Обзоры обращений граждан

Здесь публикуются наиболее острые вопросы, волнующие горожан, — вместе с развернутыми ответами, которые даются структурными подразделениями муниципалитета. Персональные данные авторов обращений не раскрываются.

Кто считает спички

В администрации города прошла телефонная горячая линия на тему «Цены на продукты питания».

Кроме специалистов мэрии и контрольно-надзорных органов, ее участниками стали представители торговых сетей, подписавших недавно с мэрией Омска Меморандум о сдерживании цен на социально значимые продукты питания.
Тема оказалась востребованной омичами, звонков поступило немало.

«Лидером» по количеству жалоб стал сахар, цена на который в минувшем году повысилась более чем на 20%. Как пояснили участники «горячей линии», к сожалению, сахара, производимого в нашей стране, недостаточно и часть его импортируется, что и ведет к ценовым скачкам. Цены на него начинают расти весной, затем в период летне-осенних заготовок. В настоящее время принят новый закон о торговле, где в случае ценового взлета на продукт в течение месяца более чем на 30% предусмотрен мораторий на дальнейшее повышение цены в течение 90 дней. Но эти ограничения могут быть введены только на федеральном уровне. У муниципалитета нет полномочий диктовать цены торговым сетям, можно только договариваться.

По-прежнему жалуются омичи на ряд супермаркетов, где, по их мнению, много нарушений правил торговли продуктами питания – «недолив» молока, реализация продуктов с истекшим сроком годности, продажа расфасованных овощей с плесенью и др. Позвонившим рекомендовано обращаться в контрольно-надзорные органы, например, в Роспотребнадзор, и лучше всего не в устно, а в форме письменной жалобы.

Часть вопросов касалась супермаркетов, открывшихся в городе недавно. Покупатели заметили, что цены в них сначала были низкими, а потом начали расти, и в течение года «догнали» конкурирующие организации торговли. Это объясняется законами маркетинга: чтобы привлечь покупателей, магазин устанавливает демпинговые цены. Однако долго их сохранять ни одно предприятие торговли не в состоянии – оно просто разорится, поэтому постепенно ценники в магазинах выравниваются.

Были и вопросы, которые на первый взгляд могли показаться частными и, возможно, даже курьезными. Так, один из позвонивших спросил, как отличить на вкус – натуральное молоко или сделано из сухого? Специалисты ответили, что сейчас, если молоко сделано из сухого, переработчики обязаны указывать на упаковках «молочный напиток». Однако омич засомневался, напишут ли производители правду. Оказалось, что это действительно серьезная проблема. Отличить на вкус такое молоко невозможно, а лабораторий, где есть оборудование, позволяющее определить исходное сырье, в России очень мало. Раньше контрольно-надзорные органы могли хотя бы отследить, закупает ли предприятие сухое молоко, а сейчас у них нет полномочий делать проверки чаще, чем один раз в три года.
Омичка поинтересовалась, считает ли кто-нибудь спички в коробках. Раньше, по ее словам, на коробке было написано, сколько в нем спичек, сейчас такой надписи нет. По ее мнению, спички не докладываются. И, хотя «выгадать» тут производитель сможет ничтожно малую сумму, человеку неприятен сам факт обмана.