О курении в общественных местах
У входов во многие офисные здания постоянно курят люди. Просьбы на них не действуют, закона они не боятся. Как можно с этим бороться?
Федеральным законом от 23 февраля 2013 года № 15–ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее — Федеральный закон № 15–ФЗ) для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц установлены как права, так и обязанности, в соответствии с которыми указанные лица обязаны соблюдать нормы законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.
Кроме того, граждане обязаны не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану их здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, а индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны осуществлять контроль над соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности, а также обеспечивать права работников на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану их здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.
В целях предотвращения воздействия окружающего табачного дыма на здоровье человека статьей 12 Федерального закона № 15–ФЗ курение табака запрещено:
- на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры и учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта;
- на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг;
- в поездах дальнего следования, на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;
- на воздушных судах, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем пятнадцать метров от входов в помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, станций метрополитенов, а также на станциях метрополитенов, в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров;
- в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания;
- в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах;
- в помещениях социальных служб;
- в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;
- на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях;
- в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов;
- на детских площадках и в границах территорий, занятых пляжами;
- на пассажирских платформах, используемых исключительно для посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в пригородном сообщении;
- на автозаправочных станциях.
Кроме того, статьей 10 Федерального закона № 15–ФЗ предоставлено право индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам устанавливать запрет курения табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности, а также с соблюдением трудового законодательства применять меры стимулирующего характера, направленные на прекращение потребления табака работниками.
На основании решения собственника имущества или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества, допускается курение табака:
- в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции и организованы на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;
- в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях общего пользования многоквартирных домов, которые оборудованы системами вентиляции.
Следует также отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 6.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей.
В соответствии со статьей 6.25 КоАП РФ к административной ответственности за несоблюдение требований к знаку о запрете курения, к выделению и оснащению специальных мест для курения табака либо неисполнение обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака также могут привлекаться должностные и юридические лица.
Так, несоблюдение требований к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака либо выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака влечет наложение административного штрафа:
- на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей;
- на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей (часть 2 статьи 6.25 КоАП РФ), а неисполнение индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом обязанностей по контролю над соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности, влечет наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей;
- на юридических лиц — от шестидесяти тысяч до девяноста тысяч рублей (часть 3 статьи 6.25 КоАП РФ).
Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях согласно главе 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа.
Так, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.24 КоАП РФ, уполномочены составлять должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения (в части курения табака на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг) (пункт 18 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ), а также должностные лица органов, уполномоченных рассматривать данные дела об административных правонарушениях (часть 1 статьи 28.3 КоАП РФ). К ним относятся должностные лица органов внутренних дел (полиции) (в части административных правонарушений, совершенных в общественных местах) (статья 23.3 КоАП РФ), органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (статья 23.13 КоАП РФ), органов, осуществляющих федеральный государственный пожарный надзор (статья 23.34 КоАП РФ), органов, осуществляющих федеральный государственный транспортный надзор (по части 1 статьи 60.4) (статья 23.36 КоАП РФ) и органов, осуществляющих региональный государственный жилищный надзор (в части курения табака в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов) (статья 23.55 КоАП РФ).
Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.25 КоАП РФ, также составляют должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения (пункт 18 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ), а также должностные лица органов, осуществляющих федеральный государственный пожарный надзор (статья 23.34 КоАП РФ), органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно–эпидемиологический надзор (статья 23.13 КоАП РФ) и органов, осуществляющих федеральный государственный транспортный надзор (статья 23.36 КоАП РФ).
Необходимо также отметить, что граждане имеют право на возмещение вреда, причиненного их жизни или здоровью, имуществу вследствие нарушения другими гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, и (или) юридическими лицами законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака (пункт 6 части 1 статьи 9 Федерального закона № 15–ФЗ).
Согласно части 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Консультант департамента культуры Администрации города Омска В.В. Зварич.
© 2010–2024 Администрация города Омска