Новости

Советы специалистов: Чем занять ребенка дома во время каникул и карантина

Рекомендации профессиональных психологов помогут не только безболезненно пережить временную изоляцию, но провести время с пользой.

В условиях сложившейся неблагоприятной эпидемиологической обстановки педагог-психолог детского сада № 23 города Омска, заслуженный учитель Российской Федерации, заслуженный работник образования Омской области Надежда Неволина предлагает следующие виды времяпрепровождения детей с родителями дома.

Начинайте утро с полезного ритуала, который может стать традицией: обсудите, чем вы займетесь в первые часы нового чудесного дня. Ребенку это понравится. Ведь с ним считаются, ему уделяют время.

Вводите разнообразные так называемые «пятиминутки», «пятнадцатиминутки» и «получасики», когда можно будет пообщаться друг с другом, пошалить, посмеяться, сказать друг другу комплимент.

На следующий день можно усложнить задачу: сказать комплимент на определенный звук, например, на [c] — старательный, самостоятельный, стройный, счастливый, смешливый, стильный, светлый, статный и т. п. Очень полезна игра «Вопросы из коробочки» — можно многое узнать друг о друге, если по очереди доставать из коробочки бумажки с началом предложения, которое надо продолжить. Например: «Меня огорчает...», «Я боюсь, когда...», «Мне радостно...», «Самое лучшее — это...», «Я хочу, чтобы...», «Я никогда не сделаю...», «Я мечтаю...», «Меня злит...», «Кто твой герой, почему?» и т.п.

Форматы этой игры могут быть самыми разными, не только психологическми, но и познавательными. Можно проводить такие игры, посвятив их совершенно разным сегментам: ответам на вопросы о природе, о животных, окружающем мире, известным историческим фактам, географии и т.д.

Также полезно устроить «День здоровья», тем более это сейчас очень актуально. Показать детям в игровом упражнении «Перчатки», как можно тщательно помыть руки, покрутив и погладив каждый мыльный пальчик. Или провести несложный опыт: в чашу с водой насыпать хлопья или отруби. Опустить пальчик. Посмотреть, как частички отрубей сядут на пальчик. Потом пальчик опустить в емкость с жидким мылом и, не смывая его, вновь опустить в чашу с водой и отрубями. Дети всегда восхищенно восклицают, видя, как от пальчика отдаляются частички вещества. Вот так наглядно можно показать пользу мытья рук. Можно вместе сделать витаминный салат, заварить полезный ромашковый чай с лимоном и медом.

Увлекательным будут и совместно составленные рассказы по картинкам, которые можно приклеить на лист или разложить их в свободном порядке. И чем более невероятные комбинации картинок вы подберете, тем интереснее получится рассказ.

Этот же прием пригодится при уборке игрушек на место. Родитель по очереди с ребенком берет игрушку, предмет, кубик, говорит о нем какую-нибудь фразу или произносит начало сказки, рассказа, ребёнок берёт другую игрушку кладет ее в коробку и сюжетно связывает с предыдущей. Например: «Жил был синий кубик, он не умел передвигаться, как мяч, но тут он увидел...», ребенок берет игрушку и продолжает начатую историю «...собачку, сел на нее и поехал к коробке, но вдруг...». Незаметно, играя и развиваясь, вместе уберете все игрушки без ссор на место.

Подобный алгоритм будет полезен маме и при уборке квартиры для привлечения малыша к совместному труду. Вы получите огромное удовольствие, составляя с ребенком сказки о вещах, посуде, мебели. Весело, забавно и полезно приведете в порядок квартиру. Удивить ребенка можно и «историями с дырками» — это когда вы рассказываете историю, делая паузы, которые заполняет ребенок. Пример: «В одном царстве жил... Кто? И вот однажды с ним случилась... Что? И тогда он.... Что?». Чем смешнее будете придумывать историю, тем лучше.

Попробуйте самые простые, не требующие дополнительного оборудования, игры и игровые упражнения на развитие памяти, мышления, речи, воображения. Названия игр говорят сами за себя и раскрывают несложные правила — это «Скажи наоборот» (горячий — холодный), «Путаница. Исправляй!» (по небу летит дом), «Сравнения» (яблоко красное, как что?...), «Один-много» (книга — книги), «Договаривай слово» (ка...ша, кук...ла), «Я знаю 5!» (деревьев, цветов, птиц, игрушек), «Назови ласково» (кот — котенок), «Рифмы» (подушка — лягушка), «Слова на заданный звук» (мак, машина, мел). Чередуйте подвижные игры с настольными, словесными, дидактическими.

Устройте час папиных (маминых) игр, час «мудрых» игр, с которыми справятся самые умные дети, и вы увидите, какие ваши дети умные и сообразительные, как они умеют долго играть в сложные игры: «Чем отличаются?», «Что добавилось?», «Что стало по-другому?», «Посмотри, запомни, нарисуй», «Съедобное — несъедобное», «Четвертый лишний» и т.п. Рисуйте по клеточкам, пишите графические диктанты, дорисовывайте незаконченные предметы, давайте детям простые уроки рисования. В интернете можно найти массу игр, логических таблиц для детей.

Хотите отдохнуть, расслабиться — сделайте вместе с ребенком кинетический песок из 2-х ст. крахмала, 3 ст. чистого песка, 1 ст. воды. И руки чистые, и масса удовольствия вам обеспечены. Конечно, надо оставить место для себя и к этому приучать своих детей. Это время можно назвать «Мое время», когда у всех в семье есть место и время для любимых занятий. Папа может посмотреть телевизор, мама сделать маску для лица, ребенок поиграть самостоятельно.

«Игра для ребенка, особенно дошкольного возраста — это основа его жизни, она ему необходима для полноценного развития. Поэтому играйте, играйте и играйте! Сделайте каждый день недели разным, как цвета радуги, наполните его разными событиями, разной деятельностью... И одних игр здесь будет недостаточно. Не забывайте хвалить ребенка, чаще говорите, что вы гордитесь им, что у него все получится, все будет хорошо, что он — ваше чудо», — отметила педагог-психолог детского сада № 23 Надежда Неволина.