Энергосбережение

Реализация на территории Омска мероприятий Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» — одно из приоритетных направлений деятельности Администрации города Омска.

В целях реализации Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» в 2010–2019 годах Администрацией города Омска были разработаны:

  • долгосрочная целевая программа города Омска «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в городе Омске» на 2010–2015 годы» (утвержденная постановлением Администрации города Омска от 30 июля 2010 года № 645-п);
  • долгосрочная целевая программа города Омска «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в городе Омске» на 2010–2020 годы» (утвержденная постановлением Администрации города Омска от 30 июля 2010 года № 646-п);
  • муниципальная программа города Омска «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» (утвержденная постановлением Администрации города Омска от 14 октября 2013 года № 1165-п).

В настоящее время финансирование мероприятий по энергосбережению осуществляется в подпрограмме «Рациональное и экологически ответственное использование энергетических ресурсов и воды», включенной в муниципальную программу города Омска «Управление имуществом в сфере установленных функций» (утвержденную постановлением Администрации города Омска от 14 октября 2013 года № 1166-п), и в подпрограмме «Энергетическая безопасность города Омска», включенной в муниципальную программу города Омска «Обеспечение населения доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами» (утвержденную постановлением Администрации города Омска от 14 октября 2013 года № 1171-п).

Городское освещение

Одно из направлений деятельности в сфере энергосбережения — наружное освещение города Омска. Департамент городской экономической политики совместно с АО «Омскэлектро» участвует в замерах при тестировании современных энергосберегающих светильников и в пределах компетенции рассматривает предложения со стороны потенциальных инвесторов.

В 2019 году при подготовке к проведению XVI Форума межрегионального сотрудничества России и Казахстана с участием глав государств на улицах города было установлено 2 905 светодиодных светильников. В рамках  подготовки к проведению в 2023 году в Омске молодежного чемпионата мира по хоккею в 2021 году установлен дополнительно 1 981 светильник. Работу по замене светильников с лампами «ДНаТ» и «ДРЛ» на светодиодные планируется продолжить и в 2022 году.

Нетрадиционные и возобновляемые источники энергии

В рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в городе Омске по состоянию на 2021 год установлено 219 светофорных объектов с применением солнечных батарей.

Имеются и другие интересные технологические решения: например, рассматривается возможность применения солнечных коллекторов в некоторых школах и дошкольных учреждениях для производства горячей воды и отопления в межсезонный период.

Практика реализации энергосервисных контрактов

В январе 2014 года с шестью школами города Омска (№№ 34, 36, 49, 135, 137 и 144) на конкурсной основе были заключены договоры на энергосервис с организацией ООО «Кретус». Предметом договора является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности при использовании и потреблении энергетических ресурсов на объекте энергосервиса, которые оплачиваются заказчиком за счет средств, полученных от экономии энергетических ресурсов, возникающей в результате проведенных исполнителем энергосберегающих мероприятий, на условиях и в порядке, предусмотренных договором. В рамках заключенных договоров на энергосервис в вышеназванных школах ООО «Кретус» выполнило:

  • установку автоматизированного теплового узла;
  • промывку сетей отопления химическими реагентами;
  • установку автоматических балансировочных клапанов на главных стояках системы отопления;
  • в 4 учреждениях — монтаж пластиковых окон в рекреациях;
  • в 5 учреждениях — чистку конвекторов;
  • в 3 учреждениях — утепление трубопроводов отопления по подвалу;
  • в 3 учреждениях — перевод неработающего бассейна на режим «дежурного» отопления (уменьшение температуры внутреннего воздуха до дежурного уровня).

Цена договора на энергосервис рассчитывается как фиксированный процент экономии расходов заказчика на оплату энергетических ресурсов в денежном выражении. Фиксированный процент экономии с момента реализации последнего энергосервисного мероприятия составляет при фактической величине экономии за очередной расчетный период, равный плановому показателю доли экономии энергетического ресурса — 90%, а 10% остается в бюджете города. Оплата реализации договоров на энергосервис предусмотрена за счет бюджетных ассигнований, направленных на оплату коммунальных услуг.