Разъяснения прокуратуры

Разъяснения в сфере нарушений трудового законодательства и норм трудового права

В связи с вопросами, возникающими в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, Пленумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2021 года даны разъяснения.

Статьей 5.27 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение:

  • трудового законодательства, которое состоит из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права;
  • иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (статьи 5, 11 ТК РФ).

Нарушения государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, влекут административную ответственность по статье 5.27.1 КоАП РФ.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Субъектами административной ответственности за нарушения трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выступают в том числе:

  • работодатели — юридические лица; лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; должностные лица, допустившие нарушения в сфере трудовых отношений, возникающих между работником;
  • физические или должностные лица, не уполномоченные работодателем на привлечение к трудовой деятельности иных лиц.

Как указал Пленум Верховного Суда Российской Федерации, к числу должностных лиц, подлежащих привлечению к административной ответственности по статьям 5.27, 5.27.1 КоАП РФ, следует относить лиц, совершивших административные правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на них организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.

Необходимо отметить, что государственная регистрация прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя не препятствует привлечению данного лица к административной ответственности в пределах срока давности за совершенные им в период осуществления указанной деятельности административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.27, 5.27.1 КоАП РФ.

При этом такому лицу назначается административное наказание, установленное для индивидуальных предпринимателей.

Частью 4 статьи 5.27 КоАП РФ закреплена ответственность:

  • за уклонение от оформления трудового договора;
  • за ненадлежащее оформление трудового договора;
  • за заключение в нарушение требований части второй статьи 15 ТК РФ гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем.

Обязанность по надлежащему оформлению трудовых отношений с работником возлагается на работодателя.

Если трудовой договор не был оформлен надлежащим образом, но при этом работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного представителя, то трудовой договор считается заключенным и работодатель или его уполномоченный представитель обязан не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения к работе оформить трудовой договор в письменной форме.

Невыполнение данной обязанности в названный срок свидетельствует об уклонении работодателя от оформления трудового договора.

Первый заместитель прокурора города Омска, старший советник юстиции П. В. Данченко.