Разъяснения прокуратуры

Об электронных больничных листах

С 1 января 2022 года в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2021 года № 126-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования» выдача листков нетрудоспособности будет осуществляться в электронном виде.

С 1 января 2022 года основанием для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам будет являться электронный листок нетрудоспособности. Работодателям необходимо обеспечить прием и оплату ЭЛН, а также информировать своих сотрудников по вопросам получения электронных больничных.

Распечатка ЭЛН, талоны из медицинской организации и другие виды бумажных носителей для кадровой и бухгалтерской службы от работников получать не требуется.

Для приема ЭЛН на оплату достаточно получить его номер по телефону, по электронной почте.

Работники, имеющие подтвержденную учетную запись на портале Госуслуг, получают информационные сообщения о своих ЭЛН, а также могут узнать всю необходимую информацию об ЭЛН и его оплате в Личном кабинете получателя услуг ФСС.

Для работы с ЭЛН работодатель может использовать программы для ведения бухучета (1С, ПАРУС и др.), операторов ЭДО (СБИС, Контур, Такском и др.) либо скачать на сайте ФСС бесплатную программу. Электронная подпись может быть использована та же, что и для сдачи отчетности. 

Кроме того, Минздрав России приказом от 23 ноября 2021 года № 1090н утвердил новый Порядок проверок за правильностью оформления больничных листов, которые проводит ФСС России.

В процедуре контроля появились некоторые особенности. К примеру, в предмет проверки добавлено «соблюдение медицинской организацией порядка учета, хранения и распределения бланков листков нетрудоспособности».

Расширено количество случаев обязательной проверки больничных листов во время плановой проверки — сейчас обязательно проверяются все случаи больничных на срок выше 15 дней, а с 2022 года будут, кроме этого, обязательно проверяться случаи выдачи листков нетрудоспособности при направлении граждан на МСЭ, на лечение в санаторий, а также случаи замены листков нетрудоспособности на дубликат либо замены «заграничных» больничных листков на «отечественные».

Во время плановой проверки ФСС России должен проверять полноту ведения книг получения и распределения бланков листков нетрудоспособности в хронологическом порядке, книг испорченных, утерянных и похищенных бланков листков нетрудоспособности, наличие в медицинской организации испорченных бланков листков нетрудоспособности и актов об их уничтожении, а также актов об уничтожении корешков бланков листков нетрудоспособности, срок хранения которых истек, сроки уничтожения испорченных бланков листков нетрудоспособности и корешков бланков листков нетрудоспособности по истечении срока их хранения.

Внеплановая проверка наступления страхового случая не должна длиться более 10 календарных дней.

О предстоящей проверке будут предупреждать не позднее 3 рабочих дней до даты начала проведения плановой проверки и не менее чем за 24 часа до даты начала проведения внеплановой проверки.

К акту проверки ФСС России дополнительно прилагаются копии документов (записей), подтверждающих установление факта необоснованной выдачи (формирования), продления и оформления листков нетрудоспособности либо факта нарушения установленного порядка выдачи листков.

Новый порядок вступает в силу с 1 января 2022 года.

Помощник прокурора Центрального административного округа города Омска, юрист I класса А. К. Ураимова.