Сайт переехал! С 1 марта 2024 года официальный сайт Администрации города Омска доступен по новому адресу: admomsk.gosuslugi.ru

 
 

Видео: сюжеты, интервью, программы

Школы Омска во время войны

В канун 9 Мая все вспоминают победителей – фронтовиков. Но только относительно недавно стали говорить о том, что в тылу погибло больше, чем на передовой. Считается, что до Сибири война не дошла, хотя, по некоторым источникам, фашистские самолеты долетали до Тюменской области.

Но в Омск война пришла другим путем. По мере укрепления экономики к концу 30-х годов появилась возможность вкладывать больше средств в развитие системы образования. За три предвоенных года было построено 6 школ на 3 840 мест. 20 марта 1941 года XIII сессия горсовета утвердила план развития городского хозяйства на текущий год, в том числе и строительство детских учреждений. Но Великая Отечественная война круто изменила планы.

Вот приказ директора средней школы № 15 от 22 сентября 1941 года «Наша любимая Родина ведет ожесточенную борьбу с озверелым врагом – германским фашизмом. Товарищ Сталин в своем выступлении по радио 3 июля указал нам на то, что требуется для ликвидации опасности, нависшей над нашей Родиной: «…необходимо, чтобы советские люди поняли всю глубину опасности и отрешились от благодушия, от беспечности, … необходимо, чтобы наши люди не знали страха в борьбе».

В Омске начинает создаваться военно-промышленный комплекс, отмечается резкий приток населения. В город ввезено свыше ста только оборонных предприятий со всего Советского Союза. Точного учета не было, но известно, что за два года прибыло около ста тысяч человек, третья часть коренного населения. Но прибывших рабочих рук не хватало. 1 июля 1941 года принято решение «О пополнении предприятий города рабочей силой». 1 147 человек направлено из учебных заведений на период летних каникул для работы на предприятиях.

16 августа принято решение о реорганизации школьной сети. В результате закрыто 14 школ. В школе № 13 были расположены штабы по формированию 282 Тартуской стрелковой дивизии и 712 линейного батальона связи.

Вновь прибывшим жить было негде, строили землянки, бараки, селились на чердаках, а омичей выселяли в деревню. При изыскании дополнительной жилой площади отданы помещения семилетней школы № 7 по ул. Чередовая, мужской школы № 33 по ул. Веры Засулич (сейчас – территория диагностического центра).

Вслед за оборонными предприятиями прибыло 22 эвакогоспиталя. Под них выделялись самые лучшие здания школ-новостроек №№ 2 на ул. Гусарова, 37, 66 (старые здания), 1, 64, 65, 2-й железнодорожной школы им. Ленина (сейчас – № 162).

Коллективом только одного основного госпиталя за 4 года войны возвращено в строй 32 тыс. человек, а всего поступило на лечение 100 тысяч.

На смену средним школам открывают малокомплектные, в том числе и ныне действующие №№ 4, 5, 27, 40. Находились они в квартирах домов, в бараках.

С января 1942 в школах введено сельхозобучение, создано восемь учебных баз, оборудованных наглядными учебными пособиями, обеспеченных сельскохозяйственной техникой. Тогда же утвержден дополнительный план по мобилизации трудоспособного населения на сельхозработы. Трудоспособными согласно приказу Народного Комиссара Просвещения РСФСР признавались ученики с 7 по 10 классы, которые привлекались к прополке и сборке урожая, по 10-15 тыс. учащихся в сезон.

В первые годы войны в Омскую область вывезено из Ленинграда, Украины, Белоруссии, прифронтовых районов 32 детских дома, 30 садов и яслей, 79 школьных интернатов. Всего около 25 тысяч детей. Из них в Омске нужно было разместить 15 тысяч. При школе № 67 организован детский эвакопункт.

Учитывая крайний недостаток детских яслей и садов, горисполком увеличил выделение средств на устройство дополнительных мест в дошкольных учреждениях. Ясли открывали в домах, где жили заводчане, прямо на заводах. В 1941 году при Омском войсковом училище был открыт детский сад (теперь № 57). До конца войны открываются детские сады, в том числе санаторные для туберкулезных больных. В 1945 году в городе 6 774 ребенка посещали 93 детских сада.

В то же время выросла детская преступность. Приняты меры по воздействию на родителей, допускающих безнадзорность, и определению в детские дома беспризорных, родители которых ушли на фронт, умерли, арестованы по разным причинам. Создана комиссия по устройству детей, оставшихся без попечения родителей. В течение первого года войны открывается восемь детских домов численностью до 150 детей в каждом. В штаты дежурной комнаты милиции введены должности воспитателей. В 1942-м открыты детская трудовая воспитательная колония при УВД, интернатские группы в детских учреждениях.

Часто в город прибывали дети без документов, не помнящие своего имени. В списках детских домов появились фамилии Найденов, Неизвестная, Сиротин, множество Ивановичей. Омичи разбирали детей прямо на вокзале. Точного учета не было. В итоге, даже спустя 69 лет, родственники до сих пор ищут друг друга.

В то время школам приходилось заниматься не только обучением и воспитанием, но и организацией быта. Полторы тысячи человек обеспечены учебными пособиями. Для школьников создан цех питания. Большое количество эвакуированных детей по меркам сибирской зимы были практически раздеты. Принимались меры по пошиву и ремонту теплой одежды для эвакуированных учеников школ.

Однако проверки, проведенные в первую военную зиму, выявили факты, когда дети в семьях эвакуированных были голодными, без элементарной одежды, жили в неотапливаемых помещениях.

В самом начале войны была поставлена задача – к 1 сентября полностью обеспечить школы топливом, однако из-за его отсутствия зимой школы закрывались.

16 января 1942 года горисполком принимает решение № 229 и директора школ своими приказами устанавливают график ежемесячной помывки учащихся: «Приказываю согласовать график с директором бани, собрать деньги и закупить билеты, мыло. Классным руководителям … присутствовать при помывке».

Несмотря на напряженную обстановку, находилась возможность для организации досуга. Отмечались все праздники, установленные в советский период. Ежегодно на площади им. Дзержинского устанавливалась городская елка. При школах создавались детские кружки, летние игровые площадки, спортивные секции, проводились утренники, дети получали подарки. Груз внешкольной работы лежал на плечах педагогов и воспитанников городского Дворца пионеров и школьных пионервожатых.

В самый разгар войны – 1 октября 1943 – открыта первая в городе детская спортивная школа на 200 человек (позже – ДЮСШ № 1). 

Перед войной в городе в 60 школах 1 002 учителя обучали 31 580 детей. К концу войны осталось 49 школ. Успеваемость составляла 86%.

На военных заводах рядом со взрослыми трудились подростки, заступая на вахту после школьных занятий. Об этом вспоминает Самсонова, выпускница 1952 года: «Военное детство наше... Приходили какие-то вагоны с торфом, и мы разгружали их, маленькие, плохо одетые, утопающие в торфяной пыли... Опытное поле... Осень... Все уже убрано, остались лишь колоски. И мы – среди голого осеннего поля. Мы работаем, мы тоже помогаем фронту».

А вот сочинение Тани Куренной, выпускницы 55-й школы: «Моей бабушке в 1941 году исполнилось одиннадцать лет… В школе был организован госпиталь, где лечили раненых. Моя бабушка пела в школьном хоре, ходила с ребятами давать концерты для бойцов. Она говорит, что петь, глядя на перебинтованных людей, было очень трудно. Юные артисты еле-еле сдерживали слезы, как и бойцы, которые, слушая их, вспоминали свои семьи. На фронт школьники отправляли посылки. Бабушка вязала носки и рукавицы…».

В здании 65-й школы тоже располагался эвакогоспиталь, где работали врачи и медсестры психиатрической больницы. Раненые прибывали с фронта ежедневно, измученные страданиями, ждущие немедленной помощи. Медработники госпиталя не уходили домой даже переночевать. Стирали бинты, писали раненым письма.

От Сталинграда до Берлина в строю с выпускниками прошел директор школы Азаров. Заведующий ГорОНО предвоенных лет Суворов тоже уходил добровольцем на фронт, вернулся на должность после демобилизации в 1947 году. 9 мая 1945 года началась новая жизнь. Возвращались победители: выпускники предвоенных лет, учителя. Часто директорами назначали демобилизованных мужчин.

Восстанавливали и строили новые школы. Большое внимание уделялось недоучившимся до войны. Создавались школы рабочей молодежи. В 1945 открыта вечерняя школа № 13, в 1947 – начальная школа для слепых и глухонемых взрослых инвалидов войны № 33. Жизнь продолжалась.