Ошибка с данными по уплате налога
Я заплатил транспортный налог за себя и ребенка со своего счета. Сыну пришло уведомление о том, что он не уплатил транспортный налог. Я позвонил в налоговую и мне сказали, что все денежные средства зачислены на мое имя. Правомерны ли действия налоговой, ведь в платежке я указывал данные сына?
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс) каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Согласно пункту 1 статьи 23 Налогового кодекса уплата законно установленных налогов относится к обязанностям налогоплательщиков. Главой 28 Налогового кодекса «Транспортный налог» установлены лица, на которых возложена обязанность по уплате транспортного налога, а также объект налогообложения, налоговая база, налоговый период и порядок исчисления транспортного налога. В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Уплата транспортного налога производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств (пункт 1 статьи 363 Налогового кодекса). Налогоплательщики – физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (пункт 3 статьи 363 Налогового кодекса). Пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Согласно пункту 3 статьи 45 Налогового кодекса обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком, если иное не предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи: 1) с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа; 1.1) с момента передачи физическим лицом в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства без открытия счета в банке денежных средств, предоставленных банку физическим лицом, при условии их достаточности для перечисления; 2) с момента отражения на лицевом счете организации, которой открыт лицевой счет, операции по перечислению соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации; 3) со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства; 4) со дня вынесения налоговым органом в соответствии с Налоговым кодексом решения о зачете сумм излишне уплаченных или сумм излишне взысканных налогов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующего налога; 5) со дня удержания сумм налога налоговым агентом, если обязанность по исчислению и удержанию налога из денежных средств налогоплательщика возложена в соответствии с Налоговым кодексом на налогового агента; 6) со дня уплаты декларационного платежа в соответствии с федеральным законом об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами.
Вместе с тем в соответствии со статьей 26 Налогового кодекса налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом. Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с Налоговым кодексом и иными федеральными законами. Законными представителями налогоплательщика – физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 27 Налогового кодекса). Уполномоченный представитель налогоплательщика – физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 29 Налогового кодекса).
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 22.01.2004 № 41-О, представитель налогоплательщика должен обладать соответствующими полномочиями либо на основании закона или учредительных документов, либо в силу доверенности, выданной в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. Кроме того, само представительство в налоговых правоотношениях означает совершение представителем действий от имени и за счет собственных средств налогоплательщика – представляемого лица. Следовательно, по правовому смыслу отношений по представительству платежные документы на уплату налога (сбора) должны исходить от налогоплательщика и быть подписаны им самим, а уплата соответствующих сумм должна производиться за счет средств налогоплательщика, находящихся в его свободном распоряжении, т.е. за счет его собственных средств.
При этом на факт признания обязанности налогоплательщика по уплате налога (сбора) исполненной не влияет то, в какой форме – безналичной или наличной – происходит уплата денежных средств; важно, чтобы из представленных платежных документов можно было четко установить, что соответствующая сумма налога (сбора) уплачена именно этим налогоплательщиком и именно за счет его собственных денежных средств. В целях разъяснения вопросов применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах Министерство финансов Российской Федерации (далее – Минфин России) выпустило письма от 14.09.2015 № 03-02-08/52779, от 11.09.2015 № 03-02-08/52536 по вопросу уплаты налога за налогоплательщика с использованием банковской карты другого лица. Согласно позиции Минфина России исполнение обязанности по уплате налога должно быть подтверждено документами, в том числе содержащими информацию, позволяющую идентифицировать налогоплательщика.
Налоговым кодексом предусмотрена уплата налогоплательщиками – физическими лицами налогов через банки, кассы местных администраций, организации федеральной почтовой связи. Кроме того, уплата налога может осуществляться физическим лицом через личный кабинет налогоплательщика (пункт 2 статьи 11.2 Налогового кодекса), который размещен на официальном сайте Федеральной налоговой службы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Таким образом, Налоговым кодексом предусмотрено достаточно способов исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога самостоятельно. При уплате налога за налогоплательщика с использованием банковской карты другого лица отсутствуют документы, позволяющие идентифицировать налогоплательщика.
Также Минфин России отметил, что в случае если развитие платежной системы позволит обеспечить идентификацию надлежащего налогоплательщика при использовании банковской карты другого лица, могут быть внесены соответствующие изменения в Налоговый кодекс в части исполнения обязанности налогоплательщиком по уплате налога.
В случае уплаты налогов (пени, штрафов) в большем размере, чем предусмотрено законодательством субъекта Российской Федерации, налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат излишне уплаченной (излишне взысканной) суммы налогов, пеней и штрафов (подпункт 5 пункта 1 статьи 21). Для этого необходимо обратиться с заявлением в инспекцию по месту своего учета.
Статья 78 Налогового кодекса регламентирует порядок реализации налогоплательщиком этого права, предоставляя возможность подать заявление о возврате излишне уплаченных сумм либо об их зачете в счет предстоящих платежей или в счет имеющейся задолженности, одновременно обязывая налоговый орган рассмотреть такое заявление в соответствии с определенными этой статьей правилами и в установленные сроки принять по нему решение. Советник управления программ развития и правового обеспечения департамента городской экономической политики Администрации города Омска Ксения Веремьева

© 2010–2024 Администрация города Омска