Сайт переехал! С 1 марта 2024 года официальный сайт Администрации города Омска доступен по новому адресу: admomsk.gosuslugi.ru

 
 

Пресс-конференции

Пресс-конференция Светланы Шенфельд 01.03.2010

Стенограмма пресс-конференции директора департамента жилищной политики Администрации города Омска С.А. Шенфельд

Т.И. Андрюшина

Уважаемые коллеги, добрый день. Мы рады вас видеть на пресс-конференции Светланы Аркадьевны Шенфельд, директора департамента жилищной политики. Тему сегодняшней пресс-конференции мы обозначили так – организация работы по заключению договоров о приватизации жилья. Почему именно эта тема, я думаю, Светлана Аркадьевна объяснит. У нас есть очень хороший повод поговорить об этом именно сегодня. Я думаю, на все возникающие у вас вопросы, касающиеся ее компетенции, она вам ответит. Просьба у нас одна – представляться, называть свое издание, потому что идет запись пресс-конференции. Пожалуйста, Светлана Аркадьевна.

С.А. Шенфельд

Добрый день еще раз всем. Действительно, сегодня у нас есть повод обсудить вопросы приватизации, потому что все мы очень долго ждали 1 марта 2010 года, все были в сомнении, будет ли у нас продление приватизации или это будет конечная дата, когда можно приватизировать жилье. Итак, в начале февраля Государственная Дума приняла решение внести изменение в жилищное законодательство, поэтому, как мы знаем, сроки приватизации продлены до 1 марта 2013 года, то есть еще три года мы будем осуществлять действия по приватизации муниципального жилья, передавая его в собственность граждан.

Готовясь к этой пресс-конференции, я посмотрела свои предыдущие выступления на эту тему. Последний раз мы с вами встречались по вопросам приватизации в июне прошлого года. И там мы обсуждали окончание приватизации и проблемы, которые связаны с ней. Хочу вам сказать, что за тот период времени, пока департамент жилищной политики занимается приватизацией, наше население уже стало более информировано по вопросам приватизации в законодательстве. В связи с этим меньше стало возникать спорных, проблемных вопросов. Департаментом были приняты усиленные меры по организации этого процесса. Все мы живем в нашем городе, знаем, что происходило в декабре прошлого года, когда граждане, обеспокоенные окончанием срока приватизации, просто ночами караулили работников департамента, очереди выстраивали, списки какие-то вели, продавали свои места в очереди. Была очень ненормальная ситуация. Поэтому Администрацией города Омска в лице департамента были предприняты определенные шаги для того, чтобы снивелировать эту проблему.

По-прежнему приватизация осуществляется в зданиях администраций административных округов, то есть по территориальности – там, где граждане живут, они могут сдать документы. Кроме того, нами была организована предварительная запись по утрам на тот день, когда проводится прием. И у нас – в службе одного окна – был открыт дополнительный пункт приема документов. Он расположен по адресу: ул. Гагарина, 32, корпус 1; это наш знаменитый, долгожданный пристрой. На первом этаже электронный информатор осуществляет предварительную запись и запись на последующие пять дней. В свободном режиме граждане со всех округов, уже без учета территориальности, могут сдать документы на приватизацию, а также могут получить документы те, кто проживает на территории Центрального округа.

Приватизация по-прежнему осуществляется департаментом в соответствии с федеральным законодательством. К сожалению, законодательство Омской области по данному вопросу до сих пор не принято.

Перечень документов вывешен на всех информационных стендах. Мы очень часто проводим встречи с населением, читаем лекции. Поэтому вопросов по перечню документов уже не возникает. Граждане понимают, для чего мы просим в полном пакете документов ту или иную, с их точки зрения, бумажку, хотя для нас это документ.

По-прежнему у нас сохраняются отказы тем гражданам, которые не доказали свое право на проживание в данном жилом помещении. То есть либо вселялись ненадлежащим лицом, либо вселялись самовольно, либо не приобрели право проживать в жилом помещении муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма. Но по-прежнему мы не просто отказываем гражданам в приватизации, мы всегда в своих ответах разъясняем, почему мы отказываем, какого документа у них не хватает, либо говорим, что их проблему можно решить только в суде. И отдельным категориям граждан наш юридический отдел помогает подготовить соответствующие судебные документы для того, чтобы они бесплатно могли обратиться в суд за защитой своих прав. Такая услуга гражданам у нас предоставляется.

Хочу еще сказать о такой проблеме, как приватизация жилья, где проживают несовершеннолетние – она по-прежнему стоит остро. Это самый проблемный вопрос, связанный с тем, что граждане не хотели включать в приватизацию своих несовершеннолетних детей или внуков, которые прописаны у них в квартире либо которые были включены в ордер, а потом были выписаны непосредственно перед оформлением приватизации, но сохранили право на проживание. У нас сложилась устойчивая судебная практика по этому вопросу. Позиция департамента образования как органа опеки по защите прав несовершеннолетних такова – ни один несовершеннолетний не должен остаться без жилья, без права на жилье. Если несовершеннолетний выписан из муниципальной квартиры в другое жилое помещение, где он не приобрел право проживания по соцнайму, несмотря на то что он уже не зарегистрирован в данном жилом помещении, мы по-прежнему требуем включения его в договор приватизации для того, чтобы он не остался на улице.

Когда в Государственной Думе, на разных уровнях власти обсуждался вопрос о том, стоит или нет продлять приватизацию, мы, естественно, делали статистический анализ итогов приватизации, готовились уже к итоговым цифрам по приватизации. Было установлено, что в среднем по России приватизацией не охвачено от 10% до 20% по разным регионам муниципального жилья. Но город Омск очень хорошо на этом фоне выглядит. У нас осталось всего 4% неприватизированного жилья. Но, может быть, это связано с тем, что после продления срока приватизации, после того как закон вступил в силу, у нас ажиотаж на приватизацию спал. То есть если раньше Советский и Ленинский округа были для нас болевыми точками, то сейчас там работает уже по одному специалисту, который в течение дня успевает принять всех желающих на сдачу документов и на выдачу соответствующих договоров. Одним словом, то небольшое количество граждан, которые остались на территории города, имеют возможность оценить свои силы и растянуть удовольствие еще на три года.

Хочу сказать по цифровым показателям. Но опять же, понимая, что очень долгое время не было информации о продлении срока приватизации, этот вопрос решился буквально в последний месяц, поэтому на конец 2009 года пришлось максимальное количество обращений граждан. То есть если в прошлом году, за 2008 год, нами было принято 6330 документов на заключение договоров приватизации, то в 2009 году эта цифра составила 11973. Вы видите, почти в два раза, причем теми же силами. Но еще раз хочу обратить внимание, что мы приняли организационные меры, чтобы всех этих граждан принять. Я говорю не о желающих приватизировать жилье, а о тех, кто действительно сдал нам документы.

И хочу небольшую корректировку внести в ваши пресс-релизы. Заключили мы не 8555 договоров, а 9088. В первоначальные статистические сведения не вошла цифра последней недели декабря, когда у нас самый был пик, ажиотаж, когда мы за неделю 500 договоров заключили. Вот такие у нас показатели.

Ну и, конечно, под эту обостренную ситуацию очень многие граждане пытались все-таки получить в собственность муниципальное жилье. Почему пытались? Потому что неоднократно получили от нас отказы и все-таки пытались сдать документы, надеясь, что мы бдительность свою притупим в связи с таким большим объемом документов. И все-таки у нас по-прежнему достаточно большое количество отказов. Опять же в сравнении с 2008 годом, когда было около 100 отказов за весь год, а за 2009 год цифра увеличилась в разы – было 552 отказа. Видите, во сколько раз возросли случаи, когда люди все-таки пытались доказать нам свою правоту.

Хочу еще раз сказать, что департамент по-прежнему продолжает работать пока еще в том же режиме, какой мы установили на декабрь прошлого года. Мы по-прежнему работаем в первую субботу каждого месяца. Мы по-прежнему принимаем документы четыре дня в неделю по полному рабочему дню. Теперь у нас уже шесть пунктов приема. На март мы проанализируем ситуацию. Если увидим, что такая разветвленная сеть и такая организация уже не востребована населением, то, возможно, в режим работы по данному вопросу будут внесены коррективы. Ну, соответственно, будут информационные составляющие, информационная часть работы отработана: мы везде развесим изменение режима работы, скорее всего, откажемся от субботы, потому что в субботу мои специалисты работали на чистом энтузиазме – за счет своего личного времени полдня принимали тех граждан, которые в рабочие дни не могли уйти с работы и сдать документы. Поэтому скорее всего с марта мы субботы оставим днем отдыха для всех работающих, в том числе и работников департамента.

По-прежнему в режиме одного окна будет пока еще работать для Центрального округа прием документов. Будем смотреть по количеству подаваемых документов – мы проводим мониторинг каждую неделю, на особом контроле у нас по-прежнему Советский и Ленинский округа, потому что там наибольшее количество населения еще не приватизировало жилье и продолжает обращаться – и в связи с этим корректировать количество людей, принимаемых на работу.

Я рассказала вам наши результаты, наши планы на будущее, ситуации, которые у нас возникают. Готова ответить на ваши вопросы.

Т.И. Андрюшина

Пожалуйста, кто начнет?

«Вести Омск», Галина Журова

Чем Вы объясняете ситуацию, что продлевается и продлевается приватизация? Видимо, есть определенный интерес у муниципалитета часть ответственности переложить по содержанию жилья в части расходов на граждан, а те сознательно от этого уходят? Есть такое?

С.А. Шенфельд

Проблемы есть. Про сознательность граждан Вы правильно заметили. Но я могу сказать Вам официальную точку зрения. Когда решался вопрос о продлении приватизации, во всех средствах массовой информации было сказано, почему Государственная Дума пошла на эти шаги. Сейчас во многих регионах в рамках 714-го указа президента проходят мероприятия по предоставлению жилья ветеранам Великой Отечественной войны. На территории нашего региона имеет место предоставление социальной выплаты – 990 тыс. рублей. А многие регионы предоставляют конкретно жилое помещение по социальному найму. И, конечно, если бы приватизация была закончена 1 марта, то эти ветераны, получив жилье, не смогли бы его приватизировать и, соответственно, были бы лишены того права, которое имели другие граждане на территории России. Это первый момент.

Второй момент – это то, что на территории России есть регионы, где до 20% муниципального жилья до сих пор не приватизировано. Могу предположить, что эти регионы, вероятно, плохо организовали свою работу, то есть не дали возможность гражданам реализовать свое право, поэтому на территории всей России продлили приватизацию еще и для таких категорий граждан, которые не по своей вине, а по вине, как было сказано, чиновников не смогли реализовать свое право. Еще раз подчеркиваю, на территории нашего города осталось всего 4% неприватизированного жилья.

И, действительно, так как Жилищный кодекс РФ в 2005 году изменил некоторые правовые отношения относительно пользования жилым помещением, дав права собственникам жилья и возложив на них уже более конкретные обязанности, то, конечно, может быть, еще не все граждане осознали свою роль в управлении многоквартирным домом, в котором они имеют собственность. И им тоже дана возможность стать собственниками и уже в полной мере использовать свое право на управление многоквартирным домом. Это и в выборе способа управления многоквартирным домом, и участие в капремонте, и в решении арендных вопросов, нахождении мест общего пользования своего имущества. Иногда граждане считают, что, проживая по найму, они обладают всем перечнем этих прав. А когда касается непосредственно вопросов управления, возникают ситуации, когда мы вынуждены объяснять человеку, что от его согласия или несогласия ничего не зависит. Поэтому это была одна из причин продления приватизации, чтобы все-таки охватить наибольшее количество граждан с реализацией их прав.

Т.И. Андрюшина

Пожалуйста, еще вопросы.

РИА «Омск-пресс», Валерия Вицак

Светлана Аркадьевна, вот Вы сказали, что департамент предоставляет такую услугу, как помощь некоторым категориям граждан. Можно уточнить, какие это категории?

С.А. Шенфельд

Это в основном престарелые и инвалиды. Например, когда мы рассматриваем их документы и выясняем, что человек уже 20 лет живет в этом помещении, но у него нет никаких документов на вселение, и из беседы с ним выясняется, что никакие справки из архива, никакие поквартирные карточки – есть разные варианты доказать свое право на жилище – в этой ситуации мы принять не можем, и мы, соответственно, не можем в нашем департаменте оформить ему договор, но понимаем, что человек реально имеет право на это жилье, и подкрепить это его право может только суд, и, конечно, мы не будем спорить в суде по таким вопросам. Но, понимая, что перед нами человек преклонного возраста, что, возможно, у него нет достаточных средств для того, чтобы пойти в юридическую службу, в какую-то адвокатскую контору, чтобы ему там услуги предоставили, – это ведь типовые заявления, они не требуют больших временных затрат или умственных способностей – поэтому моя юридическая служба подготовила такие типовые заявления. И если я вижу, что гражданин нуждается и у него есть права, что это не ущемит ни в коей мере интересы муниципалитета, то мы ему помогаем в оформлении такого искового заявления. Он идет в суд, подает исковое заявление о признании своего права на данное жилое помещение на условиях договора соцнайма или иногда прямо на признание права собственности в порядке приватизации. И все. И тогда человек только в Росрегистрацию с этим решением идет. Если суд выносит решение о заключении договора соцнайма, он приходит к нам, и мы заключаем договор соцнайма и приватизации на основании решения суда.

Но я еще раз подчеркиваю, это не массовый порядок, это только если человек сам, реально сам не может обратиться в суд, и если мы понимаем по документам, что он имеет на это право, но мы как чиновники документально подтвердить это не можем, этот проблемный вопрос может быть рассмотрен только в суде. И нарушение прав муниципалитета ни в коей мере не просматривается. Вот только при этих двух обстоятельствах мы помогаем людям.

Я не скажу, что было много случаев оказания такой помощи – может, за весь год их было 50, не больше. Потому что, как правило, со всеми остальными, кто имеет право, мы заключаем договоры. А уж если мы отказываем, то там уже железный отказ, и дальше уже роли не играет – суд, не суд – вопросов нет. Ну а есть категория граждан, которые сами достаточно подготовленные и грамотные. Они обращаются к нам, они знают, что получат отказ, но им нужен наш официальный письменный документ, подтверждающий отказ. И они на основании него сами идут в суд и признают свое право.

«Вечерний Омск», Светлана Меженина

Светлана Аркадьевна, вот Вы перечислили несколько вариантов, когда до суда дело доходило так или иначе. То есть либо вы исковые заявления подавали, либо сами граждане отстаивали свои права. Какие еще случаи были, связанные именно с судебными разбирательствами? Например, на одну квартиру несколько претендентов было? Департаменту приходилось каким-то образом разбираться?

С.А. Шенфельд

Какие виды судов, Вы хотите сказать, были по этим вопросам?

«Вечерний Омск», Светлана Меженина

Да.

С.А. Шенфельд

Самые распространенные разбирательства связаны со спорами, когда гражданам предоставляли жилые помещения по так называемому койко-месту в бывших общежитиях. Потом статус общежития снимали, и это здание превращалось в многоквартирный жилой дом. А в одной комнате проживали совершенно разные между собой граждане, которые не являлись членами семьи. И мы в этой ситуации предлагали такой выход. Они между собой договаривались о том, кто из них будет нанимателем. Мы оформляли договор социального найма на одного из них, а потом они уже осуществляли приватизацию детально: кто-то кому-то продавал свою долю, либо съезжались, либо разъезжались, одним словом, решали как-то свой имущественный спор.

Но были ситуации, когда граждане между собой договориться не могли. Особенно в случаях, когда один уже давно проживал, а другой был только зарегистрирован – то есть он никогда раньше не проживал, но имел регистрацию. Есть такая юридическая формулировка – помещение обременено правами третьих лиц. В этой ситуации мы не можем заключить договор соцнайма и приватизировать на одного человека все помещение. В этой ситуации мы его отправляем в суд, и суд определяет, сохранилось ли за ним право на все помещение либо возникает необходимость привлечь третью сторону, выяснить, не появилось ли у него другого помещения, и, соответственно, лишить его права на данное. Вот такие вопросы уже рассматривает только суд.

Таких вопросов достаточно много. К сожалению, в судебном порядке иногда не удается решить вопрос в пользу гражданина. Почему к сожалению? Потому что тоже есть такие типовые ситуации, когда члены семьи, прописанные на данной жилплощади, имеют право по соцнайму на данную квартиру и кто-то из них и не отказывается от приватизации, и согласия не дает, а сдерживает реализацию права всех остальных членов семьи. Особенно это бывают так называемые бывшие члены семьи – племянники, или бывшие жены, или снохи. В этой ситуации были некоторые судебные решения, которые обязывали все-таки приватизировать на тех, кто подал заявление, говорящие о том, что не может право всех стоять под угрозой злоупотребления правом одного. Но в большинстве случаев судьи рассматривали так: если закон предусматривает согласие всех либо предусматривает конкретную процедуру отказа от приватизации кого-то, но по волеизъявлению все равно должно быть сказано всем, то в этой ситуации надо сначала решать вопросы об утрате права пользования данным помещением бывшего члена семьи, а потом уже вопрос о приватизации.

Кстати говоря, это тоже одна из причин продления приватизации. Для того, чтобы граждане не попали в такой капкан. Потому что решение вопроса о признании гражданина утратившим право пользования жилым помещением – это достаточно длительная, проблематичная процедура, но она решаема, в суде такие решения принимаются. Но все-таки надо сначала этот этап пройти, а уж потом придти на приватизацию.

Я не отметила еще один момент, почему необходимо было продлить приватизацию, а это важно, с моей точки зрения. Сейчас очень активно начала реализовываться жилищная программа, особенно в части расселения ветхих и аварийных домов. И 185-й Федеральный закон вот только последние два года конкретизировал процедуру и порядок расселения домов. Процесс расселения начался активно. И, соответственно, муниципалитеты, в том числе и город, очень активно стали признавать дома аварийными. А вы, наверное, знаете, что после признания дома аварийным приватизация в данном доме прекращается. И многие люди попали в капкан. Те, которые приватизировали до признания дома аварийным свое жилье, они теперь получают на условиях собственности сразу квартиру, и их эта проблема уже не беспокоит. А те, кто не успел приватизировать свое старое жилье, и дом признается аварийным, те не могут больше участвовать в приватизации, и, соответственно, новое жилье им предоставляется только на условиях соцнайма. И если продления приватизации не будет, они новое жилье приватизировать не смогут. Поэтому это тоже был один из таких болевых моментов. Особенно, когда на межведомственной комиссии – я член этой комиссии – приходят граждане многоквартирного дома с просьбой признать их дом аварийным, я в первую очередь им еще раз разъясняю – вы все приватизировали свои квартиры, вы никого в заложниках не оставили, у кого соцнайм, и он, соответственно, потом пойдет по соцнайму в новом жилье? Вот такие проблемы тоже есть. Поэтому, слава Богу, что еще три года приватизация у нас будет существовать, и этот дамоклов меч над этими гражданами больше висеть не будет.

«Город 55», Татьяна Стужук

Светлана Аркадьевна, раз затронули тему по ветхому и аварийному жилью, пожалуйста...

С.А. Шенфельд

Мне бы не хотелось отступать от сегодняшней заявленной темы. Я объясню почему. Потому что тема аварийного жилья, тема соцнайма, тема программы – это очень большие, огромные темы, которыми занимается департамент, и лучше я проведу отдельную пресс-конференцию по вашему желанию на эту тему. Потому что много о чем можно рассказать, и вырывать кусочек просто нет смысла. Поэтому сегодня мы с вами про приватизацию поговорим. Если есть желание поговорить про другие вопросы деятельности департамента или отчет департамента заслушать, я готова пообщаться на эту тему. Делайте в наш пресс-центр заявочку, и я подготовлюсь по этому вопросу.

Т.И. Андрюшина

Пожалуйста, вопросы. Пожалуйста, себя назовите.

«Недвижимость», Анастасия Литвинова

Как Вы считаете, срок приватизации еще будет продляться?

С.А. Шенфельд

Хочу сказать, что если подобное и произойдет, то я бы хотела все-таки узнать об этом не в последний месяц окончания этого срока, как было в этот раз, когда мы все были просто на нервном срыве, когда граждане, извините, просто были в истерике от того, что не могут сдать документы, и мы пребывали в состоянии полного неведения. Надеюсь, что все-таки не повторится ситуация где-нибудь так в начале 2013 года. Хотя тенденция, хочу сказать вам, не очень хорошая – как только продлили приватизацию, у нас сразу же накал спал, люди опять в спячку ушли на три года. Ну все-таки надеюсь, что наши 4% даже в состоянии спячки успеют приватизировать свое жилье.

«Вечерний Омск», Светлана Меженина

Светлана Аркадьевна, а вот для примера можно? Вот Вы цифры назвали, касающиеся того, сколько было подано документов, допустим, в 2008, 2009 годах. Вот чтобы мы поняли, 4% – это сколько? Либо в количестве, либо сколько по процентам в прошлые годы было подано документов?

С.А. Шенфельд

Я скажу Вам, как мы рассчитали 4%. У нас есть муниципальное учреждение «Городской жилищный центр», который уже сформировал и ведет базу муниципального жилья. На сегодняшний день у него порядка 18 тыс. объектов, то есть 18 тыс. квартир. Я могу, конечно, сделать поправку – плюс-минус тысяча. Некоторые граждане уже заключили у нас договор, только еще не зарегистрировали его в Росрегистрации, и поэтому он еще числится у нас в центре как муниципальное жилье, но через нас уже документы прошли, то есть у нас они уже не появятся. А есть те, в отношении кого мы числим жилье как муниципальное, а на самом деле граждане давно уже его приватизировали, но никого об этом в известность не поставили. То есть они не у нас приватизировали, а еще в БТИ приватизировали в другие периоды, потому что вся приватизация, которая проходит через мой департамент, она тут же в еженедельном режиме направляется в этот центр, и там вносятся корректировки в базу. Поэтому, повторюсь, где-то в пределах 18 тыс. и плюс-минус тысяча.

Т.И. Андрюшина

Еще вопросы.

С.А. Шенфельд

Если такими темпами у нас пойдет 11 тыс. в год, то мы 18 тыс. закроем за полтора года.

«Вечерний Омск», Светлана Меженина

Если так, то да.

С.А. Шенфельд

Ну, если в спячке, конечно, не будут пребывать наши граждане.

«Вечерний Омск», Светлана Меженина

Приходилось ли в течение этого времени еще разъяснительную работу вести?

С.А. Шенфельд

Вы знаете, очень часто на встречах в КТОСах. Я вообще очень много выступаю в КТОСах, лекции читаю, всегда в аудитории бывают вопросы – выгодно или не выгодно, приватизировать или не приватизировать. Я всегда говорю, что вопросы выгоды или невыгоды каждый человек определяет лично сам с учетом своего уровня жизни, своих потребностей, даже своего круга родственников. Если вы одинокая бабушка и не хотите брать на себя бремя содержания своего единственного жилья, которое некому подарить, некому в наследство отдать, то, наверное, не стоит суетиться, можно спокойно дожить в этой муниципальной квартире, никто вас не выселит, никто, так сказать, никаких претензий к вам не предъявит, вы спокойно доживаете. Но если у вас достаточно большой круг родственников и вы хотели бы что-то им оставить в наследство, то, конечно, нужно свои права на данное помещение перевести в режим собственности.

Конечно, с одной стороны, режим собственности влечет за собой, как я уже сказала, бремя: налоговое бремя, бремя ремонтное, бремя содержания жилья, но, при этом еще, опять же повторяюсь, это достаточно большой круг прав по поводу эксплуатации тех же мест общего пользования придомовой территории, размещения тех же несчастных антенн, из-за которых там у нас скандалы вечно идут – дадим согласие размещать антенну на крыше или не дадим согласие. По крайней мере, ваш голос будет услышан. И еще. Некоторые считают, что они давно приватизировали жилье и живут как собственники, а когда получают квитанцию, вдруг выясняется, что они, с их точки зрения, какие-то договоры, бумажки подписали, но на самом деле не зарегистрировали это в едином реестре недвижимости, и через УФРС это не прошло. И поэтому граждане, заблуждаясь, удивляются: «Как, мы же собственники!», а на самом деле выясняется, что они по отношению к данному жилью прав собственности не имеют.

Если был официально оформлен договор, например, с БТИ лет десять назад, то в данной ситуации просто обновляют некоторые справки, граждане обращаются в БТИ, идут напрямую в УФРС и там получают свидетельство о собственности на данное жилье. К нам они не приходят, к нам они не обращаются. Мы ничего не обновляем по отношению к тем договорам, которые были заключены ранее. У нас тут осуществляется только процедура заключения. Хочу сказать, что у нас порядка 500 договоров; они уже в архиве. Это договоры с гражданами, которые в свое время пришли, заявление написали, документы сдали, но за договорами не пришли. Мы, к сожалению, не можем понять причины такого поведения граждан. Мы очень долго эти документы хранили у себя, скажем так, на выдаче, в пунктах выдачи, но а сейчас мы вынуждены передавать их все в архив и, наверное, для себя установим планочку – если человек в течение какого-то периода времени не пришел за договором, то ему придется заново обновить справки, ну, во всяком случае, такие, как лицевой счет, чтобы мы увидели, не появилось ли в прописке у него кого-то еще. Потому что мы все понимаем, что даже подписанный с нами договор не вступает в законную силу, пока он не зарегистрирован в Росрегистрации. И если у человека вдруг изменились какие-то обстоятельства, то он должен будет оформить договор заново.

«Вечерний Омск», Светлана Меженина

Именно сейчас нет таких временных рамок, в законе это не прописано?

С.А. Шенфельд

Нет, в законе это не прописано. Но мы реально понимаем, что, например, за такой срок, как полгода, многое может измениться – за это время, может, кто-то умер, кто-то родился, кого-то прописали, что-то еще изменилось. Понятно, что такие параметры, как площадь жилого помещения, они не изменятся и никуда не денутся, а вот такие показатели, как обременение, например, может появиться. То есть справка из УФРС и БТИ должна быть обновлена. Ну, не БТИ – период БТИ ушел с 1999 годом, это уже история, а УФРС. Лицевой счет вообще действителен только 14 дней. Поэтому там нужно будет требовать от граждан дополнительных документов. Но почему-то те, кто у нас не пришел на получение договора, это такое стойкое количество человек, их около 500.

Вопрос из зала

500 человек – это за 2009 год?

С.А. Шенфельд

Это за весь период времени, пока департамент занимается приватизацией с мая 2007 года.

Т.И. Андрюшина

Светлана Аркадьевна, может быть сейчас воспользоваться случаем, поскольку здесь присутствуют представители СМИ, и дать информацию каким-то категориям людей, омичей, кто не знает, что нужно вам, допустим, предоставить какие-то документы о том, чтобы подтвердить свою приватизацию? Может, есть смысл к ним обратиться? Или Вы как-то так не выявляли такие категории?

С.А. Шенфельд

Нет, понимаете, специально по категориям граждан каких-то особых документов у нас нет.

Т.И. Андрюшина

Ну, вот Вы говорите, что есть приватизированные квартиры, жилье в БТИ, а нужно подтвердить эту приватизацию у вас, а кто-то, возможно, этого не знает. Или нет необходимости?

С.А. Шенфельд

Нет. Ну как Вам сказать? Например, есть граждане, которые в свое время получили, знаете, вот такие маленькие, на пол-листа документы, именуемые регистрационными свидетельствами, которые были подписаны еще руководителями БТИ: так вот, наличие такого документа с печатями и штампами не требует обращения в УФРС, это и есть уже регистрация собственности. Потому что в те времена БТИ имело право одновременно заключать договор приватизации и регистрировать право недвижимости.

Те же, кто оформлял бумаги после 1999 года, когда у нас УФРС организовался как единый государственный орган по регистрации объектов недвижимости, заключил договоры и не зарегистрировал их в УФРС, эти граждане считаются не приватизировавшими жилые помещения. Им нужно понимать, что если наступит какой-то час икс, и им потребуется совершить какую-то сделку с данной квартирой, сделку имущественного характера – заложить ее в банк, продать, подарить, завещать, еще каким-то образом оформить – без регистрации в УФРС они этого сделать не смогут. И граждане должны это понимать.

Но, вы знаете, такие позиции озвучиваются, как правило, на пресс-конференциях должностных лиц УФРС, они более подробно говорят, когда подойти, в какое окно, какой режим приема документов, что при этом нужно принести и так далее. Но мой департамент этой процедуры не касается, я только юридически чисто могу ее прокомментировать, только в таких рамках.

«Вечерний Омск», Светлана Меженина

Возможно узнать, у меня, к примеру, муниципальная квартира или нет? Есть такие данные?

С.А. Шенфельд

Конечно, это Вы можете у меня узнать. Например, Вы можете обратиться в центр, и Вам скажут, что такая квартира у нас числится как муниципальная. Когда к нам обращаются с документами на приватизацию, в некоторых из них есть разрешение департамента имущественных отношений, потому что департамент имущественных отношений как собственник может точно сказать, передавался данный дом в муниципальную собственность или не передавался, был ли на данную квартиру когда-то ранее заключен договор или нет. Мы свою базу по приватизации ведем только с мая 2007 года, то есть когда начали заниматься приватизацией. База общая по городу. Причем, каждый специалист на своем рабочем месте имеет возможность воспользоваться данными такой базы. И когда после приема документов мы проводим анализ, правовую экспертизу документов, естественно, смотрим, проходила ли через нас приватизация данной квартиры, и, соответственно, смотрим документы, которые департамент имущественных отношений нам передал.

И еще один важный документ, необходимый при приватизации – это, конечно, справка о том, что гражданин никогда не использовал право приватизации на территории Российской Федерации за весь период, начиная с 1991 года. Вот здесь есть некоторые нюансы. Например, если человек, начиная с 1991 года – я почему говорю эту дату, потому что эта дата Федерального закона «О приватизации» – по прописке переезжал по территории Российской Федерации из города в город, то он должен принести нам документ из регистрационного органа этого региона о том, что, например, в период с 1995 по 1998 годы он, проживая на территории Ростовской области, не использовал право приватизации. Дальше, например, он из Ростовской области переехал в Кировскую. Значит, нужно принести документ, что с 1998 по 2000 год он, проживая на территории Кировской, не участвовал в приватизации.

К сожалению, до сих пор единой базы по Российской Федерации у нас нет. Вот если бы такая единая база была по всей Российской Федерации, я думаю, что никому бы не составило труда собрать данные – специалисту достаточно было лишь кнопочку нажать и он бы увидел, проходил данный человек у нас в эти периоды по приватизации или нет. Ну и, конечно, когда нам привозят такие справки с Калуги, или Орла, или еще откуда-то, без печати и непонятно на каких бланках, у нас возникает сомнение в подлинности таких документов. Мы оставляем за собой право официального запроса. Редко, но такие случаи бывают. Мы сами запрашиваем и уточняем. Если человек не может подтвердить свое право, потому что, например, в какой-то период времени вообще не был нигде прописан, тогда мы выясняем его местонахождение в этот период времени по таким документам, как трудовая книжка, то есть где он работал в этот период времени. Если мы понимаем, что он все-таки работал на территории Омской области, в городе Омске, но в течение, например, полугода не был нигде прописан, а у нас есть документ о том, что в этот период времени человек на территории Омской области ничего не приватизировал, нам этого тоже бывает достаточно.

И самый крайний случай, когда уже мы понимаем, что по всей Российской Федерации не может человек объехать все 89 регионов и со всех собрать справки. Тогда мы в исключительных случаях говорим: «Тогда ты идешь к нотариусу и нотариально даешь, скажем так, честное слово, что нигде не участвовал в приватизации». Тогда ответственность ложится на гражданина. То есть он, если вдруг потом всплывет, что он все-таки где-то приватизировал жилье и нас обманул, ввел в заблуждение, и приватизировал еще и нашу квартиру муниципальную, то вот этот документ будет уже рассматриваться как один из документов в уголовном деле о мошенничестве.

Поэтому мы просто максимально идем на встречу гражданам, но при этом, как я уже в самом начале пресс-конференции говорила, у нас есть федеральное законодательство, есть судебная практика, есть практика других регионов, но, к сожалению, до сих пор нет закона Омской области, который бы регламентировал данную тему. То есть у нас нет утвержденного законом, законодательным актом перечня документов, и, как бы мы не обращались по этому вопросу в Правительство и в Законодательное собрание, пока получали только отказы. Отказы были такого характера: приватизация, мол, скоро заканчивается и поэтому, ребята, уж доживите как-нибудь, осталось тут буквально день-два. Но сейчас в связи с тем, что все-таки еще три года нам предстоит работать в правовом поле, мы собираемся обратиться еще раз в Законодательное собрание с просьбой определиться в своем правовом регулировании данного вопроса.

Т.И. Андрюшина

Пожалуйста, еще. Вы назвали два округа: Ленинский и Советский, где больше всего желающих приватизировать жилье, да? Чем Вы объясняете, что именно эти территории имеют такое количество желающих?

С.А. Шенфельд

В этих округах в последнее время в массовом порядке снимали статусы общежитий. В этих округах было очень большое количество общежитий ведомственного жилья. Дело в том, что мы можем приватизировать жилые помещения, дома только после того, как они становятся муниципальным имуществом. Процесс передачи в муниципальную собственность в этих округах был очень длителен, он разрешился буквально в последние годы. И поэтому, как только статусы были сняты, граждане получили право на приватизацию. Раньше они просто не могли сделать это по объективным причинам. Поэтому, конечно, они в массовом количестве стали обращаться к нам. Это объективная ситуация, мы ее прогнозировали, мы знали, что будет такое. У нас в этих округах наибольшее количество специалистов на приеме, наибольшее количество на выдаче.

Т.И. Андрюшина

Именно из-за общежитий?

С.А. Шенфельд

Там не только общежития, но основная масса – это общежития и переданное ведомственное жилье в Советском и Ленинском округах. В Советском округе количество обращений составляет порядка 25% от всего количества подаваемых документов, в Ленинском – 21%. Там у нас самый большой ажиотаж был. Сейчас там уже спокойно. Нет очередей, никаких других проблем. Особенно полюбили обращаться со сдачей документов на приватизацию в нашу службу одного окна риелторы. Потому что им теперь удобно, они не бегают по всем округам, занимая очереди, они приходят в службу одного окна и по всем округам сдают документы.

Мне хотелось бы обратить внимание граждан на то, что процесс приватизации достаточно прост. Самая сложность в нем – это собрать необходимые справки. И, наверное, не надо тратить огромные деньги, обогащая неленивых риелторов – неленивых, потому что они активно работают на этом поприще. Вместо того чтобы платить им огромные деньги, можно самому потратить день-два, в спокойном режиме прийти к нам и сдать документы. Я до сих пор на своем подъезде срываю объявления, где написано, что фирма такая-то приватизирует квартиру за три дня. Меня всегда такие обещания очень удивляют, меня прямо подмывает позвонить в эту фирму и сказать: «Дорогие, интересно, как же вы приватизируете квартиру за три дня, когда я занимаюсь этим вопросом и знаю сроки, знаю процедуру?» Но регулярно такие объявления появляются. И граждане иногда приходят, звонят нам или жалобы пишут и спрашивают: «Как, я заплатил такой-то фирме такие-то деньги, мне обещали приватизировать квартиру в течение недели. Почему вы не обеспечили этой фирме передачу для меня договора приватизации?» Вот такой очень интересный подход у наших граждан.

Т.И. Андрюшина

А какой максимальный срок у нас?

С.А. Шенфельд

Законодательством установлено – не более двух месяцев. Но еще раз хочу объяснить, что у нас процедура заключения договора приватизации проходит несколько этапов экспертизы: проведение экспертизы экспертами, согласование, проверка документов. Еще раз говорю, что иногда, когда возникают сомнения в подлинности документов, мы оставляем за собой право перепроверить. Поэтому, я думаю, что и законодатель, когда устанавливал 2 месяца, объективно понимал, что эта процедура рассчитана не на один день. Но в исключительных случаях, когда у человека какие-то очень уважительные причины, например, связанные с уходом в армию, с болезнью, с престарелым возрастом, с отъездом за границу, с необходимостью гасить ипотеку по банковским кредитам, которые гражданин подтверждает документально, он пишет заявление на ускорение приватизации, и тогда приватизация осуществляется в течение месяца, а иногда и раньше. То есть мы сокращаем срок приватизации ровно в два раза. Но для этого гражданин должен написать отдельно заявление на ускорение приватизации и приложить документ, подтверждающий эту объективную причину. Это значит, что мои специалисты в этом случае работают в режиме быстрого темпа работы, все остальное откладывая в сторону, занимаясь только этими договорами приватизации.

Радио ГТРК «Иртыш», Надежда Орлова

Светлана Аркадьевна, вот на эти 3 года предстоящие какой прогноз делаете? Вы сказали, сразу сейчас наплыва не будет, граждане отдохнут. Когда ожидаете наплыв, и какие проблемы могут быть?

С.А. Шенфельд

Исходя из практики тех неполных трех лет, которые мы занимаемся приватизацией, хочу сказать, что в 2010 году, наверное, все вздохнут и скажут: «Ой, еще полежу, еще далеко». В 2011 году: «Ну, наверное, пора собрать справки», а в 2012 году: «Надо бы очередь занять», а где-нибудь так в феврале 2013 года будут срывать двери с петель и кричать: «Реализуйте нам наше право на приватизацию!» Это, по крайней мере, показала практика этих трех лет.

Если опыт декабря 2009 года жителей нашего города все-таки научил, что все вопросы нужно решать вовремя и объективно – а я думаю, что он научил – то, думаю, что мы очень планомерно, спокойно, по 6 тыс. в год, эти 18 тыс. за 3 года закроем.

Т.И. Андрюшина

И, наверное, последний вопрос: уже понятно, что стопроцентной приватизации быть не может?

С.А. Шенфельд

Нет. Потому что есть достаточно большой процент граждан, которые не могут приватизировать жилье, не имеют права.

Т.И. Андрюшина

С ними что будет?

С.А. Шенфельд

Они будут проживать на условиях договора социального найма. Причем на них распространяется достаточно большой раздел Жилищного кодекса, где они могут прописывать членов семьи, выписывать их, проживать, пользоваться коммунальными услугами. Единственное, чем они отличаются от собственников – они не могут этой квартирой торговать и не могут оставить ее в наследство. Но есть разные способы, как передать даже социальное жилье своим наследникам. Это своевременно прописать его в данную квартиру, сделать членом семьи, распространить на него в полном объеме договор социального найма, и тогда после выписки или ухода основного квартиросъемщика основным квартиросъемщиком становится новый член семьи. Это нормальная практика, но все равно получается, что человек проживает в социальном жилье. И поэтому он в какой-то мере освобожден от обязательств и ограничен в правах. Кроме того, мы знаем о том, что федеральное жилищное законодательство установило для таких категорий граждан плату за социальный наем. Это, скажем так, альтернатива тому налоговому бремени, которое несет собственник.

Т.И. Андрюшина

А как Вы прогнозируете, может быть так, что в какой-то момент станут жестче условия для тех, кто не будет приватизировать жилье?

С.А. Шенфельд

Нет, я не думаю, что условия станут жестче. Потому что люди проживают в социальном найме уже много-много лет, и вряд ли государство пойдет на ухудшение их положения. И потом, Вы правильно говорите, категория таких граждан останется небольшой. Сейчас мы проводим инвентаризацию и как-то обращаем внимание на то, кто у нас все-таки проживает или проживал в тех жилых помещениях, которые сейчас остаются за муниципалитетом. Это, как правило, одинокие престарелые граждане либо больные граждане, которые не способны были себя обеспечивать, у которых нет ни родственников, никого. Вот жилье после таких граждан остается в муниципальной собственности и дальше уже распределяется по этой сфере. А там, где есть полноценные семьи, где активные граждане, там жилье передается родственникам, еще раз говорю, через проживание, через прописку, через членов семьи и так далее.

Вопрос из зала

А какой в итоге процент неприватизированного жилья может остаться у нас?

С.А. Шенфельд

Я думаю, что, наверное, 0,5% останется. Это и те, кто сейчас проживает в социальном жилье, но когда-то участвовал в приватизации, например, квартир своих родителей. Знаете, там в самом начале 90-х годов, когда началась приватизация, например, многодетная семья из 10 человек приватизировали однокомнатную квартиру по одной десятой доле. Понятно, что реально человек не сможет своей долей воспользоваться, но право на приватизацию он использовал. Все. И уже во всей своей сознательной жизни, даже получив еще по советским временам квартиру, он сейчас приватизировать уже ничего не может. К сожалению, такие граждане «попали». Хочу сказать, что судебная практика подтверждает, что если даже кто-то сейчас деприватизацию проведет, то есть передаст обратно в муниципальную собственность квартиру, которую он приватизировал когда-то, то этим своим действием право на приватизацию он не восстановит.

Т.И. Андрюшина

Еще вопросы? Или поблагодарим Светлану Аркадьевну за внимание и за исчерпывающую информацию? Спасибо большое.

С.А. Шенфельд

Всего доброго.

Т.И. Андрюшина

Уважаемые, как говорят в Польше, коллежанки, с наступающим вас праздником! И мы теперь встретимся только 15 марта. Тему, думаю вам объяснять не надо, мы поговорим о предварительных итогах выборов, ориентировочно будет выступать председатель городской избирательной комиссии А.Н. Нестеренко.