История военного Омска зачастую известна нам по очеркам и воспоминаниям ветеранов. Между тем, тяжелейшая и одновременно насыщенная жизнь горожан того времени отражена в фотодокументах, сохранившихся до нашего времени. В первую очередь речь идет о предприятиях и заводах, выпускавших военную продукцию. Среди них — завод № 166 — ныне ПО «Полет», получивший омскую прописку в первый военный год.
Завод № 166 появился в нашем городе в июле 1941 года: он был создан на базе нескольких местных и эвакуированных из Москвы предприятий. Здесь работали главные конструкторы Андрей Туполев и Сергей Королев. Как и весь Омск, «Полет» ковал Великую Победу. В сложнейших производственных, кадровых и бытовых условиях здесь в годы войны было выпущено 3 800 самолетов Ту-2 и Як-9. Первый омский Ту-2 заводчане вывели на испытания уже 15 декабря 1941 года. Первая машина Як-9 была собрана в начале 1943 года. На Яках производства завода № 166 доблестно воевали французские летчики легендарного полка «Нормандия — Неман».
Несмотря на «бронь», освобождающую от призыва на фронт, 123 работника предприятия — все добровольцы — сложили свои головы на полях сражений Великой Отечественной войны. За образцово выполненное задание по производству боевых самолетов 2 июля 1945 года завод № 166 был награжден Орденом Трудового Красного Знамени, а 321 работник удостоен орденов и медалей.
Полную военную историю уникального омского предприятия можно увидеть в совместной программе администрации Омска и «12 канала» «Наша Победа. Омичи в тылу и на передовой».
Фото цитируются по изданию: Высота «Полета». Исторический очерк. — Омск: Издательство «ЛЕО», 2001. — 432 с.
|
|
|
Фронтовой бомбардировщик Ту-2 КБ А.Н. Туполева выпускался на заводе № 166 с декабря 1941 по октябрь 1942 года. Производство модернизированных Ту-2Н было возобновлено в 1945 году и продолжалось по 1950 год
151 Кб
|
Один из флагманов производства — Як-9 — в полете над Москвой
165 Кб
|
Французские летчики полка «Нормандия–Неман» 303-й истребительной дивизии воевали на Яках производства завода № 166
241 Кб
|
|
|
|
Сборка центропланов Ту-2 в цехе № 28, июнь 1942 года
224 Кб
|
Окончательная сборка самолетов Ту-2 в цехе № 4, 1942 год
248 Кб
|
Сборка самолетов Як-9 в 1942–1945 годах
255 Кб
|
|
|
|
Справка, освобождающая от квартплаты и гарантирующая охрану личного имущества работников, командированных с заводом № 156 из Москвы в Омск
156 Кб
|
Очередной номер заводской многотиражной газеты «Сталинец» от 1 мая 1943 года
218 Кб
|
Докладная записка за подписью А. Н. Туполева — единственный подлинный автограф в архиве завода № 166
267 Кб
|
|
|
|
Саманный насыпной барак — обычное жилье для работников завода тех лет
169 Кб
|
Образцовая комната женского общежития
190 Кб
|
Нары в заводском бараке
187 Кб
|
|
|
|
Токарь-карусельщик И.С. Григоров — «тысячник»: выполнял месячное задание на 1000 нормо-часов. До войны Иван Григоров изготавливал детали крепежа к звездам башен московского Кремля — о нем был снят документальный фильм «Звезда Ивана Григорова»
176 Кб
|
Комсомольско-молодежная бригада фрезеровщиков Б.С. Морозова цеха №
14, 1943 год
196 Кб
|
В 1942 году С.Ф. Рожков пришел на завод учеником медника-трубогибщика (фото из личного дела молодого рабочего), позже был начальником производства завода
83 Кб
|
|
|
|
Стройплощадка завода: приходилось одновременно возводить цеха и налаживать производство
187 Кб
|
График наращивания производства Як-9 на заводе в военные годы
100 Кб
|
Здание заводоуправления, ноябрь 1943 года
197 Кб
|
|
|
|
Вручение переходящего Красного знамени Государственного комитета обороны заводу № 166 в 1944 году. Митинг
183 Кб
|
Номер многотиражной газеты «Сталинец», сообщающий коллективу о награждении завода № 166 в июле 1945 года Орденом Трудового Красного Знамени, а также о награждении орденами и медалями 321 работника предприятия
218 Кб
|
Доска передового производственного опыта в военные годы
202 Кб
|
|
|
|
Основоположник советской космонавтики, академик, дважды Герой Социалистического Труда Сергей Королев (1907–1966), в 1941–1942 годах — сотрудник эвакуированного из Москвы КБ А.Н. Туполева, принимал участие в организации производства и сборке самолетов Ту-2
102 Кб
|
Директор завода № 166 Леонид Соколов среди награжденных работников предприятия, лето 1945 год
190 Кб
|
Летчик-испытатель самолетов Ту-2 Алексей Перелет (1914–1953), его именем названа улица на Левобережье
117 Кб
|
© 2010–2024 Администрация города Омска