Пресс-конференции

Пресс-конференция Ильи Дубина 25.01.2010

Стенограмма пресс-конференции директора департамента образования Администрации города Омска И.В.   Дубина

Т.И. Андрюшина

Сегодня пресс-конференция Ильи Владимировича Дубина – директора департамента образования. Просьба одна, когда будете задавать вопросы, обязательно называйте себя и включайте микрофон.

Пожалуйста, Илья Владимирович.

И.В. Дубин

Спасибо. Основные задачи озвучил президент, все они есть и в официальных материалах. Для нас очень важно, чтобы мы использовали этот год как управленцы, чтобы смогли наполнить его какими-то не совсем традиционными и стереотипными мероприятиями, которые по тем или иным причинам отсутствовали в работе нашего департамента и в профессиональной деятельности педагогов в целом.

Очень долго, начиная с сентября прошлого года, мы активно обсуждали, какие же все-таки мероприятия должны включить в этот план. С этой целью мы создали специальную рабочую группу не из числа чиновников нашего департамента, мы просто выступили инициаторами, а из числа молодых педагогов и ветеранов педагогического движения, которые достаточно активно с нами работают. Их общественной организации в прошлом году исполнилось 10 лет. Мы включили также представителей Совета руководителей образовательных учреждений, студентов, будущих молодых специалистов профильных специальностей, которые вот-вот вольются в наши ряды, а также представителей Федерации омских профсоюзов по линии образования и науки, которые тоже активно включились в эту работу.

В итоге появился план мероприятий. Сейчас он утвержден мною и отдан на утверждение в Администрацию города Омска. Я думаю, что на следующей неделе он будет уже утвержден, мы сейчас вносим небольшие корректировки, которые поступают. План насчитывает почти 30 крупных мероприятий. Еще раз повторюсь, это не результат работы специалистов департамента. Это некий творческий симбиоз разных людей, которые с точки зрения своего личного опыта и тех педагогических сообществ, которые они представляют, рассказали о своих чаяниях и надеждах.

Конечно, для нас важно, чтобы в этот год все категории педагогических работников не были обделены вниманием. Хотя 2010 год называется Годом учителя, не надо забывать, что в нашей системе есть и дошкольные образовательные учреждения, которых больше всего, и учреждения дополнительного образования, где нет понятия «учитель», а есть понятие «воспитатель», «педагог дополнительного образования». Мы поставили перед собой задачу не идти четко на определение, дотошно выясняя, кто является, а кто не является учителем, а охватить всю сферу муниципальных образовательных учреждений и всех педагогических работников, которые так или иначе связаны с педагогической деятельностью.

Коротко остановлюсь на основных мероприятиях, которые мы для себя определили с учетом предложений всех заинтересованных людей, кто участвовал в этой работе. Наиболее интересные и значимые аспекты.

Во-первых, хотелось бы особо сказать о старте Года учителя, о том, когда же это произойдет. Мы дождались известия, когда старт официально даст Президент Российской Федерации. Завтра состоится официальное открытие презентации Года учителя на уровне региона, наше региональное министерство проводит такое мероприятие. В эту среду, 27 числа, мы проводим также официальное торжественное мероприятие, посвященное открытию Года учителя в городе Омске. Оно пройдет в городском дворце творчества на Красном Пути, мы вас всех туда приглашаем, начало в 10 часов.

Мы постарались не очень традиционно подойти к открытию этого мероприятия. Там будут определенные изюминки и сюрпризы для наших педагогов. Например, будет поздравление известных лиц нашего города, и не только города, но и представителей дальнего зарубежья, хорошо известных на омской земле. Поэтому мы надеемся, что мероприятие пройдет достойно и интересно.

Конечно, для нас было важно создать те условия, о которых говорил Дмитрий Анатольевич Медведев, чтобы эти мероприятия были направлены на повышение социального статуса учителя не столько в обществе, сколько в педагогической среде. Мы понимаем, что сегодня заинтересовать молодого специалиста прийти работать в нашу сферу с каждым годом все труднее и труднее, но, тем не менее, мы видим положительную динамику и тенденцию. На протяжении последних трех лет к нам приходят работать молодые специалисты – учителей в 2 раза больше, чем еще 4 года назад.

И еще один показатель очень для нас важен. Например, в 2005 году из пришедших работать в нашу систему на конец учебного года оставалось всего лишь 53%. Да, люди пробовали все тягости этого нелегкого труда, принимали решение прийти в профессию, но, к сожалению, остаться у них не получалось. Разные на то были причины, но статистика была нерадостной. После того, как Администрация предложила ряд мероприятий по социально-экономической поддержке молодых педагогов, в течение трех лет мы увидели результат.

Буквально на прошлой неделе подводили итоги, которые показали, что в прошлом учебном году процент закрепляемости, как мы его называем, то есть те, кто пришел и остался, на конец года у нас составил уже 93%. Это значит, что практически все пришедшие работать в нашу систему молодые педагоги остаются трудиться и дальше. Те 7% педагогов, которые по тем или иным причинам приняли решение уйти, мы тоже проанализировали. Там нет ни одной причины, которая бы говорила о низком профессиональном статусе данной специальности или каких-то еще внутренних корпоративных вещах, не давших возможности проявить себя талантливому педагогу или не давших возможности раскрыться, участвовать в формировании своего карьерного роста и так далее. Там были изменения места работы, связанные с переездом, кадровыми перестановками в педагогической сфере. Поэтому, в принципе, можно говорить о том, что мы достигли очень серьезных результатов.

Год учителя для нас, конечно же, большой праздник, который мы решили наполнить какими-то торжественными и яркими событиями. Во-первых, по инициативе нашей творческой группы мы приняли решение поддержать идею открытия Доски почета. Есть разные доски почета в городе Омске, но, к сожалению, отдельной Доски почета работников муниципальной системы образования нет. Такое предложение поступило и от ветеранов педагогического труда и от молодых специалистов. Эта совместная идея нашла свое воплощение. Мы пока определили место, опять же по просьбе тех, кто внес данное предложение, на котором следует разместить Доску почета – это городской дворец творчества. Это Мекка, скажем так, муниципальной системы образования, где проходят различные крупные конференции и совещания. То есть это то место, в котором работают практически все городские методические объединения, где находится наша такая большая методическая база. Мы хотим там сделать официальную Доску почета и галерею. Также мы подготовили обращение для размещения лучших педагогов города Омска на областной и окружных досках почета; вы все знаете, где они располагаются. Одним словом, эту идею мы хотим полностью воплотить.

В части каких-то мероприятий, не связанных с профессиональной педагогической деятельностью, была выдвинута очень интересная идея. Некоторые города и регионы уже ее осуществляли, правда, не в Год учителя. Я говорю об организации крупного фестиваля творческих талантов наших педагогов, на котором они смогли бы продемонстрировать не профессиональные умения и навыки, не методические наработки, связанные с предметом преподавания или со своей педагогической профессией, а именно свои творческие способности.

Мы над этой идеей достаточно скептично как управленцы думали, но когда бросили клич, увидели огромное количество откликов и отзывов со стороны педагогической общественности. Оказывается, наши педагоги очень… мы, конечно, не сомневались, что они очень талантливые люди, но не каждый талантливый человек желал бы продемонстрировать на публике свое какое-то непрофессиональное мастерство. Поэтому этот фестиваль уже готовится, он принят и там будет огромное количество номинаций, связанных с вокалом и с хореографией, с изобразительным творчеством, прикладным творчеством и так далее. Мы поинтересовались у наших новосибирских коллег, которые такой фестиваль проводили совсем недавно, буквально два года назад, о том, как он прошел у них. Как нам сказали, был огромный ажиотаж. Похоже, эта идея у нас тоже приживется. Мы надеемся, что фестиваль пройдет ярко и позволит родителям и детям посмотреть на педагогов с другой стороны, увидеть насколько это талантливые и увлеченные люди.

Когда мы изучали эту идею, проехали по некоторым учреждениям, посмотрели, какие у нас в учреждениях есть изумительные выставки творческих работ наших педагогов. Это и оригами, и изобразительное искусство, и прикладное творчество. А какие у нас вокальные коллективы! Мы искренне порадовались за наших коллег. Так что нас ждет большой фестиваль творческих талантов.

Еще одно интересное предложение поступило от профсоюзных организаций. Они предложили провести корпоративное мероприятие, которое создаст особый дух, иную атмосферу общения, о чем тоже говорил президент в своем выступлении. Мы должны создать те механизмы профессионального общения, которые позволят педагогам выходить за рамки своей повседневной деятельности. Итак, по предложению омских профсоюзов мы планируем организовать достаточно длительную по времени спартакиаду. Она будет носить больше оздоровительно-соревновательный характер, нежели спортивный. Сейчас готовится положение об этом мероприятии. Планируется финальный выезд на одну из загородных баз отдыха, лагерь «Дружные ребята», подведомственный департаменту образования. Мы вас обязательно туда пригласим и, может быть, даже попытаемся сформировать команду из журналистов по какому-то виду спорта, доступному для всех, для того, чтобы создать атмосферу мероприятия.

Из мероприятий, скажем так, носящих профессиональные оттенки нашей деятельности, которые будут непосредственно посвящены Году учителя, мы выделяем огромное количество профессиональных конкурсов. Это тоже одна из задач, которая была поставлена в проведении Года учителя. Необходимо создать такие условия, когда у всех категорий педагогических работников появится реальная возможность проявить свое профессиональное мастерство, заявить о себе как о лидере в системе образования и получить достаточно серьезную оценку на высоком уровне. Поэтому нами запланировано более 20 профессиональных конкурсов. Например, планируется организация конкурса «Открытие», связанного с деятельностью молодых специалистов.

Мы подумали, что, к сожалению, наши воспитатели, работники дошкольных учреждений обделены конкурсным вниманием и предложили провести аналогичный городской конкурс на звание лучшего воспитателя года. Как видите, огромное количество профессиональных конкурсов по разным направлениям будут сопровождать нас в течение всего года.

Логичен вопрос о том, что уже завершается январь, а что же мы в качестве мероприятий от себя предложили и уже что состоялось? Вроде объявили Год учителя, заканчивается январь, а что же было сделано? Несмотря на то, что мы только вышли 11 числа с длительных каникул, уже проведено два крупных и значимых мероприятия.

В Год учителя мы стартовали, можно сказать, неофициально конкурсом «Вожатый года». Он проходит не каждый год, поэтому мы его перенесли на начало 2010 года. Почему? Может быть, вожатый не совсем подходит под категорию «учитель», но это та категория людей, которая на самом деле сегодня позволяет говорить о муниципальной системе образования, как о системе, которая не только обучает, но и воспитывает. Поэтому для нас очень важно поддержать и эту очень мощную силу в нашей педагогической среде, о которой, к сожалению, мы иногда забываем. Ну не именно мы, а вообще общественность забывает, потому что бытует мнение, что вожатый – это не учитель-предметник, он не влияет на оценку качества знаний и так далее. Но это именно та когорта людей, которая в учреждениях образования создает те самые общественные организации, которые позволяют полноценно выстраивать воспитательно-педагогический процесс в образовательном учреждении. И мы эту силу очень поддерживаем и действительно на них очень рассчитываем. И вот таким большим ярким событием стало мероприятие «Вожатый года», на которое мы вас, кстати, приглашали и пресс-релизы были, но, к сожалению, никто не присутствовал, хотя мероприятие получилось очень интересным. Огромное количество детей пришло поболеть, и мы лишний раз увидели, насколько сегодня самим воспитанникам, обучающимся в наших учреждениях, важны эти специалисты, насколько у них сложились отношения и связи и насколько эта работа интересна и важна.

И еще одно мероприятие, посвященное «новой школе», которое мы уже успели провести – это большая городская педагогическая конференция. Понятие «новая школа» прозвучало из уст нашего президента в прошлом году, мы его обсуждали на августовской конференции. И вот уже в январе нынешнего года провели большую городскую научно-практическую конференцию, на которой говорили о тех тенденциях и преобразованиях, которые ждут педагоги, которые они сами предлагают по своей инициативе; все это выражено в одной фразе – «новая школа». Эти два мероприятия плюс наш официальный старт 27 числа, – такими событиями будет наполнен январь.

Помимо этого мы хотели бы, пользуясь случаем, обратиться сегодня к вам, специалистам, работающим в средствах массовой информации, с одной просьбой. У нас есть один интересный проект, который тоже был предложен нашим педагогическим сообществом, он называется «Учителя в лицах». Мы готовы еженедельно представлять вам информацию в более или менее готовых для различных средств массовой информации формах, удобоваримую и для вас, и для того, чтобы ее можно было переработать в некий репортаж, сюжет либо статью о наших замечательных педагогах. Еще раз повторюсь, пресс-служба нашего департамента готова еженедельно представлять вам информацию о конкретных звездочках нашей муниципальной системы образования. Этот проект может жить, но только благодаря вам. Конечно, он будет жить на нашем сайте, на официальном портале, но без вас он будет не таким ярким и востребованным. Поэтому мы хотели бы получить от вас поддержку. И Снежана Александровна готова в этой части сотрудничать с любым изданием, с любым каналом, для того чтобы реализовать этот проект.

О чем еще из интересных форм, которые предложили наши коллеги, чтобы наполнить это событие яркими мероприятиями, можно упомянуть? Ну, во-первых, когда мы вели разговор с руководителями образовательных учреждений, возникла очень верная мысль, что Год учителя не должен пройти как праздник, который учителя делают сами для себя. Действительно, эта идея очень правильная. Сегодня, правда, пока по инициативе административно-управленческого персонала, в каждом образовательном учреждении в этот процесс предлагается привлекать родителей и детей. Но мы уверены, что эта инициатива теперь, когда она объявлена, приживется, и что в процесс включатся не только педагоги, а дети и их родители. И тогда совместными усилиями будут организованы какие-то интересные проекты, мероприятия, элементарные поздравления, стенгазеты.

Сначала мы с опаской относились с этой инициативе, но потом увидели огромный отклик и отзыв со стороны и родителей, и детей и желание действительно создать те самые условия – мероприятия, праздничные события, яркие моменты, – когда учитель будет чувствовать себя на празднике в качестве гостя, зрителя, участника, но не в качестве организатора. Это тоже для нас было принципиально важно, и мы уверены, что такие события пройдут в каждой школе, в каждом детском дошкольном учреждении.

Помимо этого мы планируем выпустить очень интересный сборник. Мы подняли наши недавние архивы, а совет ветеранов педагогического труда рассказал о недавнем опыте – в 2004 году был выпущен сборник «Живая нить», который посвящался педагогическим династиям. В этом сборнике было описано более 370 педагогических династий города Омска. Оказывается, это такая богатейшая история, столько много событий в лицах. Поэтому мы решили именно в этот год возобновить выпуск данного сборника. Новый сборник, который мы планируем выпустить в 2010 году, станет продолжением информационного издания о педагогических династиях города Омска. Для нас это тоже очень важно.

И еще одно из решений, которое, на мой взгляд, способно повлиять на повышение социального статуса и престижа профессии учителя, – это создание Почетной книги учителей. У нас по инициативе департамента культуры два года назад – я лично был оба года свидетелем этого мероприятия – была создана Книга почета работников культуры. Замечательные люди, достойные разных наград высочайшего уровня, причем, государственного, присутствовали здесь, в этом зале. Их имена вносились в Книгу почета, которая не дает им никаких льгот, не дает никаких привилегий, они и так уже обременены, в хорошем смысле слова, огромными званиями, заслугами, народным признанием. Но вот когда они сидели здесь и, по-моему, испытывали положительные эмоциональные переживания, что было выражено на их лицах без всяких прикрас, и были очень тронуты такой формой мероприятия… Мы тоже решили создать такую Книгу почета, в которую будут заноситься самые достойные представители нашей непростой профессии.

Кроме этого, мы хотим, чтобы финал завершения этого года стал каким-то достойным подведением итогов. Поэтому в череде конкурсов, которые мы уже планировали, мы хотим провести конкурс на лучшее образовательное учреждение, на лучшего педагога. В прошлом мы проводили в городе Омске такой конкурс, где есть квота, что 50 лучших педагогов города Омска имеют право поучаствовать, вернее, стать победителями этого конкурса и получить достаточно серьезные премии в размере 100 тысяч рублей. Поэтому мы, по решению Администрации города Омска, по инициативе чиновников, приняли решение, которое уже находится в стадии разработки. Проект о проведении в Год учителя городского конкурса на лучшего педагога сейчас на утверждении.

Уже определено название конкурса. Он называется «Призвание». Суть его простая. У нас 375 учреждений образования в муниципальной системе, половина школ, половина детских садов, плюс 37 учреждений дополнительного образования. Так вот, принято решение, провести очень масштабный конкурс. Каждое учреждение в своем коллективе определит самостоятельно, но путем конкурсного отбора, лучшего педагога своего образовательного учреждения. И самое главное, что этот конкурс не просто масштабен, он достаточно серьезен в призовом фонде – каждый педагог, ставший победителем, получит денежную премию. Это очень затратный для нас конкурс, но решение принято, в бюджете средства уже заложены. И сейчас на обсуждении положение конкурса.

Кроме этого, конечно же, мы проведем ряд мероприятий, связанных непосредственно с профессиональной деятельностью. Запланировано огромное количество профессиональных научно-практических конференций, совещаний по различным вопросам городских методических объединений. Мы обязательно проведем фестиваль общественных организаций, в котором участвуют педагоги и дети. Вот такой достаточно большой перечень мероприятий. Не хотелось бы, чтобы сложилось впечатление, что это очередной план мероприятий, который исчерпает себя с завершением текущего года. На самом деле мы в этот год хотим заложить новые традиции, новые мероприятия, которые станут системой, а не будут проходить только в Год учителя, а в 2011 году мы о них забудем и начнем опять работать в рамках своей текущей профессиональной деятельности. Нет. Все эти мероприятия являются началом неких новых традиций, они действительно будут продолжаться и в дальнейшем.

Что касается работы с молодыми кадрами, мы сохранили все наши обещания и выполняем их. И в Год учителя у нас предстоит нелегкая задача обеспечить почти 40 молодых специалистов жильем. Мы поставили перед собой задачу – молодым специалистам, пришедшим работать в отрасль с 2006 года, мы в течение трех лет обязаны предоставить муниципальное жилье. Так вот, все 14 специалистов, которые пришли работать в отрасль, и были признаны нуждающимися в рамках этой программы, уже получили квартиры, мы выполнили свои обещания. Теперь на нас все смотрят и ждут выполнения наших обещаний. На сегодняшний день, конечно, цифра гораздо больше, почти 40 человек включены в программу, но и их мы должны в этом году обеспечить жильем.

Вот такие мы планируем мероприятия и акции. Еще раз повторю, они были приняты в широком обсуждении и явились инициативой самих представителей профессии, чьим именем назван этот замечательный 2010 год.

У меня вся информация на эту тему. Если есть какие-то вопросы, готов ответить, возможно, даже обсудить какие-то инициативы, которые, может быть, возникли в головах у вас – представителей средств массовой информации. Мы ведь тоже еще не совсем косная система, у нас есть возможность повлиять и на изменение плана и добавить туда какие-то мероприятия, которые могут возникнуть по ходу. Пожалуйста, вопросы.

Т.И. Андрюшина

Пожалуйста, коллеги.

ГТРК «Иртыш» Никита Смирнов

Илья Владимирович, скажите, а как ситуация в 2010 году будет обстоять с детскими садами? Будут ли открыты новые дошкольные учреждения? И если будут открыты, то где? Спасибо.

И.В. Дубин

Могу сразу ответить – новые дошкольные учреждения открыты, к сожалению, в этом году не будут. Но у нас есть проект, мы в этом году его согласуем, связанный с пристройкой к действующим детским садам. Он уже будет, я думаю, утвержден к 2011 году, и мы приступим к строительству первой большой и полноценной пристройки. Она будет по вместимости, как детский сад уже существующий, но будет пристраиваться к нему, плюс модернизация всего детского сада, к которому будет идти пристройка.

Один из самых непростых микрорайонов в нашем городе в части обеспечения дошкольными учреждениями, это район СибНИИСХоза на проспекте Королева. Уже определена компания, с которой мы работаем. Они защитили проект, согласовали его со специалистами Роспотребнадзора, с надзорными службами ГО и ЧС, которые дали свое добро. Я думаю, в следующем году мы этот проект начнем реализовывать.

Ну, а то, что касается проблемы, которую Вы озвучили, я Вам здесь ничего нового не скажу помимо того, что мы планово двигаемся, и за три года дополнительно увеличили до 4500 мест в детских садах. Это наш внутренний резерв, который был. Нелогично строить что-то новое, когда внутри действующей системы были резервы, которые требовали меньших финансовых затрат и меньше времени, чтобы восстановить группы. Вот этот ресурс мы в этом году исчерпаем и в следующем году начнем реализовывать такие проекты. К сожалению, здесь мы пока финансовой поддержки из других источников не имеем, поэтому только все в рамках городского бюджета, в рамках его возможностей.

Т.И. Андрюшина

Пожалуйста, вопросы.

Омский городской портал «Город 55», Виктория Беккер

Скажите, пожалуйста, вот сейчас много говорят о введении десятибалльной системы в школах. Что вообще ожидается в этом плане?

И.В. Дубин

Я могу сказать одно, что любые изменения в части оценки эффективности образования, оценки качества знаний в нашей большой традиционной системе вводятся достаточно осторожно и в рамках эксперимента. Взять эксперимент с государственной итоговой аттестацией. Мы несколько лет жили в режиме эксперимента, изучали этот процесс, и только после 3–4 лет получили новый стандарт оценки качества образования. То есть здесь пока тоже все на уровне рассуждений, споров, а в споре рождается истина. Но пока даже на уровне эксперимента в текущем году введение такой системы оценки в образовательных учреждениях города Омска не предполагается.

Омский городской портал «Город 55», Виктория Беккер

Можно тогда сразу еще вопрос по зарплатам. Будут ли они как-то увеличены педагогам и льготникам?

И.В. Дубин

Заработную плату, которую выплачиваем муниципальной системе образования, мы получаем в виде субсидий из регионального бюджета, из областного. До нас доведены контрольные цифры. Они связаны с уровнем бюджета прошлого года. Мы имеем незначительное увеличение общей цифры. Есть отраслевая система оплаты труда, которая подразумевает не повышение зарплаты вообще как таковой, а повышение возможностей заработать деньги по результатам своего труда. То есть для многих педагогов эта система оплаты труда дала возможность увеличить свой заработок путем, опять же, доказательства эффективности своего труда, путем демонстрации своих результатов и тех критериев оценки, по которым выплачивается и начисляется заработная плата. К сожалению, повального увеличения заработной платы не предвидится, из регионального и федерального бюджета средства нам на это не выделяются. Поэтому в массовом порядке это не произойдет, к сожалению.

РИА «ОмскПресс», Ксения Ворожко

Скажите, пожалуйста, а в среднем сколько сейчас составляет зарплата учителя? И с переходом на новую оплату труда она все-таки выросла или уменьшилась? И еще. Сколько составляет дотация для молодых специалистов?

И.В. Дубин

Мы поделили категории молодых специалистов и здесь ежемесячная дотация разная. Для всех молодых специалистов, пришедших работать в отрасль, мы платим подъемные – 20 тысяч рублей. Это для всех, с условием, что соответствует образование, категория и так далее. Эти требования распространяются практически на 100% молодых специалистов, пришедших работать в отрасль.

То, что касается дифференциации ежемесячных выплат, мы пошли здесь, думаю, абсолютно логичным путем… У нас есть самые проблемные места – это дошкольные образовательные учреждения, куда, действительно, никакими путями, никакими пряниками невозможно заманить молодых специалистов. И здесь мы приняли решение установить максимальную доплату в 2500 рублей ежемесячно воспитателям – молодым специалистам, которые имеют высшее профильное образование, и 1500 рублей тем, кто имеет среднее специальное профильное образование, а всем остальным молодым специалистам, пришедшим работать в нашу систему, мы выплачиваем по 1000 рублей ежемесячно к должностному окладу.

Какая средняя заработная плата учителя сейчас? К сожалению, статистические данные только формируются. Мы разговаривали со статистикой буквально в пятницу, официальные данные получим на конец недели по 2009 году о средней заработной плате по городу Омску и Омской области.

Повысилась ли заработная плата с учетом введения отраслевой системы оплаты труда? Еще раз объясню. К примеру, фонд заработной платы на образовательное учреждение – миллион рублей. Как работало в нем, например, 100 человек, соответственно, так и осталось работать, и фонд остался тот же, но получать стали все по-разному. Кто-то провел оптимизацию. Мы, действительно, повысили уровень средней заработной платы путем чистки наших рядов. Переходя на отраслевую систему оплаты труда, мы понимали, что не произойдет увеличений, если фонд оплаты остался тот же и количество людей, работающих в системе, осталось то же. Поэтому руководители были поставлены в ситуацию, когда они сами должны были пересмотреть и штатное расписание, и функциональные обязанности и по-другому вообще взглянуть на организацию учебно-воспитательного процесса. Зачастую многие руководители учреждений вообще забывали отслеживать, как ведутся кружки, секции, дополнительные факультативные занятия, за что так же выплачивались деньги, куда шел фонд оплаты труда и так далее, и так далее. Когда руководители взглянули на эту ситуацию более по-хозяйски, то, действительно, произошла очень серьезная оптимизация, с помощью которой высвобождаемые средства были направлены уже именно на стимулирующую часть заработной платы.

Ведь отраслевая система оплаты труда не подразумевает структурных изменений, которые должны были произойти. Структура заработной платы осталась той же самой – это должностной оклад, компенсационные выплаты, которые выплачиваются по существующим нормативным документам, и стимулирующая часть или, как раньше называлось, надтарифный фонд, премии. Только теперь стимулирующая часть выплачивается исключительно на основании достигнутых результатов и при соответствующем уровне качества этих результатов. То есть мы, выполняя эту идею, четко соблюдали одно правило – система оплаты труда должна быть привязана к качеству работы любого педагога. Поэтому, еще раз говорю, при том же фонде оплаты труда без оптимизации, без пересмотра внутренних резервов невозможно было повысить заработную плату. Поэтому естественным эволюционным путем эта система позволила многим руководителям пересмотреть штатные расписания и вообще организацию всего процесса в образовательном учреждении. Как только статистика по средней заработной плате будет официальной, мы обязательно ее вам сообщим.

РИА «ОмскПресс», Ксения Ворожко

Можно уточнить. А качество образования как оценивается? Оценками в журнале?

И.В. Дубин

Не только. Достаточно много критериев, в том числе один из критериев – это уровень образования учеников, с которыми работает педагог.

РИА «ОмскПресс», Ксения Ворожко

Получается, что учитель будет заинтересован поставить…

И.В. Дубин

Не заинтересован, нет. Это один из маленьких критериев, которые очень легко проверяются. Вот давайте возьмем ЕГЭ. Его вводили, в том числе, и для того, чтобы проверить насколько учитель искусственно натягивает те или иные оценки, пытаясь повысить уровень качества образования своих учеников. Ведь все результаты ЕГЭ как независимой экспертизы, и когда он проводился в качестве эксперимента, и когда уже в качестве принятой системы итоговой государственной аттестации, подтвердили практически на 100% то качество знаний, которое ребенок получал во время своей текущей учебы. И по медалистам в том числе. Мы соотнесли данные. Все говорили: «Да, медалистов натягивают». А что ж тогда все медалисты сдали ЕГЭ лучше всех и подтвердили свои знания на медаль? Этот критерий оценки показывает, что на самом деле нет явлений, о которых Вы говорите, в системе образования, иначе мы, наверное, не имели бы сегодня тех результатов, которыми гордимся.

Третий год подряд мы четко ведем анализ в нашей системе образования. В среднем 47% учеников омских школ учатся на 4 и 5. То есть практически каждый второй ученик. Этим мы гордимся. Это большой успех. Что мешает нам не оставаться на одном и том же показателе третий год? Повышать его нам никто не мешает. Мы бы поставили такую задачу и перед собой, и перед коллегами, и стремились бы к ней, чтоб каждый год количество ударников, отличников у нас росло. Никто этой задачей не живет и ее не ставит. Поверьте мне. В учреждениях другая проблема. Наоборот, все недовольны, что педагоги занижают оценки. И с введением отраслевой системы оплаты труда не произойдет того, что преподаватели начнут искусственно завышать оценки, потому что оценки – это не основной критерий оценки качества их работы. Это просто текущая деятельность, а обязанность каждого педагога добиваться высокого качества знаний своих воспитанников. Но исключить этот критерий тоже абсолютно нелогично. Поэтому он оставлен. Еще раз говорю, из 27 существующих критериев, он один дает весьма небольшой процент, который влияет на уровень заработной платы.

Критерии эти есть все в учреждениях. Они разработаны на основании федеральных, региональных документов, рекомендаций, но обсуждены на месте, у себя в коллективах, изменены в рамках полномочий образовательного учреждения и приняты общим собранием трудового коллектива. Они везде по-разному распределяются. Поэтому это не наша догма, которую мы как данность довели до руководителей и педагогов, и они по ней живут. Она тоже может меняться.

Т.И. Андрюшина

Пожалуйста, еще вопросы.

Телеканал «Антенна-7»

Можно еще один вопрос задать по поводу безопасности? Если не ошибаюсь, в рамках программы «Электронный Омск» планировалось оснащение школ видеонаблюдением. Как эта работа сейчас ведется? И есть ли какие-то пилотные проекты?

И.В. Дубин

К сожалению, мы эту работу приостановили, потому что есть задачи, которые мы не завершили, опять же связанные с обеспечением физической безопасности наших воспитанников в образовательных учреждениях. Мы эту работу начали почти 2,5–3 года назад, когда встал вопрос, что у нас практически ни одно учреждение не обеспечено ни современной системой пожаротушения, ни системой оповещения людей о пожаре, не огорожены территории, проходные дворы в детских садах и школах и так далее. Когда посчитали все необходимые затраты, то, конечно же, они были вообще не соотносимы с теми средствами, которые когда либо выделялись на нашу систему образования. Но, тем не менее, эти задачи были поставлены, и Администрацией было принято решение все-таки реализовать их в полном объеме.

Так вот, мы выполнили две основные первоочередные задачи – это оснащение всех общеобразовательных учреждений системами оповещения людей о пожаре и средствами пожаротушения, кнопками тревожного вызова экстренного наряда милиции; все это выполнено в полном объеме, в прошлом году мы эту работу завершили. Осталось тоже одно большое направление – это ограждение территорий образовательных учреждений. Нам осталось завершить эту работу в 20% учреждений, но это очень финансово емкие мероприятия, которые требуют колоссальных финансовых затрат. Вы сами представляете, какая территория у учреждений, особенно у школ. И чтобы ее привести в соответствие с эскизом, утвержденным советом безопасности, оградить антитеррористическим ограждением, мы каждый год затрачиваем около 50 миллионов рублей, огромные средства. Мы в этом году планируем завершить эту работу и приступить к следующему этапу.

У нас есть перечень первоочередных учреждений, которые мы должны обеспечить системой видеонаблюдения. Это городской дворец творчества, ряд учреждений дополнительного образования, ряд крупных образовательных учреждений, имеющих несколько зданий, бассейн и так далее. Все это в планах есть. Я надеюсь, что мы в этом году, может быть, уже начнем эту работу, а в следующем году закончим.

Сейчас мы хотим попробовать в качестве эксперимента в одном из образовательных учреждений установить турникеты для пропуска всех людей в школу по отпечаткам пальцев. Такой опыт есть в Москве, такой опыт есть в Челябинске, в некоторых крупных городах. Примерно по затратам это, как видеонаблюдение, но эффективность доступа в образовательное учреждение, защита доступа от посторонних лиц на голову выше, и затраты примерно такие же. Это все работает просто, легко, мы проверяли и изучали этот опыт, приглашали специалистов, которые работают в Москве, Челябинске по данному направлению.

Сейчас мы с одним из учреждений проговорили и изучили этот опыт. Там даже сами родители изъявили желание поставить турникет, потому что при каждом прикосновении отпечатка пальца, ребенок получает не просто доступ в учреждение, но на телефон родителей приходит эсэмэска, что ребенок в школе. И когда он выходит, происходит то же самое. Даже если он на перемене выскочил куда-то покурить или за шоколадкой, то родитель будет знать, что ребенок выскочил из школы и обратно уже не пошел на занятия. И так каждый процедура его выхода или входа будет официально контролироваться. И, главное, там еще идет общая статистика для любого руководителя, сколько педагогов пришло, кто и когда зашел, кто и когда вышел и сколько детей в школе.

Мы можем с улыбкой к этому относиться, но при любой чрезвычайной ситуации, когда, например, самолеты разбиваются, все всегда начинают выяснять, сколько пассажиров было, хотя все зарегистрировано, но каждый раз цифры меняются. Мы сами с этим сталкивались сколько раз. То здесь очень четко все известно. Наши специалисты присутствовали в Челябинске на учениях в школе, и там компьютер сразу же выдавал данные. Якобы случилась чрезвычайная ситуация в образовательном учреждении – сколько вообще людей, детей и взрослых, в нем находится. Это очень интересные современные методы, технологии безопасности, мы их попытаемся сейчас внедрить опять же за счет внебюджетных средств. Есть желание родителей, почему не воспользоваться этим? Если это удастся, мы вас пригласим на презентацию этой новой формы, хоть это никак не связано с Годом учителя.

Телеканал «Антенна-7»

А на базе какой школы планируется это сделать?

И.В. Дубин

Пока секрет. Мы еще точно не знаем. Сделаем, если дадут добро. Снежана Александровна, ну что, сказать что ли? Не будем говорить, вдруг сорвется. И ты не говори никому.

Телеканал «Антенна-7»

Добро от кого должно быть получено? От родителей?

И.В. Дубин

Нет, от всех. Хотим согласовать со всеми. Мы проверили сертификаты, они соответствуют требованиям безопасности. И, конечно, мы хотим, чтобы принятие такого решения исходило и от родителей. Только, если они будут согласны. Мы не хотели бы сейчас ажиотаж вокруг этого вызывать. Но если будет принято решение общим собранием родительского комитета, мы не будем препятствовать.

Телеканал «Антенна-7»

Внедрение этого опыта в 2010 году планируется?

И.В. Дубин

В этом году, да. В ближайшее время.

Т.И. Андрюшина

А эти турникеты рассчитаны на юных умельцев? Они там ничего не сделают?

И.В. Дубин

Ничего не сделают. Там везде стоят антивандальные штучки. Есть, конечно, разные способы. Вместо отпечатка пальца – карточки типа гостевых, но дети ими меняются, дают друг другу. Кто-то в окошко бросил, другой ребенок взял, либо ребенок дома карточку забыл. Уж пальцы-то с собой они всегда принесут. А карточки-ключи эти половина учеников «забывает» дома и использует это как способ не пойти на первый урок. Потом объясняют: «Я не виноват. Я дома карточку забыл».

Т.И. Андрюшина

Пожалуйста, еще вопросы. Коллеги, еще вопросы задавайте. По Году учителя, по итогам минувшего года, может быть, есть вопросы.

И.В. Дубин

Предложений не возникло ни у кого каких-то?

«Домашняя газета», Владимир Безметный

Эта чистка рядов, о которой Вы говорили, как она отразилась на уровне укомплектованности школ педагогическими кадрами? И каких учителей у нас сейчас не хватает?

И.В. Дубин

Чистка рядов, если я употребил такой термин, то беру его обратно. Оптимизация. Назовем это так. Мы никакие ряды не чистили, еще раз повторюсь. Это была задача руководителей – пересмотреть те дополнительные проекты, которые не реализуются в образовательном учреждении, проверить эффективность, востребованность, актуальность и так далее. На укомплектованность это никак не повлияло, у нас укомплектованность очень высокая. Отдельных специалистов, отдельных категорий предметников нам не хватает, но так было всегда.

Вообще в нашей системе образования, могу вам для сравнения сказать, еще три года назад в среднем ежегодно около 600 вакансий было – в течение учебного года было около 600 вакансий. Это огромная цифра. А после того как мы начали реализовывать те самые программные мероприятия в части социально-экономической поддержки наших педагогов, мы сократили ее почти в четыре раза. На сегодняшний день у меня всего 140 вакансий на всю систему образования на 375 учреждений, для сравнения. Поэтому говорить об эффективности этих мер можно не голословно, а языком цифр. И самое главное, мы говорим о том, что приходящие работать в нашу отрасль молодые специалисты с удовольствием остаются в ней работать и дальше. А отдельных специалистов, как всегда, не хватает: учителей иностранных языков, например. Есть у нас также определенные вакансии, связанные с педагогами по ОБЖ. Ну это, так сказать, текущие моменты… В основном не хватает преподавателей иностранных языков и воспитателей в дошкольные учреждения.

Т.И. Андрюшина

Еще вопросы.

И.В. Дубин

Если вопросов нет, давайте заканчивать. Или есть еще вопросы? Меня больше интересуют предложения, вдруг у кого возникли. Особенно предложения по нашему проекту, связанному с тематическими публикациями «Педагоги в лицах». Мы просим вас принять участие в этом проекте. Хотелось бы все-таки получить хороший отклик и отзывы с вашей стороны.

Т.И. Андрюшина

Я думаю, что, наверно, нужно официально на редакторов каждой редакции направить письма, а не передавать через корреспондентов.

И.В. Дубин

Хорошо. Думаю, им тогда будет проще понять, о чем идет речь.

Мы готовы к сотрудничеству. Спасибо за то, что пришли. Мы надеемся, что Год учителя, который объявлен, станет очень ярким и заложит новые традиции, о которых мы сегодня говорили.

Спасибо.

Т.И. Андрюшина

Спасибо, Илья Владимирович.

Уважаемые коллеги, спасибо. Через неделю мы вас ждем на пресс-конференции Владимира Дмитриевича Потапова. Речь пойдет об итогах капитального ремонта и о прохождении зимнего периода.