Ленинский округ является одним из старейших в Омске. В архивном фонде Сибирского казачьего войска хранится постановление присутствия Войскового хозяйственного правления от 18 апреля 1896 года «О разрешении обществу Омского городского поселения образовать новый хутор близ вокзала железной дороги». 7 июля 1899 года по Сибирскому казачьему войску был издан приказ № 116, в котором объявлялось, что Военный Совет 7 мая 1899 года (19 мая по новому стилю) внес в список станиц и поселков Сибирского казачьего войска Атаманский хутор с подчинением его Омской станице. Эта дата считается днем рождения современного Ленинского округа.
©Фото из электронного архива Библиотеки Конгресса США (frontiers.loc.gov)
Городская станция Сибирской железной дороги
7 июня 1921 года на территории Атаманского хутора образовался районный совет, который стал заниматься вопросами здравоохранения, народного образования, питания и кооперации, социального обеспечения, труда и борьбы с труддезертирством, коммунального хозяйства и жилья.
2 августа 1921 года решением пленума Омского губисполкома Атаманский хутор был переименован в рабочий поселок Ленинск, который в конце 1922 года преобразовался в город Ленинск-Омский.
©Фото из архива музея истории городского самоуправления
Сибирская ж. д. станция. Омск, вокзал
В 1922–1923 годах происходило благоустройство территории: производилась планировка улиц с подвозкой земли, прокапывались водосточные канавы, сооружались новые тротуары. Тогда же началась электрификация микрорайонов, прокладывался водопровод. Все лавки и торгово-промышленные предприятия были взяты на учет.
В 20-е годы широко развернулась борьба с неграмотностью. Райисполком Ленинского городка предложил всем неграмотным от 14 до 16 лет, не состоящим на службе в советских учреждениях, зарегистрироваться в отделе Народного образования пригородов. Тот, кто уклонялся от регистрации, объявлялся труддезертиром. Летом 1922 года только в одном Лагерном городке (ныне 14 военный городок) имелось 5 школ по ликвидации неграмотности. Была образована 1 железнодорожная школа имени З.И. Лобкова (ныне школа № 72). На станциях Омск, Московка и Куломзино были открыты детские столовые и больницы.
©Фото из архива музея истории городского самоуправления
Сестры милосердия
Ленинский исполком в 1923 году имел собственную городскую милицию, угрозыск и пожарное депо.
К 1925 году территория Ленинска составляла 336 га с протяженностью улиц в 51 км. Началось строительство новых государственных жилых домов. Первым застройщиком домов для своих рабочих и служащих явилось управление Омской железной дороги. Тогда же началось возведение двухэтажных домов жилкооперативами. В 1927 году было завершено строительство клуба им. З.И. Лобкова с залом на 1200 мест. В 1928 году на привокзальной площади началось строительство первого шлакобетонного 81-квартирного дома.
©Фото из архива музея истории городского самоуправления
Жилой дом на ул. Труда
В 1929 году в Ленинске-Омском резко увеличилась численность жителей, что было связано с большим притоком сельского населения. 14 августа 1930 года Президиум Западно-Сибирского крайисполкома принял решение о вхождении Ленинска-Омского в состав города Омска и образовании Ленинского (Ленинск-Омского) района.
В 30-е годы в районе было возведено целый ряд зданий в стиле конструктивизма, в том числе, построенное в 1932 году здание райсовета. Решением Народного Комиссариата путей сообщения на базе железнодорожных мастерских создается Омский паровозовагоноремонтный завод им. Рудзутака.
В предвоенные годы Ленинский район развивался достаточно динамично. В 1937 году была пущена в эксплуатацию первая очередь трамвайных путей от вокзала до сада им. Куйбышева протяженностью 8,2 км, а в 1940 году трамвайная линия связала район с центром города. В 1937 году введен в строй понтонный мост через Иртыш в районе поселка им. Куйбышева. На площадке четырех кварталов Привокзального поселка началось строительство ТЭЦ-2, построено здание почтамта. В 1939 году открылась первая сберегательная касса при вагоноремонтном депо станции Омск. В 1940 году построен комбикормовый завод. В 1941 году ТЭЦ-2 дала первый промышленный ток. Закончилось строительство кинотеатра «Октябрь» на 600 мест.
Накануне Великой Отечественной войны Ленинский район представлял собой железнодорожный район, состоящий из 5 городков, разделенных линиями железной дороги с населением свыше 107 тыс. человек и территорией в 6965 га. В районе работало 25 промышленных предприятий с численностью 16819 человек, а с учетом рабочих-железнодорожников – до 20 тыс.
©Фото из личного архива Е.А. Дердюк
Рабочий вагоноремонтного депо
С началом Великой Отечественной войны происходит быстрый рост военно-промышленного комплекса и приток эвакуированного населения. Из Ленинграда, Запорожья и других городов были эвакуированы целые заводы, а с ними рабочие и их семьи. Жить было негде, и в срочном порядке строились бараки, насыпные дома, общежития, проводилось уплотнение. Остро встали вопросы увеличения мощности электростанций, водопровода, строительства канализации. Открывались пункты бытового обслуживания и мастерские.
Основу индустриальной базы для оборонной промышленности составили корпуса действующих производств, как это было на заводе им. Ворошилова (сейчас завод транспортного машиностроения), или переоборудовали небольшие предприятия под выполнение военных заказов, как на заводе «Штамповщик» (ныне ПО «Иртыш»), а то и просто выгружали станки в открытом поле, и уже потом возводили над ними крышу. Война кардинальным образом изменила род деятельности многих предприятий. Так, с 1941 года в ведение Наркомата танковой промышленности перешел паровозовагоноремонтный завод им. Рудзутака. Всего за военные годы объем промышленной продукции, выпускаемой в Ленинском районе, увеличился в 6 раз.
С первых недель начала боевых действий в город стали поступать раненые; госпитали размещались в школах, железнодорожном техникуме. В 1943 году начала свою деятельность медсанчасть № 4.
22 июля 1945 года на Омском железнодорожном вокзале встречали первую группу демобилизованных воинов Советской Армии.
©Фото из архива музея истории городского самоуправления
С фронта с победой, 1945 год
В послевоенные годы жизнь района перестроилась на мирный лад. Завод «Штамповщик» освоил выпуск 16 видов новой продукции, в том числе, медицинского оборудования и электроаппаратуры, газовых плит, мебели.
В 1946 году было создано Омское отделение Западно-Сибирской железной дороги. Активно стала развиваться речная пристань, которая в 1948 году получила звание порта первого разряда.
©Фото цитируется по изданию: Юрасова М.К. Омск. Очерки истории города. — Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1965.
Погрузочные работы в речном порту
25 июля 1945 года состоялась закладка сквера им. Серова – одного из красивейших парков города, а осенью 1949 года в нем были произведены основные работы по посадке деревьев.
©Фото из архива пресс-службы Ленинского округа
Деревья в сквере на пл. Серова (наши дни)
Начинается масштабная работа по озеленению территории вдоль главных магистралей.
С 1949 года большое внимание стало уделяться строительству жилья, инженерных коммуникаций. Начинается снос землянок, разворачивается строительство пятиэтажных домов по ул. Московской (проспект К. Маркса). В массовом порядке асфальтируются улицы, тротуары.
В 50-х годах интенсивно развивается социальная сфера: открываются детские ясли на 100 мест, родильный дом, 4 магазина, павильон бытового обслуживания, 5 клубов, кинотеатр, библиотека им. Ленина. Началось строительство теплично-парникового комбината.
©Фото И. Зубакина из электронного архива Библиотеки Конгресса США (frontiers.loc.gov)
Универмаг
В районе прокладывается вторая линия трамвайного пути от мясокомбината до ул. 7 Ленинградской, по маршруту Железнодорожный вокзал – Городок водников. В 1953 году на Омском отделении железной дороги сдан в эксплуатацию первый электрифицированный участок Московка – Куломзино, на котором курсировали пригородные электропоезда.
©Фото из личного архива Е.А. Дердюк
Электропоезд
Нарастают объемы строительства жилья. Появляется новый квартал жилых домов на ул. Серова; вскоре там открылось и первое телеателье. В период с 1954 по 1955 годы введено в эксплуатацию 5900 кв. м жилой площади, 770 земельных участков отдано под строительство. Началось развитие крупнопанельного домостроения. Все вновь вводимые дома подключались к центральному отоплению, горячему водо и газоснабжению. Почти половина вводимой жилой площади использовалась для расселения аварийных домов.
В 1959 году завод «Штамповщик», переименованный в Омский телевизионный завод, приступил к серийному выпуску черно-белых телевизоров.
Серьезно пополнился парк автобусов, троллейбусов, трамваев и такси. В данный период были построены спортивные комплексы объединения «Полет» и телевизионного завода.
В 1976–1980 годы большая работа проведена по развитию и укреплению материальной базы здравоохранения. Две поликлиники и пристройка к стационару введены в строй отделением железной дороги.
В 1986 году активно осуществлялась телефонизация района, введена в действие АТС-32 в жилом массиве Московка, сдана под монтаж АТС-41. На сто жителей приходилось 12,5 телефонов. В 1989 году на базе телевизионного завода было создано производственное объединение «Иртыш».
©Фото цитируется по изданию: На связи Омск: К 140-летию Омской электрической связи / Сост. О.А. Гердович. — Омск: Кн. изд-во, 2002. — 304 с.: илл.
Телефонистка за работой
В последнее десятилетие XX века Ленинский округ испытал на себе все сложности перестроечного времени. В 1991 году в стране началась приватизация. В округе создавались акционерные общества, муниципальные предприятия. В 1994 году стал акционерным обществом Омский речной порт.
©Фото из архива пресс-службы Ленинского округа
Речной порт
В 90-е годы осуществлялась массовая передача ведомственного жилого фонда в муниципальную собственность. Велись строительство и капитальный ремонт асфальтированных дорог и тротуаров, линий уличного освещения. Создавались новые предприятия малого и среднего бизнеса в сфере торговли, бытового обслуживания, общественного питания. К 100-летию округа заложен сквер «Юбилейный».
Наталья Елизарова, к.и.н., автор-составитель
© 2010–2024 Администрация города Омска