Обзоры законодательства

Обзор с 28.12.2015 по 31.12.2015

Федеральный закон от 29.12.2015 № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации»

Указанный Федеральный закон регулирует порядок образования и деятельности третейских судов и постоянно действующих арбитражных учреждений на территории Российской Федерации, а также арбитраж (третейское разбирательство).

Установлено, что в арбитраж (третейское разбирательство) по соглашению сторон могут передаваться споры между сторонами гражданско-правовых отношений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Федеральным законом могут устанавливаться ограничения на передачу отдельных категорий споров в арбитраж (третейское разбирательство).

Федеральный закон от 29.12.2015 № 386-ФЗ «Об установлении коэффициента-дефлятора на 2016 год и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Указанным Федеральным законом установлен на 2016 год коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, равный 1,798.

Федеральный закон от 29.12.2015 № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости»

Указанным Федеральным законом в том числе внесены изменения в статью 65 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», согласно которым при предоставлении компенсации одному из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации устанавливать критерии нуждаемости.

Предлагается поручить департаменту образования Администрации города Омска изучить положения указанного Федерального закона и использовать его в работе при осуществлении установленных полномочий.

Федеральный закон от 29.12.2015 № 395-ФЗ «О внесении изменений в статью 54 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и статьи 9 и 25 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации»

Согласно изменениям, внесенным указанным Федеральным законом в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации», уточнены нормы, определяющие периоды замещения должностей, которые включаются (засчитываются) в стаж государственной гражданской службы, и периодов замещения должностей, которые включаются (засчитываются) в стаж муниципальной службы для определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, предоставляемого муниципальным служащим, и установления им других гарантий, предусмотренных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований.

Установлено, что помимо периодов замещения государственных и муниципальных должностей, должностей государственной гражданской службы и муниципальной службы, воинских должностей, должностей федеральной государственной службы иных видов, в стаж как государственной гражданской службы, так и муниципальной службы должны включаться периоды замещения должностей, перечень которых утверждается Президентом Российской Федерации.

Также предусмотрено, что наряду с указанными периодами в стаж муниципальной службы для назначения муниципальным служащим пенсии за выслугу лет включаются (засчитываются) иные периоды в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Порядок исчисления стажа муниципальной службы по-прежнему устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

Федеральный закон от 29.12.2015 № 399-ФЗ «О внесении изменений в статью 169 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

Изменениями, внесенными указанным Федеральным законом Жилищный кодекс Российской Федерации, установлено, что законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено предоставление компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, — в размере пятидесяти процентов, восьмидесяти лет, — в размере ста процентов, а также проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста, собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, — в размере пятидесяти процентов, восьмидесяти лет, — в размере ста процентов.

Согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса.

Федеральный закон от 29.12.2015 № 402-ФЗ «О внесении изменений в статью 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статью 4 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»

Указанным Федеральным законом уточнены нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации, касающиеся проведения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.

Установлено, что экспертиза должна проводиться в отношении проектной документации жилых домов блокированной застройки и многоквартирных домов с количеством этажей не более трех, состоящих из одной или нескольких блок-секций (но не более четырех), в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования, в том случае, если строительство или реконструкция таких домов осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Предлагается поручить департаменту строительства Администрации города Омска изучить положения указанного Федерального закона и использовать его в работе при осуществлении установленных полномочий.

Федеральный закон от 29.12.2015 № 404-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Указанным Федеральным законом уточнены нормы Федерального закона «Об охране окружающей среды» и других законодательных актов Российской Федерации, касающиеся установления платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Также Федеральным законом уточнены установленные Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» требования к лицам, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности, особенности нормирования в области обращения с отходами, требования в области обращения с отходами от использования товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, порядок уплаты экологического сбора, особенности регулирования деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Соответствующие изменения внесены в Жилищный кодекс Российской Федерации, федеральные законы «О водоснабжении и водоотведении», «Об образовании в Российской Федерации» и другие законодательные акты Российской Федерации, а также уточнен порядок применения отдельных норм федеральных законов «Об охране окружающей среды» и «Об отходах производства и потребления» в переходный период до вступления в силу соответствующих норм.

Предлагается поручить департаменту городского хозяйства Администрации города Омска изучить положения указанного Федерального закона, а также рассмотреть вопрос о необходимости внесения соответствующих изменений в муниципальные правовые акты города Омска.

Федеральный закон от 29.12.2015 № 405-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О содействии развитию жилищного строительства»

Указанным Федеральным законом уточнены особенности регулирования деятельности Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства (далее — фонд).

Установлено, что управление фондом осуществляется единым институтом развития в жилищной сфере и генеральным директором фонда. Полномочия попечительского совета, правления и ревизионной комиссии фонда переданы единому институту развития в жилищной сфере.

Федеральным законом уточнен порядок предоставления в безвозмездное пользование земельных участков жилищно-строительным кооперативам, которые созданы в целях обеспечения жильем отдельных категорий граждан.

Также Федеральным законом уточнены отдельные вопросы взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и фонда, а также сроки и порядок реализации отдельных процедур, связанных с владением, пользованием и распоряжением земельными участками.

Федеральный закон от 29.12.2015 № 406-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Изменениями, внесенными указанным Федеральным законом в Бюджетный кодекс Российской Федерации, уточняются процедуры администрирования доходов и источников финансирования дефицита бюджета.

Бюджетный кодекс Российской Федерации дополнен положениями, устанавливающими перечень оснований для признания безнадежными к взысканию неуплаченных административных штрафов и иных платежей в бюджет, не являющихся налогами и сборами, таможенными платежами, страховыми взносами.

Кроме того, Федеральным законом установлены правовые основания для предоставления субсидий в целях реализации инвестиционных проектов на принципах государственно-частного (муниципально-частного) партнерства, аналогичные установленным для концессионных соглашений.

Также Федеральным законом уточнены отдельные положения, регулирующие вопросы осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

Предлагается поручить департаменту финансов и контроля Администрации города Омска изучить положения указанного Федерального закона, а также рассмотреть вопрос о необходимости внесения соответствующих изменений в муниципальные правовые акты города Омска.

Федеральный закон от 30.12.2015 № 418-ФЗ «О внесении изменений в статью 46 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

Указанным Федеральным законом в статью 46 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» внесены изменения, согласно которым минимальная продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска, используемого государственным гражданским служащим в служебном году, за который предоставляется данный отпуск, не может быть менее 28 календарных дней. При этом хотя бы одна из частей ежегодного оплачиваемого отпуска должна составлять не менее 14 календарных дней.

Кроме того, установлено, что в исключительных случаях по решению представителя нанимателя и с письменного согласия государственного гражданского служащего допускается перенесение части ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающей 28 календарных дней, на следующий служебный год. При этом перенесенная часть ежегодного оплачиваемого отпуска должна быть использована не позднее 12 месяцев после окончания того служебного года, за который эта часть отпуска предоставляется.

Также предусмотрена возможность замены денежной компенсацией части ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающей 28 календарных дней, или любого количества дней из этой части по письменному заявлению государственного гражданского служащего.

Федеральный закон от 30.12.2015 № 431-ФЗ «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Указанным Федеральным законом регулируются отношения, возникающие при осуществлении геодезической и картографической деятельности, включая поиск, сбор, хранение, обработку, предоставление и распространение пространственных данных, в том числе с использованием информационных систем.

Федеральным законом определены субъекты геодезической и картографической деятельности, системы координат, государственная система высот и государственная гравиметрическая система, государственная геодезическая сеть, геодезические сети специального назначения, а также урегулированы вопросы, связанные с выполнением геодезических и картографических работ.

Для обеспечения осуществления геодезической и картографической деятельности предусмотрено создание в Российской Федерации федерального фонда пространственных данных, ведомственных фондов пространственных данных, фонда пространственных данных обороны и региональных фондов пространственных данных.

Федеральный закон «О геодезии и картографии», ранее регулировавший указанные правоотношения, признан утратившим силу.

Предлагается поручить департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска изучить положения указанного Федерального закона и использовать его в работе при осуществлении установленных полномочий.

Федеральный закон от 30.12.2015 № 436-ФЗ «О внесении изменений в статью 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях»

Изменениями, внесенными указанным Федеральным законом в Федеральный закон «О некоммерческих организациях», определен круг вопросов, решение которых относится к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией. При этом предусмотрено, что федеральными законами и уставом некоммерческой организации к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией может быть отнесено решение иных вопросов.

Также Федеральным законом предусмотрена возможность принятия решений высшего органа управления некоммерческой организацией (за исключением решений по вопросам, отнесенным к исключительной компетенции указанного органа) без проведения собрания или заседания такого органа путем проведения заочного голосования (опросным путем), если иное не предусмотрено федеральными законами.

Установлено, что порядок проведения заочного голосования в указанных случаях определяется уставом некоммерческой организации. При этом Федеральным законом установлены требования к порядку проведения заочного голосования и к содержанию протокола о его результатах.

Федеральный закон от 30.12.2015 № 446-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2.1 и 19 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статью 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Изменениями, внесенными указанным Федеральным законом в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», установлено, что в случае принятия нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предусматривающего предоставление лицам, замещающим государственные должности субъекта Российской Федерации, лицу, замещающему должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) дополнительных социальных и иных гарантий в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), такой нормативный правовой акт распространяется только на лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации, на лицо, замещающее должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на профессиональной постоянной основе и достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность в период осуществления ими полномочий по государственной должности субъекта Российской Федерации.

При этом установлено, что такие гарантии не могут быть предоставлены лицам, полномочия которых были прекращены в связи с несоблюдением ими запретов, ограничений и неисполнением обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Изменениями, внесенными в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», установлено, что в уставах муниципальных образований в соответствии федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации также могут устанавливаться дополнительные социальные и иные гарантии в отношении лиц, осуществлявших полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность, которые не должны применяться в случае если полномочий указанных лиц прекращены в связи с несоблюдением ими запретов, ограничений и неисполнением обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Федеральный закон от 30.12.2015 № 447-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов»

Указанным Федеральным законом внесены изменения в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», согласно которым не подлежат оценке регулирующего воздействия:

  • проекты законов субъектов Российской Федерации, устанавливающих, изменяющих, приостанавливающих, отменяющих региональные налоги, а также налоговые ставки по федеральным налогам;
  • проекты законов субъектов Российской Федерации, регулирующих бюджетные правоотношения.

При этом уточнено, что подлежат оценке регулирующего воздействия не только проекты нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающие новые или изменяющие ранее предусмотренные обязанности для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, но и проекты, устанавливающие, изменяющие или отменяющие ранее установленную ответственность за нарушение нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Изменениями, внесенными в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», также уточнены вопросы проведения процедуры оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов.

Установлено, что проведение оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов, а также экспертизы муниципальных нормативных правовых актов городских округов — административных центров субъектов Российской Федерации, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, являются обязательными.

Проведение оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов, а также экспертизы муниципальных нормативных правовых актов иных городских округов и муниципальных районов также являются обязательными, если указанные муниципальные образования включены в перечень, утвержденный законом субъекта Российской Федерации, при этом в законе субъекта Российской Федерации должны быть определены критерии их включения в перечень.

Законы субъектов Российской Федерации, устанавливающие указанные перечни муниципальных районов и городских округов, должны быть приняты субъектами Российской Федерации до 1 января 2017 года.

Изменениями, внесенными указанным Федеральным законом в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», установлено, что не подлежат оценке регулирующего воздействия:

  • проекты нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований, устанавливающих, изменяющих, приостанавливающих, отменяющих местные налоги и сборы;
  • проекты нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих бюджетные правоотношения.

Предлагается поручить департаменту городской экономической политики Администрации города Омска изучить положения указанного Федерального закона, использовать его в работе при осуществлении установленных полномочий, а также рассмотреть вопрос о необходимости внесения изменений в муниципальные правовые акты города Омска.

Федеральный закон от 30.12.2015 № 448-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения пожарной безопасности, подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций»

Указанным Федеральным законом внесены изменения в федеральные законы:

  • «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
  • «О пожарной безопасности»;
  • «О гражданской обороне».

Изменениями, внесенными в Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» уточнены полномочия руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации и положения, касающиеся прохождения руководителями и другими работниками органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций подготовки к действиям в чрезвычайных ситуациях.

Предлагается поручить департаменту общественной безопасности Администрации города Омска изучить положения указанного Федерального закона, организовать деятельность по его исполнению, а также рассмотреть вопрос о необходимости внесения соответствующих изменений в муниципальные правовые акты города Омска.

Федеральный закон от 30.12.2015 № 454-ФЗ «О внесении изменений в статьи 31 и 31.1 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Изменениями, внесенными указанным Федеральным законом в Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», установлено, что на самоходные транспортные средства с вооружением, военную технику, транспортные средства Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющие перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, не распространяется требование о необходимости наличия специальных разрешений для движения по автомобильным дорогам.

Предлагается поручить департаменту транспорта Администрации города Омска изучить положения указанного Федерального закона и использовать его в работе при осуществлении установленных полномочий, а также рассмотреть вопрос о необходимости внесения изменений в муниципальные правовые акты города Омска.