Сайт переехал! С 1 марта 2024 года официальный сайт Администрации города Омска доступен по новому адресу: admomsk.gosuslugi.ru

 
 

Обзоры законодательства

Обзор с 24.12.2018 по 29.12.2018

Федеральный закон от 27.12.2018 № 572-ФЗ «О внесении изменений в статью 17-1 Федерального закона «О защите конкуренции»

Указанным Федеральным законом в статью 17-1 Федерального закона «О защите конкуренции» внесены изменения, устанавливающие единообразное правовое регулирование в отношении договоров аренды государственного или муниципального имущества, заключенных по результатам проведения торгов или без их проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случаях их перезаключения на новый срок.

Так, под действие части 9 статьи 17-1, в которой предусмотрена возможность продления договоров аренды без проведения торгов, будут подпадать также договоры аренды: - в отношении государственного или муниципального имущества государственных или муниципальных образовательных организаций, являющихся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, бюджетными и автономными научными учреждениями; - в отношении государственного или муниципального имущества государственных или муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в случаях заключения этих договоров с медицинскими организациями для охраны здоровья обучающихся и работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, организациями общественного питания для создания необходимых условий для организации питания обучающихся и работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, физкультурно-спортивными организациями для создания условий для занятия обучающихся физической культурой и спортом.

Кроме того, установлено, что на договоры аренды государственного и муниципального имущества, заключенные до 02.07.2008, будет распространяться действие части 9 статьи 17-1, согласно которой после окончание срока договора аренды государственного или муниципального имущества, заключенного по результатам проведения торгов или без их проведения, его пролонгация осуществляется без проведения конкурса или аукциона. При этом требуется выполнение двух условий: - размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством об оценочной деятельности; - минимальный срок пролонгации составляет не менее трех лет. Также изменениями, внесенными в часть 11 статьи 17-1, установлен единый порядок восстановления прав арендатора в случае отказа арендодателя в заключении договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества на новый срок.

Федеральный закон от 27.12.2018 № 566-ФЗ «О внесении изменений в статьи 3 и 16 Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»

Указанным Федеральным законом представительные органы муниципальных образований наделены правом заключать в порядке, определяемом законами субъектов Российской Федерации, соглашения с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации о передаче им полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля. Кроме того, установлена обязанность правоохранительных органов предоставлять контрольно-счетному органу субъекта Российской Федерации или муниципального образования информацию о ходе рассмотрения и принятых решениях по переданным контрольно-счетным органом материалам.

Федеральный закон от 27.12.2018 № 559-ФЗ «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и статью 13 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации»

Ранее Федеральным законом «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» было определено, что граждане, замещающие муниципальные должности в контрольно-счетном органе муниципального образования, не могут состоять в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с председателем представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, главой местной администрации, руководителями судебных и правоохранительных органов, расположенных на территории соответствующего муниципального образования. Изменениями, внесенными в указанный Федеральный закон, уточнены данные нормы.

Так, установлен запрет на замещение должностей председателя, заместителя председателя и аудитора контрольно-счетного органа муниципального образования гражданами, состоящими в близком родстве или свойстве с председателем представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, главой местной администрации, руководителями судебных и правоохранительных органов, расположенных на территории соответствующего муниципального образования. Таким образом, запрет на замещение должностей председателя, заместителя председателя и аудитора контрольно-счетного органа муниципального образования по указанным основаниям будет действовать независимо от того, отнесены или нет эти должности к муниципальным должностям.

Федеральный закон от 27.12.2018 № 558-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации в части упорядочения норм, регулирующих переустройство и (или) перепланировку помещений в многоквартирном доме»

Указанным Федеральным законом предмет регулирования жилищного законодательства дополняется отношениями в сфере переустройства и перепланировки нежилых помещений в многоквартирном доме. При этом к жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой помещений в многоквартирном доме, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации.

Таким образом, с момента вступления Федерального закона в силу основные требования жилищного законодательства к организации проведения переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирном доме (виды переустройства и перепланировки, основания проведения, порядок согласования с органами местного самоуправления, завершение этих работ, последствия самовольного переустройства и (или) перепланировки и другое) будут применяться в отношении как жилых, так и нежилых помещений в многоквартирном доме. Наряду с этим Федеральным законом вносятся изменения, направленные на предупреждение возможных нарушений прав и законных интересов собственников и нанимателей помещений в многоквартирных домах, связанных с проведением работ по переустройству и (или) перепланировке помещений, которые оказывают влияние на безопасность такого объекта капитального строительства. Федеральным законом полномочия органов государственного жилищного надзора дополняются вопросами предупреждения, выявления и пресечения нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическим лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами порядка осуществления перепланировки и (или) переустройства помещения в многоквартирном доме.

Орган государственного жилищного надзора наделяется полномочием по проведению внеплановой проверки при поступлении информации о фактах нарушений требований к порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме. Федеральным законом корректируется норма о праве должностных лиц органов государственного жилищного надзора (государственные жилищные инспекторы) беспрепятственно при предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) данного органа о назначении проверки посещать помещение в многоквартирном доме и проводить его обследование. Для этого требуется согласие собственников обследуемых помещений, иных лиц, пользующихся помещениями в таком доме: нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, нанимателей жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования.

Также Федеральный закон вносит ряд изменений, направленных на установление особенностей организации и проведения переустройства и (или) перепланировки помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме отнесен вопрос по принятию решения о переустройстве и (или) перепланировке помещения, входящего в состав общего имуществ в многоквартирном доме, а также об определении лиц, которые от имени собственников помещений в таком доме уполномочиваются на представление необходимых документов для согласования переустройства и (или) перепланировки данного помещения с органами местного самоуправления. Устанавливается дополнительное требование о наличии протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласии всех собственников на проведение переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирном доме, если такие работы невозможны без присоединения к данному помещению части общего имущества в многоквартирном доме.

Федеральный закон от 27.12.2018 № 556-ФЗ «О внесении изменений в статью 27 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Указанным Федеральным законом установлена возможность осуществления территориального общественного самоуправления в расположенных на межселенной территории населенных пунктах (либо на части их территории), полномочия по установлению границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, возложены на представительный орган муниципального района.

Федеральный закон от 27.12.2018 № 538-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования отношений, связанных с обеспечением сохранения лесов на землях лесного фонда и землях иных категорий»

Указанным Федеральным законом уточен правовой статус лесов, расположенных на землях лесного фонда и землях иных категорий, а также установлены особенности использования, охраны, защиты и воспроизводства этих лесов.

Согласно Федеральному закону леса, расположенные на землях лесного фонда, делятся по целевому назначению на защитные, эксплуатационные и резервные леса. Кроме того, определено, что леса могут располагаться на землях населенных пунктов, землях сельскохозяйственного назначения и землях иных категорий, установленных Земельным кодексом Российской Федерации. Леса разрешается использовать исключительно по целевому назначению в соответствии с их видами и выполняемыми полезными функциями. Федеральным законом определены основания и порядок отнесения лесов к защитным, эксплуатационным и резервным лесам, исключения лесов из состава лесов соответствующих видов, установления и изменения границ земель, на которых располагаются леса. В качестве основных территориальных единиц управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов определены лесничества, а также создаваемые в их составе участковые лесничества.

Установлено, что создание лесничеств и участковых лесничеств допускается на землях лесного фонда, обороны и безопасности, населенных пунктов и особо охраняемых природных территорий решениями уполномоченного федерального органа исполнительной власти с приложением к таким решениям текстовых и графических описаний местоположения границ данных лесничеств, участковых лесничеств. Также Федеральным законом уточнены правовые нормы, касающиеся проектирования лесничеств, защитных, эксплуатационных, резервных лесов и особо защитных участков лесов. В новой главе 17 «Защитные леса, эксплуатационные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов» Лесного кодекса Российской Федерации установлены особенности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов каждого вида.

При этом подробно урегулированы вопросы использования, охраны, защиты и воспроизводства защитных лесов, в частности перечислены категории таких лесов, определен их состав, указаны действующие в этих лесах запреты и ограничения. Федеральным законом также урегулированы лесные отношения, связанные с обеспечением правового режима особо защитных участков лесов, выделяемых в защитных, эксплуатационных и резервных лесах. В новой главе 18 «Леса, расположенные на землях, не являющихся землями лесного фонда» Лесного кодекса Российской Федерации установлены правовые основы использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения и землях иных категорий.

Федеральный закон от 27.12.2018 № 532-ФЗ «О внесении изменений в статьи 27 и 47-6 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»

Указанным Федеральным законом уточнены положения Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», регулирующие вопросы установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия. Предусмотрено, что порядок установки таких надписей и обозначений, их содержание, требования к составу проектов, на основании которых осуществляется их установка, определяются Правительством Российской Федерации.

Требования к установке информационных надписей и обозначений на объект культурного наследия включаются в охранное обязательство. Обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия возлагается на лиц, выполняющих охранные обязательства в отношении этих объектов культурного наследия.

Определен порядок установки таких надписей и обозначений на объекты культурного наследия, которые принадлежат нескольким лицам, не имеют собственника или собственник которых неизвестен. Также Федеральным законом определены виды объектов культурного наследия, в отношении которых охранные обязательства не утверждаются.

Федеральный закон от 27.12.2018 № 513-ФЗ «О внесении изменений в статьи 31.8 и 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

Указанным Федеральным законом, направленным на реализацию Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2017 № 35-п, внесены дополнения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в Российской Федерации, устанавливающие возможность и определяющие порядок восстановления судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление по делу об административном правонарушении, срока, установленного для уплаты административного штрафа в размере половины суммы наложенного административного штрафа, в случае если копия соответствующего постановления, направленная по почте заказным почтовым отправлением, поступила в адрес лица, привлеченного к административной ответственности, после истечения указанного срока.

Федеральный закон от 27.12.2018 № 512-ФЗ «О внесении изменений в статьи 41 и 94 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Федеральным законом в статьи 41 и 94 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» внесены изменения в целях установления единых требований к оформлению результатов экспертиз в сфере закупок. Установлено, что результаты экспертизы, проводимой экспертом или экспертной организацией, оформляются в виде заключения, которое подписывается экспертом или уполномоченным представителем экспертной организации, должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству Российской Федерации. За предоставление недостоверных результатов экспертизы, экспертного заключения или заведомо ложного экспертного заключения эксперт, экспертная организация, уполномоченный представитель экспертной организации и ее должностные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральный закон от 27.12.2018 № 510-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

Указанным Федеральным законом Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен статьей 7.326, устанавливающей административную ответственность за дачу экспертом, экспертной организацией, уполномоченным представителем экспертной организации заведомо ложного экспертного заключения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Одновременно в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях внесены изменения, в соответствии с которыми физические лица, осуществляющие деятельность в области проведения экспертизы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, совершившие административное правонарушение, предусмотренное статьей 7.326 Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. При этом к должностным лицам может применяться дисквалификация в виде лишения их права осуществлять деятельность в области проведения экспертизы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Федеральный закон от 27.12.2018 № 508-ФЗ «О внесении изменений в статью 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Указанным Федеральным законом глава 2 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дополнена статьей, в соответствии с которой перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области осуществления дорожной деятельности осуществляется в порядке, установленном статьей 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Кроме того, в статью 21 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения, предусматривающие в том числе, что владельцы инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования обязаны оборудовать железнодорожные переезды, расположенные на железнодорожных путях общего пользования, специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для фиксации нарушений правил проезда через железнодорожные переезды.

Также Федеральным законом внесены уточняющие изменения в статью 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», согласно которым основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения предъявляются к физическим лицам, осуществляющим эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусов (ранее такие требования предъявлялись к физическим лицам, осуществляющим эксплуатацию транспортных средств, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, превышает восемь).

Федеральный закон от 27.12.2018 № 504-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации»

Указанным Федеральным законом установлен норматив зачисления в бюджеты субъектов Российской Федерации доходов от уплаты государственной пошлины за совершение уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации юридически значимых действий, связанных с государственной регистрацией аттракционов, в размере 100 процентов. Кроме того, внесенными изменениями уточнено, что существовавшее ранее требование о включении в договоры с поставщиками, заключаемые в рамках предоставляемых из бюджета субсидий, согласия на осуществление в отношении них проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий необходимо только в случае, когда предоставление указанных субсидий осуществляется в порядке финансового обеспечения будущих затрат и получателей.

Также Федеральным законом регулируются особенности порядка предоставления юридическим лицам – коммерческим организациям, а также индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий. Установлено, что нормативные правовые акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, правовые акты местной администрации, определяющие порядок предоставления грантов, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации. Ранее общим требованиям должны были соответствовать правовые акты, регулирующие правила предоставления субсидий, которые предоставляются не в виде грантов.

С целью систематизации условий предоставления субсидий, устанавливаемых правовыми актами, регулирующими правила их предоставления, ускорения и упрощения процедуры заключения договоров и соглашений, установлены полномочия Минфина России, а также финансовых органов субъектов Российской Федерации или муниципальных образований по утверждению типовых форм договоров и соглашений о предоставлении субсидий некоммерческим организациям, юридическим лицам коммерческим организациям, а также индивидуальным предпринимателям, физическим лицам (в том числе, типовые формы договоров и соглашений о предоставлении грантов в форм субсидий).

Также внесенными изменениями установлен запрет на предоставление субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты государственной и муниципальной собственности из одного бюджета другому на софинансирование капитальных вложений в объекты, которые не могут быть отнесены к государственной или муниципальной собственности, в том числе, предоставлять субсидии юридическим лицам в целях создания объектов негосударственной инфраструктуры.

Федеральный закон от 27.12.2018 № 502-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Указанным Федеральным законом в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» внесены изменения, направленные в том числе на совершенствование механизма уменьшения размера обеспечения исполнения контракта. Установлено, что размер обеспечения исполнения контракта в ходе его исполнения может быть уменьшен как в случае изменения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) способа обеспечения исполнения контракта, так и в случае, если контрактом предусмотрены отдельные этапы его исполнения.

Уменьшение размера обеспечения исполнения контракта производится пропорционально стоимости исполненных обязательств, приемка и оплата которых осуществлены в порядке и сроки, предусмотренные контрактом. Такое уменьшение возможно при условии отсутствия не исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком, а также приемки заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта в объеме выплаченного аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). Однако не допускается уменьшение обеспечения исполнения контракта в случаях, определенных Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации.

Также определено, что до 01.10.2019 в рамках срока исполнения контракта допускается по соглашению сторон изменение цены заключенного до 01.01.2019 контракта в пределах увеличения в соответствии с законодательством Российской Федерации ставки налога на добавленную стоимость в отношении товаров, работ, услуг, приемка которых осуществляется после 01.01.2019, если увеличенный размер ставки налога на добавленную стоимость не предусмотрен условиями контракта.

Федеральный закон от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Указанным Федеральным законом установлены основные принципы правового регулирования в области обращения с животными (гуманное отношение к животным, защита животных от жестокого обращения, ответственность граждан за содержание животных), определены участники отношений в области обращения с животными, требования при обращении с животными, в том числе установлены обязанности владельцев по их содержанию, введен запрет на жестокое обращение с животными, пропаганда жестокого обращения, проведение боев и иных зрелищных мероприятий, включающих в себя нанесение травм и увечий животным, установлены правила обращения с животными без владельцев и содержания приютов. Федеральным законом установлен порядок осуществления государственного надзора и общественного контроля в области обращения с животными, предусмотрена ответственность за нарушение требований Федерального закона. Федеральным законом определены полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области обращения с животными. Установлено, что полномочия федеральных органов исполнительной власти по лицензированию деятельности по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации Федеральным законом отнесены установление порядков организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них, осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, организации и осуществления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственного надзора в области обращения с животными. Федеральным законом органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены правом создавать приюты для животных и обеспечивать их функционирование на своей территории.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены правом наделять органы местного самоуправления отдельными полномочиями в области обращения с животными. Согласно статье 8 Федерального закона полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления и указанным Федеральным законом. Так, к полномочиям органов местного самоуправления Федеральным законом отнесено принятие решения о разрешенных местах для выгула животных. К правам органов местного самоуправления городского, сельского поселения, а также городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района отнесено осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории соответствующего муниципального образования.

Федеральный закон от 25.12.2018 № 494-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации»

Указанный Федеральный закон дополняет Бюджетный кодекс Российской Федерации положениями, которые направлены на установление обязательности учета и оценки выпадающих доходов бюджетов, обусловленных налоговыми льготами, освобождениями и иными преференциями по налогам, сборам, таможенным платежам, страховым взносам на обязательное социальное страхование. Введено понятие налоговых расходов публично-правового образования для обозначения всей совокупности выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от налоговых преференций, предусмотренных в качестве мер государственной (муниципальной) поддержки в соответствии с целями государственных (муниципальных) программ и (или) целями социально-экономической политики публично-правового образования, не относящимися к государственным (муниципальным) программам.

Также Федеральным законом для всех публично-правовых образований вводится обязанность формировать перечень налоговых расходов и ежегодно проводить их оценку в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией. Результаты такой оценки должны учитываться при формировании основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации (основных направлений бюджетной и налоговой политики субъекта Российской Федерации, основных направлений бюджетной и налоговой политики муниципального образования), а также при проведении оценки эффективности реализации государственных (муниципальных) программ. Установлено, что данные положения Бюджетного кодекса Российской Федерации в отношении муниципальных образований применяются с 01.01.2020.

Федеральный закон от 25.12.2018 № 483-ФЗ «О внесении изменений в статью 29-1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»

Указанным Федеральным законом установлено, что в случае признания конкурсного отбора несостоявшимся или досрочного прекращения деятельности регионального оператора, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе на срок, не превышающий одного года, присвоить статус регионального оператора без проведения конкурсного отбора и заключить соответствующее соглашение с юридическим лицом, которому присвоен статус регионального оператора и зона деятельности которого расположена на территории данного субъекта Российской Федерации, либо с юридическим лицом, которому присвоен статус регионального оператора и зона деятельности которого расположена на территории другого субъекта Российской Федерации, граничащего с данным субъектом Российской Федерации, а при отказе соответствующего юридического лица от заключения соглашения — с государственным или муниципальным унитарным предприятием либо учреждением, имеющим лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности. Кроме того, установлено, что в случае, если органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации не может быть реализовано указанное право, субъект Российской Федерации вправе не применять до 01.01.2020 в одной или нескольких зонах деятельности регионального оператора, где региональный оператор отсутствует, положения Федерального закона «Об отходах производства и потребления» об обращении с отходами региональными операторами. В этом случае этапы и сроки перехода к осуществлению деятельности по обращению с отходами региональными операторами устанавливаются планом мероприятий, утвержденным уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, а плата за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами взимается в составе платы за содержание жилого помещения.

Также установлено, что до 01.01.2023 объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 01.01.2019 и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов при наличии соответствующего заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды.

Федеральный закон от 25.12.2018 № 482-ФЗ «О внесении изменений в статью 164 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Федеральным законом в часть 21 статьи 164 Жилищного кодекса Российской Федерации внесено изменение, которым предусмотрена обязанность лиц, осуществляющих оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, размещать в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства информацию о некоторых видах договоров, заключаемых указанными лицами с собственниками помещений, осуществляющими непосредственное управление таким домом.

Кроме того, в Федеральный закон от 29.07.2018 № 267-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» внесено изменение, в соответствии с которым введенное с 01.01.2019 ограничение количества жилых помещений в виде квартир, предоставляемых в одном многоквартирном доме детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не применяется в отношении населенных пунктов с численностью жителей менее 10 000 человек, а также многоквартирных домов, количество квартир в которых составляет менее десяти. Федеральный закон от 25.12.2018 № 481-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» Указанным Федеральным законом минимальный размер оплаты труда с 01.01.2019 установлен в сумме 11 280 рублей в месяц. До внесенных изменений минимальный размер оплаты труда составлял 11 163 рубля в месяц.

Федеральный закон от 25.12.2018 № 480-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и статью 35 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении»

Федеральным законом внесены изменения в статью 9 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в соответствии с которыми отдельные виды государственного контроля (надзора) не только в случаях, установленных федеральными законами, но и в случаях, установленных положением о виде федерального государственного контроля (надзора), могут осуществляться без проведения плановых проверок. Одновременно указанный Федеральный закон дополнен статьей 26.2, которой установлены особенности организации проведения в 2019 – 2020 годах плановых проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении субъектов малого предпринимательства.

Так, определено, что плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, не проводятся с 01.01.2019 по 31.12.2020, за исключением:

1) плановых проверок, проводимых в рамках видов государственного контроля (надзора), по которым установлены категории риска, классы (категории) опасности, а также критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности;

2) плановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации;

3) плановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при наличии у органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля информации о том, что в отношении указанных лиц ранее было вынесено вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения или административного наказания в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности либо принято решение о приостановлении и (или) аннулировании лицензии и с даты окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено такое постановление либо принято такое решение, прошло менее трех лет. При этом в ежегодном плане проведения плановых проверок помимо установленного перечня сведений приводится информация об указанном постановлении или решении, дате их вступления в законную силу и дате окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено такое постановление либо принято такое решение;

4) плановых проверок, проводимых по лицензируемым видам деятельности в отношении осуществляющих их юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

5) плановых проверок, проводимых в рамках:

  • федерального государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности;
  • федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны;
  • внешнего контроля качества работы аудиторских организаций;
  • федерального государственного надзора в области использования атомной энергии;
  • федерального государственного пробирного надзора.

Проведение плановой проверки с нарушением указанный требований является грубым нарушением требований законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле и влечет недействительность результатов проверки. Также Федеральным законом внесены изменения в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении», в соответствии с которыми плановые проверки в отношении организаций, осуществляющих горячее, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, а также органа местного самоуправления, осуществляющего переданные ему полномочия в области государственного регулирования тарифов, осуществляются в ходе регионального государственного контроля (надзора), а плановые проверки в отношении органа регулирования тарифов осуществляются в ходе федерального государственного контроля (надзора).