Обзоры обращений граждан

Здесь публикуются наиболее острые вопросы, волнующие горожан, — вместе с развернутыми ответами, которые даются структурными подразделениями муниципалитета. Персональные данные авторов обращений не раскрываются.

О правомерности отключения горячей воды и не подключения к теплу

Наш дом отключили от горячего водоснабжения и не подключают к теплоснабжению, мотивируя задолженностью перед коммунальными службами. Правомерно ли это?

Официальный ответ

Обратите внимание, что информация актуальна на дату публикации.

Ваше обращение по вопросу о правомерности отключения горячего водоснабжения и неподключения многоквартирного дома к системе отопления в связи с задолженностей жителей по оплате за коммунальные услуги рассмотрено в департаменте городского хозяйства Администрации города Омска.

По результатам рассмотрения обращения сообщаю следующее.

Согласно статье 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии со статьей 162 ЖК РФ управляющая организация по договору управления многоквартирным домом по заданию собственников помещений в многоквартирном доме в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества и предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме.

Контроль за деятельностью управляющих организаций по выполнению обязательств по договору управления многоквартирным домом входит в полномочия общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии со статьей 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии — исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.

При предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 (далее — Правила), регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Действие Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 80 Правил исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае неполной оплаты потребителем коммунальных услуг. Под неполной оплатой коммунальных услуг понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной или нескольких коммунальных услуг, превышающей 6 ежемесячных размеров платы, определенных исходя из соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, действующих на день ограничения предоставления коммунальных услуг, при условии отсутствия соглашения о погашении задолженности, заключенного потребителем с исполнителем, и (или) при невыполнении условий такого соглашения.

Однако согласно подпункту «в» пункта 81 Правил, в случае непогашения образовавшейся задолженности и по истечении 1 месяца со дня введения ограничения предоставления коммунальных услуг, исполнитель имеет право приостановить предоставление коммунальных услуг, за исключением отопления, холодного водоснабжения и водоотведения.

На основании изложенного ограничение предоставления коммунальных услуг (отопления) является неправомерным.

В соответствии с законодательством Российской Федерации вопросы взыскания задолженности по коммунальным платежам ресурсоснабжающей организации необходимо решать в судебном порядке.

По информации, предоставленной ООО «Наш дом», с 05.09.2011 по 08.09.2011 «ПО «Полет» — филиал ФГУП «ГКНПЦ имени М.В. Хруневича» было произведено отключение горячей воды в вашем многоквартирном доме без письменного уведомления.

Согласно Правилам и на основании акта отсутствия, либо снижения качества коммунальных услуг предусмотрено изменение размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Данные акты составляются с участием заявителя, представителей управляющих организаций и ресурсрснабжающей организаций.

Правилами установлены следующие требования к качеству коммунальной услуги по горячему водоснабжению:

  • бесперебойное, круглосуточное горячее водоснабжение в течение года;
  • обеспечение температуры горячей воды в точке разбора: не менее 60°С — для открытых систем централизованного теплоснабжения; не менее 50°С — для закрытых систем централизованного теплоснабжения;
  • постоянное соответствие состава и свойств горячей воды санитарным нормам и правилам;
  • давление в системе горячего водоснабжения в точке разбора от 0,03 МПа (0,3 кгс/кв. см) до 0,45 МПа (4,5 кгс/кв. см).

Допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды составляет: 8 часов суммарно в течение одного месяца; 4 часа единовременно, а при аварии на магистрали — 24 часа; для проведения 1 раз в год профилактических работ.

За каждый час, превышающий допустимый период перерыва подачи воды, размер ежемесячной платы снижается на 0,15 процента размера платы, определенной исходя из нормативов потребления.

За каждые 3°С снижения температуры горячей воды свыше допустимых отклонений размер платы снижается на 0,1 процента за каждый час превышения (суммарно за расчетный период) допустимой продолжительности нарушения. При снижении температуры горячей воды ниже 40°С оплата горячей воды производится по тарифу за холодное водоснабжение.

В случае отсутствия горячей воды или предоставления данной коммунальной услуги ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность, необходимо обратится в управляющую организацию. По результатам проверки составляется акт, который подписывается всеми заинтересованными сторонами.

В акте указываются нарушения параметров качества, время и дата начала предоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества. Акт подписывается в двух экземплярах, один из которых остается у заявителя.

Период предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества считается оконченным со дня подписания потребителем акта об устранении недостатков предоставления коммунальных услуг.

Вместе с указанным сообщаем, что согласно статье 11 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 11 Жилищного кодекса Российской Федерации защита нарушенных гражданских и жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел. Надзор за соблюдением законности осуществляют органы прокуратуры.