Фотоальбомы

Порядок рассмотрения обращений граждан в органах прокуратуры

Обращение граждан в органы прокуратуры является одним из способов защиты своих прав и законных интересов, поэтому одной из основных целей рассмотрения и разрешения обращений граждан является решение задач обеспечения защиты и охраны прав и свобод человека и гражданина, укрепления законности и правопорядка.

Рассмотрение обращений граждан в органах прокуратуры осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 № 45.

В первом полугодии 2014 года в прокуратуру города Омска поступило 2 362 обращения, из них разрешено 573, 256 обращений направлены на рассмотрение в другие ведомства по компетентности.

Наибольшее количество обращений затрагивают правоотношения в сферах жилищного, трудового, земельного законодательства, законодательства о несовершеннолетних, деятельности судебных приставов-исполнителей, действия и решения органов, осуществляющих дознание и следствие.

По результатам рассмотрения обращений граждан прокуратурой города Омска внесено 97 представлений об устранении нарушений законов, на незаконные правовые акты принесено 2 протеста, в суд направлено 5 исковых заявлений, предостережено 1 должностное лицо о недопустимости нарушения законов.

Обращения граждан по общему правилу рассматриваются в органах прокуратуры в течение 30 дней, по истечении которого заявителю направляется ответ о результатах рассмотрения обращения и принятых мерах в случае наличия оснований для их принятия.

При отказе в удовлетворении обращения в ответе заявителю разъясняется порядок обжалования решения вышестоящему должностному лицу органов прокуратуры и (или) в суд.

Вместе с тем, обращение может быть оставлено без ответа или без разрешения по существу.

Так, например, в случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается.

Обращения, в которых отсутствуют сведения, достаточные для их разрешения, либо не представляется возможным понять существо вопроса, в течение 7 дней со дня регистрации возвращаются заявителям с предложением восполнить недостающие данные, а при необходимости — с разъяснением, куда им для этого следует обратиться.

Без рассмотрения может быть оставлено обращение, содержание которого свидетельствует о прямом вмешательстве авторов в компетенцию органов прокуратуры, о чем в течение 7 дней со дня регистрации автору обращения направляется мотивированное сообщение.

В случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на него не дается и оно не подлежит направлению в иные государственные органы, об этом в течение 7 дней со дня регистрации сообщается автору обращения, если его фамилия и адрес поддаются прочтению, с одновременным возвращением обращения заявителю и разъяснением права повторного обращения по данному вопросу.

Обращения, решения по которым не принимали руководители нижестоящих прокуратур, направляются им для проверки доводов с установлением контроля либо без контроля, с одновременным уведомлением об этом заявителя.

Обращения, подлежащие разрешению другими органами и организациями, в течение 7 дней со дня регистрации направляются по принадлежности с одновременным извещением об этом заявителей и разъяснением принятого решения.

Таким образом, если первичное обращение поступило в прокуратуру города Омска, оно может быть направлено для рассмотрения в прокуратуру административного округа города или в соответствующий орган или организацию в рамках компетенции.

Исходя из принципа гласности организации и деятельности органов прокуратуры РФ, по окончании проверки обращения в органах прокуратуры заявителю по его просьбе предоставляется возможность ознакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если материалы проверки непосредственно затрагивают права и свободы гражданина и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну.

Решение об ознакомлении гражданина с материалами проверки либо мотивированное решение об отказе в ознакомлении с материалами проверки принимается в десятидневный срок со дня подачи обращения гражданина.