Сайт переехал! С 1 марта 2024 года официальный сайт Администрации города Омска доступен по новому адресу: admomsk.gosuslugi.ru

 
 

Обзоры обращений граждан

Здесь публикуются наиболее острые вопросы, волнующие горожан, — вместе с развернутыми ответами, которые даются структурными подразделениями муниципалитета. Персональные данные авторов обращений не раскрываются.

Брифинг Владимира Куприянова 10.06.05

Брифинг Владимира Куприянова 10.06.05

Куприянов В.В.:
Муниципальная система образования сегодня самая крупная отраслевая система социальной сферы города Омска. Включает более 400 учреждений разного типа. Это – общеобразовательные школы, учреждения дошкольного дополнительного образования, муниципальные учреждения, которые решают вопросы, связанные с методическим обеспечением деятельности системы образования и оздоровительный загородный лагерь «Юбилейный», который сейчас одним из первых принимает 250 ребят, и будет работать пять смен.
В этом году мы планируем проработать вопросы о развитии системы образования. В первую очередь, разработка проектов общегородских программ, которые бы позволили улучшить деятельность системы образования и организовать более достойное содержание учреждений образования, создать условия для организации учебно-воспитательного процесса.
Мы при рассмотрении этих проектных программ в первую очередь основываемся на том, чтобы достаточно грамотно в рамках концепции модернизации образования, которая рассчитана до 2010 года, проработать различные направления. В первую очередь это программы, направленные на кадровое обеспечение системы образования. Эта программа так и называется «педагогические кадры». Она позволит обеспечить педагогическими кадрами как общеобразовательные учреждения, так и учреждения дошкольного образования. Сегодня существует проблема деятельности учреждений дошкольного образования: в первую очередь, обеспечения кадрами воспитателей или помощников воспитателей.
Мэром города Омска Виктором Филипповичем Шрейдером поставлена задача эту целевую программу разработать не только в рамках деятельности управления образования, но и с выходом на те высшие учебные заведения города Омска, средние специальные учебные заведения и учреждения начально-профессионального образования, которые бы позволили решить вопрос обеспечения кадрами учреждений, находящихся на территории города Омска. Эта программа будет включать разделы, позволяющие взаимодействовать общеобразовательным учреждениям с разными типами учреждений профессиональной школы. Очень серьёзная программа, которую мы сегодня считаем одной из влияющих на качество образования, - информатизация системы образования. Сегодня это направление распространяется достаточно широко, и мы знаем, что работает программа федеральная и Губернатора Омской области Леонида Константиновича Полежаева по обеспечению общеобразовательных школ материальными ресурсами (компьютерами, мультимедийными проекторами). На прошедшей коллегии управления образования был рассмотрен вопрос не только технического оснащения управления образования, но и подготовки кадров, которые могли бы обеспечить преподавание не только информатики, но и предметной специальности, то есть преподавание разных предметов, используя современную технику, и также создание единой информационной системы. В нашем регионе этот вопрос не достаточно развит, но я думаю, что, используя не только свой потенциал (но и бюджет региона и федеральный бюджет), а также возможности нашего государственного университета, технического университета создать такие условия. На будущее в каждом округе, планируется открыть класс, а может и не один - как в 19 гимназии - класс открытого доступа), и использовать эти классы для того, чтобы пополнять запас знаний не только учащихся школ или же ребят, которые занимаются в учреждениях дополнительного образования, но и для обучения и переобучения педагогов.
Третье очень серьезное направление – это программа «инновационная деятельность в образовании». Мы сегодня имеем достаточное количество экспериментальных площадок на базе общеобразовательных школ. У нас созданы городские методические сообщества, которые работают в этом направлении. Но внимания этому направлению уделялось недостаточно - очень много одаренных детей, которые принимают участие не только в олимпиадах и в научных обществах учащихся на муниципальном уровне, но и достаточно большое количество ребят принимает участие, как в олимпиадах областного, так и регионального уровня. Я имею в виду зоны, которые проводятся в городе Новосибирске, Томске, куда направляются победители областных олимпиад. У нас очень много примеров, когда учащихся лицея 64, гимназии 88, 140 гимназии, школы с углубленным изучением предметов 117 стали участниками таких зональных олимпиад, и это направление нам надо и в дальнейшем развивать. У нас есть учреждения, которые мы раньше называли инновационными, но в данной ситуации мы уже ушли от такого названия – это лицеи, гимназии, школы с углубленным изучением отдельных предметов, которые очень плодотворно работают с одаренными детьми. Задача управления образования – поддержать эти учреждения с точки зрения грамотного определения учебного плана и дополнительного введения часов науки, в виде конкретной материальной помощи, которая предусмотрена в плане реализации данной целевой программы.
Предполагается подпрограмма по работе с детьми-инвалидами, которая очень важна и сегодня очень серьезно рассматривается на всех уровнях власти. Этот вопрос часто рассматривается на аппаратных совещаниях у Виктора Филипповича Шрейдера. Это организация безопасного пребывания учащихся, воспитанников и педагогов в учреждениях образования. Подпрограмма очень материалоемкая. Мы ее планируем до 2010 года, и она по нашим подсчетам в связи с теми требованиями, которые выдвигают контролирующие службы, потребует чуть более полу миллиарда рублей, но пока это всё в проекте. Как будет рассмотрена и защищена эта программа, я смогу озвучить Вам более реальные цифры.
Будет меняться подход к организации деятельности учреждения образования в плане финансирования. Я хочу сказать, что сегодня очень серьезно рассматривается процесс привлечения средств руководителями учреждений образования всех типов и видов. К сожалению, в прошлые годы кроме статьи «заработная плата» и статьи «коммунальные услуги» фактически финансирование не было обеспечено. Сегодня, во-первых, для учреждений дошкольного образования разработали проект постановления, который уже согласован со всеми службами администрации города, о тарифах взимания родительской платы в дошкольных учреждениях. Родительская плата будет зависеть от времени пребывания ребенка в дошкольном учреждении (от 10,5 до 24 часов). Во-вторых, у нас существует определенный вид учреждений, в которых находятся дети с нарушенным интеллектом - это дошкольные учреждения компенсирующего типа, то есть там за счет бюджета будут вноситься деньги на питание, а все, что касается дополнительного финансирования, будет производиться за счет родителей.
Сегодня поставлена задача просчитать затраты по учреждениям: по общеобразовательным школам, по дошкольным учреждениям, учреждениям дополнительного образования. Это и оборудование, и вывоз мусора, и телефонизация учреждений образования. В этом году, я приведу пример, на проведение капитального ремонта по поручению Мэра будут внесены изменения в бюджет управления образования. Будут выделены при рассмотрении на заседании горсовета дополнительные средства, так как потребность 17,8 миллионов рублей не закрывает те необходимые виды работ, которые сегодня будут проведены в учреждениях образования по подготовке их к новому учебному году. Мы уже подали заявку в департамент финансов с расчетами по дополнительной сумме свыше 20 миллионов рублей.
Что касается вопросов будущего, мы планируем разработать муниципальную целевую программу развития системы образования города Омска. Сегодня проект областной такой программы развития системы образования уже находится у Губернатора. До конца 2005 года мы такую программу разработаем на основе этой программы с корректировками. Она будет включена с 2006 года с учетом бюджета до 2010 года в план реализации.
То, что касается проведения итоговой аттестации. Итоговая аттестация у нас начинается раньше, чем 1 июня. В этом году итоговая аттестация началась 24 мая. В этот день в форме ЕГЭ наши ребята сдавали химию. 463 ребенка этот предмет сдавали 24 числа. Я хочу сказать, что итоги по химии в этом году объективно лучше, чем в прошлом. На 15% улучшилось качество тех оценок, которые ребят получили в прошлом году. Мы обратили внимание, что в этом году категория выпускников, которые пришли сдавать именно химию, стала качественно другой. Я думаю, что сегодня это более серьезный подход, чем был в прошлом году. То, что касается вообще итоговой аттестации, то 12030 выпускников сдают сегодня экзамены. Традиционно итоговая аттестация заканчивается 20 числа, но если говорить о качественном подходе, то я хочу отметить, что в этом году по оценке наших специалистов, руководителей учреждений образований более качественные ответы были не только в рамках единого государственного экзамена, но и по другим предметам, по выбору. Хочется отметить также более качественные работы претендентов на серебряные и золотые медали. Вы знаете, мы определяем тех ребят, которые заканчивают и претендуют на аттестат особого образца. В этом году претендентов на серебряные медали - 396 ребят, на золотые медали - 253 ребенка. Я хочу сказать, что у 396 ребят, чьи работы были проверены, уже полностью подтвердили качественную работу те отметки, которые они получили в школе при написании письменных работ. Теперь будем ждать итоги проверки областной комиссии, тогда узнаем количество наших выпускников-медалистов. Традиционная итоговая аттестация у нас заканчивается балом выпускников. Выпускные вечера в школах пройдут с 23 июня. Сегодня бланки аттестатов в учреждения образования уже поступили. Сегодня мы их выдали. По мере окончания, 20 числа начинают заполнять аттестаты и на выпускном вручать. Что касается ребят, окончивших школу с аттестатами особого образца, 28 июня Мэр города Омска Виктор Филиппович Шрейдер проведет встречу с этими ребятами в Музыкальном театре, и мы Вас туда с удовольствием приглашаем. Сегодня проходит подготовка к этому замечательному празднику. Этот традиционный праздник будет проходить в одиннадцатый раз. И мы надеемся, что ребята заслуженно получат такую замечательную награду, будут отмечены Мэром города Виктором Филипповичем Шрейдером.
Что касается подготовки учреждений образования. Я кратко скажу, что сегодня ситуация достаточно рабочая в плане подготовки учреждений образования. Инженерно-техническим отделом нашего управления проведено обследование всех зданий учреждений образования. Выявлены первоочередные объекты, на которых будут проводиться ремонтные работы за счет муниципального бюджета. Сегодня в смете заложено 17,8 миллионов рублей, которые будут направлены на выполнение самых важных работ (ремонт кровель, ремонт систем отопления, горячего и холодного водоснабжения, электромонтажные работы, которые сегодня требуют очень серьезного подхода, так как по предписанию СЭС, госнадзора, энергонадзора без выполнения этих работ нормальное функционирование зданий невозможно). То, что касается дополнительных цифр, я уже сказал, мы составили план и надеемся, что с учетом дополнительного финансирования мы сможем выполнить те работы, которые планировали уже на следующий год. Без них мы бы могли функционировать с 1 сентября, но качественно лучше сможем работать в связи с тем, что эти работы будут выполнены. Кроме этого будет выполнена работа по предписанию госнадзора – пройдет установка автоматической пожарной сигнализации на сумму более 7 миллионов рублей в тех учреждениях, где дети находятся круглосуточно. В прошлом году в 5 детских домах уже установили автоматическую пожарную сигнализацию. В этом году в остальных детских домах и школах-интернатах будем восстанавливать пожарную сигнализацию. Кроме того, будет проведена пропитка чердачных помещений. Требования госнадзора будут выполнены. Будет сделан текущий ремонт. Я хочу сказать, что здесь нам достаточную помощь оказывают, в том числе и те организации, которые заключили соглашение на оказание шефской помощи учреждениям образования. Вы знаете, что это соглашение является обоюдным. То есть предприятия, организации оказывают шефскую помощь учреждению образования, а учреждение образования оказывает посильную творческую поддержку этим организациям, участвуют в праздниках, субботниках, помогают ветеранам этих предприятий. Я хочу сказать, такая всесторонняя помощь наших руководителей предприятий тоже позволит подготовить более качественно наши учреждения. Я хочу отметить, что есть вклад родителей в подготовке учреждений, но при рассмотрении бюджета следующего года мы будем стараться снять бремя с родителей для того, чтобы была возможность подготовить более качественно учреждения.

Как планируется решить кадровую проблему?

Куприянов В.В.
Уже в этом году по Указу Губернатора каждому молодому специалисту, который приходит в общеобразовательное учреждение ежемесячно к окладу, который он получает на основании единой тарифной сетки, будет производиться доплата 150 рублей. Второй момент, который прорабатывается в нашей программе, - это возможность приобретения жилья молодыми специалистами. Жилье будет строить муниципалитет, рассматривая льготы для той категории молодых специалистов, которые будут работать в учреждениях образования. То есть сегодня ситуация такова, что возможность получения жилья и возможность финансовой поддержки позволит обеспечить учреждения образования кадрами, хотя общеобразовательная школа на 80% практически обеспечена педагогическими кадрами. У нас более остро стоит проблема в дошкольных учреждениях. А в школах – учителя по предмету «информатика». Специалисты, заканчивающие вуз по этому направлению, имеют возможность достаточно хорошую обеспечить себя работой в других предприятиях, организациях, частных предприятиях. Им предлагаются более выгодные условия. Но сегодня, согласно постановлению Мэра, определенная категория специалистов, которая востребована в учреждениях (социальные педагоги, педагоги-психологи, старшие вожатые, которые занимаются организацией воспитательной работы в учреждениях образования, руководители учреждений) получают надбавку.

Работают ли учреждения УПК?

Куприянов В.В.
Два учреждения УПК работают. Это в Ленинском округе, где готовят ребят по рабочим специальностям. Не все готовы поступать в высшие учебные заведения, и те ребята, которые выбрали рабочие специальности, идут в наше УПК. Мы готовим и станочников. В Октябрьском округе это уже другое направление – компьютерная грамотность. Мы не готовим просто пользователей, мы вышли на тот уровень, чтобы подготовить программистов. По крайней мере, между двумя этими направлениями это готовится и, к сожалению, материально-техническая база учреждений образования тоже не соответствует, как, к сожалению, кадровое обеспечение. Для того, чтобы обучить ребенка работать на станке, нужен специалист, который бы этими навыками обладал. Таких специалистов, когда мы обучали мастеров производственного обучения с конкретных предприятий, просто не стало. Кроме двух учреждений профессионального образования, которые готовят мастеров производственного обучения, обучить ребят больше некому. Что касается СПУ, у нас существуют учреждения начального производственного образования, они в этом году полностью перешли в ведение министерства образования Омской области, которое стало учредителем. Сегодня министерство образования разрабатывает программу по развитию учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования. На августовском совещании, которое пройдет в виде конференции, областная и городская администрации будут рассматриваться вопрос о преемственности ступени образования. Потому что не все ребята уйдут в вузы, а должны найти себя в учреждениях начального профессионального образования, среднего профессионального образования, чтобы получить рабочую специальность. Востребованность сегодня в рабочих специальностях, как Вы знаете, есть. Этот вопрос пока не прорабатывался, но мы его поднимаем, потому что необходимо выпускников как 9 классов, так и 11 классов дальше устраивать, для того чтобы они получили возможность дальнейшего получения образования.

вопрос

Куприянов В.В.
Я сразу скажу о заработной плате. Говорить о заработной плате в среднем сложно, потому что всё зависит от уровня квалификации работника. Если это педагогический работник, то он получает заработную плату в соответствии с его квалификационным разрядом. Сегодня у нас 175 учреждений дошкольного образования. Трудится в этих учреждениях более 400 тысяч педагогических работников. То, что касается вакансий, остро стоит вопрос по укомплектованности штата воспитателей в мало комплектных детских садах, где 2-3 группы. В связи с тем, что количество групп небольшое, варианты режима работы они усложняют. Это проблема, но по сравнению со здравоохранением мы в лучших условиях, у нас 82% обеспеченности кадрами есть. Не идет молодежь в наши учреждения. Не приходят люди с высшим образованием в учреждения дошкольного образования. Если в школах учитель может уровень зарплаты повысить за счет дополнительного набора часов по предмету, то здесь воспитателю при его режиме работы 10 с половиной или 12 часов достаточно большая нагрузка, хотя есть и на полторы ставки работают педагоги воспитатели в детском саду. Еще одна проблема есть в детском саду – нехватка помощников воспитателя. Это категория обслуживающего персонала, и зарплата не превышает 1200 рублей на ставку. Мы считаем это проблемой, потому что средний возраст работников в дошкольных учреждениях уже превышает 45 лет.

вопрос

КУПРИЯНОВ В.В.
Я цифрами не обладаю. Не могу комментировать. Я знаю, так же как и в любом негосударственном учреждении, заработная плата не такая высокая, официальных данных нет, не могу комментировать. Негосударственные образовательные учреждения, которые существуют у нас в городе Омске, выполняют те же функции, но количество ребят, которые в этих учреждениях сегодня воспитываются и обучаются, достаточно маленькое. Хотя если честно говорить шесть учреждений имеют аккредитацию, и достаточно хорошо и качественно работают, потому что дело не в том, что туда приходят дети, у которых родители с хорошими финансовыми возможностями. В те учреждения попадают дети, которые по объективным или субъективным причинам не могут находиться в большом коллективе.

вопрос

КУПРИЯНОВ В.В.
Я сразу хочу сказать, открытие негосударственных учреждения не решит проблему. Для того чтобы решить проблему ликвидации очереди в дошкольные учреждения, следует открыть такое количество негосударственных учреждений, которое будет раза в 4 раза превышать количество муниципальных учреждений. Мы решать эту проблему будем немножко по-другому. Во-первых, то, что Вы говорите, выявлены поборы - всё сегодня на контроле лично у Мэра, и я персонально отвечаю за эту ситуацию, связанную с неправильным привлечением внебюджетных средств. Сегодня очень серьезно выстраиваем эту работу. Я уже говорил, дополнительно из муниципального бюджета будут выделяться средства на решение тех или иных проблем. Второй вопрос - по ликвидации большой очереди. Такой момент был выявлен прокуратурой. Приходят родители записываться в дошкольное учреждение заранее. В этом микрорайоне находится ряд учреждений, например, 245, 341, 122, 139 везде записываются, а потом отслеживают, где же у него быстрей очередь подойдет. Когда начала прокуратура проверять Кировский округ, я назвал эти детские сады, они не сверяли списки, в одном учреждении по 5-6 детей, записанных в 4-5 учреждениях. Сегодня мы систематизируем эту работу. Мы провели инструктивные совещания, собрали всю информацию по дошкольным учреждениям и создаем банк данных по потребности в «дошкольных местах». И сейчас при комплектовании с 1 сентября мы будем выдавать всем путевки, но при той очереди, которая определена в дошкольных учреждениях. Мы убрали фамилии, повторяющиеся в этих списках. И сегодня у нас очередь снизилась до 250 тысяч детей. И второй момент, который мы отрабатываем – это освобождение площадей в дошкольных учреждениях теми арендаторами, которые работают не по профилю, не по образованию. Мы пока не трогаем те учреждения, которые занимаются образовательной деятельностью. У нас есть такие примеры, когда негосударственное образовательное учреждение находится на площадях муниципальных учреждений образования. Это и дошкольные учреждения, есть и негосударственные образовательные учреждения немножко другого направления – по профилю мать и дитя - с грудного возраста. Эти учреждения мы пока не трогаем. Следующий момент. Мы провели полную ревизию всех учреждений, где были группы или в нерабочем состоянии, или перепрофилированы. Сейчас идет восстановление. Возникла еще одна проблема. Оснащение этих групп мебелью, инвентарем, игрушками и так далее. Сейчас просчитываем затраты и будем открывать дополнительно группы. Дальше. Сегодня вопрос решается в Кировском округе. Это 5 микрорайон, микрорайон «Прибрежный». Там запланировано большое количество домов, мы согласовали планы для проектирования, новые дошкольные учреждения начнут строиться. Будет разработана проектно-сметная документация на 380-местное дошкольное учреждение, будет построен детский сад. Прорабатываем вопрос о строительстве детского сада (будет спроектирован, и начнем строительство со следующего года) в микрорайоне «Кристалл». Кроме того, еще одно дошкольное учреждение будет построено в микрорайоне «Полет». Еще одна из действенных мер, которую мы предпринимаем - это приведение в соответствие таких типов учреждений как начальная школа - детский сад. Мы их создавали, для того чтобы сохранить дошкольные учреждения, но так как сегодня потребность в дошкольных местах более высокая, чем, например, в начальных школах, то функция обучения детей будет возвращаться полностью в общеобразовательные школы. А из НШДС постепенно планово первые классы будут не набираться. Дети будут выпускаться, а те площади будут отдаваться под дошкольное образование.

вопрос

Куприянов В.В.
Со стороны родителей не теряется интерес. Я прекрасно понимаю, что родителям, у которых появляется возможность сохранить пребывание детей в детском саду – начальной школе, это выгодно. Дети с 1 по 4 класс находятся под присмотром педагога, там и питаются, и делают уроки. В первом классе есть еще и режим сна, после того как пообедают. Но родители призадумываются, после окончания начальной школы – детского сада, ребенок должен перейти в новой коллектив. Почему? Потому что у нас сегодня нет такой преемственности во всех начальных школах – детских садах и школах, когда полным классом дети из начальной школы идут в школу. Кто-то после начальной школы – детского сада идет в гимназию, лицей, кто-то по месту жительства в школу, кто-то выбирает. Право выбора у родителей есть. Если мощность школы не позволяет принять ребенка, она не принимает. Дети попадают совершенно в другую среду, и период адаптации в этом возрасте будет более продолжительной, чем в том возрасте, когда он из детского сада пришел в первый класс. Возможность адаптации в новом коллективе на стадии семилетнего возраста намного проще проходит, чем в 10-летнем возрасте, когда ребенок уже становится личностью, и определяться ему достаточно тяжело.

вопрос

Куприянов В.В.
Я разу хочу сказать, есть проблема, потому что в начальных школах – детских садах особенно на первой стадии комплектование шло специалистами, которые не имели высшего образования и опыта работы в общеобразовательных школах. А программа в школах значительно отличается от программы школьного образования, и этот период более сложный. Еще хочу сказать, в дошкольных учреждениях привыкли обучать на уровне игры, а там требования совершенно другие. Ребенок в другой среде.

вопрос

КУПРИЯНОВ В.В.
Ваш вопрос разобью на два. Приходит со стороны человек в школу, он для этого учреждения пока никто. Когда с него требуют деньги это, естественно, не совсем законно. Хотя закон об образовании позволяет брать с физических лиц деньги. Вот я, Куприянов, пришел и говорю, у меня появилось 10 тысяч, хочу в детский дом передать эти деньги. Я пишу заявление и вношу в кассу деньги. Это законно. Но когда приходит родитель в школу со стороны, а тут очередь. Он говорит, примите моего ребенка, я Вам плачу 20 тысяч или привезу материалы, или сделаю ремонт. Это незаконно. Вчера у нас состоялось совещание с руководителями дошкольных учреждений, где конкретно каждому руководителю было сказано, что вступительных взносов в дошкольные учреждения и в школу вообще не должно быть. Потом, когда родитель является участником образовательного процесса, может помочь дошкольному учреждению в какой-то форме. Я сам помогал подготавливать зал к празднику, заливал горку. Это нормальное явление. Но в общеобразовательную школу любую, в том числе гимназию, лицей попасть трудно, потому что классы уже укомплектованы. Я бы с Вами поспорил как родитель, не как начальник управления образования, что выбираются именно эти учреждения. Я Вам приведу массу примеров. Обычные общеобразовательные школы готовят очень хорошо. Моя дочь училась в обычной общеобразовательной школе. Мой сын окончил общеобразовательную школу с золотой медалью. Когда я ему сказал, пойдешь в 19 гимназию. Он сказал, а как я буду выглядеть перед одноклассниками и перед учителями, которые меня довели до такого уровня. Зависит от того, кто учит. И второе. Хорошо, что есть такие хорошие гимназии 19, 115, 117. Если есть какие-то классы с уклоном, если ребята проходят тестирование, хорошо. Я говорил по программе инновационной деятельности, мы хотим в классы школы № 117 или 64 лицея или 117 гимназии привлекать тех детей, которые думают об одном направлении. А сегодня руководители будут брать детей только тогда, когда у них будут места свободные.

вопрос

Куприянов В.В.
Я просто приведу Вам пример. У нас по сравнению с 2001 годом на 2005 год снизилось количество учащихся детей на 36 тысяч. И в целом на 40 классов комплектов по сравнению с 2004 годом. 40 умножаем на 25, получаем 1000 детей. На 1200 у нас уменьшился показатель по сравнению с прошлым годом. Идет снижение количества учащихся. И до 2008 года еще будет снижение. Я думаю, от этого улучшится качество подготовки нашего ученика. Потому что, во-первых, не будет классов переполненных - по 25-30 учащихся. Это же плохо когда мы с Вами учились, в классах было по 40 детей, не все получили качественное образование.

вопрос

Куприянов В.В.
Я думаю, что для первого раза я не буду называть номера этих учреждений. С руководителями учреждений, против которых возбуждено уголовное дело, мы не продлили договора, срочно трудовой договор расторгли, они предупреждены. По отношению к одному руководителю, я скажу, это детский сад 93. В приговоре не сказано о запрете на работу, связанную с видом деятельности по воспитанию. С ней договор заключен, и если какие-то нарушения будут, с ней договор будет расторгнут. Проводим проверки всех учреждений. Выносятся не только моральные взыскания, но и материальные. Руководители лишаются премии, надбавок, которые сегодня устанавливаются. Или эта надбавка для руководителей, которые получили взыскание, уменьшается. Я хочу сказать, что управление образования будет очень жестко относиться к тем, кто будет совершать противоправные меры.