Разъяснения прокуратуры

Ответственность за незаконную рубку лесных насаждений

Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»:

  • определяет содержание понятия «вред окружающей среде» (статья 1);
  • провозглашает возмещение вреда окружающей среде в числе принципов охраны окружающей среды в России (статья 3);
  • закрепляет обязанность субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, по возмещению вреда окружающей среде в полном объеме (статья 77);
  • устанавливает порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды (статьи 77, 78).

Так статьей 75 Закона об охране окружающей среды установлены виды ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды — имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная.

Важно отметить, что непривлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не исключает возможности возложения на него обязанности по возмещению вреда окружающей среде, что и представляет собой реализацию указанной выше гражданско-правовой (имущественной) ответственности.

Равным образом привлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не является основанием для освобождения лица от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный им вред (пункт 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 ноября 2017 года № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде»).

Целью ответственности за причинение вреда окружающей среде является достижение компенсации, восстановления ее нарушенного состояния, в связи с чем истец вправе выбрать способы, предусмотренные статьей 1082 ГК РФ, статьей 78 Закона об охране окружающей среды при обращении за судебной защитой, а суд, с учетом конкретных обстоятельств по делу, оценивая в каждом случае эффективность этих способов, применить тот, который наиболее соответствует этим целям (пункт 35 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 14 ноября 2018 года).

Например, статья 99 ЛК РФ устанавливает, что лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством РФ.

Административная ответственность за нарушение лесного законодательства устанавливается КоАП РФ.

Часть 2 статьи 8.25 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение порядка проведения рубок лесных насаждений, который, как указано в части 3 статьи 23.1 ЛК РФ, определяется правилами заготовки древесины, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами лесовосстановления и правилами ухода за лесами.

Статья 8.28 КоАП РФ закрепляет ответственность за незаконную рубку, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан.

Уголовная ответственность устанавливается за нарушения лесного законодательства, имеющие наиболее высокую степень общественной опасности.

В частности, такая ответственность за незаконную рубку лесных насаждений предусмотрена статьей 260 УК РФ.

Обязательным признаком части 1 статьи 260 УК РФ является совершение действий в значительном размере, который определяется в соответствии с примечанием к статье 260 УК РФ, — ущерб, исчисленный по утвержденным Правительством РФ таксам и методике, превышающий пять тысяч рублей.

Согласно пункту 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 ноября 2017 года № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению в полном объеме. Суд в порядке исключения по отношению к причинителю-гражданину вправе уменьшить размер возмещения с учетом его имущественного положения, кроме случаев, когда вред причинен умышленными действиями гражданина (пункт 3 статьи 1083 ГК РФ).

Иски о компенсации вреда окружающей среде могут быть предъявлены в течение 20 лет (пункт 3 статьи 78 Закона об охране окружающей среды).

Возможно привлечение к ответственности работника на основании статьи 192 ТК РФ.

При этом причинение вреда окружающей среде вследствие осуществления противоправных действий работником лица не является основанием для освобождения последнего от возмещения ущерба, поскольку такое лицо должно было знать и контролировать работы, а также совершать все зависящие от него меры по недопущению совершения его работниками нарушения законодательства (Определение Верховного Суда РФ от 30 января 2019 года № 308-ЭС18-25008 по делу № А15-1675/2017).

Старший помощник прокурора Ленинского административного округа города Омска, младший советник юстиции М. А. Хрестолюбова.