на всех преподавателей, материальной базы, бассейнов, баз, стадионов, спортивных залов. У нас недостает условий для самостоятельных занятий. Но именно эта практика будет создавать дальнейший рост массовости физкультурного движения.

Что из себя будет представлять в данном случае территория набережной? Вы, наверное, видели, какой популярностью пользовался прошлым летом и даже уже в этом году тренажерный комплекс, который располагается на перекрестке улицы Циолковского и Иртышской набережной? За год тренажеры пришли в негодность. Они практически изношены в процессе работы. До 9 мая мы планируем полностью заменить весь комплекс новым, более компактным.

Дальше. Силами «Спортсервиса» будет улучшена спортивная дорожка, которая сегодня есть на Иртышской набережной. Это подсыпка, это выравнивание, это улучшение состояния покрытия. Обновлены будут и знаки, которые находятся на Иртышской набережной. Это все будет уже в этом году.

Следующий тренажерный комплекс в течение летнего сезона будет установлен напротив магазина «Медтехника» в Ленинском округе. Когда я наблюдаю, какое огромное количество владельцев собак ходит по той территории, мне хочется эту категорию людей с собаками все-таки заменить физкультурниками, честно говоря. На самом деле хорошо, что у нас есть собаки, за которыми мы ухаживаем. Но пока мы еще не готовы к тому, чтобы организовать гигиену в отношении собак на таких территориях, как набережная.

Третий тренажерный комплекс будет установлен на набережной Тухачевского. Это дальнейшее продолжение нашей спортивной территории. Здесь будет установлен тренажерный комплекс с гимнастическим городком.

Если мы движемся дальше, то видим, что эта территория переходит на культурно-спортивный комплекс «Зеленый остров». Я не сказал, но есть еще территория пляжа Центрального округа, а дальше — пляж Советского округа вниз по улице Кемеровской. Оба этих пляжа будут модернизированы. Спортивные комплексы, тренажерные устройства, гимнастические городки будут установлены и на этих территориях. Будет сделана соответствующая разметка. Многие страны на сегодняшний день используют разные направляющие в обустройстве таких площадок: где-то ставят знаки, где-то используют трафаретные формы на асфальте. Поэтому и у нас где-то будут установлены знаки, где-то будут трафаретные формы. Эта территория будет организована таким образом.

Мы подписали договор с двумя организациями — Сибирским государственным университетом физической культуры и спорта и парусным центром Омской области. Они вместе с нами будут участвовать в улучшении территории Зеленого острова. Там будет продолжена велосипедная дорожка, которая будет связана не только с обычным катанием, но и с велосипедными программами, включая велотриал.

Омский нефтезавод также оказал помощь нам в приобретении и установке тренажерных комплексов. Страховая компания «Согаз» и наше автономное учреждение «Спортсервис» также изъявили желание участвовать в этом проекте, и, конечно, областной фонд поддержки детского массового спорта, который выиграл грант на установку тренажерного комплекса в районе «Медтехники». Вот все организации, участвующие в нашем проекте.

Я на 100% уверен, если бы мы обратились еще к кому-то, никто бы не отказался помогать. Поэтому, как только в этом году мы закончим проект «Иртышская набережная — территория здоровья», мы перейдем дальше на территорию города, возможно, на левобережную часть. Безусловно, это коснется и парка 300-летия Омска, парка 30-летия Победы, сквера на улице Дианова. Как вы уже поняли, здесь 10% — бюджетные ассигнования, а 90% — привлеченные средства.

Первую спортивную дорожку на набережной Иртыша мы построили за счет бюджетных средств. Мы увидели, какой популярностью пользуются эти объекты. Я сам постоянно там занимаюсь и вижу, что молодежи с пивом и сигаретами становится все меньше и меньше. На сегодняшний день мы убедились, какую существенную роль играют физкультура и спорт в формировании социальной среды.

Следующий аспект, который я хотел затронуть — наша работа на территории города Омска. Для того чтобы выйти на планирование велосипедных дорожек на крупных улицах города, необходим проект. Необходимо обеспечить безопасность этой конструкции. У нас очень много водостоков, поворотных мест, автопарковок на улицах, которые требуют проекта. Конечно, дефицит бюджета мешает этому процессу.

Мы пошли следующим путем. Я и мои коллеги познакомились с опытом зарубежных стран и приняли решение сделать как в Хельсинки: разграничить тротуарную часть наших улиц на пешеходную часть и велосипедную. Для этого нам потребуются минимальные проектные работы. И где-то уже к 10 мая мы увидим улицы, на которых будут выполнены все эти планировочные работы.

До праздника «ВелоОмск», который состоится 6 июня, мы постараемся соответственно разлиновать центральную часть города. То есть с одной стороны тротуара будет двигаться пешеход, а по другой его части будет двигаться велосипедист, и их будут разграничивать линия и пиктограммы. Постараемся организовать и объединить эти две категории людей. И вы знаете, когда я подобное увидел своими глазами за рубежом, я понял, что это приемлемый и очень легкий способ решения проблемы.

В первую очередь, конечно, мы оборудуем центр города, а уже потом будем осваивать другие территории. Сроки установлены, задачи поставлены.

Кроме вопросов, касающихся организации велодвижения, у нас есть много других: проектирование и строительство новых дорог с предусмотренными велосипедными дорожками, обучение правилам дорожного движения школьников, информационная поддержка, организация спортивно-массовых мероприятий.

Я должен сказать, что уже в ближайшее время мы начнем проводить соревнования «Будущее ВелоОмска». Со 2 по 30 мая в рамках городского культурно-спортивного праздника «ВелоОмск» мы будем проводить соревнования для маленьких детей. Эти соревнования пройдут на территории парков «Советский» и 30-летия ВЛКСМ; в поселке Береговом; на базах гимназии № 139, школы № 145, лицея № 25, школы № 2, школы № 99, гимназии № 147, школы № 127; на стадионе «Сокол». На эти объекты будут приглашены дети с родителями.

6 июня, как я уже говорил, у нас пройдет спортивный праздник «ВелоОмск», который будет проводиться в несколько оригинальном формате. Мы организуем масс-старт без деления на категории. Будет массовый заезд всех участников по трассе улица Ленина — Законодательное собрание — набережная Иртыша. Цель одна — популяризировать велосипедный спорт среди населения и создать мощную поддержку всем нашим программам и проектам.

Конечно, наш праздник не обойдется без профессиональной гонки. Но есть интрига, связанная с главным призом. Если вы помните, я говорил об автомобиле, как о призе победителю. Только мы хотим использовать автомобиль не как приз лучшему велосипедисту, а как приз любому участнику в празднике. Поэтому кульминацией станет лотерея. Каждый участник праздника может выиграть этот автомобиль.

Голос из зала

Какая машина?

М.С. Расин

Марка машины «Лада Гранта».

Голос из зала

На автомате?

М.С. Расин

Вполне возможно, что на автомате. Мы поддерживаем отечественного производителя. Я полагаю, что на такой машине ездят очень многие и, мне кажется, сегодня она не во многом проигрывает зарубежному изготовителю. Мы уже начинаем гордиться тем, что она широко используется в различных слоях населения.

Женский голос

Мой муж ездит уже два года и счастлив…

М.С. Расин

А если он проездит третий год, то он еще большую популярность получит (смеется).

Что касается автомобиля, то внешний вид его достаточно неплохой. К тому же мы исходим из своих возможностей, поэтому в вопросах призов нам не до шика. Но, мне кажется, возможность выиграть автомобиль — это серьезный стимул для участия. И мне кажется, такой подход позволяет развивать и расширять сферу массовости физкультурного движения.

Г.Г. Назарова

(не слышно) это профессиональные спортсмены.

М.С. Расин

Вы знаете, главное в этом празднике — популяризация велосипеда. Но и призы у нас великолепные — самые лучшие велосипеды будут подарены победителям этих соревнований. Ведь только в прошлом году автомобиль был впервые установлен главным призом.

Но мне бы хотелось, чтобы профессиональная гонка стала предметом зрелищ. Поэтому мы всегда стремимся к тому, чтобы подарки были интересные, спортивные. И надеюсь, что этот праздник будет в удовольствие.

Вот, наверное, на что я хотел бы обратить внимание в этом году.

Г.Г. Назарова

Если это все, мы готовы выслушать журналистов. Итак, пожалуйста, вопросы.

«Омск здесь», Дмитрий Бахтин

Михаил Семенович, расскажите, пожалуйста, о количестве велопарковок, которые сейчас есть в городе, сколько их. И планируется ли их количество увеличить?

М.С. Расин

В настоящее время в разных точках на территории города установлено более 50 велопарковок. Прежде всего, конечно, это места массового пребывания людей, в том числе общеобразовательные школы, магазины, супермаркеты. Мы сейчас ведем работу по увеличению количества парковок, и в этом году мы будем добавлять как минимум 20 парковок.

Те велопарковки, которые сегодня есть, также были изготовлены с поддержкой партнеров и спонсоров. Сейчас мы имеем ресурсы на установку еще 20 парковок. Я надеюсь, что эта практика будет расширена, а процесс будет развиваться.

Но я бы хотел сказать еще об одной проблеме. К великому сожалению, некоторые объекты, которые мы устанавливаем (уличные знаки, велопарковки, тренажеры) подвергаются вандализму со стороны молодежи. Мне хочется, чтобы все молодые люди услышали, что все это делается для них! Это их непосредственно объекты. Если бы они на них больше занимались и меньше ломали, польза было бы намного выше. Поэтому очень обидно, когда делаешь что-то хорошее для молодых людей, но они видят в этом лишь предмет вандализма.

Средство борьбы с этим, наверное, одно — продолжать делать, ремонтировать, устанавливать. Процессом созидания ломается идея уничтожения. Могу сказать по опыту прошлого года, что тогда вандализма было больше. В этом году его значительно меньше, но он пока не исчез.

Г.Г. Назарова

Вы рассказали о том, что будут разграничены тротуары. Но будет ли соблюдаться это разграничение? Не будет ли ситуация прежней?

М.С. Расин

Конечно, будет. В прошлом году одна женщина в возрасте написала нам письмо, что в парке 30-летия ВЛКСМ на нее наехал велосипедист, мол, до каких пор это будет продолжаться?

В парке 30-летия ВЛКСМ левая дорожка — это линия физкультурно-спортивного движения, а правая — для пешеходов. В данном случае женщина даже не посмотрела на знаки. Не соблюдать установленные правила — это общая тенденция, к великому сожалению. Люди все равно будут нарушать эти правила. Мы сегодня видим, что идут на красный свет. Мы видим, что не учитывают движение, нарушают правила.

Но у нас есть инструмент — это волонтеры. Это те люди, которые будут периодически выходить на улицы города и напоминать людям о правилах движения. Мы продумаем акции, которые будут направлены на это.

В одну из поездок в Польшу мы шли по набережной, там была спортивная дорожка. Гид, которая нас вела, все время говорила: «Пожалуйста, будьте осторожнее, не наступайте на дорожку. Здесь едут велосипедисты». В других странах тот же процесс. Наша задача свести нарушения к минимуму. Но то, что они будут — я в этом уверен, к сожалению.

«Омская правда», Татьяна Шепилова

Михаил Семенович, по поводу проекта «Иртышская набережная — территория здоровья». Как именно это будет?

М.С. Расин

Сегодня там асфальт везде уложен. Где-то есть плитка, где-то — асфальт. Если вы помните, в районе крепости уже началась разлиновка, нанесены стрелки. Мы будем продолжать это планирование с учетом велосипедного движения. Будут нанесены пиктограммы «велосипедисты» и «пешеходы».

Мы будем следить за покрытием. Если произойдет его нарушение, мы приведем его в порядок. Ни одна яма не останется без внимания. Мы даже у себя в департаменте расписали ответственных людей, которые будут отвечать за каждый участок. Специалист департамента в еженедельном режиме будет посещать эти территории, информировать о том, что происходит, какие есть нарушения и принимать меры.

Там, где потребуется сделать спуски, будем привлекать департамента городского хозяйства и ставить пандусы для съезда велосипедистов. Например, такой съезд-пандус есть в районе бывшего кинотеатра «Спутник».

«Омская правда», Татьяна Шепилова

Спасибо.

Г.Г. Назарова

Еще вопросы.

«Омская телевизионная компания», Константин Ткачев

Михаил Семенович, вы сказали про левый берег Иртыша, про то, что там планируется построить дорожки. А в каком году жители Левобережья будут осчастливлены появлением этой трассы?

М.С. Расин

В этом году будут осваиваться парковые территории. А на следующий год, используя опыт этого года, мы будем планировать велосипедные и пешеходные дорожки уже на Левобережье.

«Омская телевизионная компания», Константин Ткачев

Спасибо. Еще вопрос по «ВелоОмску». Я так понимаю, трасса будет проходить по улице Ленина. А с дорожным покрытием что-нибудь делаться будет?

М.С. Расин

Безусловно, конечно. В преддверии нашего праздника департамент городского хозяйства обязательно выполнит работы по ремонту дорожного покрытия. Сейчас этот процесс уже идет. Я думаю, что до 9-го мая ремонтные работы на дорогах будут сделаны. Но мы будем проводить специальную экспертизу, чтобы выявить опасные места.

«Омская телевизионная компания», Константин Ткачев

…потому что заезд массовый. Не дай Бог, завал какой-нибудь и все встанет.

М.С. Расин

Да, там есть крутые повороты. Мы посмотрим, как этого избежать при массовом заезде. Ямы, провалы, трещины — все это будет устраняться.

Г.Г. Назарова

А реконструкция улицы Ленина не внесет коррективы в трассу?

М.С. Расин

Реконструкция может внести коррективы только в организацию нашего мероприятия, а дорога на улице Ленина сохраняется в любом случае. Но у нас нет точного времени начала ее реконструкции. Поэтому мы все-таки рассчитываем, что успеем провести праздник до нее. И если только что-то произойдет, то праздник все равно состоится, но будет немного другая дистанция и все.

Мужской голос

Вы говорили, что при развитии концепции велосипедного движения Омск будет опираться на зарубежный опыт. А какие еще заимствования будут?

М.С. Расин

Все велосипедные дорожки делаются, как правило, в другой цветовой гамме по отношению к обычной дороге. В других случаях разлиновка проводится белой линией, которая разграничивает движение. В третьих случаях разлиновка делается на тротуаре, как, например, в Финляндии.

Поэтому заимствование здесь простое — это или знак, или пиктограмма, или те варианты, которые я перечислил. Все зависит от того, сколько внебюджетных средств мы сможем привлечь для реализации нашей концепции.

Вообще в мировой практике предусмотрен еще и светофор. Например, в Израиле на набережной Телявива есть подобный светофор. Но у нас пока нет такой необходимости. Более серьезного опыта пока в мировой практике не существует.

Мужской голос

Вот такой момент: в разных странах развита сеть велопрокатов. Часто либо абсолютно бесплатно, либо за символическую плату. Что-то подобное у нас предполагается?

М.С. Расин

Предполагается. В реализации велоконцепции эта задача поставлена перед департаментом городской экономической политики. Их цель — привлечь предпринимателей для организации велопроката.

Могу сказать, что во многих странах это развито очень эффективно. Но на каком уровне это будет у нас и сможет ли департамент городского хозяйства оснастить этот процесс электроникой, я пока отвечать затрудняюсь.

Тем не менее, пункты велопроката организовываться будут. Два велопроката будут расположены на Иртышской набережной и на набережной Тухачевского, и еще один прокат будет организован на территории парка 300-летия Омска. И на Зеленом острове будет велопрокат обязательно.

Вопрос из зала

А уже известны цены?

М.С. Расин

Доступны. Вы понимаете, цены ведь определяются количеством и качеством. Поэтому если велосипед будут брать в прокат, то цены будут соответствовать потребительскому карману и возможностям человека. Если не будут брать, то цены будут регулироваться. У нас пока нет такого объема, чтобы организовать муниципальный прокат, у нас нет такого количества велосипедов. Поэтому мы привлекаем бизнес. Мы сделаем так, чтобы предприниматель не платил деньги за территорию, на которой будет организован прокат, чтобы он помогал нам в благоустройстве, не более того. Если мы будем брать аренду за территорию, то никто не будет этим заниматься.

В прошлом году был один прокат около гостиницы «Омск». И то, по моим наблюдениям, большим спросом он не пользовался. Поэтому мы будем создавать условия для предпринимательства.

Г.Г. Назарова

А как идет взаимодействие с общественным движением? Работу вашу поддерживают?

М.С. Расин

Нельзя сказать, что не поддерживают. Потому что все хотят кататься на велосипедах в безопасной среде. Но их стратегия больше направлена на велотуризм. Они объединяются и выезжают за город, создают длинные маршруты, общаются. У них немножко другая стезя. На территории города такую тенденцию нам трудно развить, хотя не исключаю, что это можно реализовать в парке 300-летия.

В разработке велоконцепции участвовал Володя Кабанов, который, к сожалению, погиб (руководитель велосипедного движения «Цепная реакция»). Мы и дальше продолжаем сотрудничество с этим движением. У них есть свое мнение в этом отношении. В любом случае мы их слышим, мы с ними сотрудничаем, мы их привлекаем для участия в наших праздниках и стараемся поддерживать.

Г.Г. Назарова

Еще вопросы.

М.С. Расин

А что такие грустные все?

Г.Г. Назарова

Все сразу подумали: а где же мне… (не слышно).

М.С. Расин

Где теперь велосипед взять? Лучше купить. Велосипедов сейчас продается столько много. Очень много хороших велосипедов нашего производства. Пермские велосипеды хорошие. У них ценник от 20 до 60 тысяч. За 60 тысяч можно купить великолепный пермский велосипед.

Но если говорить о профессиональных велосипедах, карбоновых, которые стоят 80, 90 и 100 тысяч, то их тоже покупают.

Г.Г. Назарова

Еще вопросы?

М.С. Расин

Я предлагаю всем купить велосипеды или выиграть их на празднике. Спасибо вам большое за внимание к этому очень важному социальному движению.

Г.Г. Назарова

Всем спасибо.