Сайт переехал! С 1 марта 2024 года официальный сайт Администрации города Омска доступен по новому адресу: admomsk.gosuslugi.ru

 
 

Разъяснения прокуратуры

Специальная оценка условий труда

Основные обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда перечислены в статье 212 Трудового кодекса Российской Федерации. К ним, в частности, относятся:

  • обеспечение безопасности работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования;
  • приобретение и выдача за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты;
  • организация контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
  • проведение специальной оценки условий труда и т. д.

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

Обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.

Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, допущенными в установленном порядке к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.

По общему правилу специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет (часть 4 статьи 8 Федерального закона «О специальной оценке условий труда»).

При этом специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями, т.е. физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, или с работодателями, являющимися религиозными организациями, зарегистрированными в соответствии с федеральным законом.

Методика проведения специальной оценки условий труда утверждена приказом Минтруда России от 24 января 2014 года № 33 и устанавливает обязательные требования к последовательно реализуемым в рамках проведения специальной оценки условий труда процедурам.

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.

Организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчет о ее проведении, в который включаются результаты проведения специальной оценки условий труда.

Работодатель организует ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться:

  • для разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;
  • для обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты;
  • для установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций;
  • для принятия решения об установлении предусмотренных трудовым законодательством ограничений для отдельных категорий работников;
  • для иных целей, предусмотренных федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Старший помощник прокурора города Омска, младший советник юстиции Е.Ю. Лизунова.