Сайт переехал! С 1 марта 2024 года официальный сайт Администрации города Омска доступен по новому адресу: admomsk.gosuslugi.ru

 
 

Правовые консультации

Поверка приборов учета

установили счетчики воды и по всем правилам их зарегистрировали. Ребенок находился дома один, позвонили в дверь сотрудники ресурсоснабжающей организации и потребовали предъявить счетчики на поверку. Ребенок дверь не открыл, но когда мы позвонили в ресурсоснабжающую организацию, то нам сказали, что поскольку мы не предъявили счетчики, то данные с них приниматься в расчет не будут и нам необходимо самим приглашать специалистов за свой счет. Но ведь срок поверки счетчиков еще не наступил и вообще мы их установили менее полугода назад, все пломбы у нас стоят и до этого вопросов не возникало. Правомерны ли действия организации, имеют ли они право приходить без уведомления и потом предъявлять к нам претензии? Могут ли они не использовать данные наших приборов учета?

Плата за коммунальные услуги вносится на основании договора на оказание услуг в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее — Правила).

Сторонами по договору на оказание услуг являются исполнитель и потребитель. Под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, а потребитель – лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.

Под индивидуальным прибором учета понимается средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в одном жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), в жилом доме (части жилого дома) или домовладении. В соответствии с Правилами потребители вносят плату за потребляемую воду по показаниям индивидуальных приборов учета воды, установленных в квартирах, или при отсутствии таких приборов – исходя из общедомовых расходов воды.

В случае установки индивидуальных приборов учета воды необходимо произвести ввод установленного прибора учета в эксплуатацию (документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги), который осуществляется исполнителем на основании поданной исполнителю заявки собственника жилого или нежилого помещения. К данной заявке потребитель прилагает копию паспорта на прибор учета, в котором указаны сроки поверки прибора учета, установленные заводом-изготовителем. Для большинства приборов учета, например, счетчиков холодной воды этот срок составляет шесть лет, счетчиков горячей воды – четыре года.

Согласно пункту 81 Правил исполнитель обязан, начиная со дня, следующего за днем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, а также проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия, проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители).

Обязанность потребителя допускать исполнителя в занимаемое жилое или нежилое помещение для снятия показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, проверки их состояния, факта их наличия или отсутствия, а также достоверности переданных потребителем исполнителю сведений о показаниях таких приборов учета и распределителей в заранее согласованное время, но не чаще 1 раза в 6 месяцев, предусмотрена пунктом 34 Правил. Исполнитель направляет извещение в письменной форме, в котором потребителю предлагается в течение 7 календарных дней сообщить об удобном времени допуска представителей исполнителя для проведения проверки. Потребитель обязан уведомить исполнителя об отказе в доступе в квартиру для осуществления проверки или невозможности обеспечить доступ в связи с временным отсутствием.

Проверка должна быть произведена в течение 10 календарных дней со дня письменного уведомления потребителя (пункт 85 Правил). После согласования даты и времени проведения проверки исполнитель обязан осуществить осмотр и снять показания, на основании которых составить акт проверки в двух экземплярах. Акт подписывается исполнителем и потребителем (двумя посторонними лицами в случае отказа подписи потребителя), второй экземпляр передается потребителю.

Иногда письменное уведомление исполнителя о проверке остается без ответа, или, более того, потребитель категорически отказывается впускать представителей исполнителя для осмотра и проверки. В этом случае исполнитель составляет акт об отказе в доступе в жилое помещение с указанием времени прибытия исполнителя на место проверки и возможных причинах отказа потребителя в доступе к приборам учета. Второй экземпляр акта передается потребителю (при его отсутствии высылается письмом с уведомлением). Далее потребитель обязан в течение 10 календарных дней осуществить допуск в квартиру, а исполнитель обязан провести запланированную проверку приборов учета. В противных случаях действия потребителя можно считать неправомерными, а проблему можно решить в судебном порядке.

Из вышеизложенного следует, что исполнитель не вправе отказать в приеме данных с индивидуальных приборов учета воды для расчета оплаты за соответствующие коммунальные услуги, поскольку обязанность принимать показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, сеть Интернет и др.), и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, прямо предусмотрена Правилами.

Таким образом, потребитель вправе направить данные прибора учета любым удобным способом из вышеуказанных способов. Исполнитель по договору оказания коммунальных услуг вправе приходить с проверкой в заранее согласованные сроки. Исполнитель не вправе предъявлять претензии относительно визита с проверкой в отсутствие потребителя. До наступления срока поверки, указанного в технической документации к прибору учета, никто не вправе требовать проведения данной процедуры.