Обзоры обращений граждан

Здесь публикуются наиболее острые вопросы, волнующие горожан, — вместе с развернутыми ответами, которые даются структурными подразделениями муниципалитета. Персональные данные авторов обращений не раскрываются.

Новые электронные проездные для пенсионеров

Я не согласна с отменой привычных пенсионных проездных билетов.

Официальный ответ

Обратите внимание, что информация актуальна на дату публикации.

Ваше обращение о несогласии с отменой проездных билетов для пенсионеров, поступившее на телефон доверия мэра, рассмотрено в департаменте транспорта. По результатам рассмотрения обращения сообщаем следующее.

В настоящее время при оплате проезда в пассажирском транспорте общего пользования на территории города Омска каждому пассажиру предоставляются меры социальной поддержки, финансируемые из бюджета города Омска в соответствии с Решением Омского городского Совета от 26 декабря 2012 года № 99 «О мерах социальной поддержки граждан при оплате проезда в пассажирском транспорте общего пользования на территории города Омска».

Эти меры устанавливают сниженную относительно установленного Региональной энергетической комиссией Омской области (далее — РЭК Омской области) тарифа плату за разовую поездку в размере 18 руб. На 2015 год РЭК Омской области установлены предельные тарифы на перевозку пассажиров в городе Омске в автобусах, троллейбусах и трамваях от 20,88 руб. до 22,54 руб.

Кроме этого, Решением Омского городского Совета от 27 октября 2010 года № 362 «О некоторых вопросах оплаты проезда в муниципальном пассажирском транспорте города Омска и о внесении изменений в отдельные Решения Омского городского Совета в сфере организации транспортного обслуживания населения» установлены категории граждан, которым предоставляются льготы по оплате проезда в муниципальном пассажирском транспорте. В их числе — граждане, которым назначена пенсия по старости или по выслуге лет (далее — пенсионеры).

В связи с внедрением автоматизированной системы оплаты проезда (далее — АСОП) в Решение Омского городского Совета от 6 марта 2002 года № 470 «Об утверждении Положения о проездном билете длительного пользования на проезд в муниципальном пассажирском транспорте» внесены изменения, в соответствии с которыми для пенсионеров предлагается к использованию льготный электронный проездной билет (далее — ЭПБ) в пределах количества приобретенных поездок.

Ранее в Администрацию города Омска неоднократно поступали обращения граждан с просьбой ввести льготу для пенсионеров за разовую поездку. Постановлением Администрации города Омска от 24 апреля 2015 года № 596-п «Об установлении тарифов на электронные проездные билеты длительного пользования на проезд в муниципальном пассажирском транспорте» предусмотрен размер льготы по оплате проезда в муниципальном пассажирском транспорте пенсионерам в размере 3 руб. за каждую поездку при использовании льготного ЭПБ в пределах количества приобретенных поездок. Стоимость разовой поездки по данному виду ЭПБ составляет 15 руб. Таким образом, с введением АСОП для пенсионеров предусмотрена льготная оплата проезда.

Необходимо отметить, что предоставление указанных льгот по оплате проезда в пассажирском транспорте законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

Финансирование расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки и льгот по оплате проезда в общественном транспорте, осуществляется за счет средств бюджета города Омска.

При определении объема финансирования учитываются возможности городского бюджета по компенсации транспортным организациям недополученных доходов, связанных с предоставлением льгот по оплате проезда в общественном транспорте.

С внедрением АСОП гражданам, ежедневно совершающим более 4 поездок, рекомендуется приобретать следующие ЭПБ без лимита поездок со сроком действия:

  • в течение 15 дней, включая дату продажи, стоимостью 750 руб.;
  • в течение календарного месяца стоимостью 1 500 руб.

Приказом РЭК Омской области от 24 ноября 2011 года № 305/57 «Об установлении тарифов на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом в пригородном сообщении (город Омск)» с 1 января 2015 года установлен тариф на перевозку пассажиров автобусами при осуществлении перевозок по базовой маршрутной сети автомобильного транспорта, утвержденной уполномоченным органом исполнительной власти Омской области, при следовании пассажира в автобусах пригородного сообщения в пункт назначения, расположенный за чертой города Омска, в размере 18 руб. за одну поездку в черте города Омска и в размере 1,76 руб. за каждый километр пути за чертой города Омска.

Таким образом, в автобусах пригородного сообщения по сезонным садовым маршрутам базовой маршрутной сети при следовании в черте города Омска пенсионер может оплатить поездку, используя льготный ЭПБ в пределах количества приобретенных поездок либо ЭПБ без лимита поездок, при следовании за чертой города Омска — за наличный расчет в размере 1,76 руб. за каждый километр пути.

До 1 мая 2015 года постановлением Администрации города Омска от 26 июня 2014 года № 874-п «Об установлении тарифов на проездные билеты длительного пользования на проезд в муниципальном пассажирском транспорте» был установлен тариф на общий сезонный садовый проездной билет в размере 1 260 руб. (исходя из расчета 70 поездок по 18 руб.), а также тариф на льготный сезонный садовый проездной билет для пенсионеров в размере 1 080 руб. Таким образом, бюджет города Омска помогал оплачивать проезд в общественном транспорте каждому пенсионеру в размере 180 руб. (1 260 руб. – 1 080 руб. = 180 руб.) при оплате льготных сезонных садовых проездных билетов длительного пользования.

Кроме этого, при наличии сезонного садового проездного билета длительного пользования пассажир не оплачивал поездку за чертой города.

По итогам обследования пассажиропотока, проведенного на территории Омской области, установлено, что по проездным билетам длительного пользования фактически пассажир совершает в среднем за месяц 89 поездок.

В садовый период пассажир совершает дополнительно около 24 поездок в месяц (по графику подачи воды 3 дня в неделю: 3 дн. × 4 нед. × 2 = 24 поездки).

Средняя протяженность пригородных садовых маршрутов за чертой города составляет около 22,7 км. Таким образом, средняя стоимость одной поездки но пригородному садовому маршруту за чертой города составляет 39,95 руб. (1,76 руб. × 22,7 км = 39,95 руб.).

Следовательно, расчетная стоимость садового проездного билета составляет: (89 + 24) × 18 руб. + 24 × 39,95 руб. = 2 992,8 руб.

Таким образом, предприятия городского пассажирского транспорта (далее — предприятия ГПТ) несли убытки за каждый сезонный садовый проездной билет длительного пользования в размере 1 732,8 руб. (2 992,8 руб. – 1 260 руб. = 1 732,8 руб.).

Несмотря на проводимые мероприятия по сокращению расходов, в настоящее время на предприятиях ГПТ сложилась сложная экономическая ситуация, не позволяющая в необходимых объемах обеспечивать транспортное обслуживание населения города Омска.

В связи с необеспеченностью предприятий собственными доходами растет кредиторская задолженность, увеличивается число подвижного состава с истекшим сроком эксплуатации. В настоящее время износ транспортных средств пассажирских предприятий города Омска составляет по автобусам 94,4%, по троллейбусам — 91,9%, по трамваям — 92,4%.

С целью минимизации убытков предприятий ГПТ, а также обеспечения населения города Омска транспортными услугами надлежащего качества и в необходимых объемах при переходе на АСОП было принято решение об отмене садовых сезонных проездных билетов длительного пользования, в том числе для льготных категорий граждан.

В условиях сокращения доходной части бюджета выделение дополнительного финансирования на снижение стоимости проезда для пенсионеров не представляется возможным.