Подготовка детей к поступлению в школу
Один из самых важных периодов в жизни ребенка – это поступление в школу. Но отсутствие моральной готовности ребенка к учебе, смене круга общения и графика жизни может сделать это важное событие неприятным и даже пугающим, оставить нехорошие воспоминания и повлиять на будущие успехи малыша.
Степень подготовленности ребенка к школе определяется не только по интеллектуальным, но и по физическим показателям ребенка. Эти два показателя являются определяющими при поступлении в школу, так как специфика современных учебных программ предполагает максимальную нагрузку ребенка и в интеллектуальном, и в физическом плане, например, возможность носить в школу полный рюкзак книжек, тетрадей, выполнять задания на уроках физической культуры.
Также при определении того, готов ли ребенок к учебе, следует учитывать желание ребенка поступить в школу и учиться, какое у него сформировано мнение о школе и об учебе в целом. Тревожным фактом будет то, что ребенок не хочет учиться или идти в школу. В таком случае нужно выяснить причины такого нежелания и срочно находить способы устранения такой проблемы, так как даже самые талантливые дети не смогут достигнуть успехов в учебе, если они этого не хотят.
И последний, самый главный фактор готовности ребенка к школе – это его мышление, умение анализировать информацию и размышлять над поставленной задачей. Некоторые родители понимают это как способность ребенка выучить материал, но для качественного обучения ребенок должен уметь обдумывать поставленное учителем задание и делать свои выводы, а не «заучивать» программу без понимания предмета.
Большинство специалистов считают, что подготовка ребенка к школе начинается с раннего возраста, с самого рождения. Это правильно, так как в детском саду и при общении с родителями ребенок получает свои первые знания. При дошкольном обучении ребенка следует учитывать тот факт, что все дети разные и имеют различные таланты, которые и необходимо развивать и поощрять. Также важно проанализировать способности ребенка, выявить преимущества и недостатки в его развитии, и, по мере возможности, стараться корректировать эти недостатки в развитии и пробелы в знаниях.
Отличной подготовкой к школе могут быть специальные курсы для дошкольников, которые организуются в группах при школе. Учеба в таких группах помогает ребенку не только получить новые знания, но и привыкнуть к новой обстановке и работе в группе людей. В данные группы обычно записывают детей пяти-шести лет и основной методикой обучения в данных группах является постепенное обучение ребенка основным навыкам рисования, счета и письма.
Одним из главных факторов в обучении ребенка в группах для дошкольников является выполнение индивидуальных домашних заданий. Домашние задания помогают родителям лучше понять способности своего ребенка и помочь ему восполнить пробелы в знаниях.
Медицинская сторона подготовки ребенка в школу заключается в комплексных углубленных медицинских осмотрах с участием врачей-специалистов (оториноларинголог, офтальмолог, невролог, стоматолог, хирург, ортопед, а по показаниям: фтизиатр, кардиолог, ревматолог, эндокринолог, дерматолог). С целью максимального оздоровления выявленных больных ко времени поступления в школу данные осмотры проводятся детям 3 и 5 лет.
Перед оформлением в школу врач-педиатр и другие врачи-специалисты вновь осматривают детей, оценивают эффективность проведенного лечения, состояние ребенка и его функциональную готовность к школе.
Всем детям проводится антропометрия, клинический анализ крови, мочи, анализ кала на яйца глистов.
Все данные диспансерного наблюдения за детьми, поступающими в школу, с подробным анамнезом, заключением о состоянии здоровья и рекомендациями по дальнейшему наблюдению за ребенком в условиях школы фиксируются в медицинской карте ребенка (учетная форма N 026/у), которая передается в школу к началу учебного года.
Перед поступлением в школу всем детям проводят ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йерасика. Для выполнения заданий ребенку дается лист машинописной нелинованной бумаги и карандаш. Методика состоит из трех заданий:
1. Срисовывание письменных букв.
2. Срисовывание группы точек.
3. Рисование мужской фигуры.
По итогам теста находится суммарное число баллов по трем заданиям. Если сумма баллов равна 3-6 баллов - готовность к школе выше средней, если сумма 7-11 баллов - средняя зрелость, если 12-15 - готовность ниже нормы, таких детей необходимо углубленно обследовать, так как среди них могут быть умственно отсталые.
Результат тестового испытания можно рассматривать как основание для заключения о школьной зрелости и нельзя интерпретировать как школьную незрелость (возможны случаи, когда способные дети схематично рисуют человека и поэтому получают плохие результаты). К критериям готовности ребенка к школе относятся также морфологические признаки: абсолютные размеры тела (масса не ниже 23 кг), пропорции тела, смена зубов (наличие одного постоянного зуба), физиологические признаки: моторика (наличие фазы полета при беге; способность к прыжку; способность к броску), работоспособность (усидчивость, способность не отвлекаться, выполняя конкретное задание, как минимум в течение 15 минут), чувство времени (зависящее от скорости обменных процессов) должно приблизиться к взрослому.
Что делать, если ребенок физиологически не готов к школе в 6 лет? Ответ простой и единственный: ждать! Но не сидеть сложа руки, а заниматься с ребенком, стимулировать развитие тех его систем и функций, которые уже созрели или начали созревать. Но ни в коем случае не забегать вперед, не пытаться сформировать то, что еще функционально не готово.
Самое главное, что при подготовке ребенка к школе необходимо учитывать его индивидуальные способности и оценить таланты своего ребенка, адаптацию в новых социальных группах. Правильная оценка этих качеств и помощь в случае каких-либо проблем поможет ребенку успешно адаптироваться в школе и получать от процесса обучения не только знания, но и радость и удовольствие.
Главный педиатр города Омска И.С. Коржов
В продолжение темы
В деле поликлинник поставлена точка
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа накануне вынес решение оставить без удовлетворения кассационную жалобу территориального фонда обязательного медицинского страхования о нецелевом расходовании средств Фонда главными врачами муниципальных учреждений здравоохранения.
Законность требований подтвердил суд
Судебный процесс, инициированный по исковому заявлению муниципального учреждения здравоохранения «Омская городская клиническая больница № 1 имени Кабанова А.Н.» к ОАО «РОСНО-МС» в Арбитражном суде Омской области закончился.
Омские медики выиграли очередной суд
8 Арбитражный апелляционный суд поддержал решение суда предыдущей инстанции от 29 июля и признал обоснованным и правомерным взыскание убытков с министерства здравоохранения Омской области.
Молодежь предпочитает Центры здоровья
Большинство посетителей Центров здоровья – молодежь и лица трудоспособного возраста. За 9 месяцев текущего года в Центрах здоровья обследовано почти 43 тысячи человек.

© 2010–2024 Администрация города Омска